МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Этнография народов Дальнего Востока

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКорея и корейский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_Зарубежное регионоведение_КореяиКЯ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Препод., Кирьянова Д.Д.

Рецензент(ы):
к.и.н., Доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Этнография народов Дальнего Востока

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.01 Зарубежное регионоведение (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 553)

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лысенко Юлия Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой Лысенко Юлия Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Получение студентами знаний в области этнографии Дальнего Востока, ознакомление с основными разделами истории этнографического изучения народов в регионе. Развитие профессиональных умений и навыков, необходимых для профессиональной
ориентации в многообразии этнографических данных, касающихся местных народностей Дальнего Востока на различных исторических этапах.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен к исследованию региональных политических и социально-экономических проблем на основе научных подходов, концепций и методов, выработанных в рамках теории международных отношений, сравнительной политологии, экономической теории.
ПК-3.1 Знает основные методологические концепции и подходы, выработанные в рамках теории международных отношений, сравнительной политологии, экономической теории
ПК-3.2 Умеет обосновывать актуальность исследования, определять объект и предмет исследования, формулировать научную проблему
ПК-3.3 Умеет составлять план исследования региональных политических и социально- экономических проблем с учетом современных научных подходов и методов
ПК-3.4 Самостоятельно готовит и представляет доклад с основными результатами исследования
ПК-4Способен составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его природных, экономико-географических, исторических, политических, правовых, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей.
ПК-4.1 Знает природные, экономико-географические, исторические, политические, правовые, социальные, экономические, демографические, лингвистические, этнические, культурные, религиозные особенности развития региона специализации
ПК-4.2 Умеет составлять комплексную характеристику региона специализации с применением современных технологий поиска, обработки и анализа информации
УК-1Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории; Основные методологические концепции и подходы, выработанные в рамках теории международных отношений, сравнительной политологии, экономической теории; Природные, экономико-географические, исторические, политические, правовые, социальные, экономические, демографические, лингвистические, этнические, культурные, религиозные особенности развития региона специализации.
3.2.Уметь:
3.2.1.Осуществляеть поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов; Сопоставлять разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений; Анализировать информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки; Обосновывать актуальность исследования, определять объект и предмет исследования, формулировать научную проблему; Составлять план исследования региональных политических и социально-экономических проблем с учетом современных научных подходов и методов; Составлять комплексную характеристику региона специализации с применением современных технологий поиска, обработки и анализа информации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками самостоятельно готовить и представляеть доклад с основными результатами исследования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Этнография как наука. Этногенез, этническая история и культура народов Дальнего Востока
1.1. Этнография как наука. Этногенез, этническая история и культура народов тунгусоманьчжурской группы на Дальнем Востоке Лекции 4 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2
1.2. История этнографической науки за рубежом и в России Практические 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2
1.3. Этнография как наука. История этнографической науки Сам. работа 4 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Этногенез и этническая история народов Дальнего Востока в эпоху Средневековья.
2.1. Этногенез и этническая история народов Дальнего Востока в эпоху Средневековья. Мохэ и чжурчжэни Лекции 4 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.2, Л1.1
2.2. Этногенез и этническая история народов Дальнего Востока в эпоху средневековья. Дауры и дючеры Практические 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.2, Л1.1
2.3. Этнорелигиозный состав населения Дальнего Востока Сам. работа 4 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1
Раздел 3. Начало освоения Дальнего Востока и первые этнографические материалы
3.1. Вклад русских миссионеров в сбор сведений о коренном населении Дальнего Востока Лекции 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.5
3.2. Освоение русскими Дальнего Востока и получение первых сведений о местных народах Лекции 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.5
3.3. Этнорелигиозный состав населения Дальнего Востока по материалам первых землепроходцев и миссионеров Практические 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.5
3.4. Этнорелигиозный состав населения Дальнего Востока Сам. работа 4 10 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1
Раздел 4. Русские на Дальнем Востоке в XVII в. Албазинская эпопея. Православие на Дальнем Востоке в XVII в.
4.1. Русские на Дальнем Востоке в XVII в. Албазинская эпопея. Православие на Дальнем Востоке в XVII в. Лекции 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.3, Л1.4
4.2. Русские на Дальнем Востоке в XVII в. Албазинская эпопея. Практические 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.3, Л1.4
4.3. Православие на Дальнем Востоке в XVII в. Практические 4 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.3, Л1.4
4.4. Русские на Дальнем Востоке в XVII в. Албазинская эпопея. Православие на Дальнем Востоке в XVII в. Сам. работа 4 10 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.3, Л1.4, Л1.1
Раздел 5. Русские на Дальнем Востоке в XIX – начале XX в. Китайцы в Приамурье в XIX – начале XX в. «Маньчжурский клин»: история, этнический состав, культура
5.1. Второй этап колонизации Приамурья: укрепление России на Амуре, политические и социальные процессы во второй половине XIX века. Лекции 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.5
5.2. Второй этап колонизации Приамурья: укрепление России на Амуре, политические и социальные процессы во второй половине XIX века. Практические 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.5
5.3. Русские на Дальнем Востоке в XIX – начале XX в. Китайцы в Приамурье в XIX – начале XX в. Сам. работа 4 10 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.3, Л2.1, Л1.5
5.4. Аборигенное население Приамурья в XIX – начале XX в. Лекции 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.5
5.5. Образование «маньчжурского клина» Практические 4 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.3, Л2.1, Л1.5
5.6. «Маньчжурский клин»: история, этнический состав, культура Сам. работа 4 10 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Общий этнический и конфессиональный состав населения Дальнего Востока в XX в.
6.1. Общий этнический и конфессиональный состав населения Дальнего Востока в XX в. Лекции 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.6, Л1.1, Л2.2, Л2.3
6.2. Общий этнический и конфессиональный состав населения Дальнего Востока в XX в. Практические 4 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.6, Л1.1, Л2.2, Л2.3
6.3. Общий этнический и конфессиональный состав населения Дальнего Востока в XX в. Сам. работа 4 10 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.6, Л1.1, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-1
Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Из чего преимущественно шили одежду нанайцы, ульчи, нивхи, ороки?
а) Из ткани, сушеных листьев растений, шкур хищных животных
6) Из сукна, замши, рыбьей кожи
в) Из кишок морских животных, бересты
г) Из шкуры оленя, птичьих шкурок, рыбьей кожи
ОТВЕТ: Г
2. Какие зимние жилища были у эвенов-кочевников?
а) Амбар
6) Землянка
в) Круглая яранга
Г) Переносной конический чум
ОТВЕТ: Г
3. Из чего делали лодку-оморочку — самый распространенный вид транспорта у народов Приамурья
а) Из пластика
6) Из железа
в) Из соломы
г) Из бересты
ОТВЕТ: Г
4. Каких животных запрягали в нарты нанайцы?
а) Собак
6) Быков
в) Оленей
Г) Лошадей
ОТВЕТ: А
5. Каким промыслом преимущественно занимались коренные малочисленные народы севера Хабаровского края?
а) Рыболоводством
6) Охотой
в) Оленеводством
г) Коневодством
ОТВЕТ: В
6. Чем в основном питались коренные народы Приамурья круглый год?
а) Мясом
6) Рыбой
в) Ягодами
г) Мёдом
ОТВЕТ: Б
7. Неповторимы и прекрасны древние орнаменты народов Приамурья. Они хранят особый, красочный амурский колорит. Какие изображения природы запечатлены этих орнаментах?
а) Волны, облака, растения, звери
6) Только облака
в) Растения и тучи
Г) Только птицы
ОТВЕТ: А
8. Во что смотрела и не могла наглядеться на себя героиня нанайской сказки Айога?
а) В зеркало
6) В медный таз
в) В окно
Г) В ведерко с водой
ОТВЕТ: Б
9. Народы Приамурья украшали узорами или орнаментом свой интерьер, домашнюю утварь, одежду и ...
а) обувь
6) гончарные изделия
в кинжалы из кости мамонта
Г) посуду из фарфора
ОТВЕТ: А
10. Как называются долблёные лодки необычной конструкции, которые удэгейцы изготавливали для передвижения по мелководным горным порожистым рекам?
а) Орель
6) Каноэ
в) Бат
Г) Катер
ОТВЕТ: В
11. Растительный орнамент народов, проживающих в Хабаровском крае, включает изображения листьев, ..
а) лепестков лотоса, кувшинок
6) цветов, родовых древ
в) желудей, шишек
Г) грибов, мхов
ОТВЕТ: Б
12. К кому в далёкие времена коренные народы обращались за помощью, если заболевали их родственники?
а) К сэвэнам
6) К тотэмам
в) К шаманам
г) К лекарям
ОТВЕТ: В
13. Головной убор являлся наиболее важной частью шаманского костюма. Его украшали пучком из длинных полосок меха, бубенчиков, фигурок-покровителей шамана, маленьких зеркал, колокольчиков, разных побрякушек. Что прикреплялось на вершину шаманской шапочки?
а) Хвост рыжей лисы
6) Кожу змеи
в) Пучок из стружек ольхи и осины
Г) Оленьи рога
ОТВЕТ: Г
14. Какие танцы были распространены у эвенков и эвенов?
а) Игровые танцы
6) Обрядовые танцы
в) Хороводы, которые двигались по замкнутому кругу, по ходу солнца под запев
самих исполнителей
Г) Хороводы змейкой
ОТВЕТ: В
15. Из чего изготавливали одежду коренные народы Приамурья?
а) Из ткани, меха соболя, пряжи
6) Из рыбьей кожи, ровдуги, лыка
в) Из меха различных животных, рыбьей кожи, ровдуги
Г) Из рыбьей кожи, конопли, собольего и лисьего меха
ОТВЕТ: В
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Что изучает этнология?
ОТВЕТ: наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп.
2. Какие цели преследует этнология?
ОТВЕТ: реконструкция человеческой истории, и формулировка культурных инвариантов, а также формулировка обобщений о «человеческой природе».
3. Каким образом "открытие Америки" влияло на развитие этнологии?
ОТВЕТ: в новом западном интересе к «другим», часто квалифицированным как «дикари», которые делились либо на «зверских варваров», либо на «благородных дикарей»
4. Какие концепции и школы развиваются в этнологии?
ОТВЕТ: эволюционизм; диффузионизм; расово-антропологическая школа (или антропосоциология); социологическая школа; функционализм;
5. Какой предмет изучает этнология?
ОТВЕТ: генезис этнических культур и межэтнических отношений
6. Какие методы исследования применяются в этнологии?
ОТВЕТ: генезис этнических культур и межэтнических отношений
7. Каковы основные характеристики культурно отсталых народов в конце XIX века?
ОТВЕТ: в этнологию пришло новое поколение ученых-теоретиков, сменившее основоположников-практиков
8. Какие критические взгляды высказывались на концепцию культурных инвариантов?
ОТВЕТ: требования такой культурной универсалии критиковались различными социальными мыслителями XIX-го и XX-го веков, среди которых были Маркс, Ницше и другие
9. Какую роль сыграло становление этнологии как науки в исторической мысли?
ОТВЕТ: отход от принципа "отсталых" народов; разработка своих методов и инструментов
10. Какой вклад в развитие этнологии внесли Л.Н. Гумилев и академик Ю.В. Бромлей?
ОТВЕТ: большой вклад в российскую этнографию.
11. Укажите, о каком факторе межэтнических отношений говорится в тексте: «Стечение обстоятельств в экономической, политической и социальной сферах влияет на восприятие окружающей обстановки, усиливая или ослабляя межэтническую солидарность и этнокультурные контакты»?
ОТВЕТ: Ситуативный
12. Когда начался арабо-израильский конфликт?
ОТВЕТ: 1948
13. Какие главные конфликтные вопросы возникали в ходе этого конфликта?
ОТВЕТ: статус палестинских беженцев, вопрос о контроле над Святыми местами, городами Иерусалим и Хеврон, признание арабами Израиля.
14. Какие страны заключили мирные соглашения с Израилем?
ОТВЕТ: Египет и Иордания
15. Почему ирано-израильский конфликт переплетен с арабо-израильским конфликтом?
ОТВЕТ: по причине исламской солидарности
16. Какая группировка поддерживается Ираном в своей вражде с Израилем?
ОТВЕТ: группировки сектора Газа
17. Какое отношение Иран имеет к исследованию ядерного оружия?
ОТВЕТ: Иран разрабатывает ядерное оружие
18. Какие опасения вызывает ядерное оружие Ирана у Израиля?
ОТВЕТ: с этим связывает убийства и загадочные смерти иранских ученых-ядерщиков, а также диверсии на различных объектах.
19. Каковы основные причины борьбы курдов за свои права?
ОТВЕТ: создание независимого Курдистана
20. Какое влияние имеют курды на региональные конфликты?
ОТВЕТ: курды смогли сформировать собственные вооруженные силы, которые являются довольно весомой силой в регионе

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3
Способен к исследованию региональных политических и социально-экономических проблем на основе научных подходов, концепций и методов, выработанных в рамках теории международных отношений, сравнительной политологии, экономической теории.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий:
а) род
б) этнос
в) нация
ОТВЕТ: Б
2. Особенность многонациональных государств:
а) наличие единого для всех языка
б) признание равных прав и свобод для всех наций
в) дискриминация по национальному признаку
ОТВЕТ: Б
3. Этот термин относится к понятию «этническая общность»:
а) национальный парк
б) национальная экономика
в) национальная культура
ОТВЕТ: В
4. Этноцентризм – это:
а) уверенность в правильности только своей культуры
б) уважение традиций другого народа
в) признание равноправия всех наций
ОТВЕТ: А
5. Этническая общность:
а) граждане
б) творческие союзы
в) нации
ОТВЕТ: В
6. Дискриминация наций в современном обществе:
а) может происходить в благих целях
б) не допускается
в) допускается для некоторых стран
ОТВЕТ: Б
7. Какое из утверждений верно:
а) Племя: нации и этносы
б) Народность: племена и нации
в) Этнос: племена, нации и народности
ОТВЕТ: В
8. Отнесение человека к этносу происходит по признакам:
а) культурным
б) биологическим
в) биологическим и социальным
ОТВЕТ: В
9. Природные условия и особенности местности, на которой проживает этнос, влияют на:
а) особенности внешности
б) характер человека
в) оба варианта верны
г) нет верного ответа
ОТВЕТ: В
10. Что означает право на национальное самоопределение:
а) создание новых выдуманных национальностей
б) самостоятельное определение своей национальной принадлежности на основе близости культуры и языка общения
в) навязывание кому-либо принадлежность к той или иной национальной общности
ОТВЕТ: Б
11. Причиной агрессии и военных столкновений на национальной почве может быть:
а) различный уровень развития народов
б) борьба за привилегии и ресурсы
в) оба варианта верны
г) нет верного ответа
ОТВЕТ: В
12. Выберите правильное суждение об этнических общностях и взаимодействиях между ними:
а) Признаками этнической общности являются единство языка, культуры и общая историческая память, которая не находит отражение в этническом самосознании
б) К этническим общностям не относят семью, род, племя, народность и нацию
в) Признаками этнической общности являются единство языка, культуры и общая историческая память, которая находит отражение в этническом самосознании
ОТВЕТ: В
13. Какие права есть в России у представителей разных национальностей:
а) право на неуважение законов, если они противоречат народным традициям
б) право на возбуждение национальной розни
в) право на свободный выбор языка общения, обучения и творчества
ОТВЕТ: В
14. К мерам, принимаемым в России для ликвидации любых форм дискриминации, можно отнести:
а) разрешение использования родного языка
б) навязывание обрядов и традиций
в) установление государственной религии
ОТВЕТ: А
15. Миграция — это:
а) культурные связи между этносами
б) постоянное проживание на одной территории
в) перемещение людей из одного места проживания в другое
ОТВЕТ: В
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Что изучает этнология?
ОТВЕТ: наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп.
2. Какие цели преследует этнология?
ОТВЕТ: реконструкция человеческой истории, и формулировка культурных инвариантов, а также формулировка обобщений о «человеческой природе».
3. Каким образом "открытие Америки" влияло на развитие этнологии?
ОТВЕТ: в новом западном интересе к «другим», часто квалифицированным как «дикари», которые делились либо на «зверских варваров», либо на «благородных дикарей»
4. Какие концепции и школы развиваются в этнологии?
ОТВЕТ: эволюционизм; диффузионизм; расово-антропологическая школа (или антропосоциология); социологическая школа; функционализм;
5. Какой предмет изучает этнология?
ОТВЕТ: генезис этнических культур и межэтнических отношений
6. Какие методы исследования применяются в этнологии?
ОТВЕТ: генезис этнических культур и межэтнических отношений
7. Каковы основные характеристики культурно отсталых народов в конце XIX века?
ОТВЕТ: в этнологию пришло новое поколение ученых-теоретиков, сменившее основоположников-практиков
8. Какие критические взгляды высказывались на концепцию культурных инвариантов?
ОТВЕТ: требования такой культурной универсалии критиковались различными социальными мыслителями XIX-го и XX-го веков, среди которых были Маркс, Ницше и другие
9. Какую роль сыграло становление этнологии как науки в исторической мысли?
ОТВЕТ: отход от принципа "отсталых" народов; разработка своих методов и инструментов
10. Какой вклад в развитие этнологии внесли Л.Н. Гумилев и академик Ю.В. Бромлей?
ОТВЕТ: большой вклад в российскую этнографию.
11. Укажите, о каком факторе межэтнических отношений говорится в тексте: «Стечение обстоятельств в экономической, политической и социальной сферах влияет на восприятие окружающей обстановки, усиливая или ослабляя межэтническую солидарность и этнокультурные контакты»?
ОТВЕТ: Ситуативный
12. Какие природные ресурсы хранит Дальний Восток России?
ОТВЕТ: леса богаты редкими животными и растениями, его реки «населены» рыбами множества видов, его недра таят месторождения угля, золота, олова, полиметаллов, графита, строительных материалов, бассейны термальных вод
13. Каковы особенности жизни народов Севера, проживающих на Дальнем Востоке?
ОТВЕТ: здесь происходило формирование их своеобразных культур. Особенности этого процесса определялись уровнем их общественного развития и той географической средой, в которой проходила их жизнь
14. Какая роль малых народов Севера в истории и культуре России?
ОТВЕТ: В то время как численность многих народов, входящих в состав населения нашей страны составляет десятки миллионов человек, численность малых народов, народностей, зачастую ограничивается несколькими тысячами и даже несколькими сотнями человек
15. Какие вклады в изучение народов Дальнего Востока внесли российские ученые XVIII-XX веков?
ОТВЕТ: первыми учеными-исследователями истории, культуры и быта народностей Дальнего Востока являются российские участники академических экспедиций XVIII в. Г.Ф. Миллер, Г.В. Стеллер, Я.И. Линденау, СП. Крашенинников. XIX век открыл новую страницу в изучении истории и культуры народов Дальнего Востока и Русской Америки. Огромный вклад в этнографическую науку внес выдающийся российский миссионер, (священник), в наше время канонизированный святителем, Иннокентий Вениаминов (в миру — Иван Евсеевич Попов), несший свет христианства на Алеутские острова и Аляску. Также большой вклад в изучение народов Дальнего востока внесли следующие дореволюционные ученые: А.Ф. Миддендорф (автор труда «Путешествие на Север и Восток Сибири»), академик Л.И. Шренк
16. Кто из ученых занимался исследованием чукчей, тунгусо-маньчжурских народов, нивхов и других народов Дальнего Востока?
ОТВЕТ: В.Г. Богораз
17. Кто изучал голдов (нанайцев) на Дальнем Востоке?
ОТВЕТ: И.А. Лопатин
18. Какие коллекции были собраны и переданы в российские музеи исследователем В.К. Арсеньевым?
ОТВЕТ: собрал и передал в российские музеи прекрасные коллекции по этнографии нанайцев, удэгейцев, орочей
19. Какие традиции в изучении народностей Дальнего Востока были выработаны дореволюционными российскими учеными?
ОТВЕТ: им, например, было чуждо противопоставление великорусов другим народам, деление народов на «исторические» и «неисторические», чем грешила западноевропейская наука
20. Какие прогрессивные тенденции отличали отечественных исследователей народностей Дальнего Востока по сравнению с западной наукой?
ОТВЕТ: Прогрессивные тенденции наших ученых нашли отражение в историографии коренного населения Дальнего Востока. Именно отечественные исследователи дальневосточных народностей накопили огромный материал, добытый нередко в чрезвычайно трудных условиях.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4
Способен составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его природных, экономико-географических, исторических, политических, правовых, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Из чего преимущественно шили одежду нанайцы, ульчи, нивхи, ороки?
а) Из ткани, сушеных листьев растений, шкур хищных животных
6) Из сукна, замши, рыбьей кожи
в) Из кишок морских животных, бересты
г) Из шкуры оленя, птичьих шкурок, рыбьей кожи
ОТВЕТ: Г
2. Какие зимние жилища были у эвенов-кочевников?
а) Амбар
6) Землянка
в) Круглая яранга
Г) Переносной конический чум
ОТВЕТ: Г
3. Из чего делали лодку-оморочку — самый распространенный вид транспорта у народов Приамурья
а) Из пластика
6) Из железа
в) Из соломы
г) Из бересты
ОТВЕТ: Г
4. Каких животных запрягали в нарты нанайцы?
а) Собак
6) Быков
в) Оленей
Г) Лошадей
ОТВЕТ: А
5. Каким промыслом преимущественно занимались коренные малочисленные народы севера Хабаровского края?
а) Рыболоводством
6) Охотой
в) Оленеводством
г) Коневодством
ОТВЕТ: В
6. Чем в основном питались коренные народы Приамурья круглый год?
а) Мясом
6) Рыбой
в) Ягодами
г) Мёдом
ОТВЕТ: Б
7. Неповторимы и прекрасны древние орнаменты народов Приамурья. Они хранят особый, красочный амурский колорит. Какие изображения природы запечатлены этих орнаментах?
а) Волны, облака, растения, звери
6) Только облака
в) Растения и тучи
Г) Только птицы
ОТВЕТ: А
8. Во что смотрела и не могла наглядеться на себя героиня нанайской сказки Айога?
а) В зеркало
6) В медный таз
в) В окно
Г) В ведерко с водой
ОТВЕТ: Б
9. Народы Приамурья украшали узорами или орнаментом свой интерьер, домашнюю утварь, одежду и ...
а) обувь
6) гончарные изделия
в кинжалы из кости мамонта
Г) посуду из фарфора
ОТВЕТ: А
10. Как называются долблёные лодки необычной конструкции, которые удэгейцы изготавливали для передвижения по мелководным горным порожистым рекам?
а) Орель
6) Каноэ
в) Бат
Г) Катер
ОТВЕТ: В
11. Растительный орнамент народов, проживающих в Хабаровском крае, включает изображения листьев, ..
а) лепестков лотоса, кувшинок
6) цветов, родовых древ
в) желудей, шишек
Г) грибов, мхов
ОТВЕТ: Б
12. К кому в далёкие времена коренные народы обращались за помощью, если заболевали их родственники?
а) К сэвэнам
6) К тотэмам
в) К шаманам
г) К лекарям
ОТВЕТ: В
13. Головной убор являлся наиболее важной частью шаманского костюма. Его украшали пучком из длинных полосок меха, бубенчиков, фигурок-покровителей шамана, маленьких зеркал, колокольчиков, разных побрякушек. Что прикреплялось на вершину шаманской шапочки?
а) Хвост рыжей лисы
6) Кожу змеи
в) Пучок из стружек ольхи и осины
Г) Оленьи рога
ОТВЕТ: Г
14. Какие танцы были распространены у эвенков и эвенов?
а) Игровые танцы
6) Обрядовые танцы
в) Хороводы, которые двигались по замкнутому кругу, по ходу солнца под запев
самих исполнителей
Г) Хороводы змейкой
ОТВЕТ: В
15. Из чего изготавливали одежду коренные народы Приамурья?
а) Из ткани, меха соболя, пряжи
6) Из рыбьей кожи, ровдуги, лыка
в) Из меха различных животных, рыбьей кожи, ровдуги
Г) Из рыбьей кожи, конопли, собольего и лисьего меха
ОТВЕТ: В
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Что изучает этнология?
ОТВЕТ: наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп.
2. Какие цели преследует этнология?
ОТВЕТ: реконструкция человеческой истории, и формулировка культурных инвариантов, а также формулировка обобщений о «человеческой природе».
3. Каким образом "открытие Америки" влияло на развитие этнологии?
ОТВЕТ: в новом западном интересе к «другим», часто квалифицированным как «дикари», которые делились либо на «зверских варваров», либо на «благородных дикарей»
4. Какие концепции и школы развиваются в этнологии?
ОТВЕТ: эволюционизм; диффузионизм; расово-антропологическая школа (или антропосоциология); социологическая школа; функционализм;
5. Какой предмет изучает этнология?
ОТВЕТ: генезис этнических культур и межэтнических отношений
6. Какие методы исследования применяются в этнологии?
ОТВЕТ: генезис этнических культур и межэтнических отношений
7. Каковы основные характеристики культурно отсталых народов в конце XIX века?
ОТВЕТ: в этнологию пришло новое поколение ученых-теоретиков, сменившее основоположников-практиков
8. Какие критические взгляды высказывались на концепцию культурных инвариантов?
ОТВЕТ: требования такой культурной универсалии критиковались различными социальными мыслителями XIX-го и XX-го веков, среди которых были Маркс, Ницше и другие
9. Какую роль сыграло становление этнологии как науки в исторической мысли?
ОТВЕТ: отход от принципа "отсталых" народов; разработка своих методов и инструментов
10. Какой вклад в развитие этнологии внесли Л.Н. Гумилев и академик Ю.В. Бромлей?
ОТВЕТ: большой вклад в российскую этнографию.
11. Укажите, о каком факторе межэтнических отношений говорится в тексте: «Стечение обстоятельств в экономической, политической и социальной сферах влияет на восприятие окружающей обстановки, усиливая или ослабляя межэтническую солидарность и этнокультурные контакты»?
ОТВЕТ: Ситуативный
12. Когда начался арабо-израильский конфликт?
ОТВЕТ: 1948
13. Какие главные конфликтные вопросы возникали в ходе этого конфликта?
ОТВЕТ: статус палестинских беженцев, вопрос о контроле над Святыми местами, городами Иерусалим и Хеврон, признание арабами Израиля.
14. Какие страны заключили мирные соглашения с Израилем?
ОТВЕТ: Египет и Иордания
15. Почему ирано-израильский конфликт переплетен с арабо-израильским конфликтом?
ОТВЕТ: по причине исламской солидарности
16. Какая группировка поддерживается Ираном в своей вражде с Израилем?
ОТВЕТ: группировки сектора Газа
17. Какое отношение Иран имеет к исследованию ядерного оружия?
ОТВЕТ: Иран разрабатывает ядерное оружие
18. Какие опасения вызывает ядерное оружие Ирана у Израиля?
ОТВЕТ: с этим связывает убийства и загадочные смерти иранских ученых-ядерщиков, а также диверсии на различных объектах.
19. Каковы основные причины борьбы курдов за свои права?
ОТВЕТ: создание независимого Курдистана
20. Какое влияние имеют курды на региональные конфликты?
ОТВЕТ: курды смогли сформировать собственные вооруженные силы, которые являются довольно весомой силой в регионе

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Православие на Дальнем Востоке в XVII в..
2. Этнические и конфессиональные конфликты на Среднем Востоке.
3. Этнические и конфессиональные конфликты на Дальнем Востоке.
4. Русские на Дальнем Востоке в XVII в.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Этнография как наука.
2. Этногенез, этническая история и культура народов тунгусоманьчжурской группы на Дальнем Востоке
3. История этнографической науки за рубежом и в России
4. Этногенез и этническая история народов Дальнего Востока в эпоху Средневековья. Мохэ и чжурчжэни
5. Мохэ и чжурчжэни.
6. Этногенез и этническая история народов Дальнего Востока в эпоху средневековья. Дауры и дючеры
7. Этнорелигиозный состав населения Дальнего Востока.
8. Вклад русских миссионеров в сбор сведений о коренном населении Дальнего Востока.
9. Освоение русскими Дальнего Востока и получение первых сведений о местных народах.
10. Этнорелигиозный состав населения Дальнего Востока по материалам первых землепроходцев и миссионеров.
11. Русские на Дальнем Востоке в XVII в.
12. Албазинская эпопея..
13. Православие на Дальнем Востоке в XVII в..
14. Второй этап колонизации Приамурья: укрепление России на Амуре, политические и социальные процессы во второй половине XIX века.
15. Русские на Дальнем Востоке в XIX – начале XX в. Китайцы в Приамурье в
XIX – начале XX в.
15. Аборигенное население Приамурья в XIX – начале XX в..
16. Проблемы этнического сепаратизма в современном Китае.
17. «Маньчжурский клин»: история, этнический состав, культура.
18. Общий этнический и конфессиональный состав населения Дальнего Востока в XX в..
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Козьмин В.А., Бузин В.С. Этнология (этнография): Учебник для академического бакалавриата М.: Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2017 г. www.biblio-online.ru
Л1.2 Кызласов И.Л. Средневековые государства Южной Сибири и Дальнего Востока: учебник Изд-во Моск. ун-та, 2008
Л1.3 науч. рук. проекта и авт. коллектива М. Л. Титаренко Российско-китайские отношения: состояние, перспективы/ РАН, Ин-т Дальнего Востока; - : М. : [РАН, Ин-т Дальнего Востока],, 2005.
Л1.4 Александров В. А. Россия на дальневосточных рубежах (вторая половина XVII в.): М.: Наука , 1969
Л1.5 Ковалева З.А., Плохих С.В История Дальнего Востока России: , 2002
Л1.6 Проблемы сохранения, использования и охраны культурного и природного наследия при реализации проектов и программ развития Сибири и Дальнего Востока. : материалы конференции ТГУ, 2008
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мезенцев Е.В. Внешняя политика России на Дальнем Востоке (конец XIX – начало XX в.): Издательство акционерного общества «Бюро “Денди”»,, 1993.
Л2.2 Арефьев А.Л., Осипов Г.В. - под ред. СОЦИОЛОГИЯ ЯЗЫКА. ЯЗЫКИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА 3-е изд., пер. и доп. Монография: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 под общ. ред. чл.‑ корр. РАН В.Л. Ларина; отв. ред. Л.И. Галлямова. История Дальнего Востока том 3 книга 2: Владивосток: Дальнаука,, 2018
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронный ресурс на цифромом портале АлтГУ "Этнография народов Дальнего Востока" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение – Подтверждающие документы
Adobe Acrobat Reader DC – Бесплатное программное обеспечение
Google Chrome – Свободная лицензия BSD
MsOffice Professional 2007 – Open License:
Microsoft Windows 7 Professional;
Microsoft Windows 8;
Microsoft Office Professional Plus 2007;
7-Zip.
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
4. Институт востоковедения РАН (http://www.ivran.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
306бМ специализированная аудитория востоковедения для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; ЖК Телевизор LG - 1 шт.; колонки J- 530 AV MULTI-MEDIA -2 шт.; наглядные материалы для каллиграфии (кисточки, чернила, бумага) - 1 шт.; национальные китайские костюмы - 5 шт.; свитки китайские - 2 шт.; учебно-наглядные пособия и литература; карты
317М кабинет кафедры востоковедения – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-X31 - 1 единица; стационарный экран: REDLEAF; карты; плакаты

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану,определяемому РПД.
Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.
При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае.
Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний.