МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теоретические основы уголовно-правовой квалификации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного права и криминологии
Направление подготовки40.03.01. Юриспруденция
ПрофильУголовно-правовой; Гражданско-правовой; Государственно-правовой
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план40_03_01_Юриспруденция_Профили-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 61 66 61
Итого 108 103 108 103

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент кафедры уголовного права и криминологии, Анисимова Ирина Анатольевна

Рецензент(ы):
доцент кафедры конституционного и международного права, Серебряков Андрей Александрович

Рабочая программа дисциплины
Теоретические основы уголовно-правовой квалификации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 г. № 1011)

составлена на основании учебного плана:
40.03.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 13.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ю.н., Анисимова Ирина Анатольевна, доцент кафедры уголовного права и криминологии


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 13.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой к.ю.н., Анисимова Ирина Анатольевна, доцент кафедры уголовного права и криминологии


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Теоретические основы уголовно-правовой квалификации» являются:
- подготовка профессионалов в сфере права;
- обеспечение углубленного изучения уголовного права;
- обучение практике применения уголовного законодательства на основе общетеоретических положений и новейших течений в науке уголовного прав

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2.01Способен принимать решения и совершать юридические действия при реализации норм материального и процессуального права в уголовно-правовой сфере деятельности
ПК-2.01.1 Знает теорию и практику реализации материальных и процессуальных норм в уголовно-правовой сфере деятельности.
ПК-2.01.2 Умеет определять оптимальные варианты разрешения проблемной ситуации и необходимые для осуществления юридические действия при реализации норм материального и процессуального права в уголовно-правовой сфере деятельности.
ПК-2.01.3 Владеет методами анализа теоретических и практических положений, необходимых для принятия решений и совершения юридических действий при реализации норм материального и процессуального права в уголовно-правовой сфере деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2.1. Знает теорию и практику реализации материальных и процессуальных норм в государственно-правовой сфере деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-2.2. Умеет определять оптимальные варианты разрешения проблемной ситуации и необходимые для осуществления юридические действия при реализации норм материального и процессуального права в государственно-правовой сфере деятельности.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2.3. Владеет методами анализа теоретических и практических положений, необходимых для принятия решений и совершения юридических действий при реализации норм материального и процессуального права в государственно-правовой сфере деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Уголовно-правовая квалификация: понятие и значение
1.1. Уголовно-правовая квалификация: понятие и значение Лекции 7 4 Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.2. Уголовно-правовая квалификация: понятие и значение Практические 7 2 Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.3. Уголовно-правовая квалификация: понятие и значение Сам. работа 7 6 Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Основы уголовно-правовой квалификации
2.1. Основы уголовно-правовой квалификации Лекции 7 4 Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.2. Основы уголовно-правовой квалификации Практические 7 2 Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.3. Основы уголовно-правовой квалификации Сам. работа 7 7 Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Предпосылки уголовно-правовой квалификации
3.1. Предпосылки уголовно-правовой квалификации Лекции 7 2 Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.2. Предпосылки уголовно-правовой квалификации Практические 7 2 Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.3. Предпосылки уголовно-правовой квалификации Сам. работа 7 8 Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Правила квалификации по признакам объекта преступления
4.1. Правила квалификации по признакам объекта преступления Лекции 7 2 Л1.2, Л1.1, Л2.2
4.2. Правила квалификации по признакам объекта преступления Практические 7 4 Л1.2, Л1.1, Л2.2
4.3. Правила квалификации по признакам объекта преступления Сам. работа 7 8 Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 5. Правила квалификации по признакам объективной стороны преступления
5.1. Правила квалификации по признакам объективной стороны преступления Лекции 7 2 Л1.2, Л1.1, Л2.2
5.2. Правила квалификации по признакам объективной стороны преступления Практические 7 2 Л1.2, Л1.1, Л2.2
5.3. Правила квалификации по признакам объективной стороны преступления Сам. работа 7 8 Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 6. Правила квалификации по признакам субъективной стороны преступления
6.1. Правила квалификации по признакам субъективной стороны преступления Лекции 7 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.2. Правила квалификации по признакам субъективной стороны преступления Практические 7 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.3. Правила квалификации по признакам субъективной стороны преступления Сам. работа 7 8 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 7. Правила квалификации по признакам субъекта преступления
7.1. Правила квалификации по признакам субъекта преступления Лекции 7 2 Л1.2, Л1.1, Л2.2
7.2. Правила квалификации по признакам субъекта преступления Практические 7 4 Л1.2, Л1.1, Л2.2
7.3. Правила квалификации по признакам субъекта преступления Сам. работа 7 8 Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 8. Множественность и конкуренция преступлений. Правила квалификации при множественности и конкуренции преступлений
8.1. Множественность и конкуренция преступлений. Правила квалификации при множественности и конкуренции преступлений Лекции 7 2 Л1.2, Л1.1, Л2.2
8.2. Множественность и конкуренция преступлений. Правила квалификации при множественности и конкуренции преступлений Практические 7 2 Л1.2, Л1.1, Л2.2
8.3. Множественность и конкуренция преступлений. Правила квалификации при множественности и конкуренции преступлений Сам. работа 7 8 Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 9. Промежуточная аттестация

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – URL: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6438

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-2: Способен принимать решения и совершать юридические действия при реализации норм материального и процессуального права в уголовно-правовой сфере деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Уголовный закон устанавливает
а. порядок и принципы расследования уголовных дел
б. порядок и принципы исполнения наказания
в. основания и принципы доказывания вины
г. основания и принципы уголовной ответственности
Ответ: г

Вопрос 2. Статья Особенной части УК РФ состоит из
а. гипотезы и санкции
б. диспозиции и гипотезы
в. гипотезы, диспозиции и санкции
г. диспозиции и санкции
Ответ: г

Вопрос 3. Квалификация преступления – это
а. назначение наказания за совершенное преступление
б. установление и юридическое закрепление соответствия между признаками совершенного общественно опасного деяния и признаками состава преступления
в. толкование признаков состава преступления в разъяснениях Пленума Верховного Суда РФ
г. принятие уголовного закона, предусматривающего ответственность за совершение определенного общественно опасного деяния
Ответ: б

Вопрос 4. Кто из указанных субъектов НЕ осуществляет квалификацию преступлений?
а. дознаватель
б. следователь
в. суд
г. законодатель
Ответ: г

Вопрос 5. Если одно и то же совершенное преступление подпадает под две части одной статьи Особенной части УК РФ, квалификация должна быть осуществлена
а. по совокупности преступлений, предусмотренных обеими частями статьи
б. по ст. 17 Общей части УК РФ о совокупности преступлений
в. по той из этих частей статьи, которая предусматривает наиболее суровое наказание
г. по той из этих частей статьи, которая предусматривает наименее суровое наказание
Ответ: в

Вопрос 6. Статьи Особенной части УК РФ получают отражение в квалификации преступлений
а. в некоторых случаях в зависимости от особенностей совершенного преступления
б. в некоторых случаях по усмотрению лица, применяющего уголовный закон
в. в некоторых случаях, предусмотренных уголовным законом
г. всегда, без них квалификация невозможна
Ответ: г

Вопрос 7. В квалификации преступления из статей Общей части УК РФ могут быть указаны
а. ч. 2 ст. 20 УК РФ (пониженный возраст уголовной ответственности)
б. ст. 17 УК РФ (совокупность преступлений)
в. ст. 30 (приготовление к преступлению и покушение) и 33 УК РФ (виды соучастников)
г. ст.ст. 61 и 63 УК РФ (смягчающие и отягчающие наказание обстоятельства)
Ответ: в

Вопрос 8. Уголовная ответственность за неоконченное преступление наступает по статье Особенной части УК РФ со ссылкой на
а. ст. 29 УК РФ
б. ст. 30 УК РФ
в. ст. 33 УК РФ
г. ст. 34 УК РФ
Ответ: б

Вопрос 9. Квалификация действий организатора преступления осуществляется…
а. со ссылкой на ст. 32 УК РФ
б. со ссылкой на ст. 33 УК РФ
в. со ссылкой на ст. 34 УК РФ
г. со ссылкой на ст. 35 УК РФ
Ответ: б

Вопрос 10. Какой из указанных элементов НЕ входит в состав преступления?
а. объект
б. субъект
в. запрет
г. объективная сторона
д. субъективная сторона
Ответ: в

Вопрос 11. При совершении преступления в соучастии специальный субъект признается…
а. организатором
б. подстрекателем
в. пособником
г. исполнителем
Ответ: г

Вопрос 12. Соисполнитель преступления – это лицо…
а. склонившее другое лицо к совершению преступления
б. содействовавшее совершению преступления
в. организовавшее преступление
г. непосредственно участвовавшее совместно с другими лицами в совершении преступления
д. совершившее преступление посредством использования другого лица
Ответ: г

Вопрос 13. Эксцесс исполнителя – это
а. совершение преступления исполнителем в одиночку
б. когда исполнитель совершает преступление по согласованию с другими соучастниками
в. когда исполнитель выполняет и иные роли соучастников: организатора, подстрекателя либо пособника
г. совершение преступления исполнителем, не охватывающегося умыслом других участников
Ответ: г

Вопрос 14. Подстрекателем признаётся лицо, которое...
а. склонило другое лицо к совершению умышленного преступления
б. поручило другому лицу совершение преступления
в. заранее обещало скрыть преступника либо предметы, добытые преступным путём
г. склонило другое лицо к совершению преступления
Ответ: а

Вопрос 15. Какие формы множественности предусмотрены уголовным законом?
а. совокупность и неоднократность
б. совокупность и рецидив
в. рецидив и повторность
г. рецидив и неоднократность
Ответ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
•«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
•«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Диспозиция нормы, которая не определяет непосредственно в уголовном законе признаки преступного деяния, а отсылает к законодательным актам других отраслей права, называется…
Ответ: бланкетной диспозицией.

Вопрос 2. Диспозиция уголовно-правовой нормы – это?
Ответ: часть уголовно-правовой нормы, в которой описывается запрещенное деяние, то есть содержится само правило поведения.

Вопрос 3. Диспозиция уголовно-правовой нормы, которая не только называет определенное преступление, но и содержит развернутое описание наиболее существенных признаков преступления, называется…
Ответ: описательной диспозицией.

Вопрос 4. Преступление – это?
Ответ: виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным Кодексом РФ под угрозой наказания (ст. 14 УК РФ).

Вопрос 5. Диспозиция уголовно-правовой нормы, которая лишь называет соответствующее преступное деяние, но не определяет его признаков, называется…
Ответ: простой диспозицией.

Вопрос 6. Санкция уголовно-правовой нормы – это?
Ответ: часть уголовно-правовой нормы, в которой определяется вид и размер наказания за конкретное преступление.

Вопрос 7. Диспозиция уголовно-правовой нормы, которая не содержит указания на признаки соответствующего преступного деяния, а в целях уяснения содержания нормы отсылает к другой уголовно-правовой норме, называется…
Ответ: ссылочной диспозицией.

Вопрос 8. Укажите формы вины.
Ответ: умысел и неосторожность.

Вопрос 9. Распространение уголовного закона на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость называется…
Ответ: обратной силой уголовного закона.

Вопрос 10. Какой уголовный закон имеет обратную силу?
Ответ: уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление.

Вопрос 11. Какой уголовный закон обратной силы не имеет?
Ответ: Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица.

Вопрос 12. Действие (бездействие), формально содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным кодексом РФ, называется…
Ответ: малозначительным деянием.

Вопрос 13. Что такое совокупность преступлений?
Ответ: Совокупностью преступлений признается совершение двух или более преступлений, ни за одно из которых лицо не было осуждено, за исключением случаев, когда совершение двух или более преступлений предусмотрено статьями Особенной части Уголовного кодекса РФ в качестве обстоятельства, влекущего более строгое наказание. Совокупностью преступлений признается и одно действие (бездействие), содержащее признаки преступлений, предусмотренных двумя или более статьями Уголовного кодекса РФ.

Вопрос 14. Как квалифицируется совокупность преступлений?
Ответ: При совокупности преступлений лицо несет уголовную ответственность за каждое совершенное преступление по соответствующей статье или части статьи Уголовного кодекса РФ.

Вопрос 15. Если преступление, предусмотрено общей и специальной нормами Уголовного кодекса, то как оно квалифицируется?
Ответ: Если преступление предусмотрено общей и специальной нормами, совокупность преступлений отсутствует и уголовная ответственность наступает по специальной норме Уголовного кодекса РФ.

Вопрос 16. Вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного Уголовным кодексом РФ, называется…
Ответ: общим субъектом преступления.

Вопрос 17. Раскройте понятие «невменяемости» лица.
Ответ: Это состояние лица, которое во время совершения общественно опасного деяния не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики.

Вопрос 18. Назовите виды умысла, предусмотренные уголовным законом.
Ответ: прямой и косвенный умысел.

Вопрос 19. Назовите виды неосторожности, предусмотренные уголовным законом.
Ответ: легкомыслие и небрежность.

Вопрос 20. Умышленное преступление, в результате совершения которого по неосторожности причиняются тяжкие последствия, влекущие по уголовному закону более строгое наказание, называется…
Ответ: преступлением, совершенным с двумя формами вины; в целом такое преступление признается совершенным умышленно.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
• «Отлично» (зачтено): ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера (задача).

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

1.Понятие и значение уголовно-правовой квалификации.
2.Виды квалификации уголовно-правовых деяний.
3.Процесс уголовно-правовой квалификации. Стадии и этапы процесса квалификации.
4.Принципы уголовно-правовой квалификации.
5.Правила уголовно-правовой квалификации. Формула квалификации. Правила записи формулы квалификации.
6.Состав преступления как основа уголовно-правовой квалификации. Понятие и виды составов преступлений.
7.Признаки состава преступления. Классификации признаков состава преступления.
8.Толкование уголовного закона: способы, виды.
9.Оценочные признаки состава преступления, особенности их толкования.
10.Объект преступления. Правила квалификации по признакам объекта преступления.
11.Объективная сторона преступления. Правила квалификации по признакам объективной стороны простых единичных преступлений.
12.Сложные составы преступлений. Правила квалификации по признакам объективной стороны сложных преступлений.
13.Субъективная сторона преступления. Правила квалификации по признакам субъективной стороны преступления.
14.Субъективная ошибка. Правила квалификации при субъективной ошибке.
15.Субъект преступления. Правила квалификации по признакам субъекта.
16.Правила квалификации преступлений, совершенных в соучастии.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА (ЗАДАЧИ)

1. Никитин, Доронин и Грязнов предварительно договорившись, выследили и захватили потерпевшего П., затем затолкали его в багажник легковой автомашины. Указанные лица доставили П. в безлюдное место, где удерживали его. Испугавшись привлечения к ответственности за содеянное, Никитин предложил убить П., Доронин и Грязнов согласились. В целях реализации возникшего умысла, Доронин и Грязнов нанесли удары руками и ногами по голове и другим частям тела потерпевшего, Никитин – ножом, кроме того Грязнов – обломком кирпича по голове П., а затем они сбросили труп в яму и засыпали снегом.
2. Алексеев и Николаев увезли Сергееву от населенного пункта и стали вместе в машине распивать водку. Затем Николаев приставил нож к горлу Сергеевой, сказал, что зарежет ее, а Алексеев тут же предложил ей вступить с ними в половую связь. Она отказалась. После этого Алексеев и Николаев вышли из машины, о чем-то разговаривали. Затем Николаев предложил Сергеевой сесть на заднее сиденье машины, и вновь стал склонять к интимным отношениям, но она опять отказалась. Тогда Николаев потащил ее из машины. Алексеев помогал ему. Вытолкнув ее из машины, они стали избивать Сергееву ногами, били оба в течение 10 минут, затем Алексеев взял ее за одежду на груди, поставил на ноги и нанес множество ударов ножом в живот, затем за одежду подтащил к кювету и сбросил туда. После этого Алексеев и Николаев отъехали от нее на машине, остановились и снова стали о чем-то спорить, говорили «на повышенных тонах». Она выползла на обочину, и в это время к ней подбежал Николаев и стал наносить удары ножом в шею, грудь, после чего убежал и они уехали. Сергеева осталась лежать на дороге и выжила, благодаря помощи проезжавшего в это время водителя. Согласно заключению судебно-медицинского эксперта потерпевшей были нанесены колото-резаные раны шеи, грудной клетки, правой руки, живота, проникающие в брюшную полость с повреждением внутренних органов. Кроме того, у Сергеевой наступило общее переохлаждение организма с отморожением обеих кистей рук.
3. Зинов и Рытов, желая завладеть чужим имуществом, подкараулили потерпевшего Ж. Зинов нанёс потерпевшему один удар ножом в шею, а Рытов один удар отвёрткой в голову. Затем они совместно нанесли потерпевшему множественные удары по различным частям тела, а когда Ж. потерял сознание, похитили его ценные вещи. Увидев, что Ж. стал подавать признаки жизни, Зинов передал нож Рытову, чтобы тот добил потерпевшего, Рытов нанес Ж. не менее шести ударов в шею и грудь. Затем они скинули Ж. сначала в овраг, потом дотащили до расположенного неподалёку городского пруда, где Зинов стал удерживать голову Ж. под водой, не давая возможности дышать, пока последний не перестал подавать признаков жизни. От механической асфиксии в результате утопления в воде, Ж. скончался. Зинов и Рытов с вещами потерпевшего скрылись.
4. Аверьянов в целях хищения сотового телефона, напал на Я. Аверьянов нанёс Я. один удар кулаком в лицо, от чего потерпевший упал. После этого, навалившись на Я., Аверьянов обыскал карманы и нанёс потерпевшему не менее четырёх ударов пустым металлическим ведром по голове, а также удары руками и ногами по телу. Из-за активного сопротивления Я. похитить телефон Аверьянову не удалось. Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы, Я. вреда здоровью причинено не было; каких-либо последствий для здоровья, потери сознания удары, нанесенные потерпевшему, не повлекли.
5. Поздно вечером на плохо освещенной улице поселка Еременко и Шульгин по предварительной договоренности с целью хищения денег напали на их знакомого Петрикова и повалили его на землю. Еременко сел Петрикову на грудь и удерживал его за руки, чтобы тот не оказывал сопротивления, а Шульгин в это время обыскал карманы потерпевшего и вытащил кошелек, в котором оказалось 11 300 рублей. После этого виновные скрылись. Затем, полагая, что Петриков узнал их и может сообщить о совершении виновными преступления в правоохранительные органы, Еременко и Шульгин решили, что его нужно убить. Ночью они проникли в дом потерпевшего и совместно нанесли ему 49 ножевых ранений. Уходя, Еременко, не согласовывая своих действий с Шульгиным, взял в прихожей две меховые шапки и дубленку Петрикова общей стоимостью 17 500 рублей.
6. Голубев, Зябликов и Дятлов 22 февраля 2018 г. с целью получения денежного вознаграждения в сумме 50 000 рублей напали на несовершеннолетних Филова и Юшкина. Они надели на руки потерпевших наручники, на головы шапки и затащили в автомобиль. Потерпевших на автомобиле привезли в заранее подготовленную квартиру в г. Новоалтайске, где удерживали до 24 февраля 2018 г. В этот день Голубев, Зябликов и Дятлов на автомобиле повезли Юшкина в г. Барнаул для обмена «на деньги». Однако обмен не состоялся, так как Юшкин сумел вырваться от них и убежать. О своем похищении он сообщил в полицию. Голубев, Зябликов и Дятлов сразу же после побега Юшкина вернулись в квартиру в г. Новоалтайске, где находился другой потерпевший, Филов. Осознавая, что сбежавший Юшкин, может сообщить о преступлении в правоохранительные органы, Голубев, Зябликов и Дятлов, опасаясь ответственности, освободили Филова. Освобождая Филова, они пригрозили ему убийством в случае его обращения в полицию.
7. Калугин в состоянии алкогольного опьянения встретил ранее незнакомых несовершеннолетних Фантикову и Конфеткину. На его вопрос о возрасте они ответили, что им по 18 лет. Он купил бутылку вина и пригласил их в автомобиль выпить. Фантикова и Конфеткина согласились и сели в автомобиль, которым управлял его знакомый Пушков. Когда автомобиль тронулся, Калугин начал принуждать девушек выпить водки или вина. Фантикова отказалась, а Конфеткина была вынуждена выпить стакан вина, после чего обе попросили выпустить их из машины, но Калугин препятствовал этому, ударил Конфеткину рукой по лицу и велел Пушкову ехать на ул. Лесозаводскую, где он снимал квартиру. Возле дома, несмотря на сопротивление Фантиковой, Калугин, применив силу, повел ее в подъезд дома. Конфеткина, воспользовавшись тем, что ее никто не держал, убежала. Опасаясь, что Калугин изнасилует Фантикову, она из квартиры соседнего дома позвонила в полицию и сообщила о происшедшем. В это время Калугин в квартире, желая изнасиловать Фантикову, заставил ее раздеться, помыть его в ванной комнате, после чего совершил с ней насильственные действия сексуального характера, а затем сказал, что изнасилует ее. Она стала просить его не делать этого, говорила, что ей всего 14 лет. Однако он, преодолевая сопротивление Фантиков, пытался совершить насильственный половой акт, но умысел до конца довести не смог, так как в дверь позвонили работники полиции и потребовали открыть дверь. Калугин был задержан.

При решении задач необходимо: 1) квалифицировать содеянное виновными, дав развёрнутое, полное и мотивированное решение; 2) правильно записать формулу квалификации; 3) указать правила квалификации, примененные при решении задачи.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
• «Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса. При решении задачи дан полный, развернутый ответ на поставленные вопросы, приведено аргументированное решение, обоснована правовая позиция.
• «Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа, однако допускаются неточности в ответе. Дано полное, развернутое решение задачи, однако допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
• «Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа, но допускается несколько ошибок в содержании ответа. Решение задачи неполное, в нем не присутствует аргументация, текст решения имеет ошибки.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя. Решения задачи нет либо аргументация ответа по задаче отсутствует, допущены существенные ошибки в применении норм законодательства, положений актов судебного толкования.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 О. С. Капинус [и др.] ; под редакцией О. С. Капинус Уголовное право России. Особенная часть в 2 т. Том 1 : учебник для вузов: Гриф УМО ВО Москва : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л1.2 Наумов А.В., Кибальник А.Г. Уголовное право в 2 т. Том 1. Общая часть: учебник для вузов М.: Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М. В. Бавсун, С. В. Векленко Квалификация преступлений по признакам субъективной стороны : учебное пособие Москва : Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
Л2.2 под общей ред. В.В. Векленко Уголовное право ч. Общая: учебник для вузов Юрайт, 2021 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Официальный интернет-портал правовой информации. pravo.gov.ru
Э2 Сайт Верховного Суда РФ www.vsrf.ru
Э3 Сайт государственной автоматизированной системы «Правосудие». sudrf.ru
Э4 ЭУМК "Основы уголовно-правовой квалификации" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно)
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно)
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно)
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно)
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно)
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно)
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024)
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно)
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно)
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: внутриуниверситетская компьютерная сеть.
Электронная база данных "Scopus". Режим доступа: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета. Режим доступа: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU». Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp
ЭБС издательства «Лань». Режим доступа: http://e.lanbook.com/
Университетская библиотека онлайн. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/spravka/usloviya_dostupa.html
Бесплатная научная библиотека «КиберЛенинка». Режим доступа: http://cyberleninka.ru/about
Юридический канал юристы. Режим доступа: http://lawcanal.ru


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
402С кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения дисциплины необходимо усвоить понятие «квалификация», все ее стадии и этапы, правила.
Базовые положения теории квалификации, логические приемы, используемые при квалификации преступлений, были разработаны академиком В.Н. Кудрявцевым. В классическом понимании квалификация преступления – это процесс установления соответствия между признаками совершенного деяния и признаками состава преступления, юридическое закрепление его результатов. Современные исследователи проблем квалификации правонарушений дополнили, обогатили теорию квалификации. Г.П. Новоселов, например, обоснованно смещает акцент в понятии «квалификация преступлений» с процесса сопоставления признаков состава преступления и совершенного деяния на нахождение, установление уголовно-правовой нормы, подлежащей применению в конкретном случае. Действительно, чтобы сопоставлять признаки совершенного деяния с признаками конкретного состава преступления, необходимо установить этот состав преступления. Поэтому квалификацию преступлений он толкует как «определение конкретной статьи УК (в необходимых случаях - статей УК, их частей, пунктов), которую с позиций действующего уголовного законодательства следует применить при решении вопросов о преступности и наказуемости данного деяния».
По поводу стадий или этапов процесса квалификации преступлений в уголовно-правовой литературе существуют разные суждения. Представляется, что для точности применяемой терминологии и понятий, обозначенных этими терминами, рассуждения авторов безусловно важны. С позиций же процесса нахождения нормы и установления сходства между содеянным и составом преступления важно выявить все стадии и этапы квалификации преступлений для использования их в качестве алгоритма для любой квалификации правонарушений. Объединив суждения ученых по поводу этапов и стадий квалификации преступлений, уточнив значение терминов «стадия», «этап» (с ними, как справедливо подмечает Г.П. Новоселов, всегда связывается последовательность некоторого процесса развития или движения, когда одно действие, событие, состояние и т. п. сменяется качественно другим; …этимологически «стадия» включает в себя этапы развития, отличается от последних качественными особенностями); учитывая предложенное смещение акцента в определении «квалификация преступления» на нахождение уголовно-правовой нормы, под признаки которой подпадает совершенное деяние, следует выделять три стадии квалификации преступления. На первой из них делается «прикидка», то есть определяется, под какие нормы права вообще, в том числе уголовно-правовые, подпадают признаки совершенного деяния. Если обнаружится сходство с какой-то (или с несколькими) уголовно- правовыми нормами, то на второй стадии квалификации преступлений устанавливается сходство всех признаков конкретного состава преступления с элементами и признаками совершенного деяния. В силу большого количества в УК РФ смежных, специальных норм есть смысл выделять третью стадию уголовно-правовой квалификации, на которой производится сопоставление признаков совершенного деяния со всеми смежными, специальными уголовно-правовыми нормами, чтобы убедиться в отсутствии в содеянном признаков конкурирующих составов преступлений.
На каждой стадии квалификации преступлений можно и нужно выделять отдельные этапы, чтобы не забыть учитывать их на первых шагах правоприменительной деятельности, а в дальнейшем использовать их как алгоритм квалификации преступлений. На первой стадии выделяются в качестве этапов определение типовой и видовой принадлежности правонарушений, признаки которых обнаружены в совершенном деянии. Когда деяние предусмотрено в качестве правонарушения только одной отраслью права (виновное лишение жизни, причинение вреда здоровью), вопроса об отраслевой принадлежности правонарушения не возникает. Если же деятельность (бездеятельность) в качестве правонарушения признается несколькими регулятивными и деликтными отраслями права, встает вопрос о его отраслевой принадлежности. В случае обнаружения в действиях виновного признаков уголовно-правовой нормы (нескольких норм) встает вопрос о ее (их) применимости. Поэтому на второй стадии квалификации преступлений выделяются следующие этапы: определение пределов действия уголовно-правовой нормы во времени и пространстве; сопоставление и нахождение тождества между объективными и субъективными признаками совершенного деяния и составом преступления. Начинать сопоставление необходимо с признаков объективной стороны, ибо по ним можно судить и о субъективных признаках. Они более полно и непосредственно (а не опосредованно) отражены в уголовном законе.
Признаки субъекта, субъективной стороны состава преступления иногда называются в диспозиции статьи УК РФ («убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку» – ч. 1 ст. 105 УК РФ; «вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста» – ст. 150 УК РФ). Но чаще всего их приходиться определять или выводить из содержания ст.ст. 20–21, ч. 2 ст. 24, ст.ст. 25–28 УК РФ, объективной стороны, других признаков субъективной стороны состава преступления. По каким объективным признакам определяется субъективная сторона содеянного, хорошо показано в уголовно-правовой литературе и рекомендациях Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)» применительно к отграничению убийства от неосторожного причинения смерти и от причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть. Так, при решении вопроса о форме вины в отношении вреда здоровью или смерти следует учитывать следующие обстоятельства: взаимоотношения виновного и потерпевшего до совершения преступления (вражда, дружба); инициатива виновного или потерпевшего в возникновении конфликта; орудие совершения преступления; способ совершения преступления; в какие части тела (жизненно важные органы или нет) наносились удары, степень повреждения органов, количество и локализация нанесения телесных повреждений; сила удара, физические возможности виновного и потерпевшего; одежда, в которой находился потерпевший; обстановка, в которой совершалось преступление и, в частности, наносились удары, телесные повреждения; последующее поведение виновного. Часть из этих обстоятельств непосредственно показывают отношение виновного к содеянному (орудие, локализация ранений), другие принимаются во внимание наряду с первыми и самостоятельного значения не имеют (например, взаимоотношения виновного и потерпевшего).
Видовой объект преступления опосредованно закреплен в уголовно-правовой норме путем указания на признаки потерпевшего, предмета преступления, последствий, мотива преступления. Непосредственный объект определяется путем сопоставления заложенного в диспозиции нормы и ущемленного интереса, общественного отношения.
С процессом установления соответствия между объективными и субъективными признаками состава преступления и содеянного, когда преступление осуществляется не одним действием, а несколькими или системой действий, связан и еще очень важный этап второй стадии квалификации преступлений – определение единичного преступления или множественности преступлений.
Установив все признаки состава преступления в содеянном, необходимо убедится в наличии/отсутствии признаков малозначительности деяния и других обстоятельств, исключающих преступность деяния.
Самостоятельным этапом второй стадии квалификации преступления является оценка содеянного с позиций оконченности (неоконченности) преступления, форм и видов соучастия.
Ревизия полученной квалификации деятельности виновного на последней стадии происходит по признакам, разграничивающим смежные составы преступлений.

Учебные занятия по дисциплине проводятся в виде лекций и практических (семинарских) занятий.
Лекция представляет собой одну из основных организационных форм обучения, направленных на первичное овладение знаниями. Главное назначение лекции – обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности, дать ориентиры для самостоятельной работы над изучением дисциплины.
Практические (семинарские) занятия являются второй основной организационной формой учебной деятельности по дисциплине. Они формируют исследовательский подход к изучению учебного и научного материала. Главной целью семинаров является обсуждение сложных вопросов теории квалификации преступлений и выработка навыков уголовно-правовой квалификации. На семинарских занятиях студенты овладевают и совершенствуют умения убедительно формулировать, отстаивать собственную точку зрения, приобретают навыки квалификации , то есть решения казусов (задач).
В процессе подготовки к семинарским занятиям необходимо студенту учесть следующее:
1. Перед семинарским занятием следует внимательно ознакомиться с его планом и рекомендованными для изучения нормативным материалом и литературой.
Для подготовки теоретических вопросов студенту вначале необходимо обратиться к содержанию лекционного материала, если таковой имеется. В иных случаях изучение вопроса целесообразно начинать с изучения положений законодательства, регулирующего те или иные вопросы (соответствующей нормы УК РФ, других законов и нормативных актов), далее ознакомиться с содержанием актов судебного толкования данной нормы и только затем переходить к изучению рекомендованной литературы. Завершающим этапом изучения вопроса является анализ судебной практики по конкретному составу преступления.
Наличие Уголовного кодекса РФ, а также иных нормативных актов, постановлений Пленума Верховного Суда РФ является обязательным на занятии. При решении задач, анализе тех или иных проблем обязательно обращение к положениям законодательных актов и актов толкования закона.
При работе с литературой в ходе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям рекомендуется делать выписки. При этом результаты самостоятельного изучения литературы могут быть зафиксированы в таких формах, как:
- составление плана изученного источника;
- перечисление основных выводов автора прочитанной работы;
- формулирование тезисов (самостоятельного обобщённого и сжатого изложения основных положений изученного источника);
- составление аннотации (самостоятельной краткой обобщающей характеристики прочитанной работы).
- написание конспекта.
Квалифицировать конкретное деяние невозможно без обращения к судебной практике. Отражение материалов правоприменительной практики является обязательным требованием для всех заданий студентов (в том числе ответов на семинарских / практических занятиях, рефератов). В связи с этим студенты должны владеть методикой проведения обобщения судебной практики, то есть знать и уметь пользоваться совокупностью приёмов сбора, обработки и анализа информации о квалификации преступлений правоприменительными органами.
С учётом состава преступления самостоятельно определяется период времени, за который собирается и обобщается судебная практика. Необходимо учесть, что изучение судебной практики за очень непродолжительное время не позволит сделать объективных выводов. Как правило, обобщение судебной практики проводится за последние пять лет. Если за этот период не опубликовано ни одного материала по тому или иному составу преступления, то разрешается использовать и более раннюю практику.
В процессе сбора практического материала можно обращаться к различным источникам.
Материалы судебной практики регулярно публикуются в выходящем ежемесячно Бюллетене Верховного Суда РФ. Кроме того, все материалы, публикуемые в Бюллетене, иные решения Верховного Суда РФ по конкретным делам доступны на его официальном сайте – http://vsrf.ru/
Однако наиболее объективную и полную информацию даёт изучение судебной практики посредством специальных Интернет-порталов. К ним относится Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (режим доступа: http://www.sudrf.ru/).
Следующий этап работы при изучении судебной практики – это систематизация, анализ собранных приговоров, определений, постановлений судов и формулирование результатов обобщения. В итогах обобщения могут быть отражены такие моменты:
- какую позицию занимают судебные инстанции по тому или иному теоретически неопределённому или дискуссионному вопросу;
- по каким основаниям действия виновных переквалифицировались судами;
- имели ли место ошибки в квалификации преступления и какие, при толковании каких объективных или субъективных признаков состава преступления они допускались, их причины;
- имел ли место различный подход к квалификации деяния отдельными судами;
- как решаются вопросы разграничения со смежными составами преступлений, возникают ли трудности у судов в этом вопросе и др.
По заданию преподавателя, результаты обобщения судебной практики необходимо оформить.
Правила оформления результатов проведённого обобщения судебной практики.
Оформление должно соответствовать требованиям, предъявляемым к научно-исследовательским студенческим работам (листы формата А-4, скреплённые между собой, страницы пронумерованы, имеется титульный лист). Обязательными разделами такой работы являются:
1. Количество изученных примеров со ссылками на источники.
2. Сформулированные выводы по результатам систематизации и анализа судебной практики.
3. Приложения:
3.1 приобщаются наиболее важные судебные решения.
3.2 на основе наиболее интересных, на взгляд студента материалов, создаётся учебная задача (казус).
При изучении дисциплины особая роль отводится самостоятельной работе. Самостоятельная работа включает: ознакомление с содержанием методических рекомендаций, чтение и изучение конспектов лекций, рекомендованных нормативного материала, основной и дополнительной литературы, подготовку по теоретическим вопросам, вынесенным на семинарские занятия, подготовку рефератов, решение задач, подготовку ответов на вопросы к зачёту и экзамену.
Реферат представляет собой достаточно краткое, но ясное и четкое изложение определенного вопроса или проблемы, вынесенной в качестве его названия. Для написания реферата требуется изучение нормативного материала, учебной литературы, научных статей, монографий, посвященных заявленной тематике, а также правоприменительной практики.
Основной формой работы на практических (семинарских) выступает решение задач (казусов). Решение задач должно отвечать следующим требованиям:
1. Прежде чем начать решать задачу необходимо изучить рекомендованный в планах практических занятий нормативный материал, имеющиеся рекомендации высших правоприменительных органов (постановлений Конституционного Суда, Пленума Верховного Суда РФ, определений коллегий Верховного Суда РФ по рассматриваемой категории уголовных дел), рекомендованную учебную и монографическую литературу;
2. По имеющимся фактическим данным определить отраслевую принадлежность правонарушения, содержащегося в действиях виновного. При недостаточности фактического материала правоприменитель добывает их в ходе проведения следственных действий, а студент предлагает вариант фактических обстоятельств казуса, чтобы действия субъекта в казусе содержали признаки состава преступления.
3. Просмотрев все главы УК РФ, под составы которых примерно подпадают признаки совершенного в казусе деяния (деятельности или бездеятельности), необходимо по учебной литературе уточнить признаки этих составов преступлений и более конкретно определиться со статьей УК РФ, под признаки которой более всего подпадают признаки содеянного в казусе.
4. Необходимо показать, что в действиях виновного содержатся все признаки состава преступления. Доказательства соответствия признаков совершенного деяния составу преступления по признакам объективной стороны начинается с уяснения возможных форм деятельности (бездеятельности), заложенных законодателем в диспозиции уголовно-правовой нормы, и показа форм совершенного в казусе. Если диспозиция статьи УК бланкетная, нужно использовать нормативные акты, в которых раскрываются содержание указанных в диспозиции уголовно-правовой нормы понятий, признаков.
Исходя из конструкции состава преступления, нужно показать, какой это состав – формальный или материальный, в соответствии с чем следует определять, окончено ли данное преступление, с какого момента или, если не окончено, то по каким причинам.
Для доказательства наличия соответствия субъективных признаков содеянного признакам вменяемого состава преступления необходимо показать предметное содержание возможных в данном составе форм и видов вины и найти одну из них при совершении деяния субъекта в казусе. Нельзя игнорировать так называемые факультативные признаки субъективной стороны состава преступления – цель и мотив, ибо первая показывает результат, к которому стремится виновный, второй – смысл всех совершаемых виновным действий.
Возрастные особенности субъекта преступления, медицинские (вменяемость), требуют особого доказательства в редких случаях. Тем не менее, в правоприменительной деятельности о них нельзя забывать. При решении учебных задач презюмируется, что субъекты, названные в казусах, вменяемы и достигли возраста уголовной ответственности. Особого доказательства требует наличие у субъекта совершенного деяния специальных признаков субъекта, если вменяемый состав преступления со специальным субъектом.
После уяснения всех объективных и субъективных признаков совершенного деяния вырисовываются общественные отношения, на которые посягает субъект преступления, то есть непосредственный объект (основной и дополнительный) преступления. Сравнив его с признаками видового объекта, заложенного в диспозиции уголовно-правовой нормы, делается вывод о наличии или отсутствии в действиях виновного признаков объекта преступления.
В процессе квалификации преступлений необходимо использовать не противоречащие общим положениям теории права, в том числе уголовного, имеющиеся рекомендации вышестоящих судебных инстанций по рассматриваемым вопросам (Пленума Верховного Суда РФ, определений судебных коллегий Верхового Суда РФ).