Закреплена за кафедрой | Кафедра востоковедения |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.01. Зарубежное регионоведение |
Профиль | Китай и китайский язык |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_01_ЗР-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 12 | 12 | 12 | 12 |
Сам. работа | 44 | 44 | 44 | 44 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра востоковедения
Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Лысенко Ю.А.
1.1. | формирование у студентов целостного представления о тенденциях, закономерностях и взаимосвязи политико-экономических и социокультурных процессов, глобализации и регионолизации в современном мире; получение знаний о принципах междисциплинарного подхода к исследованию региона; выявление общего и особенного в экономическом и социально-политическом развитии регионов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.4 |
ОПК-4 | Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях |
ОПК-4.1 | Дает характеристику и оценку общественно-политическим и социально- экономическим событиям и процессам в экономическом, социальном и культурно- цивилизационном контекстах, а также в их взаимосвязанном комплексе |
ОПК-4.2 | Выявляет объективные тенденции и закономерности развития акторов на глобальном, макрорегиональном, национально- государственном, региональном и локальном уровнях |
ОПК-4.3 | Находит причинно- следственные связи и взаимозависимости между общественно-политическими и социально-экономическими процессами и явлениями |
УК-5 | Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах |
УК-5.1 | Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира |
УК-5.2 | Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно- исторической обусловленности |
УК-5.3 | Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества |
УК-5.4 | Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные понятия и термины мирорвого комплексного регионоведения; основные научные теории и подходы в регионоведении; научные классификации регионов; особеннности общественно-политического и социально-экономического развития регионов мира; факторы регионализации; основные константы межкультурного разнообразия; основные формы и направления региональной интеграции |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | проводить сравнительную характеристику регинов мира; проводить комплексный анализ общественно-политического и социально-экономического развития региона; применять методы и методику регионалистических исследований; выявлять общее и сособенное в историческом развитии регионов мира |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | владеть понятийным аппаратом курса; методикой региональных исследований; иметь навыки работы в многонациональном коллективе; применять полученные знания в научной и профессиональной сферах |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Зарубежное регионоведение как учебная и научная дисциплина | ||||||
1.1. | Регионоведение — область знаний и прикладной деятельности | Лекции | 1 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.3, УК-5.1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Основные понятия и категории зарубежного регионоведения | Лекции | 1 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.3, УК-5.1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Виды регионов в различных классификациях | Лекции | 1 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.3, УК-5.1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Региональные конфликты | Практические | 1 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Региональные элиты и партии | Практические | 1 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Региональная политика | Практические | 1 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.7. | Понятие «регион» в современном регионоведении. Изучение терминологии | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.8. | Методы регионоведения. Изучение терминологии | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.9. | Методика исследований и прикладные исследования. Изучение терминологии | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.10. | Глобализация, модернизация, интеграция и регионализация как понятия регионоведения | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.11. | Научные классификации регионов. Изучение теорий и основных идей. | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Факторы регионализации | ||||||
2.1. | Политический фактор регионализации | Лекции | 1 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.3, УК-5.1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Этнический и демографический фактор регионализации | Лекции | 1 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.3, УК-5.1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Конфессиональный фактор регионализации | Лекции | 1 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.3, УК-5.1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Экономический фактор регионализации | Лекции | 1 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.3, УК-5.1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Региональная интеграция | Лекции | 1 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.3, УК-5.1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.6. | Природная среда как фактор регионализма | Практические | 1 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.7. | Социально-экономический фактор регионализма. Регион как социально-экономическая система | Практические | 1 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.8. | Основные формы и направления региональной интеграции в АТР и ЦАР | Практические | 1 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.9. | Миграция и процессы регионализации. Соотношение понятий | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.10. | Демографические критерии регионализации. Изучение терминологии | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.11. | Конфессиональная карта мира. | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.12. | Региональные социально-экономические системы | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.13. | Подготовка к промежуточной аттестации | Сам. работа | 1 | 8 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3550 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Региональная интеграция - это: а) усиление взаимосвязей внутри региональной подсистемы, основанной на усилении взаимодействий между ее компонентами и образование новых взаимосвязей / организаций, сосуществующих с традиционными взаимосвязями / организациями, сформированными государствами на национальном уровне. б) процесс всемирной экономической, политической, социальной и культурной интеграции и унификации, следствием которого являются: мировое разделение труда и появление транснациональных корпораций. в) процесс перераспределения властных компетенций, передачи функций от государственного на региональный уровень, появление и развитие новых институциональных форм, отвечающих новой роли регионов в процессе принятия решений на национальном и наднациональном уровнях. ОТВЕТ: а Вопрос 2. Регионализация – это: а) процесс перераспределения полномочий между центром и регионами в пользу последних и учет интересов и нужд регионов в политике, управлении, планировании б) различные формы социально-культурной и политической самоидентификации территориальных сообществ, направленных на сохранение самобытности региона или повышение его статуса в системе государств-наций в) территориальная общность, обладающая социокультурным кодом г) территория (акватория), выделенная по совокупности каких-либо взаимосвязанных признаков или явлений; таксономическая единица в какой-либо системе территориального членения. ОТВЕТ: а Вопрос 3. Великая держава – это: а) государство, которое в силу своего политического влияния играет определяющую роль в мировой геополитической ситуации б) неюридическое название государств, которые благодаря своему экономическому и политическому потенциалу играют главную роль в системе международных отношений в отдельных макрорегионах в) страна, обладающая наибольшей геополитической силой г) государство с наибольшей численностью населения ОТВЕТ: а Вопрос 4. К особенностям «старого регионализма» относится: а) преобладание интеграционных объединений, открытых для вступления новых членов б) направленность на защиту региональных игроков от негативного воздействия глобализации в) участие в региональном строительстве негосударственных и субнациональных акторов г) сотрудничество региональных игроков во всех сферах общественной жизни ОТВЕТ: б Вопрос 5. Региональная политика государства – это: а) сфера деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном и региональном аспекте б) целенаправленная деятельность государственных структур, направленная на установление отношений терпимости и уважения между гражданами, религиозными организациями различных вероисповеданий в) направление политики государства, связанное с планированием, проектированием, реализацией и обеспечением культурной жизни государства и общества г) политика многонациональных государств по отношению к проживающим в них нациям, народностям, племенам ОТВЕТ: а Вопрос 6. К целям региональной политики относится: а) ориентация на развитие только стратегически значимых для страны регионов б) предотвращение загрязнения окружающей среды в) обеспечение территориальной целостности страны г) сохранение исторического и культурного наследия ОТВЕТ: в Вопрос 7. Какая религия насчитывает наибольшее число последователей? а) ислам б) буддизм в) христианство г) иудаизм ОТВЕТ: в Вопрос 8. К какому виду религий относится буддизм? а) мировые б) национальные в) традиционные ОТВЕТ: а Вопрос 9. На основе географического признака и факта пересечения административных границ выделяют: а) постоянную и временную миграцию б) регулярную и нерегулярную миграцию в) внешнюю и внутреннюю миграцию г) добровольную, принудительную и вынужденную миграцию ОТВЕТ: в Вопрос 10. К предпосылкам экономической интеграции относится: а) различие в уровне экономического развития стран-участниц интеграционного процесса б) различный уровень обеспечения трудовыми ресурсами в) углубление международного разделения труда и возрастание значения международной кооперации г) политическое решение лидеров государств, стремящихся к установлению тесных интеграционных связей ОТВЕТ: г Вопрос 11. Формой международной экономической интеграции НЕ является: а) транснациональная корпорация б) таможенный союз в) общий рынок г) зона свободной торговли ОТВЕТ: а Вопрос 12. Высшей стадией международной экономической интеграции является: а) экономический и валютный союз б) общий рынок в) таможенный союз г) зона свободной торговли ОТВЕТ: а Вопрос 13. Примером интеграционной группировки в Азиатско-Тихоокеанском регионе является: а) ШОС б) АСЕАН в) ЕАЭС г) ЭКОВАС ОТВЕТ: б Вопрос 14. Примером интеграционной группировки в Центральноазиатском регионе является: а) АСЕАН б) АТЭС в) ОДКБ г) НАФТА ОТВЕТ: в Вопрос 15. В Азиатско-Тихоокеанский регион входят страны: а) Восточной и Юго-Восточной Азии, Австралия б) Центральной и Восточной Азии в) Юго-Восточной и Центральной Азии г) Юго-Восточной и Южной Азии, Австралия ОТВЕТ: а ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Дайте определение понятия «модернизация». Ответ: переход от традиционного к современному обществу, подразумевает кардинальное изменение социальных институтов и образа жизни людей, охватывающее все сферы общества. 2. _____ - способ организации внутренней структуры региональной подсистемы и / или регионального комплекса. Ответ: региональный порядок 3. Какой исследователь выделил пять критериев великой державы, необходимых для обретения этого статуса: 1) численность населения и размеры территории; 2) обеспеченность ресурсами; 3) экономическая мощь; 4) военная сила; 5) политическая стабильность и компетенция? Ответ: К. Уолтц 4. _____ - население, совокупность людей, проживающих одновременно на какой-либо территории. Ответ: народонаселение 5. Для какого типа регионов характерны следующие черты: низкий уровень жизни населения; высокий уровень безработицы; существенное отставание от других регионов страны по уровню социально-экономического развития; высокий уровень накопленного научно-технического потенциала; значительная доля промышленности в структуре экономики? Ответ: депрессивный регион 6. Дайте определение понятия «проблемный регион». Ответ: территория, которая самостоятельно не в состоянии решить свои социально-экономические проблемы или реализовать свой высокий потенциал и поэтому требует активной поддержки со стороны государства 7. Какой тип регионализма рассматривает взаимодействие государств в регионе как часть более широкого контекста развития мировой экономики в условиях глобализации? Ответ: открытый регионализм 8. _____ - совокупность лиц, занимающих основные должности в органах государственной власти и местного самоуправления в регионе и, таким образом, непосредственно, по должности влияющих на процесс принятия властных (политических) решений. Ответ: региональная элита 9. Дайте определение понятия «региональная держава». Ответ: держава со значительными возможностями и сильным влиянием в регионе; она определяет количество полюсов в нем, но ее влияние ограничивается рамками региона. 10. Дайте определение понятия «экономический союз». Ответ: тип международной интеграции, при котором страны-участницы договариваются о свободном движении всех факторов производства: товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также договариваются о гармонизации фискальной и монетарной политики. 11. Назовите экономический и валютный союз, объединяющий 27 европейских государств. Ответ: Европейский союз 12. _____ - крупная территория или акватория, представляющая собой характерное сочетание природных сообществ, объединённых общностью биотического населения и экологических процессов, находящихся в сходных географических условиях и тесно связанных между собой. Ответ: экологический регион 13. _____ - следствие международного разделения труда, увеличения влияния внешних факторов на воспроизводство, требующего выхода производства за национальные границы, а также инструмент оптимизации экономики, служащий средством поддержания относительного равновесия в неравенстве стран. Ответ: регионализация 14. _____ - совокупность политических, экономических, идеологических, правовых, дипломатических, военных, культурных и иных связей и взаимоотношений между субъектами, которые действуют на международной арене. Ответ: международные отношения 15. Какие типы стран выделяют по признаку уровня социально-экономического развития? Ответ: развитые страны, страны с переходной экономикой, развивающиеся страны 16. _____ - последовательная смена географических поясов от экватора к полюсам (вызванная главным образом неравномерным распределением по широте лучистой энергии Солнца) и закономерное распределение географических зон в пределах этих поясов. Ответ: зональность 17. _____ - форма вероисповедания, которая тесно связана с определенной нацией или народом, отражает основные ценности и идеалы нации или этнической группы и оказывает влияние на формирование национальной идентичности. Ответ: национальная религия 18. Назовите древнейшую мировую религию. Ответ: буддизм 19. _____ - исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, объединённых общими признаками, такими как общее происхождение, единый язык, культура, хозяйство, территория проживания, самосознание, стереотипы поведения. Ответ: этнос 20. Дайте определение понятия «природные условия». Ответ: совокупность географического положения территории, её природных ресурсов и других компонентов географической среды (например, режима рек, озер, климата, рельефа и т.д.), влияющих на размещение производства, население и все виды деятельности человека. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4 Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Важной концепцией, связанной со структурированием региона, является идея региональных комплексов безопасности, которая означает: а) группа государств, чьи первичные интересы безопасности тесно связаны друг с другом в такой значительной степени, что их национальная безопасность не может рассматриваться в отрыве друг от друга б) формальные и неформальные правила и организационные характеристики, которые составляют основу института в) степень единства региона и происходящих в нем процессов в различных сферах, при этом национальные государства не исчезают, а начинают подчиняться комплексным взаимосвязям между государством, рынком и обществом на уровне региона ОТВЕТ: а Вопрос 2. Региональная экономическая интеграция — это: а) повышение степени открытости национальных экономик б) сближение и взаимопроникновение национальных экономик на всех стадиях воспроизводственного процесса в) создание компаниями, объединяющими капитал и представителей нескольких стран хозяйственных единиц за пределами своих стран г) хозяйственно-политическое объединение стран на основе развития глубоких устойчивых связей и международного разделения труда ОТВЕТ: г Вопрос 3. Развитие процессов международной экономической интеграции обусловлено: а) различием в уровне экономического развития стран-участниц интеграционного процесса б) углублением международного разделения труда и возрастанием значения международной кооперации в) политическим решением лидеров государств, стремящихся к установлению тесных интеграционных связей г) различным уровнем обеспечения трудовыми ресурсами ОТВЕТ: б Вопрос 4. К предпосылкам международной экономической интеграции НЕ относится: а) сходство уровней экономического развития интегрирующихся государств б) неразрешенный территориальный спор в) общность экономических и иных проблем г) территориальная близость ОТВЕТ: б Вопрос 5. Какая стадия интеграции предполагает полную интеграцию национальных экономик? а) зона свободной торговли б) общий рынок в) экономический и валютный союз г) таможенный союз ОТВЕТ: в Вопрос 6. Главными причинами миграций являются: а) политические б) экономические в) религиозные г) экологические ОТВЕТ: б Вопрос 7. Какой тип миграции влияет на численность населения страны? а) внутренние б) внешние в) маятниковые г) сезонные ОТВЕТ: б Вопрос 8. Преимуществом регионализации является: а) укрепление экономической и политической стабильности в регионе б) уменьшение конкуренции между регионами в) уменьшение роли местных правительств г) ускорение процесса международной интеграции ОТВЕТ: а Вопрос 9. К особенностям «нового регионализма» относится: а) сотрудничество преимущественно в военной и экономической области б) преобладание группировок, закрытых для вступления новых членов в) направленность на защиту региональных игроков от негативного воздействия глобализации г) участие в региональном строительстве негосударственных и субнациональных акторов ОТВЕТ: г Вопрос 10. Какие основные ветви христианства распространены в современной Европе? а) католицизм, арианство б) протестантизм, католицизм в) православие, арианство г) арианство, протестантизм ОТВЕТ: б Вопрос 11. Что представляет собой протестантизм? а) ветвь христианства, возникшую на волне «реформации» в Европе б) автономное направление в составе католической церкви в) католицизм, не имеющий единых систем управления с государством г) христианское учение, возникшее в Византии ОТВЕТ: а Вопрос 12. Вооруженное противостояние между государствами, охватывающее часть континента, с вовлечением в него всех или большей части находящихся в границах континента государств при косвенном участии других – это: а) глобальный конфликт б) региональный конфликт в) локальный конфликт г) межгосударственный конфликт ОТВЕТ: б Вопрос 13. Какие факторы могут способствовать возникновению региональных конфликтов? а) экономические разногласия б) этнические и религиозные различия в) политические амбиции г) все вышеперечисленные варианты ОТВЕТ: г Вопрос 14. Верно ли утверждение: «Великая держава - это государство, сохраняющее очень высокую (или абсолютную) степень самостоятельности в проведении внутренней и внешней политики, не только обеспечивающей национальные интересы, но и оказывающей существенное влияние на мировую и региональную политику и политику отдельных стран»? а) Верно б) Неверно ОТВЕТ: а Вопрос 15. Региональные кластеры – это: а) группировка регионов по географическому признаку б) крупные города в регионе в) совокупность взаимосвязанных предприятий и институтов в регионе г) все перечисленное ОТВЕТ: в ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. _____ - процесс всемирной экономической, культурной и религиозной интеграции и унификации. Ответ: глобализация 2. Дайте определение понятия «политическая интеграция». Ответ: процесс сближения двух или более политических структур, направленный в сторону взаимного сотрудничества, в более узком смысле это формирование некоторого целостного комплекса политических систем на межгосударственном уровне. 3. _____ - объединение соседних территорий по экономическим, культурным, политическим или военным соображениям. Ответ: регионализм 4. _____ - часть системы международных отношений, деятельность государств по властному обеспечению их интересов при решении проблем, возникающих в сфере международных отношений. Ответ: мировая политика 5. Дайте определение понятия «региональная политика». Ответ: деятельность по управлению экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном и региональном аспектах, отражающая баланс интересов государства и составляющих его регионов, а также отдельных регионов при взаимодействии между собой. 6. К каким методам проведения региональной политики относится прямое воздействие на деятельность хозяйствующих субъектов без учета их экономических интересов? Ответ: административные методы 7. Назовите основные виды региональной политики. Ответ: экономическая, социальная, демографическая, экологическая, научно-техническая 8. На какой стадии экономической интеграции страны отменяют между собой таможенные тарифы и вводят единую таможенную тарифную систему и единую систему нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран? Ответ: таможенный союз 9. _____ - перемещение по различным причинам людей через границы тех или иных территориальных образований в целях постоянного или временного изменения места жительства. Ответ: миграция 10. Какие виды миграции выделяют на основе временного признака? Ответ: временная миграция, постоянная миграция 11. Для какого типа регионов характерны следующие черты: состояние длительного застоя; низкая интенсивность хозяйственной деятельности; малодиверсифицированная отраслевая структура экономики; слабый научно-технический потенциал; низко развитая социальная сфера. Ответ: отсталый регион 12. Какой тип регионализма направлен на противодействие данного региона процессам глобализации и призван защитить экономики стран региона? Ответ: закрытый регионализм 13. _____ — держава со значительными возможностями и сильным влиянием в регионе; она определяет количество полюсов в нем, но ее влияние ограничивается рамками региона. Ответ: региональная держава 14. Дайте определение понятия «мировая религия». Назовите существующие мировые религии. Ответ: мировая религия — религия, распространенная у населения различных стран и континентов, объединяет людей общей веры независимо от их этнических, языковых или политических связей; выделяют три мировые религии: буддизм, христианство и ислам. 15. Какая религия насчитывает наибольшее число последователей? Ответ: христианство 16. Какая стадия экономической интеграции предполагает координацию экономических политик государств-членов и создание на их территории определенной зоны валютной стабильности? Ответ: экономический и валютный союз 17. В чем заключается основное различие между «открытым регионализмом» и «закрытым регионализмом»? Ответ: «Открытый регионализм» рассматривает взаимодействие государств в регионе как часть более широкого контекста развития мировой экономики в условиях глобализации. «Закрытый регионализм» направлен на противодействие данного региона процессам глобализации и призван защитить экономики стран региона. 18. _____ - регион, получивший достаточное экономическое развитие, но затем в силу каких-либо причин (циклического или структурного кризиса, изменения экономико-географического положения и т.п.) потерявший стимул экономического роста. Ответ: депрессивный регион 19. Дайте определение понятия «народонаселение». Ответ: население, совокупность людей, проживающих одновременно на какой-либо территории. 20. _____ - комплекс мер, осуществляемых органами местной власти или при ее участии, направленных на расширение экономического потенциала территории и повышение эффективности его использования, усиление конкурентоспособности местных предприятий. Ответ: региональная экономическая политика КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Ю. Н. Гладкий, А. И. Чистобаев | Регионоведение: учебник для академического бакалавриата | Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Гребенникова Т.Г., Глазунов Д.А., Анисимова И.В. | Введение в регионоведение: Учебное пособие | Барнаул: изд-во АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Михайленко, Е. Б | Регионалистика. Классические и современные подходы : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры | Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/9B18B235-DD23-44D1-9527-131B2D10E49D |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodle "Введение в мировое комплексное регионоведение" | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» | cyberleninka.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Не требуется. |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Учебная аудитория | для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану, определяемому РПД. Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос. При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае. Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний. |