МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные технологии в региональных исследованиях

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_ЗР-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Лабораторные 18 18 18 18
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Владимиров В.Н.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Информационные технологии в региональных исследованиях

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.01 Зарубежное регионоведение (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 553)

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Рассмотреть современные тенденции развития новых информационных технологий, основные пути их применения в науке и образовании, повысить уровень информационного образования и информационной культуры студентов, сформировать представление об информационно-компьютерных технологиях как о неотъемлемой и полноправной составной части исследовательской и образовательной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.5

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
ОПК-2.1 Использует современные информационные технологии и программные средства для поиска и обработки больших объемов информации по поставленной проблематике на основе стандартов и норм, принятых в профессиональной среде, и с учетом требований информационной безопасности
ОПК-2.2 Самостоятельно каталогизирует накопленный массив информации и формирует базы данных
ОПК-7Способен составлять и оформлять документы и отчеты по результатам профессиональной деятельности
ОПК-7.1 Составляет отчетную документацию по итогам профессиональной деятельности в соответствии с установленными правилами и нормами
ОПК-7.2 Готовит и представляет публичные сообщения перед российской и зарубежной аудиторией по широкому кругу международных и внутриполитических сюжетов, связанных с регионом специализации, в том числе с использованием мультимедийных средств
ПК-4 Способен осуществлять сбор, обработку, анализ и интерпретацию первичной информации в сфере политического, социального, экономического и культурного развития страны / региона специализации, проводить экспертные опросы и объяснять их результаты
ПК-4.1 Использует в практической работе базы данных, поисковые системы, методы сбора и обработки материала, инструментарий мониторинга для осуществления экспертно- аналитической деятельности по актуальным проблемам изучаемого региона
ПК-4.2 Готовит программу экспертного опроса по проблематике политического, социального, экономического и культурного развития изучаемого региона, проводит экспертный опрос, анализирует и интерпретирует его результаты, готовит аналитическую записку по результатам экспертного опроса в интересах профильного министерства, ведомства, бизнес-структуры
ПК-5Способен разрабатывать проекты (участвовать в сборе, анализе и систематизации необходимой информации), осуществлять их администрирование и содействовать в управлении ими в интересах соответствующих министерств, ведомств, организаций в сфере зарубежного регионоведения
ПК-5.1 Определяет темы проекта, его цели и задачи, участвует в разработке плана, ходе реализации проекта под руководством опытного специалиста по изучению отдельной (меж-)региональной ситуации или процесса в Китае
ПК-5.2 Проектирует организационные действия (выполняет организационно- технические функции и вспомогательные задачи), оценивает планируемые результаты и затрачиваемые ресурсы проекта
ПК-5.3 Осуществляет сбор и анализ исходных данных для реализации проекта
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– основные тенденции применения информационных технологии в современной науке и образовании;
– основные направления использования информационные технологий в региональных исследованиях;
– особенности и основные подходы использования информационных технологий в своей будущей профессиональной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.– квалифицированно пользоваться современной литературой, содержащей опыт применения информационных технологий в региональных исследованиях;
– выделять, извлекать и использовать из информационных источников необходимую информацию для решения поставленных задач.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.– основами информационной культуры;
– навыками использования современных информационных систем в своей профессиональной области.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Информационные технологии в региональных исследованиях
1.1. Информационное общество и цифровое общество. Цифровая трансформация. Основные понятия и термины Лекции 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Информационные технологии как средство обработки и представления данных. Наука о данных (Data Science) Лабораторные 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Гуманитарная информатика и цифровые гуманитарные науки Лекции 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. История и свойства сети Интернет. Интернет-технологии Лабораторные 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Геоинформационные технологии. Обработка картографической информации. Лекции 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Базы данных и информационные системы Лекции 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.7. Обработка текстовой и графической информации Лабораторные 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Описательная статистика Лекции 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.9. Математическое моделирование Лабораторные 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.10. Работа с количественными данными в программе Excel Лабораторные 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.11. Возможности геоинформационных систем Лабораторные 4 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.12. Презентация результатов научного исследования Лабораторные 4 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.13. Изучение литературы и источников по курсу. Подготовка и защита презентаций Сам. работа 4 44 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Что такое информационное общество?
2. Что такое цифровое общество?
3. Основные тенденции применения информационных технологий в научных исследованиях.
4. Основные направления применения компьютерных технологий в региональных исследованиях.
5. Математизация и информатизация науки: общее и особенное.
6. Гуманитарная информатика.
7. Цифровая гуманитаристика.
8. Представление результатов научных исследований.
9. Возможности и ограничения сети Интернет.
10. Математическое моделирование.
11. Статистика в региональных исследованиях
12. Применение геоинформационных систем.
13. Методика поиска ресурсов в Интернет.
14. Создание ресурсов в сети Интернет..
15. Социальная информатика.
16. Особенности создания и работы с электронным текстом.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Все студенты выполняют письменную работу в виде эссе по теме: «Я в цифровом обществе». При этом раскрываются следующие вопросы:
1. Каким я понимаю и вижу информационное общество?
2. Каким я понимаю и вижу цифровое общество?
3. Какие устройства определяют лицо цифрового общества?
4. Чувствую ли я себя нейтивом информационного общества?
5. Есть ли в российском обществе люди, неприспособленные к цифровому (информационному обществу)?
6. Куда движется современное общество в техническом и бытовом отношении (связь, образование, общение и пр.)?
7. Боюсь ли я чего-то в современном обществе?
8. Что будет после информационного (цифрового) общества?
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Приложения
Приложение 1.   ФОС по ИТРО_41.04.01.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Д. А. Глазунов Информационные технологии в регионоведении [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
Л1.2 Т. Г. Гребенникова, Д. А. Глазунов, И. В. Анисимова Введение в регионоведение: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гаврилов М.В., Климов В.А. Информатика и информационные технологии : учебник для прикладного бакалавриата М.:Издательство Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
Л2.2 Советов Б.Я., Цехановский В.В. Информационные технологии : учебник для прикладного бакалавриата М.:Издательство Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электоронный курс "Информационные технологии в региональных исследованиях" portal.edu.asu.ru
Э2 Сайт исторического факультета Алтайского государственного университета hist.asu.ru
Э3 Электронная библиотека Ассоциации «История и компьютер» library.aik-sng.com
Э4 Виртуальная экскурсия по Институту истории и международных отношений Алтайского государственного университета www.hist.asu.ru
Э5 Электронный курс "Информационные технологии в региональных исследованиях" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office Professional 2003
Microsoft Office 2010 Professional Plus
Microsoft Office 2007 Professional Plus
Adobe Creative Suite 5 Design Premium
Corel Draw X4, Corel Draw X5
IBM SPSS Statistics 20
MapInfo 11 Professional
Abbyy Lingvo X5
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://cpc.people.com.cn/gbzl
http://ldzl.people.com.cn
http://renwuku.news.ifeng.com
http://district.ce.cn/zt/rwk
http://www.chinavitae.com
http://baike.baidu.com

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
306бМ специализированная аудитория востоковедения для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; ЖК Телевизор LG - 1 шт.; колонки J- 530 AV MULTI-MEDIA -2 шт.; наглядные материалы для каллиграфии (кисточки, чернила, бумага) - 1 шт.; национальные китайские костюмы - 5 шт.; свитки китайские - 2 шт.; учебно-наглядные пособия и литература; карты
317М кабинет кафедры востоковедения – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-X31 - 1 единица; стационарный экран: REDLEAF; карты; плакаты
311М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 единица; компьютеры – 13 единиц: марка ASUS Intet Pentiumu - 1 единица; марка ACT - 1 единица; марка Арситек - 1 единица; марка in win – 1 единица; марка АСТ POWER, модель Р-511 – 1 единица; марка Aquarius модель Pro P30 946 – 3 единицы; марка КламаС Офис модель Intel Core i3-2100 – 1 единица; марка Aquaruius модель Elt E50 S54 – 2 единицы; марка АСТ POWER – 1 единица; марка Intel Core2 Duo – 1 единица; мониторы: марка Philips модель 190S6 – 2 единицы; марка Acer модель AL1917 – 4 единицы; марка Samsung 2ms – 1 единица, Samsung 943n - 1 единица, марка Acer модель V233h – 2 единицы; марка Sony – 1 единица; марка Samsung модель SyncMaster 943 – 2 единицы; сканер: EPSON GT 20000 B11B195021 – 1 единица; сканер: HP Scanjet automatic document feeder C771A – 1 единица; сканер: HP Scanjet 2400 – 2 единицы; сканер: HP Scanjet G4010 – 1 единица; лазерный ксерокс: Xerox Phaser 4500n – 1 единица; телевизор ЖК Samsung 46" LE46B530P7W; учебно-наглядные пособия и литература

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Цель настоящей учебной дисциплины – рассмотреть современные тенденции развития новых информационных технологий, основные пути их применения в региональных исследованиях, повысить уровень информационного образования и информационной культуры студентов, сформировать представление об информационно-компьютерных технологиях как о неотъемлемой и полноправной составной части исследовательской и образовательной деятельности.
Курс «Информационные технологии в региональных исследованиях» предполагает изучение магистрантами одного из направлений основного содержания своей будущей профессиональной деятельности, ее особенностей и основных подходов.
На основе изучения данного учебного курса формируются две общепрофессиональных (ОПК-2 и ОПК-7) и две профессиональных (ПК-4 и ПК-5).
Значительная часть программы посвящена особенностям современного информационного общества. Здесь следует обратить внимание на значение информации в современном мире и на определение и содержание понятия «информационное общество». Компьютер в информационном обществе перестает быть просто счетно-решающей машиной, а становится универсальным инструментом – как по своим функциям, так и по сферам применения. Компьютерные сети стали стержнем современной научно-образовательной инфраструктуры. Важным моментом является также понимание соотношения понятий «информационное общество» и «цифровое общество».
Особое внимание следует уделить особенностям использования цифровых информационных технологий в гуманитарной области, прежде всего в региональных исследованиях. Речь здесь идет о повышении уровня информационной культуры гуманитариев, позволяющей осмыслить соответствующие проблемы и уметь работать в одном коллективе с представителями компьютерных наук и математики.
Необходимо также понимать принципиальную разницу между информатизацией науки и информатизацией образования. Несмотря на сближение этих двух сфер и важность быстрейшего «вбрасывания» новейших достижений науки в образовательный процесс, каждая из этих сфер имеет свою специфику. Компьютер в современном образовании не заменяет преподавателя, а расширяет возможности самостоятельной работы студентов, дает им навыки поиска и обработки нужной информации.
Важным моментом является изучение сравнительно нового направления, связанного с цифровым представлением гуманитарных источников и ресурсов – цифровой гуманитаристики.
Существенной частью курса является представление студентами результатов самостоятельной работы в виде компьютерных презентаций. Важно отметить, что в современном научно-образовательном процессе презентация результатов подчас играет не меньшую роль, чем само по себе получение этих результатов. Необходимо знать основные формы представления, среди которых компьютерные презентации занимают все большее место. В рамках практических занятий каждый студент представляет самостоятельно выполненную компьютерную презентацию по заранее выбранной теме, после чего происходит обсуждение, в ходе которого выявляются достоинства и недостатки как содержательной части выполненной работы, так и формы ее представления. Важно отметить, что не меньшее значение, чем выполнение и представление самостоятельно выполненного задания, имеет и его анализ и обсуждение.
Подготовка к экзамену включает в себя овладение базовыми знаниями для понимания роли и значения современных технологий для гуманитарной научно-образовательной сферы.