МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Общая теория юридической квалификации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.05.04. специальность Судебная и прокурорская деятельность
СпециализацияСудебная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план40_05_04_СудПрокурДеят-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент кафедры теории и истории государства и права, Насыров Рафаил Валейзянович

Рецензент(ы):
Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Общая теория юридической квалификации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.04 СУДЕБНАЯ И ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (приказ Минобрнауки России от 16.02.2017 г. № 144)

составлена на основании учебного плана:
40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н. профессор Васильев А.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д.ю.н. профессор Васильев А.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.В современной российской правовой системе наблюдается явное увлечение «идеологическим» содержанием права и недооценкой «технического» аспекта реализации правовых норм. Поэтому казуистами необходимо быть не только юристам-практикам, но и законодателям – формируя правовую норму, они должны представлять сам предмет законодательного регулирования как совокупность казусов – конкретных отношений. Актуальность этого курса предопределена тем, что в преподавании отраслевых и специальных юридических дисциплин важное значение имеет решение задач (казусов). Соответственно возникает необходимость в рамках общей теории права разработать общую методологию юридической квалификации. Цель курса – изучение общей методологии юридической квалификации, то есть теории разрешения конкретных правовых ситуаций (казусов).

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способностью определять правовую природу общественных отношений, вычленять правовую составляющую в юридически значимых событиях и фактах, квалифицировать их
ПК-11 способностью обеспечивать реализацию актов правоприменительной деятельности
ПСК-1.9 способностью к анализу и применению судебной практики и судебной статистики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-3: основные закономерности правового регулирования общественных отношений;
ПК-11: философские, психологические, логические и собственно юридические аспекты юридической квалификации;
ПСК-1.9: основы реализации права, его формы и основные закономерности
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-3: вычленять правовую составляющую в юридически значимых событиях и фактах;
ПК-11: выявлять логические и собственно юридические аспекты юридической квалификации;
ПСК-1.9: разрешать конкретные юридические казусы и выявлять фактические основания казуса
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-3: навыками осуществлять юридическую квалификацию с соблюдением принципа законности;
ПК-11: навыками сопоставления фактических обстоятельств дела и правовой нормы, подлежащей применению;
ПСК-1.9: навыками анализа судебной практики.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Понятие и значение юридической квалификации и юридической казуистики Лекции 7 2 ОПК-3, ПК-11, ПСК-1.9 Л2.2, Л1.1
1.2. Понятие и значение юридической квалификации и юридической казуистики Практические 7 2 ОПК-3, ПК-11, ПСК-1.9 Л2.2, Л1.1
1.3. Понятие и значение юридической квалификации и юридической казуистики Сам. работа 7 10 ОПК-3, ПК-11, ПСК-1.9 Л2.2, Л1.1
1.4. Философские основы юридической квалификации Лекции 7 0 ОПК-3, ПК-11, ПСК-1.9 Л2.2, Л1.1
1.5. Философские основы юридической квалификации Практические 7 6 ОПК-3, ПК-11, ПСК-1.9 Л2.2, Л1.1
1.6. Философские основы юридической квалификации Сам. работа 7 10 ОПК-3, ПК-11, ПСК-1.9 Л2.2, Л1.1
1.7. Логические основы юридической квалификации.Психологические аспекты юридической квалификации Лекции 7 2 ОПК-3, ПК-11, ПСК-1.9 Л2.2, Л1.1
1.8. Логические основы юридической квалификации.Психологические аспекты юридической квалификации Практические 7 4 ОПК-3, ПК-11, ПСК-1.9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.9. Логические основы юридической квалификации.Психологические аспекты юридической квалификации Сам. работа 7 18 ОПК-3, ПК-11, ПСК-1.9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.10. Юридическая квалификация в механизме правового регулирования Лекции 7 6 ОПК-3, ПК-11, ПСК-1.9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.11. Юридическая квалификация в механизме правового регулирования Практические 7 6 ОПК-3, ПК-11, ПСК-1.9 Л2.2, Л1.1
1.12. Юридическая квалификация в механизме правового регулирования Сам. работа 7 6 ОПК-3, ПК-11, ПСК-1.9 Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6470

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3
Способен определять правовую природу общественных отношений, профессионально квалифицировать факты и правоотношения

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Как соотносятся понятия «общественное отношение» и «правовое отношение»?
- Понятия несравнимые;
- Понятия тождественные;
- Эти понятия противоположные;
- Правовое отношение –особый вид общественного отношения.
Ответ: Правовое отношение - особый вид общественного отношения

2. Что не входит в структуру правового отношения?
- Нормативный правовой акт;
- Участники правоотношения;
- Объект правоотношения;
- Содержание правоотношения.
Ответ: Нормативный правовой акт.

3. В основе юридической квалификации определение соотношение
- Государств и права;
- Права и морали;
- Объектов правоотношений;
- Фактической и нормативной сторон юридического дела.
Ответ: Фактической и нормативной сторон юридического дела

4. Что из названного не является стадией определения правовой природы общественных отношений?
- Выбор и толкование нормы права;
- Возникновение правоотношения;
- Сбор и анализ фактической стороны юридического дела;
- Принятие и оформление решения по юридическому делу.
Ответ: Возникновение правоотношения.

5. Что из перечисленного относится к событиям как юридическим фактам?
- Заключение договора;
- Разрешение в суде юридического спора;
- Поступление в высшее учебное заведение;
- Землетрясение.
Ответ: Землетрясение.

6. Как называется юридическая квалификация, в которой выдвигаются гипотезы разрешения правовой ситуации?
- Предварительная;
- Допустимая;
- Ошибочная
- Негативная.
Ответ: Предварительная.

7. Что выделяется в качестве самостоятельного аспекта (стороны) юридической квалификации?
- Политический аспект;
- Нормативно-правовой аспект;
- Экологический аспект;
- Религиозный аспект.
Ответ: Нормативно-правовой аспект.

8. С точки зрения какого аспекта юридическая квалификация рассматривается в контексте личностных качеств юриста?
- Логический;
- Фактический;
- Нормативный;
- Психологический.
Ответ: Психологический

9. Какой юридический факт является относительным событием?
- Сдача студентом экзамена;
- Привлечение к юридической ответственности;
- Террористический акт, в результате которого произошла просрочка исполнения поставки;
- Землетрясение.
Ответ: Террористический акт на железной дороге, в результате которого произошла просрочка исполнения поставки.

10. Что относится к такому виду юридического факта, наступление которого зависит от воли и сознания субъекта права?
- Действие;
- Мотив;
- Цель;
- Содержание правоотношения.
Ответ: Действие.

11. Что относится к такому виду юридического факта, как правовой поступок?
- Создание произведение искусства;
- Заключение договора;
- Вступление в брак;
- Вынесение судебного приговора.
Ответ: Создание произведение искусства.

12. Что относится к такому виду юридического факта, как правомерное действие?
- Уклонение от уплаты налога;
- Нарушение ПДД;
- Необходимая оборона;
- Кража.
Ответ: Необходимая оборона.

13. Что из названного относится к фактическому составу?
- Норма права;
- Условия вступления в брак;
- Механизм государства;
- Система законодательства.
Ответ: Условия вступления в брак

14. Какой способ толкования норм права предполагает анализ языковой формы выражения нормы права?
- Грамматический;
- Исторический;
- Функциональный;
- Систематический.
Ответ: Грамматический

15. Как называется пробел в праве, возникающий на стадии правотворчества?
- Мнимый пробел в праве;
- Первоначальный пробел в праве;
- Пробел эволюции;
- Исторический пробел в праве.
Ответ: Первоначальный пробел в праве

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Назовите признаки правового отношения
Ответ: особый вид общественного отношения, возникает на основе норм права, участники правоотношения носители субъективных прав и юридических обязанностей, обеспечивается государством.
2. Договор купли-продажи квартиры. Что является объектом этого правоотношения?
Ответ: Вещь, т.е. квартира.
3. Договор купли-продажи квартиры. Что является содержанием этого правоотношения?
Ответ: Взаимные права и обязанности покупателя и продавца.
4. К какому виду юридического факта относится террористический акт на железной дороге для 1) правоохранительных органов и «2) участников договора ж/д перевозки?
Ответ: для 1) правоохранительных органов – неправомерное деяние и «2) для участников договора ж/д перевозки – относительное событие.
5. .К какому виду правонарушения относится использование смартфона студентом на экзамене?
Ответ: дисциплинарный проступок, нарушение учебной дисциплины.
6. В объективную сторону какого правонарушения входит такое деяние – нецензурная брань студента в коридоре университета?
Ответ: дисциплинарного проступка и административного правонарушения.
7. Какие аспекты (стороны) выделяются в юридической квалификации?
Ответ: фактический, нормативный, философский, логический, психологический.
8. Как соотносятся понятия «правотворчество» и «юридическая квалификация»?
Ответ: Правотворчество – процесс создания нормы права, а юридическая квалификация – это процесс разрешения конкретной правовой ситуации.
9. Молодой человек праздновал свое 18-летие и совершил тяжкое преступление. Он будет привлечён к уголовной ответственности как совершеннолетий?
Ответ: Нет. Признается юридическая фикция – совершеннолетие наступает не в день рождения, а на следующий день.
10. В чем отличие такого вида юридического факта в виде правомерного действия, как правой акт, в отличие от правового поступка?
Ответ: Правовой акт обязательно предполагает преследование цели достижения формально–юридического результата и требует соответствующей процессуальной формы. Например, сдача экзамена студентом в аудитории и занесение оценки в ведомость.
11. Что такое фактический состав? Приведите пример.
Ответ: Система юридических фактов, необходимых и достаточных для наступления правовых последствий. Условия вступления в брак.
12. Гражданство – это юридический факт?
Ответ: Да. Это особый вид юридического факта как состояние, который входит в разные фактические составы – условия участия в выборах, получения социальной помощи, принятие на гос. службу и т.д.
13. В ТК РФ в статья 81. «Расторжение трудового договора по инициативе работодателя» закрепляется фактический состав?
Ответ: Нет. В ст. 81 ТК РФ закрепляется группа юридических фактов, каждый из которых порождает одно последствие - расторжение трудового договора по инициативе работодателя.
14. С точки зрения соотношения публичного и частного права, в чем отличие правоотношений, возникающих из договора купли-продажи смартфона и уплаты налогов?
Ответ: купля-продажа смартфона – частноправовое отношение, а уплата налогов – публичноправовое отношение.
15. Гражданин оказал содействие полиции в задержании преступника. К какому виду поведения относится его акт?
Ответ: Во-первых, это поведение правомерное и, во-вторых, оно относится к такому виду правомерного поведения, как социально-активное.
16. Во время прогулки 7-летний мальчик металлической лопаткой бил по автомобилю, чем существенно повредил его окраску. К какому виду юридической ответственности этот мальчик будет привлечен?
Ответ: 7-летний мальчик не может быть привлечен к юридической ответственности, т.к. не является дееспособным и, в том числе, деликтоспособным. Владелец автомобиля предъявит иск к родителям мальчика.
17. Во время спора на семинарском занятии студент сказал своему одногруппнику: «Твоя позиция в споре является точкой зрения идиота!». Обиженный студент решил предъявить иск в суд, но задумался – требовать возмещение морального вреда за клевету или оскорбление?
Ответ: В данной ситуации необходимо вести речь именно об оскорблении, а не клевете. В полнее возможно, что критика ответчика по содержанию была справедливой, но он выразил её в оскорбительной форме.
18. Носитель обыденного правосознания задает вам, как юристу, вопрос: «Вы говорите, что до 14 лет подросток не может быть привлечен к ответственности по УК РФ. Но 12-летний мальчик совершил убийство и был наказан, т.е. помещен в специальное заведение, по сути, в тюрьму»?
Ответ: Речь идет не о юридической ответственности, а о применении к подростку принудительных мер. воспитательного и медицинского характера. Различие существенное – эти меры не порождают состояния судимости.
19. Хулиганство – это административное или уголовное правонарушение?
Ответ: Мелкое хулиганство - административное правонарушение. Хулиганство как грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с применением насилия к гражданам либо угрозой его применения и т.д. – это уголовное правонарушение.
20. Судья столкнулся с пробелом в праве. Для разрешения ситуации он применил норму права, регулирующую схожее общественное отношение. Судья устранил пробел в праве?
Ответ: Нет, судья восполнил пробел в праве на основе аналогии закона. Пробел в праве устраняется в результате правотворчества.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-11
способность обеспечивать реализацию актов правоприменительной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Как соотносятся понятия «правовое регулирование» и «реализация права»?
– Понятия несравнимые;
– Понятия тождественные;
– Понятия противоположные;
– Реализация права – это завершающая стадия правового регулирования
Ответ: Реализация права – это завершающая стадия правового регулирования

2. Какая стадия правового регулирования предшествует реализации права?
– Экспертиза нормативных правовых актов;
– Возникновение правоотношений;
– Применение норм права;
– Соблюдение юридических запретов.
Ответ: Возникновение правоотношений

3. Что не относится к форме реализации права?
– Соблюдение норм права;
– - Использование норм права;
– - Исполнение права;
– - Правовое воспитание.
Ответ: Правовое воспитание

4. Как называется форма реализации права в виде воздержания от действий, запрещенных в норме права?
– Использование норм права;
– Исполнение права;
– Соблюдение норм права;
– Применение права
Ответ: Соблюдение норм права

5. В рамках какой формы реализации права выносится приговор суда?
– Толкование норм права;
– Исполнение права;
– Соблюдение норм права;
– Применение права
Ответ: Применение права

6. Что является первой стадией правоприменительной деятельности?
– Правотворчество;
– Возникновение правоотношений;
– Сбор и анализ фактической стороны юридического дела;
– Толкование нормы права.
Ответ: Сбор и анализ фактической стороны юридического дела

7. Что является завершающей стадией правоприменительной деятельности?
– Принятие акта применения права;
– Принятие нормативно-правового акта;
– Сбор и анализ фактической стороны юридического дела;
– Выбор нормы права.
Ответ: Принятие акта применения права

8. К какому виду правового регулирования относится реализация актов правоприменительной деятельности?
– Нормативное правовое регулирование;
– Индивидуальное правовое регулирование;
– Отраслевое правовое регулирование;
– Законодательное правовое регулирование.
Ответ: Индивидуальное правовое регулирование

9. Кто может быть субъектом реализации актов применения права?
– Народ;
– Гражданин;
– Общественные организации;
– Компетентные органы и должностные лица.
Ответ: Компетентные органы и должностные лица

10. По функциям права какой акт применения права относится к охранительным?:
– Акт о начислении пенсии;
– Приговор суда;
– Приказ о назначении на должность;
– Акт о присвоении звания «Ветеран труда» .
Ответ: Приговор суда

11. В какой части акта применения права формулируется решение по делу?
– Вводной;
– Мотивировочной;
– Описательной;
– Результативной.
Ответ: Результативной

12. Какой акт применения права относится к ограничительному виду?
– Должностная инструкция;
– Подписка о невыезде;
– Разрешение на приобретение оружия;
– Решение суда об алиментах.
Ответ: Подписка о невыезде

13. В какой части акта применения права содержатся его реквизиты (печать, подпись и др.)?
– Описательной
– Мотивировочной;
– Вводной;
– Заключительной.
Ответ: Заключительной

14. Какой вид акта применения права относится к вспомогательному?
– Определение суда о назначении экспертизы;
– Постановление о назначении пенсии;
– Приказ о повышении по службе;
– Решение суда по гражданскому делу.
Ответ: Определение суда о назначении экспертизы

15. По предмету правового регулирования какой акт применения права является административным?
– Решение суда по гражданскому делу;
– Разрешение на приобретение оружия;
– Подписка о невыезде;
– акт об аресте имущества должника.
Ответ: Разрешение на приобретение оружия

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Назовите формы реализации права.
Ответ: соблюдение, исполнение, использование, применение.
2. Назовите признаки применения права:
Ответ: особый вид реализации права, рассматривается конкретное юридическое дело, субъектом применения права выступают компетентные органы и должностные лица, строгая процедура, завершается принятием и оформлением акта применения права.
3.Назовите признаки акта применения права.
Ответ: Относится к индивидуальным правовым актам, выносится по конкретному юридическому делу, определенность адресатов, уполномоченными органами и должностными лицами, обладает определенной юридической силой, строгая документальная форма.
4. Могут ли акты применения права издавать негосударственные органы?
Ответ: Да, муниципальные органы и руководители организаций и учреждений.
5.К какому виду акта применения права по способу принятия относится Приказ министра о назначении на должность?
Ответ: Единоличный.
6.Все ли акты применения права издаются в письменной форме?
Ответ: Большинство актов применения права имеют письменную форму. Но допускаются акты применения права в виде жестов (например, инспектора ГИБДД) и устные распоряжения.
7. Какой акт акта применения права называют вспомогательным?
Ответ: акты, обеспечивающие подготовку и действие главного акта (акты следственных, судебных органов и - определения, постановления). Например, определение суда о назначении экспертизы.
8. Какой акт акта применения права называют правообеспечительным?
Ответ: Это акт, устанавливающий меры охраны, защиты субъективных прав, меры принуждения и т.д Например, о принудительном взимании алиментов.
9. В чем суть деления актов применения права на позитивные и негативные.
Ответ:. Позитивные акты реализации влекут благоприятные последствия для субъектов права (приказ о выплате премии), а негативные связаны с необходимостью реализации санкций правовых норм(приказ об увольнении за прогул).
10. Что означает требование обоснованности акта применения права?
Ответ: это требование объективного и полного анализа всех фактов, которые относятся к делу и выбор норм права, разрешающих данный юридический вопрос.
11. Статья 373 ТК РФ закрепляет обязанность работодателя учитывать мнение первичной профсоюзной организации, если работодатель является инициатором расторжения трудового договора. Можно ли утверждать, что такой приказ об увольнении будет не единоличным, а коллегиальным актом применения права?
Ответ: Нет. Такой приказ будет единоначальным, но требующим обязательного согласования.
12. Что означает требование законности акта применения права? Какое требование законности нарушено в случае пропуска срока вынесения акта применения права?
Ответ: Соблюдаются правила подсудности и подведомственности и процессуальные нормы, осуществлена юридическая квалификация на основе норм, правильно оформлен акт применения права. Пропуск срока – это нарушение процедуры издания акта применения права.
13. Что означает требование целесообразности акта применения права? Приведите пример.
Ответ: Необходимость учитывать реальные условия применения норм права, цели их издания законодателем, положение адресатов акта применения права. Например, как правило санкции УК РФ носят относительно-определенный характер; поэтому суд, определяя срок лишения свободы, учитывается личность подсудимого, тяжесть деяния и т.д.
14. Что означает требование справедливости акта применения права?
Ответ: соответствие акта применения права общечеловеческим ценностям, соответствие общественному мнению, согласованность его содержания с представлениями о справедливости общества в целом.
15. Гражданин задержал преступника и вызвал полицию. В качестве какого этот гражданин будет указан в акте о задержании подозреваемого?
Ответ: Субъектом принятия акта применения права может быть только компетентный орган и должностное лицо. В процессуальных документах гражданин будет выступать в качестве свидетеля.
16. Руководитель предприятия в мотивировочной части приказа об увольнении работника указал, что руки уволенного покрыты уродливыми татуировками. Какое требование применения права в части сбора и анализа фактической стороны дела нарушено в этом акте применения права.
Ответ: Нарушено требование относимости, т.е. акт применения права должен основываться на фактах, имеющих юридическое значение, например, фактах нарушения трудовой дисциплины.
17.Что должно содержаться в заключительной части акта применения права?
Ответ: дата и место вынесения, полное наименование органа принявшего данный акт, подписи лица или лиц принявших данное решение.
18.Какая отрасль российского права специально направлена на реализации определенного вида актов применения права?
Ответ: Это отрасль уголовно-исполнительного права, предметом которой являются общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера.
19. Кто является субъектами правоотношений, возникающих в процессе реализации актов применения права по уголовным делам?
Ответ: В этих правоотношениях реализуются такие акты реализации права, как приговоры суда. Субъекты уголовно-исполнительных отношений - осужденный и государство в лице учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.
20.Какие требования предъявляет ФЗ от 21.07.1997 N 118-ФЗ (ред. от 21.12.2021) "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" к судебным приставам-исполнителеям, которым они должны следовать в процессе принудительного исполнения судебных актов?
Ответ: Своевременность, полнота и правильность.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПСК-1.9
способность к анализу и применению судебной практики и судебной статистики

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Что означает мыслительная операция под названием «анализ»?
– Процесс мысленного разделения целостного объекта на составляющие части с целью их изучения;
– соединение выделенных частей объекта в единое целое;
– наблюдение за изучаемым объектом;
– определение ценности изучаемого объекта.
Ответ: Процесс мысленного разделения целостного объекта на составляющие части с целью их изучения;
соединение выделенных частей объекта в единое целое

2. На какой стадии правового регулирования осуществляется применение права?
– Правотворчество;
– Возникновение правоотношений;
– Реализация права;
– Правовое воспитание.
Ответ: Реализация права

3. Что означает термин «практика»?
– Теоретическое познание окружающего мира;
– Деятельность, направленная на преобразование окружающего мира и достижение определенной позитивной цели;
– Философское отношение к жизни;
– Образование и обучение.
Ответ: Деятельность, направленная на преобразование окружающего мира и достижение определенной позитивной цели

4. Какой вид деятельности относится к сфере судебной практики?
– Принятие Конституции народом в результате референдума;
– Защита докторской диссертации по юриспруденции;
– Принятие постановления Конституционным судом РФ;
– Принятие Постановления Правительством РФ.
Ответ: Принятие постановления Конституционным судом РФ

5. Как соотносятся понятия «юридическая практика» и «судебная практика»?
– Понятия несравнимые;
– Понятия тождественные;
– Понятия противоположные;
– Судебная практика – вид юридической практики.
Ответ: Судебная практика – вид юридической практики

6. К какому виду юридических наук и учебных дисциплин относится судебная статистика?
– Общетеоретическая;;
– Историческая;
– Отраслевая;
– Прикладная.
Ответ: Прикладная

7. По поводу какого источника права российские юристы-практики и ученые ведут дискуссию – признавать ли его источником российского права?
– Нормативно-правовой акт;
– Нормативно-правовой договор;
– Судебный прецедент;
– Правовой обычай.
Ответ: Судебный прецедент

8. Что из перечисленного относится к официальным актам толкования права?
– Научная статья;
– Федеральный закон;
– Постановления Пленума Верховного Суда РФ;
– Постановление Правительства РФ.
Ответ: Постановления Пленума Верховного Суда РФ

9. В каком правовом акте судебная практика выражена в форме казуального толкования норм права?
– Приговор суда;
– Постановления Пленума Верховного Суда РФ;
– Федеральный закон;
– Приказ министра Просвещения РФ.
Ответ: Приговор суда

10. В каком правовом акте судебная практика выражена в форме нормативного толкования норм права?
– Решение суда;
– Постановления Конституционного Суда РФ;
– Указ Президента РФ;
– Приказ министра финансов РФ.
Ответ: Постановления Конституционного Суда РФ

11. К какому виду актов токования права относится Постановление Пленума Верховного Суда РФ?
– Неофициальный;
– Делегированный (легальный);
– Казуальный;
– Аутентичный.
Ответ: Делегированный (легальный)

12. По ст. 120 Конституции РФ 1993 г.чему судьи должны подчиняться ?
– Только Конституции РФ и федеральному закону;
– Законодательству;
– Принципу целесообразности;
– Справедливости.
Ответ: Только Конституции РФ и федеральному закону

13. Если толкование осуществляется по поручению правотворческих органов, оно называется:.
– Судебное толкование.
– Легальное (делегированное) толкование
– Аутентичное толкование.
– Уголовное толкование.
Ответ: Легальное (делегированное) толкование

14. Толкование норм права по субъектам может быть?
– Нормативное и казуальное.
– Официальное и неофициальное.
– Законное и незаконное.
– Буквальное, расширительное, ограничительное
Ответ: Официальное и неофициальное

15. Какой субъект судебной практики толковать Конституцию РФ?
– Верховный суд РФ.
– Президент РФ.
– Государственная Дума РФ.
– Конституционный суд РФ.
Ответ: Конституционный суд РФ

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Дайте определение судебной практики.
Ответ: это совокупность результатов деятельности судов как воплощение накопленного опыта применения действующего законодательства.
2. Как соотносятся понятия «судебная практика» и «судебный прецедент»:
Ответ: Судебная практика понятие более широкое, а судебный прецедент – это вынесенное высшим судом по конкретному делу решение, которое становится общеобязательным правилом для нижестоящих судов.
3.Дайте определение судебной статистики.
Ответ: отрасль статистической науки и одновременно прикладная юридическая наука, изучающая количественную сторону массовых правовых и других юридически значимых явлений и процессов, выраженных в контексте деятельности судов.
4. Имеет ли судебная практика автономное по отношению к законодательству значение в правовом регулировании?
Ответ: Нет. Судебная практика имеет вспомогательное значение в процессе применения законодательства, что определено в Конституции РФ 1993 – суд подчиняется только закону.
5.Допустимо ли называть Постановления Пленума Верховного Суда РФ видом нормативно-правовых актов??
Ответ: Нет. Это акт официального (нормативного и делегированного) толкования норм права.
6.Все ли тексты, содержащие толкование норм права, применяемых судами, включаются в судебную практику?
Ответ: Нет. Только толкование норм права, закрепленное в актах судов. Научные и учебные тексты, содержащие толкование норм права, применяемых судами, не включаются в судебную практику.
7. В чем отличие судебной статистики, которую осуществляют, с одной стороны, Судебный департамент при Верховном Суде РФ, и. с другой стороны, ученый-юрист.
Ответ: Судебный департамент при Верховном Суде представляет официальную судебную статистику, а ученый-юрист – доктринальную.
8. В ч. 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса РФ закрепляется право суда делать в мотивировочной части решения ссылки на постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ. Означает ли это, что акт толкования права признается источником права?
Ответ: Оценивается аргументированность ответа. Можно указать, что фактически в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ содержатся новые нормы права, конкретизирующие положения закона. Также положительно оценивается ответ, в котором указано, что в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ устанавливается не новая норма права, а осуществляется толкование нормы закона
9.Судебная практика проявляется в актах официального нормативного и казуального толкования норм права. В чем их отличие?
Ответ: Акты официального нормативного толкования носят общеобязательный характер, а акты официального казуального толкования имеют юридическую силу только в отношении конкретного юридического дела.
10. В комментированных кодексах могут содержаться ссылки на мнения известных ученых-юристов. Как называется такое толкование норм права и является ли оно обязательным для судов?
Ответ: Это научное (доктринальное).токование. Оно не носит официального характера и не является обязательным.
11. В Обзоре судебной практики ВС РФ № 2 (2023) Президиум ВС указал: «При определении вида исправительного учреждения осужденному суд первой инстанции не учел, что Б. признан виновным в совершении в том числе двух преступлений, предусмотренных статьей 317 УК РФ, за каждое из которых ему назначено лишение свободы на 12 лет с ограничением свободы на 1 год 6 месяцев… Допущенное нарушение уголовного закона следует признать существенным, повлиявшим на исход дела, искажающим саму суть правосудия, поскольку необоснованно повлекло назначение Б. вида исправительной колонии с менее строгим режимом.». Какой способ толкования норм права использовал Президиум ВС.
Ответ: Президиум ВС использовал систематический способ толкования норм права, который требует учета взаимосвязи правовых норм.
12.: «Исходя из положений пункта 8 части 2 статьи 38917 Уголовно-процессуального кодекса РФ нарушение тайны совещания судей при постановлении приговора является безусловным основанием отмены приговора? Нарушение какого принципа права выявил Президиум ВС?
Ответ: Выявлено грубое нарушение принципа законности.
13. Что означает требование целесообразности применения акта судебной практики? Приведите пример.
Ответ: Необходимость учитывать реальные условия применения норм права, цели их издания законодателем, положение адресатов акта применения права. Например, определяя размер возмещения морального вред, учитывается имущественное положение истца и ответчика.
14. В Обзоре судебной практики ВС РФ № 2 (2023) Президиум ВС указал: «Право на участие в хозяйственном обществе может перейти к супругу участника при условии согласия остальных участников общества, если необходимость получения такого согласия предусмотрена уставом общества». Содержание какого вида социальных норм потребовал учитывать Президиум ВС в процессе применения норм закона?
Ответ Речь идет о соотношении правовых и корпоративных норм, Устав общества является источником корпоративных норм. Также правильным будет ответ, в котором Устав общества относят к разновидности локальных правовых актов, т.е. указано на необходимость учета взаимосвязи норм закона и локальных актов.
15. В Обзоре судебной практики ВС РФ № 2 (2023) Президиум ВС указал: «При рассмотрении иска о возмещении вреда, причиненного почвам в результате сброса сточных вод, следует установить круг лиц, в связи с хозяйственной и иной деятельностью которых произошло загрязнение»? Назовите элементы состава правонарушения. Требование какого элемента состава правонарушения учел Президиум ВС в данном акте толкования?
Ответ: Состав правонарушения – субъект, объект, объективная сторона, субъективная сторона. При анализе объективной стороны правонарушения выявляется причинно-следственная связь деяния и наступивших последствий. Президиум ВС потребовал выявлять весь круг лиц, деяния которых причинили вред почве.
16. В Обзоре судебной практики ВС РФ № 2 (2023) Президиум ВС указал: «При проверке законности ответа уполномоченного органа, данного на обращение гражданина, суды не вправе руководствоваться лишь формальными соображениями, уклоняясь от исследования и установления фактических обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела». Какое требование юридической квалификации имеет в виду Президиум ВС?
Ответ: Речь идет о требовании полноты сбора и анализа фактической стороны юридического дела.
17. В Обзоре судебной практики ВС РФ № 2 (2023) Президиум ВС указал: «При рассмотрении заявления о возмещении судебных расходов на оплату услуг представителя суду следует установить факт несения таких расходов заявителем»? На необходимость следования каким принципам права указал Президиум ВС.
Ответ: Если бы представитель не нес судебных расходов, но получил их возмещение, то был бы нарушен общеправовой принцип справедливости и отраслевой принцип эквивалентности.
18. В Обзоре судебной практики ВС РФ № 2 (2023) Президиум ВС указал: «О наличии у потерпевшего оснований опасаться осуществления угрозы убийством может свидетельствовать высказывание осужденными такой угрозы после совершения ими убийства другого лица». На какой элемент состава правонарушения при определении реальности угрозы убийства требует обратить внимание Президиум ВС?
Ответ: Президиум ВС требует учесть субъекта правонарушения, т.е. факт совершения им в прошлом убийства.
19. В Обзоре судебной практики ВС РФ № 2 (2023) Президиум ВС указал: «Под распространением порнографических материалов в статье 242-1 УК РФ понимается в том числе незаконное предоставление возможности их использования неопределенному кругу лиц, которое может совершаться путем размещения на личных страницах и на страницах групп пользователей в социальных сетях ссылки для копирования файлов порнографического содержания». На какой элемент состава правонарушения требует обратить внимание Президиум ВС?
Ответ: На объективную сторону правонарушения – место совершения деяния, т.е. социальные сети.
20.Какие данные судебной статистики необходимо использовать для характеристики состояния правонарушаемости в РФ?
Ответ: Необходимо принять во внимание результаты массового статистического наблюдения, которое учитывает все правонарушения, которые суд рассматривал за определенный сток.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 20 штук.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Перевалов, В. Д. Теория государства и права: учебник Юрайт, 2021 www.biblio-online.ru/book/332E4369-F539-4A59-8B51-19B18559F246
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Романов В.В. Юридическая психология: Хрестоматия : учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/8FD4C699-F6DA-45FE-A68D-8AD73B372079
Л2.2 Пиголкин А.С. Теория государства и права: учебник М.: Юрайт // ЭБС Юрайт, 2020 www.biblio-online.ru/book/CA3163F9-5EBF-4D28-931E-F8590A2D54F8
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации http://www.gov.ru/
Э2 Сайт кафедры теории и истории государства и права АлтГУ https://tigp.wordpress.com/
Э3 Общая теория юридической квалификации: Единый образовательный портал АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение курса «Общая теория юридической квалификации» предполагает знание студентами материала базовых юридических дисциплин «Теория государства и права», «История отечественного государства и права», «История государства и права зарубежных стран». В современной российской правовой системе наблюдается явное увлечение «идеологическим» содержанием права и недооценкой «технического» аспекта реализации правовых норм. Поэтому казуистами необходимо быть не только юристам-практикам, но и законодателям – формируя правовую норму, они должны представлять сам предмет законодательного регулирования как совокупность казусов – конкретных отношений. Актуальность этого курса предопределена тем, что в преподавании отраслевых и специальных юридических дисциплин важное значение имеет решение задач (казусов). Соответственно возникает необходимость в рамках общей теории права разработать общую методологию юридической квалификации. Цель курса – изучение общей методологии юридической квалификации, то есть теории разрешения конкретных правовых ситуаций (казусов). Для изучения всего курса в целом необходимо ознакомиться с современными учебниками, учебными пособиями и монографическими исследованиями, посвященными вопросам теории толкования права: Перевалов, В.Д. Теория государства и права: учебник/ В. Д. Перевалов. - М.: Юрайт, 2010. - 379с.; Власенко, Н. А. Теория государства и права: науч.-практ. пособие / Н. А. Власенко; Ин-т законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве Рос. Федерации.- М. : Юриспруденция, 2009.- 424 с.; Теория государства и права: учеб. пособие для вузов/ А. А. Иванов ; под ред. В. П. Малахова.- 2-е изд., перераб. и доп.- М. : ЮНИТИ-[ДАНА], 2009.- 351с.; Сорокин, В. В. Юридическая глобалистика: учебник: в 2-х томах./ В. В. Сорокин. - М.: Юрлитинформ, 2010. Эти работы позволят также подготовиться по основным темам курса, вынесенным на семинарские занятия.
Помимо указанных монографий, а также материала основных учебников по теории государства и права и проблемам теории государства и права, при подготовке к семинарским занятиям необходимо ознакомиться со специальными работами по юридической квалификации: Бабай, А. Н. (Александр Николаевич). Юридическая квалификация правового поведения личности: Автореф. дис. … канд. юрид. наук :12.00.01. -М.,1985. -24 с.; Болонин С.Ю. Роль и значение юридической квалификации в правоприменительной деятельности // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2009. №4. С.7-12; Власенко В.Н. Юридическая квалификация: критерии деления и виды // Журнал российского права. 2009. №7 (151). С.121-130; Коробов А.П. Правовая квалификация: основы, понятие, значение, этапы : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01. - Саратов, 2005 - 252 с.; Кудрявцев В.Н. Общая теория квалификации преступлений. 2-е изд., перераб. и доп.- М. : Юристъ, 2006.- 304с.; Максимов Г.Б. Понятие правовой оценки и ее роль в правовом регулировании // Пробелы в российском законодательстве. 2013. №1. С.72-75.; Тарханов И.А. Юридическая квалификация: понятие и место в правоприменительном процессе // Российский юридический журнал. 2012. № 3. С. 130-140. При изучении логических основ юридической квилификации рекомендуется использовать следующие учебники по логике: Тер-Акопов А.А. Юридическая логика Учебное пособие. - М.: ИКФ Омега-Л, 2002- 256 с.; Ивлев Ю.В. Логика для юристов. - М.: Дело, 2000. - 263 с.