МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в мировое комплексное регионоведение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_ЗР-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Анисимова И.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Введение в мировое комплексное регионоведение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.01 Зарубежное регионоведение (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 553)

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Лысенко Ю.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Лысенко Ю.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов целостного представления о тенденциях, закономерностях и взаимосвязи политико-экономических и социокультурных процессов, глобализации и регионолизации в современном мире; получение знаний о принципах междисциплинарного подхода к исследованию региона; выявление общего и особенного в экономическом и социально-политическом развитии регионов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях
ОПК-4.1 Дает характеристику и оценку общественно-политическим и социально- экономическим событиям и процессам в экономическом, социальном и культурно- цивилизационном контекстах, а также в их взаимосвязанном комплексе
ОПК-4.2 Выявляет объективные тенденции и закономерности развития акторов на глобальном, макрорегиональном, национально- государственном, региональном и локальном уровнях
ОПК-4.3 Находит причинно- следственные связи и взаимозависимости между общественно-политическими и социально-экономическими процессами и явлениями
УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно- исторической обусловленности
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия и термины мирорвого комплексного регионоведения; основные научные теории и подходы в регионоведении; научные классификации регионов; особеннности общественно-политического и социально-экономического развития регионов мира; факторы регионализации; основные константы межкультурного разнообразия; основные формы и направления региональной интеграции
3.2.Уметь:
3.2.1.проводить сравнительную характеристику регинов мира; проводить комплексный анализ общественно-политического и социально-экономического развития региона; применять методы и методику регионалистических исследований; выявлять общее и сособенное в историческом развитии регионов мира
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть понятийным аппаратом курса; методикой региональных исследований; иметь навыки работы в многонациональном коллективе; применять полученные знания в научной и профессиональной сферах

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Зарубежное регионоведение как учебная и научная дисциплина
1.1. Регионоведение — область знаний и прикладной деятельности Лекции 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.3, УК-5.1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Основные понятия и категории зарубежного регионоведения Лекции 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.3, УК-5.1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Виды регионов в различных классификациях Лекции 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.3, УК-5.1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Региональные конфликты Практические 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Региональные элиты и партии Практические 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Региональная политика Практические 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Понятие «регион» в современном регионоведении. Изучение терминологии Сам. работа 1 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Методы регионоведения. Изучение терминологии Сам. работа 1 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.9. Методика исследований и прикладные исследования. Изучение терминологии Сам. работа 1 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.10. Глобализация, модернизация, интеграция и регионализация как понятия регионоведения Сам. работа 1 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.11. Научные классификации регионов. Изучение теорий и основных идей. Сам. работа 1 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Факторы регионализации
2.1. Политический фактор регионализации Лекции 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.3, УК-5.1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Этнический и демографический фактор регионализации Лекции 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.3, УК-5.1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Конфессиональный фактор регионализации Лекции 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.3, УК-5.1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Экономический фактор регионализации Лекции 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.3, УК-5.1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Региональная интеграция Лекции 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.3, УК-5.1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.6. Природная среда как фактор регионализма Практические 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.7. Социально-экономический фактор регионализма. Регион как социально-экономическая система Практические 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.8. Основные формы и направления региональной интеграции в АТР и ЦАР Практические 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.9. Миграция и процессы регионализации. Соотношение понятий Сам. работа 1 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.10. Демографические критерии регионализации. Изучение терминологии Сам. работа 1 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.11. Конфессиональная карта мира. Сам. работа 1 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.12. Региональные социально-экономические системы Сам. работа 1 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.13. Подготовка к промежуточной аттестации Сам. работа 1 8 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3550

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Региональная интеграция - это:
а) усиление взаимосвязей внутри региональной подсистемы, основанной на усилении взаимодействий между ее компонентами и образование новых взаимосвязей / организаций, сосуществующих с традиционными взаимосвязями / организациями, сформированными государствами на национальном уровне.
б) процесс всемирной экономической, политической, социальной и культурной интеграции и унификации, следствием которого являются: мировое разделение труда и появление транснациональных корпораций.
в) процесс перераспределения властных компетенций, передачи функций от государственного на региональный уровень, появление и развитие новых институциональных форм, отвечающих новой роли регионов в процессе принятия решений на национальном и наднациональном уровнях.
ОТВЕТ: а
Вопрос 2. Регионализация – это:
а) процесс перераспределения полномочий между центром и регионами в пользу последних и учет интересов и нужд регионов в политике, управлении, планировании
б) различные формы социально-культурной и политической самоидентификации территориальных сообществ, направленных на сохранение самобытности региона или повышение его статуса в системе государств-наций
в) территориальная общность, обладающая социокультурным кодом
г) территория (акватория), выделенная по совокупности каких-либо взаимосвязанных признаков или явлений; таксономическая единица в какой-либо системе территориального членения.
ОТВЕТ: а
Вопрос 3. Великая держава – это:
а) государство, которое в силу своего политического влияния играет определяющую роль в мировой геополитической ситуации
б) неюридическое название государств, которые благодаря своему экономическому и политическому потенциалу играют главную роль в системе международных отношений в отдельных макрорегионах
в) страна, обладающая наибольшей геополитической силой
г) государство с наибольшей численностью населения
ОТВЕТ: а
Вопрос 4. К особенностям «старого регионализма» относится:
а) преобладание интеграционных объединений, открытых для вступления новых членов
б) направленность на защиту региональных игроков от негативного воздействия глобализации
в) участие в региональном строительстве негосударственных и субнациональных акторов
г) сотрудничество региональных игроков во всех сферах общественной жизни
ОТВЕТ: б
Вопрос 5. Региональная политика государства – это:
а) сфера деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном и региональном аспекте
б) целенаправленная деятельность государственных структур, направленная на установление отношений терпимости и уважения между гражданами, религиозными организациями различных вероисповеданий
в) направление политики государства, связанное с планированием, проектированием, реализацией и обеспечением культурной жизни государства и общества
г) политика многонациональных государств по отношению к проживающим в них нациям, народностям, племенам
ОТВЕТ: а
Вопрос 6. К целям региональной политики относится:
а) ориентация на развитие только стратегически значимых для страны регионов
б) предотвращение загрязнения окружающей среды
в) обеспечение территориальной целостности страны
г) сохранение исторического и культурного наследия
ОТВЕТ: в
Вопрос 7. Какая религия насчитывает наибольшее число последователей?
а) ислам
б) буддизм
в) христианство
г) иудаизм
ОТВЕТ: в
Вопрос 8. К какому виду религий относится буддизм?
а) мировые
б) национальные
в) традиционные
ОТВЕТ: а
Вопрос 9. На основе географического признака и факта пересечения административных границ выделяют:
а) постоянную и временную миграцию
б) регулярную и нерегулярную миграцию
в) внешнюю и внутреннюю миграцию
г) добровольную, принудительную и вынужденную миграцию
ОТВЕТ: в
Вопрос 10. К предпосылкам экономической интеграции относится:
а) различие в уровне экономического развития стран-участниц интеграционного процесса
б) различный уровень обеспечения трудовыми ресурсами
в) углубление международного разделения труда и возрастание значения международной кооперации
г) политическое решение лидеров государств, стремящихся к установлению тесных интеграционных связей
ОТВЕТ: г
Вопрос 11. Формой международной экономической интеграции НЕ является:
а) транснациональная корпорация
б) таможенный союз
в) общий рынок
г) зона свободной торговли
ОТВЕТ: а
Вопрос 12. Высшей стадией международной экономической интеграции является:
а) экономический и валютный союз
б) общий рынок
в) таможенный союз
г) зона свободной торговли
ОТВЕТ: а
Вопрос 13. Примером интеграционной группировки в Азиатско-Тихоокеанском регионе является:
а) ШОС
б) АСЕАН
в) ЕАЭС
г) ЭКОВАС
ОТВЕТ: б
Вопрос 14. Примером интеграционной группировки в Центральноазиатском регионе является:
а) АСЕАН
б) АТЭС
в) ОДКБ
г) НАФТА
ОТВЕТ: в
Вопрос 15. В Азиатско-Тихоокеанский регион входят страны:
а) Восточной и Юго-Восточной Азии, Австралия
б) Центральной и Восточной Азии
в) Юго-Восточной и Центральной Азии
г) Юго-Восточной и Южной Азии, Австралия
ОТВЕТ: а
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Дайте определение понятия «модернизация».
Ответ: переход от традиционного к современному обществу, подразумевает кардинальное изменение социальных институтов и образа жизни людей, охватывающее все сферы общества.
2. _____ - способ организации внутренней структуры региональной подсистемы и / или регионального комплекса.
Ответ: региональный порядок
3. Какой исследователь выделил пять критериев великой державы, необходимых для обретения этого статуса: 1) численность населения и размеры территории; 2) обеспеченность ресурсами; 3) экономическая мощь; 4) военная сила; 5) политическая стабильность и компетенция?
Ответ: К. Уолтц
4. _____ - население, совокупность людей, проживающих одновременно на какой-либо территории.
Ответ: народонаселение
5. Для какого типа регионов характерны следующие черты: низкий уровень жизни населения; высокий уровень безработицы; существенное отставание от других регионов страны по уровню социально-экономического развития; высокий уровень накопленного научно-технического потенциала; значительная доля промышленности в структуре экономики?
Ответ: депрессивный регион
6. Дайте определение понятия «проблемный регион».
Ответ: территория, которая самостоятельно не в состоянии решить свои социально-экономические проблемы или реализовать свой высокий потенциал и поэтому требует активной поддержки со стороны государства
7. Какой тип регионализма рассматривает взаимодействие государств в регионе как часть более широкого контекста развития мировой экономики в условиях глобализации?
Ответ: открытый регионализм
8. _____ - совокупность лиц, занимающих основные должности в органах государственной власти и местного самоуправления в регионе и, таким образом, непосредственно, по должности влияющих на процесс принятия властных (политических) решений.
Ответ: региональная элита
9. Дайте определение понятия «региональная держава».
Ответ: держава со значительными возможностями и сильным влиянием в регионе; она определяет количество полюсов в нем, но ее влияние ограничивается рамками региона.
10. Дайте определение понятия «экономический союз».
Ответ: тип международной интеграции, при котором страны-участницы договариваются о свободном движении всех факторов производства: товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также договариваются о гармонизации фискальной и монетарной политики.
11. Назовите экономический и валютный союз, объединяющий 27 европейских государств.
Ответ: Европейский союз
12. _____ - крупная территория или акватория, представляющая собой характерное сочетание природных сообществ, объединённых общностью биотического населения и экологических процессов, находящихся в сходных географических условиях и тесно связанных между собой.
Ответ: экологический регион
13. _____ - следствие международного разделения труда, увеличения влияния внешних факторов на воспроизводство, требующего выхода производства за национальные границы, а также инструмент оптимизации экономики, служащий средством поддержания относительного равновесия в неравенстве стран.
Ответ: регионализация
14. _____ - совокупность политических, экономических, идеологических, правовых, дипломатических, военных, культурных и иных связей и взаимоотношений между субъектами, которые действуют на международной арене.
Ответ: международные отношения
15. Какие типы стран выделяют по признаку уровня социально-экономического развития?
Ответ: развитые страны, страны с переходной экономикой, развивающиеся страны
16. _____ - последовательная смена географических поясов от экватора к полюсам (вызванная главным образом неравномерным распределением по широте лучистой энергии Солнца) и закономерное распределение географических зон в пределах этих поясов.
Ответ: зональность
17. _____ - форма вероисповедания, которая тесно связана с определенной нацией или народом, отражает основные ценности и идеалы нации или этнической группы и оказывает влияние на формирование национальной идентичности.
Ответ: национальная религия
18. Назовите древнейшую мировую религию.
Ответ: буддизм
19. _____ - исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, объединённых общими признаками, такими как общее происхождение, единый язык, культура, хозяйство, территория проживания, самосознание, стереотипы поведения.
Ответ: этнос
20. Дайте определение понятия «природные условия».
Ответ: совокупность географического положения территории, её природных ресурсов и других компонентов географической среды (например, режима рек, озер, климата, рельефа и т.д.), влияющих на размещение производства, население и все виды деятельности человека.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4 Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Важной концепцией, связанной со структурированием региона, является идея региональных комплексов безопасности, которая означает:
а) группа государств, чьи первичные интересы безопасности тесно связаны друг с другом в такой значительной степени, что их национальная безопасность не может рассматриваться в отрыве друг от друга
б) формальные и неформальные правила и организационные характеристики, которые составляют основу института
в) степень единства региона и происходящих в нем процессов в различных сферах, при этом национальные государства не исчезают, а начинают подчиняться комплексным взаимосвязям между государством, рынком и обществом на уровне региона
ОТВЕТ: а
Вопрос 2. Региональная экономическая интеграция — это:
а) повышение степени открытости национальных экономик
б) сближение и взаимопроникновение национальных экономик на всех стадиях воспроизводственного процесса
в) создание компаниями, объединяющими капитал и представителей нескольких стран хозяйственных единиц за пределами своих стран
г) хозяйственно-политическое объединение стран на основе развития глубоких устойчивых связей и международного разделения труда
ОТВЕТ: г
Вопрос 3. Развитие процессов международной экономической интеграции обусловлено:
а) различием в уровне экономического развития стран-участниц интеграционного процесса
б) углублением международного разделения труда и возрастанием значения международной кооперации
в) политическим решением лидеров государств, стремящихся к установлению тесных интеграционных связей
г) различным уровнем обеспечения трудовыми ресурсами
ОТВЕТ: б
Вопрос 4. К предпосылкам международной экономической интеграции НЕ относится:
а) сходство уровней экономического развития интегрирующихся государств
б) неразрешенный территориальный спор
в) общность экономических и иных проблем
г) территориальная близость
ОТВЕТ: б
Вопрос 5. Какая стадия интеграции предполагает полную интеграцию национальных экономик?
а) зона свободной торговли
б) общий рынок
в) экономический и валютный союз
г) таможенный союз
ОТВЕТ: в
Вопрос 6. Главными причинами миграций являются:
а) политические
б) экономические
в) религиозные
г) экологические
ОТВЕТ: б
Вопрос 7. Какой тип миграции влияет на численность населения страны?
а) внутренние
б) внешние
в) маятниковые
г) сезонные
ОТВЕТ: б
Вопрос 8. Преимуществом регионализации является:
а) укрепление экономической и политической стабильности в регионе
б) уменьшение конкуренции между регионами
в) уменьшение роли местных правительств
г) ускорение процесса международной интеграции
ОТВЕТ: а
Вопрос 9. К особенностям «нового регионализма» относится:
а) сотрудничество преимущественно в военной и экономической области
б) преобладание группировок, закрытых для вступления новых членов
в) направленность на защиту региональных игроков от негативного воздействия глобализации
г) участие в региональном строительстве негосударственных и субнациональных акторов
ОТВЕТ: г
Вопрос 10. Какие основные ветви христианства распространены в современной Европе?
а) католицизм, арианство
б) протестантизм, католицизм
в) православие, арианство
г) арианство, протестантизм
ОТВЕТ: б
Вопрос 11. Что представляет собой протестантизм?
а) ветвь христианства, возникшую на волне «реформации» в Европе
б) автономное направление в составе католической церкви
в) католицизм, не имеющий единых систем управления с государством
г) христианское учение, возникшее в Византии
ОТВЕТ: а
Вопрос 12. Вооруженное противостояние между государствами, охватывающее часть континента, с вовлечением в него всех или большей части находящихся в границах континента государств при косвенном участии других – это:
а) глобальный конфликт
б) региональный конфликт
в) локальный конфликт
г) межгосударственный конфликт
ОТВЕТ: б
Вопрос 13. Какие факторы могут способствовать возникновению региональных конфликтов?
а) экономические разногласия
б) этнические и религиозные различия
в) политические амбиции
г) все вышеперечисленные варианты
ОТВЕТ: г
Вопрос 14. Верно ли утверждение: «Великая держава - это государство, сохраняющее очень высокую (или абсолютную) степень самостоятельности в проведении внутренней и внешней политики, не только обеспечивающей национальные интересы, но и оказывающей существенное влияние на мировую и региональную политику и политику отдельных стран»?
а) Верно
б) Неверно
ОТВЕТ: а
Вопрос 15. Региональные кластеры – это:
а) группировка регионов по географическому признаку
б) крупные города в регионе
в) совокупность взаимосвязанных предприятий и институтов в регионе
г) все перечисленное
ОТВЕТ: в
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. _____ - процесс всемирной экономической, культурной и религиозной интеграции и унификации.
Ответ: глобализация
2. Дайте определение понятия «политическая интеграция».
Ответ: процесс сближения двух или более политических структур, направленный в сторону взаимного сотрудничества, в более узком смысле это формирование некоторого целостного комплекса политических систем на межгосударственном уровне.
3. _____ - объединение соседних территорий по экономическим, культурным, политическим или военным соображениям.
Ответ: регионализм
4. _____ - часть системы международных отношений, деятельность государств по властному обеспечению их интересов при решении проблем, возникающих в сфере международных отношений.
Ответ: мировая политика
5. Дайте определение понятия «региональная политика».
Ответ: деятельность по управлению экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном и региональном аспектах, отражающая баланс интересов государства и составляющих его регионов, а также отдельных регионов при взаимодействии между собой.
6. К каким методам проведения региональной политики относится прямое воздействие на деятельность хозяйствующих субъектов без учета их экономических интересов?
Ответ: административные методы
7. Назовите основные виды региональной политики.
Ответ: экономическая, социальная, демографическая, экологическая, научно-техническая
8. На какой стадии экономической интеграции страны отменяют между собой таможенные тарифы и вводят единую таможенную тарифную систему и единую систему нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран?
Ответ: таможенный союз
9. _____ - перемещение по различным причинам людей через границы тех или иных территориальных образований в целях постоянного или временного изменения места жительства.
Ответ: миграция
10. Какие виды миграции выделяют на основе временного признака?
Ответ: временная миграция, постоянная миграция
11. Для какого типа регионов характерны следующие черты: состояние длительного застоя; низкая интенсивность хозяйственной деятельности; малодиверсифицированная отраслевая структура экономики; слабый научно-технический потенциал; низко развитая социальная сфера.
Ответ: отсталый регион
12. Какой тип регионализма направлен на противодействие данного региона процессам глобализации и призван защитить экономики стран региона?
Ответ: закрытый регионализм
13. _____ — держава со значительными возможностями и сильным влиянием в регионе; она определяет количество полюсов в нем, но ее влияние ограничивается рамками региона.
Ответ: региональная держава
14. Дайте определение понятия «мировая религия». Назовите существующие мировые религии.
Ответ: мировая религия — религия, распространенная у населения различных стран и континентов, объединяет людей общей веры независимо от их этнических, языковых или политических связей; выделяют три мировые религии: буддизм, христианство и ислам.
15. Какая религия насчитывает наибольшее число последователей?
Ответ: христианство
16. Какая стадия экономической интеграции предполагает координацию экономических политик государств-членов и создание на их территории определенной зоны валютной стабильности?
Ответ: экономический и валютный союз
17. В чем заключается основное различие между «открытым регионализмом» и «закрытым регионализмом»?
Ответ: «Открытый регионализм» рассматривает взаимодействие государств в регионе как часть более широкого контекста развития мировой экономики в условиях глобализации. «Закрытый регионализм» направлен на противодействие данного региона процессам глобализации и призван защитить экономики стран региона.
18. _____ - регион, получивший достаточное экономическое развитие, но затем в силу каких-либо причин (циклического или структурного кризиса, изменения экономико-географического положения и т.п.) потерявший стимул экономического роста.
Ответ: депрессивный регион
19. Дайте определение понятия «народонаселение».
Ответ: население, совокупность людей, проживающих одновременно на какой-либо территории.
20. _____ - комплекс мер, осуществляемых органами местной власти или при ее участии, направленных на расширение экономического потенциала территории и повышение эффективности его использования, усиление конкурентоспособности местных предприятий.
Ответ: региональная экономическая политика

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий;
«не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ю. Н. Гладкий, А. И. Чистобаев Регионоведение: учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Гребенникова Т.Г., Глазунов Д.А., Анисимова И.В. Введение в регионоведение: Учебное пособие Барнаул: изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Михайленко, Е. Б Регионалистика. Классические и современные подходы : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/9B18B235-DD23-44D1-9527-131B2D10E49D
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Введение в мировое комплексное регионоведение" portal.edu.asu.ru
Э2 Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» cyberleninka.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Не требуется.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану, определяемому РПД.
Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.
При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае.
Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний.