МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проблемы теории государства и права

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.03.01. Юриспруденция
ПрофильОбщеправовой
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план40_03_01_Юриспруденция_Общеправовой-2021
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 12
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 38 38 38 38
Сам. работа 61 61 61 61
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Насыров Р.В.

Рецензент(ы):
Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Проблемы теории государства и права

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 г. № 1011)

составлена на основании учебного плана:
40.03.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н., профессор А.А. Васильев А.А., зав. кафедрой


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д.ю.н., профессор А.А. Васильев А.А., зав. кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Теория государства и права играет двоякую роль: во-первых, теоретического введения в юриспруденцию, изучение ее основных понятий и конструкций как необходимое условие и предпосылка усвоения отраслевых и специальных юридических дисциплин; во-вторых, изучения проблем теории государства и права с учетом и на основе изученного студентами материала отраслевых и специальных дисциплин должно способствовать преодолению фрагментарности знаний и формированию целостного представления о юриспруденции как единой науке. Важным является обсуждение спорных вопросов о предмете теории государства и права, о ее структуре, связи с отраслевыми и специальными юридическими науками, о деидеологизации правовой науки и т.д. Невозможно за небольшой промежуток времени рассмотреть все общетеоретические проблемы правовой науки, но важно при анализе отдельных тем осознать, что юриспруденция – единая наука, в основе которой лежат общие для всех правовых наук принципы, подходы, цели.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.2.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 Способен осуществлять деятельность по принятию нормативных актов
ПК-2 .1 Знает стадии нормотворческого процесса и полномочия компетентных органов.
ПК-2 .2 Умеет определять орган или должностное лицо, в компетенции которого находится принятие соответствующего нормативного правового акта.
ПК-2 .3 Владеет навыками подготовки и оформления сопроводительных документов.
ПК-5Способен обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина
ПК-5.1 Знает правовую основу регулирования прав и свобод человека и гражданина.
ПК-5.2 Умеет в рамках конкретной правовой ситуации определять подходящие формы и способы защиты прав и свобод человека и гражданина.
ПК-5.3 Владеет навыками правового разрешения конфликтных ситуаций, затрагивающих права и свобод человека и гражданина.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2.1. Знает стадии нормотворческого процесса и полномочия компетентных органов.
ПК-5.1. Знает правовую основу регулирования прав и свобод человека и гражданина.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-2.2. Умеет определять орган или должностное лицо, в компетенции которого находится принятие соответствующего нормативного правового акта.
ПК-5.2. Умеет в рамках конкретной правовой ситуации определять подходящие формы и способы защиты прав и свобод человека и гражданина.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2.3. Владеет навыками подготовки и оформления сопроводительных документов.
ПК-5.3. Владеет навыками правового разрешения конфликтных ситуаций, затрагивающих права и свобод человека и гражданина.



4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Проблемы теории государства
1.1. Функции и механизм государства Лекции 8 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-2 .1, ПК-2 .2, ПК-2 .3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Функции и механизм государства Практические 8 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-2 .1, ПК-2 .2, ПК-2 .3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Функции и механизм государства Сам. работа 8 8 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-2 .1, ПК-2 .2, ПК-2 .3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Формы и типы государства Лекции 8 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-2 .1, ПК-2 .2, ПК-2 .3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.5. Формы и типы государства Практические 8 6 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-2 .1, ПК-2 .2, ПК-2 .3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.6. Формы и типы государства Сам. работа 8 8 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-2 .1, ПК-2 .2, ПК-2 .3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.7. Правовое государство Практические 8 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-2 .1, ПК-2 .2, ПК-2 .3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Проблемы теории права
2.1. Определение, признаки и сущность права Лекции 8 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-2 .1, ПК-2 .2, ПК-2 .3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Определение, признаки и сущность права Практические 8 6 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-2 .1, ПК-2 .2, ПК-2 .3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Определение, признаки и сущность права Сам. работа 8 10 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-2 .1, ПК-2 .2, ПК-2 .3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.4. Право в системе нормативного социального регулирования Лекции 8 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-2 .1, ПК-2 .2, ПК-2 .3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.5. Право в системе нормативного социального регулирования Практические 8 6 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-2 .1, ПК-2 .2, ПК-2 .3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.6. Право в системе нормативного социального регулирования Сам. работа 8 10 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-2 .1, ПК-2 .2, ПК-2 .3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.7. Система права и система законодательства Лекции 8 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-2 .1, ПК-2 .2, ПК-2 .3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.8. Система права и система законодательства Практические 8 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-2 .1, ПК-2 .2, ПК-2 .3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.9. Система права и система законодательства Сам. работа 8 12 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-2 .1, ПК-2 .2, ПК-2 .3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.10. Проблемы правового регулировани и его механизма Лекции 8 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-2 .1, ПК-2 .2, ПК-2 .3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.11. Проблемы правового регулировани и его механизма Практические 8 8 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-2 .1, ПК-2 .2, ПК-2 .3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.12. Проблемы правового регулировани и его механизма Сам. работа 8 13 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-2 .1, ПК-2 .2, ПК-2 .3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Экзамен
3.1. Экзамен Экзамен 8 27 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-2 .1, ПК-2 .2, ПК-2 .3 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10024

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1
Способен разрабатывать нормативные правовые акты в соответствии с профилем профессиональной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Определите нормативные правовые акты, равнозначные по юридической силе
А) Федеральный закон «Об образовании в РФ» и Закон Алтайского края «Об образовании в Алтайском крае»
Б) Приказ комитета по образованию г. Барнаула и приказ Министерства образования и науки Алтайского края
В) Приказ Министерства просвещения Российской Федерации и приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации
Г) Устав АлтГУ и Положение о юридическом институте АлтГУ
Ответ: В

Вопрос 2. Какой метод осуществления государственной власти позволяет добиться более эффективного результата по причине влияния на сознание человека?
А) Убеждение;
Б) Принуждение;
В) Понуждение;
Г) Наказание.
Ответ: А

Вопрос 3. Какой признак права указывает на официальное закрепление нормы права в законах и иных нормативно-правовых актах?
А) Нормативность.
Б) Обеспеченность и возможность государственного регулирования.
В) Интеллектуально-волевой характер.
Г) Формальная определенность.
Ответ: Г

Вопрос 4. Выберете строку, в которой верно перечислены способы систематизации законодательства:
А) инкорпорация, консолидация, структуризация, учет
Б) инкорпорация, консолидация, кодификация, учет
В) корпорация, консолидация, кодификация, учет
Г) инкорпорация, интеграция, кодификация, учет
Ответ: Б

Вопрос 5. Среди указанных нормативных правовых актов определите акт, имеющий наивысшую юридическую силу:
А) Гражданский кодекс РФ
Б) Уголовный кодекс РФ
В) Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»
Г) Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 №1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти»
Ответ: Г

Вопрос 6. Среди указанных нормативных правовых актов определите акт, имеющий наивысшую юридическую силу:
А) Устав города Барнаула
Б) Устав Алтайского края
В) Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Г) Закон Алтайского края «О порядке избрания глав муниципальных образований Алтайского края»
Ответ: В

Вопрос 7. Среди указанных нормативных правовых актов определите акт, имеющий наивысшую юридическую силу:
А) Закон РФ «О защите прав потребителей»
Б) Гражданский кодекс
В) Федеральный закон «О защите конкуренции»
Г) Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»
Ответ: Г

Вопрос 8. Выберете строку, в которой верно перечислены структурные элементы нормы права:
А) основание, диспозиция, санкция
Б) гипотеза, диспозиция, санкция
В) гипотеза, норма, санкция
Г) гипотеза, диспозиция, наказание
Ответ: Б

Вопрос 9. Выберете верный способ указания реквизитов нормативного правового акта:
А) Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»
Б) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
В) Федеральный закон от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе»
Г) Федеральный закон от 17.07.2009 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»
Ответ: В

Вопрос 10. Назовите, какой элемент юридической техники использовался в нижеприведенном случае:
«образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» (Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации»)
А) Правовая аксиома
Б) Юридическая фикция
В) Правовая дефиниция
Г) Правовая презумпция
Ответ: В

Вопрос 11. Назовите, какой элемент юридической техники использовался в нижеприведенном случае:
«Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда» (Конституция РФ)
А) Правовая аксиома
Б) Юридическая фикция
В) Правовая дефиниция
Г) Правовая презумпция
Ответ: Г

Вопрос 12. Назовите, какой элемент юридической техники использовался в нижеприведенном случае:
«Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет» (Конституция РФ)
А) Правовая аксиома
Б) Юридическая фикция
В) Правовая дефиниция
Г) Правовая презумпция
Ответ: А

Вопрос 13. Назовите, какой элемент юридической техники использовался в нижеприведенном случае:
«Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, – в течение шести месяцев» (Гражданский кодекс РФ)
А) Правовая аксиома
Б) Юридическая фикция
В) Правовая дефиниция
Г) Правовая презумпция
Ответ: Б

Вопрос 14. Назовите, какой принцип использовался в нижеприведенном случае:
«Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором, либо иным вступившим в законную силу решением суда, принятым в рамках гражданского, арбитражного или административного судопроизводства, признаются судом, прокурором, следователем, дознавателем без дополнительной проверки» (Уголовный процессуальный кодекс РФ)
А) Правовая преюдиция
Б) Юридическая фикция
В) Правовая дефиниция
Г) Правовая презумпция
Ответ: А

Вопрос 15. Укажите способ изложения нормы права в следующем примере:
«По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги» (Гражданский кодекс РФ)
А) Бланкетный
Б) Прямой
В) Отсылочный
Г) Казуистичный
Ответ: Б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Что такое право в объективном смысле?
Ответ: право – это система общеобязательных формально-определелнных правил поведения, санкционированная государством и обеспеченная силой государственного принуждения.

Вопрос 2. Назовите основные принципы правотворчества (как минимум пять).
Ответ: законность, демократизм, научность, профессионализм, гласность, системность.

Вопрос 3. Назовите общие стадии, присущие всем видам правотворчества.
Ответ: Решение о принятии НПА, разработка НПА, обсуждение, принятие, подписание и опубликование, мониторинг.

Вопрос 4. Какие требования предъявляются к оформлению юридических документов?
Ответ: Определенность предмета регулирования, структурированность, наличие реквизитов

Вопрос 5. Какие требования предъявляются к языку (тексту) официальных правовых актов?
Ответ: Официально-деловой стиль, использование юридических терминов, ясность, лаконичность.

Вопрос 6. Какие законы не должны издаваться в Российской Федерации, согласно ч.2 ст. 55 Конституции Российской Федерации?
Ответ: «не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина».

Вопрос 7. Раскройте структуру юридической техники.
Ответ: Язык права (юридическая терминология), правовые конструкции, правила составления и оформления правовых актов.

Вопрос 8. .Назовите два основных метода правового регулирования.
Ответ. Императивный и диспозитивный.

Вопрос 9. Какие типы правового регулирования являются основными?
Ответ: Общедозволительный и разрешительный.

Вопрос 10. Какой принцип правотворчества проявляется в возможности принятия нормативных правовых актов в форме референдума, обсуждении законопроектов в средствах массовой информации, обращении с предложениями/замечаниями граждан и должностных лиц.
Ответ: принцип демократизма.

Вопрос 11. Укажите способ изложения нормы права в следующем примере: «Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции Российской Федерации» (Конституция РФ)
Ответ: отсылочный

Вопрос 12. Укажите способ изложения нормы права в следующем примере: «Каждый имеет право свободно искать, получать передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом» (Конституция РФ)
Ответ: Бланкетный

Вопрос 13. 14 февраля 2000 г. Пленумом Верховного суда РФ было принято Постановление «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних». В п. 9 названного Постановления, например, говорится: «Необходимо иметь в виду, что совершение преступления с использованием лица, не подлежащего уголовной ответственности в силу возраста (ст. 20 УК РФ) или невменяемости (ст. 21 УК РФ), не создает соучастия». Определите правовую природу данного акта. Содержит ли он нормы права? Поясните свой ответ.
Ответ: Это интерпретационный правовой акт / акт толкования права; он не содержит нормы права, только разъясняет их.

Вопрос 14. При наличии общей и специальной норм права, регулирующих одни те же правоотношения, применяется ________________.
Ответ: специальная норма.

Вопрос 15. При наличии двух нормативных правовых актов, регулирующих одни и те же правоотношения, одинаковой юридической силы применяется акт, __________________.
Ответ: принятый позднее.

Вопрос 16. В случае противоречия норм закона субъекта РФ федеральным законам РФ по вопросам, относящимся к предметам ведения РФ или совместного ведения РФ и субъектов РФ, применяются нормы _______________.
Ответ: федеральных законов РФ.

Вопрос 17. В 2018 году Девятым арбитражным апелляционным судом криптовалюта была признана иным имуществом. Соответственно, к спорным правоотношениям были применены нормы, регулирующие общественные отношения, связанные с оборотом имущества. Какой способ восполнения пробела в праве использовал суд в данном случае?
Ответ: аналогия закона.

Вопрос 18. Истец, воспользовавшись услугой по обмену криптовалюты на сервере, владельцем которого является Ответчик, перевел на указанный сервер принадлежащую ему криптовалюту с целью ее обмена на российские рубли. В отсутствие норм права, регулирующих спорные правоотношения, суд в своем решении руководствовался принципами экономической целесообразности и добросовестности сторон. Какой способ восполнения пробела в праве использовал суд в данном случае?
Ответ: аналогия права.

Вопрос 19. Гражданин Иванов неоднократно обращался в Государственную Думу Федерального Собрания РФ с просьбой принять закон «О социальных льготах работников образовательных организаций». Но всякий раз из законодательного органа ответ не приходил, а указанный закон не принимался. Обязана ли Государственная Дума принимать к рассмотрению законопроекты, разработанные гражданами?
Ответ: нет, не обязана; отдельные граждане не входят в круг субъектов законодательной инициативы.

Вопрос 20. Что входит может быть урегулировано правом в описанной ситуации: девушка взяла у юноши в займы 100 тыс. рублей и обещала его крепко любить?
Ответ: имущественные отношения (договор займа).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-5
Способен обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Какой из перечисленных международных актов не содержит положений о правах человека:
А) Устав ООН
Б) Всеобщая декларация прав человека
В) Международные пакты о правах человека
Г) Римский статут Международного уголовного суда
Ответ: Г

Вопрос 2. Выберете верное суждение
А) Конституция РФ 1993 г. устанавливает, что человек, его права и свободы является высшей ценностью
Б) Конституция РФ 1993 г. устанавливает, государство является высшей ценностью
В) Конституция РФ 1993 г. устанавливает, что церковь является высшей ценностью
Г) Конституция РФ 1993 г. устанавливает, что семья является высшей ценностью
Ответ: А

Вопрос 3. Российская Федерация с точки зрения обеспечения религиозной свободы человека является:
А) клерикальным государством
Б) теократическим государством
В) светским государством
Г) атеистическим государством
Ответ: В

Вопрос 4. Характеристика государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
А) правовое государство
Б) социальное государство
В) демократическое государство
Г) республиканское государство
Ответ: Б

Вопрос 5. К личным правам человека НЕ относится:
А) право на участие в выборах
Б) право на жизнь
В) право на честь и достоинство личности
Г) свобода и неприкосновенность личности
Ответ: А

Вопрос 6. К политическим правам человека НЕ относится:
А) право на объединение
Б) право избирать и быть избранным
В) право на объединение, на собрания, митинги
Г) право на свободу вероисповедания
Ответ: Г

Вопрос 7. К социально-экономическим правам человека НЕ относится:
А) право на отдых
Б) тайна частной жизни и коммуникаций
В) право на образование
Г) право на труд
Ответ: Б

Вопрос 8. Выберите верное утверждение
А) гражданство – это принадлежность лица к государству
Б) гражданство – это правовая связь между индивидом и государством
В) гражданство – это правовая связь между людьми, проживающими на территории определенного государства
Г) все определения верны
Ответ: Б

Вопрос 9. Сосед курит у себя на балконе. Дым попадает в квартиру сверху, где живет семья с детьми. Собственник квартиры обращается в суд с требованием выплатить компенсацию за причиненный вред от табачного дыма. Факт наличия вреда подтверждается выводами проведенной в рамках судебного дела экспертизы. Какое решение суда в описанной ситуации будет соответствовать законодательству РФ:
А) Отказать в удовлетворении требований, так как балкон является частной собственностью, следовательно, каждый вправе использовать свою собственность любым способом.
Б) Удовлетворить требования, так как каждый вправе использовать свою собственность любым способом, не наносящим вред иным лицам.
В) Передать дело на рассмотрение управляющей компании.
Ответ: Б

Вопрос 10. Правоспособность человека наступает:
А) в момент рождения
Б) после получения паспорта
В) после вступления в брак
Г) после получения высшего образования
Ответ: А

Вопрос 11. Нормами какой отрасли права обеспечивается право человека на тишину в ночное время?
А) Конституционное право
Б) Административное право
В) Гражданское право
Г) Трудовое право
Ответ: Б

Вопрос 12. Что такое дееспособность?
А) возможность иметь юридические права и нести обязанности
Б) возможность человека приобретать и осуществлять своими действиями юридические права и обязанности
В) способность нести юридическую ответственность
Г) способность заключать сделки
Ответ: Б

Вопрос 13. Что такое субъективное право?
А) обеспеченная правом мера возможного (дозволенного) поведения участника правоотношения
Б) возможность определенного поведения, вытекающая из социальных норм
В) связь лица с государством
Г) мера должного поведения, обеспеченная государством
Ответ: А

Вопрос 14. Какое из перечисленных правонарушений является к уголовным?
А) курение в общественном месте;
Б) грабеж;
В) переход улицы в неустановленном месте;
Г) неисполнение гражданско-правового договора.
Ответ: Б

Вопрос 15. Кто такие бипатриды?
А) лица, не имеющие гражданства
Б) лица, имеющие двойное гражданство
В) лица, имеющие одно гражданство
В) лица, имеющие вид на жительство
Ответ: Б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Что, согласно Конституции РФ, выступает высшей ценностью?
Ответ: человек, его права и свободы.

Вопрос 2. Дайте определение субъективного права (права в субъективном смысле).
Ответ: субъективное право – это возможность определенного поведения, гарантированная государством

Вопрос 3. Дайте определение понятию «гражданство».
Ответ: правовая связь человека и государства, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности.

Вопрос 4. Заполните пропуск. Гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина является ___________.
Ответ: Президент РФ

Вопрос 5. Правовая доктрина выделяет три поколения прав относительно их возникновения и закрепления в известных декларациях и основных законах. Укажите три поколения прав человека.
Ответ: гражданские и политические права («права свободы»); экономические, социальные и культурные права («права равенства»); и коллективные права («права солидарности»).

Вопрос 6. Приведите не менее трех примеров личных прав человека согласно Конституции РФ.
Ответ: право на жизнь, достоинство личности, свобода и неприкосновенность личности, тайна частной жизни и коммуникаций, неприкосновенность жилища, право на культурную самоидентификацию, свобода передвижения и поселения, свобода совести и вероисповедания, свобода мысли и слова.

