МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История внешней политики и дипломатии Китая

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_Зарубежное регионоведение_КиКЯ-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 12
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Анисимова И.В.;к.и.н., доцент, Бочкарева И.Б.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
История внешней политики и дипломатии Китая

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.01 Зарубежное регионоведение (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 553)

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью данного курса является систематическое изложение дипломатии и внешней политики Китая, с тем, чтобы дать студентам целостное представление об основных факторах и ведущих тенденциях международной деятельности этой страны. Полное и всестороннее освещение дипломатии и внешней политики Китая обеспечивается наличием в программе трех разделов, из которых первый посвящен внешнеполитическая деятельность КНР в первый новейший период (1018-1945 гг.). Во втором разделе отражены основные этапы развития дипломатии и внешней политики КНР в послевоенный период и до начала экономических реформ в Китае (1945-1980 гг.). Проблемный подход нашел свое концентрированное выражение в третьем разделе, где основное внимание уделено наиболее актуальным международным вопросам и тем сферам современной международной политики, в которых КНР может играть значительную или сколько-нибудь заметную роль.
Задачи дисциплины – рассмотреть дипломатию и внешнюю политику Китая в контексте мировой системы международных отношений в новейшее время; представить в динамике ее изменения в исторической ретроспективе с выходом на современные проблемы и перспективы; познакомить студентов с теоретическими подходами и категориями анализа внешней политики региона; выяснить эволюцию закономерностей, целей и задач, определить движущие силы китайской дипломатии; обозначить геополитические, геостратегические, политические, экономические и идеологические аспекты разработки и осуществления политики КНР на международной арене; раскрыть ее концептуальные основы, главные направления и акценты в их системной динамике.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен к исследованию региональных политических и социально-экономических проблем на основе научных подходов, концепций и методов, выработанных в рамках теории международных отношений, сравнительной политологии, экономической теории.
ПК-3.1 Знает основные методологические концепции и подходы, выработанные в рамках теории международных отношений, сравнительной политологии, экономической теории
ПК-3.2 Умеет обосновывать актуальность исследования, определять объект и предмет исследования, формулировать научную проблему
ПК-3.3 Умеет составлять план исследования региональных политических и социально- экономических проблем с учетом современных научных подходов и методов
ПК-3.4 Самостоятельно готовит и представляет доклад с основными результатами исследования
ПК-4Способен составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его природных, экономико-географических, исторических, политических, правовых, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей.
ПК-4.1 Знает природные, экономико-географические, исторические, политические, правовые, социальные, экономические, демографические, лингвистические, этнические, культурные, религиозные особенности развития региона специализации
ПК-4.2 Умеет составлять комплексную характеристику региона специализации с применением современных технологий поиска, обработки и анализа информации
УК-1Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
УК-3Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства
УК-3.2 Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи
УК-3.3 Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические подходы и категории анализа внешней политики региона; тенденции социального, политического, экономического развития Китая; общественно-политические реалии Китая с учетом его лингвострановедческой специфики
3.2.Уметь:
3.2.1.выяснять эволюцию закономерностей, целей и задач, определять движущие силы китайской внешней политики в различных направлениях;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками научного анализа, представлениями о приоритетных направлениях дипломатии и внешней политики КНР, основных этапах развития внешнеполитической концепции КНР

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Положение Китая в структуре международных отношений в начале - первой половине XX века
1.1. Традиционный китайский мировой порядок. Наследие традиционной китайской дипломатии Лекции 8 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-3.1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Внешнеполитическая практика Гоминьдана. Внешняя политика Китая накануне и в период антияпонской национально-освободительной войны. 1927-1945 гг. Лекции 8 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-3.1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Работа с вопросами для самоконтроля Сам. работа 8 10 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-3.1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Международные отношения и политика КНР в 1945–1980 гг.: основные направления, события, результаты
2.1. Образование КНР и первые внешнеполитические шаги новой республики. Лекции 8 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-3.1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Внешняя политика Китая в период «Большого скачка» и "Культурной революции" Лекции 8 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-3.1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Изменение методов внешней политики КНР в период «упорядочения» международных связей (1969-1976 гг. ). Лекции 8 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-3.1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Новые тенденции во внешней политике КНР в конце 70-х - начале 80-х гг. Лекции 8 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-3.1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Работа с вопросами для самоконтроля Сам. работа 8 10 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-3.1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Характерные черты внешней политики КНР на современном этапе
3.1. Цели и задачи внешней политики КНР на современном этапе (80-е гг. XX в. - начало XXI вв.) Лекции 8 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-3.1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Основные направления во внешней политике КНР в конце XX – начале XXI вв.: проблемы и перспективы Лекции 8 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-3.1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Работа с вопросами для самоконтроля Сам. работа 8 7 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-1.4, ПК-3.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Организация дипломатической службы и дипломатической практики КНР: теория и практика
4.1. Конституционные органы внешних сношений КНР и РФ. МИД КНР и РФ: структура и функции. Практические 8 2 ПК-4.2, УК-1.2, УК-1.3, УК-3.2, УК-3.3, УК-1.4, ПК-3.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Дипломатические представительства за рубежом Практические 8 2 ПК-4.2, УК-1.2, УК-1.3, УК-3.2, УК-3.3, УК-1.4, ПК-3.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.3. Классы глав загранпредставительств. Постоянные представительства при международных организациях. Практические 8 2 ПК-4.2, УК-1.2, УК-1.3, УК-3.2, УК-3.3, УК-1.4, ПК-3.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.4. Иммунитеты и привилегии дипломатической службы Практические 8 2 ПК-4.2, УК-1.2, УК-1.3, УК-3.2, УК-3.3, УК-1.4, ПК-3.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.5. Информационно аналитическая работа в посольстве. Виды внутриведомственной переписки. Практические 8 2 ПК-4.2, УК-1.2, УК-1.3, УК-3.2, УК-3.3, УК-1.4, ПК-3.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.6. Требования к внешнеполитической информации. Источники информации. Дипломатические контакты и беседы. Практические 8 2 ПК-4.2, УК-1.2, УК-1.3, УК-3.2, УК-3.3, УК-1.4, ПК-3.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.7. Содержание и основные формы дипломатической переписки Практические 8 2 ПК-4.2, УК-1.2, УК-1.3, УК-3.2, УК-3.3, УК-1.4, ПК-3.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.8. Цели международных переговоров, их типы и формы.Подготовка международных переговоров. Переговорная стратегия и тактика. Практические 8 2 ПК-4.2, УК-1.2, УК-1.3, УК-3.2, УК-3.3, УК-1.4, ПК-3.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.9. Понятие дипломатического протокола. Основные протокольные правила организации межгосударственных визитов Практические 8 4 ПК-4.2, УК-1.2, УК-1.3, УК-3.2, УК-3.3, УК-1.4, ПК-3.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.10. Самостоятельное изучение темы Сам. работа 8 4 ПК-4.2, УК-1.2, УК-1.3, УК-3.2, УК-3.3, УК-1.4, ПК-3.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Механизм разработки и принятия внешнеполитических решений
5.1. Механизм разработки и принятия внешнеполитических решений Практические 8 2 ПК-4.2, УК-1.2, УК-1.3, УК-3.2, УК-3.3, УК-1.4, ПК-3.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.2. Государственные и партийные органы в процессе принятия внешнеполитических решений в КНР Практические 8 2 ПК-4.2, УК-1.2, УК-1.3, УК-3.2, УК-3.3, УК-1.4, ПК-3.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.3. Эволюция внешнеполитических доктрин КНР (80-е гг. XX – начало XXI в. Практические 8 2 ПК-4.2, УК-1.2, УК-1.3, УК-3.2, УК-3.3, УК-1.4, ПК-3.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.4. Самостоятельное изучение вопросов темы Сам. работа 8 8 ПК-4.2, УК-1.2, УК-1.3, УК-3.2, УК-3.3, УК-1.4, ПК-3.4 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ФОС в полном объеме размещен в Электронном учебно-методическом комплексе по дисциплине на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=715
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1/ Расположите сотрудников дипломатического персонала посольства с точки зрения должностного старшинства (от старшего к младшему)
a) советник-посланник
b) атташе
c) советник
d) военный атташе
Ответ: acdb

2. Кто из перечисленных дипломатов является главой диппредставительства первого класса
a) нунций
b) посол
c) советник-посланник
d) атташе
Ответ: a, b
3. К конституционным органам внешних сношений РФ не относится
a) Президент
b) Правительство
c) Федеральное Собрание
d) Совет безопасности РФ
Ответ: D
4. К конституционным органам внешних сношений КНР относятся
а) Госсовет КНР
b) ПК ВСНП
C) съезд КПК
d) Политбюро ЦК КПК
Ответ: a, b
5. Верно ли утверждение? Дипломаты, аккредитованные в зарубежном государстве, могут сами отказаться от дипломатического иммунитета.
Ответ: Неверно
6. Вализа - это:
а) единица багажа, дипломатическая почта (сумка, пакет, конверт) дипломатического курьера, пользующаяся неприкосновенностью
b) должностное лицо, которому поручено представляемым государством выполнение консульских функций в пределах соответствующего консульского округа на территории государства пребывания
c) документ межгосударственного общения, подтверждающий согласие государства пребывания на кандидатуру главы посольства
ответ: а
7. Верно ли утверждение? Военный атташе посольства не имеет дипломатического ранга, но включен в список дипломатического персонала посольства
ответ: Верно

8. Дипломатический корпус это
а) совокупность всех дипломатов дипломатических представительств, аккредитованных в отдельном государстве
в) дипломатический персонал отдельного посольства, аккредитованного в государстве пребывания
с) все дипломаты, как местные, так и иностранные, находящиеся в отдельно взятом государстве

9. Какое из перечисленных понятий обозначает должность, но не дипломатический ранг:
а) чрезвычайный и полномочный посол,
б) советник первого класса,
в) советник-посланник,
г) третий секретарь,
д) атташе
Ответ: в

10. Государство пребывания дает агреман:
a. Лицу, которое предполагается аккредитовать как главу представительства в этом государстве.
b. Предполагаемому послу и сопровождающим его лицам.
c. Всему новому составу посольства
Ответ: а
11. На обеде хозяин и хозяйка заняли места напротив друг друга. В этом случае почетным будет место:
а) справа от хозяина;
b) слева от хозяина;
c) справа от хозяйки;
d) слева от хозяйки.
Ответ: c
12. Верно ли утверждение. Хороший корпоративный подарок — дорогой подарок. Не стоит скупиться при его выборе, потому что чем дороже стоит подарок, тем он лучше.
Ответ: неверно
13. какой порядок старшинства является приоритетным при организации рассадки гостей на дипломатическом приеме
а) должность
b) возраст
c) пол (гендер)
d) дипломатический ранг
Ответ: а
14. Назовите обязательные протокольные компоненты церемонии встречи гостя в аэропорту в случае государственного визита
а) поднятие флагов
b) почетный караул из трех родов войск
c) почетный караул из одного рода войск
d) встреча гостя Президентом РФ
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Почему вербальная нота, как документ межгосударственного общения, оформляется от третьего лица.
Ответ: Вербальная нота исходит от лица органов внешних сношений (Министерства иностранных дел, посольства), поэтому оформляется в третьем лице
2. Оказывают ли национальные особенности стран влияние на правила международного общения и протокол
Ответ: оказывают
3. Игра с нулевой суммой и игра с переменной суммой как сценарии поведения людей в процессе принятия решений относятся к нормативному или психологическому подходу в теории принятия решений
Ответ: к нормативному подходу
4. Какой сценарий: Игра с нулевой суммой или игра с переменной суммой считается в современной дипломатии более конструктивным и результативным для всех сторон ведения переговоров и почему.
Ответ: игра с переменной суммой, потому что в случае такой стратегии переговоров стороны стремятся найти решение, которое устраивало бы обе стороны
5. Что такое "внешнеполитический ресурс" государства
Ответ: это совокупность материальных и нематериальных факторов, на которые государство опирается и которые использует при осуществлении внешней политики.
6. концепт "Пекинский консенсус", предложенный западными исследователями, рассматривается как значимая составляющая "мягкой силы" КНР. Объясните в чем суть этого концепта и почему его относят к ресурсам мягкой силы.
Ответ: "Пекинским консенсусом" исследователи определяют модель развития, которую демонстрирует Китай, ей присуще сочетание рыночной экономики с авторитарным режимом. Модель рассматривается как некая альтернатива модели "Вашингтонский консенсус", которая продвигается США как универсальная и предполагает сочетание рыночной, либеральной экономики с демократическим режимом.
7/ Назовите три из коренных национальных интересов КНР, определенных Дэн Сяопином
Ответ: суверенитет, безопасность, экономическое развитие (могут быть другие варианты)
8. Каким должен быть международный порядок, отвечающий интересам КНР, согласно внешнеполитической доктрине "Новый международный порядок", выдвинутой в 1990-е гг.
Ответ: многополярным, многополюсным, где бы Китай занимал место одного из полюсов
9. Почему доктрина "Мирное возвышение Китая", выдвинутая в начале XXI в. встретила настороженную реакцию международного сообщества
Ответ: "Возвышение" о котором заявил Китай как о цели своей внешней политики, было воспринято, прежде всего, западными странами, как угроза сложившемуся порядку
10. Почему на приглашение на дипломатический прием в формате обед необходимо дать ответ принимаете ли вы его
Ответ: Прием обед относится к числу приемов с рассадкой и организаторам для составления плана рассадки необходимо знать состав участников.
11. Почему в приглашении на прием в формате фуршет или коктейль указывается время с такого часа по такой то. Например, 18.00 - 20.00
Ответ: Приемы фуршет и коктейль относятся к приемам стоя, без рассадки гостей. На такой примем модно прийти не к началу, а в промежутке указанном в приглашении.
12. Приведите два пример приемов без рассадки.
Ответ: бокал шампанского, фуршет, коктейль
13. Как определяется Порядок развешивания флагов на международном многостороннем официальном мероприятии?
Ответ: как правило используется алфавитный порядок и алфавит принимающей стороны
14. Где садится переводчик за столом переговоров?
Ответ: переводчик сидит по левую руку от главы делегации и его место не учитывается в официальной рассадке
15. Во время официальных переговоров кто сидит по правую руку от главы делегации?
Ответ: второй по должностному старшинству после главы член делегации
16. Учитывается ли гендерный принцип во время рассадки участников переговоров за столом переговоров?
Ответ: Нет, не учитывается
17. Имеет ли дипломатический корпус статус юридического лица?
Ответ: не, не имеет
18. Кто из Председателей КНР выдвинул в качестве одной из доктрин внешней политики страны построение " гармоничного мира"
ответ; Ху Цзиньтао
19. Какие органы в структуре руководящих органов КПК отвечают за разработку оперативных внешнеполитических решений
Ответ: рабочие группы при Политбюро ЦК КПК
20. Входит ли Председатель КНР в состав Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК
ответ: да входит

ПК-4: Способен составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его природных, экономико-географических, исторических, политических, правовых, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей.


1. К документам внутриведомственной переписки МИД относятся
Выберите один или несколько ответов:
a. вербальная нота
b. справка
c. политическое письмо
d. памятная записка
Ответ: b, c

2. Какие документы относятся к документам межгосударственной переписки
Выберите один или несколько ответов:
a. верительная грамота
b. политический портрет
c. аналитическая записка
d. меморандум
e. вербальная нота
Ответ: d,e
3. Какой из видов дипломатических приемов относится к приему с рассадкой
a) коктейль
b) завтрак
c) фуршет
d) обед-буфет
Ответ: b
4. В какое время устраивается прием "завтрак"
a) c 10.00 до 11.00
b) с 12.00 до 15.00
c) в 16.00
Ответ: b
5. С какой стороны должен располагаться российский флаг, если флаги поднимаются по случаю прибытия главы иностранного государства с официальным визитом в РФ (взгляд со стороны флагштока):
а) справа,
б) слева
Ответ: б
6. На каком этапе процесса разработки и принятия решений применяется процедура консенсуса
а) выявление проблемы
b) поиск решения проблем
c) выбор наилучшего варианта решения
d) утверждение решения
Ответ: d
7. Расположите категории внешней политики в том порядке, в котором они должны учитываться при внешнеполитическом планировании
а) задачи внешней политики
в) национальные интересы
с) внешнеполитические ресурсы
d) цели внешней политики
Ответ: cbda
8. Какая из внешнеполитических доктрин КНР была выдвинута в 1980-е гг.
а) доктрина "трех миров"
b) доктрина "пояс добрососедства"
c) доктрина "мира и развития" доктрина мирного возвышения" Китая
d) доктрина мирного возвышения" Китая
Ответ: С
9. Какой государственный орган, согласно Конституции КНР, отвечает за руководство внешней политикой страны
а) Госсовет КНР
b) Всекитайское собрание народных представителей
c) Председатель КНР
d) Центральный военный совет КНР
ответ: А
10. Какой из партийных органов КПК является ключевым в процессе разработки и принятия решений в области внешней и внутренней политики
a) Cъезд КПК
b) Центральный комитет КПК
c) Политбюро ЦК КПК
d) Постоянный комитет Политбюро ЦК КПК
ответ: с
11. "Мягкая сила" как ресурс внешней политики КНР и культурной дипломатии была официально признана на XVII съезде КПК в 2007 г. по итогам выступления
а) Дэн Сяопина
b) Цзян Цзэминя
c) Ху Цзиньтао
d) Си Цзиньпина
Ответ: с
12. Нормализация отношений КНР и РФ и решение пограничного вопроса межу странами в начале XXI в. отвечало целям и задачам, оформленным во внешнеполитической доктрине КНР
а) "пояс добрососедства"
b) мирное возвышение
c) гармоничный мир
d) новый международный порядок
Ответ: А
13. Традиционные нормы дипломатии Китая складывалась в условиях:
a) Изоляции
b) Зависимости от империалистических государств
c) Доброжелательного отношения со стороны соседей
d) Тесного контакта с европейскими странами.
Ответ: а
14. "Мягкая сила" как ресурс внешней политики КНР и культурной дипломатии была официально признана на XVII съезде КПК в 2007 г. по итогам выступления
а) Дэн Сяопина
b) Цзян Цзэминя
c) Ху Цзиньтао
d) Си Цзиньпина
15. Кто является автором концепции "Мягкой силы", которая лежит в основе современной культурной дипломатии
а) Самюэль Хантингтон
b) Ф. Кальер
c) Герберт Саймон
d) Джозеф Най
Ответ: D
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Как определяется протокольное старшинство глав дипломатических представительств первого класса
Ответ: по времени прибытия в государство аккредитования и предоставления копий верительной грамоты в МИД
2. Что такое конституционные органы внешних сношений
Ответ: это органы, чьи полномочия в области внешней политики определены в Конституции.
3. Кто такой дуайен и как он назначается
Ответ: старшина дипломатического корпуса, им становится глава диппредставительства раньше других глав аккредитованный в государстве пребывания.
4. Согласно нормам Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. допускаются ли различия в объеме предоставляемых иммунитетов и привилегий между дипломатами, имеющими разные дипломатические ранги?
Ответ: Не не допускаются.
5. Допускается ли Согласно нормам Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. возможность вскрыть дипломатическую почту на территории государства пребывания или территории третьих стран?
Ответ: нет не допускается. иммунитет дипломатической почты носит абсолютный характер.
6. Назовите младший дипломатический ранг
ответ: атташе
7. Охарактеризуйте правовой статус военного атташе в дипломатическом представительстве, в состав какого персонала посольства он входит.
Ответ: Военный атташе является представителем министерства обороны аккредитующего государства, не является дипломатом, но обладает дипломатическими иммунитетами. Вносится в список дипломатического персонала посольства.
8. Как называется документ, который МИД аккредитующего государства должно получить от МИД государства пребывания прежде чем утвердить кандидатуру нового посла.
Ответ: агреман
9. Какой орган согласно Конституции КНР осуществляет руководство внешней политикой страны
Ответ: Государственный совет КНР
10. Китай определяет свой международный статус как "Великая ответственная развивающаяся держава". Какой смысл в этом определении вкалывается в слово "Ответственная"?
Ответ: Китай использует понятие ответственная держава, ответственное поведение как антипод понятию сверхдержава и подчёркивает, что его развитие и усиление влияния на международной арене не будет происходить не за счет навязывания своих интересов соседям и другим странам, а путем взаимного сотрудничества и развития.
11.Распространяется ли дипломатический иммунитет на официально используемые дипломатом транспортные средства?
Ответ: да распространяется. Транспортные средства дипломатического представительства по положениям Венской конвенции 1961 г. изымаются из под таких действий властей государства пребывания как арест, обыск, реквизиция.
12. Каким признакам должны отвечать знакомства дипломата с гражданами государства аккредитования, чтобы их можно было классифицировать как дипломатические контакты
Ответ: регулярность встреч, доверительный характер...
13. К какому виду департаментов МИД: территориальный, функциональный, административный, относится департамент Государственного протокола
Ответ: к функциональному
14. В случае визита Председателя КНР в Россию в первый раз после вступления в должность какой уровень (формат) будет присвоен визиту согласно государственной протокольной практике РФ.
Ответ: ему будет присвоен высший уровень визита - государственный
15. Может ли министр иностранных дел приехать с государственным визитом в РФ?.
Ответ: нет, не может. Согласно Положению о государственном протоколе РФ, государственный визит проводится только для глав государств и премьер-министров тех стран, где они выполняют роль фактического руководителя государства.
16. В рамках нормативного подхода в теории принятия решений разработан механизм принятия управленческого решения. С какого этапа он начинается?
Ответ: первый этап - это выявление проблемы
17. В 1970-е гг. в качестве одной из внешнеполитических доктрин в КНР была выдвинута "доктрина трех миров". Какие три мира выделялись руководством КНР в действующем мировом порядке и куда относили Китай
Ответ: первый мир - сверхдержавы, второй мир - развитые страны, третий мир - развивающиеся страны. Китай относили к третьему миру.
18. Почему в КНР в процессе разработки внешней политики и принятия решений первостепенную роль играют партийные органы КПК?
Ответ: Потому что в КНР Коммунистическая партия Китая имеет монополию на власть, поэтому разработка и принятие политических решений смещается из государственных в партийные органы
19. Какой партийный орган КПК является ключевым в процессе принятия внешнеполитических решений.
Ответ: Политбюро ЦК КПК
20. Кто из руководителей КНР в качестве принципа внешнеполитического проведения Китая выдвинул лозунг "Никогда не становиться лидером"
Ответ: Дэн Сяопин
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса теоретического характера

1. Традиционное внешнеполитическое наследие Китая. «Конфуцианский стиль дипломатии».
2. Международное положение и внешняя политика Китая в начале XX в.
3. Советско-китайские отношения в 1917-1924 гг.
4. Внешняя политика Гоминьдана в годы нанкинского десятилетия (1927-1937 гг.)
5. Советско-китайский конфликт на КВЖД
6. Внешняя политика Китая в годы Второй мировой войны
7. Документы межгосударственного дипломатического общения.
8. Проблемы послевоенного урегулирования на Дальнем Востоке и Китай.
9. Гражданская война в Китае в 1946–1949 гг. и позиции СССР и США.
10. Образование КНР и ее первые внешнеполитические шаги (1949-1957).
11. Советско-китайские отношения в 1950-е годы: причины формирования «особого курса» Пекина.
12. Советско-китайский раскол: причины и фазы
13. Китайско-советский пограничный конфликт 1969 года
14. Дипломатия КНР в период «Большого скачка».
15. Советско-китайские отношения в период острой конфронтации (1966-1969).
16. Внешнеполитическая платформа КНР в период «культурной революции» (1966-76 гг.)
17. Китайско-американское сближение. «Шок Никсона» и шанхайское коммюнике 1972 г.
18. III пленум ЦК КПК и поиск новой внешнеполитической концепции
19. Нормализация советско-китайских отношений в 80-е гг. ХХ в.
20. Распад биполярной структуры и внешняя политика Китая в 1990-е гг.: новые вызовы и новые возможности.
21. Российско-китайские отношения на современном этапе: основные направления сотрудничества, проблемы и перспективы.
22. Индо-пакистанское направление во внешней политике Китая.
23. Политика КНР в ЮВА. Китай и АСЕАН.
24. Взаимоотношения КНР и Японии в конце XX – начале XXI вв.
25. Эволюция китайско-американских отношений в 90-е гг. ХХ - начале XXI в.: основные этапы и проблемы.
26. Территориальные споры в Южно-Китайском море и позиция КНР.
27. Китайско-индийский территориально-пограничный спор и попытки его урегулирования в конце ХХ в. – начале ХХ1 вв.
28. Решение «пограничного вопроса» в советско-(российско)-китайских отношениях.
29. Японо-китайские разногласия вокруг архипелага Сэнкаку (Дяоюйдао).
30. Тайваньский вопрос во внешней политике КНР.
31. Характерные черты внешней политики КНР на современном этапе: деидеологизация с китайской спецификой.
32. Государственные и партийные органы КНР в процессе принятия внешнеполитических решений.
33. Категория «национальный интерес». Иерархия национальных интересов КНР
34. Категория «внешнеполитический ресурс», их классификация. Оценка внешнеполитических ресурсов КНР.
35. Конституционные и конвенционные органы внешних сношений
36. Роль МИД РФ и КНР в системе внешнеполитической деятельности.
37. Классификация дипломатических представительств, дипломатический корпус, дуайен.
38. Назначение посла, агреман, верительные и отзывные грамоты.
39. Дипломатический этикет и протокол
40. Внешнеполитические концепции КНР в 1980- начало XXI в.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.


Оценочные средства и критерии оценивания размещены в Электронном учебно-методическом комплексе дисциплины по адресу: http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1210#section-0

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. В. Анисимова [и др.] История Китая [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л1.2 Цыганков П.А. - отв. ред. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МИРОВАЯ ПОЛИТИКА. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Муратшина К. Г. ; под науч. ред. Михайленко В.И. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНЦЕ XX — НАЧАЛЕ XXI ВЕКОВ 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российская национальная библиотека www.nlr.ru
Э2 Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова www.hist.msu.ru
Э3 Курс в Moodle "История внешней политики и дипломатия Китая" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ]
Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/
http://sbiblio.com/biblio/
http://www.isras.ru/
http://www.bibliotekar.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс осваивается в рамках аудиторных занятий и посредством электронного учебно-методического комплекса дисциплины (ЭУМКД), размещенного на Едином образовательном портале АлтГУ. Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану,определяемому РПД.
Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.
При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае.
Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний.