Закреплена за кафедрой | Кафедра востоковедения |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.01. Зарубежное регионоведение |
Профиль | Китай и китайский язык |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 14 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_01_ЗР-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | 3 (6) | 4 (7) | 4 (8) | Итого | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 16 | 21 | 14 | 14 | ||||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 56 | 56 | 64 | 64 | 42 | 42 | 36 | 36 | 198 | 198 |
Сам. работа | 16 | 16 | 89 | 89 | 30 | 30 | 117 | 117 | 252 | 252 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 0 | 0 | 27 | 27 | 54 | 54 |
Итого | 72 | 72 | 180 | 180 | 72 | 72 | 180 | 180 | 504 | 504 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра востоковедения
Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой Лысенко Юлия Александровна
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины «Второй восточный язык (японский язык)» является глубокое и поэтапное овладение японским языком от низшего (элементарного) до среднего уровня знания. Задачи курса: овладение бакалаврами произносительной нормой языка, чтением, говорением, письмом, аудированием; последовательное изучение лексики и грамматики; освоение навыков ситуационного общения, понятие функциональных стилей, практики перевода, коммуникативные особенности изучаемого языка, восприятие иностранной речи на слух, чтение и понимание текстов разговорно-бытового характера, адекватный перевод текстов разных уровней сложности, составление краткого и расширенного монологического сообщения по предложенным ситуациям, ведение беседы на иностранном языке на повседневные и профессиональные темы, овладение навыком аналитической работы с информацией на языке региона. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.2 |
ОПК-1 | Способен осуществлять эффективную коммуникацию в мультикультурной профессиональной среде на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) на основе применения понятийного аппарата по профилю деятельности |
ОПК-1.1 | Применяет современный понятийно-категориальный аппарат социальных и гуманитарных наук в его комплексном контексте (геополитическом, социально- политическом, социально-экономическом, культурно-гуманитарном) и историческом развитии на государственном языке РФ и иностранных языках (английском и китайском) |
ОПК-1.2 | Организует и устанавливает контакты на международной арене в ключевых сферах политического, экономического и социокультурного взаимодействия, связанного с регионом специализации |
ОПК-1.3 | Использует основные стратегии, тактические приемы и техники аргументации с целью последовательного выстраивания позиции представляемой стороны |
ОПК-1.4 | Применяет переговорные технологии и правила дипломатического поведения в мультикультурной профессиональной среде |
ОПК-5 | Способен формировать дайджесты и аналитические материалы общественно-политической направленности по профилю деятельности для публикации в научных журналах и средствах массовой информации |
ОПК-5.1 | Готовит тексты различной жанрово-стилистической принадлежности (дайджесты, аналитические материалы общественно-политической направленности по профилю деятельности для публикации в СМИ и научных журналах) требуемого объёма, в том числе на иностранных языках (английском и китайском) |
ОПК-5.2 | Отбирает и анализирует материалы для публикации в СМИ с учетом особенностей целевой аудитории |
УК-4 | Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) |
УК-4.1 | Знает нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи; особенности современных коммуникативно-прагматических правил и этики речевого общения |
УК-4.2 | Проводит анализ конкретной речевой ситуации; оценивая степень эффективности общения и определяя причины коммуникативных удач и неудач, выявляя и устраняя собственные речевые ошибки |
УК-4.3 | Создаёт устные и письменные высказывания, учитывая коммуникативные качества речи |
УК-4.4 | Владеет устными и письменными речевыми жанрами; принципами создания текстов разных функционально-смысловых типов; общими правилами оформления документов различных типов; письменным аргументированным изложением собственной точки зрения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ПИСЬМО: азбуки катакана и хирагана характеристика иероглифа; АУДИРОВАНИЕ: фонетический особенности японского языка. закономерности интонационного оформления японской фразы. особенности интонационно-синтаксических структур высказываний разных коммуникативных типов. коммуникативную функцию междометий. служебные слова и интонационные средства реализации межфразовой связи. композиционно-речевые формы высказываний, их структуру, особенности языкового оформления. грамматическая структура предложения. лексический и фразеологический минимумы. языковые особенности разговорной речи. ГОВОРЕНИЕ: специфику артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке. нормативную теоретическую и практическую грамматику. коммуникативная грамматика. практическая фонетика. лексический минимум в объеме 1000 слов общего и терминологического характера. языковые и структурные особенности неподготовленной монологической речи. языковые и структурные особенности диалогической речи. логико-синтаксическая структура высказываний разных коммуникативных типов. речевой этикет. ДВУСТОРОННИЙ ПЕРЕВОД: двуязычные эквиваленты в объеме предусмотренных лексического и тематического минимумов. основы лексикологии. лексическая и синтаксическая синонимия в японском и русском языках. особенности актуального членения японского предложения. языковые средства выражения тема-рематических отношений в японском тексте. языковые средства выражения логических связей между предложениями в японском тексте. основные закономерности текстообразования, приемы композиции. виды перевода. методы перевода. способы перевода. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ПИСЬМО: в правильном порядке и заданной скоростью писать смешанным письмом. вычленять морфологические, лексические и служебные единицы японской речи; преодолевать привычную связь «знак-звучание» и переходить к ассоциативной связи «знак-значение». АУДИРОВАНИЕ: выделять, при восприятии на слух, основные смысловые единицы, служебные, связующие и структурообразующие элементы. воспринимать на слух интонационные маркеры межфразовой связи. определять коммуникативный тип высказывания. восприятие числительных. адекватное восприятие на слух японских и иноязычных имен собственных. адекватное восприятие на слух фразеологизмов. адекватное восприятие на слух языковых единиц, характерных для разговорной речи. лексическое смысловое прогнозирование. ГОВОРЕНИЕ: синхронно с восприятием высказывания-стимула формировать собственное коммуникативное намерение. выражать коммуникативное намерения с помощью междометий. формулировать тезисы как развернутые коммуникативные намерения. выстраивать пространственно-понятийные схемы высказывания, в соответствии с его коммуникативным типом. грамматически верно оформлять фразы, текст. фонетически верно воспроизводить коммуникативное высказывание. интонационно оформлять высказывания разной логико-синтаксической структуры. ДВУСТОРОННИЙ ПЕРЕВОД: устанавливать логические связи между элементами текста (предложениями) на основе языковых маркеров. выделять языковые маркеры и определять композиционную структуру исходного текста. выделять субъект и предикат в составе японского предложения. выделять языковые и структурные опоры для определения жанровой и стилистической принадлежности исходного текста. выполнять переводческие трансформации. пользоваться словарями и другой справочной литературой. оформлять письменный перевод. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ПИСЬМО: самостоятельная письменная речь; зрительное восприятие информации (чтение). АУДИРОВАНИЕ: понимать коммуникативное намерение говорящего. выделять главную мысль высказывания. вычленять и должным образом реагировать на важные в смысловом отношении детали. удерживать в оперативной памяти воспринятую информации (не более 5 минут). письменно фиксировать смысловые опоры, позволяющие восстановить услышанную информацию. ГОВОРЕНИЕ: адекватным выражением собственного коммуникативного намерения и формулированием тезиса, как реакцией на высказывание-стимул. внутренним программированием, построением пространственно-понятийной схемы собственного высказывания. подготовленной монологическая речь. спонтанным участием в двух- и многосторонней беседе. вступлением в коммуникацию и умением ее поддерживать. адекватным речевым поведением в типовых ситуациях общения. ДВУСТОРОННИЙ ПЕРЕВОД: просмотровым чтением. пониманием в общих чертах характера исходного текста. определением общей композиции текста. выделением в исходном тексте единиц анализа (смысловых отрезков) и установлением связи между ними. делением текстовых субъекта и предиката на коммуникативные кванты с последующим выделением в каждом из них доминирующей информации. переводческими приемами для преодоления трудностей перевода. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в изучение японского языка. | ||||||
1.1. | Японский язык – язык японского народа, государственный язык Японии. Спорное систематическое положение японского языка среди других языков. Письменность. Собственно японский алфавит – кана, заимствованная из китайского языка письменность - иероглифика. Фонетические особенности японского языка. | Практические | 5 | 8 | ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-4.1, ОПК-1.4 | Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
Раздел 2. Части речи в японском языке | ||||||
2.1. | 1. Существительное, предметные местоимения, падежи, тема-ремантическое выделение. 2. Прилагательное, притяжательные местоимения. 3. Глаголы бытия. Маркера места. Местоимения места. 4. Глаголы действия. 5. Непредикативные прилагательные. 6. Глагольное определение. Структура предложения с глагольным определением. 7. Особенности построения предложения с двумя и более глаголами: деепричастие предшествования, деепричастие одновременности, репрезентативный вид. | Практические | 5 | 24 | ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-1.4 | Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.2 |
2.2. | 1.Выполнение упражнений. 2 Построение предложений по изученным грамматическим конструкциям. | Сам. работа | 5 | 8 | ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-1.4 | Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 3. Грамматика японского языка | ||||||
3.1. | 1. Предложение с существительным в роли сказуемого. 2. Личные местоимения, падежи и их функции. 3. Предикативное прилагательное, его изменения и грамматические функции. 4. Устойчивые грамматические конструкции | Практические | 5 | 24 | ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ОПК-1.4 | Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2 |
3.2. | Аудирование. Построение моделей предложений | Сам. работа | 5 | 8 | ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ОПК-1.4 | Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л2.3 |
Раздел 4. Грамматика (числительные) | ||||||
4.1. | Числительные в японском языке. Счетные суффиксы. Время. Даты. Глаголы движения | Практические | 6 | 32 | ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ОПК-1.4 | |
4.2. | 1.Аудирование 2.Лексико-грамматический тест. 3.Теоретические вопросы по грамматике японского языка. 4.Монологическая речь на одну из пройденных тем. | Сам. работа | 6 | 45 | ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ОПК-1.4 | |
Раздел 5. Общая и бытовая лексика. | ||||||
5.1. | Приглашение к совместному действию, цель для глагола двидения, наступление нового состояния. глаголы направленности действия. Вопросительные слова. потенциальные глаголы. | Практические | 6 | 32 | ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-4.3, УК-4.4, ОПК-1.4 | Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
5.2. | 1. Аудирование и тестирование по типу JLPT. 2. Перевод предложений. 3. Теоретические вопросы по грамматике. 4. Устный контроль. | Сам. работа | 6 | 44 | ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-4.3, УК-4.4, ОПК-1.4 | Л1.4, Л1.1 |
Раздел 6. Грамматика. | ||||||
6.1. | Интерьер. Маркеры места. Японские числительнвые и вопросительные слова. Сравнительная и превосходная степень. | Практические | 7 | 20 | ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ОПК-1.4 | Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
6.2. | 1. Аудирование и тестирование по типу JLPT. 2. Перевод предложений. 3. Теоретические вопросы по грамматике. 4. Устный контроль. | Сам. работа | 7 | 15 | ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ОПК-1.4 | Л1.3, Л2.2, Л1.1 |
6.3. | Желательное наклонение. | Практические | 7 | 22 | ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-4.4, ОПК-1.4 | Л1.3, Л1.4, Л2.3 |
6.4. | 1.Аудирование и тестирование по типу JLPT 2.Лексико-грамматический тест. 3.Теоретические вопросы по грамматике японского языка. 4.Монологическая речь на одну из пройденных тем. | Сам. работа | 7 | 15 | ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-4.4, ОПК-1.4 | Л1.2 |
Раздел 7. Грамматика | ||||||
7.1. | Повелительное наклонение. Способ совершения действия. запретительное и разрешительное наклонение. | Практические | 8 | 18 | ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-4.4, ОПК-1.4 | Л1.4, Л2.2, Л1.1 |
7.2. | 1.Аудирование и тестирование по типу JLPT 2.Лексико-грамматический тест. 3.Теоретические вопросы по грамматике японского языка. 4.Монологическая речь на одну из пройденных тем. | Сам. работа | 8 | 50 | ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-4.4, ОПК-1.4 | Л2.2, Л1.2 |
7.3. | условно временная форма "когда". Долженствование. Результативный вид. | Практические | 8 | 18 | ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
7.4. | Аудирование. Тестирование по типу JLPT | Сам. работа | 8 | 67 | ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4 | Л2.2, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9432 Оценка сформированности компетенции УК 4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в усной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке примеры заданий закрытого типа 1. выберите верное: ・誕生日は6月15日です 1 6月15日に図書館へ行きました 2 6月15日にテストをしました 3 6月15日にうまれました 4 6月15日に国へ帰りました правильный ответ 3 2. Выберите верное: ・にねんまえに京都へ行きました 1 昨日京都へ行きました 2 おととい京都へ行きました 3 去年京都へ行きました 4 おととし京都へ行きました правильный ответ 4 3. Вставьте падежные показатели それは誰( )手帳ですか。- カリナさん( )です。 правильный ответ の、の 4. Встввьте пажежные показатели и переведите 去年( )4月( )日本( )来ました。 правильный отввет の、に、へ "в апреле прошлого года приехал в Японию" 5. Вставьте в предложение прилагательное 東京は町です。(便利) あの病院はとても(有名) правильный ответ: 東京は便利な町です。 あの病院はとても有名です。 6. Вставьте вопросительное слово あの方は( )ですか。- 佐藤さんです。 правильный ответ: どなた 7. Составьте предложение: ( )で学校へ行きますか。- 歩いて行きます。 правильный ответ: 何で 8. Составьте ответ あなたは会社員ですか。- いいえ、____________。 правильный ответ: 会社員じゃありません 9. Составьте вопрос: ______________。- それは箸です。 правильный ответ: これは何ですか。 10. Составьте диалог あのう、これ、ほんの気持ちです。( ) a. かしこまりました b. いらっしゃい c. じゃまたあした d. さようなら。 e. どうもありがとう f. どういたしまして правильный ответ: е. 11. Выберите подходящее слово (牛乳、果物、野菜)を飲みます。 правильный ответ 牛乳 12. Вставьте в предложение подходящий глагол 働く 合う 撮る 行く 書く 食べる 来る 一緒に昼ごはんを______________。 правильный ответ 食べる 13. Составьте предложение 帰ります・きのう・8時・家 правильный ответ: 昨日8時に家へ帰りました。 14 вставьте подходящие: 大学に( )で行きます 1 ゆき 2 友達 3 辞書 4 自転車 правильный ответ 4 15 Вставьте подходящее: 昨日映画を見ました。あまり( )です。 1 面白くて 2 面白いじゃありません 3 面白くなかった 4 面白かった правильный ответ: 3 критерии оценивания: каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: - "зачтено" - верно выполненно более 50% заданий, "зе зачтено" - выполненно 50% и менее 50% заданий - "отлично" - верно выполненно 85-100% заданий, "хорошо" - верно выполненно 70-85% заданий, "удовлетворительно" - верно выполненно 51-69% заданий, "неудовлетворительно" - верно выполненно 50% и менее 50% заданий. Примеры заданий открытого типа: 1. назовите изменяемы и изменяемые части речи в японском языке. ответ: изменяемые - глагол, предикативное прилагательное. неизменяемые - существительное, сичлительное, наречие, полупредикативные прилагательные. 2. из каких компанентов состоит японская письменность? ответ: катакана, хирагана, иегроглифика. 3. для чего в письменности используется иероглиф? ответ: для записи существительных, корней глаголов и прилагательных, некоторых наречий. 4. назовите стили вежливости в японском языке. ответ: просторечие, нейстально-вежливый стиль, почтительныя речь. 5. для чего используется глагол с суффиксом ましょう ответ: для приглашения к совместному действию и предложения своей помощи. 6. назовите основные функции показателя で ответ: он оформляет, средство, орудие действия, место где совершается действия 7. назовите основные функции показателя に ответ: оформляет конечную цель движения, лицо на которое направленно действие, место нахождения чего-либо или кого-либо, цель 8. назовите основные функции показателя を ответ: оформляет прямое дополнение 9. назовите основные функции показателя から исходный падеж, оформляет либо время с которого начинается что-либо, либо место от которого начинается движение. 10. назовите основные функции показателяへ ответ: оформляет место в направлении которого совершается движение. 11. назовите функцию связки です данном предложении: その公園はきれいです Ответ: Входит в состав сказуемого, указывает на вежливость высказывания. 12. назовите функцию связки です данном предложении: その公園は美しいです、 Ответ: указывает на вежливость высказывания. 13. переведите: 天気がいいから散歩しましょう。 Ответ: т.к. погода хорошая, пошли гулять. 14. объясните разницу в данных предложениях: 一緒にいきましょう 一緒に行きませんか。 Ответ: при одинаковом переводе, второе предложение более вежливое 15. переведите : т.к. нет времени газет не читаю 時間がないからから新聞を読みません 16. вставьте правильный падежный показатель: その本は私のです。この本( )私のです。 Ответ も 17. вставьте вопросительное слово あの人は( )人ですか Ответ: どんな 18. укажите наиболее подходящее прилагательное ( )ですから買いません 1)高い。2)安い。3)きれい。4)あかい Ответ 1) 19. поставьте подходящий показатель この街に( )美術館がありません Ответ: は 20. переведите: コーヒーを飲んでから仕事を始めます。 Ответ: Когда выпью кофе начну работать Оценка сформированности компетенции ОПК-1. спрособен осуществлять эффективную коммуникацию в мультикультурной профессиональной среде на языке Российской Федерации и иностранных языках на основе применения понятийного аппарата по профилю деятельности ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Вставьте вопросительное слово あの人は( )ですか。- ミラーさんです。 ОТВЕТ: だれ 2. Вставьте падежный показатель これは私( )傘です。 ОТВЕТ: の 3. Выберите подходящее: あしたいっしょに京都へ(行きました、行きません)か。― すみません。あしたはちょっと。 ОТВЕТ: 行きませんか 4. Переведите: 京都に美術館がいくつありますか。 ОТВЕТ: сколько музеев в Киото? 5. Переведите: Зачем вы ездили в Кобэ? – Ездил смотреть корабли. ОТВЕТ: 神戸へ何をしに行きましたか。- 船を見に行きました。 6. Выберите подходящий вопрос: 日本語の試験は(どうです、どうでした)か。- とても難しかったです。 ОТВЕТ: どうでしたか 7. Объясните выбор падежей движения в данном предложении: デパートへプレゼントを買いに行きました。 ОТВЕТ: へ направление движения にцель движения 8. Постройте ответ на вопрос もうレポートを送りましたか。- いいえ、____________。 ОТВЕТ: いいえ、まだです。 9. Выберите подходящее слово (牛乳、果物、野菜)を飲みます。 ОТВЕТ: 牛乳 10. Вставьте в предложение подходящий глагол 働く 合う 撮る 行く 書く 食べる 来る 一緒に庭で写真を______________。- いいですね。 ОТВЕТ: 合う 11. Составьте предложение 行きます・バス・会社・毎朝 ОТВЕТ: 毎朝バスで会社へ行きます 12. Сотавьте вопросительное предложение: ______________。― いいえ、それは私のじゃありません。 ОТВЕТ:これはあなたのですか 13. Переведите в просторечный стиль: あの鞄はきれいですが高いです。 ОТВЕТ: あの鞄きれいだけど高い 14. Переведите в нейтрально-вежливый стиль: 一緒に行かないの? ОТВЕТ:一緒に行きませんか 15. Назовите правильное чтение: 7月4日 ОТВЕТ:しちがつよっか ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Выберите верное чтение иероглифа 先週デパートにかいものに行きました 1 せんしゅ 2 せんしゅう 3 ぜんしゅ 4 ぜんしゅう ОТВЕТ: 2 2. Выберите правильное написание на катакане 新しいぼうるぺんを買いました 1 ボウルペン 2 ホウルペン 3 ボールペン 4 ホールペン ОТВЕТ:3 3. Вставьте подходящее слово わたしのへやはこの( )の2階です 1 エレベーター 2 プール 3 エアコン 4 アパート ОТВЕТ:4 4. Выберете правильную форму прилагательного あのレストランの料理は( ) 1 おいしないです 2 おいしいじゃありません 3 おいしくないです 4 おいしくです ОТВЕТ:3 5. Выберите подходящее сказуемое: 郵便局はあの3階の( )です 1 プール 2 ビル 3 手紙 4 階段 ОТВЕТ:2 6. Выберите правильную форму полупредиката: 桜は日本の( )木です 1 有名に 2 有名くて 3 有名の 4 有名な ОТВЕТ:4 7. Выберите совпадающее по смыслу предложение: まいばん国の家族に電話をかけます 1 よるときどき国の家族に電話をかけます 2 あさときどき国の家族に電話をかけます 3 よるいつも国の家族に電話をかけます 4 あさいつも国の家族に電話をかけます ОТВЕТ:3 8. Выберите совпадающее по смыслу предложение: この町には有名なたてものがあります 1 この町には有名なビルがあります 2 この町には有名なおちゃがあります 3 この町には有名なケーキがあります 4 この町には有名な公園があります ОТВЕТ:1 9. Выберите подходящий падеж: 日本( )ラーメンは美味しいです 1 に 2 の 3 を 4 へ ОТВЕТ:2 10. Расставьте слова в правильном порядке: このレストランの料理__ __ __ __おいしいです。 1 です 2 は 3 が 4 高い ОТВЕТ: 2,4,3,1 11. Составьте предложение из данных слов: 会社__ __ __ __がありますか 1 後ろ 2 何 3 に 4 の ОТВЕТ:4,1,3,2. 12. Вставьте вопросительное слово: 先生の手帳は( )ですか。- あの青い手帳です。 ОТВЕТ: どれ 13. Выберите наречие: 兄は本が( )あります。 1 あまり 2 とても 3 たくさん 4 よく ОТВЕТ:3 14. Выберите правильное чтение: 1月1日に京都へ行きます 1 いちがついちにち 2 いちがつついたち 3 いちげついちにち 4 いちげつついたち ОТВЕТ:2 15. Выберите верное: 母はだんすが大好きです 1 タンス 2 ダンス 3 タシス 4 ダシス ОТВЕТ:2 16. Выберите подходящий глагол: ファクスでレポートを( ) 1 聞きます 2 送るます 3 行きます 4 起きます ОТВЕТ:2 17. Выберите подходящую цель к глаголу движения: 美術館へ行きます。 1 音楽を聞きに行きます 2 新聞を買いに行きます 3 絵を見に行きます 4 日本語を習いに行きます ОТВЕТ:3 18. Вставьте в текст нужное слово: 私の学校は駅の側です。駅から学校まで3分です。私は毎朝9時半に駅に(1)。 1 します 2 出ます 3 降ります 4 着きます ОТВЕТ:4 19. Вставьте вопросительное слово 山田さんは( )ですか。- 27歳です。 ОТВЕТ: なんさい 20. Вставьте в текст подходящее слово: 学校までにぎやかな道を歩きます。時々友達に会います。一緒に(3)学校へ行きます。 1 話を 2 話します 3 話ながら 4 話したり ОТВЕТ:3 Оценка сформированности компетенции ОПК-5. способен формировать дайджесты и аналитические материалы общественно-политической направленности по профилю деятельности для публикации в научных журналах и средствах массовой информации ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. укажите синоним 美しい 赤い、青い、おいしい、便利、低い、きれい、高い、小さい ОТВЕТ きれい 2. укажите антоним 高い 低い、多い、大きい、白い、安い、小さい、暗い ОТВЕТ:低い、安い 3. Укажите правильное чтение: 安い 1 たかい 2 やすい 3 おもい 4 かるい ОТВЕТ: 2 4. укажите правильное чтение: 学校 1 がこう 2 がこお 3 がっこう 4 がっこお ОТВЕТ: 3 5. вставьте подходящее слово: 図書館の庭で( )を撮りました。 1 しゃしん 2 カメラ 3 買う 4 高い ОТВЕТ: 1 6. вставьте подходящее слово: きょうは( )を休みます。働きません。 1 くもり 2 誕生日 3 仕事 4 私 ОТВЕТ: 3 7. вставьте подходящее слово: きのう友達に( )をかきました 1 ビデオ 2 手紙 3 音楽 4 手帳 ОТВЕТ: 2 8. укажите предложение совпадающее по смыслу: その映画は面白くなかったです 1 その映画は楽しくなかったです 2 その映画はおいしくなかったです 3 その映画は甘かったです 4 その映画は高かったです ОТВЕТ: 1 9. укажите предложение совпадающее по смыслу: 山田さんは鈴木さんにドイツ語を教えました 1 山田さんは鈴木さんにドイツ語を見せました 2 鈴木さんは山田さんにドイツ語を見せました 3 山田さんは鈴木さんにドイツ語を習いました 4 鈴木さんは山田さんにドイツ語を習いました ОТВЕТ: 4 10. укажите предложение связанное с данным: このたてものは銀行です 1 ここで花を買います 2 ここでビールを飲みます 3 ここでお金を出します 4 ここで電話をかけます ОТВЕТ: 3 11. вставьте подходящую частицу: 昨日私は一人( )映画を見に行きました 1 が 2 を 3 で 4 と ОТВЕТ:3 12. вставьте подходящую частицу: デパート( )パンとミルクを買います 1 で 2 に 3 と 4 から ОТВЕТ:1 13. вставьте подходящую частицу: これ( )鉛筆です 1 は 2 を 3 に 4 の ОТВЕТ: 1 14 выберите подходящее наречие: 今日は( )寒くないです。 1 あまり 2 かなり 3 とても 4 よく ОТВЕТ: 1 15. выберите подходящее наречие: 私は韓国語を( )話します。 1 もう 2 とても 3 あまり 4 よく ОТВЕТ: 4 ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Составьте предложение: 学校が終わってそれから__ __ __ __行きます 1 映画 2 見 3 を 4 に ОТВЕТ: 1324 2. Составьте предложение: その公園は小さいですが__ __ __ __です。 1 そして 2 きれい 3 しずか 4 で ОТВЕТ:2413 ИЛИ 3412 3. Составьте предложение: 毎晩母は弟に__ __ __ __やります。 1 を 2 話 3 面白い 4 話して ОТВЕТ:3214 4. Составьте предложение: 私が__ __ __ __洗ってやりました。 1 シャツ 2 弟 3 を 4 の ОТВЕТ: 2413 5. Составьте предложение: 今__ __ __ __行きます。 1 あなたの 2 家 3 から 4 へ ОТВЕТ: 3124 6. Составьте предложение: 私は昨日__ __ __ __話しました。 1 の 2 友達 3 夜 4 と ОТВЕТ:1324 7. Составьте предложение: ごはんを__ __ __ __行きませんか。 1 見 2 食べて 3 映画を 4 に ОТВЕТ:2314 8. Составьте предложение: ベッドの__ __ __ __ありません。 1 も 2 に 3 何 4 下 ОТВЕТ: 4231 9. вставьте вопросительное слово:東京は( )町ですか。- にぎやかな町です。 ОТВЕТ: どんな 10. вставьте в диалог недостающее слово: 会社は( )ですか。- パワー電気です。 ОТВЕТ: どちら 11. вставьте вопросительное слово: その自動車は( )のですか。- イタリアのです。 ОТВЕТ: どこ 12. вставьте вопросительное слово:家から会社まで( )行きますか。- 自転車で行きます。 ОТВЕТ: 何で 13. вставьте подходящее слово:大学に( )で行きます 1 ゆき 2 友達 3 辞書 4 自転車 ОТВЕТ: 4 14. вставьте подходящее слово: 日本人は( )でごはんを食べます 1 パン 2 友達 3 はし 4 おいしい ОТВЕТ: 3 15. укажите правильное чтение иероглифа: かさは外にあります 1 いえ 2 なか 3 そと 4 にわ ОТВЕТ: 3 16. укажите правильное чтение числительного: 東京は今4時10分です 1 よじじゅっぷん 2 よんじじゅっぷん 3 よんじじゅうぷん 4 よじじゅふん ОТВЕТ: 1 17. укажите правильную форму сказуемого: 昨日映画を見ました。あまり( )です。 1 面白くて 2 面白いじゃありません 3 面白くなかった 4 面白かった ОТВЕТ: 3 18. выберите правильное чтение сказуемого: 店で本を買いました 1 かいました 2 かいいました 3 きいました 4 かういました ОТВЕТ: 1 19. выберите правильное стение сказуемого: どんな音楽が好きですか 1 すうき 2 きれい 3 きき 4 すき ОТВЕТ: 4 20. выберите правильное чтение вопросительного слова: 今日は何曜日ですか 1 なにようび 2 なによび 3 なんようび 4 なんよび ОТВЕТ: 3 |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотренно |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 заданий, разделенных на 6 групп. примеры заданий: 問題1 1・先週デパートにかいものに行きました 1 せんしゅ 2 せんしゅう 3 ぜんしゅ 4 ぜんしゅう 2・ともだちといっしょに学校に行きます 1 がこう 2 がこお 3 がっこう 4 がっこお 3・この新聞はいくらですか 1 しんむん 2 しんぷん 3 しむん 4 しんぶん 4・東京は今4時10分です 1 よじじゅっぷん 2 よんじじゅっぷん 3 よんじじゅうぷん 4 よじじゅふん 5・私の誕生日は7月4日です 1 なながつようか 2 しちがつよっか 3 ははがつよんにち 4 しちがつよんにち 問題2 6・新しいぼうるぺんを買いました 1 ボウルペン 2 ホウルペン 3 ボールペン 4 ホールペン 7・くらしっくを聞きます 1 クラッシク 2 クラシック 3 クラーシク 4 クラシーク 8・ふぁくすでレポートを送りました 1 フアクス 2 ワァクス 3 ウアクス 4 ファクス 9・来年ようろっぱへ行きましょう 1 エウロッパ 2 ヨウロッパ 3 ヨーロッパ 4 エーロッパ 10・じつはだいえっとをしています 1 ダイエット 2 ダイエート 3 ダイエウト 4 ディエート 問題3 11・わたしのへやはこの( )の2階です 1 エレベーター 2 プール 3 エアコン 4 アパート 12・きょうは500( )泳ぎました 1 ど 2 ばん 3 メートル 4 グラム 13・図書館の庭で( )を撮りました。 1 しゃしん 2 カメラ 3 買う 4 高い 14・友達はイギリスへ英語の勉強に( ) 1 習います 2 聞きます 3 行きます 4 もらいます 15・きょうは( )を休みます。働きません。 1 くもり 2 誕生日 3 仕事 4 私 問題4 16・まいばん国の家族に電話をかけます 1 よるときどき国の家族に電話をかけます 2 あさときどき国の家族に電話をかけます 3 よるいつも国の家族に電話をかけます 4 あさいつも国の家族に電話をかけます 17・山田さん「こちらは妻のマリアです」 1 マリアさんは山田さんのお姉さんです 2 マリアさんは山田さんのお母さんです 3 マリアさんは山田さんの奥さんです 4 マリアさんは山田さんの妹さんです 18・この町には有名なたてものがあります 1 この町には有名なビルがあります 2 この町には有名なおちゃがあります 3 この町には有名なケーキがあります 4 この町には有名な公園があります 19・その映画は面白くなかったです 1 その映画は楽しくなかったです 2 その映画はおいしくなかったです 3 その映画は甘かったです 4 その映画は高かったです 20・誕生日は6月15日です 1 6月15日に図書館へ行きました 2 6月15日にテストをしました 3 6月15日にうまれました 4 6月15日に国へ帰りました 問題5 21・これ( )鉛筆です 1 は 2 を 3 に 4 の 22・日本( )ラーメンは美味しいです 1 に 2 の 3 を 4 へ 23・昨日私は一人( )映画を見に行きました 1 が 2 を 3 で 4 と 24・今日の午後プール( )泳ぎに行きましょう 1 は 2 へ 3 で 4 に 25・デパート( )パンとミルクを買います 1 で 2 に 3 と 4 から 問題6 26・(店で) 田中「すみません、果物__ __ __ __か。」 店の人「こちらです。」 1 どこ 2 あります 3 は 4 に 27・このレストランの料理__ __ __ __おいしいです。 1 です 2 は 3 が 4 高い 28・ ここ__ __ __ __です。 1 2キロ― 2 まで 3 学校 4 から 29・ 会社__ __ __ __がありますか 1 後ろ 2 何 3 に 4 の 30・ 学校が終わってそれから__ __ __ __行きます 1 映画 2 見 3 を 4 に КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Колышкина С.С. | Иностранный язык профильного региона: японский язык: учебное пособие в 2 ч.: учебное пособие | Издательство НГТУ, 2016 | www.studentlibrary.ru |
Л1.2 | Буракова А.А. | Японский язык для начинающих: практикум: Практикумы, лабораторные работы, сборники задач и упражнений | Издательство "ФЛИНТА", 2018 | e.lanbook.com |
Л1.3 | Кузьмин В.А. - отв. ред. | ЯПОНСКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ. ПРАКТИКУМ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.4 | Москвина О.В. | Иностранный язык региона специализации. Японский язык: зарубежное регионоведение : учебное пособие в 2 ч.: учебное пособие | Издательство НГТУ, 2015 | www.studentlibrary.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Москвина О.В. | Японский язык: тексты для подготовки к государственному экзамену: учебное пособие | Издательство НГТУ, 2011 | www.studentlibrary.ru |
Л2.2 | Колышкина С.С. | Иностранный язык профильного региона: японский язык: учебное пособие | Издательство НГТУ, 2016 | www.studentlibrary.ru |
Л2.3 | Иностранный язык региона специализации. Японский язык: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | НГТУ, 2015 | biblioclub.ru | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронный курс "Второй восточный язык (японский язык)" | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | Русско - японский словарь иероглифов | yarxi.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
306бМ | специализированная аудитория востоковедения для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; ЖК Телевизор LG - 1 шт.; колонки J- 530 AV MULTI-MEDIA -2 шт.; наглядные материалы для каллиграфии (кисточки, чернила, бумага) - 1 шт.; национальные китайские костюмы - 5 шт.; свитки китайские - 2 шт.; учебно-наглядные пособия и литература; карты |
317М | кабинет кафедры востоковедения – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-X31 - 1 единица; стационарный экран: REDLEAF; карты; плакаты |
317М | кабинет кафедры востоковедения – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-X31 - 1 единица; стационарный экран: REDLEAF; карты; плакаты |
317М | кабинет кафедры востоковедения – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-X31 - 1 единица; стационарный экран: REDLEAF; карты; плакаты |
Курс осваивается в рамках аудиторных занятий и самостоятельной работы. Основу обучения студентов по дисциплине составляют практические занятия. Они представляют систематизированные знания студентам о граммматике, фонетике, иероглифике китайского языка, и практические рекомендации наиболее распространенных коммуникационных ситуациях. На практических занятиях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Студенты должны аккуратно вести конспект, куда заносит новые слова, конструктции, идиомы и предложения. При подготовке к практическим занятиям студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника. Студент должен быть готов к контрольным опросам и письменным заданиям на каждом учебном занятии. Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае. Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний. При подготовке к самостоятельной работе для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным на практических занятиях и в основной литературе, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. |