МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История внешней политики и дипломатии Кореи

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКорея и корейский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_Зарубежное регионоведение_КореяиКЯ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 12
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Анисимова И.В.;к.и.н., доцент, Бочкарева И.Б.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
История внешней политики и дипломатии Кореи

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.01 Зарубежное регионоведение (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 553)

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 16.07.2023 г. № 7
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 16.07.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью данного курса является систематическое изложение дипломатии и внешней политики Кореи, с тем, чтобы дать студентам целостное представление об основных факторах и ведущих тенденциях международной деятельности этой страны. Полное и всестороннее освещение дипломатии и внешней политики Кореи обеспечивается наличием в программе выделения основных этап реализации внешнеполитической деятельности.
Задачи дисциплины – рассмотреть дипломатию и внешнюю политику Кореи в контексте мировой системы международных отношений в новейшее время; представить в динамике ее изменения в исторической ретроспективе с выходом на современные проблемы и перспективы; познакомить студентов с теоретическими подходами и категориями анализа внешней политики региона; выяснить эволюцию закономерностей, целей и задач, определить движущие силы корейской дипломатии; обозначить геополитические, геостратегические, политические, экономические и идеологические аспекты разработки и осуществления политики Республики Корея на международной арене; раскрыть ее концептуальные основы, главные направления и акценты в их системной динамике.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен к исследованию региональных политических и социально-экономических проблем на основе научных подходов, концепций и методов, выработанных в рамках теории международных отношений, сравнительной политологии, экономической теории.
ПК-3.1 Знает основные методологические концепции и подходы, выработанные в рамках теории международных отношений, сравнительной политологии, экономической теории
ПК-3.2 Умеет обосновывать актуальность исследования, определять объект и предмет исследования, формулировать научную проблему
ПК-3.3 Умеет составлять план исследования региональных политических и социально- экономических проблем с учетом современных научных подходов и методов
ПК-3.4 Самостоятельно готовит и представляет доклад с основными результатами исследования
ПК-4Способен составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его природных, экономико-географических, исторических, политических, правовых, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей.
ПК-4.1 Знает природные, экономико-географические, исторические, политические, правовые, социальные, экономические, демографические, лингвистические, этнические, культурные, религиозные особенности развития региона специализации
ПК-4.2 Умеет составлять комплексную характеристику региона специализации с применением современных технологий поиска, обработки и анализа информации
УК-1Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
УК-3Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства
УК-3.2 Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи
УК-3.3 Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические подходы и категории анализа внешней политики региона; тенденции социального, политического, экономического развития Кореи; общественно-политические реалии Кореи с учетом его лингвострановедческой специфики
3.2.Уметь:
3.2.1.выяснять эволюцию закономерностей, целей и задач, определять движущие силы корейской внешней политики в различных направлениях;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками научного анализа, представлениями о приоритетных направлениях дипломатии и внешней политики РК, основных этапах развития внешнеполитической концепции РК

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Внешняя политика Кореи в колониальный период и «Корейский вопрос» в 1910-1945 гг.
1.1. «Корейский вопрос» в 1910-1945 гг. Колониальное господство Японии. Участие представителей Кореи в мирных конференциях. Политика Ли Сынмана и Ким Гу. Лекции 8 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Решение "корейского вопроса" странами - участниками антигитлеровской коалиции. Московское совещание 1945 г. и его итоги. Лекции 8 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Работа с вопросами для самоконтроля Сам. работа 8 10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Международные отношения и политика Республики Корея после 1945 года: основные направления, события, результаты
2.1. Образование РК и КНДР. Позиции США и СССР. Война 1950-1953 гг. Женевское совещание 1954 г. Лекции 8 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Внешняя политика Республики Корея в 50-60-е гг. XX в. Лекции 8 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Основные направления внешней политики при Пак Чжон Хи. "Северная политика" Южной Кореи. Лекции 8 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Отношения Республики Корея с США и Японией в 70-80-е гг. Межкорейские конфликты. Лекции 8 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Работа с вопросами для самоконтроля Сам. работа 8 10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Характерные черты внешней политики государств Корейского полуострова в 1990-е - 2020-е гг.
3.1. Основные направления во внешней политике Республики Корея в конце XX – начале XXI вв.: проблемы и перспективы Лекции 8 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Внешняя политика КНДР (80-е гг. XX в. - начало XXI вв.) Лекции 8 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Работа с вопросами для самоконтроля Сам. работа 8 7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Организация дипломатической службы и дипломатической практики РК: теория и практика
4.1. Становление дипломатии РК в период президентства Ли Сынмана Практические 8 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Эволюция внешнеполитических приоритетов и дипломатического аппарата РК во второй половине ХХ в. - начале XXI в. Практические 8 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.3. Дипломатические представительства за рубежом . Классы глав загранпредставительств. Постоянные представительства при международных организациях. Практические 8 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.4. Иммунитеты и привилегии дипломатической службы Практические 8 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.5. Информационно аналитическая работа в посольстве. Виды внутриведомственной переписки. Практические 8 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.6. Требования к внешнеполитической информации. Источники информации. Дипломатические контакты и беседы. Практические 8 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.7. Содержание и основные формы дипломатической переписки Практические 8 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.8. Цели международных переговоров, их типы и формы.Подготовка международных переговоров. Переговорная стратегия и тактика. Практические 8 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.9. Понятие дипломатического протокола. Основные протокольные правила организации межгосударственных визитов Практические 8 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.10. Организация межгосударственных визитов. Дипломатические приемы. Практические 8 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.11. Самостоятельное изучение темы Сам. работа 8 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Механизм разработки и принятия внешнеполитических решений
5.1. Роль политической элиты в процессе принятия внешнеполитических решений в Республике Корея. Практические 8 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.2. Механизм разработки и принятия внешнеполитических решений Практические 8 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.3. Внешнеполитические концепции политических сил РК (2008 – 2017 гг.) Практические 8 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.4. Самостоятельное изучение вопросов темы Сам. работа 8 8 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. «Корейский вопрос» в 1910-1945 гг.
2. Колониальное господство Японии. Участие представителей Кореи в мирных конференциях.
3. Политика Ли Сынмана и Ким Гу.
4. Решение "корейского вопроса" странами - участниками антигитлеровской коалиции. Московское совещание 1945 г. и его итоги.
5. Образование РК и КНДР. Позиции США и СССР. Война 1950-1953 гг. Женевское совещание 1954 г.
6. Внешняя политика Республики Корея в 50-60-е гг. XX в.
7. Основные направления внешней политики при Пак Чжон Хи. "Северная политика" Южной Кореи.
8. Отношения Республики Корея с США и Японией в 70-80-е гг. Межкорейские конфликты.
9. Основные направления во внешней политике Республики Корея в конце XX в.: проблемы и перспективы
10. Внешняя политика КНДР (80-е гг. XX в. - начало XXI вв.)
11. Внешняя политика президента Ким Дэчжуна.
12. Корейско-японские переговоры 2000 г.
13. Республика Корея во внешнеполитической стратегии Российской Федерации. Визит президента РФ В.В. Путина в Корею (февраль 2001 г.).
14. Отношения РК и КНР в начале XXI в.
15. Отношения Республики Корея и США (2000-е гг.): основные направления и итоги
16. «Солнечная политика» президента Ким Дэчжуна.
17. Подходы правых и левых партий к характеру сотрудничества с США и взаимодействию с КНДР: общее и особенное.
18. «Доктрина Ли Мёнбака» и заявка на глобализацию интересов Кореи.
19. Инициативы президента Пак Кын Хе.
20. Становление дипломатии РК в период президентства Ли Сынмана
21. Роль политической элиты в процессе принятия внешнеполитических решений в Республике Корея.
22. Внешнеполитические концепции политических сил РК (2008 – 2017 гг.)
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. В. Анисимова [и др.] История Китая [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л1.2 Цыганков П.А. - отв. ред. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МИРОВАЯ ПОЛИТИКА. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Муратшина К. Г. ; под науч. ред. Михайленко В.И. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНЦЕ XX — НАЧАЛЕ XXI ВЕКОВ 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российская национальная библиотека www.nlr.ru
Э2 Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова www.hist.msu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ]
Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/
http://sbiblio.com/biblio/
http://www.isras.ru/
http://www.bibliotekar.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс осваивается в рамках аудиторных занятий и посредством электронного учебно-методического комплекса дисциплины (ЭУМКД), размещенного на Едином образовательном портале АлтГУ. Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану,определяемому РПД.
Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.
При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае.
Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний.