МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История Китая

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость9 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_ЗР-2020
Часов по учебному плану 324
в том числе:
аудиторные занятия 124
самостоятельная работа 119
контроль 81
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1, 2, 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) Итого
Недель 16 20,5 16
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 26 26 22 22 24 24 72 72
Практические 14 14 18 18 20 20 52 52
Сам. работа 41 41 41 41 37 37 119 119
Часы на контроль 27 27 27 27 27 27 81 81
Итого 108 108 108 108 108 108 324 324

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Анисимова И.В.;к.и.н., доцент, Бочкарева И.Б.;к.и.н., доцент, Глазунов Д.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
История Китая

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.01 Зарубежное регионоведение (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 553)

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса - определение и характеристика основных этапов исторического развития Китая; выявление и анализ основных закономерностей и тенденциий развития государства и общества Китая; формирование у студентов комплексного представления о культурно-историческом своеобразии Китая, роли и места китайской цивилизации в мировой истории.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен выделять, систематизировать и интерпретировать содержательно значимые эмпирические данные из потоков информации, а также смысловые конструкции в оригинальных текстах и источниках по профилю деятельности
ОПК-3.1 Использует методики систематизации и статистической обработки потоков информации, интерпретации содержательно значимых эмпирических данных по региональной проблематике
ОПК-3.2 Выделяет смысловые конструкции в первичных источниках и оригинальных текстах с использованием основного набора прикладных методов
ОПК-4Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях
ОПК-4.1 Дает характеристику и оценку общественно-политическим и социально- экономическим событиям и процессам в экономическом, социальном и культурно- цивилизационном контекстах, а также в их взаимосвязанном комплексе
ОПК-4.2 Выявляет объективные тенденции и закономерности развития акторов на глобальном, макрорегиональном, национально- государственном, региональном и локальном уровнях
ОПК-4.3 Находит причинно- следственные связи и взаимозависимости между общественно-политическими и социально-экономическими процессами и явлениями
УК-1Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные этапы исторического развития региона специализации; хронологию ключевых событий по истории региона специализации; исторические факты, события, процессы и явления; специфику и содержание социально-политических и социально-экономических процессов в регионе специализации;
основные достижения и символы материальной и духовной культуры региона специализации.
3.2.Уметь:
3.2.1.квалифицированно пользоваться историческими источниками и научной литературой; грамотно использовать понятийный и категориальный аппарат дисциплины; квалифицированно пользоваться историческими картами; апеллировать к основным категориям дисциплины.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками исторического исследования; комплексными представлениями об основных этапах исторического развития региона специализации; категориальным аппаратом дисциплины и способностью применять его в учебно-исследовательской деятельности; навыками работы с историческими источниками и картами; навыками самостоятельного анализа и интерпретации сложных исторических событий и процессов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История древнего Китая
1.1. ВВодная. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе. Лекции 1 2 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.2. Роль природного фактора в становлении и развитии цивилизаций Практические 1 2 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.3. Анализ состояния современной историографии истории древнего Китая Сам. работа 1 10 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.4. Источники и историография истории древнего Китая Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
1.5. Возникновение китайской цивилизации. Неолитические культуры на территории древнего Китая. Китай в период правления династии Шан-Инь Лекции 1 2 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.6. Формирование децентрализованной системы управления в эпоху Западного Чжоу Лекции 1 4 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.7. Социально-экономическое развитие Китая в эпоху Чжоу Практические 1 2 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.8. Работа с источником: Отражение исторических событий в "Книге песен" Сам. работа 1 6 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.9. Китай эпохи Восточное Чжоу. Изменение геополитической ситуации в период «Чуньцю» и «Чжаньго» Лекции 1 4 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.10. Реформы Шан Яна и возвышение царства Цинь Практические 1 2 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.11. Философские школы древнего Китая Лекции 1 4 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.12. Конфуцианство: основные понятия и принципы Практические 1 2 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.13. Работа с источником: развитие конфуцианской философии в "Лунь юй" Сам. работа 1 10 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.14. Империя Цинь – первое централизованное государство в Китае Лекции 1 2 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.15. Китай в эпоху империи Цинь Практические 1 2 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.16. Работа с источником: Портрет императора Цинь Шихуанди в работе Сыма Цяня Сам. работа 1 6 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.17. Эпоха Старшей Хань. Укрепление конфуцианской идеологии в государственном управлении Лекции 1 4 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.18. Социально-экономическое и политическое развитие Китая в эпоху Младшая Хань Лекции 1 2 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.19. Культура Древнего Китая Лекции 1 2 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.20. Восстание "желтых повязок" и крах империи Хань Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
1.21. Подготовка к промежуточной аттестации Сам. работа 1 9 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
Раздел 2. История Китая в средние века
2.1. Общая характеристика курса: Китай и всемирно-исторический процесс Лекции 2 2 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.2. Империи классического типа: Суй и Тан Лекции 2 4 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.3. Социокультурные аспекты развития китайского общества в средние века Лекции 2 2 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.4. Китай в X-XV вв. Лекции 2 4 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.5. Позднесредневековый Китай (Минская империя) Лекции 2 4 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.6. Образование и развитие Цинской империи Лекции 2 4 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.7. Китай и европейские страны в XVI-XIX вв. Лекции 2 2 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.8. Понятие "Восток" и "Запад" в истории стран Азии и Африки Сам. работа 2 10 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.9. Китай на рубеже древности и средневековья (III-VI вв.) Практические 2 4 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.10. Общество и государство в танско-сунское время Практические 2 4 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.11. Складывание традиционного китайского типа имперского управления Сам. работа 2 7 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.12. Китай и окружающий мир в средневековое время Практические 2 4 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.13. Крестьянская война 1628 - 1647 гг. Сам. работа 2 6 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.14. Крестьянская война 1796 - 1804 гг. Сам. работа 2 6 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.15. Китай и европейские страны в XVI-XIX вв. Практические 2 6 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.16. Подготовка к терминологическому диктанту Сам. работа 2 12 Л2.3, Л1.1
Раздел 3. История Китая в новое и новейшее время
3.1. Складывание колониальной системы. Теоретические подходы к изучению истории Ки тая в новое и новешее время Лекции 3 2 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
3.2. Первая «опиумная война» и ее результаты». Вторая «опиумная» война. Начало превращения Китая в полуколонию Лекции 3 4 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
3.3. Начало восстания. Провозглашение «Тайпин Тяньго». Социально-экономическая политика тайпинов. Практические 3 2 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
3.4. Хун Жэньган и его «Сочинение в помощь управлению». Причины поражения и историческое значение восстания тайпинов Практические 3 2 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
3.5. Письменная работа "Хун Жэньган и его «Сочинение в помощь управлению». Подготовка к семинару Сам. работа 3 12 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
3.6. Складывание реформаторского течения в общественно-политической жизни Китая. «100 дней» реформ. Революционное движение в общественной жизни Китая. Три принципа Сунь Ятсена Лекции 3 4 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
3.7. Учанское восстание в октябре 1911 г. Противостояние революционного и цинского лагеря. Итоги и значение Синьхайской революции Практические 3 4 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
3.8. Подготовка к семинару. Самостоятельно изучение вопроса "Попытка восстановления монархии Юань Шикаем" Сам. работа 3 6 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
3.9. Внутриполитическое и международное положение Китая в годы первой мировой войны Лекции 3 2 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
3.10. Складывание революционной базы на юге Китая. Создание единого фронта Гоминьдана и КПК Практические 3 2 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
3.11. Социально-экономическая политика Гоминьдана. Международное положение Китая и внешняя политика ГМД .Советское движение в Китае. Гражданская война ГМД и КПК Лекции 3 2 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
3.12. Революция 1925-1927 гг. Практические 3 2 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
3.13. Образование единого национального антияпонского фронта. Начало войны с Японией. Наступательные действия Японии в 1937-1938 гг. Японо-китайская война в контексте Второй мировой войны.Военно-политическая обстановка в Китае после капитуляции Японии. Лекции 3 4 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
3.14. Гражданская война между ГМД и КПК. Причины поражения ГМД Практические 3 2 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
3.15. Реформы КПК в восстановительный период (1949-1952. Начало индустриализации КНР и переход к социалистическим преобразованиям (1953-1957) Лекции 3 2 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
3.16. КНР в период «большого скачка» и «коммунизации деревни». Практические 3 2 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
3.17. Цели культурной революции. Первый этап (1966-1969) Практические 3 2 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
3.18. Второй и третий периоды культурной революции. Итоги, значение. Практические 3 2 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
3.19. Цели и принципы экономических реформ. Политический кризис конца 1980-х гг. и его последствия Лекции 3 4 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
3.20. Подготовка к промежуточной аттестации Сам. работа 3 19 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Раздел 1.
1. Цивилизация как новый этап в историческом развитии человечества. Особенности развития китайской цивилизации.
2. Своеобразие источниковой базы по истории Древнего Китая. Эпиграфические и археологические данные.
3. Письменные памятники по истории Древнего Китая.
4. «Исторические записки» Сыма Цяна – как исторический источник по истории Древнего Китая.
5. Историография истории Древнего Китая.
6. Периодизация истории Древнего Китая. Природные условия и антропогенез народов Китая. Неолитические культуры Китая.
7. Проблема государства Ся. Протогосударство Шан. Установление династии Шан.
8. Социально–экономическое развитие Китая периода Шан–Инь.
9. Политическое развитие шанского общества. Упадок иньского государства.
10. Установление династии Чжоу. Период Западного Чжоу. Правление Чжоу–гуна.
11. Политическая организация Западного Чжоу. Система уделов.
12. Социально–экономическое развитие Китая в период Западного Чжоу.
13. Кризис политической власти в чжоуском Китае в IX–VIII вв. до н.э.
14. Правление Восточного Чжоу. Особенности периода «Чуньцю».
15. Царство Ци в политической жизни «Чуньцю». Правление Хуань–гуна.
16. Усиление царства Цзинь. Изменения в социально–политической структуре в период «Чуньцю».
17. Особенности политического развития Китая в период «Чжаньго».
18. Усиление царства Цинь. Правление Сяо-гуна.
19. Реформы Шан Яна и их значение.
20. Социально–экономическое развитие периода Чжаньго.
21. Развитие древнекитайской философской мысли. Учение Мо Ди, легизм.
22. Жизненный путь Конфуция.
23. Конфуцианство как этическое учение. Понятие «дао» в конфуцианстве.
24. Учение о государстве и обществе в конфуцианстве.
25. Философский даосизм. Категория «дао» в даосской философии.
26. Политическая борьба в Китае в III в до н.э. Образование первого централизованного государства в Китае – империи Цинь.
27. Правление Цинь Шихуана. Формирование основных направлений внешней политики.
28. Внутренняя политика Цинь Шихуана. Административные реформы. Экономические и правовые мероприятия. Политический кризис империи Цинь.
29. Приход к власти династии Хань. Правление Лю Бана.
30. Династия Хань при приемниках Лю Бана. Правление Вэнь–Ди.
31. Усиление династии Хань при императоре У–Ди.
32. Внешняя политика императора У-Ди.
33. Кризис ханьского Китая после смерти У-Ди. Реформы Ван Мана и династия Синь.
34. Восстания в I в. н.э. и становление Младшей Хань.
35. Младшая Хань в правление Гуан У-Ди. Особенности социально-экономического развития.
36. Основные направления внешней политики Младшей Хань.
37. Политический кризис II в. Борьба «ученых» и «евнухов».
38. Восстание «желтых повязок» и падение династии Хань.
39. Роль народных восстаний в истории древнего Китая.
40. Древнекитайская письменность и ее эволюция. Литература древнего Китая.
41. Развитие научных знаний в Древнем Китае.
42. Искусство Древнего Китая: музыка, живопись, архитектура, скульптура. Основные принципы и стили. Мифология и религия Древнего Китая.
Раздел 2.
1. Современные концепции «восточного феодализма».
2. Понятие «азиатский способ производства».
3. Теории цивилизаций и всемирноисторический процесс.
4. Идеология и религия срединного государства.
5. Политическое развитие Китая в III – IV вв.
6. Социальное и экономическое развитие Китая в III – VI вв.
7. Вторая конфуцианская империя: Танский Китай.
8. Экономические основы Танской династии (Надельная система в Китае).
9. Социальная структура Танского Китая.
10. Гибель династии Тан: военный и экономический аспекты.
11. Политическое развитие Китая в сунский период.
12. Город и село сунского Китая.
13. Реформы Ван Аньши.
14. Эволюция социальной системы в эпоху Сун.
15. Завоевание Китая монголами. Китай под властью династии Юань.
16. Особенности развития Китайской государственности в средние века.
17. Реформы Чжу Юаньчжана и политическое развитие Мин.
18. Реформаторское и крестьянское движение в эпоху Мин.
19. Маньчжуры и маньчжурские завоевания в XVII в.
20. Эпоха Канси – Цяньлунь
21. Кризис Цинского Китая в первой половине XIX в.
Раздел 3.
1. «Опиумные войны»: причины, события, итоги.
2. Колониализм как историческое явление
3. Основные теоретические подходы к изучению истории колониального Востока
4. Первая «Опиумная война» и ее последствия.
5. Вторая «опиумная война» и начало превращения Китая в полуколонию
6. Причины восстания тайпинов и их идеология.
7. Социально-экономическая политика тайпинов в первый период восстания.
8. Раскол в лагере тайпинов. Возвышение Хун Женьгана и его реформы. Причины поражения и значение восстания.
9. Политика «самоусиления» и ее результаты. 1860-1895 гг.
10. Усиление натиска капиталистических держав на Китай в конце XIX в. Раздел Китая на сферы влияния.
11. Зарождение буржуазно-реформаторского движения. Кан Ювэй и «Сто дней реформ»
12. Восстание ихэтуаней.
13. «Новая политика» Цинов
14. Особенности становления капитализма в Китае в конце ХIХ - начале ХХ вв.
15. Революционное движение в Китае в конце ХIХ - нач. XX в. Сунь Ятсен.
16. Расстановка социально-политических сил накануне и на начальном этапе (октябрь 1911 – апрель 1912 г.) Синьхайской революции.
17. Перегруппировка политических сил. Борьба Сунь Ятсена против диктатуры Юань Шикая. Итоги и значение Синьхайской революции
18. Государственный переворот и попытка восстановления монархии Юань Шикаем.
19. Китай в годы Первой мировой войны. Милитаризм. «Движение 4 мая» 1919 г.
20. Зарождение коммунистического движения в Китае. I-III съезды Коммунистической партии Китая.
21. Создание революционной базы на юге Китая. Реорганизация гоминьдана и образование единого фронта гоминьдана и КПК.
22. Начало революции 1925-1927 гг. в Китае. Ее характер и особенности.
23. Северный поход НРА. Распад единого национального фронта. Итоги и значение революции.
24. Установление гоминьдановского режима в Китае. Социально-экономическая политика гоминьдана в 1927-1937 гг.
25. Внешняя политика и международное положение Китая в 1927-1937 гг.
26. Советское движение в Китае 1927-1936 гг.
27. Формирование антияпонского фронта гоминьдана и КПК. Начало японской агрессии против Китая в 1937 г. и международное положение страны.
28. Взаимоотношения Гоминьдана и КПК в годы второй мировой войны.
29. Политическая обстановка в Китае после окончания Второй мировой войны. Соотношение сил ГМД и КПК. Попытка мирного объединения страны.
30. Гражданская война между КПК и ГМД. Победа Народной революции в Китае в 1949 г.
31. Образование КНР и начало модернизации экономики (восстановительный период).
32. Начало строительства основ социализма в Китае в 1953-1957 гг.
33. Курс «Трех красных знамен» на ускорение строительства коммунизма в Китае. «Большой скачек».
34. Коммунизация деревни и ее итоги. Преодоление последствий курса «Трех красных знамен», переход к политике урегулирования.
35. Причины и начало «Культурной революции» в Китае. Первый этап культурной революции.
36. Второй и третий этапы «Культурной революции» кампании: «Кампания критики Линь Бяо и Конфуция», Кампания «критики Дэн Сяопина»
37. Внутриполитическое развитие Китая после «культурной революции». Возвышение Дэн Сяопина.
38. Начало экономических реформ в Китае. Стратегия и тактика.
39. Политический кризис в КНР в конце 1980- гг. и позиция КПК.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Портрет императора Цинь Ши-Хуанди по «Историческим запискам» Сыма Цяня.
2. Развитие научных знаний в Древнем Китае
3. «Кочевые народы» во внешней политике Древнего Китая.
4. Традиции летописания в Древнем Китае.
5. Социокультурные аспекты китайского общества в средневековье.
6. Политическое развитие династий Суй и Тан.
7. Китай эпохи Сун.
8. Особенности развития Китайской государственности в средние века.
9. Реформаторское движение в эпоху Мин. Реформаторство как неотъемлемая черта китайской истории.
10. Манчжуры в XVII в. Завоевание манчжурами Китая.
11. «Опиумные войны»: причины, события, итоги.
12. «Традиционное» и «современное» в проекте реформ Хун Жэньгана
13. Эволюция трех принципов Сунь Ятсена
14. Политика «Трех красных знамен» – курс ускоренного строительства социализма с китайской спецификой.
15. Особенности «рыночного социализма» с китайской спецификой.
16. Экономические реформы в Китае в 80-90-е гг. ХХ в.: стратегия, тактика, итоги.
17. Основные проблемы современного Китая.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. В. Анисимова [и др.] История Китая [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л1.2 Л. С. Васильев. — ИСТОРИЯ ВОСТОКА В 2 Т. ТОМ 2 В 2 КН. КНИГА 1 6-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Л. С. Васильев. — ИСТОРИЯ ВОСТОКА В 2 Т. ТОМ 2 В 2 КН. КНИГА 2 6-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Васильев Л.С. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Васильев Л.С. ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ. СЕРЕДИНА XIX - СЕРЕДИНА XX ВЕКА. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 АлтГУ, Исторический факультет, Кафедра востоковедения История Китая (III - первая половина XIX в.): программа и учеб.-метод. указания для студентов вузов, обучающихся по направлению 032000 "Зарубежное регионоведение" Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ] www.nlr.ru
Э2 Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова http://www.hist.msu.ru/ER/index.html www.hist.msu.ru
Э3 Институт Дальнего Востока РАН: http://www.ifes-ras.ru
Э4 Курс в Moodle "История Китая" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ]
Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/ER
Институт Дальнего Востока РАН: http://www.ifes-ras.ru
Научная электронная библиотека КиберЛенинка URL: cyberleninka.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе изучения дисциплины «История региона специализации» студентам предстоит сформировать комплексное представление об основных этапах развития региона специализации. Дисциплина состоит из 3 разделов, выделенных в соответствии с хронологическим и принципами (древний, средневековый и современный (новое и новейшее время) Китай).
Освоение дисциплины осуществляется в рамках аудиторных занятий (72 часов лекционных и 52 часа практических занятий). Большое внимание уделяется самостоятельной работе студента (119 часов). Степень освоения курса зависит от успехов студента при подготовке и выполнении практических заданий, умении рационально огранизовать свое учебное время.
Работа на лекции - заключается в обсуждении контрольных вопросов, изучении рекомендованной литературы.
На практическом занятии студент должен аргументировано изложить полученные в ходе самостоятельной работы при подготовке знания, участвовать в дискуссии, отстаивать свою позицию, уметь презентовать свое выступление.
Сопровождением аудиторных занятий является электорнный учебно-методический комплекс дисциплины "История региона специализации" в полном объеме размещен в Электронном учебно-методическом комплексе по дисциплине на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6937
Работа с ним является обязательной для студентов. Темы ЭУМКД включают в себя вопросы для обсуждения, планы семинаров, задания для самостоятельной работы, контрольные вопросы и задания. Подготовится к лекции, семинару, выполнению самостоятельной работы помогут дополнительные материалы, расположенные в темах. Тема считается пройденной, если студент выполнил все задания для самостоятельной работы, контрольные задания и тест, расположенный в теме. Каждый раздел завершается экзаменом.