МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История русско-китайских отношений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_ЗР-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
Препод., Коровниченко А.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
История русско-китайских отношений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.01 Зарубежное регионоведение (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 553)

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «История русско-китайских отношений» является формирование у студентов комплексного представления о истории взаимоотношений России и Китая с XVII до начала XX вв., способности анализировать меняющийся контекст этих отношений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен выделять, систематизировать и интерпретировать содержательно значимые эмпирические данные из потоков информации, а также смысловые конструкции в оригинальных текстах и источниках по профилю деятельности
ОПК-3.1 Использует методики систематизации и статистической обработки потоков информации, интерпретации содержательно значимых эмпирических данных по региональной проблематике
ОПК-3.2 Выделяет смысловые конструкции в первичных источниках и оригинальных текстах с использованием основного набора прикладных методов
ОПК-4Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях
ОПК-4.1 Дает характеристику и оценку общественно-политическим и социально- экономическим событиям и процессам в экономическом, социальном и культурно- цивилизационном контекстах, а также в их взаимосвязанном комплексе
ОПК-4.2 Выявляет объективные тенденции и закономерности развития акторов на глобальном, макрорегиональном, национально- государственном, региональном и локальном уровнях
ОПК-4.3 Находит причинно- следственные связи и взаимозависимости между общественно-политическими и социально-экономическими процессами и явлениями
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные события в становлении и развитии российско-китайских отношений в XVII – нач. XX вв., причины и факторы развития двусторонних отношений, основные направления сотрудничества, имеющиеся проблемы и противоречия
3.2.Уметь:
3.2.1.определять причинно-следственные связи исторических событий, уметь анализировать актуальные сюжеты истории русско-китайских отношений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами научного анализа исторических процессов; категориальным аппаратом дисциплины и способностью применять его в учебно-исследовательской деятельности и учебно-организационной работе

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Внешняя политика и дипломатия императорского Китая
1.1. Внешняя политика и дипломатия императорского Китая Лекции 5 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.2. Стратегемная дипломатия императорского Китая Практические 5 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.3. Традиционная дипломатия Китая (ритуалы, традиции, практики) Сам. работа 5 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Установление первых контактов русского государства с Китаем (первая половина XVII века)
2.1. Установление первых контактов русского государства с Китаем(первая половина XVII века) Лекции 5 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.2. Российско-китайские отношения в XVII в Практические 5 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.3. Посольство Ф. И. Головина. Нерчинский договор 1689 г. Посольство И. Петлина в Минский Китай Сам. работа 5 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Русско-китайские отношения во второй половине XVII в.
3.1. Русско-китайские отношения во второй половине XVII в. Лекции 5 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
3.2. Русско-китайские отношения на рубеже 17-18 вв. Кяхтинский договор Практические 5 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
3.3. Становление русско-китайской торговли Сам. работа 5 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Российско-китайские отношения в первой половине ХVIII
4.1. Российско-китайские отношения в первой половине ХVIII Лекции 5 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
4.2. Джунгаро-цинские отношения и политика России (конец XVII – начало XVIII вв.) Сам. работа 5 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Разгром цинской империей джунгарского ханства и сближение России и Китая в Центральной Азии
5.1. Разгром Цинской империи Джунгарского ханства и сближение владений России и Китая в Центральной Азии Лекции 5 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
5.2. Разгром Цинской империи Джунгарского ханства и позиция России Практические 5 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
5.3. Джунгаро-цинская война 1729-1733 гг. и первые посольства Цинской империи в Россию Сам. работа 5 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Русско-китайские отношения в конце ХVIII – первой половине XIX вв.
6.1. Русско-китайские отношения в конце ХVIII – первой половине XIX вв. Лекции 5 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
6.2. Взаимоотношения Россия и Китая во второй половине XVIII – начале XIX вв. Практические 5 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
6.3. Миссия Ю. А. Головкина в Китай и причины ее неудачи Сам. работа 5 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 7. Завершение разграничения между Россией и Китаем на Дальнем Востоке
7.1. Завершение разграничения между Россией и Китаем на Дальнем Востоке Лекции 5 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
7.2. Опиумные войны» против Китая и позиция России Сам. работа 5 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 8. Россия и Китай в Центральной Азии (вторая половина XIX века)
8.1. Восстания в Синьцзяне в 1860-1870 –е гг. и позиция России Сам. работа 5 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 9. Раздел Китая на «сферы влияния» и позиция России (конец XIX – нач. XX вв.)
9.1. Раздел Китая на «сферы влияния» и позиция России (конец XIX – нач. XX вв.) Лекции 5 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
9.2. Илийский кризис». Ливадийский и Петербургский договоры Сам. работа 5 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
9.3. Русско-китайский договор 1896 года. Сам. работа 5 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
9.4. Восстание ихэтуаней в Китае и занятие русскими войсками Маньчжурии Сам. работа 5 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 10. Русско-китайские отношения накануне и в период синьхайской революции
10.1. Русско-китайские отношения накануне и в период синьхайской революции Практические 5 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
10.2. Синьхайская революция в Китае и поддержка Россией национально-освободительного движения в Монголии и Синьцзяне. Сам. работа 5 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. В. Анисимова [и др.] История Китая [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л1.2 Батюк В.И. ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Власов Н.А. - Отв. ред. ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Муратшина К. Г. ; под науч. ред. Михайленко В.И. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНЦЕ XX — НАЧАЛЕ XXI ВЕКОВ 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Дацышен В. Г. История российско-китайских отношений в конце XIX – начале ХХ вв.: Научные монографии Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Институт Дальнего Востока Российской Академии Наук www.ifes-ras.ru
Э2 Научная электронная библиотека elibrary.ru
Э3 "Восточная литература". Документы. Китай www.vostlit.info
Э4 Курс в Moodle "История русско-китайских отношений" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Институт Дальнего Востока Российской Академии Наук. Режим доступа: http://www.ifes-ras.ru/
Научная электронная библиотека. Режим доступа: http://elibrary.ru
"Восточная литература". Документы. Китай. Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/china.htm

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
306бМ специализированная аудитория востоковедения для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; ЖК Телевизор LG - 1 шт.; колонки J- 530 AV MULTI-MEDIA -2 шт.; наглядные материалы для каллиграфии (кисточки, чернила, бумага) - 1 шт.; национальные китайские костюмы - 5 шт.; свитки китайские - 2 шт.; учебно-наглядные пособия и литература; карты

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану, определяемому РПД.
Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.
При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае.
Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний.