МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основные направления межрегионального сотрудничества

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКорея и корейский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_Зарубежное регионоведение_КореяиКЯ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 13
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., Доцент, Анисимова И.В.

Рецензент(ы):
д.и.н., Профессор, Лысенко Ю.А.

Рабочая программа дисциплины
Основные направления межрегионального сотрудничества

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.01 Зарубежное регионоведение (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 553)

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лысенко Юлия Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой Лысенко Юлия Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучить цели, задачи, принципы, направления и формы межрегионального сотрудничества; проанализировать правовую основу межрегионального сотрудничества; обобщить содержание государственной политики в области межрегионального сотрудничества; сформировать представление о проблемах и перспективах межрегионального сотрудничества на современном этапе

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен к исследованию региональных политических и социально-экономических проблем на основе научных подходов, концепций и методов, выработанных в рамках теории международных отношений, сравнительной политологии, экономической теории.
ПК-3.1 Знает основные методологические концепции и подходы, выработанные в рамках теории международных отношений, сравнительной политологии, экономической теории
ПК-3.2 Умеет обосновывать актуальность исследования, определять объект и предмет исследования, формулировать научную проблему
ПК-3.3 Умеет составлять план исследования региональных политических и социально- экономических проблем с учетом современных научных подходов и методов
ПК-3.4 Самостоятельно готовит и представляет доклад с основными результатами исследования
ПК-6Способен участвовать в обеспечении дипломатических, внешнеэкономических и иных контактов с зарубежными странами и регионами на этапе сбора, систематизации, перевода, анализа информации
ПК-6.1 Знает нормы дипломатического и делового прокола и этикета для организационного обеспечения дипломатических, внешнеэкономических и иных контактов с зарубежными странами и регионами
ПК-6.2 Умеет выявлять, систематизировать и проводить анализ информации, необходимой обеспечении дипломатических, внешнеэкономических и иных контактов с зарубежными странами и регионами
ПК-6.3 Способен осуществлять техническое сопровождение дипломатических и деловых международных мероприятий в качестве переводчиков
ПК-7Способен разрабатывать проекты международного профиля по актуальным проблемам зарубежного регионоведения в интересах соответствующих министерств, ведомств и профильных организаций.
ПК-7.1 Знает принципы подготовки проекта регионоведческого и международного профиля
ПК-7.2 Умеет определять тему проекта, его цели и задачи, разрабатывать план реализации
ПК-7.3 Осуществляет сбор и анализа исходных данных для реализации проекта в сфере своей регионоведческой / международной специализации
ПК-7.4 Способен подготовить отчётную документацию по итогам разработки проекта международного профиля по актуальным проблемам зарубежного регионоведения
УК-3Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства
УК-3.2 Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи
УК-3.3 Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- Основные направления и формы межрегионального сотрудничества ;
- институциональное и нормативное обеспечение межрегионального сотрудничества ;
- мировой опыт организации межрегионального сотрудничества
3.2.Уметь:
3.2.1.- Проводить экспертно-аналитическое исследование;
- прогнозировать развитие сотрудничества регионов на региональном, макрорегиональном и глобальном уровнях;
- определять степень эффективности и перспективности регионального и межрегионального сотрудничества.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- Составления комплексной характеристики направлений, сфер и уровней межрегионального сотрудничества;
- научно-исследовательской работы;
- эспертно-аналитической деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Межрегиональное сотрудничество как фактор устойчивого роста
1.1. Региональное сотрудничество: цели, задачи, формы и направления Лекции 7 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Условия и факторы межрегионального сотрудничества Лекции 7 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Основные концепции межрегионального сотрудничества: зарубежный опыт Практические 7 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Основные концепции межрегионального сотрудничества: отечественный опыт Практические 7 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Работа с документами и рекомендованной литературой Сам. работа 7 6 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Правовая основа межрегионального сотрудничества
2.1. Основополагающие принципы региональной политики Лекции 7 4 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Межправительственные соглашения о содействии развитию межрегионального сотрудничества Лекции 7 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Работа с документами и рекомендованной литературой Сам. работа 7 20 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Мировой опыт организации межрегионального сотрудничества. Практические 7 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.5. Региональное законодательство о международных и внешнеэкономических связях (на примере Алтайского края и Республики Алтай) Практические 7 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Внешнеэкономические связи регионов и их перспективы
3.1. Внешнеэкономический потенциал региона: сущность, показатели, методика оценки Лекции 7 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Инвестиционная политика региона и её значение в активизации международного инвестиционного сотрудничества Лекции 7 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Работа с документами и рекомендованной литературой Сам. работа 7 20 Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.4. Внешнеэкономическая деятельность региона (на примере Алтайского края, Приморского края, Новосибирской области) Практические 7 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.5. Теоретические основы исследования экспортного потенциала региона Практические 7 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Сотрудничество регионов в социокультурной сфере
4.1. Цели и задачи развития межрегионального сотрудничества в сфере культуры Лекции 7 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.2. Основные направления развития межрегионального сотрудничества в сфере культуры Лекции 7 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.3. Работа с документами и рекомендованной литературой Сам. работа 7 10 Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.4. Межрегиональные программы развития туризма Практические 7 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.5. Межрегиональное сотрудничество в области науки и образования Практические 7 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Основные направления, формы и результаты сотрудничества сопредельных регионов РФ И КНР
5.1. Основные этап и модели развития межрегионального сотрудничества РФ и КНР Лекции 7 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
5.2. Основные направления, формы и результаты межрегионального сотрудничества РФ и КНР Практические 7 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
5.3. Правовая основа развития межрегионального сотрудничества Российской Федерации и Китайской Народной Республики Практические 7 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
5.4. Российско-китайское межрегиональное торгово-экономическое взаимодействие Практические 7 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
5.5. Работа с документами и рекомендованной литературой Сам. работа 7 10 Л2.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Региональное сотрудничество, цели и задачи.
2. Понятие и направления межрегионального сотрудничества.
3. Условия и факторы межрегионального сотрудничества
4. Основные концепции межрегионального сотрудничества
5. Модели межрегионального сотрудничества
6. Проблемы в развитии международных и межрегиональных связей на современном этапе
7. Институты межрегионального взаимодействия
8. Межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия.
9. Основополагающие принципы региональной политики
10. Правовое обеспечение межрегионального сотрудничества (принятие нормативных правовых актов, утверждение стратегий и целевых программ развития, заключение соглашений (меморандумов, протоколов, планов мероприятий) по отдельным направлениям сотрудничества
11. Мировой опыт организации межрегионального сотрудничества
12. Процесс организации межрегионального взаимодействия
13. Внешнеэкономическая деятельность регионов
14. Особенности межрегионального взаимодействия в образовательной сфере
15. Особенности подготовки программы межрегионального взаимодействия в сфере экономики
16. Внешнеэкономический потенциал региона: сущность, показатели, методика оценки
17. Инвестиционная политика региона и её значение в активизации международного инвестиционного сотрудничества
18. Основные этапы и модели развития межрегионального сотрудничества РФ и КНР
19. Основные направления, формы и результаты межрегионального сотрудничества РФ и КНР
20. Правовая основа развития межрегионального сотрудничества Российской Федерации и Китайской Народной Республики
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Евченко Н. Н. Внешнеэкономическая деятельность регионов России: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство Южного федерального университета, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 АлтГУ Международное образовательное сотрудничество: опыт трансграничного вуза: монография Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л2.2 Покровская, В. В. Внешнеэкономическая деятельность : учебник для бакалавриата и магистратуры Издательство Юрайт, 2015 www.biblio-online.ru/book/A06AA752-E81B-4168-AFC8-3A241632236B.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Основные направления межрегионального сотрудничества" portal.edu.asu.ru
Э2 Научная электронная библиотека cyberleninka.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
WEB ИРБИС. Государственная публичная научно-техническая библиотека России. Режим доступа: http://library.gpntb.ru/cgi/irbis64r_simplesite/cgiirbis_64.exe?C21COM=F&P21DBN=IBIS&I21DBN=IBIS
Электронная библиотека Алтайского государственного университета [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elibrary.asu.ru/
Российская государственная библиотека [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rsl.ru/
Национальный стандарт Российской Федерации гост р 7.0.100– 2018. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rsl.ru/photo/!_ORS/5-PROFESSIONALAM/7_sibid/%D0%93%D0%9E%D0%A1%D0%A2_%D0% A0_7_0_100_2018_1204.pdf

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу обучения студентов по дисциплине составляют лекции и практические занятия.
Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины.
На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально- значимых свойств и качеств.
Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану, определяемому РПД.
Результативность лекции во многом зависит от активности обучающихся, поэтому приветствуется большое количество вопросов и обсуждений.
При подготовке к практическим занятиям для успешного освоения материала студентам рекомендуется ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.
При подготовке к практическим занятиям студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Значительная часть учебного материала изучается студентами в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованными источниками. Для проверки знаний, полученных в результате работы с источниками, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае.
Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний.