Закреплена за кафедрой | Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.02. Регионоведение России |
Профиль | Национальная политика и международное сотрудничество |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 5 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_02_Регионоведение России_НПиМС-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 20 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 24 | 24 | 24 | 24 |
Практические | 32 | 32 | 32 | 32 |
Сам. работа | 97 | 97 | 97 | 97 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 180 | 180 | 180 | 180 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Протокол от 28.06.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский
1.1. | Знакомство с историей формирования культуры народов России 1.2 Знание типов, особенностей, традиций и других характерных черт отдельных народов Российской Федерации 1.3 Умение формировать основные угрозы и факторы влияющие на сохранение культурного многообразия народов России 1.4 Знакомство с основными мерами в области государственной политики по отношению к сохранению и поддержки культурного и самобытного разнообразия. 1.5 Формирования умения научного исследований и изучения, анализа и презентации по теме культурно-этнического характера народов России |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-4 | Способен выявить научную проблематику в исследовании общественно-политических, социально-экономических, историко-культурных, этноконфессиональных и внешнеполитических процессов регионов России, разработать основные направления ее изучения |
ПК-4.1 | Работает с библиотечными и архивными базами данных России и зарубежных стран, отбирает издания по исследуемой тематике, составляет аннотируемую библиографию |
ПК-4.2 | Определяет актуальное поле регионального исследования на основе анализа научной литературы и информационных источников |
ПК-4.3 | Определяет цель и задачи регионального исследования, определяет объект и предмет регионального исследования, создает и применяет методологический аппарат |
ПК-4.4 | Формулирует научную проблему, исследовательский вопрос и гипотезу исследования, участвует в составлении программы исследования |
ПК-4.5 | Находит и использует релевантные методы анализа эмпирического материала |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ПК-4.1. Работает с библиотечными и архивными базами данных России и зарубежных стран, отбирает издания по исследуемой тематике, составляет аннотируемую библиографию; ПК-4.2. Определяет актуальное поле регионального исследования на основе анализа научной литературы и информационных источников; ПК-4.3. Определяет цель и задачи регионального исследования, определяет объект и предмет регионального исследования, создает и применяет методологический аппарат; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ПК-4.4. Формулирует научную проблему, исследовательский вопрос и гипотезу исследования, участвует в составлении программы исследования; ПК-4.5. Находит и использует релевантные методы анализа эмпирического материала |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретические основы культурологии. Понятие "этническая культура". | ||||||
1.1. | Ведение. Понятие «культура». Аспекты культуры. Народы России: формирование исторической и культурной общности | Лекции | 2 | 4 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 | Л1.1, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3 |
1.2. | Типологии культуры народов | Практические | 2 | 6 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 | Л1.1, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3 |
1.3. | Типологии культуры народов | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 | Л1.1, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3 |
1.4. | Современные процессы влияния и сохранения традиций, языка и культуры народов России | Лекции | 2 | 2 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 | Л1.1, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3 |
Раздел 2. Раздел 2. Народы России: проблемы исторической и культурной общности | ||||||
2.1. | Основные этапы истории народов Дальнего Востока | Лекции | 2 | 2 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 | Л1.1, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3 |
2.2. | Культура и быт автохтоного населения Дальнего Востока | Практические | 2 | 2 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 | Л1.1, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3 |
2.3. | Культура и быт автохтоного населения Дальнего Востока | Сам. работа | 2 | 8 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 | Л1.1, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3 |
2.4. | Основные этапы истории автохтонных народов Сибири | Лекции | 2 | 2 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 | Л1.1, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3 |
2.5. | Духовная культура коренных народов Сибири | Практические | 2 | 4 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 | Л1.1, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3 |
2.6. | Духовная культура коренных народов Сибири | Сам. работа | 2 | 10 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 | Л1.1, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3 |
2.7. | Русское население в Сибири | Лекции | 2 | 4 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3 |
2.8. | Культура и быт русских поселенцев в Сибири | Практические | 2 | 4 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3 |
2.9. | Культура и быт русских поселенцев в Сибири | Сам. работа | 2 | 10 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3 |
2.10. | Этнографическая история Уральского региона | Лекции | 2 | 4 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 | Л1.1, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3 |
2.11. | Материальная и духовная культура народов Урала | Практические | 2 | 2 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 | Л1.1, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3 |
2.12. | Материальная и духовная культура народов Урала | Сам. работа | 2 | 10 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 | Л1.1, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3 |
2.13. | Этнодемографические процессы и антропологическиий облик народов Поволжья | Лекции | 2 | 2 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 | Л1.1, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3 |
2.14. | Культура и быт народов Поволжья | Практические | 2 | 2 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 | Л1.1, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3 |
2.15. | Культура и быт народов Поволжья | Сам. работа | 2 | 10 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 | Л1.1, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3 |
2.16. | История формирование этнического ландшафта народов Кавказа | Лекции | 2 | 2 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 | Л1.1, Л2.2, Л1.5, Л1.4, Л2.1, Л1.3 |
2.17. | Народы Кавказа и их культурные особенности | Практические | 2 | 2 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 | Л1.1, Л2.2, Л1.5, Л1.4, Л2.1, Л1.3 |
2.18. | Народы Кавказа и их культурные особенности | Сам. работа | 2 | 10 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 | Л1.1, Л2.2, Л1.5, Л1.4, Л2.1, Л1.3 |
2.19. | Формирование русской культуры. Народы северо-запада России | Лекции | 2 | 2 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3 |
2.20. | Культура и традиции русского народа | Практические | 2 | 2 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3 |
2.21. | Культура и традиции русского народа | Сам. работа | 2 | 10 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3 |
2.22. | Культура и быт народов северо-запада России | Практические | 2 | 4 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 | Л1.1, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3 |
2.23. | Культура и быт народов северо-запада России | Сам. работа | 2 | 10 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 | Л1.1, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3 |
2.24. | Государственная политика поддержки и сохранения культурных особенностей и традиций народов России | Практические | 2 | 4 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3 |
2.25. | Государственная политика поддержки и сохранения культурных особенностей и традиций народов России | Сам. работа | 2 | 13 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3 |
2.26. | Экзамен | 2 | 27 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 | Л1.1, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ПК-4 Способен выявить научную проблематику в исследовании общественно-политических, социально-экономических, историко-культурных, этноконфессиональных и внешнеполитических процессов регионов России, разработать основные направления ее изучения Критерии оценивания: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий. «не зачтено» – верно выполнено менее 50% заданий. Контрольные вопросы: Критерии оценки открытых вопросов. Отлично Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. Хорошо Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. Удовлетворительно Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. Неудовлетворительно Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Письменные работы не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Вопросы к промежуточной аттестации по дисциплине Вопросы к экзамену Культура коренного населения Урала. Народные промыслы Урала. Культурные традиции коренных народов Севера. Традиционная культура народов Южной Сибири. Особенности культуры русского народа в Сибири. Традиции и культурные особенности коренного населения Восточной Сибири. Культурные традиции и быт коренных народов Дальнего Востока. Культурные процессы (виды и характеристики). Языковая ситуация населения Российской Федерации на современном этапе. (Русский и остальные языки народов России). Влияние миграции на этнический состав и культуру населения Российской Федерации. Этническая идентичность и этническая культура. Инкультурация. Предмет, источники и методы изучения культуры народов России Исторические процессы и другие факторы влияющие на формирование и развитие культуры отдельных народов. Понятие народ и этнос, типы этнических общностей. Современные культурные факторы и угрозы по сохранению культурного разнообразия и самобытности: культуры, традиций и языка народов России. Государственная политика по сохранению и поддержанию культурных традиций народов России. Основные черты и признаки современной единой культуры населения Российской Федерации. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Козьмин В.А., Бузин В.С. | Этнология (этнография): Учебник для академического бакалавриата | М.: Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2017 г. | www.biblio-online.ru |
Л1.2 | Горелов, А. А. | История русской культуры: учебник для академического бакалавриата | М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 | www.biblio-online.ru |
Л1.3 | Вишняков С.А. | Культура России в историческом ракурсе : архитектура, литература, живопись, музыкальное искусство, театральное искусство, кинематограф, современное культурное пространство: Учебные пособия | Издательство "ФЛИНТА", 2012 | biblioclub.ru |
Л1.4 | Горохов В.Ф. | КУЛЬТУРОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.5 | Клычников Ю. Ю. | ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Арефьев А.Л., Осипов Г.В. - под ред. | СОЦИОЛОГИЯ ЯЗЫКА. ЯЗЫКИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА 3-е изд., пер. и доп. Монография: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Малявина Г.И., Василенко В.В., Земцева Л.Ф. | Национальный этикет: учебное пособие | СКФУ // университетская библиотека он-лайн, 2015 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodle "Этническая культура народов России" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU- en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Курс состоит из лекционных и практических занятий, самостоятельной работы студентов. Прежде всего, студенты должны уяснить предложенный план занятия, осмыслить вынесенные для обсуждения вопросы, место каждого из вопросов в раскрытии темы занятий. Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать преподавателю на практическом занятии или лекции, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете. Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. В процессе подготовки к занятию закрепляется и уточняется уже известный материал и осваивается новый. Сталкиваясь в ходе подготовки с недостаточно понятными моментами темы, студенты находят ответы самостоятельно или фиксируют свои вопросы для постановки и уяснения их на самом практическом занятии. На следующем этапе практического занятия студентами осуществляется работа по углубленному проникновению в суть вынесенной для обсуждения проблемы. В ходе занятия студент учится публично выступать, видеть реакцию слушателей, логично, ясно, четко, грамотно излагать свои мысли, проводить доводы, формулировать аргументы в защиту своей позиции. Обязательным при подготовке к практическому занятию является выделение проблемных областей. В период обучения студентом также подготавливается доклад по предложенным темам. При подготовке доклада учитывается самостоятельность выбора темы студентом и подбор актуальной литературы, а также навык ведения научной дискуссии. На доклад студенту выделяется 10 минут времени, и оценивается насколько студент способен логично и кратко излагать изученную информацию. На обсуждения каждого доклада выделяется 10 минут, в рамках которых студент должен показать свои знания и правила ведения научной дискуссии. В рамках подготовки к докладу студент расширяет свой понятийный аппарат, выделяет проблемное поле дискуссии. После выступления происходит обсуждение основных положений доклада как с выступающим, так и с аудиторией. Самостоятельная работа студентов при изучении курса предполагает более глубокое изучение тем. Контроль самостоятельной работы студентов по изучению отдельных тем осуществляется путем проверки конспектов, проведения индивидуальных собеседований и фронтальных опросов, заданий на выполнение докладов и выполнения практических заданий, которые позволяют проверять уровень освоение студентами пройденного материала и степень ориентирования в теме. Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется два теоретических вопроса и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. |