МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Конституционное право

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра конституционного и международного права
Направление подготовки40.03.01. Юриспруденция
ПрофильОбщеправовой
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный план40_03_01_Юриспруденция_Общеправовой-2021
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 84
самостоятельная работа 141
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 15,5 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 18 18 28 28
Практические 20 20 36 36 56 56
Сам. работа 78 78 63 63 141 141
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 144 144 252 252

Программу составил(и):
канд.юрид.наук, Доцент, Молотов А.В.

Рецензент(ы):
Канакова А.Е.;Старший преподаватель, Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Конституционное право

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 г. № 1011)

составлена на основании учебного плана:
40.03.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 20.06.2022 г. № 4
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Аничин Е.С.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 20.06.2022 г. № 4
Заведующий кафедрой Аничин Е.С.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины "Конституционное право" является формирование компетенций,закрепленных за соответствующей дисциплиной, необходимых для реализации задач профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.5

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 Способен анализировать основные закономерности формирования, функционирования и развития права
ОПК-6 Способен участвовать в подготовке проектов нормативных правовых актов и иных юридических документов
ПК-1 Способен разрабатывать нормативные правовые акты в соответствии с профилем профессиональной деятельности
ПК-2 Способен осуществлять деятельность по принятию нормативных актов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-1.1. Знает закономерности формирования, функционирования и развития права.
ОПК-7.1. Знает иерархию источников права; приемы и методы подготовки проектов правовых актов и иных юридических документов.
ПК-1.1. Знает виды, особенности и иерархию нормативных правовых актов по юридической силе.
ПК-2.1. Знает стадии правотворческого процесса и полномочия компетентных органов.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-1.2. Умеет определять основные тенденции развития правовых систем.
ОПК-7.2. Умеет самостоятельно составлять проекты правовых актов и иных юридических документов.
ПК-1.2. Умеет определять место нормативного правого акта в иерархии нормативных правовых актов по юридической силе.
ПК-2.2. Умеет определять орган или должностное лицо, в компетенции которого находится принятие соответствующего нормативного правового акта.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-1.3. Владеет навыками разрешения нестандартных ситуаций правоприменительной практики.
ОПК-7.3. Владеет навыками выявления юридико-технических недостатков проектов правовых актов и иных юридических документов.
ПК-1.3. Владеет навыками создания правовых норм с учетом правил юридической техники.
ПК-2.3. Владеет навыками подготовки и оформления сопроводительных документов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в конституционное право Российской Федерации.
1.1. Введение в конституционное право Российской Федерации. Лекции 1 2 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.2. Введение в конституционное право Российской Федерации. Практические 1 4 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.3. Введение в конституционное право Российской Федерации. Сам. работа 1 22 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Основы конституционного строя.
2.1. Основы конституционного строя. Лекции 1 2 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.2. Основы конституционного строя. Практические 1 6 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.3. Основы конституционного строя. Сам. работа 1 28 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Основы правового статуса личности.
3.1. Основы правового статуса личности. Лекции 1 6 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.2. Основы правового статуса личности. Практические 1 10 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.3. Основы правового статуса личности. Сам. работа 1 28 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Федеративное устройство России.
4.1. Федеративное устройство России. Лекции 2 8 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л2.1
4.2. Федеративное устройство России. Практические 2 16 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л2.1
4.3. Федеративное устройство России. Сам. работа 2 29 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Избирательное право.
5.1. Избирательное право. Лекции 2 6 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л2.1
5.2. Избирательное право. Практические 2 10 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л2.1
5.3. Избирательное право. Сам. работа 2 28 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Система органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации
6.1. Система органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации Лекции 2 4 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л2.1
6.2. Система органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации Практические 2 10 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л2.1
6.3. Система органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации Сам. работа 2 6 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС 40.05.04 ФГОС ВО 3++.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Комкова Г. Н., Колесников Е. В., Липчанская М. А. Конституционное право Российской Федерации: Конституционное право Российской Федерации Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Стрекозов, В. Г. Конституционное право России : Конституционное право России Юрайт, 2021 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Конституционное право portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office

Microsoft Windows
7
Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:

СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:

1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);

2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);

3. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
202С библиотека (читальный зал) - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 53 посадочных места; компьютеры с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом к электронной информационно-образовательной среде АлтГУ; ноутбуки (по запросу)
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Подготовку к практическим занятиям по дисциплине рекомендуется начинать с повторения лекционного материала по теме предстоящего занятия. После этого рекомендуется ознакомиться с нормативными правовыми актами по теме и иными практическими источниками (практика судебных и иных государственных органов, статистика и т.п.). Только после этого необходимо приступать к ознакомлению с теоретическими источниками (монографиями, учебниками, статьями и т.п.). Такой порядок позволит вам отсеять теоретические источники, содержащие устаревшую информацию. Завершим освоение практических и теоретических источников необходимо приступить к подготовке ответов на теоретические вопросы. Если конкретное занятие предусматривает выполнение практического задания или теста, то это необходимо делать после завершения работы над теоретическими вопросами.
Подготовка к зачету или экзамену следует начинать с повторения лекционного материала и материала, рассмотренного на практических занятиях. После этого необходимо повторно посмотреть нормативные правовые акты на предмет актуальности имеющихся у обучающихся знаний. Только после этого рекомендуется ознакомление с теоретическими источниками.