МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Юридическая казуистика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.05.04. специальность Судебная и прокурорская деятельность
СпециализацияСудебная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план40_05_04_СудПрокурДеят-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Насыров Р.В.

Рецензент(ы):
Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Юридическая казуистика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.04 СУДЕБНАЯ И ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (приказ Минобрнауки России от 16.02.2017 г. № 144)

составлена на основании учебного плана:
40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н., профессор Васильев А.А., зав. кафедрой


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д.ю.н., профессор Васильев А.А., зав. кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение общей методологии юридической квалификации, то есть теории разрешения конкретных правовых ситуаций (казусов).

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-11 способностью обеспечивать реализацию актов правоприменительной деятельности
ПСК-1.9 способностью к анализу и применению судебной практики и судебной статистики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-11: философские, психологические, логические и собственно юридические аспекты юридической квалификации;
ПСК-1.9: основы реализации права, его формы и основные закономерности
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-11: выявлять логические и собственно юридические аспекты юридической квалификации;
ПСК-1.9: разрешать конкретные юридические казусы и выявлять фактические основания казуса
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-11: навыками сопоставления фактических обстоятельств дела и правовой нормы, подлежащей применению;
ПСК-1.9: навыками анализа судебной практики.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Понятие и значение юридической квалификации и юридической казуистики Лекции 4 2 ПК-11, ПСК-1.9 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Понятие и значение юридической квалификации и юридической казуистики Практические 4 2 ПК-11, ПСК-1.9 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Понятие и значение юридической квалификации и юридической казуистики Сам. работа 4 12 ПК-11, ПСК-1.9 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Философские основы юридической квалификации Лекции 4 2 ПК-11, ПСК-1.9 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.5. Философские основы юридической квалификации Практические 4 4 ПК-11, ПСК-1.9 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.6. Философские основы юридической квалификации Сам. работа 4 8 ПК-11, ПСК-1.9 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.7. Логические основы юридической квалификации Лекции 4 2 ПК-11, ПСК-1.9 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.8. Логические основы юридической квалификации Практические 4 4 ПК-11, ПСК-1.9 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.9. Логические основы юридической квалификации Сам. работа 4 8 ПК-11, ПСК-1.9 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.10. Психологические аспекты юридической квалификации Лекции 4 2 ПК-11, ПСК-1.9 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.11. Психологические аспекты юридической квалификации Практические 4 4 ПК-11, ПСК-1.9 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.12. Психологические аспекты юридической квалификации Сам. работа 4 8 ПК-11, ПСК-1.9 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.13. Юридическая квалификация в механизме правового регулирования Лекции 4 4 ПК-11, ПСК-1.9 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.14. Юридическая квалификация в механизме правового регулирования Практические 4 2 ПК-11, ПСК-1.9 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.15. Юридическая квалификация в механизме правового регулирования Сам. работа 4 8 ПК-11, ПСК-1.9 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. зачет

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»– https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4433

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-11
способность обеспечивать реализацию актов правоприменительной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Как соотносятся понятия «правовое регулирование» и «реализация права»?
– Понятия несравнимые;
– Понятия тождественные;
– Понятия противоположные;
– Реализация права – это завершающая стадия правового регулирования
Ответ: Реализация права – это завершающая стадия правового регулирования

2. Какая стадия правового регулирования предшествует реализации права?
– Экспертиза нормативных правовых актов;
– Возникновение правоотношений;
– Применение норм права;
– Соблюдение юридических запретов.
Ответ: Возникновение правоотношений

3. Что не относится к форме реализации права?
– Соблюдение норм права;
– - Использование норм права;
– - Исполнение права;
– - Правовое воспитание.
Ответ: Правовое воспитание

4. Как называется форма реализации права в виде воздержания от действий, запрещенных в норме права?
– Использование норм права;
– Исполнение права;
– Соблюдение норм права;
– Применение права
Ответ: Соблюдение норм права

5. В рамках какой формы реализации права выносится приговор суда?
– Толкование норм права;
– Исполнение права;
– Соблюдение норм права;
– Применение права
Ответ: Применение права

6. Что является первой стадией правоприменительной деятельности?
– Правотворчество;
– Возникновение правоотношений;
– Сбор и анализ фактической стороны юридического дела;
– Толкование нормы права.
Ответ: Сбор и анализ фактической стороны юридического дела

7. Что является завершающей стадией правоприменительной деятельности?
– Принятие акта применения права;
– Принятие нормативно-правового акта;
– Сбор и анализ фактической стороны юридического дела;
– Выбор нормы права.
Ответ: Принятие акта применения права

8. К какому виду правового регулирования относится реализация актов правоприменительной деятельности?
– Нормативное правовое регулирование;
– Индивидуальное правовое регулирование;
– Отраслевое правовое регулирование;
– Законодательное правовое регулирование.
Ответ: Индивидуальное правовое регулирование

9. Кто может быть субъектом реализации актов применения права?
– Народ;
– Гражданин;
– Общественные организации;
– Компетентные органы и должностные лица.
Ответ: Компетентные органы и должностные лица

10. По функциям права какой акт применения права относится к охранительным?:
– Акт о начислении пенсии;
– Приговор суда;
– Приказ о назначении на должность;
– Акт о присвоении звания «Ветеран труда» .
Ответ: Приговор суда

11. В какой части акта применения права формулируется решение по делу?
– Вводной;
– Мотивировочной;
– Описательной;
– Результативной.
Ответ: Результативной

12. Какой акт применения права относится к ограничительному виду?
– Должностная инструкция;
– Подписка о невыезде;
– Разрешение на приобретение оружия;
– Решение суда об алиментах.
Ответ: Подписка о невыезде

13. В какой части акта применения права содержатся его реквизиты (печать, подпись и др.)?
– Описательной
– Мотивировочной;
– Вводной;
– Заключительной.
Ответ: Заключительной

14. Какой вид акта применения права относится к вспомогательному?
– Определение суда о назначении экспертизы;
– Постановление о назначении пенсии;
– Приказ о повышении по службе;
– Решение суда по гражданскому делу.
Ответ: Определение суда о назначении экспертизы

15. По предмету правового регулирования какой акт применения права является административным?
– Решение суда по гражданскому делу;
– Разрешение на приобретение оружия;
– Подписка о невыезде;
– акт об аресте имущества должника.
Ответ: Разрешение на приобретение оружия

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Назовите формы реализации права.
Ответ: соблюдение, исполнение, использование, применение.
2. Назовите признаки применения права:
Ответ: особый вид реализации права, рассматривается конкретное юридическое дело, субъектом применения права выступают компетентные органы и должностные лица, строгая процедура, завершается принятием и оформлением акта применения права.
3.Назовите признаки акта применения права.
Ответ: Относится к индивидуальным правовым актам, выносится по конкретному юридическому делу, определенность адресатов, уполномоченными органами и должностными лицами, обладает определенной юридической силой, строгая документальная форма.
4. Могут ли акты применения права издавать негосударственные органы?
Ответ: Да, муниципальные органы и руководители организаций и учреждений.
5.К какому виду акта применения права по способу принятия относится Приказ министра о назначении на должность?
Ответ: Единоличный.
6.Все ли акты применения права издаются в письменной форме?
Ответ: Большинство актов применения права имеют письменную форму. Но допускаются акты применения права в виде жестов (например, инспектора ГИБДД) и устные распоряжения.
7. Какой акт применения права называют вспомогательным?
Ответ: акты, обеспечивающие подготовку и действие главного акта (акты следственных, судебных органов и - определения, постановления). Например, определение суда о назначении экспертизы.
8. Какой акт акта применения права называют правообеспечительным?
Ответ: Это акт, устанавливающий меры охраны, защиты субъективных прав, меры принуждения и т.д Например, о принудительном взимании алиментов.
9. В чем суть деления актов применения права на позитивные и негативные.
Ответ:. Позитивные акты реализации влекут благоприятные последствия для субъектов права (приказ о выплате премии), а негативные связаны с необходимостью реализации санкций правовых норм(приказ об увольнении за прогул).
10. Что означает требование обоснованности акта применения права?
Ответ: это требование объективного и полного анализа всех фактов, которые относятся к делу и выбор норм права, разрешающих данный юридический вопрос.
11. Статья 373 ТК РФ закрепляет обязанность работодателя учитывать мнение первичной профсоюзной организации, если работодатель является инициатором расторжения трудового договора. Можно ли утверждать, что такой приказ об увольнении будет не единоличным, а коллегиальным актом применения права?
Ответ: Нет. Такой приказ будет единоначальным, но требующим обязательного согласования.
12. Что означает требование законности акта применения права? Какое требование законности нарушено в случае пропуска срока вынесения акта применения права?
Ответ: Соблюдаются правила подсудности и подведомственности и процессуальные нормы, осуществлена юридическая квалификация на основе норм, правильно оформлен акт применения права. Пропуск срока – это нарушение процедуры издания акта применения права.
13. Что означает требование целесообразности акта применения права? Приведите пример.
Ответ: Необходимость учитывать реальные условия применения норм права, цели их издания законодателем, положение адресатов акта применения права. Например, как правило санкции УК РФ носят относительно-определенный характер; поэтому суд, определяя срок лишения свободы, учитывается личность подсудимого, тяжесть деяния и т.д.
14. Что означает требование справедливости акта применения права?
Ответ: соответствие акта применения права общечеловеческим ценностям, соответствие общественному мнению, согласованность его содержания с представлениями о справедливости общества в целом.
15. Гражданин задержал преступника и вызвал полицию. В качестве какого этот гражданин будет указан в акте о задержании подозреваемого?
Ответ: Субъектом принятия акта применения права может быть только компетентный орган и должностное лицо. В процессуальных документах гражданин будет выступать в качестве свидетеля.
16. Руководитель предприятия в мотивировочной части приказа об увольнении работника указал, что руки уволенного покрыты уродливыми татуировками. Какое требование применения права в части сбора и анализа фактической стороны дела нарушено в этом акте применения права.
Ответ: Нарушено требование относимости, т.е. акт применения права должен основываться на фактах, имеющих юридическое значение, например, фактах нарушения трудовой дисциплины.
17.Что должно содержаться в заключительной части акта применения права?
Ответ: дата и место вынесения, полное наименование органа принявшего данный акт, подписи лица или лиц принявших данное решение.
18.Какая отрасль российского права специально направлена на реализации определенного вида актов применения права?
Ответ: Это отрасль уголовно-исполнительного права, предметом которой являются общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера.
19. Кто является субъектами правоотношений, возникающих в процессе реализации актов применения права по уголовным делам?
Ответ: В этих правоотношениях реализуются такие акты реализации права, как приговоры суда. Субъекты уголовно-исполнительных отношений - осужденный и государство в лице учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.
20.Какие требования предъявляет ФЗ от 21.07.1997 N 118-ФЗ (ред. от 21.12.2021) "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" к судебным приставам-исполнителеям, которым они должны следовать в процессе принудительного исполнения судебных актов?
Ответ: Своевременность, полнота и правильность.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПСК-1.9
способность к анализу и применению судебной практики и судебной статистики

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Что означает мыслительная операция под названием «анализ»?
– Процесс мысленного разделения целостного объекта на составляющие части с целью их изучения;
– соединение выделенных частей объекта в единое целое;
– наблюдение за изучаемым объектом;
– определение ценности изучаемого объекта.
Ответ: Процесс мысленного разделения целостного объекта на составляющие части с целью их изучения;
соединение выделенных частей объекта в единое целое

2. На какой стадии правового регулирования осуществляется применение права?
– Правотворчество;
– Возникновение правоотношений;
– Реализация права;
– Правовое воспитание.
Ответ: Реализация права

3. Что означает термин «практика»?
– Теоретическое познание окружающего мира;
– Деятельность, направленная на преобразование окружающего мира и достижение определенной позитивной цели;
– Философское отношение к жизни;
– Образование и обучение.
Ответ: Деятельность, направленная на преобразование окружающего мира и достижение определенной позитивной цели

4. Какой вид деятельности относится к сфере судебной практики?
– Принятие Конституции народом в результате референдума;
– Защита докторской диссертации по юриспруденции;
– Принятие постановления Конституционным судом РФ;
– Принятие Постановления Правительством РФ.
Ответ: Принятие постановления Конституционным судом РФ

5. Как соотносятся понятия «юридическая практика» и «судебная практика»?
– Понятия несравнимые;
– Понятия тождественные;
– Понятия противоположные;
– Судебная практика – вид юридической практики.
Ответ: Судебная практика – вид юридической практики

6. К какому виду юридических наук и учебных дисциплин относится судебная статистика?
– Общетеоретическая;;
– Историческая;
– Отраслевая;
– Прикладная.
Ответ: Прикладная

7. По поводу какого источника права российские юристы-практики и ученые ведут дискуссию – признавать ли его источником российского права?
– Нормативно-правовой акт;
– Нормативно-правовой договор;
– Судебный прецедент;
– Правовой обычай.
Ответ: Судебный прецедент

8. Что из перечисленного относится к официальным актам толкования права?
– Научная статья;
– Федеральный закон;
– Постановления Пленума Верховного Суда РФ;
– Постановление Правительства РФ.
Ответ: Постановления Пленума Верховного Суда РФ

9. В каком правовом акте судебная практика выражена в форме казуального толкования норм права?
– Приговор суда;
– Постановления Пленума Верховного Суда РФ;
– Федеральный закон;
– Приказ министра Просвещения РФ.
Ответ: Приговор суда

10. В каком правовом акте судебная практика выражена в форме нормативного толкования норм права?
– Решение суда;
– Постановления Конституционного Суда РФ;
– Указ Президента РФ;
– Приказ министра финансов РФ.
Ответ: Постановления Конституционного Суда РФ

11. К какому виду актов токования права относится Постановление Пленума Верховного Суда РФ?
– Неофициальный;
– Делегированный (легальный);
– Казуальный;
– Аутентичный.
Ответ: Делегированный (легальный)

12. По ст. 120 Конституции РФ 1993 г.чему судьи должны подчиняться ?
– Только Конституции РФ и федеральному закону;
– Законодательству;
– Принципу целесообразности;
– Справедливости.
Ответ: Только Конституции РФ и федеральному закону

13. Если толкование осуществляется по поручению правотворческих органов, оно называется:.
– Судебное толкование.
– Легальное (делегированное) толкование
– Аутентичное толкование.
– Уголовное толкование.
Ответ: Легальное (делегированное) толкование

14. Толкование норм права по субъектам может быть?
– Нормативное и казуальное.
– Официальное и неофициальное.
– Законное и незаконное.
– Буквальное, расширительное, ограничительное
Ответ: Официальное и неофициальное

15. Какой субъект судебной практики толковать Конституцию РФ?
– Верховный суд РФ.
– Президент РФ.
– Государственная Дума РФ.
– Конституционный суд РФ.
Ответ: Конституционный суд РФ

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Дайте определение судебной практики.
Ответ: это совокупность результатов деятельности судов как воплощение накопленного опыта применения действующего законодательства.
2. Как соотносятся понятия «судебная практика» и «судебный прецедент»:
Ответ: Судебная практика понятие более широкое, а судебный прецедент – это вынесенное высшим судом по конкретному делу решение, которое становится общеобязательным правилом для нижестоящих судов.
3.Дайте определение судебной статистики.
Ответ: отрасль статистической науки и одновременно прикладная юридическая наука, изучающая количественную сторону массовых правовых и других юридически значимых явлений и процессов, выраженных в контексте деятельности судов.
4. Имеет ли судебная практика автономное по отношению к законодательству значение в правовом регулировании?
Ответ: Нет. Судебная практика имеет вспомогательное значение в процессе применения законодательства, что определено в Конституции РФ 1993 – суд подчиняется только закону.
5.Допустимо ли называть Постановления Пленума Верховного Суда РФ видом нормативно-правовых актов??
Ответ: Нет. Это акт официального (нормативного и делегированного) толкования норм права.
6.Все ли тексты, содержащие толкование норм права, применяемых судами, включаются в судебную практику?
Ответ: Нет. Только толкование норм права, закрепленное в актах судов. Научные и учебные тексты, содержащие толкование норм права, применяемых судами, не включаются в судебную практику.
7. В чем отличие судебной статистики, которую осуществляют, с одной стороны, Судебный департамент при Верховном Суде РФ, и. с другой стороны, ученый-юрист.
Ответ: Судебный департамент при Верховном Суде представляет официальную судебную статистику, а ученый-юрист – доктринальную.
8. В ч. 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса РФ закрепляется право суда делать в мотивировочной части решения ссылки на постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ. Означает ли это, что акт толкования права признается источником права?
Ответ: Оценивается аргументированность ответа. Можно указать, что фактически в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ содержатся новые нормы права, конкретизирующие положения закона. Также положительно оценивается ответ, в котором указано, что в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ устанавливается не новая норма права, а осуществляется толкование нормы закона
9.Судебная практика проявляется в актах официального нормативного и казуального толкования норм права. В чем их отличие?
Ответ: Акты официального нормативного толкования носят общеобязательный характер, а акты официального казуального толкования имеют юридическую силу только в отношении конкретного юридического дела.
10. В комментированных кодексах могут содержаться ссылки на мнения известных ученых-юристов. Как называется такое толкование норм права и является ли оно обязательным для судов?
Ответ: Это научное (доктринальное).токование. Оно не носит официального характера и не является обязательным.
11. В Обзоре судебной практики ВС РФ № 2 (2023) Президиум ВС указал: «При определении вида исправительного учреждения осужденному суд первой инстанции не учел, что Б. признан виновным в совершении в том числе двух преступлений, предусмотренных статьей 317 УК РФ, за каждое из которых ему назначено лишение свободы на 12 лет с ограничением свободы на 1 год 6 месяцев… Допущенное нарушение уголовного закона следует признать существенным, повлиявшим на исход дела, искажающим саму суть правосудия, поскольку необоснованно повлекло назначение Б. вида исправительной колонии с менее строгим режимом.». Какой способ толкования норм права использовал Президиум ВС.
Ответ: Президиум ВС использовал систематический способ толкования норм права, который требует учета взаимосвязи правовых норм.
12.: «Исходя из положений пункта 8 части 2 статьи 38917 Уголовно-процессуального кодекса РФ нарушение тайны совещания судей при постановлении приговора является безусловным основанием отмены приговора? Нарушение какого принципа права выявил Президиум ВС?
Ответ: Выявлено грубое нарушение принципа законности.
13. Что означает требование целесообразности применения акта судебной практики? Приведите пример.
Ответ: Необходимость учитывать реальные условия применения норм права, цели их издания законодателем, положение адресатов акта применения права. Например, определяя размер возмещения морального вред, учитывается имущественное положение истца и ответчика.
14. В Обзоре судебной практики ВС РФ № 2 (2023) Президиум ВС указал: «Право на участие в хозяйственном обществе может перейти к супругу участника при условии согласия остальных участников общества, если необходимость получения такого согласия предусмотрена уставом общества». Содержание какого вида социальных норм потребовал учитывать Президиум ВС в процессе применения норм закона?
Ответ Речь идет о соотношении правовых и корпоративных норм, Устав общества является источником корпоративных норм. Также правильным будет ответ, в котором Устав общества относят к разновидности локальных правовых актов, т.е. указано на необходимость учета взаимосвязи норм закона и локальных актов.
15. В Обзоре судебной практики ВС РФ № 2 (2023) Президиум ВС указал: «При рассмотрении иска о возмещении вреда, причиненного почвам в результате сброса сточных вод, следует установить круг лиц, в связи с хозяйственной и иной деятельностью которых произошло загрязнение»? Назовите элементы состава правонарушения. Требование какого элемента состава правонарушения учел Президиум ВС в данном акте толкования?
Ответ: Состав правонарушения – субъект, объект, объективная сторона, субъективная сторона. При анализе объективной стороны правонарушения выявляется причинно-следственная связь деяния и наступивших последствий. Президиум ВС потребовал выявлять весь круг лиц, деяния которых причинили вред почве.
16. В Обзоре судебной практики ВС РФ № 2 (2023) Президиум ВС указал: «При проверке законности ответа уполномоченного органа, данного на обращение гражданина, суды не вправе руководствоваться лишь формальными соображениями, уклоняясь от исследования и установления фактических обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела». Какое требование юридической квалификации имеет в виду Президиум ВС?
Ответ: Речь идет о требовании полноты сбора и анализа фактической стороны юридического дела.
17. В Обзоре судебной практики ВС РФ № 2 (2023) Президиум ВС указал: «При рассмотрении заявления о возмещении судебных расходов на оплату услуг представителя суду следует установить факт несения таких расходов заявителем»? На необходимость следования каким принципам права указал Президиум ВС.
Ответ: Если бы представитель не нес судебных расходов, но получил их возмещение, то был бы нарушен общеправовой принцип справедливости и отраслевой принцип эквивалентности.
18. В Обзоре судебной практики ВС РФ № 2 (2023) Президиум ВС указал: «О наличии у потерпевшего оснований опасаться осуществления угрозы убийством может свидетельствовать высказывание осужденными такой угрозы после совершения ими убийства другого лица». На какой элемент состава правонарушения при определении реальности угрозы убийства требует обратить внимание Президиум ВС?
Ответ: Президиум ВС требует учесть субъекта правонарушения, т.е. факт совершения им в прошлом убийства.
19. В Обзоре судебной практики ВС РФ № 2 (2023) Президиум ВС указал: «Под распространением порнографических материалов в статье 242-1 УК РФ понимается в том числе незаконное предоставление возможности их использования неопределенному кругу лиц, которое может совершаться путем размещения на личных страницах и на страницах групп пользователей в социальных сетях ссылки для копирования файлов порнографического содержания». На какой элемент состава правонарушения требует обратить внимание Президиум ВС?
Ответ: На объективную сторону правонарушения – место совершения деяния, т.е. социальные сети.
20.Какие данные судебной статистики необходимо использовать для характеристики состояния правонарушаемости в РФ?
Ответ: Необходимо принять во внимание результаты массового статистического наблюдения, которое учитывает все правонарушения, которые суд рассматривал за определенный сток.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 20 штук.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Протасов В.Н. Теория государства и права: учебник и практимум для вузов Москва: Юрайт, 2023 https://urait.ru/bcode/510831
Л1.2 А. С. Пиголкин, А. А.Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев ; под редакцией А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. Теория государства и права: учебник для вузов Юрайт, 2022 www.urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Михалкин Н.В. Логика и аргументация для юристов: учебник и практикум для вузов Юрайт, 2023 www.urait.ru
Л2.2 Романов, В. В. Юридическая психология: Хрестоматия : учеб. пособие для академического бакалавриата Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/D43BD51A-6D93-42F8-828F-51AECD538C5A
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Интернет-ресурсы органов государственной власти и иных государственных органов: Совет Федерации www.council.gov.ru www.council.gov.ru
Э2 Юридическая казуистика: курс moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
100С центр деловых игр – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 24 посадочных места (модульные столы 8 шт.); телевизор LG; диван; пуфик – 2 шт., журнальный столик – 1 шт.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В современной российской правовой системе наблюдается явное увлечение «идеологическим» содержанием права и недооценкой «технического» аспекта реализации правовых норм. Поэтому казуистами необходимо быть не только юристам-практикам, но и законодателям – формируя правовую норму, они должны представлять сам предмет законодательного регулирования как совокупность казусов – конкретных отношений.

Актуальность этого курса предопределена тем, что в преподавании отраслевых и специальных юридических дисциплин важное значение имеет решение казусов. В перечне учебной литературе большое место занимают сборники задач и практикумы. Соответственно возникает необходимость в рамках общей теории права разработать общую методологию юридической квалификации. Спецкурс предполагает более углубленное изучение вопросов, связанных с правоприменением и в частности с его второй стадией – выбором нормативной основы решения. Поэтому в названии этого предмета используется термин «юридическая квалификация».