МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Криминалистика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного процесса и криминалистики
Направление подготовки40.05.04. специальность Судебная и прокурорская деятельность
СпециализацияСудебная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость8 ЗЕТ
Учебный план40_05_04_СудПрокурДеят-2019
Часов по учебному плану 288
в том числе:
аудиторные занятия 112
самостоятельная работа 140
контроль 36
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 19 15,670000076294
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22 44 44
Лабораторные 34 34 34 34 68 68
Сам. работа 88 88 52 52 140 140
Часы на контроль 0 0 36 36 36 36
Итого 144 144 144 144 288 288

Программу составил(и):
Ст.преп., Соколов А.С.

Рецензент(ы):
Ст.преп., Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Криминалистика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.04 СУДЕБНАЯ И ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (приказ Минобрнауки России от 16.02.2017 г. № 144)

составлена на основании учебного плана:
40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 13.04.2022 г. № 08
Срок действия программы: 2023-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Давыдов С.И., д.ю.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 13.04.2022 г. № 08
Заведующий кафедрой Давыдов С.И., д.ю.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Усвоение теоретических положений науки криминалистики о закономерностях совершения преступлений и механизме образования их следов, а также о закономерностях механизма их обнаружения, фиксации, изъятия и использования в решении задач уголовного судопроизводства
Задачи изучения дисциплины.
усвоить сущность преступной деятельности и её проявление в следах-последствиях преступлений;
усвоить сущность законной деятельности и её проявление в криминалистическом механизме выявления преступлений, обнаружении и использовании доказательств;
сформировать основные навыки и умение использовать полученные криминалистические знания для повышения эффективности решения профессиональных задач;
воспитать у студентов потребность в повышении знаний в области теории и практики криминалистики, адекватной самооценке своей личности имеющимся теоретическим знаниям и умении расследовать преступления.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью применять в профессиональной деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, отраслевое законодательство Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации, использовать правовые позиции Европейского Суда по правам человека, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, а также соответствующие положения, содержащиеся в международных договорах и соглашениях, участником которых является Российская Федерация
ПК-9 способностью в соответствии с профилем профессиональной деятельности осуществлять профилактику, предупреждение, пресечение преступлений и правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-3.1. Знает виды юридической экспертизы.
ОПК-7.1. Знает основные этические понятия и категории, антикоррупционные стандарты поведения.

3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-3.2. Умеет самостоятельно готовить экспертные юридические заключения.
ОПК-7.2. Умеет выявлять несоответствие поведения этическим нормам поведения юриста при решении задач профессиональной деятельности, в том числе в части антикоррупционных стандартов поведения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-3.3. Владеет навыками проведения экспертизы в рамках поставленной задачи.
ОПК-7.3. Владеет навыками предупреждения и пресечения юридически неэтичного поведения, в том числе в части антикоррупционных стандартов поведения

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в криминалистику
1.1. Предмет, система и задачи и методы науки криминалистики Лекции 7 1 Л1.3, Л2.3, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Предмет, система и задачи и методы науки криминалистики Лабораторные 7 2 Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.3. Предмет, система и задачи и методы науки криминалистики Сам. работа 7 2 Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2
1.4. Криминалистическая идентификация и диагностика Сам. работа 7 2 Л1.3, Л2.3, Л1.2
Раздел 2. Криминалистическая техника
2.1. Общие положеничя и структура криминалистической техники Лабораторные 7 1 Л1.3, Л2.3, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Криминалистическая фотография и видеозапись Лекции 7 1 Л1.3, Л2.3, Л1.2
2.3. Криминалистическая фотография и видеозапись Лабораторные 7 0 Л1.3, Л2.3, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Криминалистическая фотография и видеозапись Сам. работа 7 2 Л1.3, Л2.3, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Криминалистическая трасология Лекции 7 2 Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л1.2
2.6. Криминалистическая трасология Лабораторные 7 6 Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л1.2
2.7. Криминалистическая трасология Сам. работа 7 2 Л1.3, Л2.3, Л1.2
2.8. Криминалистическое оружиеведение Лекции 7 2 Л1.3, Л2.3, Л1.2
2.9. Криминалистическое оружиеведение Лабораторные 7 0 Л1.3, Л2.3, Л1.2
2.10. Криминалистическое оружиеведение Сам. работа 7 10 Л1.3, Л2.3, Л1.2
2.11. Криминалистическая габитоскопия Лекции 7 2 Л1.3, Л2.3, Л1.2
2.12. Криминалистическая габитоскопия Лабораторные 7 1 Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.13. Криминалистическая габитоскопия Сам. работа 7 10 Л1.3, Л2.3, Л1.2
2.14. Криминалистическое исследование документов Лекции 7 2 Л1.3, Л2.3, Л1.2
2.15. Криминалистическое исследование документов Лабораторные 7 4 Л1.3, Л2.3, Л1.2
2.16. Криминалистическое исследование документов Сам. работа 7 4 Л1.3, Л2.3, Л1.2
2.17. Криминалистическая регистрация Лабораторные 7 2 Л1.3, Л2.3, Л1.2
2.18. Криминалистическая регистрация Сам. работа 7 4 Л1.3, Л2.3, Л1.2
2.19. Зачет Зачет 7 0 Л1.3, Л2.3, Л1.2
Раздел 3. Криминалистическая тактика
3.1. Общие положения криминалистической тактики Лекции 7 2 Л1.3, Л2.3, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Общие положения криминалистической тактики Лабораторные 7 2 Л1.3, Л2.3, Л1.2
3.3. Общие положения криминалистической тактики Сам. работа 7 4 Л1.3, Л2.3, Л1.2
3.4. Организация раскрытия и расследования преступлений Лабораторные 7 0 Л1.3, Л2.3, Л1.2
3.5. Организация раскрытия и расследования преступлений Сам. работа 7 4 Л1.3, Л2.3, Л1.2
3.6. Тактика следственного осмотра и освидетельствования Лекции 7 2 Л1.3, Л2.3, Л1.2
3.7. Тактика следственного осмотра и освидетельствования Лабораторные 7 4 Л1.3, Л2.3, Л1.2
3.8. Тактика следственного осмотра и освидетельствования Сам. работа 7 4 Л1.3, Л2.3, Л1.2
3.9. Тактика допроса и очной ставки Лекции 7 2 Л1.3, Л2.3, Л1.2
3.10. Тактика допроса и очной ставки Лабораторные 7 2 Л1.3, Л2.3, Л1.2
3.11. Тактика допроса и очной ставки Сам. работа 7 6 Л1.3, Л2.3, Л1.2
3.12. Тактика предъявления для опознания. Лекции 7 2 Л1.3, Л2.3, Л1.2
3.13. Тактика предъявления для опознания. Лабораторные 7 2 Л1.3, Л2.3, Л1.2
3.14. Тактика предъявления для опознания. Сам. работа 7 4 Л1.3, Л2.3, Л1.2
3.15. Тактика обыска и выемки. Лекции 7 2 Л1.3, Л2.3, Л1.2
3.16. Тактика обыска и выемки. Лабораторные 7 2 Л1.3, Л2.3, Л1.2
3.17. Тактика обыска и выемки. Сам. работа 7 6 Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л1.2
3.18. Тактика следственного эксперимента Лекции 7 2 Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л1.2
3.19. Тактика следственного эксперимента Лабораторные 7 2 Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л1.2
3.20. Тактика следственного эксперимента Сам. работа 7 4 Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
3.21. Тактика проверки показаний на месте. Лабораторные 7 2 Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л1.1
3.22. Тактика проверки показаний на месте. Сам. работа 7 10 Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л1.1
3.23. Тактика получения образцов для сравнительного исследования, назначения и производства экспертиз. Тактика контроля и записи переговоров Лабораторные 7 2 Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л1.1
3.24. Тактика получения образцов для сравнительного исследования, назначения и производства экспертиз. Тактика контроля и записи переговоров. Сам. работа 7 10 Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л1.1
3.25. Зачет Зачет 7 0 Л1.3, Л2.3, Л1.2
Раздел 4. Криминалистическая методика
4.1. Понятие, система и задачи криминалистической методики расследования преступлений. Сам. работа 8 2 Л1.3, Л2.3, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Методика расследования убийств Лекции 8 6 Л1.3, Л2.3, Л1.2
4.3. Методика расследования убийств Лабораторные 8 4 Л1.3, Л2.3, Л1.2
4.4. Методика расследования убийств Сам. работа 8 4 Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л1.1
4.5. Методика расследования изнасилований и насильственных действий сексуального характера Лабораторные 8 0 Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л1.1
4.6. Методика расследования изнасилований и насильственных действий сексуального характера Сам. работа 8 4 Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л1.1
4.7. Методика расследования грабежей и разбоев. Лекции 8 4 Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л1.1
4.8. Методика расследования грабежей и разбоев. Лабораторные 8 4 Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л1.1
4.9. Методика расследования грабежей и разбоев. Сам. работа 8 4 Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л1.1
4.10. Методика расследования краж и мошенничеств. Лекции 8 2 Л1.3, Л2.3, Л1.2
4.11. Методика расследования краж и мошенничеств. Лабораторные 8 4 Л1.3, Л2.3, Л1.2
4.12. Методика расследования краж и мошенничеств. Сам. работа 8 6 Л1.3, Л2.3, Л1.2
4.13. Методика расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств Лекции 8 2 Л1.3, Л2.3, Л1.2
4.14. Методика расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств Лабораторные 8 6 Л1.3, Л2.3, Л1.2
4.15. Методика расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств Сам. работа 8 10 Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л1.1
4.16. Методика расследования взяточничества и коммерческого подкупа Лекции 8 4 Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л1.1
4.17. Методика расследования взяточничества и коммерческого подкупа Лабораторные 8 8 Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л1.1
4.18. Методика расследования взяточничества и коммерческого подкупа Сам. работа 8 3 Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л1.1
4.19. Методика расследования компьютерных преступлений Лекции 8 2 Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л1.1
4.20. Методика расследования компьютерных преступлений Лабораторные 8 8 Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л1.1
4.21. Методика расследования компьютерных преступлений Сам. работа 8 6 Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л1.1
4.22. Методика расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними Лекции 8 2 Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л1.1
4.23. Методика расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними Сам. работа 8 13 Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л1.1
4.24. Экзамен 8 36 Л1.3, Л2.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7728

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1:
способен применять в профессиональной деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, отраслевое законодательство Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации, использовать правовые позиции Европейского Суда по правам человека, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, а также соответствующие положения, содержащиеся в международных договорах и соглашениях, участником которых является Российская Федерация
ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. К следам-веществам относятся:
а) сахар, почва, песок;
б) кровь, почва, следы рук;
в) цемент, наркотическое вещество; кровь
г) следы обуви, кровь.
Правильный ответ: в.

2. Различают следующие виды технико-криминалистического исследования документов:
а) исследование реквизитов документов, рукописей;
б) исследование оттисков печатей, рукописей;
в) исследование реквизитов документов, оттисков печатей;
г) исследование почерка, оттисков печатей.
Правильный ответ: в.

3. Что из указанного не является целью следственного эксперимента:
а) проверка алиби обвиняемого;
б) проверка возможности совершить определенные действия;
в) проверка возможности воспринимать свидетелем объект;
г) возможность существования определенного явления.
Правильный ответ: а.

4. К основным способам осмотра места происшествия не относится:
а) концентрический;
б) эксцентрический;
в) фронтальный;
г) фрагментарный.
Правильный ответ: г.

5. К ключевым понятиям криминалистической тактики относится:
а) следственная ситуация;
б) тактическое решение;
в) тактический риск;
г) ситуация противодействия.
Правильный ответ: а.

6. Тактика группового обыска предполагает:
а) одновременное производство нескольких обысков по одному уголовному делу;
б) производство обыска, результаты которого имеют значение для нескольких уголовных дел;
в) производство обысков у нескольких лиц;
г) производство обыска группой следователей.
Правильный ответ: а.

7. Виды следственного осмотра по объему:
а) одинарный, комплексный;
б) основной, дополнительный;
в) полный, дополнительный;
г) первоначальный, повторный.
Правильный ответ: б.

8. К типам папиллярных узоров относятся:
а) дуговой;
б) ульнарный;
в) прямой;
г) радиальный.
Правильный ответ: а.

9. К следам, изучаемым трасологией, не относятся:
а) следы животных;
б) следы человека;
в) следы транспортных средств;
г) идеальные следы.
Правильный ответ: г.

10. К общим признакам почерка не относятся:
а) выработанность почерка;
б) разгон;
в) наклон;
г) сокращение слов.
Правильный ответ: г.

11. К правилам составления «словесного портрета» относится:
а) последовательность описания;
б) подробность описания;
в) объективность описания;
г) правильность описания.
Правильный ответ: а.

12. К видам идентификации не относится:
а) установление целого по частям;
б) установление единства источника происхождения;
в) по материальным объектам;
г) по совпадению признаков.
Правильный ответ: г.

13. К частным признакам письменной речи не относится:
а) устойчивые грамматические ошибки;
б) особенности авторской лексики;
в) стиль, в котором выполнен текст;
г) темп письма.
Правильный ответ: г.
14. К видам съемки, производимым в ходе осмотра места происшествия, не относится:
а) опознавательная;
б) ориентирующая;
в) узловая;
г) детальная.
Правильный ответ: а.

15. К следам выстрела на гильзе не относится:
а) след отражателя;
б) след бойка ударника;
в) штанцмарка;
г) след рамки окна затвора.
Правильный ответ: в.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ЗАДАНИЯ ОТкРЫТОГО ТИПА.
1 Следственное действие, состоящее в проведении специальных опытов, связанных с воспроизведением действий, обстановки и иных обстоятельств расследуемого события, и направленное на проверку и уточнение имеющих значение для дела данных, получение новых доказательств, называется ________________________________.
Правильный ответ: следственных эксперимент.

2. Условия, в которых находится процесс расследования по уголовному делу на определенный момент времени, называется _____________________________________________.
Правильный ответ: следственная ситуация.

3. Следственные ситуации в зависимости от возможности достижения целей расследования делятся на благоприятные и _______________________ .
Правильный ответ: неблагоприятные.

4. Система криминалистики включает в себя разделы: общие положения науки криминалистики, криминалистическую технику, криминалистическую тактику и ________________________________.
Правильный ответ: криминалистическую методику.

51. Система присущих тому или иному виду либо группе преступлений признаков, имеющих наибольшее криминалистическое значение, обусловливающих применение соответствующих криминалистических методов, приемов и средств, называется: ___________________________________________________.
Правильный ответ: криминалистическая характеристика преступлений.

6. Следственное действие, заключающееся в установлении свидетелем, потерпевшим, подозреваемым или обвиняемым тождества или групповой принадлежности ранее воспринимавшегося объекта по его мысленному образу, называется: ___________________________________________________.
Правильный ответ: предъявление для опознания.

7. Папиллярный узор, имеющий в своем строении одну дельту, называется: _____________________________.
Правильный ответ: петлевой.

8. Раздел криминалистики, изучающий особенности организации и планирования расследования преступлений, называется: _______________________.
Правильный ответ: криминалистическая тактика.

9. Зафиксированная в рукописи система привычных движений, в основе которой лежит письменно-двигательный навык, называется: ____________________.
Правильный ответ: почерк.

10. Отрасль криминалистической техники, в рамках которой изучаются закономерности образования запаховых следов, разрабатываются способы их обнаружения, фиксации и исследования, называется криминалистической _______________________.
Правильный ответ: одорологией.

11. Средство запечатления мыслей человека с помощью специальной системы знаков называется: ___________________________.
Правильный ответ: письмо.

12. Следственное действие, состоящее в одновременном допросе двух ранее допрошенных лиц об обстоятельствах, в отношении которых они дали противоречивые показания, называется: ____________________________.
Правильный ответ: очная ставка.

13. Место слияния потоков папиллярных линий в дактилоскопии называется: _________________________.
Правильный ответ: дельта.

14. Ориентирующая съемка проводится методами круговой и линейной ___________________.
Правильный ответ: панорамы.

15. Особый вид следственного осмотра, который производится для установления на теле человека следов преступления, особых примет называется: ____________________________.
Правильный ответ: освидетельствование.

16. Отрасль криминалистической техники, изучающая огнестрельное оружие и следы его применения при совершении преступлений, называется: __________________________________.
Правильный ответ: судебная баллистика.

17. Следы обуви на мягком грунте называются: ____________________.
Правильный ответ: объемными.

18. Следственное действие, направленное на принудительное обследование, участков местности, транспортных средств и отдельных лиц, в целях отыскания и изъятия предметов, имеющих значение для расследования уголовного дела, а также для обнаружения разыскиваемых лиц и трупов, называется: ______________________.
Правильный ответ: обыск.

19. Фотосъемка, применяемая для фиксации признаков отдельного объекта называется ___________________________.
Правильный ответ: детальная.

20. Вид подлога документа, состоящий во внесении в его содержание заведомо ложных сведений, называется: ____________________.
Правильный ответ: интеллектуальный.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-9:
способен в соответствии с профилем профессиональной деятельности осуществлять профилактику, предупреждение, пресечение преступлений и правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению
ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
1. К следам-веществам относятся:
а) сахар, почва, песок;
б) кровь, почва, следы рук;
в) цемент, наркотическое вещество; кровь
г) следы обуви, кровь.
Правильный ответ: в.

2. Различают следующие виды технико-криминалистического исследования документов:
а) исследование реквизитов документов, рукописей;
б) исследование оттисков печатей, рукописей;
в) исследование реквизитов документов, оттисков печатей;
г) исследование почерка, оттисков печатей.
Правильный ответ: в.

3. Что из указанного не является целью следственного эксперимента:
а) проверка алиби обвиняемого;
б) проверка возможности совершить определенные действия;
в) проверка возможности воспринимать свидетелем объект;
г) возможность существования определенного явления.
Правильный ответ: а.

4. К основным способам осмотра места происшествия не относится:
а) концентрический;
б) эксцентрический;
в) фронтальный;
г) фрагментарный.
Правильный ответ: г.

5. К ключевым понятиям криминалистической тактики относится:
а) следственная ситуация;
б) тактическое решение;
в) тактический риск;
г) ситуация противодействия.
Правильный ответ: а.

6. Тактика группового обыска предполагает:
а) одновременное производство нескольких обысков по одному уголовному делу;
б) производство обыска, результаты которого имеют значение для нескольких уголовных дел;
в) производство обысков у нескольких лиц;
г) производство обыска группой следователей.
Правильный ответ: а.

7. Виды следственного осмотра по объему:
а) одинарный, комплексный;
б) основной, дополнительный;
в) полный, дополнительный;
г) первоначальный, повторный.
Правильный ответ: б.

8. К типам папиллярных узоров относятся:
а) дуговой;
б) ульнарный;
в) прямой;
г) радиальный.
Правильный ответ: а.

9. К следам, изучаемым трасологией, не относятся:
а) следы животных;
б) следы человека;
в) следы транспортных средств;
г) идеальные следы.
Правильный ответ: г.

10. К общим признакам почерка не относятся:
а) выработанность почерка;
б) разгон;
в) наклон;
г) сокращение слов.
Правильный ответ: г.

11. К правилам составления «словесного портрета» относится:
а) последовательность описания;
б) подробность описания;
в) объективность описания;
г) правильность описания.
Правильный ответ: а.

12. К видам идентификации не относится:
а) установление целого по частям;
б) установление единства источника происхождения;
в) по материальным объектам;
г) по совпадению признаков.
Правильный ответ: г.

13. К частным признакам письменной речи не относится:
а) устойчивые грамматические ошибки;
б) особенности авторской лексики;
в) стиль, в котором выполнен текст;
г) темп письма.
Правильный ответ: г.
14. К видам съемки, производимым в ходе осмотра места происшествия, не относится:
а) опознавательная;
б) ориентирующая;
в) узловая;
г) детальная.
Правильный ответ: а.

15. К следам выстрела на гильзе не относится:
а) след отражателя;
б) след бойка ударника;
в) штанцмарка;
г) след рамки окна затвора.
Правильный ответ: в.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ЗАДАНИЯ ОТкРЫТОГО ТИПА.
1 Следственное действие, состоящее в проведении специальных опытов, связанных с воспроизведением действий, обстановки и иных обстоятельств расследуемого события, и направленное на проверку и уточнение имеющих значение для дела данных, получение новых доказательств, называется ________________________________.
Правильный ответ: следственных эксперимент.

2. Условия, в которых находится процесс расследования по уголовному делу на определенный момент времени, называется _____________________________________________.
Правильный ответ: следственная ситуация.

3. Следственные ситуации в зависимости от возможности достижения целей расследования делятся на благоприятные и _______________________ .
Правильный ответ: неблагоприятные.

4. Система криминалистики включает в себя разделы: общие положения науки криминалистики, криминалистическую технику, криминалистическую тактику и ________________________________.
Правильный ответ: криминалистическую методику.

51. Система присущих тому или иному виду либо группе преступлений признаков, имеющих наибольшее криминалистическое значение, обусловливающих применение соответствующих криминалистических методов, приемов и средств, называется: ___________________________________________________.
Правильный ответ: криминалистическая характеристика преступлений.

6. Следственное действие, заключающееся в установлении свидетелем, потерпевшим, подозреваемым или обвиняемым тождества или групповой принадлежности ранее воспринимавшегося объекта по его мысленному образу, называется: ___________________________________________________.
Правильный ответ: предъявление для опознания.

7. Папиллярный узор, имеющий в своем строении одну дельту, называется: _____________________________.
Правильный ответ: петлевой.

8. Раздел криминалистики, изучающий особенности организации и планирования расследования преступлений, называется: _______________________.
Правильный ответ: криминалистическая тактика.

9. Зафиксированная в рукописи система привычных движений, в основе которой лежит письменно-двигательный навык, называется: ____________________.
Правильный ответ: почерк.

10. Отрасль криминалистической техники, в рамках которой изучаются закономерности образования запаховых следов, разрабатываются способы их обнаружения, фиксации и исследования, называется криминалистической _______________________.
Правильный ответ: одорологией.

11. Средство запечатления мыслей человека с помощью специальной системы знаков называется: ___________________________.
Правильный ответ: письмо.

12. Следственное действие, состоящее в одновременном допросе двух ранее допрошенных лиц об обстоятельствах, в отношении которых они дали противоречивые показания, называется: ____________________________.
Правильный ответ: очная ставка.

13. Место слияния потоков папиллярных линий в дактилоскопии называется: _________________________.
Правильный ответ: дельта.

14. Ориентирующая съемка проводится методами круговой и линейной ___________________.
Правильный ответ: панорамы.

15. Особый вид следственного осмотра, который производится для установления на теле человека следов преступления, особых примет называется: ____________________________.
Правильный ответ: освидетельствование.

16. Отрасль криминалистической техники, изучающая огнестрельное оружие и следы его применения при совершении преступлений, называется: __________________________________.
Правильный ответ: судебная баллистика.

17. Следы обуви на мягком грунте называются: ____________________.
Правильный ответ: объемными.

18. Следственное действие, направленное на принудительное обследование, участков местности, транспортных средств и отдельных лиц, в целях отыскания и изъятия предметов, имеющих значение для расследования уголовного дела, а также для обнаружения разыскиваемых лиц и трупов, называется: ______________________.
Правильный ответ: обыск.

19. Фотосъемка, применяемая для фиксации признаков отдельного объекта называется ___________________________.
Правильный ответ: детальная.

20. Вид подлога документа, состоящий во внесении в его содержание заведомо ложных сведений, называется: ____________________.
Правильный ответ: интеллектуальный.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.






5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших экзамен по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 теоретических вопроса и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА:
1. Предмет и система отечественной криминалистики. Этапы становления криминалисти-ки как науки в России и в зарубежных странах.
2. Общенаучные и специальные методы криминалистики.
3. Понятие криминалистической идентификации, ее научные основы. Виды криминали-стической идентификации. Объекты криминалистической идентификации и их классификация. Процесс криминалистической идентификации.
4. Криминалистическая идентификация человека.
5. Понятие и система криминалистической техники, правила применения технико-криминалистических средств, их классификация.
7. Научные основы криминалистического учения о внешнем облике человека.
8. Система описания признаков внешности – «словесный портрет». Использование методики «словесного портрета» в следственной и оперативно-розыскной работе.
9. Метод ДНК-анализа, применяемый для идентификации личности.
10. Понятие и виды учетов, содержащих криминалистически значимую информацию.
11. Криминалистическое исследование изделий, веществ и материалов.
12. Основные понятия криминалистической тактики.
13. Выдвижение и проверка криминалистических версий.
14. Организация и планирование расследования. Планирование. Особенности составления плана по многоэпизодным делам.
15. Понятие тактических приемов, критерии их допустимости в уголовном судопроизвод-стве.
16. Подготовка к осмотру места происшествия.
17. Тактические приемы осмотра места происшествия.
18. Подготовка к проведению обыска, научно-технические средства, используемые при обыске, фиксация результатов обыска.
19. Тактические приемы обыска.
20. Общие положения тактики допроса. Подготовка к допросу.
21. Основы методики расследования убийств.
22. Методика расследования мошенничеств.
23. Основы методики расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
24. Криминалистическая методика расследования компьютерных преступлений.
25. Основы методики расследования преступлений экстремистской направленности.
26. Криминалистическая характеристика преступлений террористического характера.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА:
1. Технико-криминалистические средства, используемые для обнаружения, фиксации и изъятия вещественных доказательств.
2. Оперативная техника следователя. Передвижные криминалистические лаборатории.
3. Фотографирование следов и предметов в ходе следственных действий.
4. Следы, изучаемые трасологией.
5. Следы рук (методы обнаружения, фиксации и изъятия следов рук).
6. Следы ног человека (обнаружение, фиксация и изъятие).
7. Следы транспортных средств, их классификация. Особенности фиксации и изъятия следов транспортных средств.
8. Классификация следов орудий взлома. Методы фиксации.
9. Классификация следов выстрела. Установление направления, места и дистанции вы-стрела. Идентификация оружия по стреляным гильзам и пулям.
10. Криминалистическое исследование взрывного оружия и следов его применения.
11. Криминалистическое исследование холодного оружия.
12. Признаки подделки документов. Методы исследования.
13. Криминалистическое исследование письменной речи.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Яблоков Н.П. КРИМИНАЛИСТИКА 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л1.2 Под ред. Александрова И.В. КРИМИНАЛИСТИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2022 biblio-online.ru
Л1.3 И. В. Александров Криминалистика : учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры М.: Юрайт, 2021 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л. Я. Драпкин [и др.] ; отв. ред. Л. Я. Драпкин Криминалистика в 3 ч. Часть 1 [Электронный ресурс]: учебник для вузов М. : Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
Л2.2 Ищенко Е.П., Драпкин Л.Я., Беляков А.А. Криминалистика: Учебники для магистратуры М.: Юрайт, 2021 urait.ru
Л2.3 под общ. ред. А. Г. Филиппова Криминалистика: учебник М.: Юрайт, 2021  https://urait.ru/bcode/468333
Л2.4 В. В. Агафонов, А. Г. Филиппов Криминалистика: конспект лекций М.: Юрайт, 2021
Л2.5 Филиппов А.Г. - отв. ред. ВВЕДЕНИЕ В КРИМИНАЛИСТИКУ. ОРГАНИЗАЦИЯ РАСКРЫТИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт Российской газеты www.rg.ru, сайт Верховного суда РФ http://www.supcourt.ru, сайт Пенсионного фонда РФ http://www.pfrf.ru и др.
Э2 официальный сайт Конституционного Суда РФ www.ksrf.ru
Э3 официальный сайт Верховного Суда РФ www.supcourt.ru
Э4 Электронный курс на Едином образовательном портале АлтГУ "Введение в криминалистику. Криминалистическая техника." portal.edu.asu.ru
Э5 Электронный курс на Едином образовательном портале АлтГУ "Криминалистика. Криминалистическая тактика" portal.edu.asu.ru
Э6 Электронный курс на Едином образовательном портале АлтГУ "Криминалистика. Криминалистическая методика" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
212С лаборатория криминалистической методики - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; проектор: марка Epson - 1 единица; телевизор - Samsung - 1 шт.; плеер DVD - Samsung - 1 шт.; видеомагнитофон - Sony - 1 шт.
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
402С кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс по дисциплине "Криминалистика" реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучащихся с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне профильной подготовки. Работа с различными информационными ресурсами рационально перемежается беседой с преподавателем, обсуждением в группах, записями в тетрадях, игровыми элементами.
Наиболее эффективный алгоритм работы с электронными ресурсами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• индивидуальная и индивидуализированная система: при работе с практическими заданиями;
• групповая работа: при выполнении заданий общего блока, на основании демонстрации которого организуется обсуждение в группах общей проблемы либо мини-задач, являющихся составной частью общей учебной задачи; возможна также организация работы групп обучащихся по индивидуальным заданиям;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера;
• внеаудиторная работа, исследовательская работа.
При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
При освоении дисциплины используются активные и интерактивные формы.
На лекционных занятиях: проблемная лекция.
На практических занятиях: устные опросы.
На самостоятельной работе: решение ситуационных задач.
В необходимых случаях (это касается спорных положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе правовых ситуаций необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить.
Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его.