МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Национальные особенности ведения переговоров

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_ЗР-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.и.н., Доцент, Бочкарева И.Б.;ассистент, Русина В.О.

Рецензент(ы):
к.и.н., Доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Национальные особенности ведения переговоров

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.01 Зарубежное регионоведение (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 553)

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лысенко Юлия Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой Лысенко Юлия Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины «Национальные особенности переговоров»
является формирование у студентов целостного представления о теории и практике
международных переговоров как основы дипломатии, выявления национальных особенностей переговорного процесса в регионе специализации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5Способен разрабатывать проекты (участвовать в сборе, анализе и систематизации необходимой информации), осуществлять их администрирование и содействовать в управлении ими в интересах соответствующих министерств, ведомств, организаций в сфере зарубежного регионоведения
ПК-5.1 Определяет темы проекта, его цели и задачи, участвует в разработке плана, ходе реализации проекта под руководством опытного специалиста по изучению отдельной (меж-)региональной ситуации или процесса в Китае
ПК-5.2 Проектирует организационные действия (выполняет организационно- технические функции и вспомогательные задачи), оценивает планируемые результаты и затрачиваемые ресурсы проекта
ПК-5.3 Осуществляет сбор и анализ исходных данных для реализации проекта
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. предмет, понятия, типы переговоров, стратегию и тактики ведения переговоров, национальные особенности коммуникации и протокола
3.2.Уметь:
3.2.1. использовать в практической работе инструментарий ведения переговоров с учтетом национальной специфики региона
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть стратегией и тактикой ведения переговоров на
основе современных коммуникативных технологий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы ведения переговорного процесса
1.1. Типология международных переговоров Лекции 8 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Стратегия и тактика ведения переговоров Лекции 8 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Стратегия и тактические приемы на международных переговорах Практические 8 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Подготовка к семинару. Выполнение задания в МУДЛ Сам. работа 8 10 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Переговоры как форма межкультурной коммуникации: национальные особенности переговорного процесса
2.1. Структура коммуникационного процесса Лекции 8 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Вербальная и невербальная коммуникация в межкультурной среде Практические 8 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Характеристика особенностей национального стиля дипломатии и ведения пере-говоров Лекции 8 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Особенности ведения переговоров дипломатами стран Запада и Востока Практические 8 6 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. подготовка доклада с презентацией Сам. работа 8 12 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Понятие деловой протокол и этикет
3.1. Нормы делового протокола и этикета Лекции 8 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Протокольное сопровождение визитов и переговоров Практические 8 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Подготовка к зачету Сам. работа 8 22 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1478 .

ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-5: Способен разрабатывать проекты (участвовать в сборе, анализе и систематизации необходимой информации), осуществлять их администрирование и содействовать в управлении ими в интересах соответствующих министерств, ведомств, организаций в сфере зарубежного регионоведения

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Принято различать культуры, в которых произнесенные слова воспринимаются практически без учета возможного скрытого смысла.
О каком уровне контекста культуры идет речь?
a.низкий
b.высокий
Ответ: а.

Вопрос 2. Какой порядок ухода дипломата с приема будет правильный?
a.после того, как будут поданы чай и кофе
b.вначале уходят старшие сотрудники, а затем – младшие
c.когда из-за стола встанет хозяин приема
Ответ: b.

Вопрос 3. В какое время дня устраивается прием типа «завтрак»
a.в 11 часов утра
b.между 9 и 11 часами утра
c.между 12 и 15 часами
Ответ: с.

Вопрос 4. Какие документы являлются докуметами межгосударственного общения
Выберите один или несколько ответов:
a.памятная записка
b.аналитическая записка
c.меморандум
d.вербальная нота
Ответ: a, c, d.

Вопрос 5. На приеме (обед) с супругами самое почетное место будет находиться
Выберите один ответ:
a.по правую руку от хозяина
b.напротив хозяина
c.по правую руку от хозяйки
d.по левую руку от хозяина
Ответ: с.

Вопрос 6. Указывается ли в приглашениях время окончания приема?
Выберите один ответ:
a.да, всегда указывается
b.время окончания приема указывается в приглашениях на обед
c.нет, не указывается
d.время окончания приема указывается в приглашениях на фуршет и коктейль.
Ответ: d.

Вопрос 7. Обязательными элементами церемонии встречи в аэропорту во время официальных визитов иностранных делегаций в Россию являются
Выберите один или несколько ответов:
a.выступление с приветственной речью представителя встречающей стороны
b.вручение главе делегации букета цветов.
c.Почетный караул и воинская церемония
d.церемония поднятия флагов
Ответ: c, d.

Вопрос 8. Кто из перечисленных дипломатических работников при вступлении в должность вручает верительную грамоту?
Выберите один ответ:
a.Постоянный представитель при международной организации
b.Каждый дипломат
c.Чрезвычайный и полномочный посол
Ответ: с.

Вопрос 9. Самая младшая должность дипломатического персонала посольства
Выберите один ответ:
a.дуайен
b.советник-посланник
c.1-й секретарь
d.атташе
Ответ: d.

Вопрос 10. Жест на изображении означает
"руки"
a.оборонное состояние человека
b.задумчивость
c.самоуверенность
d.безразличие
Ответ: с.

Вопрос 11. Жест на изображении означает
"жест"
a.доминирование
b.открытость намерений
c.несерьезность
d.скрытый умысел
Ответ: b.

Вопрос 12.
Выберете верное определение слова "Арбитраж":
a.противоборство, столкновение, противопоставление
b.представление сторонами переговоров своих соображений третьей стороне, которая выносит заключение, содержащее решение проблемы
c.процесс, при котором беспристрастная третья сторона помогает конфликтующим сторонам выработать взаимно удовлетворяющее решение (соглашение)
Ответ: b.

Вопрос 13. Выберете верное определение слова "Посредничество":
a.противоборство, столкновение, противопоставление
b.процесс, при котором беспристрастная третья сторона помогает конфликтующим сторонам выработать взаимно удовлетворяющее решение (соглашение)
c.представление сторонами переговоров своих соображений третьей стороне, которая выносит заключение, содержащее решение проблемы
Ответ: с.

Вопрос 14. Поза на изображении означает
поза
a.неуверенность
b.скука
c.агрессивный настрой
d.уверенность в себе
Ответ: d.

Вопрос 15. Национальные особенности какого государства представлены в отрывке?
Завязать с ними контакты в письменной форме просто невозможно. Договориться о встрече тоже не просто. Без посредников не обойтись. Необходимо, чтобы вас кто-то представил или рекомендовал. Большое значение имеют неформальные связи. Здесь сильны региональные, клановые, дружеские связи.
a.США
b.Южная Корея
c.КНР
d.Чехия
Ответ: b.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
"зачтено" - верно выполнено более 50% заданий, "не зачтено" - верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
"отлично" - верно выполнено 85-100% заданий, "хорошо" - верно выполнено 70-84% заданий, "удовлетворительно" - верно выполнено 51-69% заданий, "неудовлетворительно" - верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА.

1. Национальные особенности какого государства представлены в отрывке?
во время деловых встреч очень внимательны к двум вещам: сбору информации, касающейся предмета переговоров, и созданию "духа дружбы". Его они, по сути, отождествляют просто с хорошими личными отношениями партнеров по переговорам.
Ответ: Китай.

2. Национальные особенности какого государства представлены в отрывке?
при решении проблемы стремятся обсудить не только общие подходы, но и детали, связанные с реализацией договоренностей. Они ценят в людях открытость и честность, быстро переходят к сути дела, не тратя времени на формальности.
Ответ: США.

3. Национальные особенности какого государства представлены в отрывке?
искренны, сердечны, открыты, обладают чувством юмора и способностью работать в команде. Они большие любители вести многословные дискуссии, поэтому регламент переговоров очень часто не соблюдается.
Ответ: Испания.

4. Национальные особенности какого государства представлены в отрывке?
"стараются установить на переговорах атмосферу взаимного доверия. При первом знакомстве обязательно выкажут партнеру радушие и любезность. Это не притворство, а дань традиции. Последующая беседа может проходить гораздо менее гладко. В их характере - избегать определенности, однозначных "да" и "нет".
Ответ: ОАЭ.

5. Дайте определение понятия "Контент-анализ"?
Ответ: представляет собой систематическое изучение письменного или устного текста с фиксацией наиболее часто повторяющихся словосочетаний или сюжетов.

6. В чем заключается сущность понятия "Ивент-анализ"?
Ответ: метод обработки информации, показывающий, кто говорит или делает, что говорит или делает, по отношению к кому говорит или делает и когда говорит или делает.

7. Стратегия "мягкого торга" заключается в каком взаимодействии участников?
Ответ: участники-друзья.

8. "Принципиальная стратегия" заключается в каком взаимодействии участников?
Ответ: участники вместе решают проблему.

9. Стратегия "жесткого торга" заключается в каком взаимодействии участников?
Ответ: участники-противники.

10. В чем заключается регуляционная функция переговоров?
Ответ: осуществление регуляции и контроля действий участников переговоров. Эта функция чаще всего реализуется на стадии проверки выполнения достигнутых договоренностей.

11. В чем заключается пропагандистская функция переговоров?
Ответ: заключается в воздействии на общественное мнение, формировании общественного мнения с целью разъяснения своей позиции, оправдания своих действий или бездействия в той или иной ситуации, привлечения союзников или обвинения другой стороны.

12. В чем заключается информационная функция переговоров?
Ответ: заключается в том, чтобы выяснить точку зрения на ту или иную проблему другой стороны, дать информацию о своих интересах и проблемах.

13. В чем заключается коммуникативная функция переговоров?
Ответ: налаживание каналов связи, обмен точками зрения.

14. Дайте характеристику стратегии «lose-lose»:
Ответ: обе стороны изначально настроены на жесткий торг, не идут на уступки.

15. Дайте характеристику стратегии «win-win»:
Ответ: сотрудничество и поиск конструктивного, приемлемого для обеих сторон решения.

16. Дайте характеристику стратегии «win-lose»:
Ответ: победа над оппонентом, который воспринимается как противник.

17. Дайте характеристику стратегии «lose-win»:
Ответ: уступки ради хороших отношений.

18. Охарактеризуйте низкий уровень контекста культуры:
Ответ: Принято различать культуры, в которых произнесенные слова воспринимаются практически без учета возможного скрытого смысла.

19. Какой порядок ухода дипломата с приема будет правильный?
Ответ: вначале уходят старшие сотрудники, а затем – младшие.

20. Какие документы являются документами межгосударственного общения?
Ответ: меморандум, вербальная нота, памятная записка.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Изучение переговоров: основные подходы и методы
2. Понятие и функции переговоров
3. Подготовка к переговорам
4. Этапы переговоров
5. Основные стратегии ведения переговоров
6. Основные тактические приемы ведения переговоров
7. Посредничество в переговорах
8. Итоговые документы переговоров
9. Правила ведения переговоров
10. Особенности телефонных переговоров
11. Правила посредничества
12. Личностные стили ведения переговоров
13. Некоторые национальные стили ведения переговоров
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса:теоретического характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1 Сущность, функции переговорного процесса.
2 Становление теории переговоров
3 Виды делового общения.
4 Собственный интерес в переговорах и выбор поведенческой стратегии
5 Национальные особенности ведения переговоров с западными партнерами
6 Национальные особенности переговоров в странах конфуцианского ареала
7 Национальные особенности деловой коммуникации и протокол в КНР
8 Деловая беседа: характеристики, особенности проведения.
9 Обсуждение, собеседование, спор, диспут, дебаты, прения.
10 Торги. Сделки, их виды.
11 Метод завязок, его практическое использование.
12 Договор и его разновидности.
13 Основные модели переговоров
14 Переговорные стили.
15 Тактические приемы в процессе переговоров.
16 Основные методы ведения переговоров.
17 Структура переговорного процесса. Общая характеристика.
18 Фабула переговоров: начальный этап, основная часть, завершающая фаза.
19 Тактика речевого общения.
20 Моральный кодекс спора (уловки и нелояльные приемы).
21 Риторический аспект аргументации.
22 Социальный характер речевой деятельности
23 Речевое взаимодействие: говорение, восприятие, декодирование, понимание содержания, оценка
полученной информации, реагирование.
24 Публичная речь, ее особенности
25 Невербальные коммуникативные средства.
26 Слушание в процессе восприятия информации. Виды слушания.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Михайлова, К.Ю. Международные деловые переговоры: Ставрополь : Агрус, , 2013 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=277468
Л1.2 Решетова, И.С. Теоретико-методологические основы деловых переговоров в сфере международных отношений :: учебное пособие Ставрополь : СКФУ, , 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=457617
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Цыганков П.А. - отв. ред. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МИРОВАЯ ПОЛИТИКА. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Введение в переговоры portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС «ЮРАЙТ» [Электронный ресурс]. URL: http://www.biblio-online.ru/
ЭБС «ZNANIUM.COM» [Электронный ресурс]. URL: www.znanium.com
ЭБС «УНИВЕРСИТЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА ОНЛАЙН» [Электронный ресурс]. URL: www.biblioclub.ru
ЭБС ИЗДАТЕЛЬСТВА «ЛАНЬ» [Электронный ресурс]. URL: https://e.lanbook.com

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
317М кабинет кафедры востоковедения – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-X31 - 1 единица; стационарный экран: REDLEAF; карты; плакаты

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


Курс осваивается в рамках аудиторных занятий и самостоятельной работы. Основу обучения студентов по дисциплине составляют практические занятия. Они представляют систематизированные знания студентам и практические рекомендации о наиболее распространенных коммуникационных ситуациях. На практических занятиях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
Студенты должны аккуратно вести конспект, куда заносит новые слова, конструкции, идиомы и предложения.
При подготовке к практическим занятиям студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Студент должен быть готов к контрольным опросам и письменным заданиям на каждом учебном занятии.
Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае.
Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний.
При подготовке к самостоятельной работе для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным на практических занятиях и в основной литературе, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.