Закреплена за кафедрой | Кафедра востоковедения |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.01. Зарубежное регионоведение |
Профиль | Китай и китайский язык |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_01_ЗР-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 21 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 39 | 39 | 39 | 39 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра востоковедения
Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко
1.1. | Целью курса является формирование представления у студентов основных этапов развития внешней политики Китая и анализа их содержания. Задачи дисциплины – рассмотреть внешнюю политику Китая в контексте мировой системы международных отношений в новейшее время; представить в динамике ее изменения в исторической ретроспективе с выходом на современные проблемы и перспективы; познакомить студентов с теоретическими подходами и категориями анализа внешней политики региона; выяснить эволюцию закономерностей, целей и задач, определить движущие силы китайской политики в различных направлениях; обозначить геополитические, геостратегические, политические, экономические и идеологические аспекты разработки и осуществления политики КНР на международной арене; раскрыть ее концептуальные основы, главные направления и акценты в их системной динамике. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.4 |
ОПК-3 | Способен выделять, систематизировать и интерпретировать содержательно значимые эмпирические данные из потоков информации, а также смысловые конструкции в оригинальных текстах и источниках по профилю деятельности |
ОПК-3.1 | Использует методики систематизации и статистической обработки потоков информации, интерпретации содержательно значимых эмпирических данных по региональной проблематике |
ОПК-3.2 | Выделяет смысловые конструкции в первичных источниках и оригинальных текстах с использованием основного набора прикладных методов |
ОПК-4 | Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях |
ОПК-4.1 | Дает характеристику и оценку общественно-политическим и социально- экономическим событиям и процессам в экономическом, социальном и культурно- цивилизационном контекстах, а также в их взаимосвязанном комплексе |
ОПК-4.2 | Выявляет объективные тенденции и закономерности развития акторов на глобальном, макрорегиональном, национально- государственном, региональном и локальном уровнях |
ОПК-4.3 | Находит причинно- следственные связи и взаимозависимости между общественно-политическими и социально-экономическими процессами и явлениями |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | теоретические подходы и категории анализа внешней политики региона; основные этапы развития внешней политики Китая и их содержание; роль и место Китая в системе международных отношений |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | выяснять эволюцию закономерностей, целей и задач, определять движущие силы китайской внешней политики в различных направлениях; устанавливать причинно-следственные связи основных событий внешней политики Китая с экономическим, внутриполитическим контекстом развития Китая |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | методами научного анализа; понятийным аппаратом дисциплины |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Положение Китая в структуре международных отношений в первой половине XX века | ||||||
1.1. | Внешняя политика Китая после Первой мировой войны. Внешняя политика Гоминьдана в первые годы антияпонской войны (1937-1939 гг.) | Лекции | 6 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
1.2. | Китай в годы Второй мировой войны. Проблемы послевоенного урегулирования на Дальнем Востоке и Китай. | Лекции | 6 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.3. | Советско-китайские отношения в 1917-1924 гг.: особенности и основные этапы развития | Практические | 6 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.4. | Революция 1925-1927 гг. и позиции великих держав | Практические | 6 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.5. | Внешняя политика ГМД в годы нанкинского десятилетия (1927-1937 гг.) | Практические | 6 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.6. | Работа с дополнительными материалами по разделу | Сам. работа | 6 | 8 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 2. Международные отношения и внешняя политика КНР во второй половине XX в. | ||||||
2.1. | "Внешнеполитический фактор" в Гражданской войне в Китае. Особенности внешней политики КНР в 1949 - 1950-х гг. | Лекции | 6 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.2. | Внешнеполитическая платформа КНР в период "культурной революции" и ее изменения после смерти Мао Цзэдуна. | Лекции | 6 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.3. | Характерные черты внешней политики КНР в конце 70-х - 80-е гг. | Лекции | 6 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.4. | Погранично-территориальный вопрос во внешней политике КНР в конце 50-х - 60-е гг. XX в. | Практические | 6 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.5. | Дипломатия КНР в период «Большого скачка». | Практические | 6 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.6. | Новые тенденции во внешней политике КНР после смерти Мао Цзэдуна | Практические | 6 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.7. | Работа с дополнительными материалами по разделу | Сам. работа | 6 | 16 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 3. Основные направления внешней политики КНР на современном этапе | ||||||
3.1. | Советско-российско-китайские отношения периода нормализации и стабилизации (1990-е - 2020-е гг.) | Лекции | 6 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.2. | Основные этапы развития китайско-американских отношений на современном этапе | Лекции | 6 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.3. | Основные тенденции развития китайско-японских отношений на современном этапе. КНР и проблемы Корейского полуостров | Лекции | 6 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.4. | Политика КНР в Южной и Юго-Восточной Азии в начале XXI в. | Лекции | 6 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.5. | Характерные черты внешней политики КНР на современном этапе: деидеологизация с китайской спецификой. | Практические | 6 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.6. | Российско-китайские отношения в XXI в. | Практические | 6 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.7. | Движущие силы китайско-американских отношений в начале XXI в. | Практические | 6 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.8. | "Проблема" Тайваня во внешней политике КНР | Практические | 6 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.9. | Индо-пакистанское направление во современной внешней политике КНР. Китай и государства Центральной Азии. | Практические | 6 | 4 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.10. | Работа с дополнительными материалами по разделу | Сам. работа | 6 | 15 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=715 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3: Способен выделять, систематизировать и интерпретировать содержательно значимые эмпирические данные из потоков информации, а также смысловые конструкции в оригинальных текстах и источниках по профилю деятельности ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА: 1. Соглашение о Западной части российско-китайской границы от Монголии до Казахстана было подписано в: А. 1991 г. Б. 1999 г. В. 2002 г. Г. 1994 г. Ответ: Г. 2. Российско-китайский Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве был подписан в: А. 2001 г. Б. 2008 г. В. 1998 г. Г. 2012 г. Ответ: А. 3. Договор о запуске российско-китайского магистрального газопровода «Сила Сибири» был подписан в: А. 2012 г. Б. 2010 г. В. 2014 г. Г. 2008 г. Ответ: В. 4. Когда было опубликовано совместное китайско-американское коммюнике об установлении после разрыва 70-х гг. дипломатических отношений между двумя странами. А. июль 1977 г. Б. декабрь 1978 г. В. март 1975 г. Г. январь 1983 г. Ответ: Б. 5. Когда был заключен договор о мире и дружбе между КНР и Японией ? А. май 1987 г. Б. апрель 1977 г. В. август 1978 г. Г. октябрь 1980 г. Ответ: В. 6. На XII Всекитайском съезде КПК была сформулирована основная идея концепции «независимой и самостоятельной внешней политики». В каком году произошло это событие? А. 1978 Б. 1982 В. 2003 Г. 1996 Д. 1985 Ответ: Б. 7. Кто из руководителей КНР сформулировал следующие тезисы о характере внешней политики: «Политика должна быть прагматичной» и «мир и развитие – в центре внимания». А. Мао Цзэдун Б. Ху Цзиньтао В. Дэн Сяопин Г. Цзянь Цзэминь Ответ: В. 8. Кому из политических лидеров Китая принадлежит следующее утверждение: «Мы должны следовать курсу „韬光养晦” („не высовывать голову и скрывать во тьме свои возможности”) в течение нескольких лет, чтобы стать значимой политической силой. В результате международный статус Китая будет совсем иной» А. Цзянь Цзэминь Б. Дэн Сяопин В. Мао Цзэдун Г. Ху Цзиньтао Ответ: Б. 9. Советско-китайский договор о дружбе и союзе был подписан А. 14 августа 1945 г. Б. 14 августа 1946 г. В. 14 января 1946 г. Г. 14 июля 1945 г. Ответ: А. 10. Одним из результатов Брюссельской конференции 1937 г. стало... А. принятие решения об оказании помощи Китаю в борьбе с японской агрессией Б. декларативный призыв к Китаю и Японии прекратить боевые действия в дальневосточном регионе В. признание политики Японии в отношении Китая приемлемой и допустимой Г. осуждение политики СССР в отношении Монголии Ответ: Б. 11. Какой документ был утвержден Политбюро ЦК ВКП(б) 3 августа 1933 г.? А. Соглашение об уступке Маньчжоу-Го прав СССР в отношении КВЖД Б. план ввода войск на территорию Монголии В. Директивы по работе в Синьцзяне Г. пакт о нейтралитете в японо-китайском конфликте Ответ: В. 12. Какие события последовали после подписания Протокола о взаимопомощи между СССР и МНР в 1936 г.? А. демаркация монголо-маньчжурской границы Б. социалистическая революция в МНР В. вторжение Квантунской армии на территорию МНР Г. строительство железной дороги от Улан-Удэ до Наушки Ответ: Г. 13. «Двадцать одно требование» - это: А. Соглашение США, Великобритании, Франции и Китая, заключенное в 1915 г. Б. Особая политика США в Китае в 1918-1920 гг. В. Японский ультиматум китайскому правительству, требующий признания прав на германское наследство на китайской территории Г. Результаты рассмотрения китайского вопроса на Парижской конференции в 1919-1920 гг. Ответ: В. 14. Соглашение "Арита - Крейги" означало А. признание британским правительством фактически сложившегося положения дел в Китае, обещание японской стороны сохранности британских интересов в Китае Б. сокращение численности Квантунской армии в Китае, увеличение американского присутствия В. разрыв дипломатических интересов между Великобританией и Японией Г. потеря Британией своих интересов в Китае, усиление позиций США, абсолютное признание главенства Японии над Китаем Ответ: А. 15. Итогами рассмотрения китайского вопроса на Парижской мирной конференции стало А. подписание договора о принципах политики в китайском вопросе ("договор девяти держав") Б. ликвидация японо-китайского соглашения от 9 мая 1915 г. В. возвращение Китаю концессий, таможенной автономии, вывод иностранных войск Г. признание европейскими державами и США права Японии на германское наследство в Китае Ответ: Г. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Назовите внешнеполитическую доктрину КНР, согласно которой народы всего мира должны бороться против двух сверхдержав СССР и США, в силу чего необходимо обострить советско-американские отношения и международную обстановку. Ответ: доктрина сверхдержав 2. Сформулируйте, в чем выражалась политика открытости в КНР? Ответ: в привлечении иностранного капитала и создании СЭЗ. 3. Прочтите отрывок из документа: "Если полемика с этим государством будет продолжаться, то небо не обвалится, трава и деревья будут расти по-прежнему; рыбы плавать в воде, а женщины рожать детей". Кому принадлежит это высказывание? О полемике с каким государством идет речь? Ответ: высказывание принадлежит Мао Цзэдуну; речь идет о полемике с СССР. 4. После нападения Японии на Китай с воззванием к китайскому народу обратился лидер одной из политических партий Китая, который сказал: «Пусть Гоминьдан и Коммунистическая партия в тесном сотрудничестве дадут отпор новому наступлению японских бандитов». Определите, кому из политических лидеров принадлежит данное высказывание. Ответ: Чжоу Эньлай 5. 17 июля 1937 г. на собрании представителей различных партий в Лушане глава гоминьдановского правительства обозначил цели и задачи внешней политики Китая. Сформулируйте, в чем заключалась основная идея принятой декларации? Ответ: подготовка к защите страны от японских захватчиков и мобилизация всех сил на борьбу до победного конца 6. Сформулируйте, какие требования японское командование выдвинуло Китаю после военного столкновения в районе моста Лугоуцяо? Ответ: (А) наказать китайских военнослужащих за "нападение" на японцев, (Б) вывести все китайские войска из зоны железной дороги Пекин – Тяньцзинь 7. Сформулируйте, в чем заключалось историческое значение Тяньцзинского инцидента 1939 г. для развития японо-китайской войны? Ответ: Лондон признал фактически сложившееся положение дел в Китае и согласился с правами Японии в регионе 8. В 1931 г. Япония захватила северо-восточный Китай. На поддержку со стороны каких сил рассчитывало правительство Чан Кайши в урегулировании данного конфликта? Ответ: Чан Кайши рассчитывал на поддержку со стороны Лиги Наций. 9. Сформулируйте, в отношении какого вопроса возникли основные разногласия на советско-китайских переговорах 1923-1924 гг. Ответ: КВЖД и Монголии 10. С момента оккупации Маньчжурии в 1931 — 1932 гг. японские милитаристы стали называть Северо-Восточный Китай «жизненной линией» Японии. Сформулируйте, что подразумевалось под этим определением? Ответ: линия дальнейшего наступления на Азиатский континент 11. Сформулируйте, в чем заключались основные требования восставших в Шанхае в 1925 г. ? Ответ: отменить в Китае право экстерриториальности иностранцев 12. Какое название получили в истории события , связанные с действиями японских военных в столице Китая в декабре 1937 г.? Ответ: нанкинская резня 13. В ответ на захват советского генконсульства в 1929 г. временному поверенному Китая была направлена нота, в которое советское правительство угрожало лишить китайское Представительство в Москве и китайские консульства на советской территории этого права, по которому они должны были подчиняться законам только своего государства, даже находясь в России. Назовите это право. Ответ: право экстерриториальности 14. С каким государством Китай 31 мая 1924 г. подписал «Соглашение об общих принципах для урегулирования вопросов между…», благодаря которому между странами были установлены нормальные дипломатические отношения. Ответ: СССР 15. Сформулируйте, что означал курс на «равноудаленность», принятый КНР в 80-е гг. XX в. Ответ: Курс на «равноудаленность» означал отход от идеи единого фронта против гегемонии в пользу мирного сосуществования с двумя сверхдержавами (СССР и США) 16. Раскройте смысл концепции "трех миров". Когда она возникла? Ответ: Концепция утверждает, что что международные отношения состоят из трёх политико-экономических миров: Первого мира - сверхдержав США и СССР, Второго мира - «промежуточные силы, например Япония, Европа и Канада», и Третьего мира во главе с Китаем- «Азия, за исключением Японии», «вся Африка… и Латинская Америка». Концепция «трех миров», сформирована Мао Цзэдуном в 1970-х гг. 17. Сформулируйте определение термина «многополярность». Ответ: это система международных отношений, в которых нет одного единственного и безусловного по своей мощи и влиянию участника. Имеется сразу несколько "центров сил", которые и создают определённую повестку дня 18. Сформулируйте, в чем заключалось историческое значение опубликованного в декабре 1978 г. совместного китайско-американского коммюнике. Ответ: с января 1979 г. были установлены дипломатические отношения между КНР и США; США признавали правительство КНР в качестве единственного законного правительства Китая. 19. Кому из политических лидеров КНР принадлежит высказывание: “В настоящее время мы проводим политику экономической открытости, стремимся использовать иностранные капиталы и передовую технологию... что помогло бы нам в развитии экономики... Однако получить капитал и передовую технологию из развитых государств — нелегкое дело. У некоторых людей там по-прежнему на плечах головы старых колониалистов, они желают нам смерти и не хотят, чтобы мы развивались”. Ответ: Дэн Сяопин 20. В сентябре 1982 г. прошел ХII съезд КПК, который зафиксировал фундаментальный сдвиг в развитии внешней политики Китая. Сформулируйте основные выводы съезда. Ответ: (А) принципиальная возможность полного предотвращения новой мировой войны, (Б) необходимость строить отношения с СССР и США на сбалансированной основе путем проведения независимой внешнеполитической линии. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4: Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА: 1. В каком году в Пекине по инициативе китайской стороны был создан Азиатский банк инфраструктурных инвестиций? А. 2020 Б. 2000 В. 2015 Г. 1996 Д. 2013 Ответ: В. 2. Какая из перечисленных стран Центральной Азии не граничит с КНР? А. Узбекистан Б. Киргизия В. Казахстан Г. Таджикистан Ответ: А. 3. В каком году состоялся первый официальный визит Бориса Ельцина в КНР? А. 1995 Б. 1996 В. 1991 Г. 1992 Д. 1985 Ответ: Г. 4. В каком году Гонконг вернулся под юрисдикцию КНР? А. 2007 Б. 1991 В. 1999 Г. 1997 Ответ: Г. 5. В каком году была подписана "Совместная декларация об основах дружественных отношений между Республикой Корея и КНР», ставшая правовой основой диалога Пекина и Сеула? А. 2003 Б. 1997 В. 1992 Г. 1978 Ответ: В. 6. Китайско-индийские столкновения на границе начались в .... А. 1950 г. Б. 1969 г. В. 1959 г. Г. 1974 г. Ответ: В. 7. 14-15 марта 1969 г. произошел вооруженный конфликт А. на плато Аксайчин Б. на китайско-бирманской границе В. в районе о. Даманского Г. в районе Жаланашколя Ответ: В. 8. Вооруженный инцидент в районе Жаланашколь произошел А. 2 марта 1969 г. Б. 15 мая 1959 г. В. 13 августа 1969 г. Г. 20 сентября 1968 г. Ответ: В. 9. Когда состоялась встреча Председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина с премьером Госсовета КНР Чжоу Эньлаем? А. в апреле 1970 г. Б. в сентябре 1969 г. В. в январе 1971 г. Г. в марте 1969 г. Ответ: Б. 10. На 11-й пленуме ЦК КПК 8-го созыва в 1966 г. в центр внешней политики КНР было поставлено: А. борьба против американского империа¬лизма и "советского ревизионизма" Б. концепция многополярности В. концепция единого фронта Г. доктрина «трех миров» Ответ: А. 11. Верно ли утверждение. Одним из спорных районов, на который претендуют и Китай и Индия является Аксай-Чин. А. верно Б. неверно Ответ: А. 12. Верно ли утверждение. Первой страной в Африке, с которой Китай в 1956 г. установил дипломатические отношения был Египет. А. верно Б. неверно Ответ: А. 13. Верно ли утверждение. Курс на «равноудаленность», принятый КНР в 80-е гг. XX в. , означал отход от идеи единого фронта против гегемонии в пользу мирного сосуществования с двумя сверхдержавами (СССР и США). А. верно Б. неверно Ответ: А. 14. Назовите основную причину возобновления русско-китайских отношений в 1932 г. А. японская агрессия на территории Китая и создание Маньчжоу Го Б. утрата обеими сторонами контроля над железнодорожными коммуникациями в Северном Китае В. вторжение японских войск на территорию СССР Г. давление Лиги Наций на Китай Ответ: А. 15. 12 марта 1936 г. между Союзом Советских Социалистических Республик и Монгольской Народной Республикой был подписан Протокол о взаимопомощи между. Какие интересы преследовала МНР? А. укрепление позиций в регионе в противоборстве с Китайской Республикой Б. признание независимости от Китая В. защита от китайской агрессии Г. признание независимости от СССР Д. защита от японской агрессии Ответ: Д. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Сформулируйте, какие критерии относятся к особенностям российско-китайского экономического сотрудничества на современном этапе. Ответ: растущий торговый дефицит России, доминирующие позиции сырьевых товаров в российском экспорте и крайне низкая доля машин и оборудования, недостаточно высокий объем товарооборота 2. На одной из официальных встреч Б. Клинтона с Цзян Цзэминем, американский президент заявил, что в мире существует только один Китай, правительство КНР является единственным законным правительством Китая, и что Тайвань является частью территории Китая. Когда состоялась эта встреча? Ответ: в мае 1995 г. 3. Сформулируйте, в чем заключались причины ухудшения советско-китайских отношений в конце 50-х гг. Ответ: в идеологических разногласиях. 4. Назовите основную причину китайско-вьетнамского конфликта 1979 г. Ответ: полномасштабное вторжение вьетнамской армии в Камбоджу в декабре 1978 г. и захват вьетнамской армией Пномпеня 7 января 1979 г., в результате которого власть в Камбодже была передана Единому фронту национального спасения Кампучии 5. Назовите, вопросы о каком участке советско-китайской границы занимали особую остроту в советско-китайских погранично-территориальных проблемах в 1960-е гг. Ответ: на участке границы по рекам Амур и Уссури 6. Сформулируйте, что было характерно для внешней политики КНР на начальном этапе культурной революции? Ответ: разрыв дипломатических отношений с целым рядом государств 7. Охарактеризуйте отношения КНР с Японией в годы "культурной революции". Ответ: между КНР и Японией наблюдалось ухудшение отношений, со стороны КНР происходило открытое осуждение японского правительства 8. Какая из территорий неоднократно становилась причиной китайско-индийских конфликтов? Ответ: Тибет 9. Как назывался курс, который проводили США в отношении Китая с 1949 по 1972 гг. Ответ: политика сдерживания 10. Сформулируйте понятие, обозначающее образ политического действия, связанный с установкой на безусловное доминирование одних субъектов политического мира над другими, а также соответствующую политическую доктрину. Ответ: гегемонизм 11. Между какими государствами ведется спор о территориальной принадлежности островов Сэнкаку / Дяоюйдао? Ответ: между КНР и Японией 12. Назовите понятие, введенное первым премьером Госсовета КНР Чжоу Эньлаем в качестве определения взаимодействия КНР с другими странами в условиях отсутствия дипломатических отношений. Ответ: Народная дипломатия 13. Сформулируйте, какая характеристика определяет внешнюю политику Гоминьдана в 1927 - 1937 гг.? Ответ: стремление дипломатическим путем добиться отмены неравноправных договоров и возвратит суверенитет Китая 14. При осаде и боях за какой город японцы в 1937 г., несмотря на подписание конвенции об отказе от применения химического оружия, использовали отравляющие вещества? Назовите город. Ответ: Шанхай 15. Сформулируйте, в чем заключались особенности событий японо-китайской войны 1937 - 1939 гг.? Ответ: особенностью конфликта был тот факт, что Япония и Китай официально не объявляли друг другу войны. 16. Назовите основные конфликты между Советским Союзом и Японией в 1938 - 1939 гг. Ответ: конфликт в районе Халхин-гола , конфликт на озере Хасан 17. Назовите город, в котором в результате захватнических действий японской армии число жертв среди мирного населения было самым высоким за все годы войны. Ответ: Нанкин 18. Сформулируйте, какие цели преследовали японские военные планируя захватить советский Дальний Восток? Ответ: на советском Дальнем Востоке японские военные намеревались создать плацдарм для нанесения удара по Аляске 19. Назовите основную причину образования Советским Союзом Особой Дальневосточной армии. Ответ: причина заключалась в разрыве китайской стороной дипломатических отношений с СССР. 20. 11 сентября 1969 г. в пекинском аэропорту состоялась важная встреча представителей СССР и КНР, в ходе которой была достигнута договоренность о начале советско-китайских переговоров по пограничным вопросам в октябре 1969 г. Назовите, кто из политических деятелей представлял Советский Союз и КНР. Ответ: со стороны СССР - А.Н. Косыгин, председатель Совета министров СССР; со стороны КНР - премьер Госсовета КНР Чжоу Эньлай. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=715. Контрольно-измерительный материал (тест) для промежуточной аттестации, состоит из 40 заданий . КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | И. В. Анисимова [и др.] | История Китая [Электронный ресурс]: учеб. пособие | АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | Цыганков П.А. - отв. ред. | МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МИРОВАЯ ПОЛИТИКА. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Муратшина К. Г. ; под науч. ред. Михайленко В.И. | МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНЦЕ XX — НАЧАЛЕ XXI ВЕКОВ 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Дацышен В. Г. | История российско-китайских отношений в конце XIX – начале ХХ вв.: Научные монографии | Директ-Медиа, 2014 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ] | www.nlr.ru | ||
Э2 | "КиберЛенинка" научная электронная библиотека https://cyberleninka.ru/ | cyberleninka.ru | ||
Э3 | Курс в Moodle "История внешней политики Китая" | portal.edu.asu.ru | ||
Э4 | Официальный сайт Института Китая и современной Азии https://www.ifes-ras.ru/ru-RU | www.ifes-ras.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ] Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова http://www.hist.msu.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Курс осваивается в рамках аудиторных занятий и посредством электронного учебно-методического комплекса дисциплины (ЭУМКД), размещенного на Едином образовательном портале АлтГУ. Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану,определяемому РПД. Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос. При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к практическому занятию студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае. Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний. |