МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История внешней политики Китая

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_ЗР-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., Доцент, Анисимова И.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
История внешней политики Китая

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.01 Зарубежное регионоведение (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 553)

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса является формирование представления у студентов основных этапов развития внешней политики Китая и анализа их содержания.
Задачи дисциплины – рассмотреть внешнюю политику Китая в контексте мировой системы международных отношений в новейшее время; представить в динамике ее изменения в исторической ретроспективе с выходом на современные проблемы и перспективы; познакомить студентов с теоретическими подходами и категориями анализа внешней политики региона; выяснить эволюцию закономерностей, целей и задач, определить движущие силы китайской политики в различных направлениях; обозначить геополитические, геостратегические, политические, экономические и идеологические аспекты разработки и осуществления политики КНР на международной арене; раскрыть ее концептуальные основы, главные направления и акценты в их системной динамике.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен выделять, систематизировать и интерпретировать содержательно значимые эмпирические данные из потоков информации, а также смысловые конструкции в оригинальных текстах и источниках по профилю деятельности
ОПК-3.1 Использует методики систематизации и статистической обработки потоков информации, интерпретации содержательно значимых эмпирических данных по региональной проблематике
ОПК-3.2 Выделяет смысловые конструкции в первичных источниках и оригинальных текстах с использованием основного набора прикладных методов
ОПК-4Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях
ОПК-4.1 Дает характеристику и оценку общественно-политическим и социально- экономическим событиям и процессам в экономическом, социальном и культурно- цивилизационном контекстах, а также в их взаимосвязанном комплексе
ОПК-4.2 Выявляет объективные тенденции и закономерности развития акторов на глобальном, макрорегиональном, национально- государственном, региональном и локальном уровнях
ОПК-4.3 Находит причинно- следственные связи и взаимозависимости между общественно-политическими и социально-экономическими процессами и явлениями
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические подходы и категории анализа внешней политики региона; основные этапы развития внешней политики Китая и их содержание; роль и место Китая в системе международных отношений
3.2.Уметь:
3.2.1.выяснять эволюцию закономерностей, целей и задач, определять движущие силы китайской внешней политики в различных направлениях; устанавливать причинно-следственные связи основных событий внешней политики Китая с экономическим, внутриполитическим контекстом развития Китая
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами научного анализа; понятийным аппаратом дисциплины

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Положение Китая в структуре международных отношений в первой половине XX века
1.1. Внешняя политика Китая после Первой мировой войны. Внешняя политика Гоминьдана в первые годы антияпонской войны (1937-1939 гг.) Лекции 6 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Китай в годы Второй мировой войны. Проблемы послевоенного урегулирования на Дальнем Востоке и Китай. Лекции 6 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Советско-китайские отношения в 1917-1924 гг.: особенности и основные этапы развития Практические 6 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. Революция 1925-1927 гг. и позиции великих держав Практические 6 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Внешняя политика ГМД в годы нанкинского десятилетия (1927-1937 гг.) Практические 6 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Работа с дополнительными материалами по разделу Сам. работа 6 8 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Международные отношения и внешняя политика КНР во второй половине XX в.
2.1. "Внешнеполитический фактор" в Гражданской войне в Китае. Особенности внешней политики КНР в 1949 - 1950-х гг. Лекции 6 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Внешнеполитическая платформа КНР в период "культурной революции" и ее изменения после смерти Мао Цзэдуна. Лекции 6 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Характерные черты внешней политики КНР в конце 70-х - 80-е гг. Лекции 6 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Погранично-территориальный вопрос во внешней политике КНР в конце 50-х - 60-е гг. XX в. Практические 6 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Дипломатия КНР в период «Большого скачка». Практические 6 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.6. Новые тенденции во внешней политике КНР после смерти Мао Цзэдуна Практические 6 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.7. Работа с дополнительными материалами по разделу Сам. работа 6 16 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Основные направления внешней политики КНР на современном этапе
3.1. Советско-российско-китайские отношения периода нормализации и стабилизации (1990-е - 2020-е гг.) Лекции 6 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Основные этапы развития китайско-американских отношений на современном этапе Лекции 6 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Основные тенденции развития китайско-японских отношений на современном этапе. КНР и проблемы Корейского полуостров Лекции 6 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.4. Политика КНР в Южной и Юго-Восточной Азии в начале XXI в. Лекции 6 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.5. Характерные черты внешней политики КНР на современном этапе: деидеологизация с китайской спецификой. Практические 6 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.6. Российско-китайские отношения в XXI в. Практические 6 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.7. Движущие силы китайско-американских отношений в начале XXI в. Практические 6 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.8. "Проблема" Тайваня во внешней политике КНР Практические 6 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.9. Индо-пакистанское направление во современной внешней политике КНР. Китай и государства Центральной Азии. Практические 6 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.10. Работа с дополнительными материалами по разделу Сам. работа 6 15 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=715

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3: Способен выделять, систематизировать и интерпретировать содержательно значимые эмпирические данные из потоков информации, а также смысловые конструкции в оригинальных текстах и источниках по профилю деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
1. Соглашение о Западной части российско-китайской границы от Монголии до Казахстана было подписано в:
А. 1991 г.
Б. 1999 г.
В. 2002 г.
Г. 1994 г.
Ответ: Г.
2. Российско-китайский Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве был подписан в:
А. 2001 г.
Б. 2008 г.
В. 1998 г.
Г. 2012 г.
Ответ: А.
3. Договор о запуске российско-китайского магистрального газопровода «Сила Сибири» был подписан в:
А. 2012 г.
Б. 2010 г.
В. 2014 г.
Г. 2008 г.
Ответ: В.
4. Когда было опубликовано совместное китайско-американское коммюнике об установлении после разрыва 70-х гг. дипломатических отношений между двумя странами.
А. июль 1977 г.
Б. декабрь 1978 г.
В. март 1975 г.
Г. январь 1983 г.
Ответ: Б.
5. Когда был заключен договор о мире и дружбе между КНР и Японией ?
А. май 1987 г.
Б. апрель 1977 г.
В. август 1978 г.
Г. октябрь 1980 г.
Ответ: В.
6. На XII Всекитайском съезде КПК была сформулирована основная идея концепции «независимой и самостоятельной внешней политики». В каком году произошло это событие?
А. 1978
Б. 1982
В. 2003
Г. 1996
Д. 1985
Ответ: Б.
7. Кто из руководителей КНР сформулировал следующие тезисы о характере внешней политики: «Политика должна быть прагматичной» и «мир и развитие – в центре внимания».
А. Мао Цзэдун
Б. Ху Цзиньтао
В. Дэн Сяопин
Г. Цзянь Цзэминь
Ответ: В.
8. Кому из политических лидеров Китая принадлежит следующее утверждение: «Мы должны следовать курсу „韬光养晦” („не высовывать голову и скрывать во тьме свои возможности”) в течение нескольких лет, чтобы стать значимой политической силой. В результате международный статус Китая будет совсем иной»
А. Цзянь Цзэминь
Б. Дэн Сяопин
В. Мао Цзэдун
Г. Ху Цзиньтао
Ответ: Б.
9. Советско-китайский договор о дружбе и союзе был подписан
А. 14 августа 1945 г.
Б. 14 августа 1946 г.
В. 14 января 1946 г.
Г. 14 июля 1945 г.
Ответ: А.
10. Одним из результатов Брюссельской конференции 1937 г. стало...
А. принятие решения об оказании помощи Китаю в борьбе с японской агрессией
Б. декларативный призыв к Китаю и Японии прекратить боевые действия в дальневосточном регионе
В. признание политики Японии в отношении Китая приемлемой и допустимой
Г. осуждение политики СССР в отношении Монголии
Ответ: Б.
11. Какой документ был утвержден Политбюро ЦК ВКП(б) 3 августа 1933 г.?
А. Соглашение об уступке Маньчжоу-Го прав СССР в отношении КВЖД
Б. план ввода войск на территорию Монголии
В. Директивы по работе в Синьцзяне
Г. пакт о нейтралитете в японо-китайском конфликте
Ответ: В.
12. Какие события последовали после подписания Протокола о взаимопомощи между СССР и МНР в 1936 г.?
А. демаркация монголо-маньчжурской границы
Б. социалистическая революция в МНР
В. вторжение Квантунской армии на территорию МНР
Г. строительство железной дороги от Улан-Удэ до Наушки
Ответ: Г.
13. «Двадцать одно требование» - это:
А. Соглашение США, Великобритании, Франции и Китая, заключенное в 1915 г.
Б. Особая политика США в Китае в 1918-1920 гг.
В. Японский ультиматум китайскому правительству, требующий признания прав на германское наследство на китайской территории
Г. Результаты рассмотрения китайского вопроса на Парижской конференции в 1919-1920 гг.
Ответ: В.
14. Соглашение "Арита - Крейги" означало
А. признание британским правительством фактически сложившегося положения дел в Китае, обещание японской стороны сохранности британских интересов в Китае
Б. сокращение численности Квантунской армии в Китае, увеличение американского присутствия
В. разрыв дипломатических интересов между Великобританией и Японией
Г. потеря Британией своих интересов в Китае, усиление позиций США, абсолютное признание главенства Японии над Китаем
Ответ: А.
15. Итогами рассмотрения китайского вопроса на Парижской мирной конференции стало
А. подписание договора о принципах политики в китайском вопросе ("договор девяти держав")
Б. ликвидация японо-китайского соглашения от 9 мая 1915 г.
В. возвращение Китаю концессий, таможенной автономии, вывод иностранных войск
Г. признание европейскими державами и США права Японии на германское наследство в Китае
Ответ: Г.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Назовите внешнеполитическую доктрину КНР, согласно которой народы всего мира должны бороться против двух сверхдержав СССР и США, в силу чего необходимо обострить советско-американские отношения и международную обстановку.
Ответ: доктрина сверхдержав
2. Сформулируйте, в чем выражалась политика открытости в КНР?
Ответ: в привлечении иностранного капитала и создании СЭЗ.
3. Прочтите отрывок из документа: "Если полемика с этим государством будет продолжаться, то небо не обвалится, трава и деревья будут расти по-прежнему; рыбы плавать в воде, а женщины рожать детей". Кому принадлежит это высказывание? О полемике с каким государством идет речь?
Ответ: высказывание принадлежит Мао Цзэдуну; речь идет о полемике с СССР.
4. После нападения Японии на Китай с воззванием к китайскому народу обратился лидер одной из политических партий Китая, который сказал: «Пусть Гоминьдан и Коммунистическая партия в тесном сотрудничестве дадут отпор новому наступлению японских бандитов». Определите, кому из политических лидеров принадлежит данное высказывание.
Ответ: Чжоу Эньлай
5. 17 июля 1937 г. на собрании представителей различных партий в Лушане глава гоминьдановского правительства обозначил цели и задачи внешней политики Китая. Сформулируйте, в чем заключалась основная идея принятой декларации?
Ответ: подготовка к защите страны от японских захватчиков и мобилизация всех сил на борьбу до победного конца
6. Сформулируйте, какие требования японское командование выдвинуло Китаю после военного столкновения в районе моста Лугоуцяо?
Ответ: (А) наказать китайских военнослужащих за "нападение" на японцев, (Б) вывести все китайские войска из зоны железной дороги Пекин – Тяньцзинь
7. Сформулируйте, в чем заключалось историческое значение Тяньцзинского инцидента 1939 г. для развития японо-китайской войны?
Ответ: Лондон признал фактически сложившееся положение дел в Китае и согласился с правами Японии в регионе
8. В 1931 г. Япония захватила северо-восточный Китай. На поддержку со стороны каких сил рассчитывало правительство Чан Кайши в урегулировании данного конфликта?
Ответ: Чан Кайши рассчитывал на поддержку со стороны Лиги Наций.
9. Сформулируйте, в отношении какого вопроса возникли основные разногласия на советско-китайских переговорах 1923-1924 гг.
Ответ: КВЖД и Монголии
10. С момента оккупации Маньчжурии в 1931 — 1932 гг. японские милитаристы стали называть Северо-Восточный Китай «жизненной линией» Японии. Сформулируйте, что подразумевалось под этим определением?
Ответ: линия дальнейшего наступления на Азиатский континент
11. Сформулируйте, в чем заключались основные требования восставших в Шанхае в 1925 г. ?
Ответ: отменить в Китае право экстерриториальности иностранцев
12. Какое название получили в истории события , связанные с действиями японских военных в столице Китая в декабре 1937 г.?
Ответ: нанкинская резня
13. В ответ на захват советского генконсульства в 1929 г. временному поверенному Китая была направлена нота, в которое советское правительство угрожало лишить китайское Представительство в Москве и китайские консульства на советской территории этого права, по которому они должны были подчиняться законам только своего государства, даже находясь в России. Назовите это право.
Ответ: право экстерриториальности
14. С каким государством Китай 31 мая 1924 г. подписал «Соглашение об общих принципах для урегулирования вопросов между…», благодаря которому между странами были установлены нормальные дипломатические отношения.
Ответ: СССР
15. Сформулируйте, что означал курс на «равноудаленность», принятый КНР в 80-е гг. XX в.
Ответ: Курс на «равноудаленность» означал отход от идеи единого фронта против гегемонии в пользу мирного сосуществования с двумя сверхдержавами (СССР и США)
16. Раскройте смысл концепции "трех миров". Когда она возникла?
Ответ: Концепция утверждает, что что международные отношения состоят из трёх политико-экономических миров: Первого мира - сверхдержав США и СССР, Второго мира - «промежуточные силы, например Япония, Европа и Канада», и Третьего мира во главе с Китаем- «Азия, за исключением Японии», «вся Африка… и Латинская Америка». Концепция «трех миров», сформирована Мао Цзэдуном в 1970-х гг.
17. Сформулируйте определение термина «многополярность».
Ответ: это система международных отношений, в которых нет одного единственного и безусловного по своей мощи и влиянию участника. Имеется сразу несколько "центров сил", которые и создают определённую повестку дня
18. Сформулируйте, в чем заключалось историческое значение опубликованного в декабре 1978 г. совместного китайско-американского коммюнике.
Ответ: с января 1979 г. были установлены дипломатические отношения между КНР и США; США признавали правительство КНР в качестве единственного законного правительства Китая.
19. Кому из политических лидеров КНР принадлежит высказывание: “В настоящее время мы проводим политику экономической открытости, стремимся использовать иностранные капиталы и передовую технологию... что помогло бы нам в развитии экономики... Однако получить капитал и передовую технологию из развитых государств — нелегкое дело. У некоторых людей там по-прежнему на плечах головы старых колониалистов, они желают нам смерти и не хотят, чтобы мы развивались”.
Ответ: Дэн Сяопин
20. В сентябре 1982 г. прошел ХII съезд КПК, который зафиксировал фундаментальный сдвиг в развитии внешней политики Китая. Сформулируйте основные выводы съезда.
Ответ: (А) принципиальная возможность полного предотвращения новой мировой войны, (Б) необходимость строить отношения с СССР и США на сбалансированной основе путем проведения независимой внешнеполитической линии.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4: Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:

1. В каком году в Пекине по инициативе китайской стороны был создан Азиатский банк инфраструктурных инвестиций?
А. 2020
Б. 2000
В. 2015
Г. 1996
Д. 2013
Ответ: В.
2. Какая из перечисленных стран Центральной Азии не граничит с КНР?
А. Узбекистан
Б. Киргизия
В. Казахстан
Г. Таджикистан
Ответ: А.
3. В каком году состоялся первый официальный визит Бориса Ельцина в КНР?
А. 1995
Б. 1996
В. 1991
Г. 1992
Д. 1985
Ответ: Г.
4. В каком году Гонконг вернулся под юрисдикцию КНР?
А. 2007
Б. 1991
В. 1999
Г. 1997
Ответ: Г.
5. В каком году была подписана "Совместная декларация об основах дружественных отношений между Республикой Корея и КНР», ставшая правовой основой диалога Пекина и Сеула?
А. 2003
Б. 1997
В. 1992
Г. 1978
Ответ: В.
6. Китайско-индийские столкновения на границе начались в ....
А. 1950 г.
Б. 1969 г.
В. 1959 г.
Г. 1974 г.
Ответ: В.
7. 14-15 марта 1969 г. произошел вооруженный конфликт
А. на плато Аксайчин
Б. на китайско-бирманской границе
В. в районе о. Даманского
Г. в районе Жаланашколя
Ответ: В.
8. Вооруженный инцидент в районе Жаланашколь произошел
А. 2 марта 1969 г.
Б. 15 мая 1959 г.
В. 13 августа 1969 г.
Г. 20 сентября 1968 г.
Ответ: В.
9. Когда состоялась встреча Председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина с премьером Госсовета КНР Чжоу Эньлаем?
А. в апреле 1970 г.
Б. в сентябре 1969 г.
В. в январе 1971 г.
Г. в марте 1969 г.
Ответ: Б.
10. На 11-й пленуме ЦК КПК 8-го созыва в 1966 г. в центр внешней политики КНР было поставлено:
А. борьба против американского империа¬лизма и "советского ревизионизма"
Б. концепция многополярности
В. концепция единого фронта
Г. доктрина «трех миров»
Ответ: А.
11. Верно ли утверждение. Одним из спорных районов, на который претендуют и Китай и Индия является Аксай-Чин.
А. верно
Б. неверно
Ответ: А.
12. Верно ли утверждение. Первой страной в Африке, с которой Китай в 1956 г. установил дипломатические отношения был Египет.
А. верно
Б. неверно
Ответ: А.
13. Верно ли утверждение. Курс на «равноудаленность», принятый КНР в 80-е гг. XX в. , означал отход от идеи единого фронта против гегемонии в пользу мирного сосуществования с двумя сверхдержавами (СССР и США).
А. верно
Б. неверно
Ответ: А.
14. Назовите основную причину возобновления русско-китайских отношений в 1932 г.
А. японская агрессия на территории Китая и создание Маньчжоу Го
Б. утрата обеими сторонами контроля над железнодорожными коммуникациями в Северном Китае
В. вторжение японских войск на территорию СССР
Г. давление Лиги Наций на Китай
Ответ: А.
15. 12 марта 1936 г. между Союзом Советских Социалистических Республик и Монгольской Народной Республикой был подписан Протокол о взаимопомощи между. Какие интересы преследовала МНР?
А. укрепление позиций в регионе в противоборстве с Китайской Республикой
Б. признание независимости от Китая
В. защита от китайской агрессии
Г. признание независимости от СССР
Д. защита от японской агрессии
Ответ: Д.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Сформулируйте, какие критерии относятся к особенностям российско-китайского экономического сотрудничества на современном этапе.
Ответ: растущий торговый дефицит России, доминирующие позиции сырьевых товаров в российском экспорте и крайне низкая доля машин и оборудования, недостаточно высокий объем товарооборота
2. На одной из официальных встреч Б. Клинтона с Цзян Цзэминем, американский президент заявил, что в мире существует только один Китай, правительство КНР является единственным законным правительством Китая, и что Тайвань является частью территории Китая. Когда состоялась эта встреча?
Ответ: в мае 1995 г.
3. Сформулируйте, в чем заключались причины ухудшения советско-китайских отношений в конце 50-х гг.
Ответ: в идеологических разногласиях.
4. Назовите основную причину китайско-вьетнамского конфликта 1979 г.
Ответ: полномасштабное вторжение вьетнамской армии в Камбоджу в декабре 1978 г. и захват вьетнамской армией Пномпеня 7 января 1979 г., в результате которого власть в Камбодже была передана Единому фронту национального спасения Кампучии
5. Назовите, вопросы о каком участке советско-китайской границы занимали особую остроту в советско-китайских погранично-территориальных проблемах в 1960-е гг.
Ответ: на участке границы по рекам Амур и Уссури
6. Сформулируйте, что было характерно для внешней политики КНР на начальном этапе культурной революции?
Ответ: разрыв дипломатических отношений с целым рядом государств
7. Охарактеризуйте отношения КНР с Японией в годы "культурной революции".
Ответ: между КНР и Японией наблюдалось ухудшение отношений, со стороны КНР происходило открытое осуждение японского правительства
8. Какая из территорий неоднократно становилась причиной китайско-индийских конфликтов?
Ответ: Тибет
9. Как назывался курс, который проводили США в отношении Китая с 1949 по 1972 гг.
Ответ: политика сдерживания
10. Сформулируйте понятие, обозначающее образ политического действия, связанный с установкой на безусловное доминирование одних субъектов политического мира над другими, а также соответствующую политическую доктрину.
Ответ: гегемонизм
11. Между какими государствами ведется спор о территориальной принадлежности островов Сэнкаку / Дяоюйдао?
Ответ: между КНР и Японией
12. Назовите понятие, введенное первым премьером Госсовета КНР Чжоу Эньлаем в качестве определения взаимодействия КНР с другими странами в условиях отсутствия дипломатических отношений.
Ответ: Народная дипломатия
13. Сформулируйте, какая характеристика определяет внешнюю политику Гоминьдана в 1927 - 1937 гг.?
Ответ: стремление дипломатическим путем добиться отмены неравноправных договоров и возвратит суверенитет Китая
14. При осаде и боях за какой город японцы в 1937 г., несмотря на подписание конвенции об отказе от применения химического оружия, использовали отравляющие вещества? Назовите город.
Ответ: Шанхай
15. Сформулируйте, в чем заключались особенности событий японо-китайской войны 1937 - 1939 гг.?
Ответ: особенностью конфликта был тот факт, что Япония и Китай официально не объявляли друг другу войны.
16. Назовите основные конфликты между Советским Союзом и Японией в 1938 - 1939 гг.
Ответ: конфликт в районе Халхин-гола , конфликт на озере Хасан
17. Назовите город, в котором в результате захватнических действий японской армии число жертв среди мирного населения было самым высоким за все годы войны.
Ответ: Нанкин
18. Сформулируйте, какие цели преследовали японские военные планируя захватить советский Дальний Восток?
Ответ: на советском Дальнем Востоке японские военные намеревались создать плацдарм для нанесения удара по Аляске
19. Назовите основную причину образования Советским Союзом Особой Дальневосточной армии.
Ответ: причина заключалась в разрыве китайской стороной дипломатических отношений с СССР.
20. 11 сентября 1969 г. в пекинском аэропорту состоялась важная встреча представителей СССР и КНР, в ходе которой была достигнута договоренность о начале советско-китайских переговоров по пограничным вопросам в октябре 1969 г. Назовите, кто из политических деятелей представлял Советский Союз и КНР.
Ответ: со стороны СССР - А.Н. Косыгин, председатель Совета министров СССР; со стороны КНР - премьер Госсовета КНР Чжоу Эньлай.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=715.
Контрольно-измерительный материал (тест) для промежуточной аттестации, состоит из 40 заданий .
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
Для экзамена:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий;
«хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. В. Анисимова [и др.] История Китая [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л1.2 Цыганков П.А. - отв. ред. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МИРОВАЯ ПОЛИТИКА. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Муратшина К. Г. ; под науч. ред. Михайленко В.И. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНЦЕ XX — НАЧАЛЕ XXI ВЕКОВ 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Дацышен В. Г. История российско-китайских отношений в конце XIX – начале ХХ вв.: Научные монографии Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ] www.nlr.ru
Э2 "КиберЛенинка" научная электронная библиотека https://cyberleninka.ru/ cyberleninka.ru
Э3 Курс в Moodle "История внешней политики Китая" portal.edu.asu.ru
Э4 Официальный сайт Института Китая и современной Азии https://www.ifes-ras.ru/ru-RU www.ifes-ras.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ]
Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова http://www.hist.msu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс осваивается в рамках аудиторных занятий и посредством электронного учебно-методического комплекса дисциплины (ЭУМКД), размещенного на Едином образовательном портале АлтГУ. Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану,определяемому РПД.
Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.
При подготовке к практическому занятию студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае.
Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний.