МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Политические угрозы информационного общества

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки41.03.04. Политология
ПрофильПолитические теории, процессы и технологии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_04_Политология_ПТПиТ-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Киреева О.С.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Шашкова Я.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Политические угрозы информационного общества

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.04 Политология (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 814)

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20212025 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., проф. И.В. Черданцева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.н., проф. И.В. Черданцева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины познакомить студентов с информационными войнами как типом политических отношений, сформировать представление о месте и роли информационных войн в политической жизни и об управлении ими.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен самостоятельно работать с документами, научной литературой, материалами средств массовой информации, докладами экспертно-аналитических центров, базами данных, в том числе на иностранном языке
ПК-2.1 Знает теории и концепции зарубежной и отечественной политической мысли, основные закономерности и тенденции мирового и российского политического процесса, этапы и характеристики политической истории России и зарубежных стран. Свободно ориентируется в документах, научной и периодической литературе, докладах, базах данных, в том числе на иностранном языке
ПК-2.2 Собирает и обобщает материал в сфере внутренней и внешней политики, в том числе через использование баз данных, поисковых систем и специализированных программ, осуществлять обработку первичной политической информации
ПК-2.3 Готовит методические материалы для различного вида исследований и опросов по профилю профессиональной деятельности, осуществляет сбор, анализ и интерпретацию данных, готовит экспертно-аналитические материалы по их итогам
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2.1: Знает теории и концепции зарубежной и отечественной политической мысли, основные закономерности и тенденции мирового и российского политического процесса, этапы и характеристики политической истории России и зарубежных стран. Свободно ориентируется в документах, научной и периодической литературе, докладах, базах данных, в том числе на иностранном языке
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-2.2: Собирает и обобщает материал в сфере внутренней и внешней политики, в том числе через использование баз данных, поисковых систем и специализированных программ, осуществлять обработку первичной политической информации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2.3: Готовит методические материалы для различного вида исследований и опросов по профилю профессиональной деятельности, осуществляет сбор, анализ и интерпретацию данных, готовит экспертно-аналитические материалы по их итогам

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Информационное общество
1.1. Подходы к пониманию сущности информационного общества. Основные характеристики информационного общества Лекции 7 6 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.1
1.2. Подходы к пониманию сущности информационного общества. Основные характеристики информационного общества Практические 7 4 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.1
1.3. Подходы к пониманию сущности информационного общества. Основные характеристики информационного общества Сам. работа 7 10 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.1
1.4. Проблемы и угрозы, связанные с развитием информационного общества Практические 7 4 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.1
1.5. Проблемы и угрозы, связанные с развитием информационного общества Сам. работа 7 10 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Информационные войны
2.1. Подходы к пониманию сущности информационных войн. Источники и средства инфорационно-психологического воздействия. Использование средств информационно-психологического воздействия при проведении информационных кампаний и информационных войн. Цель, особенности, основные направления ведения информационных войн Лекции 7 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2
2.2. Подходы к пониманию сущности информационных войн. Источники и средства инфорационно-психологического воздействия. Использование средств информационно-психологического воздействия при проведении информационных кампаний и информационных войн. Цель, особенности, основные направления ведения информационных войн Сам. работа 7 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2
2.3. Подходы к пониманию сущности информационных войн. Источники и средства инфорационно-психологического воздействия. Цель, особенности, основные направления ведения информационных войн Практические 7 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2
2.4. Подходы к пониманию сущности информационных войн. Источники и средства инфорационно-психологического воздействия. Использование средств информационно-психологического воздействия при проведении информационных кампаний и информационных войн. Цель, особенности, основные направления ведения информационных войн Сам. работа 7 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2
2.5. Виды информационных войн, их характеристика. Провокация в информационных войнах. Типовая модель информационной войны. Информационное оружие: определение, особенности, виды Лекции 7 4 ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2
2.6. Виды информационных войн, их характеристика. Провокация в информационных войнах. Типовая модель информационной войны. Информационное оружие: определение, особенности, виды Сам. работа 7 10 ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2
2.7. Манипулятивные техники в информационных процессах. Лекции 7 4 ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2
2.8. Манипулятивные техники в информационных процессах. Сам. работа 7 8 ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2
2.9. Исследование информационных войн на современном этапе. Практические 7 8 ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2
2.10. Исследование информационных войн на современном этапе. Сам. работа 7 8 ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1326

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

ПК-2: Способен участвовать в организации и проведении политических, избирательных, информационных и маркетинговых кампаний

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Что называется информационным обществом:
а) историческая фаза развития общества, главными продуктами производства которого являются знания и информация
б) историческая фаза развития общества, главными продуктами производства которого являются компьютерные технологии и робототехника
в) историческая фаза развития общества, в котором 90% численности населения планеты используют в повседневной жизни информационные технологии
Ответ: а
2. На смену какой стадии развития человеческой цивилизации пришло информационное общество:
а) на смену аграрному обществу
б) на смену индустриальному обществу
в) на смену постиндустриальному обществу
Ответ: в
3. Одна из стран, которая в 2000 году в Окинаве приняла Хартию глобального информационного общества:
а) Россия
б) Хорватия
в) Киргизия
Ответ: а
4. Одна из стран, которая в 2000 году в Окинаве приняла Хартию глобального информационного общества:
а) Тунис
б) США
в) Сербия
Ответ: б
5. Одна из стран, которая в 2000 году в Окинаве приняла Хартию глобального информационного общества:
а) Мексика
б) Перу
в) Германия
Ответ: в
6. Одна из стран, которая в 2000 году в Окинаве приняла Хартию глобального информационного общества:
а) Колумбия
б) Франция
в) Беларусь
ответ: б
7. Одна из стран, которая в 2000 году в Окинаве приняла Хартию глобального информационного общества:
а) Украина
б) Гватемала
в) Великобритания
Ответ: в
8. Одна из стран, которая в 2000 году в Окинаве приняла Хартию глобального информационного общества:
а) Норвегия
б) Япония
в) Дания
Ответ: б
9. Как называется совокупность всей информации, накопленной человечеством в процессе развития науки, образования, культуры:
а) информационные знания
б) информационные ресурсы
в) информационные технологии
Ответ: б
10. Какая информационная система является одним из наиболее значимых результатов реализации программы «Электронная Россия»:
а) создание личных кабинетов пользователей на сайте Пенсионного фонда России
б) внедрение системы электронных очередей
в) создание единого портала Госуслуг
Ответ: в
11. Что характерно для информационного общества:
а) развитие сельского хозяйства
б) рост доли информационных продуктов и услуг в ВВП страны
в) более 50% численности населения занято в сфере услуг
Ответ: б
12. Одна из стран, которая в 2000 году в Окинаве приняла Хартию глобального информационного общества:
а) Канада
б) Китай
в) Монголия
Ответ: а
13. Одна из стран, которая в 2000 году в Окинаве приняла Хартию глобального информационного общества:
а) Босния
б) Малайзия
в) Италия
Ответ: в
14. Японская версия термина «информационное общество» появилась в этом году:
а) 1971
б) 1961
в) 1969
Ответ: б
15. В странах СНГ информационное общество реализуется на базе межгосударственной сети таких центров:
а) информационно-маркетинговых
б) только информационных
в) только маркетинговых
Ответ: а

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Под ______________________ __________________________ понимается защищенность информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или случайного характера, которые могут нанести неприемлемый ущерб субъектам информационных отношений в том числе владельцам и пользователям информации и поддерживающей инфраструктуре . Ответ: информационная безопасность.
2. Новую стадию развития общества П. Дракер называл_____________________________. Ответ: посткапиталистическое общество.
3. Д. Белл называл информационное общество ____________________________________. Ответ: постиндустриальным обществом.
4. Кто использовал термин информационный век? Ответ: термин информационный век использовал У. Дайзард.
5. Какие компоненты включает в себя концепция постиндустриального общества, по Д. Беллу. Ответ: концепция постиндустриального общества Белла включает - осевой принцип общества (центральное место теоретических знаний); в экономическом секторе — переход от производства товаров к расширению сферы услуг; в структуре занятости — доминирование профессионального и технического классов, создание новой «меритократии»; будущая ориентация — особая роль технологии и технологических оценок; принятие решений на основе новой «интеллектуальной технологии.
6. Охарактеризуйте четвертую информационную революцию. Ответ: четвертая информационная революция связана с электричеством, дальнейшим развитием СМИ и новыми информационными технологиями,
которые позволяют создавать и транслировать информацию в объемах, немыслимых для Вселенной Гуттенберга. Четвертая информационная революция (60-е годы ХХ в.) связана также с изобретением персонального компьютера.
7. Что является материальной и технологической базой информационного общества? Ответ: Материальной и технологической базой информационного общества являются различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.
8. Что представляет собой информационное общество с точки зрения М. Кастельса. Ответ: с точки зрения М.Кастельса, информационное общество – это общество сетевое, где конкурентоспособность возможна не на основе
жестких иерархий, а на основе сети – координации взаимодействия высокоавтономных единиц (корпораций, общественных объединений, армий и проч.). В таких условиях, когда человек отрывается от природных ограничителей и ориентиров, центральное значение имеет вопрос идентичности.
9. Охарактеризуйте основные принципы "Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы". Ответ: основные принципы Стратегии следующие - а) обеспечение прав граждан на доступ к информации; б) обеспечение свободы выбора средств получения знаний при работе с информацией; в) сохранение традиционных и привычных для граждан (отличных от цифровых) форм получения товаров и услуг;
г) приоритет традиционных российских духовно-нравственных ценностей и соблюдение основанных на этих ценностях норм поведения при использовании информационных и коммуникационных технологий; д) обеспечение законности и разумной достаточности при сборе, накоплении и распространении информации о гражданах и организациях; е) обеспечение государственной защиты интересов российских граждан в информационной сфере.
10. __________________ ___________________ - совокупность информационных ресурсов, созданных субъектами информационной сферы, средств взаимодействия таких субъектов, их информационных систем и необходимой информационной инфраструктуры. Ответ: информационное пространство.
11. ____________________ ______________________ - общество, в котором преобладающее значение для развития гражданина, экономики и государства имеют получение, сохранение, производство и распространение достоверной информации с учетом стратегических национальных приоритетов Российской Федерации. Ответ: общество знаний.
12. _______________________ ___________________ - хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг. Ответ: цифровая экономика.
13. __________ ___________ ____________ ________________ - технологические системы, предназначенные для подключения к сети "Интернет" пятого поколения в целях использования в устройствах интернета вещей и индустриального интернета. Ответ: сети связи нового поколения.
14. Охарактеризуйте суть индустриального интернета. Ответ: индустриальный интернет - концепция построения информационных и коммуникационных инфраструктур на основе подключения к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" промышленных устройств, оборудования, датчиков, сенсоров, систем управления технологическими процессами, а также интеграции данных программно-аппаратных средств между собой без участия человека.
15. Что представляет собой критическая информационная инфраструктура Российской Федерации? Ответ: критическая информационная инфраструктура Российской Федерации - совокупность объектов критической информационной инфраструктуры, а также сетей электросвязи, используемых для организации взаимодействия объектов критической информационной инфраструктуры между собой.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
Подходы к определению информационного общества.
Признаки информационного общества.
Подходы к определению информационной войны.
Цель, составные части, объекты, уровни ведения, последствия, особенности информационной войны.
Этапы осуществления информационных операций.
Информационное оружие (определение, особенности, виды).
Манипулятивные приемы ведения информационной войны.
Информационная безопасность и ее составляющие.
Формы информационных войн.
Информационная безопасность и ее составляющие.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
Рассмотрите «картографическую войну», основываясь на территориальных претензиях к России со стороны Эстонии, Японии.
Проанализируйте основные этапы операции информационной войны НАТО против Ирака в 2003 г.
Охарактеризуйте манипулятивные приемы иностранных СМИ, используемые в информационной войне между Южной Осетией и Грузией в 2008 г.
Охарактеризуйте манипулятивные приемы украинских СМИ в период информационной войны рубежа 2013-2014 гг.
Охарактеризуйте стандартную американскую информационную операцию, опираясь на такое событие, как «Буря в пустыне».
Охарактеризуйте Доктрину информационной безопасности РФ.
Охарактеризуйте принципы Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы.
Докажите, что допинговый скандал выступает как один из элементов информационной войны против России.
Охарактеризуйте условия формирования информационного пространства знаний в РФ.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Цыганов, В.В. Информационные войны в бизнесе и политике. Теория и методология/ В. В. Цыганов, С. Н. Бухарин: М. : Академ. Проект, 2007 7 экземпляров
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Уэбстер, Фрэнк Теории информационого общества/ Ф. Уэбстер; пер. с англ. М. В. Арапова, Н. В. Малыхина; под ред. Е. Л. Вартановой: М. : Аспект Пресс, 2004 9 экземпляров
Л2.2 Бухарин, Сергей Николаевич Методы и технологии информационных войн/ С. Н. Бухарин, В. В. Цыганов: М. : Академ. Проект, 2007 15 экземпляров
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 научная электронная библиотека, содержащая рефераты и полные тексты научных статей и публикаций elibrary.ru
Э2 электронный каталог библиотеки АлтГУ www.lib.asu.ru
Э3 электронный каталог Российской государственной библиотеки www.rsl.ru
Э4 электронная библиотека диссертаций diss.rsl.ru
Э5 портал журнала «Полис» www.politstudies.ru
Э6 Сайт ИНИОН РАН www.inion.ru
Э7 портал Российской ассоциации политической науки www.rapn.ru
Э8 ЭБС Юрайт biblio-online.ru
Э9 Киреева О.С. Информационные войны portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Занятия со студентами по курсу «Информационные войны» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается небольшой объем нормативного знания о теоретических подходах к пониманию сущности информационного общества, информационных войн. Акцентируется внимание на информационной войне как форме политической мобилизации. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время семинарских занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к зачету.
Практические занятия по курсу «Информационные войны» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС по направлению «Политология», а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться на семинаре и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по теме семинара и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие. Для формирования необходимых навыков предусмотрен анализ информационных войн, позволяющий на конкретном примере комплексно показать все составные части информационной составляющей в противоборстве. Для выполнения анализа необходимо ориентироваться на методы сбора и обработки данных, позволяющие найти необходимую литературу, отражающую специфику той или иной информационной войны.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации. При этом необходимо учитывать, что разные авторы придерживаются разных подходов к существу рассматриваемых на практическом занятии проблем. Поэтому по возможности студент должен ознакомиться с точкой зрения различных авторов, их подходами и аргументацией. В список предлагаемой к плану практического занятия дополнительно рекомендуемой литературы могут быть включены монографии и публикации в периодических изданиях, которые помогут студенту более глубоко и детально изучить рассматриваемые темы, подготовить интересный доклад.
Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется закреплению и углублению знаний студента в процессе самостоятельной работы. Именно благодаря самостоятельной работе формируются и развиваются профессиональные качества специалиста.
Самостоятельная работа студента (СРС) включает подготовку к практическим занятиям, освоение дополнительной литературы, деятельность по формированию профессиональных умений и навыков. Одним из видов СРС является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студент конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к зачету.
В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студент может обратиться к ведущему преподавателю в часы консультаций.
Для полноценной самостоятельной работы студентов рекомендуется использовать Интернет ресурсы, которые позволяют облегчить проблему поиска источников и литературы. Это - электронные библиотеки, библиографические базы данных, базы журнальных статей, электронные версии журналов, позволяющие полноценно подготовиться к практическим занятиям и зачету.