Вопрос 7. Приведите не менее трех примеров политических прав человека согласно Конституции РФ.
Ответ: право обращаться в государственные органы, право на объединение, на собрания, митинги, право избирать и быть избранным и т.д.

Вопрос 8. Приведите не менее трех примеров экономических прав человека согласно Конституции РФ
Ответ: право частной собственности; право на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность; право на добросовестную конкуренцию.

Вопрос 9. Приведите не менее трех примеров социальных прав человека согласно Конституции РФ
Ответ: право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; право на защиту от безработицы; право на отдых; право на социальное обеспечение; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на благоприятную окружающую среду; обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Вопрос 10. Приведите не менее трех примеров социальных прав человека согласно Конституции РФ
Ответ: право на образование; свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и преподавания; право на участие в культурной жизни; обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Вопрос 11. Гражданин Н., содержащийся в местах лишения свободы, ссылаясь на положения Конституции РФ о праве избирать и быть избранным, а равно на неотчуждаемость основных прав человека, требует предоставить ему право участвовать в выборах Президента РФ. Оцените правомерность требования гражданина Н.
Ответ: требование неправомерно, поскольку не имеют права избирать и быть избранными граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Вопрос 12. Согласно Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. В отношении гражданина Н. в средствах массовой информации были опубликованы материалы, не соответствующие действительности и порочащие его честь, достоинство и деловую репутацию. Приведите пример правового средства защиты нарушенных прав гражданина Н.?
Ответ: обращение в суд с исковым заявлением о защите чести, достоинства и деловой репутации с требованиями о признании распространенных сведений недостоверными и порочащими / об официальном опровержении / удалении указанных сведений, а также с требованием о взыскании морального вреда.

Вопрос 13. Гражданин Н., прочитав в Конституции РФ положение о том, что каждый имеет право на жилище, обратился с требованием к органам власти предоставить ему бесплатно жилое помещение. Оцените правомерность требования гражданина.
Ответ: отдельные граждане, относящиеся к категории малоимущих, имеют право на бесплатное предоставление жилища. В случае, если гражданин Н. относится к указанной категории, его требование обоснованно. Во всех остальных случаях гражданин не имеет право на бесплатное предоставление жилья. Смысл конституционной нормы, прежде всего, в том, что никто не может быть произвольно лишен своего жилища.

Вопрос 14. Гражданином Н. в целях защиты своей собственности по границе земельного участка была натянута колючая проволока. Собственник соседнего участка – гражданин Б. – установил, что в нескольких местах натянутая проволока заступает за границы его собственного земельного участка и создает угрозу здоровью его малолетним детям, привыкшим свободно передвигаться по участку. Получив требование от гражданина Б. устранить препятствия в пользовании земельным участком, гражданин Н. ответил отказом, ссылаясь на то, что каждый имеет право защищать свою собственность любым способом, не запрещенным законом. Оцените, кто прав в данной ситуации.
Ответ: гражданин Б. прав, т.к. реализация прав одним не может ограничивать в правах другого. В связи с чем, гражданин Б. вправе предъявить к гражданину Н. негаторный иск с требованиями устранить препятствия в пользовании своим земельным участком.

Вопрос 15. В судебном процессе гражданин А. заявил ходатайство о приобщении к материалам дела личной переписки гражданина Б., которая была получена посредством использования нелегальных цифровых приложений. Данные документы не были приобщены судом. Какое личное конституционное право нарушил гражданин А., получив указанные документы, и какую конституционную процессуальную гарантию исполнил суд, отказав в приобщении добытых таким путем документов?
Ответ: гражданин А. нарушил личное право гражданина на тайну переписки. Суд исполнил гарантию использования при осуществлении правосудия только тех доказательств, которые получены правомерным путем.

Вопрос 16. Вероисповедание гражданина А. не позволяет ему исполнить обязанности по несению военной службы. Каким конституционным правом обладает гражданин А. в данном случае?
Ответ: право на замену военной службы на альтернативную гражданскую службу.

Вопрос 17. Гражданин Н. обратился в Арбитражный суд Алтайского края с требованием к гражданину Б. о взыскании задолженности по договору. Арбитражным судом рассмотрение указанного дела было передано в суд общей юрисдикции. Гражданин Н. посчитал, что Арбитражным судом Алтайского края нарушено право гражданина на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, в который он обратился. Оцените правомерность доводов гражданина Н.
Ответ: доводы неправомерны, т.к. Конституция РФ гарантирует право гражданина на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Арбитражный суд Алтайского края рассматривает судебные споры с участием индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Субъектами настоящего спора выступают физические лица, в связи с чем, передача дела в суд общей юрисдикции правомерна.

Вопрос 18. Гражданин Н. обратился в юридическую фирму за квалифицированной юридической помощью по сопровождению его интересов в корпоративном споре. Руководствуясь положением о том, что каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи, гражданин Н. отказался оплачивать юридические услуги фирмы. Оцените правомерность отказа гражданина Н.
Ответ: отказ неправомерен, т.к. пределы оказания бесплатной юридической помощи установлены федеральным законом (например, уголовно-процессуальным законодательством предоставлено обязательное право обвиняемого на бесплатную помощь адвоката). Во всех иных случаях юридическая помощь оказывается в рамках договоров возмездного оказания услуг, в связи с чем, отказ в оплате оказанных юридических услуг неправомерен.

Вопрос 19. В соответствии со статьей 87 Семейного кодекса РФ трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них. Как должно пониматься это положение закона – буквально, ограничительно или расширительно?
Ответ: ограничительно, так как не все дети обязаны это делать. От этой обязанности освобождаются нетрудоспособные дети, а также дети, которых родители не содержали и не воспитывали.

Вопрос 20. Гражданин дал своему соседу на одну неделю взаймы 100 тыс. рублей, но должник и через месяц, усмехаясь, отказывался вернуть долг, хотя деньги у него были. Возмущение кредитора носило справедливый характер, он ворвался в квартиру должника и взял из шкатулки именно 100 тыс. рублей. Если возмущение кредитора было справедливым, тогда почему его привлекли к ответственности за грабеж?
Ответ: Данный пример показывает, что нельзя отождествлять право с нравственностью и справедливостью, т.к. наряду с этими принципами фундаментальное значение в праве имеет и принцип законности. Свое справедливое требование кредитор должен был реализовать в законной форме, предъявив иск в суд.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших оценку по результатам текущей успеваемости). Аттестация проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Что такое право в объективном смысле?
2. Назовите основные принципы правотворчества (как минимум пять).
3. Назовите общие стадии, присущие всем видам правотворчества.
4. Какие требования предъявляются к оформлению юридических документов?
5. Какие требования предъявляются к языку (тексту) официальных правовых актов?
6. .Назовите два основных метода правового регулирования.
7. Какие типы правового регулирования являются основными?
8. Дайте определение понятия «правоотношение».
9. Что, согласно Конституции РФ, выступает высшей ценностью?
10. Дайте определение субъективного права (права в субъективном смысле).

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Укажите способ изложения нормы права в следующем примере: «Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции Российской Федерации» (Конституция РФ)
2. Укажите способ изложения нормы права в следующем примере: «Каждый имеет право свободно искать, получать передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом» (Конституция РФ)
3. 14 февраля 2000 г. Пленумом Верховного суда РФ было принято Постановление «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних». В п. 9 названного Постановления, например, говорится: «Необходимо иметь в виду, что совершение преступления с использованием лица, не подлежащего уголовной ответственности в силу возраста (ст. 20 УК РФ) или невменяемости (ст. 21 УК РФ), не создает соучастия». Определите правовую природу данного акта. Содержит ли он нормы права? Поясните свой ответ.
4. В 2018 году Девятым арбитражным апелляционным судом криптовалюта была признана иным имуществом. Соответственно, к спорным правоотношениям были применены нормы, регулирующие общественные отношения, связанные с оборотом имущества. Какой способ восполнения пробела в праве использовал суд в данном случае?
5. Истец, воспользовавшись услугой по обмену криптовалюты на сервере, владельцем которого является Ответчик, перевел на указанный сервер принадлежащую ему криптовалюту с целью ее обмена на российские рубли. В отсутствие норм права, регулирующих спорные правоотношения, суд в своем решении руководствовался принципами экономической целесообразности и добросовестности сторон. Какой способ восполнения пробела в праве использовал суд в данном случае?
6. Гражданин Иванов неоднократно обращался в Государственную Думу Федерального Собрания РФ с просьбой принять закон «О социальных льготах работников образовательных организаций». Но всякий раз из законодательного органа ответ не приходил, а указанный закон не принимался. Обязана ли Государственная Дума принимать к рассмотрению законопроекты, разработанные гражданами?
7. Что входит может быть урегулировано правом в описанной ситуации: девушка взяла у юноши в займы 100 тыс. рублей и обещала его крепко любить?
8. Гражданин Н., содержащийся в местах лишения свободы, ссылаясь на положения Конституции РФ о праве избирать и быть избранным, а равно на неотчуждаемость основных прав человека, требует предоставить ему право участвовать в выборах Президента РФ. Оцените правомерность требования гражданина Н.
9. Согласно Конституции РФ, достоинство личности охраняется государством. В отношении гражданина Н. в средствах массовой информации были опубликованы материалы, не соответствующие действительности и порочащие его честь, достоинство и деловую репутацию. Приведите пример правового средства защиты нарушенных прав гражданина Н.?
10. В соответствии со статьей 87 Семейного кодекса РФ трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них. Как должно пониматься это положение закона – буквально, ограничительно или расширительно?


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. Л. Честнов, С. А. Сидоров, А. В. Рабош ; под редакцией В. А. Рабоша Актуальные проблемы теории государства и права: учебник Санкт-Петербург : РГПУ им. А. И. Герцена, 2019 https://e.lanbook.com/book/136699
Л1.2 Е. Н. Селютина, В. А. Холодов Проблемы теории государства и права : учебное пособие для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023 www.urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 С. А. Комаров Общая теория государства и права: учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023 www.urait.ru
Л2.2 А. С. Пиголкин, А. А.Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев ; под редакцией А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. Теория государства и права: учебник для вузов Юрайт, 2022 www.urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Мудл: Проблемы теории государства и права portal.edu.asu.ru
Э2 Конституционный Суд РФ www.ksrf.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
202С библиотека (читальный зал) - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 53 посадочных места; компьютеры с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом к электронной информационно-образовательной среде АлтГУ; ноутбуки (по запросу)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Теорию государства и права можно назвать «матерью юридических наук», ибо ее понятийным аппаратом и методологическими рекомендациями пользуются все отрасли отечественного права. Студент, имеющий по какой-либо причине пробелы в знаниях по курсу теории государства и права, испытывает трудности и в изучении отраслевых дисциплин на протяжении всего периода обучения в вузе. Как учебная дисциплина, теория государства и права призвана обеспечить эффективное усвоение студентами системы знаний о государстве и праве, их сущности, назначении, признаках, формах, закономерностях происхождения, функционирования и развития. Основательное, систематическое изучение этой дисциплины помогает студентам выработать умение мыслить юридическими категориями, правильно толковать и применять юридические нормы, юридически грамотно оценивать различные жизненные ситуации. Изучая курс «Проблемы теории государства и права», студенты должны показать знание специфической правовой терминологией, навыки юридического анализа.