МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История дипломатии и процесс формирования внешней политики Китая

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_ЗР-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., Доцент, Бочкарева И.Б.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
История дипломатии и процесс формирования внешней политики Китая

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.01 Зарубежное регионоведение (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 553)

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса - состоит в характеристике основных принципов формирования внешней политики, форм и методов организации дипломатической службы и дипломатической практики, их своеобразие на примере изучаемого региона.
Задачи курса:
- добиться глубокого понимания студентами основных положений теории дипломатии и свободного владения ее категориями и понятиями;
- привить им навыки подготовки и реализации всех основных форм и видов дипломатических контактов;
- приучить студентов к соблюдению норм и правил поведения дипломата в дипломатическом корпусе;
- начать работу по освоению ими навыков и умения написания основных дипломатических документов;
- ознакомить студентов с современными нормами дипломатического протокола и этикета;
- помочь студентам овладеть современными методами поиска и нахождения информации по проблемам дипломатии и международных отношений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях
ОПК-4.1 Дает характеристику и оценку общественно-политическим и социально- экономическим событиям и процессам в экономическом, социальном и культурно- цивилизационном контекстах, а также в их взаимосвязанном комплексе
ОПК-4.2 Выявляет объективные тенденции и закономерности развития акторов на глобальном, макрорегиональном, национально- государственном, региональном и локальном уровнях
ОПК-4.3 Находит причинно- следственные связи и взаимозависимости между общественно-политическими и социально-экономическими процессами и явлениями
ОПК-6Способен участвовать в организационно-управленческой деятельности и исполнять управленческие решения по профилю деятельности
ОПК-6.1 Знает организационную структуру системы органов государственной власти и управления РФ
ОПК-6.2 Имеет представление о миссии и долгосрочных целях организации
ОПК-6.3 Составляет официальную документацию различных видов (соглашения, договоры, программы визитов и пр.), в том числе на иностранном языке международного общения и иностранном языке страны специализации
ОПК-6.4 Выполняет базовые функции сотрудников младшего звена. ОПК-6.5. Работает с корпоративной системой документооборота, в том числе электронного
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные направления работы в загранпредставительствах
содержание нормативно-правовых документов, регулирующих эту сферу международной деятельности
учебно-методические рекомендации по проведению занятий
3.2.Уметь:
3.2.1.
осуществлять анализ внешней политики КНР и РФ с точки зрения категорий: национальный интерес, внешнеполитический ресурс, цели, задачи; составлять сценарии протокольного обеспечения международных встреч.
работать в команде, коллективно вырабатывать и принимать решения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками составления разных типов документов дипломатической службы, нормами дипломатического этикета и протокола
правилами нормами поведения в ходе официальной коммуникации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Вводная часть.
1.1. Дипломатия как наука и искусство. Источники дипломатического права. Лекции 7 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Органы внешних сношений
2.1. Конституционные органы внешних сношений КНР и РФ. МИД КНР и РФ: структура и функции. Практические 7 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Иммунитеты и привилегии дипломатической службы Практические 7 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-6.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Работа в МУДЛ. Решение задач по теме "дипломатические иммунитеты" Сам. работа 7 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.4. Классы глав загранпредставительств. Открытие загранпредставительства Лекции 7 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.5. Подготовка к терминологическим контрольным работам Сам. работа 7 2 ОПК-6.1, ОПК-4.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Информационно аналитическая работа в посольстве
3.1. Требования к внешнеполитической информации. Лекции 7 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-6.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Источники информации. Дипломатические контакты и беседы. Лекции 7 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-6.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.3. Виды внутриведомственной переписки. Практические 7 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-6.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.4. Содержание и основные формы дипломатической переписки Практические 7 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-6.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.5. Работа в МУДЛ.Составление документов внутриведомственной переписки. Сам. работа 7 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-6.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 4. Международные переговоры
4.1. Переговорная стратегия и тактика. Практические 7 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-6.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.2. Конспектирование статей Сам. работа 7 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-6.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 5. Дипломатический протокол
5.1. Понятие дипломатического протокола. Основные протокольные правила организации межгосударственных визитов Лекции 7 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2
5.2. Организация межгосударственных визитов. Дипломатические приемы. Практические 7 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-6.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
5.3. Составление плана рассадки гостей приема Сам. работа 7 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-6.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 6. Механизм разработки и принятия внешнеполитических решений
6.1. Подготовка к терминологическим контрольным работам Сам. работа 7 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-6.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
6.2. Теоретические подходы к процессу принятия решений Лекции 7 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2
6.3. Процесс разработки и принятия внешнеполитических решений в США и РФ Лекции 7 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
6.4. Государственные и партийные органы в процессе принятия внешнеполитических решений в КНР Практические 7 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-6.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
6.5. Подготовка к терминологическим контрольным работам. Сам. работа 7 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-6.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 7. Теоретическое обоснование внешней политики
7.1. Категории «Национальный интерес» и «внешнеполитический ресурс» Лекции 7 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2
7.2. Внешнеполитические доктрины КНР Лекции 7 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3
7.3. Эволюция внешнеполитических доктрин КНР (80-е гг. XX – начало XXI в. Практические 7 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-6.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
7.4. Подготовка к семинарским занятиям Сам. работа 7 23 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-6.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
7.5. Динамическая стабильность как особенность восточноазиатской системы международных отношений Практические 7 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-6.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1210
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4: Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1/ Расположите сотрудников дипломатического персонала посольства с точки зрения должностного старшинства (от старшего к младшему)
a) советник-посланник
b) атташе
c) советник
d) военный атташе
Ответ: acdb

2. Кто из перечисленных дипломатов является главой диппредставительства первого класса
a) нунций
b) посол
c) советник-посланник
d) атташе
Ответ: a, b
3. К конституционным органам внешних сношений РФ не относится
a) Президент
b) Правительство
c) Федеральное Собрание
d) Совет безопасности РФ
Ответ: D
4. К конституционным органам внешних сношений КНР относятся
а) Госсовет КНР
b) ПК ВСНП
C) съезд КПК
d) Политбюро ЦК КПК
Ответ: a, b
5. Верно ли утверждение? Дипломаты, аккредитованные в зарубежном государстве, могут сами отказаться от дипломатического иммунитета.
Ответ: Неверно
6. Вализа - это:
а) единица багажа, дипломатическая почта (сумка, пакет, конверт) дипломатического курьера, пользующаяся неприкосновенностью
b) должностное лицо, которому поручено представляемым государством выполнение консульских функций в пределах соответствующего консульского округа на территории государства пребывания
c) документ межгосударственного общения, подтверждающий согласие государства пребывания на кандидатуру главы посольства
ответ: а
7. Верно ли утверждение? Военный атташе посольства не имеет дипломатического ранга, но включен в список дипломатического персонала посольства
ответ: Верно

8. Дипломатический корпус это
а) совокупность всех дипломатов дипломатических представительств, аккредитованных в отдельном государстве
в) дипломатический персонал отдельного посольства, аккредитованного в государстве пребывания
с) все дипломаты, как местные, так и иностранные, находящиеся в отдельно взятом государстве

9. Какое из перечисленных понятий обозначает должность, но не дипломатический ранг:
а) чрезвычайный и полномочный посол,
б) советник первого класса,
в) советник-посланник,
г) третий секретарь,
д) атташе
Ответ: в

10. Государство пребывания дает агреман:
a. Лицу, которое предполагается аккредитовать как главу представительства в этом государстве.
b. Предполагаемому послу и сопровождающим его лицам.
c. Всему новому составу посольства
Ответ: а
11. После второй мировой войны на путь «коммерциализации» дипломатии первыми стали.
а) Великобритания
b) США
c) Япония
d) Франция
Ответ. b
12. Что дают дипломатии постоянные дипломатические контакты?
a) Постоянную информацию
b) Хороших друзей
c) Верных союзников
Ответ. A
13. Традиционные нормы дипломатии Китая складывалась в условиях:
a) Изоляции
b) Зависимости от империалистических государств
c) Доброжелательного отношения со стороны соседей
d) Тесного контакта с европейскими странами.
Ответ: а
14. "Мягкая сила" как ресурс внешней политики КНР и культурной дипломатии была официально признана на XVII съезде КПК в 2007 г. по итогам выступления
а) Дэн Сяопина
b) Цзян Цзэминя
c) Ху Цзиньтао
d) Си Цзиньпина
Ответ: с
15. Нормализация отношений КНР и РФ и решение пограничного вопроса межу странами в начале XXI в. отвечало целям и задачам, оформленным во внешнеполитической доктрине КНР
а) "пояс добрососедства"
b) мирное возвышение
c) гармоничный мир
d) новый международный порядок
Ответ: А
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Как определяется протокольное старшинство глав дипломатических представительств первого класса
Ответ: по времени прибытия в государство аккредитования и предоставления копий верительной грамоты в МИД
2. Что такое конституционные органы внешних сношений
Ответ: это органы, чьи полномочия в области внешней политики определены в Конституции.
3. Кто такой дуайен и как он назначается
Ответ: старшина дипломатического корпуса, им становится глава диппредставительства раньше других глав аккредитованный в государстве пребывания.
4. Согласно нормам Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. допускаются ли различия в объеме предоставляемых иммунитетов и привилегий между дипломатами, имеющими разные дипломатические ранги?
Ответ: Не не допускаются.
5. Допускается ли Согласно нормам Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. возможность вскрыть дипломатическую почту на территории государства пребывания или территории третьих стран?
Ответ: нет не допускается. иммунитет дипломатической почты носит абсолютный характер.
6. Назовите младший дипломатический ранг
ответ: атташе
7. Охарактеризуйте правовой статус военного атташе в дипломатическом представительстве, в состав какого персонала посольства он входит.
Ответ: Военный атташе является представителем министерства обороны аккредитующего государства, не является дипломатом, но обладает дипломатическими иммунитетами. Вносится в список дипломатического персонала посольства.
8. Как называется документ, который МИД аккредитующего государства должно получить от МИД государства пребывания прежде чем утвердить кандидатуру нового посла.
Ответ: агреман
9. Какой орган согласно Конституции КНР осуществляет руководство внешней политикой страны
Ответ: Государственный совет КНР
10. Китай определяет свой международный статус как "Великая ответственная развивающаяся держава". Какой смысл в этом определении вкалывается в слово "Ответственная"?
Ответ: Китай использует понятие ответственная держава, ответственное поведение как антипод понятию сверхдержава и подчёркивает, что его развитие и усиление влияния на международной арене не будет происходить не за счет навязывания своих интересов соседям и другим странам, а путем взаимного сотрудничества и развития.
11.Распространяется ли дипломатический иммунитет на официально используемые дипломатом транспортные средства?
Ответ: да распространяется. Транспортные средства дипломатического представительства по положениям Венской конвенции 1961 г. изымаются из под таких действий властей государства пребывания как арест, обыск, реквизиция.
12. Каким признакам должны отвечать знакомства дипломата с гражданами государства аккредитования, чтобы их можно было классифицировать как дипломатические контакты
Ответ: регулярность встреч, доверительный характер...
13. К какому виду департаментов МИД: территориальный, функциональный, административный, относится департамент Государственного протокола
Ответ: к функциональному
14. В случае визита Председателя КНР в Россию в первый раз после вступления в должность какой уровень (формат) будет присвоен визиту согласно государственной протокольной практике РФ.
Ответ: ему будет присвоен высший уровень визита - государственный
15. Может ли министр иностранных дел приехать с государственным визитом в РФ?.
Ответ: нет, не может. Согласно Положению о государственном протоколе РФ, государственный визит проводится только для глав государств и премьер-министров тех стран, где они выполняют роль фактического руководителя государства.
16. В рамках нормативного подхода в теории принятия решений разработан механизм принятия управленческого решения. С какого этапа он начинается?
Ответ: первый этап - это выявление проблемы
17. В 1970-е гг. в качестве одной из внешнеполитических доктрин в КНР была выдвинута "доктрина трех миров". Какие три мира выделялись руководством КНР в действующем мировом порядке и куда относили Китай
Ответ: первый мир - сверхдержавы, второй мир - развитые страны, третий мир - развивающиеся страны. Китай относили к третьему миру.
18. Почему в КНР в процессе разработки внешней политики и принятия решений первостепенную роль играют партийные органы КПК?
Ответ: Потому что в КНР Коммунистическая партия Китая имеет монополию на власть, поэтому разработка и принятие политических решений смещается из государственных в партийные органы
19. Какой партийный орган КПК является ключевым в процессе принятия внешнеполитических решений.
Ответ: Политбюро ЦК КПК
20. Кто из руководителей КНР в качестве принципа внешнеполитического проведения Китая выдвинул лозунг "Никогда не становиться лидером"
Ответ: Дэн Сяопин

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-6: Способен участвовать в организационно-управленческой деятельности и исполнять управленческие решения по профилю деятельности
1. К документам внутриведомственной переписки МИД относятся
Выберите один или несколько ответов:
a. вербальная нота
b. справка
c. политическое письмо
d. памятная записка
Ответ: b, c

2. Какие документы относятся к документам межгосударственной переписки
Выберите один или несколько ответов:
a. верительная грамота
b. политический портрет
c. аналитическая записка
d. меморандум
e. вербальная нота
Ответ: d,e
3. Какой из видов дипломатических приемов относится к приему с рассадкой
a) коктейль
b) завтрак
c) фуршет
d) обед-буфет
Ответ: b
4. В какое время устраивается прием "завтрак"
a) c 10.00 до 11.00
b) с 12.00 до 15.00
c) в 16.00
Ответ: b
5. С какой стороны должен располагаться российский флаг, если флаги поднимаются по случаю прибытия главы иностранного государства с официальным визитом в РФ (взгляд со стороны флагштока):
а) справа,
б) слева
Ответ: б
6. На каком этапе процесса разработки и принятия решений применяется процедура консенсуса
а) выявление проблемы
b) поиск решения проблем
c) выбор наилучшего варианта решения
d) утверждение решения
Ответ: d
7. Расположите категории внешней политики в том порядке, в котором они должны учитываться при внешнеполитическом планировании
а) задачи внешней политики
в) национальные интересы
с) внешнеполитические ресурсы
d) цели внешней политики
Ответ: cbda
8. Какая из внешнеполитических доктрин КНР была выдвинута в 1980-е гг.
а) доктрина "трех миров"
b) доктрина "пояс добрососедства"
c) доктрина "мира и развития" доктрина мирного возвышения" Китая
d) доктрина мирного возвышения" Китая
Ответ: С
9. Какой государственный орган, согласно Конституции КНР, отвечает за руководство внешней политикой страны
а) Госсовет КНР
b) Всекитайское собрание народных представителей
c) Председатель КНР
d) Центральный военный совет КНР
ответ: А
10. Какой из партийных органов КПК является ключевым в процессе разработки и принятия решений в области внешней и внутренней политики
a) Cъезд КПК
b) Центральный комитет КПК
c) Политбюро ЦК КПК
d) Постоянный комитет Политбюро ЦК КПК
ответ: с
11. На обеде хозяин и хозяйка заняли места напротив друг друга. В этом случае почетным будет место:
а) справа от хозяина;
b) слева от хозяина;
c) справа от хозяйки;
d) слева от хозяйки.
Ответ: c
12. Верно ли утверждение. Хороший корпоративный подарок — дорогой подарок. Не стоит скупиться при его выборе, потому что чем дороже стоит подарок, тем он лучше.
Ответ: неверно
13. какой порядок старшинства является приоритетным при организации рассадки гостей на дипломатическом приеме
а) должность
b) возраст
c) пол (гендер)
d) дипломатический ранг
Ответ: а
14. Назовите обязательные протокольные компоненты церемонии встречи гостя в аэропорту в случае государственного визита
а) поднятие флагов
b) почетный караул из трех родов войск
c) почетный караул из одного рода войск
d) встреча гостя Президентом РФ
Ответ: a, b
15. Кто является автором концепции "Мягкой силы", которая лежит в основе современной культурной дипломатии
а) Самюэль Хантингтон
b) Ф. Кальер
c) Герберт Саймон
d) Джозеф Най
Ответ: D
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Почему вербальная нота, как документ межгосударственного общения, оформляется от третьего лица.
Ответ: Вербальная нота исходит от лица органов внешних сношений (Министерства иностранных дел, посольства), поэтому оформляется в третьем лице
2. Оказывают ли национальные особенности стран влияние на правила международного общения и протокол
Ответ: оказывают
3. Игра с нулевой суммой и игра с переменной суммой как сценарии поведения людей в процессе принятия решений относятся к нормативному или психологическому подходу в теории принятия решений
Ответ: к нормативному подходу
4. Какой сценарий: Игра с нулевой суммой или игра с переменной суммой считается в современной дипломатии более конструктивным и результативным для всех сторон ведения переговоров и почему.
Ответ: игра с переменной суммой, потому что в случае такой стратегии переговоров стороны стремятся найти решение, которое устраивало бы обе стороны
5. Что такое "внешнеполитический ресурс" государства
Ответ: это совокупность материальных и нематериальных факторов, на которые государство опирается и которые использует при осуществлении внешней политики.
6. концепт "Пекинский консенсус", предложенный западными исследователями, рассматривается как значимая составляющая "мягкой силы" КНР. Объясните в чем суть этого концепта и почему его относят к ресурсам мягкой силы.
Ответ: "Пекинским консенсусом" исследователи определяют модель развития, которую демонстрирует Китай, ей присуще сочетание рыночной экономики с авторитарным режимом. Модель рассматривается как некая альтернатива модели "Вашингтонский консенсус", которая продвигается США как универсальная и предполагает сочетание рыночной, либеральной экономики с демократическим режимом.
7/ Назовите три из коренных национальных интересов КНР, определенных Дэн Сяопином
Ответ: суверенитет, безопасность, экономическое развитие (могут быть другие варианты)
8. Каким должен быть международный порядок, отвечающий интересам КНР, согласно внешнеполитической доктрине "Новый международный порядок", выдвинутой в 1990-е гг.
Ответ: многополярным, многополюсным, где бы Китай занимал место одного из полюсов
9. Почему доктрина "Мирное возвышение Китая", выдвинутая в начале XXI в. встретила настороженную реакцию международного сообщества
Ответ: "Возвышение" о котором заявил Китай как о цели своей внешней политики, было воспринято, прежде всего, западными странами, как угроза сложившемуся порядку
10. Почему на приглашение на дипломатический прием в формате обед необходимо дать ответ принимаете ли вы его
Ответ: Прием обед относится к числу приемов с рассадкой и организаторам для составления плана рассадки необходимо знать состав участников.
11. Почему в приглашении на прием в формате фуршет или коктейль указывается время с такого часа по такой то. Например, 18.00 - 20.00
Ответ: Приемы фуршет и коктейль относятся к приемам стоя, без рассадки гостей. На такой примем модно прийти не к началу, а в промежутке указанном в приглашении.
12. Приведите два пример приемов без рассадки.
Ответ: бокал шампанского, фуршет, коктейль
13. Как определяется Порядок развешивания флагов на международном многостороннем официальном мероприятии?
Ответ: как правило используется алфавитный порядок и алфавит принимающей стороны
14. Где садится переводчик за столом переговоров?
Ответ: переводчик сидит по левую руку от главы делегации и его место не учитывается в официальной рассадке
15. Во время официальных переговоров кто сидит по правую руку от главы делегации?
Ответ: второй по должностному старшинству после главы член делегации
16. Учитывается ли гендерный принцип во время рассадки участников переговоров за столом переговоров?
Ответ: Нет, не учитывается
17. Имеет ли дипломатический корпус статус юридического лица?
Ответ: не, не имеет
18. Кто из Председателей КНР выдвинул в качестве одной из доктрин внешней политики страны построение " гармоничного мира"
ответ; Ху Цзиньтао
19. Какие органы в структуре руководящих органов КПК отвечают за разработку оперативных внешнеполитических решений
Ответ: рабочие группы при Политбюро ЦК КПК
20. Входит ли Председатель КНР в состав Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК
ответ: да входит

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ : Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса теоретического характера

1. Понятие дипломатия. "Старая" и "новая" дипломатия
2. Конституционные и конвенционные органы внешних сношений РФ и КНР
3. Роль МИД РФ и КНР в системе внешнеполитической деятельности.
4. Дипломатический корпус, дуайен.
5.Классификация дипломатических представительств, процедура назначения посла.
6. Персонал посольства. Аккредитация дипломатического персонала.
7. Информационно-аналитическая работа посольства, требования к внешнеполитической информации. Источники дипломатической информации.
8. Основные формы внутриведомственных информационных материалов, их характеристика
9. Документы межгосударственного дипломатического общения.
10. Дипломатические привилегии и иммунитеты.
11. Виды визитов. Подготовка и проведение визитов в РФ на примере государственного визита.
12. Основные виды дипломатических приемов, их предназначение. Проведение дипломатических приемов, организация и правила поведения.
13. Протокол использования государственных символов.
14. Теоретические подходы к проблеме принятия решений.
15. Механизм принятия решений
16. Механизм принятия внешнеполитических решений в США и России.
17. Государственные и партийные органы КНР в процессе принятия внешнеполитических решений.
18. Категория «национальный интерес». Иерархия национальных интересов КНР
19. Категория «внешнеполитический ресурс», их классификация. Оценка внешнеполитических ресурсов КНР.
20. Динамическая стабильность как особенность восточноазиатской подсистемы международных отношений по А.Д. Богатурову
21. Внешнеполитические концепции КНР в 1980-1990-е гг.
22. Эволюция внешнеполитических доктрин в начале XXI в.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.


Оценочные средства и критерии оценивания размещены в Электронном учебно-методическом комплексе дисциплины по адресу: http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1210#section-0


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. В. Анисимова [и др.] История Китая [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л1.2 Цыганков П.А. - отв. ред. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МИРОВАЯ ПОЛИТИКА. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. С. Малышева ; АлтГУ Внешняя политика РФ на современном этапе [Электронный ресурс] (Ч. 1: Ресурсы внешней политики РФ): учеб. пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л2.2 Михайлова К. Ю., Трухачев А. В. Международные деловые переговоры: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Агрус, 2013 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ]
Э2 Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/ER/ ]
Э3 Курс в системе Moodl https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1210 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/ER/ ]
http://www.mid.ru – Министерство иностранных дел РФ
Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ]
Электронно-методический комплекс дисциплины URL:https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1210

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
317М кабинет кафедры востоковедения – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-X31 - 1 единица; стационарный экран: REDLEAF; карты; плакаты

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. На практические занятия выносятся отдельные темы дисциплины. Подготовка к семинарам предполагает обязательное ознакомление с рекомендованными к теме семинара литературой и источниками. Темы практических занятий выставлены в Электронном учебно-методическом комплексе дисциплины (ЭУМКД) по адресу http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1210
2. Все виды самостоятельных контрольных заданий, кроме терминологического диктанта, выставлены в ЭУМКД. Контроль за выполнением самостоятельной работы будет осуществляться через систему МУДЛ. Для подготовки к терминологической контрольной работе необходимо посмотреть значение специальных терминов, которые упоминаются в лекциях и на практических занятиях. Значение слов можно посмотреть по справочным изданиям, либо использовать глоссарий в ЭУМКД.