МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория юридической квалификации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.05.01. специальность Правовое обеспечение национальной безопасности
СпециализацияУголовно-правовая
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план40_05_01_Правовое обеспечение нацбезопасности-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент кафедры теории и истории государства и права, Насыров Р.В.

Рецензент(ы):
Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Теория юридической квалификации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (приказ Минобрнауки России от 31.08.2020 г. № 1138)

составлена на основании учебного плана:
40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н. профессор Васильев А.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д.ю.н. профессор Васильев А.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.В современной российской правовой системе наблюдается явное увлечение «идеологическим» содержанием права и недооценкой «технического» аспекта реализации правовых норм. Поэтому казуистами необходимо быть не только юристам-практикам, но и законодателям – формируя правовую норму, они должны представлять сам предмет законодательного регулирования как совокупность казусов – конкретных отношений. Актуальность этого курса предопределена тем, что в преподавании отраслевых и специальных юридических дисциплин важное значение имеет решение задач (казусов). Соответственно возникает необходимость в рамках общей теории права разработать общую методологию юридической квалификации. Цель курса – изучение общей методологии юридической квалификации, то есть теории разрешения конкретных правовых ситуаций (казусов).

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен осуществлять правотворческую деятельность на основе знаний о механизме правового регулирования
ПК-3 Способен квалифицированно применять нормативные правовые акты в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными актами
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1. Знает виды, особенности и иерархию нормативных правовых актов по юридической силе.
ПК-3.1. Знает практику, тенденции и проблемы применения правовых норм в сфере профессиональной деятельности.

3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2. Умеет определять место нормативного правого акта в иерархии нормативных правовых актов по юридической силе.
ПК-3.2. Умеет анализировать нормативные правовое акты и применять правовые акты в профессиональной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.3. Владеет навыками создания правовых норм с учетом правил юридической техники.
ПК-3.3. Владеет навыками принятия правовых решений и осуществления иных юридических действий в точном соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными актами.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Понятие и значение юридической квалификации и юридической казуистики Лекции 4 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Понятие и значение юридической квалификации и юридической казуистики Практические 4 6 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Понятие и значение юридической квалификации и юридической казуистики Сам. работа 4 20 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Философские основы юридической квалификации Лекции 4 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.5. Философские основы юридической квалификации Практические 4 6 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.6. Философские основы юридической квалификации Сам. работа 4 10 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.7. Логические основы юридической квалификации.Психологические аспекты юридической квалификации Лекции 4 6 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.8. Логические основы юридической квалификации.Психологические аспекты юридической квалификации Практические 4 8 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.9. Логические основы юридической квалификации.Психологические аспекты юридической квалификации Сам. работа 4 18 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.10. Юридическая квалификация в механизме правового регулирования Лекции 4 4 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.11. Юридическая квалификация в механизме правового регулирования Практические 4 8 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.12. Юридическая квалификация в механизме правового регулирования Сам. работа 4 18 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6470


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1

Способен осуществлять правотворческую деятельность на основе знаний о мезанизме правового регулирования

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Определите нормативные правовые акты, равнозначные по юридической силе
А) Федеральный закон «Об образовании в РФ» и Закон Алтайского края «Об образовании в Алтайском крае»
Б) Приказ комитета по образованию г. Барнаула и приказ Министерства образования и науки Алтайского края
В) Приказ Министерства просвещения Российской Федерации и приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации
Г) Устав АлтГУ и Положение о юридическом институте АлтГУ
Ответ: В

Вопрос 2. Определите нормативные правовые акты, равнозначные по юридической силе
А) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Закон Алтайского края «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края»
Б) Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и Кодекс административного судопроизводства в Российской Федерации
В) Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации»
Г) Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» и Закон Алтайского края «О порядке назначения и деятельности мировых судей в Алтайском крае»
Ответ: В

Вопрос 3. Какому из указанных нормативных правовых актов должны соответствовать нормы остальных нижеуказанных актов?
А) Гражданский процессуальный кодекс РФ
Б) Арбитражный процессуальный кодекс РФ
В) Кодекс административного судопроизводства РФ
Г) Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»
Ответ: Г

Вопрос 4. Выберете строку, в которой верно перечислены способы систематизации законодательства:
А) инкорпорация, консолидация, структуризация, учет
Б) инкорпорация, консолидация, кодификация, учет
В) корпорация, консолидация, кодификация, учет
Г) инкорпорация, интеграция, кодификация, учет
Ответ: Б

Вопрос 5. Среди указанных нормативных правовых актов определите акт, имеющий наивысшую юридическую силу:
А) Гражданский кодекс РФ
Б) Уголовный кодекс РФ
В) Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»
Г) Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 №1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти»
Ответ: Г

Вопрос 6. Среди указанных нормативных правовых актов определите акт, имеющий наивысшую юридическую силу:
А) Устав города Барнаула
Б) Устав Алтайского края
В) Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Г) Закон Алтайского края «О порядке избрания глав муниципальных образований Алтайского края»
Ответ: В

Вопрос 7. Среди указанных нормативных правовых актов определите акт, имеющий наивысшую юридическую силу:
А) Закон РФ «О защите прав потребителей»
Б) Гражданский кодекс
В) Федеральный закон «О защите конкуренции»
Г) Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»
Ответ: Г

Вопрос 8. Выберете строку, в которой верно перечислены структурные элементы нормы права:
А) основание, диспозиция, санкция
Б) гипотеза, диспозиция, санкция
В) гипотеза, норма, санкция
Г) гипотеза, диспозиция, наказание
Ответ: Б

Вопрос 9. Выберете верный способ указания реквизитов нормативного правового акта:
А) Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»
Б) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
В) Федеральный закон от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе»
Г) Федеральный закон от 17.07.2009 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»
Ответ: В

Вопрос 10. Назовите, какой элемент юридической техники использовался в нижеприведенном случае:
«образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» (Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации»)
А) Правовая аксиома
Б) Юридическая фикция
В) Правовая дефиниция
Г) Правовая презумпция
Ответ: В

Вопрос 11. Назовите, какой элемент юридической техники использовался в нижеприведенном случае:
«Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда» (Конституция РФ)
А) Правовая аксиома
Б) Юридическая фикция
В) Правовая дефиниция
Г) Правовая презумпция
Ответ: Г

Вопрос 12. Назовите, какой элемент юридической техники использовался в нижеприведенном случае:
«Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет» (Конституция РФ)
А) Правовая аксиома
Б) Юридическая фикция
В) Правовая дефиниция
Г) Правовая презумпция
Ответ: А

Вопрос 13. Назовите, какой элемент юридической техники использовался в нижеприведенном случае:
«Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, – в течение шести месяцев» (Гражданский кодекс РФ)
А) Правовая аксиома
Б) Юридическая фикция
В) Правовая дефиниция
Г) Правовая презумпция
Ответ: Б

Вопрос 14. Назовите, какой принцип использовался в нижеприведенном случае:
«Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором, либо иным вступившим в законную силу решением суда, принятым в рамках гражданского, арбитражного или административного судопроизводства, признаются судом, прокурором, следователем, дознавателем без дополнительной проверки» (Уголовный процессуальный кодекс РФ)
А) Правовая преюдиция
Б) Юридическая фикция
В) Правовая дефиниция
Г) Правовая презумпция
Ответ: А

Вопрос 15. Укажите способ изложения нормы права в следующем примере:
«По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги» (Гражданский кодекс РФ)
А) Бланкетный
Б) Прямой
В) Отсылочный
Г) Казуистичный
Ответ: Б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Назовите нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу в РФ.
Ответ: Конституция.

Вопрос 2. Назовите федеральный нормативный правовой акт Российской Федерации, принимаемый законодательным органом Российской Федерации.
Ответ: федеральный закон / закон.

Вопрос 3. ________________ нормативный акт – это нормативный акт, регулирующий общественные отношения в пределах хозяйствующего субъекта.
Ответ: локальный.

Вопрос 4. Способами изложения норм права по степени конкретности используемых понятий выступают: казуальный и __________способы изложения.
Ответ: абстрактный.

Вопрос 5. Юридическая _______ - это совокупность методов, средств и приемов оформления нормативных правовых актов.
Ответ: техника

Вопрос 6. Что такое законотворчество?
Ответ: Законотворчество охватывает деятельность по созданию, изменению и отмене законов, а правотворчество – деятельность по созданию, изменению и отмене нормативных правовых актов.

Вопрос 7. Назовите виды нормативных правовых актов по юридической силе?
Ответ: Законы и подзаконные акты.

Вопрос 8. Подзаконные нормативные правовые акты – это
Ответ: акты, принимаемые на основании и во исполнение законов.

Вопрос 9. Закон – это
Ответ: нормативный правовой акт, принятый органом законодательной власти (или народом в ходе референдума) и обладающий наибольшей юридической силой.

Вопрос 10. Что такое правовое регулирование?
Ответ: Правовое регулирование – это регулирование общественных отношений с помощью специальных юридических средств.

Вопрос 11. Укажите способ изложения нормы права в следующем примере: «Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции Российской Федерации» (Конституция РФ)
Ответ: отсылочный

Вопрос 12. Укажите способ изложения нормы права в следующем примере: «Каждый имеет право свободно искать, получать передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом» (Конституция РФ)
Ответ: Бланкетный

Вопрос 13. 14 февраля 2000 г. Пленумом Верховного суда РФ было принято Постановление «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних». В п. 9 названного Постановления, например, говорится: «Необходимо иметь в виду, что совершение преступления с использованием лица, не подлежащего уголовной ответственности в силу возраста (ст. 20 УК РФ) или невменяемости (ст. 21 УК РФ), не создает соучастия». Определите правовую природу данного акта. Содержит ли он нормы права? Поясните свой ответ.
Ответ: Это интерпретационный правовой акт / акт толкования права; он не содержит нормы права, только разъясняет их.

Вопрос 14. При наличии общей и специальной норм права, регулирующих одни те же правоотношения, применяется ________________.
Ответ: специальная норма.

Вопрос 15. При наличии двух нормативных правовых актов, регулирующих одни и те же правоотношения, одинаковой юридической силы применяется акт, __________________.
Ответ: принятый позднее.

Вопрос 16. В случае противоречия норм закона субъекта РФ федеральным законам РФ по вопросам, относящимся к предметам ведения РФ или совместного ведения РФ и субъектов РФ, применяются нормы _______________.
Ответ: федеральных законов РФ.

Вопрос 17. Для чего необходимы реквизиты нормативных правовых актов?
Ответ: для идентификации их в системе законодательства / для определения действия актов во времени, пространстве, для определения их места в системе законодательства, для облегчения их поиска.

Вопрос 18. Сколько чтений, по общему правилу, проходит законопроект в РФ?
Ответ: 3

Вопрос 19. Гражданин Иванов неоднократно обращался в Государственную Думу Федерального Собрания РФ с просьбой принять закон «О социальных льготах работников образовательных организаций». Но всякий раз из законодательного органа ответ не приходил, а указанный закон не принимался. Обязана ли Государственная Дума принимать к рассмотрению законопроекты, разработанные гражданами?
Ответ: нет, не обязана; отдельные граждане не входят в круг субъектов законодательной инициативы.

Вопрос 20. Что входит может быть урегулировано правом в описанной ситуации: девушка взяла у юноши в займы 100 тыс. рублей и обещала его крепко любить?
Ответ: имущественные отношения (договор займа).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3
Способен квалифицированно применять нормативные правовые акты в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными актами

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Как соотносятся понятия «нормативное правовое регулирование» и «индивидуальное правовое регулирование»?
А) Понятия несравнимые;
Б) Понятия тождественные;
В) Эти понятия противоположные;
Г) Это виды правового регулирования.
Ответ: Г

Вопрос 2. Что является результатом нормативного правового регулирования?
А)Возникновение юридического факта;
Б) Разрешение юридического спора;
В) Возникновение нормы права;
Г) Привлечение к юридической ответственности.
Ответ: В

Вопрос 3. Что является формой реализации права?
А) Правотворчество;
Б) Применение права;
В) Возникновение правоотношения;
Г) Внесение изменений в нормативно- правовой акт.
Ответ: Б

Вопрос 4. Что из названного не является стадией применения права?
А) Выбор и толкование нормы права;
Б) Возникновение правоотношения;
В) Сбор и анализ фактической стороны юридического дела;
Г) Принятие и оформление решения по юридическому делу.
Ответ: Б

Вопрос 5. Соотношение каких правовых явлений осуществляется в процессе юридической квалификации?
А) Государства и права;
Б) Субъекта права и закона;
В) Фактической стороны юридического дела и норм права;
Г) Юридических понятий и норм права.
Ответ: В

Вопрос 6. Как называется юридическая квалификация, в которой выявляется несоответствие фактической стороны дела и нормы права?
А) Ошибочная;
Б) Допустимая;
В) Предварительная;
Г) Негативная.
Ответ: Г

Вопрос 7. Что НЕ выделяется в качестве самостоятельного аспекта (стороны) юридической квалификации?
А) Фактическая сторона юридической квалификации;
Б) Нормативная стороны юридической квалификации;
В) Логический аспект юридической квалификации;
Г) Религиозный аспект юридической квалификации.
Ответ: Г

Вопрос 8. Что является первой стадией правоприменительной деятельности?
А) Правотворчество;
Б) Возникновение правоотношений;
В) Сбор и анализ фактической стороны юридического дела;
Г) Толкование нормы права.
Ответ: В

Вопрос 9. Что является завершающей стадией правоприменительной деятельности?
А) Принятие акта применения права;
Б) Принятие нормативно-правового акта;
В) Сбор и анализ фактической стороны юридического дела;
Г) Выбор нормы права.
Ответ: А

Вопрос 10. С точки зрения логической стороны юридической квалификации признаки правонарушения раскрывают:
А) Смысл правонарушения;
Б) Цель правонарушения;
В) Общественную вредность правонарушения;
Г) Содержание правонарушения.
Ответ: Г

Вопрос 11. По функциям права какой акт применения права относится к охранительным?:
А) Акт о начислении пенсии;
Б) Приговор суда;
В) Приказ о назначении на должность;
Г) Акт о присвоении звания «Ветеран труда» .
Ответ: Б

Вопрос 12. К какому виду юридического факта относится землетрясение?
А) Правовой поступок;
Б) Событие;
В) Юридический акт;
Г) Действие.
Ответ: Б

Вопрос 13. Что из названного относится к фактическому составу?
А) Норма права;
Б) Условия вступления в брак;
В) Механизм государства;
Г) Система законодательства.
Ответ: Б

Вопрос 14. Какой способ толкования норм права предполагает учет их взаимосвязи?
А) Грамматический;
Б) Исторический;
В) Функциональный;
Г) Систематический.
Ответ: Г

Вопрос 15. Как называется пробел в праве, возникающий в результате возникновения новых общественных отношений?
А) Мнимый пробел в праве;
Б) Первоначальный пробел в праве;
В) Пробел эволюции;
Г) Исторический пробел в праве.
Ответ: В

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Назовите признаки правового отношения
Ответ: особый вид общественного отношения, возникает на основе норм права, участники правоотношения носители субъективных прав и юридических обязанностей, обеспечивается государством.
Вопрос 2. Назовите формы реализации права.
Ответ: соблюдение, исполнение, использование, применение.
Вопрос 3. Назовите признаки применения права:
Ответ: особый вид реализации права, рассматривается конкретное юридическое дело, субъектом применения права выступают компетентные органы и должностные лица, строгая процедура, завершается принятием и оформлением акта применения права.
Вопрос 4. Назовите признаки акта применения права.
Ответ: Относится к индивидуальным правовым актам, выносится по конкретному юридическому делу, определенность адресатов, уполномоченными органами и должностными лицами, обладает определенной юридической силой, строгая документальная форма.
Вопрос 5. Что такое «юридическая квалификация»?
Ответ: Юридическая квалификация – это процесс разрешения конкретной правовой ситуации.
Вопрос 6. Договор купли-продажи квартиры. Что является объектом этого правоотношения?
Ответ: Вещь, т.е. квартира.
Вопрос 7. К какому виду юридического факта относится террористический акт на железной дороге для 1) правоохранительных органов и «2) участников договора ж/д перевозки?
Ответ: для 1) правоохранительных органов – неправомерное деяние и «2) для участников договора ж/д перевозки – относительное событие.
Вопрос 8. В объективную сторону какого правонарушения входит такое деяние – нецензурная брань студента в коридоре университета?
Ответ: дисциплинарного проступка и административного правонарушения.
Вопрос 9. Молодой человек праздновал свое 18-летие и совершил тяжкое преступление. Он будет привлечён к уголовной ответственности как совершеннолетий?
Ответ: Нет. Признается юридическая фикция – совершеннолетие наступает не в день рождения, а на следующий день.
Вопрос 10. В чем отличие такого вида юридического факта в виде правомерного действия, как правой акт, в отличие от правового поступка?
Ответ: Правовой акт обязательно предполагает преследование цели достижения формально–юридического результата и требует соответствующей процессуальной формы. Например, сдача экзамена студентом в аудитории и занесение оценки в ведомость.
Вопрос 11. Что такое фактический состав? Приведите пример.
Ответ: Система юридических фактов, необходимых и достаточных для наступления правовых последствий. Условия вступления в брак.
Вопрос 12. Гражданство – это юридический факт?
Ответ: Да. Это особый вид юридического факта как состояние, который входит в разные фактические составы – условия участия в выборах, получения социальной помощи, принятие на гос. службу и т.д.
Вопрос 13. В ТК РФ в статья 81. «Расторжение трудового договора по инициативе работодателя» закрепляется фактический состав?
Ответ: Нет. В ст. 81 ТК РФ закрепляется группа юридических фактов, каждый из которых порождает одно последствие– расторжение трудового договора по инициативе работодателя.
Вопрос 14. С точки зрения соотношения публичного и частного права, в чем отличие правоотношений, возникающих из договора купли-продажи смартфона и уплаты налогов?
Ответ: купля-продажа смартфона – частноправовое отношение, а уплата налогов – публичноправовое отношение.
Вопрос 15. Гражданин оказал содействие полиции в задержании преступника. К какому виду поведения относится его акт?
Ответ: Во-первых, это поведение правомерное и, во-вторых, оно относится к такому виду правомерного поведения, как социально-активное.
Вопрос 16. Во время прогулки 7-летний мальчик металлической лопаткой бил по автомобилю, чем существенно повредил его окраску. К какому виду юридической ответственности этот мальчик будет привлечен?
Ответ: 7-летний мальчик не может быть привлечен к юридической ответственности, т.к. не является дееспособным и, в том числе, деликтоспособным. Владелец автомобиля предъявит иск к родителям мальчика.
Вопрос 17. Во время спора на семинарском занятии студент сказал своему одногруппнику: «Твоя позиция в споре является точкой зрения идиота!». Обиженный студент решил предъявить иск в суд, но задумался – требовать возмещение морального вреда за клевету или оскорбление?
Ответ: В данной ситуации необходимо вести речь именно об оскорблении, а не клевете. В полнее возможно, что критика ответчика по содержанию была справедливой, но он выразил её в оскорбительной форме.
Вопрос 18. Носитель обыденного правосознания задает вам, как юристу, вопрос: «Вы говорите, что до 14 лет подросток не может быть привлечен к ответственности по УК РФ. Но 12-летний мальчик совершил убийство и был наказан, т.е. помещен в специальное заведение, по сути, в тюрьму»?
Ответ: Речь идет не о юридической ответственности, а о применении к подростку принудительных мер. воспитательного и медицинского характера. Различие существенное – эти меры не порождают состояния судимости.
Вопрос 19. Хулиганство – это административное или уголовное правонарушение?
Ответ: Мелкое хулиганство– административное правонарушение. Хулиганство как грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с применением насилия к гражданам либо угрозой его применения и т.д. – это уголовное правонарушение.
Вопрос 20. Судья столкнулся с пробелом в праве. Для разрешения ситуации он применил норму права, регулирующую схожее общественное отношение. Судья устранил пробел в праве?
Ответ: Нет, судья восполнил пробел в праве на основе аналогии закона. Пробел в праве устраняется в результате правотворчества.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости). Аттестация проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: теоретического и практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
Вопрос 1. Назовите нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу в РФ.
Вопрос 2. Назовите федеральный нормативный правовой акт Российской Федерации, принимаемый законодательным органом Российской Федерации.
Вопрос 3. Назовите виды нормативных правовых актов по юридической силе?
Вопрос 4. Подзаконные нормативные правовые акты – это
Вопрос 5. Дайте определение закона.
Вопрос 6. Назовите признаки правового отношения
Вопрос 7. Назовите формы реализации права.
Вопрос 8. Назовите признаки применения права:
Вопрос 9. Для чего необходимы реквизиты нормативных правовых актов?
Вопрос 10. Что входит может быть урегулировано правом в описанной ситуации: девушка взяла у юноши в займы 100 тыс. рублей и обещала его крепко любить?
ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
Вопрос 1. Договор купли-продажи квартиры. Что является объектом этого правоотношения?
Вопрос 2. Молодой человек праздновал свое 18-летие и совершил тяжкое преступление. Он будет привлечён к уголовной ответственности как совершеннолетий?
Вопрос 3. С точки зрения соотношения публичного и частного права, в чем отличие правоотношений, возникающих из договора купли-продажи смартфона и уплаты налогов?
Вопрос 4. Гражданин оказал содействие полиции в задержании преступника. К какому виду поведения относится его акт?
Вопрос 5. Во время прогулки 7-летний мальчик металлической лопаткой бил по автомобилю, чем существенно повредил его окраску. К какому виду юридической ответственности этот мальчик будет привлечен?
Вопрос 6. Во время спора на семинарском занятии студент сказал своему одногруппнику: «Твоя позиция в споре является точкой зрения идиота!». Обиженный студент решил предъявить иск в суд, но задумался – требовать возмещение морального вреда за клевету или оскорбление?
Вопрос 7. Носитель обыденного правосознания задает вам, как юристу, вопрос: «Вы говорите, что до 14 лет подросток не может быть привлечен к ответственности по УК РФ. Но 12-летний мальчик совершил убийство и был наказан, т.е. помещен в специальное заведение, по сути, в тюрьму»?
Вопрос 8. Хулиганство – это административное или уголовное правонарушение?
Вопрос 9. Судья столкнулся с пробелом в праве. Для разрешения ситуации он применил норму права, регулирующую схожее общественное отношение. Судья устранил пробел в праве?
Вопрос 10. Гражданин Иванов неоднократно обращался в Государственную Думу Федерального Собрания РФ с просьбой принять закон «О социальных льготах работников образовательных организаций». Но всякий раз из законодательного органа ответ не приходил, а указанный закон не принимался. Обязана ли Государственная Дума принимать к рассмотрению законопроекты, разработанные гражданами?


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Протасов В.Н. Теория государства и права: учебник и практимум для вузов Москва: Юрайт, 2023 https://urait.ru/bcode/510831
Л1.2 А. С. Пиголкин, А. А.Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев ; под редакцией А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. Теория государства и права: учебник для вузов Юрайт, 2022 www.urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Романов В.В. Юридическая психология: Хрестоматия : учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/8FD4C699-F6DA-45FE-A68D-8AD73B372079
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации http://www.gov.ru/
Э2 Сайт кафедры теории и истории государства и права АлтГУ https://tigp.wordpress.com/
Э3 Теория юридической квалификации: единый образовательный портал АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение курса «Теория юридической квалификации» предполагает знание студентами материала базовых юридических дисциплин «Теория государства и права», «История отечественного государства и права», «История государства и права зарубежных стран». В современной российской правовой системе наблюдается явное увлечение «идеологическим» содержанием права и недооценкой «технического» аспекта реализации правовых норм. Поэтому казуистами необходимо быть не только юристам-практикам, но и законодателям – формируя правовую норму, они должны представлять сам предмет законодательного регулирования как совокупность казусов – конкретных отношений. Актуальность этого курса предопределена тем, что в преподавании отраслевых и специальных юридических дисциплин важное значение имеет решение задач (казусов). Соответственно возникает необходимость в рамках общей теории права разработать общую методологию юридической квалификации. Цель курса – изучение общей методологии юридической квалификации, то есть теории разрешения конкретных правовых ситуаций (казусов). Для изучения всего курса в целом необходимо ознакомиться с современными учебниками, учебными пособиями и монографическими исследованиями, посвященными вопросам теории толкования права. При подготовке к семинарским занятиям необходимо ознакомиться со специальными работами по юридической квалификации.