МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История религий стран Дальнего Востока

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКорея и корейский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_Зарубежное регионоведение_КореяиКЯ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 13
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
К.искусствоведения, Доцент, Варова Е.И.

Рецензент(ы):
к.и.н., Доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
История религий стран Дальнего Востока

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.01 Зарубежное регионоведение (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 553)

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лысенко Юлия Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой Лысенко Юлия Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение религий стран Дальнего Востока; формирование навыков анализа современной религиозной ситуации, основных тенденций изменения религиозной ситуации в регионе и социально-этнических группах; подготовка специалистов-религиоведов, владеющих глубокими знаниями по истории духовной культуры Дальнего Востока.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен к исследованию региональных политических и социально-экономических проблем на основе научных подходов, концепций и методов, выработанных в рамках теории международных отношений, сравнительной политологии, экономической теории.
ПК-3.1 Знает основные методологические концепции и подходы, выработанные в рамках теории международных отношений, сравнительной политологии, экономической теории
ПК-3.2 Умеет обосновывать актуальность исследования, определять объект и предмет исследования, формулировать научную проблему
ПК-3.3 Умеет составлять план исследования региональных политических и социально- экономических проблем с учетом современных научных подходов и методов
ПК-3.4 Самостоятельно готовит и представляет доклад с основными результатами исследования
ПК-4Способен составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его природных, экономико-географических, исторических, политических, правовых, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей.
ПК-4.1 Знает природные, экономико-географические, исторические, политические, правовые, социальные, экономические, демографические, лингвистические, этнические, культурные, религиозные особенности развития региона специализации
ПК-4.2 Умеет составлять комплексную характеристику региона специализации с применением современных технологий поиска, обработки и анализа информации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Историю религий, получивших распространение на территории Дальнего Востока; изучить понятийно- категориальный аппарат, необходимый при изучении данного курса;сформировать у студентов представления о межконфессиональном взаимодействии,
специфических особенностях религиозной ситуации в регионе.
3.2.Уметь:
3.2.1.Применять принятые в религиоведении теоретические подходы и методы к анализу религиозной ситуации на Дальнем Востоке.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками работы с источниками и исследовательской литературы, отражающими данные о религиях Дальнего Востока.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. иСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РЕЛИГИЙ СТРАН ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
1.1. История возникновения конфуцианства в Китае. Лекции 7 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Роль Конфуция в истории Китая: влияние на культуру и философию. Лекции 7 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Формирование даосской религиозной традиции в Китае. Лекции 7 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. История развития буддизма в Китае. Лекции 7 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.5. История конфуцианства в Корее. Конфуцианство в эпоху Самгук, в Объединенном Силла и королевстве Корё. Лекции 7 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.6. Роль религии в политической и духовной жизни Кореи в исторической ретроспективе. Лекции 7 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.7. Синтоизм и религиозные традиции Японии. Лекции 7 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.8. Буддизм в Японии VIII-XI вв. Школы японского буддизма. Роль буддийских монастырей. Лекции 7 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.9. Япония на рубеже XII-XIII вв. Источники изучения религий конца эпохи Хэйан и начала эпохи Камакура. Лекции 7 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.10. Идеология дзен-буддизма в традиционном искусстве Японии Лекции 7 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.11. Роль конфуцианства в Китае: традиции и инновации. Практические 7 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.12. Влияние конфуцианства на развитие образования и науки современного Китая. Практические 7 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.13. Дао-Дэ-Цзин. История. Характеристика трактата. Практические 7 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.14. Вклад российских китаеведов в изучении даосизма. Торчинов Е.А., Кобзев А.И., Малявин В.В., Маслов А.А., и др. Практические 7 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.15. Даосские традиции и ритуалы в культуре современного Китая. Практические 7 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.16. Расцвет китайского буддизма: пантеон и храмы. Практические 7 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.17. Конфуцианские школы в периоды Трех Государств: Объединенного Силла; Корё; Чосон. Практические 7 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.18. Конфуцианство как государственная религия Кореи в XIV – XIX вв. Конфуцианские храмы «совоны». Конфуцианские ученые «саримы». Практические 7 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.19. Религиозный синкретизм и конфуцианство в Корее. Практические 7 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.20. Роль буддизма в формировании храмов и монастырей в Японии. Практические 7 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.21. Идеология дзен-буддизма в традиционных японских искусствах (каллиграфия, чайная церемония, бонсай, икебана). Практические 7 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.22. Религии стран Дальнего Востока: традиции и инновации Сам. работа 7 39 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

1.История возникновения конфуцианства в Китае.
2.Роль Конфуция в истории Китая: влияние на культуру и философию.
3.Формирование даосской религиозной традиции в Китае.
4.История развития буддизма в Китае.
5.Исторические и религиозные предпосылки формирования буддизма в Корее.
6.История конфуцианства в Корее. Конфуцианство в эпоху Самгук, в Объединенном Силла и королевстве Корё.
7.Роль религии в политической и духовной жизни Кореи в исторической ретроспективе.
8.Синтоизм и религиозные традиции Японии.
9.Буддизм в Японии VIII-XI вв. Школы японского буддизма. Роль буддийских монастырей.
10.Япония на рубеже XII-XIII вв. Источники изучения религий конца эпохи Хэйан и начала эпохи Камакура.
11.Роль конфуцианства в Китае: традиции и инновации.
12.Влияние конфуцианства на развитие образования и науки современного Китая.
13.Дао-Дэ-Цзин. История. Характеристика трактата.
14.Вклад российских китаеведов в изучении даосизма. Торчинов Е.А., Кобзев А.И., Малявин В.В., Маслов А.А., и др.
15.Даосские традиции и ритуалы в культуре современного Китая.
16.Расцвет китайского буддизма: пантеон и храмы.
17.Конфуцианские школы в периоды Трех Государств: Объединенного Силла; Корё; Чосон.
18.Конфуцианство как государственная религия Кореи в XIV – XIX вв. Конфуцианские храмы «совоны». Конфуцианские ученые «саримы».
19.Религиозный синкретизм и конфуцианство в Корее.
20.Роль буддизма в формировании храмов и монастырей в Японии.
21.Идеология дзен-буддизма в традиционных японских искусствах (каллиграфия, чайная церемония, бонсай, икебана).
22.Роль синтоизма в японском обществе.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1.Роль Конфуция в истории Китая: влияние на культуру и философию.
2.Даосские традиции и ритуалы в культуре современного Китая.
3.История развития буддизма в Китае.
4.Исторические и религиозные предпосылки формирования буддизма в Корее.
5.Синтоизм и религиозные традиции Японии.
6.Дао-Дэ-Цзин. История. Характеристика трактата.
7.Религиозный синкретизм и конфуцианство в Корее.
8.Роль буддизма в формировании храмов и монастырей в Японии.
9.Идеология дзен-буддизма в традиционных японских искусствах (каллиграфия, чайная церемония, бонсай, икебана).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС по курсу "История религий стран Дальнего Востока"
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Васильев Л.С. История Востока: учебник "Юрайт" // // Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Виноградова, Н.А. Китай, Корея, Япония: образ мира в искусстве: Сборник научных статей Прогресс-Традиция, 2010 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=105305
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. С. Колесников [и др.] ; под редакцией А. С. Колесникова История философской мысли стран Востока: Учебное пособие для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
Л2.2 Борзова Е. П., Бурдукова И. И. Культура и политические системы стран Востока: Учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Институт востоковедения РАН www.ivran.ru
Э2 Института восточных рукописей РАН www.orientalstudies.ru
Э3 Института Дальнего Востока РАН www.ifes-ras.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайт по истории древних цивилизаций, мифологии стран древнего Востока. Режим доступа: http://www.ancient-east.ru
Научная электронная библиотека ELIBRARY.RU. Режим доступа: http://www.elibrary.ru/
Российская национальная библиотека Режим доступа: http://www.nlr.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе изучения дисциплины «История религий стран Дальнего Востока» студентам предстоит актуализировать знания по истории и религи стран Дальнего Востока.Дисциплина состоит из 3 разделов, выделенных в соответствии с хронологическим и тематическим принципами.
Освоение дисциплины осуществляется в рамках аудиторных занятий (20 часов лекционных и 22 часа практических занятий) .
Работа на лекции - заключается в обсуждении контрольных вопросов, изучении рекомендованной литературы.
На практическом занятии студент должен аргументировано изложить полученные в ходе самостоятельной работы при подготовке знания, участвовать в дискуссии, отстаивать свою позицию, уметь презентовать свое выступление.
Работа с ним является обязательной для студентов. Темы ЭУМКД включают в себя вопросы для обсуждения, планы семинаров, задания для самостоятельной работы, контрольные вопросы и задания.Подготовится к лекции, семинару, выполнению самостоятельной работы помогут дополнительные материалы, расположенные в темах.Тема считается пройденной, если студент выполнил все задания для самостоятельной работы, контрольные задания и тест, расположенный в теме.
Каждый раздел завершается итоговым тестом.
Итоговая аттестация происходит в виде зачета. Итоговая оценка складывается из:
Посещаемость аудиторных занятий 5 - 10
Активность работы на занятиях 5 - 15
Самостоятельная работа студентов (через систему Moodle)25 - 50
Итоговая аттестация 15 - 25
Итоговая сумма баллов за курс 50 - 100
Общая сумма баллов и итоговая оценка
49 баллов и менее - «незачет» .
50 - 100 баллов – «зачет».
Баллы за посещаемость
Устанавливается следующее соответствие посещаемости занятий (% присутствия от общего числа аудиторных часов по данной дисциплине) баллам БРС:
менее 50% занятий - 0 баллов;
50%-85% занятий - 5 баллов;
86%-100% занятий - 10 баллов.
Проверка посещаемости осуществляется преподавателем в начале занятия.
Опоздание студента более чем на 10 минут считается пропуском занятия. Преподаватель имеет право не допускать к занятию студента, опоздавшего более чем на 10 минут.
Баллы за активность студента на занятии
Активность студента на занятии предполагает: активное обсуждение на семинарах вопросов, поднимаемых преподавателем; участие в дискуссии, успешное выступление на лекционном или семинарском занятии с презентацией и докладом по теме, одобренной преподавателем. Данный вид работы оценивается в max 3 балла за одно занятие.
Баллы за самостоятельную работу студентов через систему Moodle
0 баллов - самостоятельная работа не выполнена либо все задания выполнены на неудовлетворительную оценку;
10 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в не полном объеме (не менее 75% заданий), все работы в среднем достойны оценки не ниже хорошей;
20 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы в среднем достойны удовлетворительной оценки;
40 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы в среднем достойны хорошей оценки;
50 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы достойны отличной оценки