МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История региона специализации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКорея и корейский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость9 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_Зарубежное регионоведение_КореяиКЯ-2022
Часов по учебному плану 324
в том числе:
аудиторные занятия 122
самостоятельная работа 121
контроль 81
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3, 4, 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) 3 (5) Итого
Недель 16 22 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24 16 16 64 64
Практические 20 20 18 18 20 20 58 58
Сам. работа 37 37 75 75 9 9 121 121
Часы на контроль 27 27 27 27 27 27 81 81
Итого 108 108 144 144 72 72 324 324

Программу составил(и):
к.и.н., доцент , Анисимова И.В.;к.и.н., доцент, Бочкарева И.Б.;старший преподаватель, Гундова О.Е.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
История региона специализации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.01 Зарубежное регионоведение (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 553)

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса - определение и характеристика основных этапов исторического развития региона специализации; выявление и анализ основных закономерностей и тенденциий развития государства и общества изучаемого региона; формирование у студентов комплексного представления о культурно-историческом своеобразии страны региона специализации, ее месте в мировой цивилизации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях
ОПК-4.1 Знает общественно- политические, экономические и социокультурные события и процессы в регионе специализации в их взаимосвязи с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально- государственном, региональном и локальном уровнях
ОПК-4.2 Умеет анализировать причинно-следственные связи в исследовании общественно- политических и социально- экономических событий и процессов в регионе специализации
ОПК-4.3 Способен давать характеристику и оценку политическим и социально- экономическим процессам в регионе специализации, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстом на глобальном уровне
ПК-3Способен к исследованию региональных политических и социально-экономических проблем на основе научных подходов, концепций и методов, выработанных в рамках теории международных отношений, сравнительной политологии, экономической теории.
ПК-3.1 Знает основные методологические концепции и подходы, выработанные в рамках теории международных отношений, сравнительной политологии, экономической теории
ПК-3.2 Умеет обосновывать актуальность исследования, определять объект и предмет исследования, формулировать научную проблему
ПК-3.3 Умеет составлять план исследования региональных политических и социально- экономических проблем с учетом современных научных подходов и методов
ПК-3.4 Самостоятельно готовит и представляет доклад с основными результатами исследования
ПК-4Способен составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его природных, экономико-географических, исторических, политических, правовых, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей.
ПК-4.1 Знает природные, экономико-географические, исторические, политические, правовые, социальные, экономические, демографические, лингвистические, этнические, культурные, религиозные особенности развития региона специализации
ПК-4.2 Умеет составлять комплексную характеристику региона специализации с применением современных технологий поиска, обработки и анализа информации
УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно- исторической обусловленности
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные этапы исторического развития региона специализации; хронологию ключевых событий по истории региона специализации; исторические факты, события, процессы и явления; специфику и содержание социально-политических и социально-экономических процессов в регионе специализации;
основные достижения и символы материальной и духовной культуры региона специализации.
3.2.Уметь:
3.2.1.квалифицированно пользоваться историческими источниками и научной литературой; грамотно использовать понятийный и категориальный аппарат дисциплины; квалифицированно пользоваться историческими картами; апеллировать к основным категориям дисциплины.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками исторического исследования; комплексными представлениями об основных этапах исторического развития региона специализации; категориальным аппаратом дисциплины и способностью применять его в учебно-исследовательской деятельности; навыками работы с историческими источниками и картами; навыками самостоятельного анализа и интерпретации сложных исторических событий и процессов.


4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История Кореи в эпоху древности и ранее средневековье
1.1. ВВодная. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе. Лекции 3 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Первобытное общество на территории Корейского полуострова. Лекции 3 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Древний Чосон на территории Корейского полуострова: основные этапы развития Лекции 3 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Корея в период трех государств Лекции 3 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Военная политика Когурё и расширение территории страны. Особенности экономического и политического строя Пэкче в III-IV вв. н.э. Лекции 3 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Особенности взаимоотношений корейских государств с Китаем и Японией в эпоху древности Лекции 3 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Образование государства Объединенное Силла. Основные периоды развития государства Лекции 3 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Культура Древней Кореи. Лекции 3 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.9. Особенности развития древневосточных обществ Практические 3 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.10. Древнейший период в истории Кореи Практические 3 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.11. Проблема возникновения государственности в Кореи Практические 3 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.12. Развитие Когурё и Пекче в III - IV вв. до н.э. Практические 3 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.13. Внешняя политика трех государств Практические 3 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.14. Борьба корейских государств против Династии Тан и объединение страны Практические 3 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.15. Социально-экономическое развитие государства Силла Практические 3 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.16. Проникновение буддизма в Корею. Буддизм в эпоху Обьединенного Силла Практические 3 4
1.17. Работа с терминологическим аппаратом курса Сам. работа 3 18 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.18. Работа с хронологическими таблицами по курсу Сам. работа 3 19 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. История Кореи в средние века и новое время
2.1. Становление и развитие государства Корё Лекции 4 4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Государство Корё в XIV в. Приход к власти династии Ли Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Внутриполитический курс династии Ли в XIV-XVI вв. Лекции 4 4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.4. Имчжинская война 1592-1598 гг. Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.5. Корея в XVII-XVIII вв. Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.6. Корея в XIX в. Лекции 4 4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.7. Реформы 1894-1895 гг. Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.8. Корея в начале ХХ в. Движение за независимость Кореи. Лекции 4 4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.9. Военные походы киданей, чжурчжэней, монголов в Корё (X-XIII вв.). Практические 4 4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.10. Культура Кореи династии Корё Практические 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.11. Культурные достижения Кореи XV–XVI вв. Практические 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.12. Маньчжурские военные походы в Корею Практические 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.13. Идейное течение сирхак Практические 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.14. Культура Кореи XVII — начала XIX в. Практические 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.15. Крестьянское восстание и идейное учение тонхак Практические 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.16. Движение за независимость Кореи Практические 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.17. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 4 75 Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Корея в новейшее время
3.1. Корея в годы второй мировой войны Лекции 5 2 Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Восстановление суверенитета Кореи и проблема воссоздания государственности в 1945-1948 гг. Лекции 5 2 Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.3. Методы правления Ли Сын Мана. Аграрная реформа в Южной Корее. Лекции 5 2 Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.4. Третья и Четвертая республики. Южная Корея под властью Пак Чонхи Лекции 5 4
3.5. Республика Корея на пути демократизации: Пятая и Шестая республики Лекции 5 4
3.6. Республика Корея в начале XXI в. Лекции 5 2
3.7. Корейская война 1950 – 1953 гг. Практические 5 2 Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.8. Третья и Четвертая республики. Южная Корея под властью Пак Чонхи: социально-экономические преобразования Практические 5 4
3.9. Шестая республика: курсы президентов Ким Ёнсама и Ким Дэчжуна Практические 5 2
3.10. КНДР: курс на самостоятельное развитие и построение социализма (1950-1960-е гг.) Практические 5 4
3.11. КНДР после распада социалистического лагеря и смерти Ким Ирсена Практические 5 4
3.12. Межкорейский диалог в начале XXI в. Практические 5 4
3.13. Подготовка к тесту Сам. работа 5 9

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Л. С. Васильев. — ИСТОРИЯ ВОСТОКА В 2 Т. ТОМ 2 В 2 КН. КНИГА 1 6-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Л. С. Васильев. — ИСТОРИЯ ВОСТОКА В 2 Т. ТОМ 2 В 2 КН. КНИГА 2 6-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Васильев Л.С. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Васильев Л.С. ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ. СЕРЕДИНА XIX - СЕРЕДИНА XX ВЕКА. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ]
Э2 Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/ER?
Э3 http://sbiblio.com/biblio/
Э4 http://www.isras.ru/
Э5 http://www.bibliotekar.ru
Э6 Институт Дальнего Востока РАН: http://www.ifes-ras.ru
Э7 Электронный курс portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ]
Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/ER
Институт Дальнего Востока РАН: http://www.ifes-ras.ru
Научная электронная библиотека КиберЛенинка URL: cyberleninka.ru



7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе изучения дисциплины «История региона специализации» студентам предстоит сформировать комплексное представление об основных этапах развития региона специализации. Дисциплина состоит из 3 разделов, выделенных в соответствии с хронологическим и принципами.
Освоение дисциплины осуществляется в рамках аудиторных занятий (64 часов лекционных и 58 часа практических занятий). Большое внимание уделяется самостоятельной работе студента (121 часов). Степень освоения курса зависит от успехов студента при подготовке и выполнении практических заданий, умении рационально огранизовать свое учебное время.
Работа на лекции - заключается в обсуждении контрольных вопросов, изучении рекомендованной литературы.
На практическом занятии студент должен аргументировано изложить полученные в ходе самостоятельной работы при подготовке знания, участвовать в дискуссии, отстаивать свою позицию, уметь презентовать свое выступление.
Сопровождением аудиторных занятий является электорнный учебно-методический комплекс дисциплины "История региона специализации" в полном объеме размещен в Электронном учебно-методическом комплексе по дисциплине на Едином образовательном портале АлтГУ.
Работа с ним является обязательной для студентов. Темы ЭУМКД включают в себя вопросы для обсуждения, планы семинаров, задания для самостоятельной работы, контрольные вопросы и задания. Подготовится к лекции, семинару, выполнению самостоятельной работы помогут дополнительные материалы, расположенные в темах. Тема считается пройденной, если студент выполнил все задания для самостоятельной работы, контрольные задания и тест, расположенный в теме. Каждый раздел завершается экзаменом.