МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Противодействие коррупции

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного права и криминологии
Направление подготовки40.05.04. специальность Судебная и прокурорская деятельность
СпециализацияСудебная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план40_05_04_СудПрокурДеят-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии, Мазуров Валерий Анатольевич

Рецензент(ы):
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права, Канакова Анна Евгеньевна

Рабочая программа дисциплины
Противодействие коррупции

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.04 СУДЕБНАЯ И ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (приказ Минобрнауки России от 16.02.2017 г. № 144)

составлена на основании учебного плана:
40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 13.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Анисимова Ирина Анатольевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 13.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Анисимова Ирина Анатольевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения дисциплины – овладение теоретическими знаниями, навыками, необходимыми в профессиональной деятельности по борьбе с коррупционной преступностью.
Качественная профессиональная подготовка специалистов в области охраны правопорядка является на современном этапе одним из ведущих факторов повышения эффективности борьбы с коррупционной преступностью.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.09

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-10 способностью выявлять коррупционное поведение, давать оценку и содействовать его пресечению
ПСК-1.13 готовностью соблюдать требования законодательства о статусе судей, Кодекса судейской этики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-10
о сущности социально-экономических предпосылок коррупции; об основных международных и российских нормативных правовых, официальных, научных источниках, касающихся противодействию коррупции;

ПСК-1.13

содержание уголовно-правового регулирования противодействия коррупции; принципы и средства антикоррупционной государственной политики;
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-10
толковать и применять законы, иные нормативные правовые акты в сфере противодействия коррупции; юридически грамотно квалифицировать факты и обстоятельства, относящиеся к преступности коррупционной направленности;

ПСК-1.13
выявлять уголовно-правовую, криминологическую, уголовно-процессуальную, криминалистическую составляющие борьбы с коррупцией; самостоятельно повышать свою профессиональную квалификацию;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-10
навыками свободного использования уголовно-правовых и криминологических понятий, касающихся квалификации преступлений коррупционной направленности; свободного использования уголовно- правовых и криминологических понятий, касающихся коррупции, причин, условий и противодействия коррупционной преступности; навыками свободного использования уголовно-правовых и криминологических понятий, касающихся квалификации преступлений коррупционной направленности; свободного использования уголовно- правовых и криминологических понятий, касающихся коррупции, причин, условий и противодействия коррупционной преступности;

ПСК-1.13
организации и проведения криминологических исследований проблем борьбы с коррупцией в современной России; навыками разработки документов правового, аналитического характера

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Понятие коррупции и уголовно-правовые средства борьбы с ней
1.1. Понятие коррупции и уголовно-правовые средства борьбы с ней Лекции 9 4 ПК-10, ПСК-1.13 Л1.2, Л2.1
1.2. Понятие коррупции и уголовно-правовые средства борьбы с ней Практические 9 6 ПК-10, ПСК-1.13 Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.3. Понятие коррупции и уголовно-правовые средства борьбы с ней Сам. работа 9 4 ПК-10, ПСК-1.13 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. 2.Злоупотребление служебными полномочиями
2.1. Злоупотребление служебными полномочиями Лекции 9 2 ПК-10, ПСК-1.13 Л1.2, Л2.1
2.2. Злоупотребление служебным положением Практические 9 2 ПК-10, ПСК-1.13 Л1.2, Л2.1
2.3. Злоупотребление служебными полномочиями Сам. работа 9 10 ПК-10, ПСК-1.13 Л1.2, Л2.1
Раздел 3. 3. Взяточничество
3.1. Взяточничество Лекции 9 2 ПК-10, ПСК-1.13 Л1.2, Л2.1
3.2. Взяточничество Практические 9 4 ПК-10, ПСК-1.13 Л1.2, Л2.1
3.3. Взяточничество Сам. работа 9 10 ПК-10, ПСК-1.13 Л1.2, Л2.1
Раздел 4. 4.Понятие, основные показатели, тенденции коррупционной преступности в России
4.1. Понятие, основные показатели, тенденции коррупционной преступности в России Лекции 9 2 ПК-10, ПСК-1.13 Л1.2, Л2.1
4.2. Понятие, основные показатели, тенденции коррупционной преступности в России Практические 9 4 ПК-10, ПСК-1.13 Л1.2, Л2.1
4.3. Понятие, основные показатели, тенденции коррупционной преступности в России Сам. работа 9 10 ПК-10, ПСК-1.13 Л1.2, Л2.1
Раздел 5. 5.Основные организационно-правовые направления борьбы с коррупционной преступностью, проблемы противодействия
5.1. Основные организационно-правовые направления борьбы с коррупционной преступностью, проблемы противодействия Практические 9 2 ПК-10, ПСК-1.13 Л1.2, Л2.1
5.2. Основные организационно-правовые направления борьбы с коррупционной преступностью, проблемы противодействия Сам. работа 9 10 ПК-10, ПСК-1.13 Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Типовые оценочные средства, необходимые для оценки планируемых результатов обучения по дисциплине:
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3495
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) / ПРАКТИКЕ
ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-1: Задание 1
1. Цель: Контроль усвоения учебного материала по каждой теме курса
2. Контролируемый раздел дисциплины (модуля): все разделы
3. Проверяемые компетенции (код): ПК-10, ПСК -1.13
4. Пример оценочного средства:
Задание. Проанализируйте организационно-правовые основы
противодействия коррупции на примере Алтайского края
5. Критерии оценивания:
Оценивание выполнения практических заданий

4-балльная шкала
Критерии
Отлично
Студентом задание решено самостоятельно. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логических рассуждениях, в выборе решения нет ошибок, получен верный ответ, задание решено рациональным способом.
Хорошо
Студентом задание решено с подсказкой преподавателя. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок; правильно сделан выбор решения; есть объяснение решения, но задание решено нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок, получен верный ответ.
Удовлетворительно
Студентом задание решено с подсказками преподавателя. При этом задание понято правильно, в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе способа решения; задание решено не полностью или в общем виде.
Неудовлетвори-тельно
Студентом задание не решено.
6. Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
• Перечень вопросов к семинарским занятиям
ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-2: Задание 2
1. Цель: Контроль усвоения учебного материала по каждой теме курса
2. Контролируемый раздел дисциплины (модуля): все разделы
3. Проверяемые компетенции (код): ПК-10, ПСК -1.13
4. Пример оценочного средства:
Задание. На основе анализа отечественной правоприменительной практики
назовите наиболее часто встречающиеся коррупциогенные факторы в
нормативных правовых актах и проектах нормативных правовых актов

5. Критерии оценивания:
Оценивание выполнения практических заданий

4-балльная шкала
Критерии
Отлично
Студентом задание решено самостоятельно. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логических рассуждениях, в выборе решения нет ошибок, получен верный ответ, задание решено рациональным способом.
Хорошо
Студентом задание решено с подсказкой преподавателя. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок; правильно сделан выбор решения; есть объяснение решения, но задание решено нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок, получен верный ответ.
Удовлетворительно
Студентом задание решено с подсказками преподавателя. При этом задание понято правильно, в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе способа решения; задание решено не полностью или в общем виде.
Неудовлетвори-тельно
Студентом задание не решено.
6. Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
• Перечень вопросов к семинарским занятиям
ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-3: Задание 3
1. Цель: Контроль усвоения учебного материала по каждой теме курса
2. Контролируемый раздел дисциплины (модуля): все разделы
3. Проверяемые компетенции (код): ПК-10, ПСК -1.13
4. Пример оценочного средства:
Задание. На основе анализа отечественной статистики о количестве
коррупционных преступлений дайте оценку последствий коррупционных
проявлений в системе государственной и муниципальной службы

5. Критерии оценивания:
Оценивание выполнения практических заданий

4-балльная шкала
Критерии
Отлично
Студентом задание решено самостоятельно. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логических рассуждениях, в выборе решения нет ошибок, получен верный ответ, задание решено рациональным способом.
Хорошо
Студентом задание решено с подсказкой преподавателя. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок; правильно сделан выбор решения; есть объяснение решения, но задание решено нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок, получен верный ответ.
Удовлетворительно
Студентом задание решено с подсказками преподавателя. При этом задание понято правильно, в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе способа решения; задание решено не полностью или в общем виде.
Неудовлетвори-тельно
Студентом задание не решено.
6. Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
• Перечень вопросов к семинарским занятиям
ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-4: Задание 4
1. Цель: Контроль усвоения учебного материала по каждой теме курса
2. Контролируемый раздел дисциплины (модуля): все разделы
3. Проверяемые компетенции (код): ПК-10, ПСК -1.13
4. Пример оценочного средства:
Задание. Проведите антикоррупционную экспертизу части нормативного
правового акта и назовите коррупционные факторы, которые в нем
содержатся. «Согласно п. 2.2.6 Административного регламента в случае, если
представленные документы не соответствуют требованиям, установленным
действующим законодательством и настоящим Административным
регламентом, служба вправе возвратить территориальной сетевой
организации документы на доработку»

5. Критерии оценивания:
Оценивание выполнения практических заданий

4-балльная шкала
Критерии
Отлично
Студентом задание решено самостоятельно. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логических рассуждениях, в выборе решения нет ошибок, получен верный ответ, задание решено рациональным способом.
Хорошо
Студентом задание решено с подсказкой преподавателя. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок; правильно сделан выбор решения; есть объяснение решения, но задание решено нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок, получен верный ответ.
Удовлетворительно
Студентом задание решено с подсказками преподавателя. При этом задание понято правильно, в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе способа решения; задание решено не полностью или в общем виде.
Неудовлетвори-тельно
Студентом задание не решено.
6. Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
• Перечень вопросов к семинарским занятиям
ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-5: Тест 1
1. Цель: Контроль усвоения учебного материала по каждой теме курса
2. Контролируемый раздел дисциплины (модуля): все разделы
3. Проверяемые компетенции (код): ПК-10, ПСК -1.13
4. Пример оценочного средства:
ПСК-1.13: готовностью соблюдать требования законодательства о статусе судей, Кодекса судейской этики
1. Какими законодательными и нормативными актами может регулироваться порядок противодействия коррупции в РФ в отношении государственных служащих:

- только нормами ФЗ №273 «О противодействии коррупции»;

- только нормами ФЗ №273 «О противодействии коррупции» и ФЗ №79 «О государственной гражданской службе»

+ всеми перечисленными нормами: ФЗ №273 «О противодействии коррупции» и ФЗ №79 «О государственной гражданской службе», актами субъектов РФ.

2. В каких случаях государственный служащий имеет право участвовать в управлении некоммерческой организации:

- при избрании единоличным исполнительным органом;

+ в качестве представителя учредителя, коим выступает субъект Российской Федерации, имеющий долю в уставном капитале

- при вхождении в коллегиальный орган управлении.

3. В каких случаях государственный служащий имеет право принять подарок в ходе выполнения своих должностных обязанностей:

- если стоимость подарка не превышает 3 тысяч рублей;

- если подарок выражается в оказании услуг, оплате транспортных расходов, к примеру;

+ если подарок вручен на официальном мероприятии.

4. Имеет ли право государственный служащий принимать почетные звания от иностранных государств или международный организаций:

- Да, имеет право;

- Нет, не имеет права;

+ Имеет право только с разрешения представителя нанимателя

тест 5. Имеет ли право государственный служащий заниматься оплачиваемой деятельности помимо государственной службы:

- Нет, не имеет;

- Да, имеет право;

+ Да, имеет право с разрешения представителя нанимателя.

6. Может ли государственный служащий открыть счет на члена семьи в банке за пределами Российской Федерации:

- Нет, не может ни при каких обстоятельствах;

- Да может, но тайно;

+ Да, может, если жена проживает за границей, а служащий представляет интересы государства.

7. Имеет ли право государственный служащий после увольнения заниматься трудовой деятельность в организациях, которые курировались им в ходе выполнения должностных обязанностей:

- Нет, не имеет права, ни при каких обстоятельствах;

+ Имеет, только с согласия специальной комиссии;

- Имеет, если среднемесячная заработная плата не превышает 100 тысяч рублей.

8. В каких случаях государственный служащий может быть исключен из реестра, уволенных лиц:

- по истечении 3-х лет;

+ при отмене акта, на основании которого данные гражданина были включены в реестр;

-по окончания срока, который предусмотрен для разглашенных данных в качестве государственной тайны.

9. Могут ли родственники жены госслужащего работать с зятем в одном учреждении, относящимся к государственному органу:

- Нет, не могут ни при каких обстоятельствах;

- Да, могут, так как они родственники по свойству и не являются близкими;

+ Да, могут, если не являются подчиненными либо же подконтрольными друг другу;

10. Имеет ли права государственный служащий публично высказываться, в том числе в СМИ и давать оценки либо высказывать свои суждения:

- Да, имеет право;

- Нет, не имеет права;

+ Да, имеет право, если это входит в его должностные обязанности.

11. Имеет ли право государственный служащий быть совместителем в ином учреждении?

- Нет, не имеет права;

- Да, имеет право;

+ Имеет право только с разрешения представителя нанимателя.

12. Обязан ли государственный служащий представлять отчет о своих расходах:

- Да, обязан;

- Нет, не обязан;

+ Обязан, но только если замешает должности, согласно утвержденному нормами закона перечнем.

13. Что такое конфликт интересов для государственного служащего:

- конфликтная ситуация с коллегой по работе;

+ личная заинтересованность при разрешении вопроса, входящего в круг должностных обязанностей;

- соподчиненность с родственниками.

14. Утрата доверия государственного лица за совершенные коррупционные действия возможна только:

- за получение взятки в крупных размерах;

- наличие личной заинтересованности;

+ во всех случаях предусмотренных ФЗ №273 без учета размера причиненного ущерба.

15. Примером коррупционных действий можно назвать:

- преподавательскую деятельность за вознаграждение в качестве совместителя;

- получение любого подарка;

+ использование служебного положения для получения выгоды в отношении родственников.

16. Комиссия по соблюдения требований к служебному поведению государственного служащего обязана рассмотреть:

- все обращения, содержащие сведения о совершении коррупционных действий государственным служащим предоставленных в любой форме даже анонимные;

- все обращения, содержащие сведения о допущенных правонарушениях, включая уголовные и административные, совершенные государственными служащими;

+ обращения, содержащие сведения о совершении коррупционных действий государственным служащим.

17. Обязан ли государственный служащий лично присутствовать на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению:

- Обязан;

- Не обязан

+ Может отказаться, при определенных обстоятельствах

18. Решение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению принимается:

+ тайным голосованием;

- открытым голосованием;

- единолично председателем комиссии.

19. К запретам, предусмотренным нормами ФЗ №79, относятся:

+ совместная работа близких родственников;

- публичные высказывания;

- участие в управлении некоммерческой организацией.

20. Государственный служащий обязан уведомить представителя нанимателя:

+ обо всех случаях совершенных коррупционных действий;

- только о склонении к коррупционным действиям лично государственного служащего;

- о коррупционных действиях, сведения о которых были получены в ходе исполнения должностных обязанностей.

5. Критерии оценивания:
6. Критерии оценивания:
Оценивание выполнения тестов
4-балльная шкала Критерии
Отлично выполнено 76-100% заданий предложенного теста.
Хорошо выполнено 51-75% заданий предложенного теста.
Удовлетворительно выполнено 26-50% заданий предложенного теста.
Неудовлетвори-тельно выполнено мене 25% заданий предложенного теста.

6. Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
• Перечень вопросов к семинарским занятиям
ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-6: Задание 5
1. Цель: Контроль усвоения учебного материала по каждой теме курса
2. Контролируемый раздел дисциплины (модуля): все разделы
3. Проверяемые компетенции (код): ПК-10, ПСК -1.13
4. Пример оценочного средства:
Задание. Министерству отдельной строкой было выделено бюджетное
финансирование на закупку специального оборудования на сумму в 20 млн.
руб. Оборудование планировалось закупать в октябре, когда будут
подготовлены соответствующие помещения. В первой половине года из-за
появления новых фирм, выпускающих требуемое оборудование, его
стоимость снизилась на 15 – 20 %, в результате чего стала очевидной
возможность экономии средств по этой бюджетной статье (при этом
количественное или качественное изменение объемов закупки невозможно
из-за ограничений по площади помещений и функционалу). Из-за изменения
ситуации на рынке экономия выделенных бюджетных средств может
составить 3 – 4 млн. руб. В силу жесткости финансового законодательства
перенос этих средств на любые другие статьи невозможен, поэтому они
должны быть возвращены в бюджет. Последствием возвращения средств в
бюджет с большой вероятностью станет пропорциональное сокращение
бюджета министерства на следующий финансовый год по данной статье.
Специалист управления заказов министерства Фаустов Т.Д. при подготовке
конкурсной документации указал цену контракта в полном объеме
поступивших денежных средств – 20 млн. руб., изначально зная, что можно
сэкономить. Тем более по телефону он уже общался с представителем одного
из участников закупки – ООО «Сигма», который обещал пригласить его в
ресторан на праздничный банкет, посвященный юбилею фирмы и
заключению такого выгодного контракта с Министерством. Совершил ли
Фаустов коррупционное правонарушение? Поясните свой ответ.


5. Критерии оценивания:
Оценивание выполнения практических заданий

4-балльная шкала
Критерии
Отлично
Студентом задание решено самостоятельно. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логических рассуждениях, в выборе решения нет ошибок, получен верный ответ, задание решено рациональным способом.
Хорошо
Студентом задание решено с подсказкой преподавателя. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок; правильно сделан выбор решения; есть объяснение решения, но задание решено нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок, получен верный ответ.
Удовлетворительно
Студентом задание решено с подсказками преподавателя. При этом задание понято правильно, в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе способа решения; задание решено не полностью или в общем виде.
Неудовлетвори-тельно
Студентом задание не решено.
6. Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
• Перечень вопросов к семинарским занятиям
ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-7: Задание 6
1. Цель: Контроль усвоения учебного материала по каждой теме курса
2. Контролируемый раздел дисциплины (модуля): все разделы
3. Проверяемые компетенции (код): ПК-10, ПСК -1.13
4. Пример оценочного средства:
Задание. Вы – государственный гражданский/муниципальный служащий. В
соответствии с действующим законодательством вы подали сведения о своих
доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного
характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах
имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних
детей. Через неделю Вы случайно вспомнили, что не указали доход от
процентов по вкладу вашей супруги (вашего супруга) в банке. Ваши
действия?

5. Критерии оценивания:
Оценивание выполнения практических заданий

4-балльная шкала
Критерии
Отлично
Студентом задание решено самостоятельно. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логических рассуждениях, в выборе решения нет ошибок, получен верный ответ, задание решено рациональным способом.
Хорошо
Студентом задание решено с подсказкой преподавателя. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок; правильно сделан выбор решения; есть объяснение решения, но задание решено нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок, получен верный ответ.
Удовлетворительно
Студентом задание решено с подсказками преподавателя. При этом задание понято правильно, в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе способа решения; задание решено не полностью или в общем виде.
Неудовлетвори-тельно
Студентом задание не решено.
6. Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
• Перечень вопросов к семинарским занятиям
ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-8: Тест 2
1. Цель: Контроль усвоения учебного материала по каждой теме курса
2. Контролируемый раздел дисциплины (модуля): все разделы
3. Проверяемые компетенции (код): ПК-10, ПСК -1.13
4. Пример оценочного средства:
ПК-10: способностью выявлять коррупционное поведение, давать оценку и содействовать его пресечению
1. Удельный вес разных видов преступлений в общем их числе – это…преступности.
Ответ: структура.
2. Незарегистрированная преступность именуется … преступностью.
Ответ: латентной
3. Наука о жертве преступления – это …
Ответ: виктимология.
4. Предметом криминологии выступает…
Ответ: преступность.
5. Количественно-качественная характеристика преступности – это … преступности.
Ответ: уровень.
6. Соотношение числа совершенных преступлений и численности населения – это … преступности.
Ответ: коэффициент.
7. Изменение преступности во времени – это … преступности.
Ответ: динамика
8. Пространственно-временное распределение преступлений, обусловленное спецификой регионов — это … преступности.
Ответ: география
9. Лицо, наделенное признаками, повышающими вероятность совершения им преступления, является … типом личности.
Ответ: криминогенным.
10. Криминологическая теория, объясняющая преступность отсутствием солидарности между членами общества, называется теория социальной … общества.
Ответ: дезорганизации
11. Согласно какой из криминологических теорий основной причиной преступности является противоречие между ценностями, на достижение которых общество нацеливает людей и возможностями их достижения по установленным обществом правилам?
Ответ: теория аномии.
12. Многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности — это… преступности.
Ответ: предупреждение.
13. Повторное совершение не однородного преступления – это общий … преступлений.
Ответ: рецидив.
14. Кто из теоретиков считал, что успех в борьбе с преступностью может быть достигнуть в обществе, в котором уничтожены социальные антагонизмы в сфере политической и экономической жизни?
Ответ: Карл Маркс.
15. Система конкретных способов, приемов, средств сбора, обработки и анализа информации – это … криминологических исследований.
Ответ: методика.

5. Критерии оценивания:
6. Критерии оценивания:
Оценивание выполнения тестов
4-балльная шкала Критерии
Отлично выполнено 76-100% заданий предложенного теста.
Хорошо выполнено 51-75% заданий предложенного теста.
Удовлетворительно выполнено 26-50% заданий предложенного теста.
Неудовлетвори-тельно выполнено мене 25% заданий предложенного теста.

6. Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
• Перечень вопросов к семинарским занятиям
ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-9: Задание 7
1. Цель: Контроль усвоения учебного материала по каждой теме курса
2. Контролируемый раздел дисциплины (модуля): все разделы
3. Проверяемые компетенции (код): ПК-10, ПСК -1.13
4. Пример оценочного средства:
Задание. Смоделируйте ситуацию нарушения государственным гражданским
служащим требований к служебному поведению и опишите
сформированную комиссию для рассмотрения данного нарушения


5. Критерии оценивания:
Оценивание выполнения практических заданий

4-балльная шкала
Критерии
Отлично
Студентом задание решено самостоятельно. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логических рассуждениях, в выборе решения нет ошибок, получен верный ответ, задание решено рациональным способом.
Хорошо
Студентом задание решено с подсказкой преподавателя. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок; правильно сделан выбор решения; есть объяснение решения, но задание решено нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок, получен верный ответ.
Удовлетворительно
Студентом задание решено с подсказками преподавателя. При этом задание понято правильно, в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе способа решения; задание решено не полностью или в общем виде.
Неудовлетвори-тельно
Студентом задание не решено.
6. Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
• Перечень вопросов к семинарским занятиям
ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-10: Задание 8
1. Цель: Контроль усвоения учебного материала по каждой теме курса
2. Контролируемый раздел дисциплины (модуля): все разделы
3. Проверяемые компетенции (код): ПК-10, ПСК -1.13
4. Пример оценочного средства:
Задание. Назовите факторы, которые обусловливают коррупционный
характер функционирования и развития системы отношений в сфере
государственного и муниципального управления

5. Критерии оценивания:
Оценивание выполнения практических заданий

4-балльная шкала
Критерии
Отлично
Студентом задание решено самостоятельно. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логических рассуждениях, в выборе решения нет ошибок, получен верный ответ, задание решено рациональным способом.
Хорошо
Студентом задание решено с подсказкой преподавателя. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок; правильно сделан выбор решения; есть объяснение решения, но задание решено нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок, получен верный ответ.
Удовлетворительно
Студентом задание решено с подсказками преподавателя. При этом задание понято правильно, в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе способа решения; задание решено не полностью или в общем виде.
Неудовлетвори-тельно
Студентом задание не решено.
6. Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
• Перечень вопросов к семинарским занятиям
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) / ПРАКТИКЕ
1. Форма проведения промежуточной аттестации: зачет
2. Процедура проведения: зачет проводится в форме собеседования
3. Проверяемые компетенции (код): ПК-10, ПСК -1.13
4. Пример оценочного средства:
Перечень вопросов
1. Понятие корупционной преступности. Состояние, структура, динамика, тенденции коррупционной преступности в России.
2. Феномен коррупции: понятие, проблемы противодействия. Виды коррупционной преступной деятельности.
3. Причины и условия коррупционной преступности в политической сфере отношений.
4. Причины и условия коррупционной преступности в социально-экономической сфере отношений.
5. Организованная преступность и коррупция – состояние, тенденции, противодействие.
6. Юридические аспекты противодействия коррупционной преступности по российскому праву.
7. Актуальные проблемы предупреждения коррупционной преступности в России и пути их решения.
8. Уголовное законодательство РФ по противодействию коррупционной преступности.
9. Государственно-правовые меры противодействия коррупционной преступности.
10. Международное сотрудничество по борьбе с коррупционной преступностью (международные документы, законотворческая и правоприменительная практика).
11. Организационно-правовые меры противодействия коррупционной преступности в сфере незаконного оборота наркотиков.
12. Организационно-правовые меры противодействия коррупционной преступности в сфере незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ.
13. Актуальные проблемы противодействия экстремизму и терроризму и пути их решения в условиях существвания и высокой распространенности коррупционной преступности.
14. Криминологическая характеристика и типология лиц\. совершающих коррупционные преступления.

5. Критерии оценивания:
Оценивание ответа на зачете
Бинарная шкала
Критерии
Зачтено Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
Не зачтено Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Т.е студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Организация выполнения и защиты курсовой работы (или проекта): не предусмотрено

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Окутина, Н. Н. Предупреждение коррупционной преступности : учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО Москва : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л1.2 Под общ. ред. Капинус О.С. Криминология : учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л1.3 Варыгин, А. Н. Основы криминологии и профилактики преступлений : учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО Москва : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Афанасьева, О. Р. Криминология : учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 3. Сайт ЭБС издательства «Лань». Режим доступа: http://e.lanbook.com/. e.lanbook.com
Э2 4. Сайт «Университетской библиотеки онлайн». Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/spravka/usloviya_dostupa.html. www.biblioclub.ru
Э3 5. Сайт «Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU». Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp. elibrary.ru
Э4 6. Информационный сайт для магистрантов Тыдыковой Н.В. www.crimemetod.ru. www.crimemetod.ru.
Э5 7. Сайт Верховного суда РФ www.supcourt.ru. www.supcourt.ru.
Э6 8. Сайт государственной автоматизированной системы «Правосудие» www.sudrf.ru. www.sudrf.ru.
Э7 9. Сайт информационно-правовой системы АКТОСКОП www.actoscope.com. www.actoscope.com.
Э8 10. Электронный курс "Криминология" в системе Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru)
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

4.1. Методика проведения семинарского (практического) занятия

Посещение данных занятий является обязательным для обучающегося.
В процессе проведения семинарских / практических занятий организуется систематическая работа студентов по изучению дисциплины, закрепляется материал, который давался студентам на лекциях, а также материал, изученный в ходе самостоятельной работы в виде подготовки к таким занятиям. На семинарских / практических занятиях студенты совершенствуют навыки излагать усвоенный материал, участвовать в дискуссиях, отстаивать собственную позицию, применять полученные знания для решения практических вопросов предмета дисциплины (казусов).
Семинарские занятия позволяют определить уровень знания каждым студентом пройдённого материала, осуществлять контроль за усвоением тем дисциплины, своевременно исправлять ошибки, допущенные в ходе самостоятельной подготовки.
На практических занятиях формируется навык по квалификации уголовно-значимой деятельности в сфере преступлений против здоровья населения.
Семинарские / практические занятия обеспечивают должное знание вопросов дисциплины, успешный ответ на текущей аттестации и прохождение промежуточной аттестации по дисциплине (зачёта).
Непосещение семинарских / практических занятий расценивается, как невыполнение студентом рабочей программы дисциплины и студент к промежуточной аттестации по данной дисциплине может быть не допущен.
В процессе подготовки к семинарским / практическим занятиям необходимо студенту учесть следующее.
1. Перед занятием следует внимательно ознакомиться с его планом и рекомендованными для изучения нормативным материалом и литературой.
Для подготовки теоретических вопросов студенту вначале необходимо обратиться к содержанию лекционного материала, если таковой имеется. В иных случаях изучение вопроса целесообразно начинать с изучения положений законодательства, регулирующего те или иные вопросы (соответствующей нормы УК РФ, других законов и нормативных актов), далее ознакомиться с содержанием актов судебного толкования данной нормы и только затем переходить к изучению рекомендованной литературы. Завершающим этапом изучения вопроса является анализ судебной практики по конкретному составу преступления.
Все нормативные правовые акты можно найти в информационных справочных системах, в частности в Справ.-правовой системе «КонсультантПлюс» и ИПО системы «ГАРАНТ». Использование этих систем позволяет достаточно оперативно отслеживать изменения законодательства, быть в курсе последних направлений правоприменительной практики.
Наличие Уголовного кодекса РФ, а также иных нормативных актов, постановлений Пленума Верховного Суда РФ является обязательным на занятии. При решении задач, анализе тех или иных проблем обязательно обращение к положениям законодательных актов и актов толкования закона.
2. При работе с литературой приоритет в ознакомлении с темой следует отдать учебным пособиям и ученикам, рекомендованным в качестве основной литературы. После этого можно переходить к анализу дополнительной литературы в виде более сложных работ, в частности, научных монографий и статей. При этом студент должен понимать, что приведённым в плане занятия перечнем вся литература по той или иной теме, конечно, не исчерпывается. Поэтому он вправе обратиться к преподавателю, ведущему лекционные или семинарские / практические занятия, и попросить рекомендовать ему дополнительную литературу. Кроме того, студент может самостоятельно изучить по интересующему вопросу статьи, опубликованные в журналах, например, «Уголовное право», «Наркоконтроль», «Законность», «Российская юстиция» и других. Работу с литературой существенно облегчают информационно-справочные и электронно-библиотечные системы. Многие статьи размещены Справ.-правовой системе «КонсультантПлюс» и ИПО системы «ГАРАНТ». Кроме того, студенты АлтГУ имеют доступ к электронным коллекциям работ, размещённым в следующих электронно-библиотечных системах: ЭБС издательства «Лань», «Университетской библиотеке онлайн», «Научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU». Полезными могут быть открытые библиотечные системы: Сайт Бесплатной научной библиотеки «КиберЛенинка», Юридический сайт Канал Юристы 2007-2013. Самостоятельный поиск литературы поощряется при выставлении отметки за ответ или контрольное задание.
3. Изучение преступлений против конституционных прав и свобод граждан невозможно без обращения к судебной практике. Отражение материалов правоприменительной практики является обязательным требованием для всех контрольных заданий студентов (в том числе ответов на семинарских / практических занятиях, докладов, эссе, рефератов).
В процессе сбора практического материала можно обращаться к различным источникам. Материалы судебной практики регулярно публикуются в выходящем ежемесячно Бюллетене Верховного Суда РФ. Последний номер Бюллетеня каждого года содержит указатель, по которому можно оперативно найти информацию о квалификации (переквалификации) действий виновного по конкретному преступлению. Кроме того, все материалы, публикуемые в Бюллетене, иные решения Верховного Суда РФ по конкретным делам доступны на его официальном сайте – http://vsrf.ru/.
Предоставляют огромные возможности для сбора практического материала и существенно облегчают его поиск справочно-информационные правовые системы, в частности Справ.-правовая система «КонсультантПлюс» и ИПО системы «ГАРАНТ». По ключевым словам в них можно быстро найти интересующую информацию.
Однако наиболее объективную и полную информацию даёт изучение судебной практики посредством специальных Интернет-ресурсов. К ним относятся Сайт государственной автоматизированной системы «Правосудие» (режим доступа: http://www.sudrf.ru/), Сайт РосПравосудие (режим доступа: http://rospravosudie.com/) и Сайт судебные и нормативные акты РФ (режим доступа: http://sudact.ru/). Это ресурсы, объединяющие в едином информационном пространстве решения судов всех субъектов Российской Федерации.
4. При подготовке к семинарскому занятию студент должен продумать свои ответы по вопросам темы и быть готовым к дискуссии по спорным вопросам. Поэтому ему следует чётко сформулировать аргументы и обдумать систему доказательств той точки зрения, которая, по его мнению, является правильной.
Выступления на семинарских занятиях должны достаточно полно раскрывать содержание обсуждаемых вопросов. Излагаемую позицию необходимо обосновывать, используя при этом ссылки на точки зрения, представленные в литературе, на законодательные и иные нормативные источники, примеры из практической деятельности.
4.2. Методика решения практических заданий
Решение задач должно отвечать следующим требованиям:
1. Прежде чем начать решать задачу необходимо изучить рекомендованный в планах семинарских / практических занятий нормативный материал, имеющиеся рекомендации высших правоприменительных органов (постановлений Конституционного Суда, Пленума Верховного Суда РФ, определений коллегий Верховного Суда РФ по рассматриваемой категории уголовных дел), рекомендованную учебную и научную литературу;
2. По имеющимся фактическим данным определить отраслевую принадлежность правонарушения, содержащегося в действиях виновного. При недостаточности фактического материала правоприменитель добывает их в ходе проведения следственных действий, а студент предлагает вариант фактических обстоятельств казуса, чтобы действия субъекта в казусе содержали признаки состава преступления.
3. Необходимо показать, что в действиях виновного содержатся все признаки состава преступления.
3.1 Доказать наличие объекта и предмета соответствующего состава преступления.
3.2 Показать объективную сторону совершенного деяния.
Доказательства соответствия признаков совершенного деяния составу преступления по признакам объективной стороны начинается с уяснения возможных форм деятельности (бездеятельности), заложенных законодателем в диспозиции уголовно-правовой нормы, и показа форм совершенного в казусе. Если диспозиция статьи УК РФ бланкетная, нужно использовать нормативные акты, в которых раскрываются содержание указанных в диспозиции уголовно-правовой нормы понятий, признаков.
Исходя из конструкции состава преступления, нужно показать, какой это состав – формальный или материальный, в соответствии с чем следует определять, окончено ли данное преступление, с какого момента или, если не окончено, то по каким причинам.
3.3 Для доказательства наличия соответствия субъективных признаков содеянного признакам вменяемого состава преступления необходимо показать предметное содержание возможных в данном составе форм и видов вины и найти одну из них при совершении деяния субъекта в казусе. Нельзя игнорировать так называемые факультативные признаки субъективной стороны состава преступления – цель и мотив, ибо первая показывает результат, к которому стремится виновный, второй – смысл всех совершаемых виновным действий.
3.4 Возрастные особенности субъекта преступления, медицинские (вменяемость), требуют особого доказательства в редких случаях. Тем не менее, в правоприменительной деятельности о них нельзя забывать. При решении учебных задач презюмируется, что субъекты, названные в казусах, вменяемы и достигли возраста уголовной ответственности. Особого доказательства требует наличие у субъекта совершенного деяния специальных признаков субъекта, если вменяемый состав преступления со специальным субъектом.
В процессе квалификации преступлений необходимо использовать не противоречащие общим положениям теории права, в том числе уголовного, имеющиеся рекомендации вышестоящих судебных инстанций по рассматриваемым вопросам (Пленума Верховного Суда РФ, определений судебных коллегий Верхового Суда РФ).
4.3. Методика проведения зачета
Формой промежуточной аттестации по дисциплине является зачет. Зачет, как правило, проводится в устной форме по билетам, составленным из вопросов, рекомендованных к подготовке. В билете содержится 2 вопроса.
В период подготовки студент должен привести в систему все знания, полученные при изучении данного предмета. При этом надо руководствоваться рабочей программой и методическими материалами дисциплины, определяющими объем и содержание материала, который необходимо изучить и освоить для прохождения аттестации.
На зачете студент должен предельно кратко, но вместе с тем содержательно изложить основной материал вопроса, определив в ответе главное. При ответе важно указать, как данный вопрос рассматривается в литературе, какие подходы сложились в судебной практике, какие по этому поводу существуют точки зрения, какие имеются проблемы, и каковы их возможные пути решения. Следует иметь в виду, что уголовное законодательство динамично изменяется. Все изменения должны быть учтены в ответе. Знание законодательства с учётом последних изменений является основой сдачи зачёта.