МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История Северо-Восточных регионов Китая

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_ЗР-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 68
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 68 68 68 68
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Глазунов Д.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
История Северо-Восточных регионов Китая

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.01 Зарубежное регионоведение (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 553)

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «История Северо-Восточных регионов Китя» является изучение формирования культурно-исторического и экономического региона Маньчжурия, а также основных исторических закономерностей его развития.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.3

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен применять научные подходы, концепции и методы, выработанные в рамках теории международных отношений, сравнительной политологии, экономической теории к исследованию региональных (китайских), политических и социально-экономических проблем
ПК-2.1 Выделяет ключевые параметры и тенденции социального, политического, экономического развития Китая
ПК-2.2 Формулирует научную проблему, исследовательский вопрос и гипотезу исследования, участвует в составлении программы исследования
ПК-2.3 Системно, объективно и комплексно анализирует региональные проблемы с применением научных подходов, концепций и методов теории международных отношений, сравнительной политологии и экономической теории
ПК-3Способен составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его природных, экономико-географических, исторических, политических, правовых, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей
ПК-3.1 Знает параметры составления комплексной характеристики региона специализации с применением современных технологий поиска, обработки и анализа информации
ПК-3.2 Системно и комплексно описывает общественно-политические реалии изучаемого региона с применением инструментария основных когнитивных умений (анализа, синтеза, классификации, категоризации, моделирования)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные основные этапы и развития Маньчжурии
3.2.Уметь:
3.2.1.определять причинно-следственные связи исторических событий, уметь анализировать актуальные сюжеты истории Маньчжурии
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами анализа исторических процессов и тенденция регионального развития;
навыками сопоставления региональных, макрорегиональных и всекитайсих закономерностей развития.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Древняя история Маньчжурии
1.1. Понятие Маньчжурии. Маньчжурия как североазиатский фронтир. Физико-географическое описание Маньчжурии. Этническая карта СВ регионов КНР. Лекции 4 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Древние государства на территории Маньчжурии. Чаосянь. Бохай Лекции 4 2 Л2.2, Л1.1
1.3. Древние памятники Маньчжурии Практические 4 2 Л2.2, Л1.1
1.4. Подготовка к семинарам Сам. работа 4 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Средневековый период в истории Маньчжурии
2.1. Кочевые исмперии. Империи Ляо и Цзинь. Завоевание Маньчжурии монголами. Лекции 4 2 Л2.1, Л1.1
2.2. Особенности взаимодействия Китая с кочевниками Евразии Практические 4 2 Л2.2, Л1.1
2.3. Подготовка к семинарам Сам. работа 4 6 Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Новое и новейшее время в истории СВ регионов Китая
3.1. Формирование маньчжурского государства. Абахай. Завоевание маньчжурами Китая. Империя Цин. Лекции 4 2 Л1.1
3.2. Русско-китайские отношения на рубеже 17-18 вв. Нерченский договор Практические 4 4 Л1.1
3.3. Маньчжурия в конце XIX - начале ХХ вв. Лекции 4 2 Л1.1
3.4. Взаимоотношения России и Китая в в конце XIX - начале ХХ вв. Проиникновение России в Маньчжурию. Русско-японская война и ее влияние на историю Маньчжурии. Практические 4 2 Л1.1
3.5. Оккупация Маньчжурии Японией. Образование марионеточного государства. Лекции 4 2 Л1.1
3.6. Борьба Китая с японскими захватчиками на территории Маньчжурии Практические 4 2 Л1.1
3.7. Подготовка к семинарам Сам. работа 4 12 Л1.1
Раздел 4. Современный период истории СВ
4.1. Становление коммунитической власти на территории Маньчжурии. Лекции 4 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.2. Советско-китайские отношения. Помощь СССР в развитии Маньчжурии. Практические 4 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.3. Эпоха открыитя и реформ (СВ вариант проведения). Деятельность Цюань Шучжэня. Ляонин как СВ точка роста. Роль Даляня в развитии Даляня. Лекции 4 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.4. Экономическая география современного СВ Китая Практические 4 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.5. Аграрная реформа на СВ Китая. Роль правительства Хэйлунцзяна в отстаивания опыта Дачжая и Дацина в аграрном секторе. Аграрный кластер в Цзилини. Практические 4 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.6. Современная политико-экономическая модель С-В восточных провинций. Лекции 4 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.7. Кризис 2010-х годов в провинции Ляонин. Деятельность Бо Силая. Практические 4 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.8. Подготовка к семинарам Сам. работа 4 18 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.9. Подготовка к зачету Сам. работа 4 28 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. В полном объеме контрольные задания и вопросы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации размещены в Электронных учебно-методических комплексах по дисциплине на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4777
Оценка сформированности компетенции
Примеры заданий закрытого типа:
ПК-3: Способен составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его природных, экономико-географических, исторических, политических, правовых, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей
1. Ответьте на вопрос
Восточнее от Большого Хингана находится Чанбайшань
а. Верно
б. Неверно
Ответ: а.

2. Ответьте на вопрос:
р. Амур формируется слиянием каких двух рек?
а. Шилка и Аргунь.,
б. Зея и Бурея.,
в. Ляоси и Ляодун,
г. Сунгари и Ляохэ
Ответ: а.

3. Ответьте на вопрос:
Какая река СВК образуется путем слияния Дунляохэ и Силяохэ?
а. Ляохэ.,
б. Сунгари,
в. Амур,
г. Хэйлунцзян
Ответ: а.

4. Ответьте на вопрос:
Административным центром провинции Цзилинь является:
а. Чанчунь.,
б. Цзилинь,
в. Шэньян,
г. Сыпин
Ответ: а.

5. Ответьте на вопрос:
Сколько городских округов в провинции Ляонин
а. 14,
б. 10,
в. 8,
г. 12
Ответ: а.

6. Верно ли суждение?
В главном селении Синлунва всего было открыто 120 домов, представляющих собой полуземлянки. В центре каждого из них находился очаг. В центре поселения располагалось большое здание. Это самое раннее из открытых в Китае поселений, окружённое рвом.
а. Верно
б. Неверно
Ответ: а.

7. Ответьте на вопрос:
Кто был основателем Бохайского царства?
а. Да Цзочжун,
б. Абахай,
в. Нурхаци,
г. Сыма Янь
Ответ: а.

8. Верно ли суждение?
Народ сумо мохэ стал ядром нового государства Бохая. Помимо сумо в союз мохэ входили еще 6 племен (部).
а. Верно
б. Неверно
Ответ: а.

9. Ответьте на вопрос:
Клан Ваньянь стал основателем государства:
а. Цзинь,
б. Бохай,
в. Маньчжурия,
г. Фуюй
Ответ: а.

10. Ответьте на вопрос:
Определите даты жизни Нурхаци
а. 1559—1626,
б. 1570—1626,
в. 1659—1726,
г. 1592—1643
Ответ: а.

11. Какая провинция СВ Китая госпланом КНР определяется как Восточная провинция, а не Северо-Восточная ?
а. Ляонин,
б. Цзилинь,
в. Хэйлунцзян,
г. Вн. Монголия
Ответ: а.

12 Ответьте на вопрос:
О какой программе говориться в тексте?
К 2002 г. СВК в своём развитии столкнулся с множеством проблем, таким как высокая доля государственной собственности, тяжёлое бремя системы централизованного планирования, истощение полезных иско­паемых в ресурсных городах, высокий уровень безработицы, проблемы с трудоустройством, снижение конкурентоспособности ведущих отраслей народного хозяйства. В результате темпы роста Северо-Востока Китая в своём развитии начали резко отставать от средних темпов роста по стране в целом.
а. Возрождение старой промышленной базы,
б. Развитие зоны Тумэнь,
в. Восстановлении КВЖД,
г. Развитие СВ жд кольца
Ответ: а.

13. Ответьте на вопрос:
В 1980-е годы развитие СВК (Ляонина) определялось привлечением иностранного капитала. Из какой страны поступал капитал в большей степени?
а. Японии,
б. Южной Кореи,
в. США,
г. Австралии
Ответ: а.

14. Верно ли суждение?
Нефтяная промышленность в СВК стала развиваться после 1975 г.
а. Верно
б. Неверно
Ответ: б.

15. 1Ответьте на вопрос:
В "ржавый пояс"(21 в.) входит следующий город:
а. Телин,
б. Шэньян,
в. Далянь,
г. Хулудао
Ответ: а.

Критерии оценивания закрытых вопросов. Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценка "отлично" - верно выполнено 85-100% заданий,
Оценка "хорошо" - верно выполнено 70-84% заданий,
Оценка "удовлетворительно" - верно выполнено 50-69%,
Оценка "неудовлетворительно" - верно выполнено менее 50%.

Примеры заданий открытого типа:

1. Дайте короткую географическую характеристику Маньчжурии:
Внутренняя Маньчжурия в целом горная область (а), за исключением центральной и южной ее части. Равнины занимают площадь в три раза меньше, чем горы (б), и располагаются в межгорных впадинах и долин крупных рек (бассейны рек Амур, Сунгари и Ляохэ) (в).

2. Опишите геоэкономическую роль СВ Китая
СВК - это важный субрегион, который входит в состав Северо-Восточной Азии (а). В последнее время регион Северо-Восточной Азии, как одной из трёх экономических осей мира, значительно возрастает (б). Регионы СВК входит такую организацию как АРАССВА или Ассоциация региональных администраций стран Северо-Восточной Азии (в).

3. Дайте экономическую характеристику культуры Синлунва.
Экономика Синлунва опиралась на земледелие (а) (верховье р. Ляхов), животноводство (свиноводство) (б), охоту и собирательство (в). Считается, что здесь возник один из центров сухого земледелия, который выращивал просо (г).

4. Опишите историческую роль культуры Хуншань
Культура является продолжением Синлунва (а) и Чжаобаогоу, и наследование и развитие религиозных традиций между тремя культурами очевидны. К концу культуры Хуншань появились крупномасштабные центры жертвенных обрядов. Во-вторых, культуре Хуншань приписывают замечательные достижения в архитектуре, гончарном деле, резьбе по нефриту и гончарных скульптурах, которые находятся на более высоком уровне, чем культура Синлунва (б). Аоханьское знамя, которое является самой ранней формой для литья металла, показывает, что ранние люди культуры Хуншань овладели технологией литья бронзы (в). Если охота занимала доминирующее положение в культурах Синлунва и Чжаобаогоу, в то время как сельское хозяйство, напротив, играло важную роль в экономике культуры Хуншань (г).

5. Опишите географическую и экономическую роль Великой степи
Типичные степи формируются во внутренних областях материков (а). Размеры площадей, занятыx степями, прямо пропорциональны размерам материков (б). Степная ландшафтная зона - устойчивый во времени и пространстве комплекс (в). Совместное существование в этой зоне человека и степных животных породило скотоводство. В истории хозяйственного освоения степей обычно разделяют два периода - номадно-скотоводческий и земледельческий (г).

6. Культура Сяцзядянь чем известна?
Эта культура интересна тем, что на ее материале прослеживается от земледелия к пастушескому, кочевому образу жизни (а). Носители более поздней культуры (верхнего слоя) резко расширяют ареал проживания, достигая север провинции Хэбэй (б). Социальная структура изменилась: на смену племенному сообществу без централизованной власти пришла система вождества (чифдомов) (в). Эта культура связывается с Дунху, о которых есть упоминания в китайских источниках (г).

7. Дайте характеристику государству Фуюй в мир-системе
С исторической т.з. государство Фуюй было первым государстовм маньчжурским народов (1). Оно было ранним с т.з. классификации, поэтому исторические хроники регулярно сообщали о нападениях на соседние государства (б), об участии их в войнах на стороне крупных государств. В 20 г. н.э. представители государства послали посольство и установили отношения с Китаем и получили его признание в качестве ванства (в).

8 Дайте характеристику государству Фуюй в мир-системе
С исторической т.з. государство Фуюй было первым государстовм маньчжурским народов (1). Оно было ранним с т.з. классификации, поэтому исторические хроники регулярно сообщали о нападениях на соседние государства (б), об участии их в войнах на стороне крупных государств. В 20 г. н.э. представители государства послали посольство и установили отношения с Китаем и получили его признание в качестве ванства (в).

9. Опишите внутреннюю структуру Бохай
Бохай состоял из 7 частей - бу (а). Каждое бу имело имело войска (б) численностью от 3 до 7 тыс. Бу делилось на ило (селения) (в). Как именовался глава бу в VI в., неизвестно, но во главе каждого ило стоял староста - цючжан (г). Позже при возникновении государства Бохай, во главе 7-ми бу встал великий (да) мофуманьду (д).

10. Опишите стуктуру государства Чжучжэней
Территория чжурчжэней традиционно делилась на более чем 30 було (а), которые образовывали три типа: «цивилизованных», или «покорных» (шу), которые жили у г. Ляоян (б), «нецивилизованных» (в), «диких» (шэн) (г), которые жили к северу от Сунгари и северо-востоку от р. Нонни. Между теми и другими в районе г. Кайюань жили чжурчжэни и не «цивилизованные», и не «дикие».

11. Как образовывалась государственность Чжурчжэней?
Сложение ранней государственности у чжурчжэней непосредственно связано с усилением одного клана Ваньянь (а) и с его борьбой за власть с главами остальных чжурчжэньских бу. Одновременно с усилением рода Ваньянь проходили серьезные изменения в обществе чжурчжэней. В XI в. чжурчжэни перешли от родового к классовому обществ (б). Население делилось на лично свободных и лично несвободных, а лично свободные люди на простонародьеи чиновников. Имущественное неравенство, даже резкое социальное расслоение по признакам «богатство и бедность», (в)

12. Опишите военную организацию Чжурчжэней
Глава управлял всеми областями (цзюнь), а чиновники и начальники все именовались «боцзиле» (б). В начале так именовались племенные вожди (в), которые в мирное время полновластно управлял своим родом или племенем. Боцзиле выдвигают от пяти дворов (г) и выше, вплоть до десяти тысяч дворов. Все боцзиле сами командуют своими войсками. В мирное время они упражняются в стрельбе из лука и охотятся, а в случае войны спешно выступают с воинами (д).

13. Опишите хозяйственную жизнь Маньчжуров в 18 в.
В XVI в. чжурчжэни занимались земледелием (а), скотоводством (б) и охотой, рыбной ловлей и собирательством (в). В их экономике сельское хозяйство заняло основное место. Земли были плодородны, урожаи, особенно проса, высоки (г). В каждой семье имелся скот

14. Опишите поселенческую структуру Маньчжуров
Большинство селений маньчжуров располагалось по берегам рек, реже в горных долинах. Жили маньчжуры в городах-крепостях (а), окруженных укрепленными деревнями. Правитель, имевший под своим управлением территорию с несколькими городами, именовался князем (ваном) (б). Города играли важнейшую роль в политической жизни страны. Нурхаци не объединителем маньчжурских племен, а объединителем городов-государств Маньчжурии начала XVII в (в).

15. Опишите стрктуру восьмизнаменных войск
1 нюлу [牛录] составляли 300 человек, которые управлялись нюлу эчжэнь или цзолином (а);
каждые 5 нюлу образовывали 1 цзяла, во главе с цзяла эчжэнь или цаньлин (б);
каждые 5 цзяла организовали 1 гусай (гошань) или ци (в) во главе с гусай эчжэнь. Гусай или знамя – это самая крупная единица населения маньчжуров (г).

16. Итоги Нерчинского договора
Граница между Россией и Китаем была установлена по реке Аргунь до места слияния ее с рекой Шилкой (а). В соответствии с Нерчинским договором Россия эвакуировала свое население из района бывшего Албазинкого воеводства, (б) Аргунский острог переносился на левый берег Аргуни (в), а территория Приамурья отныне служила своеобразным буфером между двумя государствами (г).

17. Объясните демографическую ситуацию в маньчжурии в пост нерченский период
В результате переселенческой политики и военное политики (пополнение восьмизнаменных войск) цинов территория Маньчжурии представляла собой малозаселенную территорию (а) с преобладанием маньчжурского населения (б). Во второй половине XIX в. для предотвращения проникновения русских в этот регион Цины разрешили колонизировать этот район (в). К началу 20 в. Маньчжуры стали незначительным элементом на своей родине, хотя и сохраняли политический контроль до 1900 г.(г.)

18. Роль Айгуньского и Пекинского договоров в развитии Маньчжурии
Китай потерял выход к Японскому морю (а). В результате Маньчжурия была разделена на русскую половину, известную как "Внешняя Маньчжурия" (б), и оставшуюся китайскую половину, известную как "Внутренняя Маньчжурия" (в). Возникла Маньчжурская война 1868 г. (г)

19. Каким образом появлась КВЖД?
Основным фактором развития внешней Маньчжурии стала колонизация, которая знаичетельно усилилась в период строительсва Транссибирской магистрали (а). Строительство железной дороги было начато в 1891 г. одновременно с двух сторон – от Челябинска и Владивостока (б). В ходе строительства решили соединить Сибирскую дорогу с Уссурийской более коротким путем – через Маньчжурию (в). Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД), как назвали этот участок, выпрямила Сибирскую магистраль, сократив ее длину на 514 верст. (г)

20. Опишите становление и развитие Квантунской армии
Квантунский гарнизон был создан в 1906 г. для защиты территории Мантэцу в качестве железнодорожной охраны (а), развернутыми вдоль ЮМЖД, общей численностью 14 000 человек.
Штаб-квартира находилась в Порт-Артуре (б) и управлялась как департамент Квантунского генерал-губернатора (в), а генерал-губернатор одновременно исполнял обязанности его командира (г).


Критерии оценивания открытых вопросов
Оценка "отлично" (зачтено): Ответ полный и развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент владеет основной и дополнительной литературой, ошибки нет.
Оценка "хорошо" (зачтено): Ответ полный и хотя и краток, терминаологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
Оценка "удовлетворительно" (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент хорошо владеет программным материалом, но имеются недочеты.

ПК-2: Способен применять научные подходы, концепции и методы, выработанные в рамках теории международных отношений, сравнительной политологии, экономической теории к исследованию региональных (китайских), политических и социально-экономических проблем
1. Ответьте на вопрос
Восточнее от Большого Хингана находится Чанбайшань
а. Верно
б. Неверно
Ответ: а.

2. Ответьте на вопрос:
р. Амур формируется слиянием каких двух рек?
а. Шилка и Аргунь.,
б. Зея и Бурея.,
в. Ляоси и Ляодун,
г. Сунгари и Ляохэ
Ответ: а.

3. Ответьте на вопрос:
Какая река СВК образуется путем слияния Дунляохэ и Силяохэ?
а. Ляохэ.,
б. Сунгари,
в. Амур,
г. Хэйлунцзян
Ответ: а.

4. Ответьте на вопрос:
Административным центром провинции Цзилинь является:
а. Чанчунь.,
б. Цзилинь,
в. Шэньян,
г. Сыпин
Ответ: а.

5. Ответьте на вопрос:
Сколько городских округов в провинции Ляонин
а. 14,
б. 10,
в. 8,
г. 12
Ответ: а.

6. Верно ли суждение?
В главном селении Синлунва всего было открыто 120 домов, представляющих собой полуземлянки. В центре каждого из них находился очаг. В центре поселения располагалось большое здание. Это самое раннее из открытых в Китае поселений, окружённое рвом.
а. Верно
б. Неверно
Ответ: а.

7. Ответьте на вопрос:
Кто был основателем Бохайского царства?
а. Да Цзочжун,
б. Абахай,
в. Нурхаци,
г. Сыма Янь
Ответ: а.

8. Верно ли суждение?
Народ сумо мохэ стал ядром нового государства Бохая. Помимо сумо в союз мохэ входили еще 6 племен (部).
а. Верно
б. Неверно
Ответ: а.

9. Ответьте на вопрос:
Клан Ваньянь стал основателем государства:
а. Цзинь,
б. Бохай,
в. Маньчжурия,
г. Фуюй
Ответ: а.

10. Ответьте на вопрос:
Определите даты жизни Нурхаци
а. 1559—1626,
б. 1570—1626,
в. 1659—1726,
г. 1592—1643
Ответ: а.

11. Какая провинция СВ Китая госпланом КНР определяется как Восточная провинция, а не Северо-Восточная ?
а. Ляонин,
б. Цзилинь,
в. Хэйлунцзян,
г. Вн. Монголия
Ответ: а.

12 Ответьте на вопрос:
О какой программе говориться в тексте?
К 2002 г. СВК в своём развитии столкнулся с множеством проблем, таким как высокая доля государственной собственности, тяжёлое бремя системы централизованного планирования, истощение полезных иско­паемых в ресурсных городах, высокий уровень безработицы, проблемы с трудоустройством, снижение конкурентоспособности ведущих отраслей народного хозяйства. В результате темпы роста Северо-Востока Китая в своём развитии начали резко отставать от средних темпов роста по стране в целом.
а. Возрождение старой промышленной базы,
б. Развитие зоны Тумэнь,
в. Восстановлении КВЖД,
г. Развитие СВ жд кольца
Ответ: а.

13. Ответьте на вопрос:
В 1980-е годы развитие СВК (Ляонина) определялось привлечением иностранного капитала. Из какой страны поступал капитал в большей степени?
а. Японии,
б. Южной Кореи,
в. США,
г. Австралии
Ответ: а.

14. Верно ли суждение?
Нефтяная промышленность в СВК стала развиваться после 1975 г.
а. Верно
б. Неверно
Ответ: б.

15. 1Ответьте на вопрос:
В "ржавый пояс"(21 в.) входит следующий город:
а. Телин,
б. Шэньян,
в. Далянь,
г. Хулудао
Ответ: а.

Критерии оценивания закрытых вопросов. Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценка "отлично" - верно выполнено 85-100% заданий,
Оценка "хорошо" - верно выполнено 70-84% заданий,
Оценка "удовлетворительно" - верно выполнено 50-69%,
Оценка "неудовлетворительно" - верно выполнено менее 50%.

Примеры заданий открытого типа:
1. Дайте короткую географическую характеристику Маньчжурии:
Внутренняя Маньчжурия в целом горная область (а), за исключением центральной и южной ее части. Равнины занимают площадь в три раза меньше, чем горы (б), и располагаются в межгорных впадинах и долин крупных рек (бассейны рек Амур, Сунгари и Ляохэ) (в).

2. Опишите геоэкономическую роль СВ Китая
СВК - это важный субрегион, который входит в состав Северо-Восточной Азии (а). В последнее время регион Северо-Восточной Азии, как одной из трёх экономических осей мира, значительно возрастает (б). Регионы СВК входит такую организацию как АРАССВА или Ассоциация региональных администраций стран Северо-Восточной Азии (в).

3. Дайте экономическую характеристику культуры Синлунва.
Экономика Синлунва опиралась на земледелие (а) (верховье р. Ляхов), животноводство (свиноводство) (б), охоту и собирательство (в). Считается, что здесь возник один из центров сухого земледелия, который выращивал просо (г).

4. Опишите историческую роль культуры Хуншань
Культура является продолжением Синлунва (а) и Чжаобаогоу, и наследование и развитие религиозных традиций между тремя культурами очевидны. К концу культуры Хуншань появились крупномасштабные центры жертвенных обрядов. Во-вторых, культуре Хуншань приписывают замечательные достижения в архитектуре, гончарном деле, резьбе по нефриту и гончарных скульптурах, которые находятся на более высоком уровне, чем культура Синлунва (б). Аоханьское знамя, которое является самой ранней формой для литья металла, показывает, что ранние люди культуры Хуншань овладели технологией литья бронзы (в). Если охота занимала доминирующее положение в культурах Синлунва и Чжаобаогоу, в то время как сельское хозяйство, напротив, играло важную роль в экономике культуры Хуншань (г).

5. Опишите географическую и экономическую роль Великой степи
Типичные степи формируются во внутренних областях материков (а). Размеры площадей, занятыx степями, прямо пропорциональны размерам материков (б). Степная ландшафтная зона - устойчивый во времени и пространстве комплекс (в). Совместное существование в этой зоне человека и степных животных породило скотоводство. В истории хозяйственного освоения степей обычно разделяют два периода - номадно-скотоводческий и земледельческий (г).

6. Культура Сяцзядянь чем известна?
Эта культура интересна тем, что на ее материале прослеживается от земледелия к пастушескому, кочевому образу жизни (а). Носители более поздней культуры (верхнего слоя) резко расширяют ареал проживания, достигая север провинции Хэбэй (б). Социальная структура изменилась: на смену племенному сообществу без централизованной власти пришла система вождества (чифдомов) (в). Эта культура связывается с Дунху, о которых есть упоминания в китайских источниках (г).

7. Дайте характеристику государству Фуюй в мир-системе
С исторической т.з. государство Фуюй было первым государстовм маньчжурским народов (1). Оно было ранним с т.з. классификации, поэтому исторические хроники регулярно сообщали о нападениях на соседние государства (б), об участии их в войнах на стороне крупных государств. В 20 г. н.э. представители государства послали посольство и установили отношения с Китаем и получили его признание в качестве ванства (в).

8 Дайте характеристику государству Фуюй в мир-системе
С исторической т.з. государство Фуюй было первым государстовм маньчжурским народов (1). Оно было ранним с т.з. классификации, поэтому исторические хроники регулярно сообщали о нападениях на соседние государства (б), об участии их в войнах на стороне крупных государств. В 20 г. н.э. представители государства послали посольство и установили отношения с Китаем и получили его признание в качестве ванства (в).

9. Опишите внутреннюю структуру Бохай
Бохай состоял из 7 частей - бу (а). Каждое бу имело имело войска (б) численностью от 3 до 7 тыс. Бу делилось на ило (селения) (в). Как именовался глава бу в VI в., неизвестно, но во главе каждого ило стоял староста - цючжан (г). Позже при возникновении государства Бохай, во главе 7-ми бу встал великий (да) мофуманьду (д).

10. Опишите стуктуру государства Чжучжэней
Территория чжурчжэней традиционно делилась на более чем 30 було (а), которые образовывали три типа: «цивилизованных», или «покорных» (шу), которые жили у г. Ляоян (б), «нецивилизованных» (в), «диких» (шэн) (г), которые жили к северу от Сунгари и северо-востоку от р. Нонни. Между теми и другими в районе г. Кайюань жили чжурчжэни и не «цивилизованные», и не «дикие».

11. Как образовывалась государственность Чжурчжэней?
Сложение ранней государственности у чжурчжэней непосредственно связано с усилением одного клана Ваньянь (а) и с его борьбой за власть с главами остальных чжурчжэньских бу. Одновременно с усилением рода Ваньянь проходили серьезные изменения в обществе чжурчжэней. В XI в. чжурчжэни перешли от родового к классовому обществ (б). Население делилось на лично свободных и лично несвободных, а лично свободные люди на простонародьеи чиновников. Имущественное неравенство, даже резкое социальное расслоение по признакам «богатство и бедность», (в)

12. Опишите военную организацию Чжурчжэней
Глава управлял всеми областями (цзюнь), а чиновники и начальники все именовались «боцзиле» (б). В начале так именовались племенные вожди (в), которые в мирное время полновластно управлял своим родом или племенем. Боцзиле выдвигают от пяти дворов (г) и выше, вплоть до десяти тысяч дворов. Все боцзиле сами командуют своими войсками. В мирное время они упражняются в стрельбе из лука и охотятся, а в случае войны спешно выступают с воинами (д).

13. Опишите хозяйственную жизнь Маньчжуров в 18 в.
В XVI в. чжурчжэни занимались земледелием (а), скотоводством (б) и охотой, рыбной ловлей и собирательством (в). В их экономике сельское хозяйство заняло основное место. Земли были плодородны, урожаи, особенно проса, высоки (г). В каждой семье имелся скот

14. Опишите поселенческую структуру Маньчжуров
Большинство селений маньчжуров располагалось по берегам рек, реже в горных долинах. Жили маньчжуры в городах-крепостях (а), окруженных укрепленными деревнями. Правитель, имевший под своим управлением территорию с несколькими городами, именовался князем (ваном) (б). Города играли важнейшую роль в политической жизни страны. Нурхаци не объединителем маньчжурских племен, а объединителем городов-государств Маньчжурии начала XVII в (в).

15. Опишите стрктуру восьмизнаменных войск
1 нюлу [牛录] составляли 300 человек, которые управлялись нюлу эчжэнь или цзолином (а);
каждые 5 нюлу образовывали 1 цзяла, во главе с цзяла эчжэнь или цаньлин (б);
каждые 5 цзяла организовали 1 гусай (гошань) или ци (в) во главе с гусай эчжэнь. Гусай или знамя – это самая крупная единица населения маньчжуров (г).

16. Итоги Нерчинского договора
Граница между Россией и Китаем была установлена по реке Аргунь до места слияния ее с рекой Шилкой (а). В соответствии с Нерчинским договором Россия эвакуировала свое население из района бывшего Албазинкого воеводства, (б) Аргунский острог переносился на левый берег Аргуни (в), а территория Приамурья отныне служила своеобразным буфером между двумя государствами (г).

17. Объясните демографическую ситуацию в маньчжурии в пост нерченский период
В результате переселенческой политики и военное политики (пополнение восьмизнаменных войск) цинов территория Маньчжурии представляла собой малозаселенную территорию (а) с преобладанием маньчжурского населения (б). Во второй половине XIX в. для предотвращения проникновения русских в этот регион Цины разрешили колонизировать этот район (в). К началу 20 в. Маньчжуры стали незначительным элементом на своей родине, хотя и сохраняли политический контроль до 1900 г.(г.)

18. Роль Айгуньского и Пекинского договоров в развитии Маньчжурии
Китай потерял выход к Японскому морю (а). В результате Маньчжурия была разделена на русскую половину, известную как "Внешняя Маньчжурия" (б), и оставшуюся китайскую половину, известную как "Внутренняя Маньчжурия" (в). Возникла Маньчжурская война 1868 г. (г)

19. Каким образом появлась КВЖД?
Основным фактором развития внешней Маньчжурии стала колонизация, которая знаичетельно усилилась в период строительсва Транссибирской магистрали (а). Строительство железной дороги было начато в 1891 г. одновременно с двух сторон – от Челябинска и Владивостока (б). В ходе строительства решили соединить Сибирскую дорогу с Уссурийской более коротким путем – через Маньчжурию (в). Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД), как назвали этот участок, выпрямила Сибирскую магистраль, сократив ее длину на 514 верст. (г)

20. Опишите становление и развитие Квантунской армии
Квантунский гарнизон был создан в 1906 г. для защиты территории Мантэцу в качестве железнодорожной охраны (а), развернутыми вдоль ЮМЖД, общей численностью 14 000 человек.
Штаб-квартира находилась в Порт-Артуре (б) и управлялась как департамент Квантунского генерал-губернатора (в), а генерал-губернатор одновременно исполнял обязанности его командира (г).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмторено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 5 семестра зачета по изученному курсу. Промежуточная аттестация в 5 семестре проводится онлайн-тестированием. Тест размещен в разделе "Промежуточная аттестация по дисциплине" на образовательном портале "Цифровой университет АлтГТУ" (https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=412772) количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации составляет 40.
Критерии оценивания. Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
Оценка "зачтено" - верно выполнено более 50%,
Оценка "незачтено" - верно выполнено менее 50%.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. В. Анисимова [и др.] История Китая [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Китайская народная Республика в 1950-е годы: сб. документов: в 2 т. М.: Памятники ист. мысли, Т.1 -2009, Т2. -2010
Л2.2 Усов, Виктор Николаевич История КНР : учебник: [в 2т.] / В. Н. Усов ; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (Москва), Институт стран Азии и Африки, РАН, Институт Дальнего Востока. М. : АСТ, 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Институт Дальнего Востока Российской Академии Наук [ http://www.ifes-ras.ru/
Э2 Научная электронная библиотека elibrary.ru
Э3 Восточная литература www.vostlit.info
Э4 Курс в Moodle " История Северо-Восточных регионов Китая" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
306бМ специализированная аудитория востоковедения для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; ЖК Телевизор LG - 1 шт.; колонки J- 530 AV MULTI-MEDIA -2 шт.; наглядные материалы для каллиграфии (кисточки, чернила, бумага) - 1 шт.; национальные китайские костюмы - 5 шт.; свитки китайские - 2 шт.; учебно-наглядные пособия и литература; карты

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану, определяемому РПД.
Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.
При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае.
Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний.