МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История Синьцзяна и Тибета

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_ЗР-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
Ст. преподаватель, Коровниченко А.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., Доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
История Синьцзяна и Тибета

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.01 Зарубежное регионоведение (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 553)

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель:
выявить и проанализировать основные этапы истории Синьцзяна и Тибета с древнейших времен и до наших дней.
Задачи:
– сформировать представление об основных этапах истории развития регионов Китая;
– определить внутренние и внешние факторы, повлиявшие на становления государственности в Синьцзяне и Тибете;
– дать характеристику государственно-административного и хозяйственного устройства регионов специализации;
– показать особенности тибетской духовной культуры, мировоззренческие и идеологические комплексы;
– выявить ведущих политических и религиозных лидеров;
– привить уважительное отношение к иной социально-культурной традиции;
- показать место Синьцзяна и Тибета в истории Централньой Азии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.3

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен применять научные подходы, концепции и методы, выработанные в рамках теории международных отношений, сравнительной политологии, экономической теории к исследованию региональных (китайских), политических и социально-экономических проблем
ПК-2.1 Выделяет ключевые параметры и тенденции социального, политического, экономического развития Китая
ПК-2.2 Формулирует научную проблему, исследовательский вопрос и гипотезу исследования, участвует в составлении программы исследования
ПК-2.3 Системно, объективно и комплексно анализирует региональные проблемы с применением научных подходов, концепций и методов теории международных отношений, сравнительной политологии и экономической теории
ПК-3Способен составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его природных, экономико-географических, исторических, политических, правовых, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей
ПК-3.1 Знает параметры составления комплексной характеристики региона специализации с применением современных технологий поиска, обработки и анализа информации
ПК-3.2 Системно и комплексно описывает общественно-политические реалии изучаемого региона с применением инструментария основных когнитивных умений (анализа, синтеза, классификации, категоризации, моделирования)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.знать основные этапы и причины формирования и развития истории Синьцзяна и Тибета; ведущих политических и религиозных лидеров Тибета, сыгравших большую роль в формирование тибетского этноса
3.2.Уметь:
3.2.1.объяснять специфику политических, социальных и демографических процессов Синьцзяна и Тибета, определять роль Синьцзяна и Тибета в историческом развитии Китая
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.научно-исследовательской работы
применения методов системного анализа

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Естественно-географическое и историко-культурное обитание тибетского этноса
1.1. Особенности природно-климатических условий Тибета Лекции 5 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Тибет в древности. Практические 5 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Подготовка к семинару Сам. работа 5 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Древний и средневековый период истории Тибета
2.1. Становление тибетского государства в эпоху древности. Проникновение и укрепление буддизма в регион. Лекции 5 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Тибет в древности и раннем средневековье. Основные тенденции развития Тибета в эпоху средневековья Практические 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Подготовка к семинару Сам. работа 5 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Тибет в XVII- нач.ХХI в.
3.1. Институционализация буддизма и сложение тибетского теократического государства. Лекции 5 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Маньчжурское влияние в Тибете Лекции 5 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. Подготовка семинара Сам. работа 5 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.4. Маньчжурское влияние в Тибете Практические 5 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.5. Завоевание маньчжурами Тибета и проблема политического статуса Тибета в ХVIII в. Практические 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.6. Государственно-административное устройство Тибета в XIX в. Тибет в русско-британских отношениях в конце XIX в. Лекции 5 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.7. Подготовка к семинару. Сам. работа 5 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.8. Внутренняя и внешняя политика XIII Далай-ламы. Борьба за независимость Тибета Сам. работа 5 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.9. Тибет после образования КНР. Интеграция Тибетского района в состав КНР Лекции 5 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.10. Вопрос о политическом статусе Тибета в 1914–1949 гг. и позиции держав. Практические 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.11. Подготовка к семинару. Сам. работа 5 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=522

Примерные тестовые задания:
1. Бод-па это:
1. тибетцы
2. люди Бод
3. божество тибетского пантеона
Ответ: _______________
2. Назовите старое китайское название Тибета
1.Туфа
2. Туба
3. Тёбёт
Ответ: _______________
3. Завершение процесса консолидации тибетских племен произошло в:
1. VI в.
2. VII в.
3. IX в.
Ответ: _______________
4. Ордалии применялись в тибетских системах:
1. центрального правительства
2. судопроизводства
3. землепользования
Ответ: _______________
5. Ценпо это:
1. пища
2. правитель
3. вид военного
Ответ: ________________

Примерный контрольный вопрос по курсу.
Дайте ответ: Кто утвердил в Тибете тантрическую астролого-астрономическую систему Калачакра (Колесо времени)?

Примерное контрольное задание по курсу:
Изучите тему о политике Китайской республики в Тибете в первой половине ХХ в. Укажите основные методы политики Китая в отношении Тибета в 1911–1950 гг. Выделите не менее трех методов.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проходит в устной форме. В билет входит один теоретический вопрос.
Вопросы теоретического характера:
1. Формирование тибетской народности. Ярлунская династия.
2. Становление и укрепление тибетской государственности при Сонцэн Гампо VII в.
3. Активизация внешней политики Тибета при династии Гар. Война Тибета с Китаем 655–730 гг.
4. Тибето-китайская война 737–822 гг. Завершение внешнеполитического могущества Тибета
5. Формирование школ тибетского буддизма: Кадампа, Кагьюпа и Сакья. Буддизм в тибетской культуре.
6. Тибетский религиозный канон и система жанров тибетской литературы
7. Объединение Тибета под властью Сакья. Падение власти Сакья
8. Тибет во времена правления в монгольской династии Юань (1280–1368 гг.).
9. Сложение теократического Тибетского государства. Правление Далай-ламы V и Сангье Гьяцо
10. Становление института далай-лам (XIV в.)
11. Религиозные и политические лидеры Тибета и их роль в тибето-китайских отношениях XVII–XVIII вв.
12. Буддийские монастыри Тибета как политические, религиозные и экономические центры
13. Государственно-административное устройство Тибета XIX в.
14. Англо-русская политика в Тибете
15. Внешняя политика Российской империи по отношению к Тибету (XIX в.)
16. Попытка Цинов установления контроля над Тибетом и деятельность Далай-ламы XIII
17. Тибет в 20-х – начале 40-х годов XX в. Смерть Далай-ламы XIII
18. Установление контактов между правительствами Тибета и Китая
19. Тибет в 1949–1951 гг. Соглашение между Китаем и Тибетом. Политика КПК и со-здание тибетских автономных округов и уездов
20. Тибет в 1951–1959 гг. Политика «единого фронта» в Тибете. Антикитайское дви-жение 1959 г.
21. Реформы в Тибете. Создание Тибетского автономного района. 1959–1965 гг.
22. Дальнейшая интеграция Тибета в составе КНР 1966–1969 гг.
23. Тибетский автономный район КНР в эпоху реформ (после 1978 г.)
24. Тибетский автономный район КНР на рубеже XX и XXI вв.
25. Статус Тибета и позиция мировых держав XIX–XX вв.
26. Правительство Тибета в изгнании. Дхарамсала. Религиозная и политическая дея-тельность Далай-ламы XIV.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» : студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» : студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» : студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно»: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. В. Анисимова [и др.] История Китая [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Элбакян Е. С. ИСТОРИЯ РЕЛИГИЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Васильев Л.С. ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ. СРЕДНИЕ ВЕКА И РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российская национальная библиотека www.nlr.ru
Э2 Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова www.hist.msu.ru
Э3 Введение в буддизм / электронный ресурс о буддизме buddhism.org.ru
Э4 Введение в буддологию: курс лекций anthropology.ru
Э5 История Тибета и современность / Портал о странах и народах www.portalostranah.ru
Э6 Курс в Moodle "История Тибета" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ]
Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/ER

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе изучения дисциплины студентам предстоит актуализировать знания по истории Китая, этнографии региона, политическкой истории Центральной Азии. Дисциплина состоит из 3 разделов, выделенных в соответствии с хронологическим и тематическим принципами.
Освоение дисциплины осуществляется в рамках аудиторных занятий (12 часов лекционных и 16 часа практических занятий) . Большое внимание уделяется самостоятельной работе студента (44 часа). Степень освоения курса зависит от успехов студента при подготовке и выполнении практических заданий, умении рационально огранизовать свое учебное время.
Работа на лекции - заключается в обсуждении контрольных вопросов, изучении рекомендованной литературы.
На практическом занятии студент должен аргументировано изложить полученные в ходе самостоятельной работы при подготовке знания, участвовать в дискуссии, отстаивать свою позицию, уметь презентовать свое выступление.
Web - сопровождением аудиторных занятий является электорнный учебно-методический комплекс дисциплины, расположенный по адресу: http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=522
Работа с ним является обязательной для студентов. Темы ЭУМКД включают в себя вопросы для обсуждения, планы семинаров, задания для самостоятельной работы, контрольные вопросы и задания.Подготовится к лекции, семинару, выполнению самостоятельной работы помогут дополнительные материалы, расположенные в темах.Тема считается пройденной, если студент выполнил все задания для самостоятельной работы, контрольные задания и тест, расположенный в теме.
Каждый раздел завершается итоговым тестом.
Промежуточная аттестация происходит в виде зачета. Итоговая оценка складывается из:
Посещаемость аудиторных занятий 5 - 10
Активность работы на занятиях 5 - 15
Самостоятельная работа студентов (через систему Moodle)25 - 50
Итоговая аттестация 15 - 25
Итоговая сумма баллов за курс 50 - 100
49 баллов и менее - «незачет».
50 - 100 баллов – «зачет».
Баллы за посещаемость
Устанавливается следующее соответствие посещаемости занятий (% присутствия от общего числа аудиторных часов по данной дисциплине) баллам БРС:
менее 50% занятий - 0 баллов;
50%-85% занятий - 5 баллов;
86%-100% занятий - 10 баллов.
Проверка посещаемости осуществляется преподавателем в начале занятия.
Опоздание студента более чем на 10 минут считается пропуском занятия. Преподаватель имеет право не допускать к занятию студента, опоздавшего более чем на 10 минут.
Баллы за активность студента на занятии
Активность студента на занятии предполагает: активное обсуждение на семинарах вопросов, поднимаемых преподавателем; участие в дискуссии, успешное выступление на лекционном или семинарском занятии с презентацией и докладом по теме, одобренной преподавателем. Данный вид работы оценивается в max 3 балла за одно занятие.
Баллы за самостоятельную работу студентов через систему Moodle
0 баллов - самостоятельная работа не выполнена либо все задания выполнены на неудовлетворительную оценку;
10 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в не полном объеме (не менее 75% заданий), все работы в среднем достойны оценки не ниже хорошей;
20 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы в среднем достойны удовлетворительной оценки;
40 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы в среднем достойны хорошей оценки;
50 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы достойны отличной оценки.