Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и истории государства и права |
---|---|
Направление подготовки | 40.05.04. специальность Судебная и прокурорская деятельность |
Специализация | Судебная деятельность |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 40_05_04_Судебная и прокурорская деятельность-2021 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 14 | 14 |
Практические | 28 | 28 | 28 | 28 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и истории государства и права
Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д.ю.н., профессор Васильев А.А., зав. кафедрой
1.1. | Изучение общей методологии юридической квалификации, то есть теории разрешения конкретных правовых ситуаций (казусов). |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01 |
ПК-3 | Способен квалифицированно применять нормативные правовые акты в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными актами |
ПК-3.1 | Знает нормативные правовые акты в сфере обеспечения законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства. |
ПК-3.2 | Умеет определять способы обеспечения законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства в зависимости от конкретной юридической ситуации. |
ПК-3.3 | Владеет навыками выявления и пресечения противоправного поведения при выполнении профессиональных задач. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ПК-3.1. Знает практику, тенденции и проблемы применения правовых норм в сфере профессиональной деятельности. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ПК-3.2. Умеет анализировать нормативные правовое акты и применять нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ПК-3.3. Владеет навыками принятия правовых решений и осуществления иных юридических действий в точном соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными актами. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. | ||||||
1.1. | Понятие и значение юридической квалификации и юридической казуистики | Лекции | 8 | 4 | ПК-3.1, ПК-3.2 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.2. | Понятие и значение юридической квалификации и юридической казуистики | Практические | 8 | 4 | ПК-3.1, ПК-3.2 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.3. | Понятие и значение юридической квалификации и юридической казуистики | Сам. работа | 8 | 14 | ПК-3.1, ПК-3.2 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.4. | Философские основы юридической квалификации | Лекции | 8 | 4 | ПК-3.1, ПК-3.2 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.5. | Философские основы юридической квалификации | Практические | 8 | 6 | ПК-3.1, ПК-3.2 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.6. | Философские основы юридической квалификации | Сам. работа | 8 | 14 | ПК-3.1, ПК-3.2 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.7. | Логические основы юридической квалификации | Лекции | 8 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.8. | Логические основы юридической квалификации | Практические | 8 | 6 | ПК-3.1, ПК-3.2 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.9. | Логические основы юридической квалификации | Сам. работа | 8 | 12 | ПК-3.1, ПК-3.2 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.10. | Психологические аспекты юридической квалификации | Лекции | 8 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.11. | Психологические аспекты юридической квалификации | Практические | 8 | 6 | ПК-3.1, ПК-3.2 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.12. | Психологические аспекты юридической квалификации | Сам. работа | 8 | 14 | ПК-3.1, ПК-3.2 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.13. | Юридическая квалификация в механизме правового регулирования | Лекции | 8 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.14. | Юридическая квалификация в механизме правового регулирования | Практические | 8 | 6 | ПК-3.1, ПК-3.2 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.15. | Юридическая квалификация в механизме правового регулирования | Сам. работа | 8 | 12 | ПК-3.1, ПК-3.2 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 2. зачет |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»– https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4433 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3 Способен квалифицированно применять нормативные правовые акты в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными актами ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Как соотносятся понятия «нормативное правовое регулирование» и «индивидуальное правовое регулирование»? А) Понятия несравнимые; Б) Понятия тождественные; В) Эти понятия противоположные; Г) Это виды правового регулирования. Ответ: Г Вопрос 2. Что является результатом нормативного правового регулирования? А)Возникновение юридического факта; Б) Разрешение юридического спора; В) Возникновение нормы права; Г) Привлечение к юридической ответственности. Ответ: В Вопрос 3. Что является формой реализации права? А) Правотворчество; Б) Применение права; В) Возникновение правоотношения; Г) Внесение изменений в нормативно- правовой акт. Ответ: Б Вопрос 4. Что из названного не является стадией применения права? А) Выбор и толкование нормы права; Б) Возникновение правоотношения; В) Сбор и анализ фактической стороны юридического дела; Г) Принятие и оформление решения по юридическому делу. Ответ: Б Вопрос 5. Соотношение каких правовых явлений осуществляется в процессе юридической квалификации? А) Государства и права; Б) Субъекта права и закона; В) Фактической стороны юридического дела и норм права; Г) Юридических понятий и норм права. Ответ: В Вопрос 6. Как называется юридическая квалификация, в которой выявляется несоответствие фактической стороны дела и нормы права? А) Ошибочная; Б) Допустимая; В) Предварительная; Г) Негативная. Ответ: Г Вопрос 7. Что НЕ выделяется в качестве самостоятельного аспекта (стороны) юридической квалификации? А) Фактическая сторона юридической квалификации; Б) Нормативная стороны юридической квалификации; В) Логический аспект юридической квалификации; Г) Религиозный аспект юридической квалификации. Ответ: Г Вопрос 8. Что является первой стадией правоприменительной деятельности? А) Правотворчество; Б) Возникновение правоотношений; В) Сбор и анализ фактической стороны юридического дела; Г) Толкование нормы права. Ответ: В Вопрос 9. Что является завершающей стадией правоприменительной деятельности? А) Принятие акта применения права; Б) Принятие нормативно-правового акта; В) Сбор и анализ фактической стороны юридического дела; Г) Выбор нормы права. Ответ: А Вопрос 10. С точки зрения логической стороны юридической квалификации признаки правонарушения раскрывают: А) Смысл правонарушения; Б) Цель правонарушения; В) Общественную вредность правонарушения; Г) Содержание правонарушения. Ответ: Г Вопрос 11. По функциям права какой акт применения права относится к охранительным?: А) Акт о начислении пенсии; Б) Приговор суда; В) Приказ о назначении на должность; Г) Акт о присвоении звания «Ветеран труда» . Ответ: Б Вопрос 12. К какому виду юридического факта относится землетрясение? А) Правовой поступок; Б) Событие; В) Юридический акт; Г) Действие. Ответ: Б Вопрос 13. Что из названного относится к фактическому составу? А) Норма права; Б) Условия вступления в брак; В) Механизм государства; Г) Система законодательства. Ответ: Б Вопрос 14. Какой способ толкования норм права предполагает учет их взаимосвязи? А) Грамматический; Б) Исторический; В) Функциональный; Г) Систематический. Ответ: Г Вопрос 15. Как называется пробел в праве, возникающий в результате возникновения новых общественных отношений? А) Мнимый пробел в праве; Б) Первоначальный пробел в праве; В) Пробел эволюции; Г) Исторический пробел в праве. Ответ: В КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Назовите признаки правового отношения Ответ: особый вид общественного отношения, возникает на основе норм права, участники правоотношения носители субъективных прав и юридических обязанностей, обеспечивается государством. Вопрос 2. Назовите формы реализации права. Ответ: соблюдение, исполнение, использование, применение. Вопрос 3. Назовите признаки применения права: Ответ: особый вид реализации права, рассматривается конкретное юридическое дело, субъектом применения права выступают компетентные органы и должностные лица, строгая процедура, завершается принятием и оформлением акта применения права. Вопрос 4. Назовите признаки акта применения права. Ответ: Относится к индивидуальным правовым актам, выносится по конкретному юридическому делу, определенность адресатов, уполномоченными органами и должностными лицами, обладает определенной юридической силой, строгая документальная форма. Вопрос 5. Что такое «юридическая квалификация»? Ответ: Юридическая квалификация – это процесс разрешения конкретной правовой ситуации. Вопрос 6. Договор купли-продажи квартиры. Что является объектом этого правоотношения? Ответ: Вещь, т.е. квартира. Вопрос 7. К какому виду юридического факта относится террористический акт на железной дороге для 1) правоохранительных органов и «2) участников договора ж/д перевозки? Ответ: для 1) правоохранительных органов – неправомерное деяние и «2) для участников договора ж/д перевозки – относительное событие. Вопрос 8. В объективную сторону какого правонарушения входит такое деяние – нецензурная брань студента в коридоре университета? Ответ: дисциплинарного проступка и административного правонарушения. Вопрос 9. Молодой человек праздновал свое 18-летие и совершил тяжкое преступление. Он будет привлечён к уголовной ответственности как совершеннолетий? Ответ: Нет. Признается юридическая фикция – совершеннолетие наступает не в день рождения, а на следующий день. Вопрос 10. В чем отличие такого вида юридического факта в виде правомерного действия, как правой акт, в отличие от правового поступка? Ответ: Правовой акт обязательно предполагает преследование цели достижения формально–юридического результата и требует соответствующей процессуальной формы. Например, сдача экзамена студентом в аудитории и занесение оценки в ведомость. Вопрос 11. Что такое фактический состав? Приведите пример. Ответ: Система юридических фактов, необходимых и достаточных для наступления правовых последствий. Условия вступления в брак. Вопрос 12. Гражданство – это юридический факт? Ответ: Да. Это особый вид юридического факта как состояние, который входит в разные фактические составы – условия участия в выборах, получения социальной помощи, принятие на гос. службу и т.д. Вопрос 13. В ТК РФ в статья 81. «Расторжение трудового договора по инициативе работодателя» закрепляется фактический состав? Ответ: Нет. В ст. 81 ТК РФ закрепляется группа юридических фактов, каждый из которых порождает одно последствие– расторжение трудового договора по инициативе работодателя. Вопрос 14. С точки зрения соотношения публичного и частного права, в чем отличие правоотношений, возникающих из договора купли-продажи смартфона и уплаты налогов? Ответ: купля-продажа смартфона – частноправовое отношение, а уплата налогов – публичноправовое отношение. Вопрос 15. Гражданин оказал содействие полиции в задержании преступника. К какому виду поведения относится его акт? Ответ: Во-первых, это поведение правомерное и, во-вторых, оно относится к такому виду правомерного поведения, как социально-активное. Вопрос 16. Во время прогулки 7-летний мальчик металлической лопаткой бил по автомобилю, чем существенно повредил его окраску. К какому виду юридической ответственности этот мальчик будет привлечен? Ответ: 7-летний мальчик не может быть привлечен к юридической ответственности, т.к. не является дееспособным и, в том числе, деликтоспособным. Владелец автомобиля предъявит иск к родителям мальчика. Вопрос 17. Во время спора на семинарском занятии студент сказал своему одногруппнику: «Твоя позиция в споре является точкой зрения идиота!». Обиженный студент решил предъявить иск в суд, но задумался – требовать возмещение морального вреда за клевету или оскорбление? Ответ: В данной ситуации необходимо вести речь именно об оскорблении, а не клевете. В полнее возможно, что критика ответчика по содержанию была справедливой, но он выразил её в оскорбительной форме. Вопрос 18. Носитель обыденного правосознания задает вам, как юристу, вопрос: «Вы говорите, что до 14 лет подросток не может быть привлечен к ответственности по УК РФ. Но 12-летний мальчик совершил убийство и был наказан, т.е. помещен в специальное заведение, по сути, в тюрьму»? Ответ: Речь идет не о юридической ответственности, а о применении к подростку принудительных мер. воспитательного и медицинского характера. Различие существенное – эти меры не порождают состояния судимости. Вопрос 19. Хулиганство – это административное или уголовное правонарушение? Ответ: Мелкое хулиганство– административное правонарушение. Хулиганство как грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с применением насилия к гражданам либо угрозой его применения и т.д. – это уголовное правонарушение. Вопрос 20. Судья столкнулся с пробелом в праве. Для разрешения ситуации он применил норму права, регулирующую схожее общественное отношение. Судья устранил пробел в праве? Ответ: Нет, судья восполнил пробел в праве на основе аналогии закона. Пробел в праве устраняется в результате правотворчества. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 20 штук. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Протасов В.Н. | Теория государства и права: учебник и практимум для вузов | Москва: Юрайт, 2023 | https://urait.ru/bcode/510831 |
Л1.2 | А. С. Пиголкин, А. А.Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев ; под редакцией А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. | Теория государства и права: учебник для вузов | Юрайт, 2022 | www.urait.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Михалкин Н.В. | Логика и аргументация для юристов: учебник и практикум для вузов | Юрайт, 2023 | www.urait.ru |
Л2.2 | Романов, В. В. | Юридическая психология: Хрестоматия : учеб. пособие для академического бакалавриата | Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru/book/D43BD51A-6D93-42F8-828F-51AECD538C5A |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Интернет-ресурсы органов государственной власти и иных государственных органов: Совет Федерации www.council.gov.ru www.council.gov.ru | |||
Э2 | Юридическая казуистика: курс moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
100С | центр деловых игр – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 24 посадочных места (модульные столы 8 шт.); телевизор LG; диван; пуфик – 2 шт., журнальный столик – 1 шт. |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
В современной российской правовой системе наблюдается явное увлечение «идеологическим» содержанием права и недооценкой «технического» аспекта реализации правовых норм. Поэтому казуистами необходимо быть не только юристам-практикам, но и законодателям – формируя правовую норму, они должны представлять сам предмет законодательного регулирования как совокупность казусов – конкретных отношений. Актуальность этого курса предопределена тем, что в преподавании отраслевых и специальных юридических дисциплин важное значение имеет решение казусов. В перечне учебной литературе большое место занимают сборники задач и практикумы. Соответственно возникает необходимость в рамках общей теории права разработать общую методологию юридической квалификации. Спецкурс предполагает более углубленное изучение вопросов, связанных с правоприменением и в частности с его второй стадией – выбором нормативной основы решения. Поэтому в названии этого предмета используется термин «юридическая квалификация». |