МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История культуры региона специализации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКорея и корейский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_Зарубежное регионоведение_КореяиКЯ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 12
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Анисимова Инна Владимировна;

Рецензент(ы):
к.и.н.., доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
История культуры региона специализации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.01 Зарубежное регионоведение (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 553)

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование представлений о культуре Китая как части мировой духовной культуры, приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям в различных областях китайской художественной культуры,
освоение художественного опыта прошлого и настоящего,
изучение общих черт и особенностей культурно-исторических периодов, выделяемых в истории Китая, феноменов духовной культуры китайского народа.
выявить и охарактеризовать основные элементы духовной культуры Китая;
Проследить эволюцию развития искусства Китая от архаической культурной традиции до современных многообразных форм;
Проанализировать процесс становления и генезиса китайской литературы от летописной традиции до современных жанров литературы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях
ОПК-4.1 Знает общественно- политические, экономические и социокультурные события и процессы в регионе специализации в их взаимосвязи с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально- государственном, региональном и локальном уровнях
ОПК-4.2 Умеет анализировать причинно-следственные связи в исследовании общественно- политических и социально- экономических событий и процессов в регионе специализации
ОПК-4.3 Способен давать характеристику и оценку политическим и социально- экономическим процессам в регионе специализации, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстом на глобальном уровне
ПК-3Способен к исследованию региональных политических и социально-экономических проблем на основе научных подходов, концепций и методов, выработанных в рамках теории международных отношений, сравнительной политологии, экономической теории.
ПК-3.1 Знает основные методологические концепции и подходы, выработанные в рамках теории международных отношений, сравнительной политологии, экономической теории
ПК-3.2 Умеет обосновывать актуальность исследования, определять объект и предмет исследования, формулировать научную проблему
ПК-3.3 Умеет составлять план исследования региональных политических и социально- экономических проблем с учетом современных научных подходов и методов
ПК-3.4 Самостоятельно готовит и представляет доклад с основными результатами исследования
ПК-4Способен составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его природных, экономико-географических, исторических, политических, правовых, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей.
ПК-4.1 Знает природные, экономико-географические, исторические, политические, правовые, социальные, экономические, демографические, лингвистические, этнические, культурные, религиозные особенности развития региона специализации
ПК-4.2 Умеет составлять комплексную характеристику региона специализации с применением современных технологий поиска, обработки и анализа информации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные этапы развития культуры Китая; современные тенденции развития китайской культуры; особенности этнокультурного развития региона специализации
3.2.Уметь:
3.2.1.определять причинно-следственные связи исторических событий, анализировать актуальные этнокультурные проблемы региона специализации; характеризовать этические концепции и религиозные традиции и обосновывать их роль в духовной культуре Китая
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами научного анализа исторических процессов; категориальным аппаратом дисциплины и способностью применять его в учебно-исследовательской деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Художественная культура Кореи
1.1. История китайского искусство в эпоху древности Лекции 8 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Искусство Китая в эпоху средневековья. Династия Мин и Цин. Лекции 8 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.3. Основные тенденции развития искусства в Китае в новое и новейшее время. Китайский постмодернизм. Лекции 8 2 Л2.1, Л1.1
1.4. Художественное наследие эпохи неолита Практические 8 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.5. Китайская живописно-теоретическая мысль: основные вехи истории развития и центральная проблематика Практические 8 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.6. Живопись эпохи Цин Практические 8 2 Л2.1, Л1.1
1.7. Развитие буддийского искусства в Китае Практические 8 2 Л2.1, Л1.1
1.8. Работа с дополнительными материалами Сам. работа 8 12 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Литература Китая
2.1. История становления китайской письменности. Древнекитайская литература Лекции 8 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Китайская литература в средние века Лекции 8 2 Л2.1, Л1.1
2.3. Развитие китайской литературы в XVII - XIX вв. Лекции 8 2 Л2.1, Л1.1
2.4. Литературная революция в Китае в начале XX в. Публицистичность китайской литературы начала XX в. Лекции 8 2 Л2.1, Л1.1
2.5. Основные тенденции развития китайской литературы (XX – начало XXI в.) Лекции 8 2 Л2.1, Л1.1
2.6. Китайская литература эпохи Хань: народные песни и дескриптивные оды «ФУ». Сыма Цянъ - первый историк Китая Практические 8 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.7. Основные направления развития поэзии в эпозху раннего средневековья. Великие танские поэты. Практические 8 2 Л2.1, Л1.1
2.8. Формирование конфуцианского канона и его место в духовной культуре Китая Практические 8 2 Л2.1, Л1.1
2.9. Тенденции развития литературного процесса XIX в. Иностранное влияние на литературный процесс в Китае. Практические 8 2 Л2.1, Л1.1
2.10. Основные тенденции развития китайской литературы в первой половине XX в. Практические 8 2 Л2.1, Л1.1
2.11. Литература эпохи культурной революции. Реставрация культуры в 70-е гг. XX в. Практические 8 2 Л2.1, Л1.1
2.12. Работа с дополнительными материалами по теме. Сам. работа 8 12 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Китайская философия
3.1. Становление и развитие китайской религиозной философии Лекции 8 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.2. Фундаментальные идеи древнекитайской философии (инь-ян, у син и др.) и ее основные школы Практические 8 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.3. Зарождение в Китае даосской философии. Место даосизма в системе официальных религиозно-идеологических ценностей. Практические 8 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.4. Работа с дополнительными материалами по теме Сам. работа 8 15 Л2.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Литературно-письменная традиция в древнем Китае.
