МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Этнические конфликты на Востоке

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_ЗР-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.и.н., профессор , Лысенко Ю.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., Доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Этнические конфликты на Востоке

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.01 Зарубежное регионоведение (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 553)

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины - формирование комплексного представления о причинах, типах и последствиях современных внутриполитических конфликтов и их специфике в отдельных странах Востока, свзанных с неоднородным этническим и конфессиональным составом населения, в контексте современной политической ситуации на уровне регионогв мира и в целом.
задачи курса:
1. рассмотрение особенностей социально-экономического и политического положения этнических групп и конфессиональных меньшинств в их историко-культурном развитии. соотношение их потребностей, интересов, ценностей
2. анализ объективных и субъективных причин усиления этноконфессионального фактора во внутриполитическом развитии африкано-азиатских стран на современном этапе, а также стратегии официальных властей в области решения национального вопроса
3.рассмотрение идеологии, движущихсил,мотивации их участников, способово мобилизации, стадий, механизмов и форм проявления конфликтов и путей их расширения.
4. рассмортреть участие региональных и международных организаций в процессе урегулирования этнических конфликтов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен применять научные подходы, концепции и методы, выработанные в рамках теории международных отношений, сравнительной политологии, экономической теории к исследованию региональных (китайских), политических и социально-экономических проблем
ПК-2.1 Выделяет ключевые параметры и тенденции социального, политического, экономического развития Китая
ПК-2.2 Формулирует научную проблему, исследовательский вопрос и гипотезу исследования, участвует в составлении программы исследования
ПК-2.3 Системно, объективно и комплексно анализирует региональные проблемы с применением научных подходов, концепций и методов теории международных отношений, сравнительной политологии и экономической теории
УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно- исторической обусловленности
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира; Основные научные школы и направления в области зарубежного регионоведения и их достижения.
3.2.Уметь:
3.2.1.Применять знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности; Выявлять и систематизировать научную литературу по актуальным проблемам зарубежного регионоведения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества; Приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия; Способностью проводить историографический обзор и определять вклад конкретных научных школ в изучение актуальных проблем зарубежного регионоведения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Особенности современных конфликтов и роль этнического фактора
1.1. Особенности конфликтов эпохи "двухполюсного" и "многополярного " мира Лекции 8 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Классификация этнических конфликтов и механизмы их урегулирования Практические 8 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. анализ юридической основы принципов территорилаьной целестности государства и права наций на самоопределение Сам. работа 8 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Этноконфессиональные конфликты на Ближнем Востоке
2.1. Палестино-Израильский конфликт: история и динамика Лекции 8 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Курдская проблема в Турции Лекции 8 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Проблема мусульмано-коптских отношений в современном Египте Лекции 8 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.4. "Берберский вопрос" в странах Магриба. Политизация этнического фактора в современном Алжире Практические 8 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.5. Межэтнический и межконфессиональный конфликты в раке. Практические 8 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.6. Анализ местного законодательства Алжира, Туниса и Марокко о "берберском вопросе" Сам. работа 8 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Этноконфессионаьные конфликты на Среднем Востоке
3.1. Ирано-Иракский конфликт в 1980е гг. и его последствия. Лекции 8 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Проблемы этноконфессиональных отношений в современном Афганистане Практические 8 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Анализ позиций международных акторов в развитии межнациональных и межконфессиональных отношений в Афганистане Сам. работа 8 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Этноконфессиональные конфликты в Юго-Восточной Азии
4.1. Индо-мусульманский конфликт в Индии. Лекции 8 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.2. Кашмирская проблема: история и современность Лекции 8 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.3. Межсектантские и этнические конфликты в Пакистане. Тамило-сингальский конфликт в Шри-Ланке Практические 8 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.4. Анализ "кашмирского вопроса" в контексте антитеррористической кампании 2001 г. Сам. работа 8 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Этноконфессиональные конфликты на Дальнем Востоке
5.1. Проблемы этнического сепаратизма в современном Китае Лекции 8 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.2. Особенности отношений между титульной нацией и некоренными национальными меньшинствами в Лаосе и Камбодже Практические 8 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.3. Особенности религиозной ситуации в Республике Вьетнам Лекции 8 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.4. Анализ роли международных организаций в разрешении этноконфессиональных конфликтов на Востоке Сам. работа 8 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-5
Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий:
а) род
б) этнос
в) нация
ОТВЕТ: Б
2. Особенность многонациональных государств:
а) наличие единого для всех языка
б) признание равных прав и свобод для всех наций
в) дискриминация по национальному признаку
ОТВЕТ: Б
3. Этот термин относится к понятию «этническая общность»:
а) национальный парк
б) национальная экономика
в) национальная культура
ОТВЕТ: В
4. Этноцентризм – это:
а) уверенность в правильности только своей культуры
б) уважение традиций другого народа
в) признание равноправия всех наций
ОТВЕТ: А
5. Этническая общность:
а) граждане
б) творческие союзы
в) нации
ОТВЕТ: В
6. Дискриминация наций в современном обществе:
а) может происходить в благих целях
б) не допускается
в) допускается для некоторых стран
ОТВЕТ: Б
7. Какое из утверждений верно:
а) Племя: нации и этносы
б) Народность: племена и нации
в) Этнос: племена, нации и народности
ОТВЕТ: В
8. Отнесение человека к этносу происходит по признакам:
а) культурным
б) биологическим
в) биологическим и социальным
ОТВЕТ: В
9. Природные условия и особенности местности, на которой проживает этнос, влияют на:
а) особенности внешности
б) характер человека
в) оба варианта верны
г) нет верного ответа
ОТВЕТ: В
10. Что означает право на национальное самоопределение:
а) создание новых выдуманных национальностей
б) самостоятельное определение своей национальной принадлежности на основе близости культуры и языка общения
в) навязывание кому-либо принадлежность к той или иной национальной общности
ОТВЕТ: Б
11. Причиной агрессии и военных столкновений на национальной почве может быть:
а) различный уровень развития народов
б) борьба за привилегии и ресурсы
в) оба варианта верны
г) нет верного ответа
ОТВЕТ: В
12. Выберите правильное суждение об этнических общностях и взаимодействиях между ними:
а) Признаками этнической общности являются единство языка, культуры и общая историческая память, которая не находит отражение в этническом самосознании
б) К этническим общностям не относят семью, род, племя, народность и нацию
в) Признаками этнической общности являются единство языка, культуры и общая историческая память, которая находит отражение в этническом самосознании
ОТВЕТ: В
13. После Второй мировой войны одним из наиболее «горячих» регионов мира стал?
а) Иордания
б) Ирак
в) Ближний Восток
г) Сирия
ОТВЕТ: В
14. Какое государство 26 июля 1956 г. объявило о национализации Суэцкого канала?
а) Египет
б) Иордания
в) Ирак
г) Сирия
ОТВЕТ: А
15. В каком году в Женеве были подписаны соглашения о прекращении вмешательства в дела Афганистана извне?
а) 1987 г.
б) 1988 г.
в) 1986 г.
г) 1989 г.
ОТВЕТ: Б
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Что изучает этнология?
ОТВЕТ: наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп.
2. Какие цели преследует этнология?
ОТВЕТ: реконструкция человеческой истории, и формулировка культурных инвариантов, а также формулировка обобщений о «человеческой природе».
3. Каким образом "открытие Америки" влияло на развитие этнологии?
ОТВЕТ: в новом западном интересе к «другим», часто квалифицированным как «дикари», которые делились либо на «зверских варваров», либо на «благородных дикарей»
4. Какие концепции и школы развиваются в этнологии?
ОТВЕТ: эволюционизм; диффузионизм; расово-антропологическая школа (или антропосоциология); социологическая школа; функционализм;
5. Какой предмет изучает этнология?
ОТВЕТ: генезис этнических культур и межэтнических отношений
6. Какие методы исследования применяются в этнологии?
ОТВЕТ: генезис этнических культур и межэтнических отношений
7. Каковы основные характеристики культурно отсталых народов в конце XIX века?
ОТВЕТ: в этнологию пришло новое поколение ученых-теоретиков, сменившее основоположников-практиков
8. Какие критические взгляды высказывались на концепцию культурных инвариантов?
ОТВЕТ: требования такой культурной универсалии критиковались различными социальными мыслителями XIX-го и XX-го веков, среди которых были Маркс, Ницше и другие
9. Какую роль сыграло становление этнологии как науки в исторической мысли?
ОТВЕТ: отход от принципа "отсталых" народов; разработка своих методов и инструментов
10. Какой вклад в развитие этнологии внесли Л.Н. Гумилев и академик Ю.В. Бромлей?
ОТВЕТ: большой вклад в российскую этнографию.
11. Укажите, о каком факторе межэтнических отношений говорится в тексте: «Стечение обстоятельств в экономической, политической и социальной сферах влияет на восприятие окружающей обстановки, усиливая или ослабляя межэтническую солидарность и этнокультурные контакты»?
ОТВЕТ: Ситуативный
12. Когда начался арабо-израильский конфликт?
ОТВЕТ: 1948
13. Какие главные конфликтные вопросы возникали в ходе этого конфликта?
ОТВЕТ: статус палестинских беженцев, вопрос о контроле над Святыми местами, городами Иерусалим и Хеврон, признание арабами Израиля.
14. Какие страны заключили мирные соглашения с Израилем?
ОТВЕТ: Египет и Иордания
15. Почему ирано-израильский конфликт переплетен с арабо-израильским конфликтом?
ОТВЕТ: по причине исламской солидарности
16. Какая группировка поддерживается Ираном в своей вражде с Израилем?
ОТВЕТ: группировки сектора Газа
17. Какое отношение Иран имеет к исследованию ядерного оружия?
ОТВЕТ: Иран разрабатывает ядерное оружие
18. Какие опасения вызывает ядерное оружие Ирана у Израиля?
ОТВЕТ: с этим связывает убийства и загадочные смерти иранских ученых-ядерщиков, а также диверсии на различных объектах.
19. Каковы основные причины борьбы курдов за свои права?
ОТВЕТ: создание независимого Курдистана
20. Какое влияние имеют курды на региональные конфликты?
ОТВЕТ: курды смогли сформировать собственные вооруженные силы, которые являются довольно весомой силой в регионе


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Способен применять научные подходы, концепции и методы, выработанные в рамках теории международных отношений, сравнительной политологии, экономической теории к исследованию региональных (китайских), политических и социально-экономических проблем
1. Одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн:
а) межнациональный конфликт
б) национальный конфликт
в) конфликт интересов
ОТВЕТ: А
2. Один из типов межнациональных конфликтов:
а) противоречия интересов
б) конфликт стереотипов +
в) столкновение взглядов
ОТВЕТ: Б
3. Один из типов межнациональных конфликтов:
а) конфликт поколений
б) конфликт взглядов
в) конфликт идей
ОТВЕТ: В
4. Сумма усилий, направленная на то, чтобы не допустить событий, приводящих к конфликтам:
а) обнаружение конфликтов
б) предупреждение конфликтов
в) разжигание конфликтов
ОТВЕТ: Б
5. Найдите в приведенном ниже списке форму межнациональной дифференциации:
а) глобализация
б) самоизоляция
в) монобализация
ОТВЕТ: Б
6. Для какой общности характерны следующие черты: особенности языка, культуры, единая историческая память:
а) территориальной
б) этнической
в) демографической
ОТВЕТ: Б
7. Этносоциальная общность эпохи Первобытности, основанная на кровнородственных связях и состоящая из родов:
а) народ
б) гражданство
в) племя
ОТВЕТ: В
8. Слияние этносов, при котором один из них усваивает чужую культуру и полностью утрачивает свою, называется:
а) дискриминацией
б) ассимиляцией
в) национализмом
ОТВЕТ: Б
9. Большая группа людей, территориально оторванная от своего народа и поселившаяся в другой стране:
а) идиома
б) племя
в) диаспора
ОТВЕТ: В
10. Наименование принадлежности лица к какой-либо этнической группе определяется термином:
а) национальность
б) племя
в) народ
ОТВЕТ: А
11. Моноэтническое государство:
а) Бельгия
б) Индия
в) Япония
ОТВЕТ: В
12. Терпимость к чужим мнениям, верованиям, чужому образу жизни называется:
а) толерантностью
б) ассимиляцией
в) этногенезом
ОТВЕТ: А
13. Какой из признаков, в первую очередь, отличает этнические группы:
а) сходный уровень дохода и качества жизни
б) общность профессиональных интересов
в) общность исторического опыта, исторической памяти
ОТВЕТ: В
14. В демократическом государстве национальная политика реализуется через:
а) конституционное закрепление национального избирательного ценза
б) гарантирование прав малочисленных народов
в) ограничение использования национального языка
ОТВЕТ: Б
15. Создание в регионах со смешанным национальным составом населения культурной инфраструктуры – национальные общества и центры, школы с национально-культурным компонентом для обучения детей на родном языке и в традициях национальной культуры, относится к путям решения этносоциальных конфликтов:
а) да
б) нет
в) отчасти
ОТВЕТ: А
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Когда начался арабо-израильский конфликт?
ОТВЕТ: 1948
2. Какие главные конфликтные вопросы возникали в ходе этого конфликта?
ОТВЕТ: статус палестинских беженцев, вопрос о контроле над Святыми местами, городами Иерусалим и Хеврон, признание арабами Израиля.
3. Какие страны заключили мирные соглашения с Израилем?
ОТВЕТ: Египет и Иордания
4. Почему ирано-израильский конфликт переплетен с арабо-израильским конфликтом?
ОТВЕТ: по причине исламской солидарности
5. Какая группировка поддерживается Ираном в своей вражде с Израилем?
ОТВЕТ: группировки сектора Газа
6. Какое отношение Иран имеет к исследованию ядерного оружия?
ОТВЕТ: Иран разрабатывает ядерное оружие
7. Какие опасения вызывает ядерное оружие Ирана у Израиля?
ОТВЕТ: с этим связывает убийства и загадочные смерти иранских ученых-ядерщиков, а также диверсии на различных объектах.
8. Каковы основные причины борьбы курдов за свои права?
ОТВЕТ: создание независимого Курдистана
9. Какое влияние имеют курды на региональные конфликты?
ОТВЕТ: курды смогли сформировать собственные вооруженные силы, которые являются довольно весомой силой в регионе
10. Что привело к конфликту между шиитами и суннитами в Йемене?
ОТВЕТ: получение независимости шиитов севера
11. Какие этноконфессиональные конфликты считаются основополагающими угрозами в доктринах национальной безопасности разных стран?
12. Какие факторы объясняют этнические и конфессиональные конфликты на Востоке?
13. Как политика европейских колонизаторов способствовала росту напряженности в этнических и конфессиональных отношениях?
14. Какие изменения происходят с буддизмом на Востоке, связанные с религиозным ревайвализмом и радикализмом?
15. Какие события в Бутане привели к столкновениям между буддистами и индуистами?
16. Какие буддистские священнослужители стали инициаторами антитамильских погромов в Шри-Ланке?
17. Как отношения между этническими и религиозными группами в Индии влияют на национальное согласие?
18. Какое место занимает религия в политической элите Индии и какие принципы политического компромисса реализуются в отношении мусульманской общины?
19. Как реализация лозунга хиндутвы может повлечь политические последствия в Индии?
20. Какое отношение мусульманские государства Южной Азии проявляют к другим религиям и какие меры принимает Индия в ответ на массовую миграцию?

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы письменных работ:
1. Этнические и конфессиональные конфликты нв Ближнем Востоке.
2. Этнические и конфессиональные конфликты нв Среднем Востоке.
3. Этнические и конфессиональные конфликты нв Дальнем Востоке.
4. Этнические и конфессиональные конфликты в Южной и Юго-Восточной Азии.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Особенности конфликтов эпохи "двухполюсного" и "многополярного " мира.
2. Классификация этнических конфликтов и механизмы их урегулирования.
3. Этноконфессиональные конфликты на Ближнем Востоке.
4. Юридическая основа принципов территорилаьной целостности государства и права наций на самоопределение.
5. Палестино-Израильский конфликт: история и динамика.
6. Курдская проблкма в Турции.
7. Проблема мусульмано-коптских отношений в современном Египте.
8. "Берберский вопрос" в странах Магриба. Политизация этнического фактора в современном Алжире.
9. Межэтнический и межконфессиональный конфликты в Ираке.
10. Ирано-Иракский конфликт в 1980е гг. и его последствия.
11. Проблемы этноконфессиональных отношений в современном Афганистане.
12. Индо-мусульманский конфликт в Индии.
13. Кашмирская проблема: история и современность.
14. Межсектантские и этнические конфликты в Пакистане.
15. Тамило-сингальский конфликт в Шри-Ланке.
16. Проблемы этнического сепаратизма в современном Китае.
17. Особенности отношений между титульной нацией и некоренными национальными меньшинствами в Лаосе и Камбодже.
18. Анализ роли международных организаций в разрешении этноконфессиональных конфликтов на Востоке.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шатаева О. В., Мошкин А. С. Межнациональные отношения и конфликты в России и за рубежом: Научные монографии Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
Л1.2 Звягельская И. Д. Ближневосточный клинч. Конфликты на Ближнем Востоке и политика России: М.: Аспект Пресс, 2014
Л1.3 Цыганков П. А. Международные отношения: теории, конфликты, движения, организации: учеб. пособие для вузов М.: Альфа-М, 2012
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Т. Н. Кильмашкина Конфликтология. Социальные конфликты: учеб. для вузов Закон и право, 2009
Л2.2 Шатаева О. В. Межнациональные отношения и конфликты в России и за рубежом: Москва, Берлин: Директ-Медиа,, 2015 biblioclub.ru
Л2.3 Блищенко В. И., Солнцева М. М. Кризисы и конфликты на постсоветском пространстве: [монография] М.: Аспект Пресс, 2014
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронный курс на Цифровом портале АлтГУ "Этнические конфликты на Востоке" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение – Подтверждающие документы
Adobe Acrobat Reader DC – Бесплатное программное обеспечение
Google Chrome – Свободная лицензия BSD
MsOffice Professional 2007 – Open License:
Microsoft Windows 7 Professional;
Microsoft Windows 8;
Microsoft Office Professional Plus 2007;
7-Zip.
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. http://www.elibrary.ru (Научная электронная библиотека)
2. http://www.rsl.ru (Российская государственная библиотека)
3. http://www.msu.ru/libraries (Библиотека МГУ)
4. http://www.hist.msu.ru/ER (Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ)
5. http://www.kunstkamera.ru (Официальный сайт Кунсткамеры – Музея антропологии и этнографии им.Петра Великого РАН)
6. http://www.rgo.ru (Официальный сайт Русского Географического общества – РГО)
7. http://www.ethnomuseum.ru (Официальный сайт Российского этнографического музея)
8. http://www.iea.ras.ru (Официальный сайт Института этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая РАН)
9. http://www.shm.ru (Официальный сайт Государственного Исторического музея)
10. http://journal.iea.ras.ru (Официальный сайт журнала «Этнографического обозрение»)
11. http://www.ethnonet.ru (Ежемесячный электронный журнал о современном положении в этнологии и антропологии. Также содержит видеоматериалы)
12. http://www.ethno-online.ru (Народы и культуры мира. Архив документального кино)
13. http://rusanthropology.ru (Специализированный сайт «Российская антропология. Содружество физических антропологов»)
14. http://dic.academic.ru (Специализированный сайт, содержащий справочные биографические сведения об учёных, и энциклопедическую информацию по разным отраслям научного знания)
15. http://www.lomonosov-fund.ru (Фонд знаний Ломоносов)
16. http://www.etnosy.ru (Этноэнциклопедия)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
306бМ специализированная аудитория востоковедения для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; ЖК Телевизор LG - 1 шт.; колонки J- 530 AV MULTI-MEDIA -2 шт.; наглядные материалы для каллиграфии (кисточки, чернила, бумага) - 1 шт.; национальные китайские костюмы - 5 шт.; свитки китайские - 2 шт.; учебно-наглядные пособия и литература; карты
317М кабинет кафедры востоковедения – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-X31 - 1 единица; стационарный экран: REDLEAF; карты; плакаты

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания по подготовке к практическим занятиям
При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил:
– внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия, определить место темы занятия в общем содержании, ее связь с другими темами;
– найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе;
– после ознакомления с теоретическим материалом ответить на вопросы для самопроверки;
– продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов;
– продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы.

Методические рекомендации по выполнению письменной работы
Письменная работа предполагает самостоятельную научно-исследовательскую работу обучающегося, где раскрывается суть исследуемой проблемы, изложение материала носит проблемно-тематический характер, показываются различные точки зрения, а также собственные взгляды на проблему. Содержание письменной работы должно быть логичным. Объем составляет 15 машинописных страниц.
При выполнении письменной работы рекомендуется составить план, библиографию. Прежде всего, стоит ориентироваться на литературу, рекомендованную рабочей программой дисциплины, затем можно расширить список источников, использовать реферативные и специальные журналы.
Структура и оформление письменной работы
1. Титульный лист.
2. План-оглавление.
3. Введение. Дается постановка вопроса, объясняется выбор темы, ее актуальность и значимость, указываются цель и задачи реферата, дается характеристика используемой литературы.
4. Основная часть. Состоит из нескольких разделов. Каждый раздел основной части раскрывает отдельную проблему или одну из ее сторон и логически является продолжением предыдущего.
5. Заключение. Подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, даются рекомендации.
6. Библиография. При разработке реферата используются не менее 8-10 различных источников.
Критерии оценки письменной работы
При оценке преподавателя интересует:
соответствие теме;
глубина проработки материала;
правильность и полнота использования источников;
оформление письменной работы.
По усмотрению преподавателя письменные работы могут быть заслушаны и обсуждены на практических занятиях, а также может быть использовано индивидуальное собеседование преподавателя с обучающимся.
Методические рекомендации по подготовке к зачету
Подготовка к зачету заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и семинарских занятий, сгруппированном в виде контрольных вопросов теоретического и практического характера. Необходимо учесть, что выполнение практических заданий предполагает комплексное осмысление материала всего курса и требует от студента творческого подхода и самостоятельной аргументации собственной позиции.
Готовиться к зачету необходимо последовательно. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если обучающийся сможет ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на лекциях и консультациях. Нельзя ограничивать подготовку к зачету простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.
Условиями допуска к зачету являются обязательное посещение не менее 90% лекционных и не менее 90% практических занятий, а также выполнение теста. В случае невыполнения указанных требований к освоению дисциплины, студент получает от преподавателя индивидуальное задание в соответствии с программой.
На зачете требуется ответить на 2 вопроса (теоретический и практический), соответствующих содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На подготовку к ответу отводится 30 минут. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета.