Закреплена за кафедрой | Кафедра востоковедения |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.01. Зарубежное регионоведение |
Профиль | Китай и китайский язык |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_01_ЗР-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 21 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 39 | 39 | 39 | 39 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра востоковедения
Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины "История экономического развития Китая" сформировать у студентов представление о характере взаимодействия общества и географической среды, основных закономерностях развития и функционирования экономической системы Китая. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.4 |
ОПК-3 | Способен выделять, систематизировать и интерпретировать содержательно значимые эмпирические данные из потоков информации, а также смысловые конструкции в оригинальных текстах и источниках по профилю деятельности |
ОПК-3.1 | Использует методики систематизации и статистической обработки потоков информации, интерпретации содержательно значимых эмпирических данных по региональной проблематике |
ОПК-3.2 | Выделяет смысловые конструкции в первичных источниках и оригинальных текстах с использованием основного набора прикладных методов |
ОПК-4 | Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях |
ОПК-4.1 | Дает характеристику и оценку общественно-политическим и социально- экономическим событиям и процессам в экономическом, социальном и культурно- цивилизационном контекстах, а также в их взаимосвязанном комплексе |
ОПК-4.2 | Выявляет объективные тенденции и закономерности развития акторов на глобальном, макрорегиональном, национально- государственном, региональном и локальном уровнях |
ОПК-4.3 | Находит причинно- следственные связи и взаимозависимости между общественно-политическими и социально-экономическими процессами и явлениями |
УК-9 | Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности |
УК-9.1 | Знает базовые экономические понятия, объективные основы функционирования экономики и поведения домохозяйств и его субъектов; ресурсные ограничения экономического развития и особенности циклического развития рыночной экономики; понятие общественных благ, роль государства в их обеспечении и возможностях их получения домохозяйствами, основы функционирования финансовых рынков и принятия домохозяйствами инвестиционных решений |
УК-9.2 | Умеет использовать понятийный аппарат экономической науки для описания экономических и финансовых процессов функционирования домохозяйств; искать и собирать финансовую и экономическую информацию для принятия обоснованных решений; анализировать финансовую и экономическую информацию, необходимую для принятия обоснованных решений в сфере экономики домохозяйства; оценивать процентные, кредитные, курсовые, рыночные, операционные, общеэкономические, политические риски неблагоприятных экономических и политических событий для экономики домохозяйства; решать типичные задачи, связанные с личным финансовым планированием |
УК-9.3 | Владеет методами оценки будущих доходов и расходов домохозяйства, сравнение условий различных финансовых продуктов и условий инвестирования личных доходов; навыками решения типичных задач в сфере личного экономического и финансового планирования |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные закономерности экономического развития Китая с древности до настоящего времени; стратегию и содержание экономических реформ в КНР, основные направления и формы внешнеэкономического сотрудничества КНР. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | на основе полученных знаний давать комплексную характеристику современного состояния КНР, выделять особенности экономической системы КНР, давать оценку места КНР в системе мирохозяйственных связей, вырабатывать рекомендации для продвижения российско-китайского национального и регионального сотрудничества. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | понятийным аппаратом с учетом специфики трактовки отдельных понятий в регионе специализации; владеть навыками самостоятельного поиска и анализа информации по конкретным вопросам экономического развития КНР. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Экономика Китая. Введение | ||||||
1.1. | Предмет курса. Теоретические подходы к анализу экономического развития: формационный, цивилизационный, мирсистемный подходы, теория постиндустриального общества. | Лекции | 6 | 2 | УК-9.1, УК-9.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.2. | Природно-ресурсный потенциал Китая и его экономическая оценка | Практические | 6 | 4 | УК-9.1, УК-9.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.3. | Подготовка к семинару. Работа с картой | Сам. работа | 6 | 4 | УК-9.1, УК-9.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | |
Раздел 2. Экономика традиционного Китая. | ||||||
2.1. | Особенности традиционной экономической системы Китая. Характер землевладения в традиционном Китае. | Лекции | 6 | 2 | УК-9.1, УК-9.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.2. | Изучение источников и литературы | Сам. работа | 6 | 2 | УК-9.1, УК-9.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 3. Экономическое развитие Китая в колониальный период (середина XIX- - середина XX в.) | ||||||
3.1. | Экономическая модернизация Китая в колониальный период. Трансформация экономической структуры Китая под воздействием внешнего фактора. Концепция синтеза. Зарождение капиталистического уклада и его особенности. Задание в Мудл | Сам. работа | 6 | 4 | УК-9.1, УК-9.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 4. Образование КНР и складывание социалистической плановой экономики (1949-1978 гг.) | ||||||
4.1. | Экономическая политика КПК в восстановительный период (1949-1952 гг.) Стратегия индустриализации КНР | Лекции | 6 | 2 | УК-9.1, УК-9.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
4.2. | Индустриализация и складывание социалистической плановой модели экономики в КНР (1953-1957 гг.) Политика «Трех красных знамен» и ее результаты. «Большой скачек», коммунизация деревни | Практические | 6 | 4 | УК-9.1, УК-9.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
4.3. | Подготовка к семинарам. Самостоятельное изучение вопроса «Экономическое развитие в годы «культурной революции». | Сам. работа | 6 | 6 | УК-9.1, УК-9.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 5. Стратегия экономических реформ в КНР (80-е гг. XX - нач. XXI в.) | ||||||
5.1. | Стратегия и принципы экономических реформ в КНР (80-е гг. XX - нач. XXI в.) Реформа сельского хозяйства (80-е гг. XX - нач. XXI в.) | Лекции | 6 | 4 | УК-9.1, УК-9.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
5.2. | Экономические реформы в Китае (80-е гг. XX – начало XXI в.) | Практические | 6 | 4 | УК-9.1, УК-9.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
5.3. | Подготовка к семинарскому занятию. Подготовка к терминологическому диктанту | Сам. работа | 6 | 8 | УК-9.1, УК-9.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 6. Структура экономики КНР (80-е гг. XX - начало XXI в.) | ||||||
6.1. | Изменения в отраслевой структуре экономики за годы экономических реформ | Лекции | 6 | 2 | УК-9.1, УК-9.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
6.2. | Инновационная политика КНР | Практические | 6 | 2 | УК-9.1, УК-9.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
6.3. | Размещение и развитие основных отраслей сельского хозяйства и промышленности | Лекции | 6 | 4 | УК-9.1, УК-9.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
6.4. | Развитие Топливно-энерггетического комплекса, черной металлургии КНР Размещение и развитие транспортной системы КНР | Практические | 6 | 6 | УК-9.1, УК-9.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
6.5. | Подготовка к семинару. Выполнение заданий в МУДЛ. Работа с картой | Сам. работа | 6 | 8 | УК-9.1, УК-9.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 7. Внешнеэкономическая стратегия: содержание и эволюция (80-е гг. XX - начало XXI в.) | ||||||
7.1. | Политика «открытости» во внешнеэкономической сфере, её место в общей стратегии реформ | Лекции | 6 | 2 | УК-9.1, УК-9.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
7.2. | Политика открытости в КНР (80-е гг. XX – начало XXI в.). Вступление Китая в ВТО. Инвестиционная политика. | Практические | 6 | 4 | УК-9.1, УК-9.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
7.3. | Подготовка к семинарскому занятию | Сам. работа | 6 | 7 | УК-9.1, УК-9.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Формационный подход и сравнение обществ во времени. Цивилизационный подход к периодизации экономического прогресса. 2. Развитие взглядов на мир-системный подход. Теория постиндустриального общества. 3. Характеристика экономической системы традиционного Китая. 4. Характер землевладения в традиционном Китае. 5. Основные черты экономического развития Китая в колониальный период. Концепция синтеза. 6. Характер модернизации Китая в рамках теории «новой демократии» КПК. 7. Преобразования в экономике в «восстановительный период». 1949-1952 гг. 8. Стратегия индустриализации КНР. 9. Начало перехода к социалистическим преобразованиям. Складывание централизованной экономической системы 10. Экономические эксперименты конца 1950-х гг. и их влияние на состояние народного хозяйства. 11. Экономическое развитие КНР в годы «культурной революции». 12. Стратегия экономических реформ в КНР (1980-е гг. - начало XXI в.). 13. Преобразования в сельском хозяйстве (1980-е гг. - начало XXI в.). 14. Реформирование системы управления промышленными предприятиями (1980-е-начало XXI в.). 15. Реформа института собственности. 16. Изменения в отраслевой структуре хозяйства за годы экономических реформ. 17. Инновационная политика КНР. 18. Политика «открытости» и реформирование внешнеэкономической деятельности в 1980-1990-е гг. 19. Изменения во внешнеэкономической стратегии КНР в начале XXI в. КНР и ВТО. 20. Инвестиционная политика КНР. 21. Экономика КНР в годы мирового экономического кризиса. Антикризисная политика. 22. Политика "выхода за рубеж". Региональное экономическое сотрудничество КНР (на примере АСЕАН). |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Примерные темы рефератов 1. Экономическая система традиционного Китая 2. Особенности становления капитализма в Китае во второй половине XIX – начале XXв. 3. Экономическое развитие Китая в период правления гоминьдана 4. Экономическая модель КНР в 1950-1970-е гг. 5. Социально-экономические концепции Мао Цзэдуна и их влияние на экономическое развитие КНР. 6. Стратегия и тактика экономических реформ в Китае (80-е гг. XX – нач. XXI в.) 7. Инвестиционная политика КНР (80-е гг. XX – нач. XXI в.) 8. Вступление Китая в ВТО. 9. КНР и экономические интеграционные процессы в АТР. 10. Экономическая политика Китая в государствах АСЕАН 11. Динамика экономических взаимоотношений России и КНР. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Примеры семинаров Семинар по теме 4. Индустриализация и складывание социалистической плановой модели экономики в КНР (1953-1957 гг.) 1. Начало индустриализации в КНР. Первая пятилетка 1953-1957 гг. 2. Роль Советского Союза в проведении индустриализации КНР 3. Кооперирование в деревне. Литература 1. Смирнов Д.А. Идейно-политические аспекты модернизации КНР. М., 2005.С. 122-127. 2. Проблемы экономического роста и развития производительных сил в КНР. М., 2007. 3. Муромцева З.А. Проблемы экономического роста и развития производительных сил в КНР. М., 2007. 4. Экономика Китая вступает в XXI век. М., 2004. Семинар по теме 5 Экономические реформы в Китае (80-е гг. XX – начало XXI в.) (на 4 часа) 1. Эволюция стратегии экономических реформ в КНР. 2. Реформа системы управления промышленными предприятиями (80-е гг. XX – начало. XXI в.) 3. Реформа собственности. Литература 1. Борох О.Н. Стратегия экономических реформ в оценках западных и китайских ученых // Восток. 1996, № 3. 2. Гельбрас В.Г. Экономика Китайской народной республики. Учебник. М., 2010. 3. Линь Ифу, Цай Фан, Ли Чжоу Китайское чудо. Стратегия развития и экономическая реформа. М., 2001. 4. Островский А.В. Китайская модель перехода к рыночной экономике. М., 2007. 5. Бергер Я.М. Экономическая стратегия Китая. М., 2009 г. Гл. 3 (электронный вариант). Доклад с презентацией "Проблемы и перспективы экономического развития Китая" 1. Демографические проблемы КНР 2. Проблемы сохранения окружающей среды в регионе 3. Проблема разрывов в региональном экономическом развитии КНР 4. Противоречия и вызовы глобализации терминологический диктант: модернизация, индустриализация, «новая демократия», коммуны,сяокан, градуализм, автаркия, свободные экономические зоны, стратегия «выход за рубеж». |
Приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | И. В. Анисимова [и др.] | История Китая [Электронный ресурс]: учеб. пособие | АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | Колесов В.П. - отв. ред., Осьмова М.Н. - отв. ред. | МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА. ЭКОНОМИКА СТРАН И РЕГИОНОВ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Хасбулатов Р. И. | МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ] | |||
Э2 | Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/ER/ ] | |||
Э3 | курс в Moodle История экономического развития Китая | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ] Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/ER/ ] |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
317М | кабинет кафедры востоковедения – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-X31 - 1 единица; стационарный экран: REDLEAF; карты; плакаты |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
На практические занятия выносятся отдельные, ключевые темы дисциплины. Подготовка к практикам предполагает обязательное ознакомление с рекомендованными к теме практического занятия литературой и источниками. В случае пропуска практических занятий студент готовит реферат до 10 страниц печатного текста, кегль 12. Структура реферата: титульный лист, основная часть, список источников и литературы. |