2. «Ши цзин» и его влияние на культуру и искусство Китая.
3. Зарождение авторской поэзии: творчество Цюй Юаня.
4. Литература эпохи Хань: первые жанрово-тематические классификации.
5. Буддизм и формирование беллетристической традиции в китайской литературе.
6. Конфуцианское «движение за возрождение древности» и его влияние на китайскую литературу в эпоху Тан.
7. Становление драмы и городского романа в период династии Юань.
8. Китайская классическая и сюжетная проза.
9. Традиционная китайская драматургия. Генезис китайского театра.
10. «Движение за новую культуру» в Китае 10-20-х годов ХХ в. и его отражение в литературе и искусстве.
11. Современные китайские литераторы и их творчество.
12. Конфуцианские трактаты о ритуале (ли): «Ли цзи», «Чжоу ли», «И ли». Основные особенности их содержания, роль в китайской культуре.
13. «Ши цзин» – происхождение, состав, особенности, роль в китайской культуре.
14. Основное содержание и особенности «Шу цзина» и «Чуньцю».
15. «Хань Фэй-цзы» – основное содержание, роль в китайской культуре.
16. «Лунь юй» («Беседы и суждения») – происхождение текста, общая концепция, роль в китайской культуре.
17. «Хун лоу мэн» («Сон в Красном тереме») – авторство, главные герои, характер сюжета, особенности содержания, метафорические образы, роль в культуре Китая.
18. «Си ю цзи» («Путешествие на Запад») – авторство, главные герои, идейная основа, основные метафоры и аллегории, роль в китайской культуре.
19. «Саньго яньи» («Троецарствие») - авторство, историческая основа сюжета, главные герои, особенности их характеров; роль в китайской культуре.
20. «Шуй ху чжуань» («Речные заводи») – авторство, источники, основные герои, характер сюжета, роль в китайской культуре.
21. «Цзинь Пин Мэй» («Цветы сливы в золотой вазе») – характер содержания, главные герои, отношение к роману в Китае в разные эпохи.
22. Китайское искусство эпохи неолита: ареалы распространения и характеристика неолитических культур.
23. Основные тенденции развития китайского искусства в эпоху Шан и Чжоу
24. Китайское искусство династии Хань - формирование жанрового своеобразия.
25. Китайская живописно-теоретическая мысль: основные вехи истории развития и центральная проблематика
26. Развитие китайской эстетики. Творчество Цзун Бина (конец IV - начало V в.) «Введение в пейзажную живопись». «Законы» Се Хэ (конец V – начало VI в.).
27. Творчество Гу Кайчжи.
28. Основные тенденции развития искусства в период Смутного времени
29. Развитие китайского искусства в эпоху Тан
30. Китайское искусство в Эпоху Пяти династий и династию Сун
31. Основные направления развития китайского искусства в эпоху Юань
32. Развитие художественной традиции в эпох Мин
33. Изобразительное искусство в эпоху Цин
34. Музыка и театр в эпоху позднего средневековья
35. Живопись второй половины ХIХ - начала ХХ века.
36. Китайская простонародная картина - няньхуа.
37. Архитектурно-инженерное искусство традиционного Китая.
38. Китайское садово-парковое искусство. Основные принципы и постройки.
39. История формирования буддийского и китайско-буддийского культового изобразительного искусства. Китайско-буддийское культовое зодчество.
40. Развитие декоративно-прикладного искусства в Китае в эпоху древности.
41. Развитие декоративно-прикладного искусства в Китае в эпоху средневековья.
42. Современная живопись. Модернизм в китайском искусстве.
43. "Новый" китайский театр XX в.
44. Развитие современных видов искусства (балет, кинематография)
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Развитие афористической прозы.
2. Риторическая проза.
3. Социально-экономическое развитие Китая эпохи Тан. Предпосылки расцвета культуры.
4. Китайская живописно-теоретическая мысль
5. Этапы формирования понятийного строя китайской теории искусства. Трактат Цзун Бина (конец IV начало V в.) «Введение в пейзажную живопись». Трактат Се Хэ (конец V – начало VI в.) «Заметки о категориях старинной живописи».
6. Начальный этап формирования станковой живописи (эпоха Шести династий). Творчество Гу Кайчжи.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС по курсу "История культуры Китая" в полном объеме размещен в Электронном учебно-методическом комплексе по дисциплине на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу: http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1247
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. В. Анисимова [и др.] История Китая [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Виноградова Н.А. Искусство Китая: Учебное пособие Искусство, 1988
Л2.2 Петракова А. Е. Искусство Древнего Востока: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство «СПбКО», 2010 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт по истории древних цивилизаций, мифологии стран древнего Востока. www.ancient-east.ru
Э2 Научная электронная библиотека ELIBRARY.RU включает полнотекстовые версии и библиографические указатели статей из научных журналов по различным отраслям знаний. Режим доступа: www.elibrary.ru
Э3 Электронная библиотека восточной литературы: источники по истории и культуре древнего Египта, народов Передней Азии, древней Индии и древнего Китая eastlib.narod.ru
Э4 Российская национальная библиотека www.nlr.ru
Э5 Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова www.hist.msu.ru
Э6 Курс в Moodle "История культуры Китая" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайт по истории древних цивилизаций, мифологии стран древнего Востока. Режим доступа: http://www.ancient-east.ru
Научная электронная библиотека ELIBRARY.RU. Режим доступа: http://www.elibrary.ru/
Российская национальная библиотека Режим доступа: http://www.nlr.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе изучения дисциплины «История культуры Китая» студентам предстоит актуализировать знания по истории Китая, этнографии региона, религии Китая. Дисциплина состоит из 3 разделов, выделенных в соответствии с хронологическим и тематическим принципами.
Освоение дисциплины осуществляется в рамках аудиторных занятий (18 часов лекционных и 24 часа практических занятий) . Большое внимание уделяется самостоятельной работе студента (102 часа). Степень освоения курса зависит от успехов студента при подготовке и выполнении парктических заданий, умении рационально огранизовать свое учебное время.
Работа на лекции - заключается в обсуждении контрольных вопросов, изучении рекомендованной литературы.
На практическом занятии студент должен аргументировано изложить полученные в ходе самостоятельной работы при подготовке знания, участвовать в дискуссии, отстаивать свою позицию, уметь презентовать свое выступление.
Web - сопровождением аудиторных занятий является электорнный учебно-методический комплекс дисциплины, расположенный по адресу: http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1247
Работа с ним является обязательной для студентов. Темы ЭУМКД включают в себя вопросы для обсуждения, планы семинаров, задания для самостоятельной работы, контрольные вопросы и задания.Подготовится к лекции, семинару, выполнению самостоятельной работы помогут дополнительные материалы, расположенные в темах.Тема считается пройденной, если студент выполнил все задания для самостоятельной работы, контрольные задания и тест, расположенный в теме.
Каждый раздел завершается итоговым тестом.
Итоговая аттестация происходит в виде зачета. Итоговая оценка складывается из:
Посещаемость аудиторных занятий 5 - 10
Активность работы на занятиях 5 - 15
Самостоятельная работа студентов (через систему Moodle)25 - 50
Итоговая аттестация 15 - 25
Итоговая сумма баллов за курс 50 - 100
Общая сумма баллов и итоговая оценка
49 баллов и менее - «незачет» .
50 - 100 баллов – «зачет».
Баллы за посещаемость
Устанавливается следующее соответствие посещаемости занятий (% присутствия от общего числа аудиторных часов по данной дисциплине) баллам БРС:
менее 50% занятий - 0 баллов;
50%-85% занятий - 5 баллов;
86%-100% занятий - 10 баллов.
Проверка посещаемости осуществляется преподавателем в начале занятия.
Опоздание студента более чем на 10 минут считается пропуском занятия. Преподаватель имеет право не допускать к занятию студента, опоздавшего более чем на 10 минут.
Баллы за активность студента на занятии
Активность студента на занятии предполагает: активное обсуждение на семинарах вопросов, поднимаемых преподавателем; участие в дискуссии, успешное выступление на лекционном или семинарском занятии с презентацией и докладом по теме, одобренной преподавателем. Данный вид работы оценивается в max 3 балла за одно занятие.
Баллы за самостоятельную работу студентов через систему Moodle
0 баллов - самостоятельная работа не выполнена либо все задания выполнены на неудовлетворительную оценку;
10 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в не полном объеме (не менее 75% заданий), все работы в среднем достойны оценки не ниже хорошей;
20 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы в среднем достойны удовлетворительной оценки;
40 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы в среднем достойны хорошей оценки;
50 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы достойны отличной оценки