Закреплена за кафедрой | Кафедра востоковедения |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.01. Зарубежное регионоведение |
Профиль | Китай и китайский язык |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_01_ЗР-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 12 | 12 | 12 | 12 |
Сам. работа | 44 | 44 | 44 | 44 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра востоковедения
Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины «История русско-китайских отношений» является формирование у студентов комплексного представления о истории взаимоотношений России и Китая с XVII до начала XX вв., способности анализировать меняющийся контекст этих отношений. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.4 |
ОПК-3 | Способен выделять, систематизировать и интерпретировать содержательно значимые эмпирические данные из потоков информации, а также смысловые конструкции в оригинальных текстах и источниках по профилю деятельности |
ОПК-3.1 | Использует методики систематизации и статистической обработки потоков информации, интерпретации содержательно значимых эмпирических данных по региональной проблематике |
ОПК-3.2 | Выделяет смысловые конструкции в первичных источниках и оригинальных текстах с использованием основного набора прикладных методов |
ОПК-4 | Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях |
ОПК-4.1 | Дает характеристику и оценку общественно-политическим и социально- экономическим событиям и процессам в экономическом, социальном и культурно- цивилизационном контекстах, а также в их взаимосвязанном комплексе |
ОПК-4.2 | Выявляет объективные тенденции и закономерности развития акторов на глобальном, макрорегиональном, национально- государственном, региональном и локальном уровнях |
ОПК-4.3 | Находит причинно- следственные связи и взаимозависимости между общественно-политическими и социально-экономическими процессами и явлениями |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные события в становлении и развитии российско-китайских отношений в XVII – нач. XX вв., причины и факторы развития двусторонних отношений, основные направления сотрудничества, имеющиеся проблемы и противоречия |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | определять причинно-следственные связи исторических событий, уметь анализировать актуальные сюжеты истории русско-китайских отношений |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | методами научного анализа исторических процессов; категориальным аппаратом дисциплины и способностью применять его в учебно-исследовательской деятельности и учебно-организационной работе |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Внешняя политика и дипломатия императорского Китая | ||||||
1.1. | Внешняя политика и дипломатия императорского Китая | Лекции | 5 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
1.2. | Стратегемная дипломатия императорского Китая | Практические | 5 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
1.3. | Традиционная дипломатия Китая (ритуалы, традиции, практики) | Сам. работа | 5 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 2. Установление первых контактов русского государства с Китаем (первая половина XVII века) | ||||||
2.1. | Установление первых контактов русского государства с Китаем(первая половина XVII века) | Лекции | 5 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
2.2. | Российско-китайские отношения в XVII в | Практические | 5 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
2.3. | Посольство Ф. И. Головина. Нерчинский договор 1689 г. Посольство И. Петлина в Минский Китай | Сам. работа | 5 | 4 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 3. Русско-китайские отношения во второй половине XVII в. | ||||||
3.1. | Русско-китайские отношения во второй половине XVII в. | Лекции | 5 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
3.2. | Русско-китайские отношения на рубеже 17-18 вв. Кяхтинский договор | Практические | 5 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
3.3. | Становление русско-китайской торговли | Сам. работа | 5 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 4. Российско-китайские отношения в первой половине ХVIII | ||||||
4.1. | Российско-китайские отношения в первой половине ХVIII | Лекции | 5 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
4.2. | Джунгаро-цинские отношения и политика России (конец XVII – начало XVIII вв.) | Сам. работа | 5 | 4 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 5. Разгром цинской империей джунгарского ханства и сближение России и Китая в Центральной Азии | ||||||
5.1. | Разгром Цинской империи Джунгарского ханства и сближение владений России и Китая в Центральной Азии | Лекции | 5 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
5.2. | Разгром Цинской империи Джунгарского ханства и позиция России | Практические | 5 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
5.3. | Джунгаро-цинская война 1729-1733 гг. и первые посольства Цинской империи в Россию | Сам. работа | 5 | 4 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 6. Русско-китайские отношения в конце ХVIII – первой половине XIX вв. | ||||||
6.1. | Русско-китайские отношения в конце ХVIII – первой половине XIX вв. | Лекции | 5 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
6.2. | Взаимоотношения Россия и Китая во второй половине XVIII – начале XIX вв. | Практические | 5 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
6.3. | Миссия Ю. А. Головкина в Китай и причины ее неудачи | Сам. работа | 5 | 4 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 7. Завершение разграничения между Россией и Китаем на Дальнем Востоке | ||||||
7.1. | Завершение разграничения между Россией и Китаем на Дальнем Востоке | Лекции | 5 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
7.2. | Опиумные войны» против Китая и позиция России | Сам. работа | 5 | 4 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 8. Россия и Китай в Центральной Азии (вторая половина XIX века) | ||||||
8.1. | Восстания в Синьцзяне в 1860-1870 –е гг. и позиция России | Сам. работа | 5 | 4 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 9. Раздел Китая на «сферы влияния» и позиция России (конец XIX – нач. XX вв.) | ||||||
9.1. | Раздел Китая на «сферы влияния» и позиция России (конец XIX – нач. XX вв.) | Лекции | 5 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
9.2. | Илийский кризис». Ливадийский и Петербургский договоры | Сам. работа | 5 | 4 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
9.3. | Русско-китайский договор 1896 года. | Сам. работа | 5 | 4 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
9.4. | Восстание ихэтуаней в Китае и занятие русскими войсками Маньчжурии | Сам. работа | 5 | 4 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 10. Русско-китайские отношения накануне и в период синьхайской революции | ||||||
10.1. | Русско-китайские отношения накануне и в период синьхайской революции | Практические | 5 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
10.2. | Синьхайская революция в Китае и поддержка Россией национально-освободительного движения в Монголии и Синьцзяне. | Сам. работа | 5 | 4 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета. Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически. Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | И. В. Анисимова [и др.] | История Китая [Электронный ресурс]: учеб. пособие | АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | Батюк В.И. | ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.3 | Власов Н.А. - Отв. ред. | ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Муратшина К. Г. ; под науч. ред. Михайленко В.И. | МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНЦЕ XX — НАЧАЛЕ XXI ВЕКОВ 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Дацышен В. Г. | История российско-китайских отношений в конце XIX – начале ХХ вв.: Научные монографии | Директ-Медиа, 2014 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Институт Дальнего Востока Российской Академии Наук | www.ifes-ras.ru | ||
Э2 | Научная электронная библиотека | elibrary.ru | ||
Э3 | "Восточная литература". Документы. Китай | www.vostlit.info | ||
Э4 | Курс в Moodle "История русско-китайских отношений" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Институт Дальнего Востока Российской Академии Наук. Режим доступа: http://www.ifes-ras.ru/ Научная электронная библиотека. Режим доступа: http://elibrary.ru "Восточная литература". Документы. Китай. Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/china.htm |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
306бМ | специализированная аудитория востоковедения для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; ЖК Телевизор LG - 1 шт.; колонки J- 530 AV MULTI-MEDIA -2 шт.; наглядные материалы для каллиграфии (кисточки, чернила, бумага) - 1 шт.; национальные китайские костюмы - 5 шт.; свитки китайские - 2 шт.; учебно-наглядные пособия и литература; карты |
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану, определяемому РПД. Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос. При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае. Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний. |