МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Альтернативные способы разрешения споров

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра трудового, экологического права и гражданского процесса
Направление подготовки40.05.04. специальность Судебная и прокурорская деятельность
СпециализацияСудебная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план40_05_04_Судебная и прокурорская деятельность-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 10

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (10) Итого
Недель 9
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, М.А. Боловнев

Рецензент(ы):
Ст. преп., А.А. Серебряков

Рабочая программа дисциплины
Альтернативные способы разрешения споров

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность (приказ Минобрнауки России от 18.08.2020 г. № 1058)

составлена на основании учебного плана:
40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 22.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Рехтина Ирина Владимировна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 22.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Рехтина Ирина Владимировна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины "Альтернативные способы разрешения споров" является получение представлений об иных, помимо судебной, форм защиты права, их системе, правовом регулировании и порядке проведения и осуществления.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять правотворческую деятельность на основе знаний о механизме правового регулирования
ПК-1.1 Знает виды, особенности и иерархию нормативных правовых актов по юридической силе.
ПК-1.2 Умеет определять место нормативного правого акта в иерархии нормативных правовых актов по юридической силе.
ПК-1.3 Владеет навыками создания правовых норм с учетом правил юридической техники.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает виды, особенности и иерархию нормативных правовых актов по юридической силе.
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет определять место нормативного правого акта в иерархии нормативных правовых актов по юридической силе.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками создания правовых норм с учетом правил юридической техники.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие, предмет и система альтернативного разрешения споров. Принципы альтернативного разрешения споров. Методы (формы) альтернативного разрешения споров: разнообразие и краткая характеристика. Преимущества и недостатки альтернативного разрешения споров. Судебная система и альтернативное разрешение споров. Введение в гражданское процессуальное и арбитражное процессуальное право. Общая характеристика примирительных процедур в гражданском и арбитражном процессах.
1.1. Понятие, предмет и система альтернативного разрешения споров. Принципы альтернативного разрешения споров. Методы (формы) альтернативного разрешения споров: разнообразие и краткая характеристика. Преимущества и недостатки альтернативного разрешения споров. Судебная система и альтернативное разрешение споров. Введение в гражданское процессуальное и арбитражное процессуальное право. Общая характеристика примирительных процедур в гражданском и арбитражном процессах. Лекции 10 4 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
1.2. Понятие, предмет и система альтернативного разрешения споров. Принципы альтернативного разрешения споров. Методы (формы) альтернативного разрешения споров: разнообразие и краткая характеристика. Преимущества и недостатки альтернативного разрешения споров. Судебная система и альтернативное разрешение споров. Введение в гражданское процессуальное и арбитражное процессуальное право. Общая характеристика примирительных процедур в гражданском и арбитражном процессах. Практические 10 6 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
1.3. Понятие, предмет и система альтернативного разрешения споров. Принципы альтернативного разрешения споров. Методы (формы) альтернативного разрешения споров: разнообразие и краткая характеристика. Преимущества и недостатки альтернативного разрешения споров. Судебная система и альтернативное разрешение споров. Введение в гражданское процессуальное и арбитражное процессуальное право. Общая характеристика примирительных процедур в гражданском и арбитражном процессах. Сам. работа 10 20 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
Раздел 2. История медиации как метода альтернативного разрешения споров. Понятие медиации. Посредничество и медиация. Соотношение понятий "конфликт", "конфликтология" и "медиация". Основные принципы медиации. Различные подходы в медиации. Преимущества и недостатки по отношению к другим альтернативным способам разрешения споров. Принципы в медиации. Конфиденциальность. Добровольность. Нейтральность и беспристрастность третьей стороны. Ответственность сторон за принятие решений. Открытость ("прозрачность"). Равноправие сторон. Обращение сторон к медиатору или организации, обеспечивающей проведение процедуры медиации. Выбор медиатора. Критерии возможности рассмотрения спора с помощью процедуры медиации. Определение возможности урегулирования данного спора сторон с помощью процедуры медиации. Правила проведения процедуры медиации. Заключение соглашения о проведении процедуры медиации.
2.1. История медиации как метода альтернативного разрешения споров. Понятие медиации. Посредничество и медиация. Соотношение понятий "конфликт", "конфликтология" и "медиация". Основные принципы медиации. Различные подходы в медиации. Преимущества и недостатки по отношению к другим альтернативным способам разрешения споров. Принципы в медиации. Конфиденциальность. Добровольность. Нейтральность и беспристрастность третьей стороны. Ответственность сторон за принятие решений. Открытость ("прозрачность"). Равноправие сторон. Обращение сторон к медиатору или организации, обеспечивающей проведение процедуры медиации. Выбор медиатора. Критерии возможности рассмотрения спора с помощью процедуры медиации. Определение возможности урегулирования данного спора сторон с помощью процедуры медиации. Правила проведения процедуры медиации. Заключение соглашения о проведении процедуры медиации. Лекции 10 4 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
2.2. История медиации как метода альтернативного разрешения споров. Понятие медиации. Посредничество и медиация. Соотношение понятий "конфликт", "конфликтология" и "медиация". Основные принципы медиации. Различные подходы в медиации. Преимущества и недостатки по отношению к другим альтернативным способам разрешения споров. Принципы в медиации. Конфиденциальность. Добровольность. Нейтральность и беспристрастность третьей стороны. Ответственность сторон за принятие решений. Открытость ("прозрачность"). Равноправие сторон. Обращение сторон к медиатору или организации, обеспечивающей проведение процедуры медиации. Выбор медиатора. Критерии возможности рассмотрения спора с помощью процедуры медиации. Определение возможности урегулирования данного спора сторон с помощью процедуры медиации. Правила проведения процедуры медиации. Заключение соглашения о проведении процедуры медиации. Практические 10 6 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
2.3. История медиации как метода альтернативного разрешения споров. Понятие медиации. Посредничество и медиация. Соотношение понятий "конфликт", "конфликтология" и "медиация". Основные принципы медиации. Различные подходы в медиации. Преимущества и недостатки по отношению к другим альтернативным способам разрешения споров. Принципы в медиации. Конфиденциальность. Добровольность. Нейтральность и беспристрастность третьей стороны. Ответственность сторон за принятие решений. Открытость ("прозрачность"). Равноправие сторон. Обращение сторон к медиатору или организации, обеспечивающей проведение процедуры медиации. Выбор медиатора. Критерии возможности рассмотрения спора с помощью процедуры медиации. Определение возможности урегулирования данного спора сторон с помощью процедуры медиации. Правила проведения процедуры медиации. Заключение соглашения о проведении процедуры медиации. Сам. работа 10 20 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
Раздел 3. Требования, предъявляемые к медиатору. Медиатор как профессионал и как личность. Роль медиатора в процедуре медиации. Функции медиатора в процессе медиации. Профессиональная этика медиаторов. Организация работы медиатора. Различные школы и подходы в медиации. Понимающий подход.
3.1. Требования, предъявляемые к медиатору. Медиатор как профессионал и как личность. Роль медиатора в процедуре медиации. Функции медиатора в процессе медиации. Профессиональная этика медиаторов. Организация работы медиатора. Различные школы и подходы в медиации. Понимающий подход. Лекции 10 2 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
3.2. Требования, предъявляемые к медиатору. Медиатор как профессионал и как личность. Роль медиатора в процедуре медиации. Функции медиатора в процессе медиации. Профессиональная этика медиаторов. Организация работы медиатора. Различные школы и подходы в медиации. Понимающий подход. Практические 10 6 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
3.3. Требования, предъявляемые к медиатору. Медиатор как профессионал и как личность. Роль медиатора в процедуре медиации. Функции медиатора в процессе медиации. Профессиональная этика медиаторов. Организация работы медиатора. Различные школы и подходы в медиации. Понимающий подход. Сам. работа 10 18 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
Раздел 4. Формулирование договоренности/соглашения. Предупреждение неисполнения договоренностей и выработка механизмов преодоления трудностей в процессе осуществления решений, отраженных в медиативном соглашении. Подписание медиативного соглашения. Реализация договоренностей, контроль за их исполнением. Критерии оценки результата процедуры медиации. Завершение медиации (когда прекращается процедура медиации). Соглашение сторон об урегулировании спора и его соотношение с мировым соглашением и судебным решением. Правовая природа соглашения об урегулировании спора. Исполнение соглашения об урегулировании спора (медиативного соглашения). Утверждение медиативного соглашения об урегулировании спора судом, третейским судом.
4.1. Формулирование договоренности/соглашения. Предупреждение неисполнения договоренностей и выработка механизмов преодоления трудностей в процессе осуществления решений, отраженных в медиативном соглашении. Подписание медиативного соглашения. Реализация договоренностей, контроль за их исполнением. Критерии оценки результата процедуры медиации. Завершение медиации (когда прекращается процедура медиации). Соглашение сторон об урегулировании спора и его соотношение с мировым соглашением и судебным решением. Правовая природа соглашения об урегулировании спора. Исполнение соглашения об урегулировании спора (медиативного соглашения). Утверждение медиативного соглашения об урегулировании спора судом, третейским судом. Лекции 10 2 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
4.2. Формулирование договоренности/соглашения. Предупреждение неисполнения договоренностей и выработка механизмов преодоления трудностей в процессе осуществления решений, отраженных в медиативном соглашении. Подписание медиативного соглашения. Реализация договоренностей, контроль за их исполнением. Критерии оценки результата процедуры медиации. Завершение медиации (когда прекращается процедура медиации). Соглашение сторон об урегулировании спора и его соотношение с мировым соглашением и судебным решением. Правовая природа соглашения об урегулировании спора. Исполнение соглашения об урегулировании спора (медиативного соглашения). Утверждение медиативного соглашения об урегулировании спора судом, третейским судом. Практические 10 6 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
4.3. Формулирование договоренности/соглашения. Предупреждение неисполнения договоренностей и выработка механизмов преодоления трудностей в процессе осуществления решений, отраженных в медиативном соглашении. Подписание медиативного соглашения. Реализация договоренностей, контроль за их исполнением. Критерии оценки результата процедуры медиации. Завершение медиации (когда прекращается процедура медиации). Соглашение сторон об урегулировании спора и его соотношение с мировым соглашением и судебным решением. Правовая природа соглашения об урегулировании спора. Исполнение соглашения об урегулировании спора (медиативного соглашения). Утверждение медиативного соглашения об урегулировании спора судом, третейским судом. Сам. работа 10 4 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
Раздел 5. Основы организации и деятельности арбитражей в Российской Федерации. Арбитраж (третейское разбирательство) и разрешение дел. Оспаривание решений арбитражей. Исполнение решений арбитражей.
5.1. Основы организации и деятельности арбитражей в Российской Федерации. Арбитраж (третейское разбирательство) и разрешение дел. Оспаривание решений арбитражей. Исполнение решений арбитражей. Лекции 10 2 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
5.2. Основы организации и деятельности арбитражей в Российской Федерации. Арбитраж (третейское разбирательство) и разрешение дел. Оспаривание решений арбитражей. Исполнение решений арбитражей. Практические 10 4 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
5.3. Основы организации и деятельности арбитражей в Российской Федерации. Арбитраж (третейское разбирательство) и разрешение дел. Оспаривание решений арбитражей. Исполнение решений арбитражей. Сам. работа 10 4 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4633
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1
Способен осуществлять правотворческую деятельность на основе знаний о механизме правового регулирования
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Назовите основной нормативный акт, регулирующий отношения в сфере медиации.
А. Гражданский процессуальный кодекс РФ;
Б. Гражданский кодекс РФ;
В. ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)";
Г. ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве)"
Ответ: В.
2. Предъявляет ли закон требования к возрасту профессионального медиатора?
А. Нет;
Б. Да, 25 лет;
В. Да, 18 лет;
Г. Да, 35 лет.
Ответ: Б.
3. Какой акт закрепляет основы проведения процедуры судебного примирения?
А. Федеральный закон;
Б. Постановление Правительства;
В. Постановление Пленума ВС РФ;
Г. Такого акта нет.
Ответ: В.
4. Каким документом можно урегулировать отношения между сторонами и медиатором?
А. Соглашение о проведении процедуры медиации;
Б. Медиативное соглашение;
В. Трудовой договор;
Г. Коллективное соглашение.
Ответ: А.
5. Какую норму права нужно трансформировать, чтобы претензионный порядок, предусмотренный договором между сторонами, стал обязательным?
А. Основания для оставления искового заявления без движения;
Б. Основания для возвращения искового заявления;
В. Основания для отказа в принятии искового заявления;
Г. Право на обращение в арбитражный суд.
Ответ: Б,Г.
6. Какова причина невозможности осуществлять судебное примирение помощниками судей?
А. Сильная загруженность;
Б. Недостаточная компетенция;
В. Невозможность совмещать соответствующие функции;
Г. Прямой законодательный запрет.
Ответ: Г.
7. Какие из примирительных процедур нормативно не регулируются в российском законодательстве?
А. Мини - суд;
Б. Совет старейшин;
В. Посредничество;
Г. Арбитраж.
Ответ: А,Б.
8. Каким высшим образованием должен обладать профессиональный медиатор?
А. Юридическим;
Б. Экономическим;
В. Психологическим;
Г. Любым.
Ответ: Г.
9. Является ли в силу закона медиация предпринимательской деятельностью?
А. Да, если иное не предусмотрено локальным актом компании;
Б. Всегда да;
В. Всегда нет;
Г. Нет, если иное не предусмотрено локальным актом компании.
Ответ: В.
10. Каково соотношение ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" и ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве)"?
А. Регулируют различные отношения;
Б. Различны по иерархии;
В. Соотносятся как закон общий и закон специальный;
Г. Подлежат одновременному применению к одним отношениям.
Ответ: А.
11. Могут ли подзаконные акты являться источником регулирования процессуальных отношений?
А. Да, только Указы Президента РФ;
Б. Да, только Постановления Правительства РФ;
В. Да;
Г. Нет.
Ответ: Г.
12. Может ли судебная практика использоваться как источник процессуального права?
А. Да;
Б. Нет;
В. Может при сходстве участников;
Г. Может в части возможности судей арбитражных судов ссылаться в мотивировочных частях актов ссылаться на обзоры практик.
Ответ: Г.
13. Могут ли нормы АПК РФ быть применимыми в порядке аналогии закона при разрешении споров судами общей юрисдикции?
А. Да, при пробельности в праве;
Б. Только нормы КАС РФ при рассмотрении соответствующих категорий дел;
В. Да, всегда при отсутствии необходимой нормы права;
Г. Нет.
Ответ: А.
14. На какой срок дело может быть отложено при обращении сторон спора ка медиатору?
А. Не более 10 дней;
Б. Не более 15 дней;
В. Не более 30 дней;
Г. Не более 60 дней.
Ответ: Г.
15. Сколько медиаторов может быть привлечено к одной процедуре?
А. Один;
Б. Закон не закрепляет ограничений;
В. Два;
Г. Три.
Ответ: Б.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Физическое лицо, избранное сторонами или избранное (назначенное) в согласованном сторонами или установленном федеральным законом порядке для разрешения спора третейским судом – это
Ответ: арбитр (третейский судья).

2. Процесс разрешения спора третейским судом и принятия решения третейским судом (арбитражного решения) – это
Ответ: арбитраж (третейское разбирательство).

3. Выполнение постоянно действующим арбитражным учреждением функций по организационному обеспечению арбитража, в том числе по обеспечению процедур выбора, назначения или отвода арбитров, ведению делопроизводства, организации сбора и распределения арбитражных сборов, за исключением непосредственно функций третейского суда по разрешению спора – это
Ответ: администрирование арбитража.

4. Арбитраж, не относящийся к международному коммерческому арбитражу – это
Ответ: арбитраж внутренних споров.

5. Организация, созданная за пределами Российской Федерации и выполняющая на постоянной основе функции по администрированию арбитража вне зависимости от того, является ли она юридическим лицом или действует без образования самостоятельного юридического лица – это
Ответ: иностранное арбитражное учреждение.

6. Арбитраж, к которому применяется Закон Российской Федерации от 7 июля 1993 года № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже» – это
Ответ: международный коммерческий арбитраж.

7. Суд Российской Федерации, определенный в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации – это
Ответ: компетентный суд.

8. Коллегиальный орган в составе не менее пяти человек, создаваемый в постоянно действующем арбитражном учреждении, осуществляющий функции по назначению, отводу и прекращению полномочий арбитров и иные функции, предусмотренные настоящим Федеральным законом – это
Ответ: комитет по назначениям.

9. Подразделение некоммерческой организации, выполняющее на постоянной основе функции по администрированию арбитража – это
Ответ: постоянно действующее арбитражное учреждение.

10. Правила, регулирующие арбитраж, в том числе администрируемый постоянно действующим арбитражным учреждением – это
Ответ: правила арбитража.

11. Правила постоянно действующего арбитражного учреждения, регулирующие арбитраж споров, которые связаны с созданием юридического лица в Российской Федерации, управлением им или участием в юридическом лице и сторонами которых являются учредители, участники, члены (далее - участники) юридического лица и само юридическое лицо, включая споры по искам участников юридического лица в связи с правоотношениями юридического лица с третьим лицом в случае, если у участников юридического лица есть право на подачу таких исков в соответствии с федеральным законом, за исключением споров, предусмотренных частью 7.1 статьи 45 ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве)" – это
Ответ: правила арбитража корпоративных споров.

12. Уставы, положения, регламенты, содержащие в том числе правила арбитража и (или) правила выполнения постоянно действующим арбитражным учреждением отдельных функций по администрированию арбитража, осуществляемого третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора – это
Ответ: правила постоянно действующего арбитражного учреждения.

13. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке и реализации государственной политики в сфере юстиции – это
Ответ: уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

14. Желающие урегулировать спор с помощью процедуры медиации субъекты отношений, указанных в статье 1 ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" – это
Ответ: стороны.

15. Способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения – это
Ответ: процедура медиации.

16. Независимое физическое лицо, независимые физические лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора – это
Ответ: медиатор, медиаторы.

17. Юридическое лицо, одним из основных видов деятельности которого является деятельность по организации проведения процедуры медиации, а также осуществление иных предусмотренных ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" действий – это
Ответ: организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.

18. Соглашение сторон, заключенное в письменной форме до возникновения спора или споров (медиативная оговорка) либо после его или их возникновения, об урегулировании с применением процедуры медиации спора или споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением – это
Ответ: соглашение о применении процедуры медиации.

19. Соглашение сторон, с момента заключения которого начинает применяться процедура медиации в отношении спора или споров, возникших между сторонами – это
Ответ: соглашение о проведении процедуры медиации.

20. Соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по спору и заключенное в письменной форме – это
Ответ: медиативное соглашение.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
Вопрос 1. Раскройте систему альтернативных способов разрешения споров.

Вопрос 2. Назовите и охарактеризуйте принципы альтернативного разрешения споров.

Вопрос 3. Кратко охарактеризуйте методы и формы альтернативного разрешения споров. В чем их разнообразие?

Вопрос 4. Назовите преимущества и недостатки альтернативных способов разрешения споров.

Вопрос 5. Каково соотношение рассмотрения дел судами и альтернативного разрешения споров.

Вопрос 6. Дайте общую характеристику примирительных процедур в гражданском и арбитражном процессе.

Вопрос 7. Альтернативные способы разрешения споров в зарубежных странах и перспективы их внедрения в отечественную модель.

Вопрос 8. В чем заключается сущность претензионного порядка урегулирования споров?

Вопрос 9. Раскройте порядок проведения процедуры судебного примирения.

Вопрос 10. Охарактеризуйте субъектов судебного примирения.

Вопрос 11. В чем отличия статусов посредника и медиатора?

Вопрос 12. Назовите систему источников правового регулирования альтернативных способов разрешения споров.

Вопрос 13. Произведите соотношение Гражданского процессуального кодекса РФ и ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)".

Вопрос 14. Как действующее законодательство устанавливает порядок исполнения медиативных соглашений?

Вопрос 15. Раскройте роль судебной практики в вопросе утверждения судами мировых соглашений.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Заказчик и Исполнитель желают заключить договор на разработку рекламной компании. Стороны, несмотря на длительные переговоры и ряд взаимных уступок, не могут прийти к соглашению по цене. При этом Заказчик заинтересован в сотрудничестве именно с компанией исполнителя — его привлекает качество, креативность, способность выполнять проекты большого масштаба. Однако он ограничен бюджетом. Компания исполнителя видит в компании заказчика долгосрочного клиента и не хочет его терять, однако пойти на уступки по цене не может из-за ряда причин.
В ходе отдельной встречи Исполнитель сообщил, что готов снизить цену при условии увеличения сроков выполнения договора. Прибыль по проекту заложена минимальная. Кроме того, при кратких сроках он вынужден переориентировать существенную часть человеческих ресурсов на выполнение договора с компанией заказчика. На выполнение договоров с другими потенциальными клиентами, которые поступят в период работы над проектом компании заказчика, ресурсов будет недостаточно. Однако Исполнитель не предлагал Заказчику увеличить сроки из опасения произвести впечатление «маломощной» компании с ограниченными ресурсами.
Какой выход может быть найден из ситуации? Как добиться компромисса?

2. Учительница сказала, что скоро в школе будет проводиться «Праздник осени». Маша и Вика, лучшие ученицы класса, захотели подготовить номер для выступления. Они предложили проиграть сценку, где была одна только главная роль – Осень и несколько второстепенных ролей. Девочки организовали других ребят для выступления, распределили роли и собрались репетировать. После уроков Маша и Вика с другими ребятами стали проигрывать сценку и Маша стала исполнять главную роль, на что Вика сказала, что будет эту роль играть она. Завязался спор между подругами, в порывах сыпались обидные слова, потом Маша убежала и отказалась участвовать в празднике. Разрешите конфликтную ситуацию.

3. Олег – ученик 8 класса, общительный, занимается спортом. Однажды, общаясь в социальных сетях, Олег увидел прикольную фотографию друга Саши и добавил к ней смешной комментарий. Саше комментарий не понравился и он в ответ обозвал Олега, на что он начал оскорблять его дальше. На следующий день, когда ребята пришли в школу, Саша начал выяснять отношения с Олегом, сыпались оскорбления в адрес друг друга и ребята чуть не подрались. Разрешите конфликтную ситуацию.

4. Витя, Егор и Стас учатся в одном классе. Они записались на кружок по ракетомоделированию. Ребятам так хотелось построить ракету- современную, новую. Когда они пришли заниматься, то Витя и Егор стали собирать вместе, а Стасу сказали, чтобы он просто смотрел. Стас возмутился и сломал собранную ракету и со слезами убежал с кружка. Разрешите конфликтную ситуацию.

5. Екатерина и Ольга живут по-соседски уже несколько лет. Их земельные участки расположены рядом. На одном участке возвышается большой красивый дом с садом, с множественными пристройками, и за внушительным забором в нем живет большая семья. Это дом Ольги. По соседству же пока есть только фундамент будущего дома. Рядом стоит маленький вагончик, в котором живут одинокая женщина Екатерина с сыном. В начале 90-х годов Екатерина приехала жить в город и тоже хотела построить свой дом, может быть, не такой большой, как у Ольги, но, к сожалению, денег на стройку не было, и она смогла возвести только фундамент. Ольга купила еще один участок и пристроила впритык к забору Екатерины баню, склад, навес. Поначалу никаких споров между ними не было. Но весной и во время дождя вся вода стекала с крыш пристроек Ольги на участок Екатерины, прямо на фундамент будущего дома, от чего фундамент начал разрушаться. На постоянные просьбы Екатерины сделать отвод воды с крыши муж Ольги сначала давал обещания, а потом просто отказался сделать отвод. А тем временем фундамент разрушается, ссора между соседками не прекращается и принимает все большие обороты. Однажды Екатерина решилась поговорить с соседкой, пошла к ней домой, зашла во двор и позвала Ольгу. Та сразу набросилась на нее с криками, что ничего менять она не собирается. На помощь к ней выдворять со
двора Екатерину пришел ее восемнадцатилетний сын, стал толкать ее, ударил по лицу, пинал ее ногами. Екатерина сопротивлялась. Она была избита, унижена и оскорблена, а вопрос с водостоком так и остался не решенным. На следующий день Екатерина узнала, что сын Ольги лег в больницу с
сотрясением мозга, а на Екатерину следователем РОВД возбуждено уголовное дело.
1.Вы - медиатор, какие действия вы должны предпринять, чтобы защитить права сторон?
2.Вы заключаете мировое соглашение; какие пункты нужно обязательно включить в соглашение?

6. Марат, 35 лет, работает в рекламном агентстве. Живет в многоэтажном доме. Недавно в дом, где живет Марат, переехала семья Семеновых. Глава семейства Семеновых - Георгий, работает в архитекторском бюро. Семеновы поселились в квартире на одной лестничной площадке с квартирой Марата. Марат вот уже на протяжении 10 лет ставит свой автомобиль во дворе. Все жильцы дома уже привыкли к этому, и никто никогда не возмущался по этому поводу. Автомобильная стоянка находится далеко от дома, и Марату удобно оставлять машину во дворе. Узнав о том, что автостоянка далеко от дома, Георгий стал ставить свою автомашину на место машины Марата, ссылаясь на то, что он имеет право ставить машину где угодно, и если Марата это не устраивает, пусть подает в суд. На этой почве у Марата с Георгием постоянные ссоры. Недавно они даже подрались. Но никто из них не стал подавать заявление в милицию. Однако отношения между ними накалены, и примириться они не желают. Наблюдавшие за всем этим жильцы дома решили помирить Марата и Георгия. Вы - медиатор, опишите ваши действия с целью примирения Марата и Георгия.

7. Галина Степановна - пенсионерка, ей 69 лет, живет одна. Ее дочь Анастасия живет со своей семьей в другом районе. По соседству с Галиной Степановной живут молодожены Артем и Юлия. Родители Артема оставили сыну свою квартиру в наследство, а сами переехали жить в деревню. Галина Степановна знает Артема еще с младенчества, а с его матерью они были подругами. Артем после свадьбы решил сделать в квартире ремонт: обновить обои, отремонтировать потолок, выложить новую плитку на кухне и в ванной, установить стеклопакеты, кондиционер и дополнительную вытяжку. Он договорился со строителями. Начались ремонтные работы... Из-за шума в квартире Артема Галина Степановна теперь не может отдохнуть у себя дома. У нее нарушен здоровый сон, что привело ее к стрессу. Рабочие начинают работать в квартире Артема в 6 часов утра и заканчивают далеко за полночь. Попытки Галины Степановны договориться с Артемом не увенчались успехом. Он только нагрубил женщине и сказал, что завершит ремонт в любом случае. Сказал также, что это его квартира, и чтобы посторонние не вмешивались в его жизнь. Галина Степановна поругалась с ним. Ей посоветовали обратиться в суд, но она не хочет судиться с Артемом из-за дружбы с его матерью. Однако между Артемом и Галиной Степановной постоянно происходят ссоры и разборки по поводу шума.
Вы - медиатор, опишите ваши действия с целью примирения сторон.

8. Светлане 32 года. Когда ей было 25 лет, родители подарили ей двухкомнатную квартиру. В 29 лет она вышла замуж за Романа. Стали жить вместе в квартире Светланы, Роман не был в ней прописан. Поначалу все было хорошо, они с Романом жили дружно. Потом начались ссоры, взаимные упреки и обиды. В итоге Светлана развелась с Романом. После развода Роман еще долгое время просто приходил к Светлане, они остались друзьями. У Романа были свои ключи от квартиры Светланы, и иногда он заходил в ее отсутствие к ней в квартиру… Через два года после развода Светлана стала встречаться с Павлом. Павел стал приходить к ней домой. Об этом узнал Роман и стал всячески препятствовать их общению. Он мог прийти в любое время в квартиру к Светлане и оставить что-нибудь из своих вещей, чтобы Павел ревновал Светлану. На этой почве у Светланы с Павлом действительно стали происходить ссоры. Неоднократные попытки Светланы отобрать ключи у Романа не увенчались успехом. Светлана поменяла замки на двери, но от этого отношения с Павлом у нее не улучшились и они расстались. Светлана была зла на Романа и написала на него заявление в милицию о том, что в ее отсутствие он свободно заходил к ней в квартиру, тем самым нарушил ее право на неприкосновенность жилища. Роман же хочет возобновить отношения со Светланой и говорит, что любит ее…
Вы - медиатор, опишите ваши действия с целью примирения сторон.

9. Паша перешел в новую школу. Родители боялись, что ему будет сложно привыкнуть и к школе, и к новым детям, и к учителям. У семьи в этом городе и знакомых не было. Мама Паши решила познакомиться с классным руководителем, с учителями. Пришла в школу, а на пороге охранник, в школу ее не впустили. Она написала тогда записку: «Уважаемая, Анна Сергеевна, пожалуйста, назначьте мне встречу. Я хочу познакомиться с Вами и поговорить об адаптации Паши в школе». Записку передала с Пашей. В ответ он передал: «Скоро родительское собрание, там и поговорим…».
До собрания ждать месяца полтора, а Паша учиться стал хуже, отношения с ребятами выяснял, однажды побили его. Тут мама не выдержала. Пришла в школу, можно сказать, прорвалась с боем и, конечно, не сдержалась, все ей высказала, пристыдила— какая она учительница, если ни дети ее не интересуют, ни родители. Слово за слово, поругались…
Как урегулировать ситуацию?

10. Мама ученика 7-го класса не была на родительском собрании, где решался вопрос о летнем лагере. Через две недели мама пришла в школу и, возмущенная, предъявила претензии классной руководительнице: — Вопрос решался без меня, я с этим решением не согласна. — Все родители были извещены, кто хотел — пришел, ответила учитель.
— Меня вы не предупредили, могли бы извиниться; - парировала мама.
— Нечего мне извиняться. Я индивидуально никого не предупреждала. Информация была на сайте, мы об этом договаривались, и ребят я просила предупредить родителей.
— Все равно, вы должны были предупредить, чтобы вопрос не решался какой-то группой. Не я одна не согласна.
— Не согласны, значит, ваш сын не поедет в лагерь. — Не вам это решать.
— Я пойду к директору.
— Идите к кому хотите…
Как урегулировать ситуацию?

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.В. Ярков Гражданский процесс: Учебник Infotropic Media, 2021 e.lanbook.com
Л1.2 О. Ю. Скворцов Арбитраж (третейское разбирательство) в Российской Федерации: учебник для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 https://biblio-online.ru/book/D6C55907-25AD-40F8-BC98-6E78BDBFDBF8/
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под ред. М.А. Фокиной Курс доказательственного права: Гражданский процесс. Арбитражный процесс: Статут, 2014 biblioclub.ru
Л2.2 Юрист: Научно - практический ИГ "Юрист", Выходит ежемесячно
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Альтернативные способы разрешения споров: Рабочая программа АлтГУ, 2017 www.law.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт арбитражного суда Алтайского края www.altai-krai.arbitr.ru
Э2 Курс "Альтернативные способы разрешения споров в ЭОИС MOODLE - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4633 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows, Microsoft office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационные справочные системы:
СПС "Консультант Плюс" (инсталированный ресурс АлтГУ или http: // www.consultant.ru/);
СПС "Гарант".
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных "Scopus" (http: // www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
213С учебный зал судебных заседаний - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 50 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M; проектор: марка Epson - 1 единица; герб, флаг РФ; стол и кресла для судей; стол для адвоката; стол для прокурора; стол секретаря судебного заседания; трибуна; юридическая литература (кодексы)
402С кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс по дисциплине "Альтернативные способы разрешения споров" реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучащихся с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне профильной подготовки. Работа с различными информационными ресурсами рационально перемежается беседой с преподавателем, обсуждением в группах, записями в тетрадях, игровыми элементами.
Наиболее эффективный алгоритм работы с электронными ресурсами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• индивидуальная и индивидуализированная система: при работе с практическими заданиями;
• групповая работа: при выполнении заданий общего блока, на основании демонстрации которого организуется обсуждение в группах общей проблемы либо мини-задач, являющихся составной частью общей учебной задачи; возможна также организация работы групп обучащихся по индивидуальным заданиям;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера;
• внеаудиторная работа, исследовательская работа.
При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
В учебном процессе используются активные формы и методы обучения, такие, например, как деловые игры, использование материалов конкретных гражданских дел и т.п. Применяются технические средства обучения, наглядные пособия.
В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить.
Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его.

Критерии оценки

Оценки «зачтено» заслуживает студент, продемонстрировавший знание учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой.
Оценка «незачтено» выставляется студенту, имеющему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий.