Закреплена за кафедрой | Кафедра востоковедения |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.01. Зарубежное регионоведение |
Профиль | Корея и корейский язык |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_01_Зарубежное регионоведение_КореяиКЯ-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 12 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 26 | 26 | 26 | 26 |
Сам. работа | 39 | 39 | 39 | 39 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра востоковедения
Протокол от 16.07.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко
1.1. | Целью данного курса является систематическое изложение дипломатии и внешней политики Кореи, с тем, чтобы дать студентам целостное представление об основных факторах и ведущих тенденциях международной деятельности этой страны. Полное и всестороннее освещение дипломатии и внешней политики Кореи обеспечивается наличием в программе выделения основных этап реализации внешнеполитической деятельности. Задачи дисциплины – рассмотреть дипломатию и внешнюю политику Кореи в контексте мировой системы международных отношений в новейшее время; представить в динамике ее изменения в исторической ретроспективе с выходом на современные проблемы и перспективы; познакомить студентов с теоретическими подходами и категориями анализа внешней политики региона; выяснить эволюцию закономерностей, целей и задач, определить движущие силы корейской дипломатии; обозначить геополитические, геостратегические, политические, экономические и идеологические аспекты разработки и осуществления политики Республики Корея на международной арене; раскрыть ее концептуальные основы, главные направления и акценты в их системной динамике. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-3 | Способен к исследованию региональных политических и социально-экономических проблем на основе научных подходов, концепций и методов, выработанных в рамках теории международных отношений, сравнительной политологии, экономической теории. |
ПК-3.1 | Знает основные методологические концепции и подходы, выработанные в рамках теории международных отношений, сравнительной политологии, экономической теории |
ПК-3.2 | Умеет обосновывать актуальность исследования, определять объект и предмет исследования, формулировать научную проблему |
ПК-3.3 | Умеет составлять план исследования региональных политических и социально- экономических проблем с учетом современных научных подходов и методов |
ПК-3.4 | Самостоятельно готовит и представляет доклад с основными результатами исследования |
ПК-4 | Способен составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его природных, экономико-географических, исторических, политических, правовых, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей. |
ПК-4.1 | Знает природные, экономико-географические, исторические, политические, правовые, социальные, экономические, демографические, лингвистические, этнические, культурные, религиозные особенности развития региона специализации |
ПК-4.2 | Умеет составлять комплексную характеристику региона специализации с применением современных технологий поиска, обработки и анализа информации |
УК-1 | Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач |
УК-1.1 | Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории |
УК-1.2 | Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов |
УК-1.3 | Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений |
УК-1.4 | Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки |
УК-3 | Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде |
УК-3.1 | Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства |
УК-3.2 | Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи |
УК-3.3 | Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | теоретические подходы и категории анализа внешней политики региона; тенденции социального, политического, экономического развития Кореи; общественно-политические реалии Кореи с учетом его лингвострановедческой специфики |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | выяснять эволюцию закономерностей, целей и задач, определять движущие силы корейской внешней политики в различных направлениях; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками научного анализа, представлениями о приоритетных направлениях дипломатии и внешней политики РК, основных этапах развития внешнеполитической концепции РК |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Внешняя политика Кореи в колониальный период и «Корейский вопрос» в 1910-1945 гг. | ||||||
1.1. | «Корейский вопрос» в 1910-1945 гг. Колониальное господство Японии. Участие представителей Кореи в мирных конференциях. Политика Ли Сынмана и Ким Гу. | Лекции | 8 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
1.2. | Решение "корейского вопроса" странами - участниками антигитлеровской коалиции. Московское совещание 1945 г. и его итоги. | Лекции | 8 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
1.3. | Работа с вопросами для самоконтроля | Сам. работа | 8 | 10 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
Раздел 2. Международные отношения и политика Республики Корея после 1945 года: основные направления, события, результаты | ||||||
2.1. | Образование РК и КНДР. Позиции США и СССР. Война 1950-1953 гг. Женевское совещание 1954 г. | Лекции | 8 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
2.2. | Внешняя политика Республики Корея в 50-60-е гг. XX в. | Лекции | 8 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
2.3. | Основные направления внешней политики при Пак Чжон Хи. "Северная политика" Южной Кореи. | Лекции | 8 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
2.4. | Отношения Республики Корея с США и Японией в 70-80-е гг. Межкорейские конфликты. | Лекции | 8 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
2.5. | Работа с вопросами для самоконтроля | Сам. работа | 8 | 10 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
Раздел 3. Характерные черты внешней политики государств Корейского полуострова в 1990-е - 2020-е гг. | ||||||
3.1. | Основные направления во внешней политике Республики Корея в конце XX – начале XXI вв.: проблемы и перспективы | Лекции | 8 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
3.2. | Внешняя политика КНДР (80-е гг. XX в. - начало XXI вв.) | Лекции | 8 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
3.3. | Работа с вопросами для самоконтроля | Сам. работа | 8 | 7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
Раздел 4. Организация дипломатической службы и дипломатической практики РК: теория и практика | ||||||
4.1. | Становление дипломатии РК в период президентства Ли Сынмана | Практические | 8 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
4.2. | Эволюция внешнеполитических приоритетов и дипломатического аппарата РК во второй половине ХХ в. - начале XXI в. | Практические | 8 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
4.3. | Дипломатические представительства за рубежом . Классы глав загранпредставительств. Постоянные представительства при международных организациях. | Практические | 8 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
4.4. | Иммунитеты и привилегии дипломатической службы | Практические | 8 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
4.5. | Информационно аналитическая работа в посольстве. Виды внутриведомственной переписки. | Практические | 8 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
4.6. | Требования к внешнеполитической информации. Источники информации. Дипломатические контакты и беседы. | Практические | 8 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
4.7. | Содержание и основные формы дипломатической переписки | Практические | 8 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
4.8. | Цели международных переговоров, их типы и формы.Подготовка международных переговоров. Переговорная стратегия и тактика. | Практические | 8 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
4.9. | Понятие дипломатического протокола. Основные протокольные правила организации межгосударственных визитов | Практические | 8 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
4.10. | Организация межгосударственных визитов. Дипломатические приемы. | Практические | 8 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
4.11. | Самостоятельное изучение темы | Сам. работа | 8 | 4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
Раздел 5. Механизм разработки и принятия внешнеполитических решений | ||||||
5.1. | Роль политической элиты в процессе принятия внешнеполитических решений в Республике Корея. | Практические | 8 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
5.2. | Механизм разработки и принятия внешнеполитических решений | Практические | 8 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
5.3. | Внешнеполитические концепции политических сил РК (2008 – 2017 гг.) | Практические | 8 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
5.4. | Самостоятельное изучение вопросов темы | Сам. работа | 8 | 8 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. «Корейский вопрос» в 1910-1945 гг. 2. Колониальное господство Японии. Участие представителей Кореи в мирных конференциях. 3. Политика Ли Сынмана и Ким Гу. 4. Решение "корейского вопроса" странами - участниками антигитлеровской коалиции. Московское совещание 1945 г. и его итоги. 5. Образование РК и КНДР. Позиции США и СССР. Война 1950-1953 гг. Женевское совещание 1954 г. 6. Внешняя политика Республики Корея в 50-60-е гг. XX в. 7. Основные направления внешней политики при Пак Чжон Хи. "Северная политика" Южной Кореи. 8. Отношения Республики Корея с США и Японией в 70-80-е гг. Межкорейские конфликты. 9. Основные направления во внешней политике Республики Корея в конце XX в.: проблемы и перспективы 10. Внешняя политика КНДР (80-е гг. XX в. - начало XXI вв.) 11. Внешняя политика президента Ким Дэчжуна. 12. Корейско-японские переговоры 2000 г. 13. Республика Корея во внешнеполитической стратегии Российской Федерации. Визит президента РФ В.В. Путина в Корею (февраль 2001 г.). 14. Отношения РК и КНР в начале XXI в. 15. Отношения Республики Корея и США (2000-е гг.): основные направления и итоги 16. «Солнечная политика» президента Ким Дэчжуна. 17. Подходы правых и левых партий к характеру сотрудничества с США и взаимодействию с КНДР: общее и особенное. 18. «Доктрина Ли Мёнбака» и заявка на глобализацию интересов Кореи. 19. Инициативы президента Пак Кын Хе. 20. Становление дипломатии РК в период президентства Ли Сынмана 21. Роль политической элиты в процессе принятия внешнеполитических решений в Республике Корея. 22. Внешнеполитические концепции политических сил РК (2008 – 2017 гг.) |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
Приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | И. В. Анисимова [и др.] | История Китая [Электронный ресурс]: учеб. пособие | АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | Цыганков П.А. - отв. ред. | МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МИРОВАЯ ПОЛИТИКА. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Муратшина К. Г. ; под науч. ред. Михайленко В.И. | МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНЦЕ XX — НАЧАЛЕ XXI ВЕКОВ 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Российская национальная библиотека | www.nlr.ru | ||
Э2 | Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова | www.hist.msu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ] Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/ http://sbiblio.com/biblio/ http://www.isras.ru/ http://www.bibliotekar.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Курс осваивается в рамках аудиторных занятий и посредством электронного учебно-методического комплекса дисциплины (ЭУМКД), размещенного на Едином образовательном портале АлтГУ. Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану,определяемому РПД. Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос. При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае. Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний. |