МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Юридическая казуистика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.05.04. специальность Судебная и прокурорская деятельность
СпециализацияСудебная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план40_05_04_Судебная и прокурорская деятельность-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Насыров Р.В.

Рецензент(ы):
Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Юридическая казуистика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность (приказ Минобрнауки России от 18.08.2020 г. № 1058)

составлена на основании учебного плана:
40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н., профессор Васильев А.А., зав. кафедрой


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д.ю.н., профессор Васильев А.А., зав. кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение общей методологии юридической квалификации, то есть теории разрешения конкретных правовых ситуаций (казусов).

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен квалифицированно применять нормативные правовые акты в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными актами
ПК-3.1 Знает нормативные правовые акты в сфере обеспечения законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства.
ПК-3.2 Умеет определять способы обеспечения законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства в зависимости от конкретной юридической ситуации.
ПК-3.3 Владеет навыками выявления и пресечения противоправного поведения при выполнении профессиональных задач.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-3.1. Знает практику, тенденции и проблемы применения правовых норм в сфере профессиональной деятельности.

3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-3.2. Умеет анализировать нормативные правовое акты и применять нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-3.3. Владеет навыками принятия правовых решений и осуществления иных юридических действий в точном соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и
муниципальными нормативными актами.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Понятие и значение юридической квалификации и юридической казуистики Лекции 8 4 ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Понятие и значение юридической квалификации и юридической казуистики Практические 8 4 ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Понятие и значение юридической квалификации и юридической казуистики Сам. работа 8 14 ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Философские основы юридической квалификации Лекции 8 4 ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.5. Философские основы юридической квалификации Практические 8 6 ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.6. Философские основы юридической квалификации Сам. работа 8 14 ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.7. Логические основы юридической квалификации Лекции 8 2 ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.8. Логические основы юридической квалификации Практические 8 6 ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.9. Логические основы юридической квалификации Сам. работа 8 12 ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.10. Психологические аспекты юридической квалификации Лекции 8 2 ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.11. Психологические аспекты юридической квалификации Практические 8 6 ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.12. Психологические аспекты юридической квалификации Сам. работа 8 14 ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.13. Юридическая квалификация в механизме правового регулирования Лекции 8 2 ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.14. Юридическая квалификация в механизме правового регулирования Практические 8 6 ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.15. Юридическая квалификация в механизме правового регулирования Сам. работа 8 12 ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. зачет

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»– https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4433
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3
Способен квалифицированно применять нормативные правовые акты в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными актами

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Как соотносятся понятия «нормативное правовое регулирование» и «индивидуальное правовое регулирование»?
А) Понятия несравнимые;
Б) Понятия тождественные;
В) Эти понятия противоположные;
Г) Это виды правового регулирования.
Ответ: Г

Вопрос 2. Что является результатом нормативного правового регулирования?
А)Возникновение юридического факта;
Б) Разрешение юридического спора;
В) Возникновение нормы права;
Г) Привлечение к юридической ответственности.
Ответ: В

Вопрос 3. Что является формой реализации права?
А) Правотворчество;
Б) Применение права;
В) Возникновение правоотношения;
Г) Внесение изменений в нормативно- правовой акт.
Ответ: Б

Вопрос 4. Что из названного не является стадией применения права?
А) Выбор и толкование нормы права;
Б) Возникновение правоотношения;
В) Сбор и анализ фактической стороны юридического дела;
Г) Принятие и оформление решения по юридическому делу.
Ответ: Б

Вопрос 5. Соотношение каких правовых явлений осуществляется в процессе юридической квалификации?
А) Государства и права;
Б) Субъекта права и закона;
В) Фактической стороны юридического дела и норм права;
Г) Юридических понятий и норм права.
Ответ: В

Вопрос 6. Как называется юридическая квалификация, в которой выявляется несоответствие фактической стороны дела и нормы права?
А) Ошибочная;
Б) Допустимая;
В) Предварительная;
Г) Негативная.
Ответ: Г

Вопрос 7. Что НЕ выделяется в качестве самостоятельного аспекта (стороны) юридической квалификации?
А) Фактическая сторона юридической квалификации;
Б) Нормативная стороны юридической квалификации;
В) Логический аспект юридической квалификации;
Г) Религиозный аспект юридической квалификации.
Ответ: Г

Вопрос 8. Что является первой стадией правоприменительной деятельности?
А) Правотворчество;
Б) Возникновение правоотношений;
В) Сбор и анализ фактической стороны юридического дела;
Г) Толкование нормы права.
Ответ: В

Вопрос 9. Что является завершающей стадией правоприменительной деятельности?
А) Принятие акта применения права;
Б) Принятие нормативно-правового акта;
В) Сбор и анализ фактической стороны юридического дела;
Г) Выбор нормы права.
Ответ: А

Вопрос 10. С точки зрения логической стороны юридической квалификации признаки правонарушения раскрывают:
А) Смысл правонарушения;
Б) Цель правонарушения;
В) Общественную вредность правонарушения;
Г) Содержание правонарушения.
Ответ: Г

Вопрос 11. По функциям права какой акт применения права относится к охранительным?:
А) Акт о начислении пенсии;
Б) Приговор суда;
В) Приказ о назначении на должность;
Г) Акт о присвоении звания «Ветеран труда» .
Ответ: Б

Вопрос 12. К какому виду юридического факта относится землетрясение?
А) Правовой поступок;
Б) Событие;
В) Юридический акт;
Г) Действие.
Ответ: Б

Вопрос 13. Что из названного относится к фактическому составу?
А) Норма права;
Б) Условия вступления в брак;
В) Механизм государства;
Г) Система законодательства.
Ответ: Б

Вопрос 14. Какой способ толкования норм права предполагает учет их взаимосвязи?
А) Грамматический;
Б) Исторический;
В) Функциональный;
Г) Систематический.
Ответ: Г

Вопрос 15. Как называется пробел в праве, возникающий в результате возникновения новых общественных отношений?
А) Мнимый пробел в праве;
Б) Первоначальный пробел в праве;
В) Пробел эволюции;
Г) Исторический пробел в праве.
Ответ: В

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Назовите признаки правового отношения
Ответ: особый вид общественного отношения, возникает на основе норм права, участники правоотношения носители субъективных прав и юридических обязанностей, обеспечивается государством.
Вопрос 2. Назовите формы реализации права.
Ответ: соблюдение, исполнение, использование, применение.
Вопрос 3. Назовите признаки применения права:
Ответ: особый вид реализации права, рассматривается конкретное юридическое дело, субъектом применения права выступают компетентные органы и должностные лица, строгая процедура, завершается принятием и оформлением акта применения права.
Вопрос 4. Назовите признаки акта применения права.
Ответ: Относится к индивидуальным правовым актам, выносится по конкретному юридическому делу, определенность адресатов, уполномоченными органами и должностными лицами, обладает определенной юридической силой, строгая документальная форма.
Вопрос 5. Что такое «юридическая квалификация»?
Ответ: Юридическая квалификация – это процесс разрешения конкретной правовой ситуации.
Вопрос 6. Договор купли-продажи квартиры. Что является объектом этого правоотношения?
Ответ: Вещь, т.е. квартира.
Вопрос 7. К какому виду юридического факта относится террористический акт на железной дороге для 1) правоохранительных органов и «2) участников договора ж/д перевозки?
Ответ: для 1) правоохранительных органов – неправомерное деяние и «2) для участников договора ж/д перевозки – относительное событие.
Вопрос 8. В объективную сторону какого правонарушения входит такое деяние – нецензурная брань студента в коридоре университета?
Ответ: дисциплинарного проступка и административного правонарушения.
Вопрос 9. Молодой человек праздновал свое 18-летие и совершил тяжкое преступление. Он будет привлечён к уголовной ответственности как совершеннолетий?
Ответ: Нет. Признается юридическая фикция – совершеннолетие наступает не в день рождения, а на следующий день.
Вопрос 10. В чем отличие такого вида юридического факта в виде правомерного действия, как правой акт, в отличие от правового поступка?
Ответ: Правовой акт обязательно предполагает преследование цели достижения формально–юридического результата и требует соответствующей процессуальной формы. Например, сдача экзамена студентом в аудитории и занесение оценки в ведомость.
Вопрос 11. Что такое фактический состав? Приведите пример.
Ответ: Система юридических фактов, необходимых и достаточных для наступления правовых последствий. Условия вступления в брак.
Вопрос 12. Гражданство – это юридический факт?
Ответ: Да. Это особый вид юридического факта как состояние, который входит в разные фактические составы – условия участия в выборах, получения социальной помощи, принятие на гос. службу и т.д.
Вопрос 13. В ТК РФ в статья 81. «Расторжение трудового договора по инициативе работодателя» закрепляется фактический состав?
Ответ: Нет. В ст. 81 ТК РФ закрепляется группа юридических фактов, каждый из которых порождает одно последствие– расторжение трудового договора по инициативе работодателя.
Вопрос 14. С точки зрения соотношения публичного и частного права, в чем отличие правоотношений, возникающих из договора купли-продажи смартфона и уплаты налогов?
Ответ: купля-продажа смартфона – частноправовое отношение, а уплата налогов – публичноправовое отношение.
Вопрос 15. Гражданин оказал содействие полиции в задержании преступника. К какому виду поведения относится его акт?
Ответ: Во-первых, это поведение правомерное и, во-вторых, оно относится к такому виду правомерного поведения, как социально-активное.
Вопрос 16. Во время прогулки 7-летний мальчик металлической лопаткой бил по автомобилю, чем существенно повредил его окраску. К какому виду юридической ответственности этот мальчик будет привлечен?
Ответ: 7-летний мальчик не может быть привлечен к юридической ответственности, т.к. не является дееспособным и, в том числе, деликтоспособным. Владелец автомобиля предъявит иск к родителям мальчика.
Вопрос 17. Во время спора на семинарском занятии студент сказал своему одногруппнику: «Твоя позиция в споре является точкой зрения идиота!». Обиженный студент решил предъявить иск в суд, но задумался – требовать возмещение морального вреда за клевету или оскорбление?
Ответ: В данной ситуации необходимо вести речь именно об оскорблении, а не клевете. В полнее возможно, что критика ответчика по содержанию была справедливой, но он выразил её в оскорбительной форме.
Вопрос 18. Носитель обыденного правосознания задает вам, как юристу, вопрос: «Вы говорите, что до 14 лет подросток не может быть привлечен к ответственности по УК РФ. Но 12-летний мальчик совершил убийство и был наказан, т.е. помещен в специальное заведение, по сути, в тюрьму»?
Ответ: Речь идет не о юридической ответственности, а о применении к подростку принудительных мер. воспитательного и медицинского характера. Различие существенное – эти меры не порождают состояния судимости.
Вопрос 19. Хулиганство – это административное или уголовное правонарушение?
Ответ: Мелкое хулиганство– административное правонарушение. Хулиганство как грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с применением насилия к гражданам либо угрозой его применения и т.д. – это уголовное правонарушение.
Вопрос 20. Судья столкнулся с пробелом в праве. Для разрешения ситуации он применил норму права, регулирующую схожее общественное отношение. Судья устранил пробел в праве?
Ответ: Нет, судья восполнил пробел в праве на основе аналогии закона. Пробел в праве устраняется в результате правотворчества.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 20 штук.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Протасов В.Н. Теория государства и права: учебник и практимум для вузов Москва: Юрайт, 2023 https://urait.ru/bcode/510831
Л1.2 А. С. Пиголкин, А. А.Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев ; под редакцией А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. Теория государства и права: учебник для вузов Юрайт, 2022 www.urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Михалкин Н.В. Логика и аргументация для юристов: учебник и практикум для вузов Юрайт, 2023 www.urait.ru
Л2.2 Романов, В. В. Юридическая психология: Хрестоматия : учеб. пособие для академического бакалавриата Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/D43BD51A-6D93-42F8-828F-51AECD538C5A
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Интернет-ресурсы органов государственной власти и иных государственных органов: Совет Федерации www.council.gov.ru www.council.gov.ru
Э2 Юридическая казуистика: курс moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
100С центр деловых игр – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 24 посадочных места (модульные столы 8 шт.); телевизор LG; диван; пуфик – 2 шт., журнальный столик – 1 шт.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В современной российской правовой системе наблюдается явное увлечение «идеологическим» содержанием права и недооценкой «технического» аспекта реализации правовых норм. Поэтому казуистами необходимо быть не только юристам-практикам, но и законодателям – формируя правовую норму, они должны представлять сам предмет законодательного регулирования как совокупность казусов – конкретных отношений.

Актуальность этого курса предопределена тем, что в преподавании отраслевых и специальных юридических дисциплин важное значение имеет решение казусов. В перечне учебной литературе большое место занимают сборники задач и практикумы. Соответственно возникает необходимость в рамках общей теории права разработать общую методологию юридической квалификации. Спецкурс предполагает более углубленное изучение вопросов, связанных с правоприменением и в частности с его второй стадией – выбором нормативной основы решения. Поэтому в названии этого предмета используется термин «юридическая квалификация».