МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Россия и Запад

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки41.03.05. Международные отношения
ПрофильАктуальные проблемы теории и практики международных отношений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_05_Международные отношения_АПТиПМО-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Козулин Вячеслав Николаевич

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Бетмакаев Алексей Михайлович

Рабочая программа дисциплины
Россия и Запад

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.05 Международные отношения (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 555)

составлена на основании учебного плана:
41.03.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н., доцент Усольцев С.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Усольцев С.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение особенностей формирования стереотипов восприятия друг друга народами Запада (Европы и Америки) и России в период с IX по начало XX в.
и знакомство на этом историческом материале с научным направлением имагологии, ее проблематикой, методами, терминологией

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории.
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений.
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира.
УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности.
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества.
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.исторические источники различных эпох (с IX до начала XX в.), отражающие взаимные представления и оценки друг друга русских и представителей «Запада» (европейцев, американцев);
познакомиться с жанром «Россика» европейской литературы конца XV—XVII вв.;
наиболее видных путешественников, посетивших нашу страну и оставивших мемуары о своих путешествиях;
различные оценки России, ее строя и русского народа в общественном мнении стран Запада (русофобия и русофилия) XIX — начала XX вв.;
наиболее известных авторов мемуаров о России на Западе этого периода, оказавших влияние на формирование западного общественного мнения;
иметь представление о специфике отношения русских к «Западу» в разные эпохи и мотивациях этого отношения;
знать историю формирования и существования в русской политической мысли антизападной и прозападной тенденций
3.2.Уметь:
3.2.1.уметь критически оценивать источники, различать тенденциозные и объектиные мнения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть терминологией, и проблематикой и основами методологии современной имагологии

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Проблема этнических образов в современной науке. Ранние предпосылки формирования стереотипов восприятия Восточной Европы (античность и раннее средневековье)
1.1. Имагология как отрасль научного знания Лекции 2 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Образ Восточной Европы в античности и раннем средневековье Лекции 2 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Древняя Русь и католическая Европа глазами друг друга (IX — начало XIII в.) Лекции 2 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Русь, «Московия» и Запад во второй трети XIII — XVII вв.: противоречивые тенденции взаимовосприятия, сближение и противостояние
2.1. Альтернативные тенденции в отношении к Западу в древнерусской политической элите эпохи татаро-монгольского нашествия Лекции 2 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.2. «Открытие» Московии западноевропейцами и формирование ее образа в европейской литературной традиции Практические 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Формирование жанра «Россика» в европейской литературе второй половины XV — первой половины XVI в. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.4. Образ Европы в русских источниках XV — XVI в. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.5. Взаимовосприятие России и Европы в XVI—XVII вв.: противоречивые тенденции Лекции 2 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.6. Установление торговых, дипломатических и культурных контактов с Англией и английская Россика XVI—XVII вв. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.7. Континентальная Россика второй половины XVI — XVII вв. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Взаимовосприятие народов России и Западной Европы в XVIII—XIX вв.
3.1. Взаимовосприятие народов России и Западной Европы в XVIII — начале XIX в. Лекции 2 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Особенности европейской Россики XVIII в. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.3. Первая «холодная война» в истории взаимоотношений России и Запада и ее последствия (вторая треть XIX — начало XX в.) Практические 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.4. Французские сочинения о России XIX в.: тенденции восприятия Практические 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.5. Особенности взаимовосприятия американцев и русских в XIX — начале XX в. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.6. Подготовка к практическим занятиям и итоговому контролю Сам. работа 2 66 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3603

Оценка сформированности компетенции УК-5: Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия.

Примеры заданий закрытого типа.

1. Выберите верное название научного подхода к изучению этничности, в котором нация или этническая общность представлены как социальные конструкты.
А. примордиализм
Б. ситуационизм (инструментализм)
В. конструктивизм
ОТВЕТ: В
2. Как называется стратегия аккультурации, которая предполагает идентификацию как со старой, так и с новой культурой?
А. маргинализация
Б. ассимиляция
В. интеграция
ОТВЕТ: В
3. Отрицание чужой культуры при сохранении идентификации со своей культурой называется...
А. сегрегация
Б. аккультурация
В. сепарация
ОТВЕТ: В
4. Свойство сознания человека воспринимать и оценивать окружающий мир с точки зрения превосходства традиций и ценностей собственной этнической группы над другими, определяется как…
А. патриотизм
Б. этноцентризм
В. эмпатия
ОТВЕТ: В
5. К «природным» символам можно отнести…
А. герб, гимн, флаг
Б. леса, горы, озера
В. известных политических лидеров
ОТВЕТ: Б
6. Образ своей социальной группы (собственного этноса)
А. экстраобраз
Б. интрообраз
ОТВЕТ: Б
7. Отрицание культуры и цивилизации, убеждение в том, что любое усовершенствование человеческой жизни и «отдаление от природы» вредно:
А. мягкий примитивизм
Б. культурный примитивизм
ОТВЕТ: Б
8. Какого термина в современной этнологии не существует?
А. стереотип отражения
Б. стереотип восприятия
В. стереотип поведения
ОТВЕТ: А
9. Какие этнические представления, согласно концепции французской исследовательницы С. Марандон, являются первичными?
А. этнические образы
Б. этнические предубеждения
В. этнические стереотипы
ОТВЕТ: Б
Г. этнические (национальные) идеи (мнения)
10. Группа идей, связанных с романтизацией простого (первобытного) образа жизни и отрицательным отношением к прогрессу и цивилизации:
А. примитивизм
Б. коммунизм
ОТВЕТ: А
11. Какие идеи способствовали идеализации «варваров» в античности?
А. идеи примитивизма
Б. идеи ромоцентризма
В. идеи христианства
ОТВЕТ: А
12. Идеализация прошлых времен, убеждение в том, что раньше «и трава была зеленее, и деревья выше», в концепции американских ученых А.О. Лавджоя и Дж. Боаса называется:
А. культурный примитивизм
Б. хронологический примитивизм
ОТВЕТ: Б
13. При каком русском князе появилась концепция «Москва— третий Рим»?
А. Иване III
Б. Василии III
В. Иване IV
ОТВЕТ: А
14. Какой европейский автор написал первое подробное сочинение о Московском государстве, которое считается первоисточником всех стереотипов о России?
А. Сигизмунд фон Герберштейн
Б. Адам Олеарий
В. Джайлс Флетчер
ОТВЕТ: А
15. Какой французский писатель, посетивший Россию в XIX в., описал ее в таком неприглядном свете, что с тех пор считается едва ли не самым главным «клеветником России»?
А. Астольф де Кюстин
Б. Теофиль Готье
В. Александр Дюма
ОТВЕТ: А
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Примеры заданий закрытого типа.

1. Какие бывают этнические стереотипы?
- Этнические стереотипы можно разделить на положительные (позитивные), отрицательные (негативные) и нейтральные. Кроме того, среди разновидностей этнических стереотипов выделяют: автостереотипы, гетеростереотипы и т.д.

2. Какие бывают символы, непосредственно оказывающие влияние на имидж государства?
- Символы бывают государственные, природные, исторические, религиозные, культурные и т.д. Кроме того, символами могут выступать и официальный язык государства, и денежная единица, и даже какие-либо институты общества.

3. Какие основные формы межкультурной коммуникации выделяют?
- Выделяют четыре основные формы межкультурной коммуникации — прямую и косвенную, опосредованную и непосредственную. При этом, в межкультурной коммуникации стоит учитывать внутренний и внешний контекст коммуникации.

4. Кто ввел в научный оборот термин «имидж»?
- В научный оборот термин «имидж» ввёл в 60-е годы ХХ в. (может, не выделять жирным шрифтом, в вопросе же нет даты?) американский экономист К. Боулдинг. Он рассматривал имидж с позиции практической значимости, поскольку привязывал этот феномен к экономической сфере.

5. Кто ввел в научный оборот термин «стереотип»?
- Термин «стереотип» был введен в 1922 г. (может, не выделять жирным шрифтом, в вопросе же нет даты?) У. Липпманом. Согласно У. Липпману, стереотипы – это упорядоченные, схематичные, детерминированные культурой «картинки мира» в голове человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и защищают его ценности, позиции и права.

6. Что из перечисленного относится к негативному этническому стереотипу: «русские – ленивые», «немцы – пунктуальные», «англичане любят пить чай», «в России всегда холодно»?
- «Русские – ленивые» – является негативным этническим стереотипом. Считается, что данный стереотип был создан иностранцами, посещавшими Россию в XVI–XVII вв.

7. Какие факторы влияют на формирование имиджа страны (государства)?
- К факторам, оказывающим первостепенное влияние на формирование имиджа, исследователи относят непосредственно государственную политику (стратегии и практики имиджевой политики, политики идентичности), средства массовой информации, различные технологии PR, идентичность общества и т.д. По Э.А. Галумову к таким факторам можно отнести: «условно-статичные» факторы, «корректируемые условно-динамичные» социологические факторы, «корректируемые условно-динамичные» институциональные факторы.

8. Что такое «бренд»?
- Торговая марка, имеющая определенные характерные ценные свойства и атрибуты. Обычно бренд тесно связан с репутацией компании, продукта или услуги в глазах клиентов, партнеров, общественности.

9. Как вы понимаете слово «европоцентризм» (евроцентризм)?
- Характерная философская тенденция и политическая идеология, в явной или неявной форме провозглашающая передовые позиции европейских народов и западноевропейской цивилизации перед другими народами и цивилизациями в культурной сфере, а также их особую роль в мировой истории.

10. Что изучает «имагология»?
- Имагология — научное направление, специализирующееся на изучении национальных (этнических) образов в мировой культурной традиции — литературе, искусстве, фольклоре, кинематографе.

11. Что изучает «имиджелогия»?
- «Имиджелогия» — научно-практическое, прикладное направление, специализирующееся на изучении формирования имиджа (публичных деятелей, фирм, городов, регионов, стран). Представители данного направления (профессии) называются имиджмейкерами.

12. Что такое космополитизм?
- Идейно-политическое течение, исходящее из приоритетов прогрессивных мировых ценностей над национальными при строительстве государства и общества. Космополитизм ставит интересы всего человечества выше интересов отдельной нации или государства и рассматривает человека как свободного индивида в рамках планеты Земля.

13. Что входит в понятие «ксенофобия»?
- Страх, неприязнь и/или ненависть к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному; восприятие чужого в негативном ключе, как непонятного, непостижимого и поэтому опасного и враждебного.

14. Как вы понимаете слово менталитет?
- Относительно целостная совокупность мыслей, верований, создающих коллективную картину мира и скрепляющих единство культурной традиции и какой-либо общности.

15. Как вы понимаете концепцию «Москва — Третий Рим».
- Теологическая, историософская и политическая концепция, утверждающая, что Москва является преемницей Римской империи и Византии. С этим связаны идеи об особой имперской миссии государства.

16. Что является национализмом?
- Идеология и направление политики, основополагающим принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства, ее первичности в государствообразующем процессе.

19. Что в отечественной научной традиции обычно понимается под словом «нация»?
- Исторический тип этноса, представляющий собой социально-экономическую целостность, которая складывается и воспроизводится на основе общности территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры, психологического склада и этнического (национального) самосознания.

17. Что в социальной психологии подразумевается под словом «образ»?
- Формирующее под влиянием объективных факторов в сознании человека мысленное отображение воспринимаемого им в окружающей среде объекта. Образ в русском языке отличают от имиджа (как целенаправленно формируемого образа).

18. Какое явление называется пропагандой?
- Целенаправленное распространение взглядов, фактов, аргументов и других сведений, в том числе слухов или заведомо ложных сведений, для формирования общественного мнения или иных преследуемых целей.

19. Что изучает этнопсихология?
- Междисциплинарная отрасль знания, изучающая этнические особенности «национальной психики», менталитета, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов.

20. Дайте определение этноса.
- Исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка), а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), зафиксированным в самоназвании (этнониме).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

Оценка сформированности компетенции УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач:

Примеры заданий закрытого типа.
1. Информацию, не зависящую от личного мнения или суждения, можно назвать:
а) достоверной;
б) актуальной;
в) объективной;
ОТВЕТ: В
2. Какие основные принципы системного подхода?
А) Анализ, синтез, оценка
Б) Целостность, иерархичность, взаимодействие
В) Планирование, организация, контроль
ОТВЕТ: А
3. Какие источники информации наиболее подходят для критического анализа отношений между Россией и Западом?
А) Социальные сети
Б) Первоисточники
В) Газетные статьи
ОТВЕТ: Б
4. Под поиском информации понимают:
а) передачу информации на большие расстояния с помощью компьютерных систем;
б) сортировку информации;
в) получение нужной информации посредством наблюдения за реальной действительностью,
использование каталогов, архивов, справочных систем, компьютерных сетей, баз данных и
баз знаний и т.д.
ОТВЕТ: В
5. Самый распространенный способ поиска информации в Сети Интернет предполагает использование:
а) Справочных систем;
б) Гиперссылок;
в) Поисковых систем;
ОТВЕТ: В
6. Выберите верное название научного подхода к изучению этничности, в котором нация или этническая общность представлены как социальные конструкты.
А. примордиализм
Б. ситуационизм (инструментализм)
В. конструктивизм
ОТВЕТ: В
7. Как называется стратегия аккультурации, которая предполагает идентификацию как со старой, так и с новой культурой?
А. маргинализация
Б. ассимиляция
В. интеграция
ОТВЕТ: В
8. Отрицание чужой культуры при сохранении идентификации со своей культурой называется...
А. сегрегация
Б. аккультурация
В. сепарация
9. Какой епископ в католической традиции считается первокрестителем Руси?
а) Бруно-Бонифаций
б) Адальберт
в) Титмар Мерзебургский
ОТВЕТ: А
10. При каком русском князе появилась теория «Москва — третий Рим»?
а) Иване III
б) Василии III
в) Иване IV
ОТВЕТ: А
11. Какой европейский авантюрист принимал участие в Смуте начала XVI в. и оставил вое сочинение о России?
а) Ж. Маржерет
б) Г. Фон Штаден
в) Дж. Горсей
ОТВЕТ: А
12. Как звали русскую княжну, супругу императора Генриха IV, которая принимала участие в борьбе пап и императоров Священной Римской империи за инвеституру?
а) Анна Ярославна
б) Анастасия Ярославна
в) Евпраксия Всеволодовна
ОТВЕТ: В
13. Кто из древнерусских князей поддерживал тесные связи с папской курией, рассчитывая на помощь Запада в борьбе с татаро-монголами?
а) Александр Невский
б) Даниил Галицкий
в) Михаил Черниговский
ОТВЕТ: Б
14. Какой европейский автор написал первое подробное сочинение о Московском государстве, которое считается первоисточником всех стереотипов о России?
а) С. Герберштейн
б) А. Олеарий
в) Дж. Флетчер
ОТВЕТ: А
15. Какой античный писатель, сурово описав климат и обычаи причерноморских варваров, положил начало устойчивым литературным стереотипам?
а) Эфор
б) Овидий
в) Аристотель
ОТВЕТ: Б

Примеры заданий открытого типа.

1. Что можно отнести к инструментам информационной войны?
- К инструментам информационной войны можно отнести психологические операции, дезинформацию, прямые информационные атаки, искажение информации и т.д. В информационной войне не задействуются психоактивные вещества, прямой шантаж и запугивание (это характерно для терроризма), подкуп, физическое воздействие и т.д.

2. Что такое «бренд»?
- Торговая марка, имеющая определенные характерные ценные свойства и атрибуты. Обычно бренд тесно связан с репутацией компании, продукта или услуги в глазах клиентов, партнеров, общественности.

3. Дайте определение этноса.
- Исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка), а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), зафиксированным в самоназвании (этнониме).

4. Какие бывают этнические стереотипы?
- Этнические стереотипы можно разделить на положительные (позитивные), отрицательные (негативные) и нейтральные. Кроме того, среди разновидностей этнических стереотипов выделяют: автостереотипы, гетеростереотипы и т.д.

5. Что в отечественной научной традиции обычно понимается под словом «нация»?
- Исторический тип этноса, представляющий собой социально-экономическую целостность, которая складывается и воспроизводится на основе общности территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры, психологического склада и этнического (национального) самосознания.

6. Что входит в понятие «ксенофобия»?
- Страх, неприязнь и/или ненависть к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному; восприятие чужого в негативном ключе, как непонятного, непостижимого и поэтому опасного и враждебного.

7. Какие факторы влияют на формирование имиджа страны (государства)?
- К факторам, оказывающим первостепенное влияние на формирование имиджа, исследователи относят непосредственно государственную политику (стратегии и практики имиджевой политики, политики идентичности), средства массовой информации, различные технологии PR, идентичность общества и т.д. По Э.А. Галумову к таким факторам можно отнести: «условно-статичные» факторы, «корректируемые условно-динамичные» социологические факторы, «корректируемые условно-динамичные» институциональные факторы.

8. Что является национализмом?
- Идеология и направление политики, основополагающим принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства, ее первичности в государствообразующем процессе.

9. Какие основные формы межкультурной коммуникации выделяют?
- Выделяют четыре основные формы межкультурной коммуникации — прямую и косвенную, опосредованную и непосредственную. При этом, в межкультурной коммуникации стоит учитывать внутренний и внешний контекст коммуникации.

10. Как вы понимаете слово менталитет?
- Относительно целостная совокупность мыслей, верований, создающих коллективную картину мира и скрепляющих единство культурной традиции и какой-либо общности.

11. Какие бывают символы, непосредственно оказывающие влияние на имидж государства?
- Символы бывают государственные, природные, исторические, религиозные, культурные и т.д. Кроме того, символами могут выступать и официальный язык государства, и денежная единица, и даже какие-либо институты общества.

12. Что такое космополитизм?
- Идейно-политическое течение, исходящее из приоритетов прогрессивных мировых ценностей над национальными при строительстве государства и общества. Космополитизм ставит интересы всего человечества выше интересов отдельной нации или государства и рассматривает человека как свободного индивида в рамках планеты Земля.

13. Какое явление называется пропагандой?
- Целенаправленное распространение взглядов, фактов, аргументов и других сведений, в том числе слухов или заведомо ложных сведений, для формирования общественного мнения или иных преследуемых целей.

14. Кто ввел в научный оборот термин «имидж»?
- В научный оборот термин «имидж» ввёл в 60-е годы ХХ в. (может, не выделять жирным шрифтом, в вопросе же нет даты?) американский экономист К. Боулдинг. Он рассматривал имидж с позиции практической значимости, поскольку привязывал этот феномен к экономической сфере.

15. Что изучает этнопсихология?
- Междисциплинарная отрасль знания, изучающая этнические особенности «национальной психики», менталитета, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов.

16. Кто ввел в научный оборот термин «стереотип»?
- Термин «стереотип» был введен в 1922 г. (может, не выделять жирным шрифтом, в вопросе же нет даты?) У. Липпманом. Согласно У. Липпману, стереотипы – это упорядоченные, схематичные, детерминированные культурой «картинки мира» в голове человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и защищают его ценности, позиции и права.

17. Что из перечисленного относится к негативному этническому стереотипу: «русские – ленивые», «немцы – пунктуальные», «англичане любят пить чай», «в России всегда холодно»?
- «Русские – ленивые» – является негативным этническим стереотипом. Считается, что данный стереотип был создан иностранцами, посещавшими Россию в XVI–XVII вв.

18. Дайте одно из наиболее распространенных определений слову «культура».
- Совокупность материальных и духовных ценностей, выработанных человеческим обществом в ходе исторического развития. Внебиологически выработанный и передаваемый способ человеческой деятельности, адаптивный механизм, облегчающий человеку жизнь в мире.

19. Как вы понимаете слово «европоцентризм» (евроцентризм)?
- Характерная философская тенденция и политическая идеология, в явной или неявной форме провозглашающая передовые позиции европейских народов и западноевропейской цивилизации перед другими народами и цивилизациями в культурной сфере, а также их особую роль в мировой истории.

20. Что изучает «имиджелогия»?
- «Имиджелогия» — научно-практическое, прикладное направление, специализирующееся на изучении формирования имиджа (публичных деятелей, фирм, городов, регионов, стран). Представители данного направления (профессии) называются имиджмейкерами.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Понятие социального стереотипа и его виды. Факторы формирования стереотипов восприятия, в том числе национальных.
2. Понятие национального образа. «Образ Другого» и «образ врага».
3. Имагология как научное направление, изучающее национальные образы. История ее становления и современное состояние.
4. «Образ» и «имидж»: соотнесение понятий. Факторы формирования имиджа. Типы имиджей.
5. Особенности восприятия Древней Руси и русских в католической Европе и факторы его формирования. Русь как «иной мир» в контексте противостояния католической и православной церквей.
6. Эволюция представлений о католической Европе на Руси в XI—XIII вв.
7. Внешнеполитическая ситуация на Руси в период татаро-монгольского нашествия и ее влияние на отношение к католическому Западу. Альтернативные тенденции в отношении Запада в древнерусской политической элите этой эпохи.
8. Западные источники о Руси времен татаро-монгольского нашествия.
9. Факторы формирования стереотипов и конкретно-исторические мотивы формирования европейских литературных стереотипов описания «Московии» и «московитов».
10. Сочинение С. Герберштейна, особенности его образа России и русских, различные оценки этого сочинения в историографии.
11. Особенности описания России в сочинении Антонио Поссевино, его оценки.
12. Сочинение Олеария: сопоставление с «Записками о Московии» С. Герберштейна.
13. Особенности английской Россики XVI—XVII вв.
14. Сочинение Жака Маржерета о России: особенности его взгляда на Россию.
15. Факторы формирования стереотипов восприятия России на Западе: старые и новые.
16. Особенности восприятия России в Германии в XVIII — начале XX в.
17. Тенденции и стереотипы восприятия России во французском общественном мнении XIX в. Проблема Кюстина.
18. Особенности британской Россики XIX— начала XX вв.: старые и новые тенденции.
19. Тенденции восприятия России в Америке во второй половине XIX в. — начале XX в.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация в виде зачета может приниматься как в устной форме (которая предполагает ответы студентов на теоретические вопросы), так и выставляться по результатам выполнения студентами установленных программой видов работ, включая итоговый тест. Доступ к итоговому тесту открывается после просмотра всех лекций и выполнения всех практических заданий. Зачет получают те студенты, которые набрали при выполнении итогового теста 20 и более баллов. Для разных обучающихся учебной группы могут быть определены разные формы сдачи зачета в зависимости от качества их работы в семестре изучения дисциплины. Вопросы к зачету, задания, которые должны выполнить студенты в семестре, (и форму его проведения) студенты получают на первом занятии по дисциплине в данном семестре. Присутствие посторонних лиц в ходе проведения аттестационных испытаний без разрешения ректора или проректора не допускается (за исключением работников университета, выполняющих контролирующие функции в соответствии со своими должностными обязанностями). В случае отсутствия ведущего преподавателя аттестационные испытания проводятся заведующим кафедрой.
Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, допускаются на устные аттестационные испытания в сопровождении ассистентов-сопровождающих.
Во время аттестационных испытаний обучающиеся могут пользоваться программой учебной дисциплины.
Оценка результатов аттестационного испытания объявляется обучающимся в день его проведения.
Вопросы к зачету:
1. «Имагология» как научное направление: предмет, задачи, история.
2. Историография проблемы взаимовосприятия России и Запада.
3. Особенности античной этнографии Восточной Европы: позитивная и негативная тенденции.
4. Греческая и римская традиции восприятия варваров Северного Причерноморья: сравнительный аспект.
5. Раннесредневековая литературная традиция о Восточной Европе; старые и новые этнонимы, версии происхождения этнонима Рос (Рус).
6. «Западные» источники о Руси IX — сер. XIII вв.; две тенденции восприятия Руси в западных источниках.
7. Внешнеполитические связи Древней Руси IX — сер. XIII вв. с европейскими странами (отражение этих связей на взаимовосприятии).
8. Древняя Русь и ее образ в восточно-европейской политике католической церкви.
9. Восприятие католической Европы в русских источниках IX — сер. XIII вв.
10. Внешнеполитическая ситуация на Руси в XIII в.; активизация политики католической церкви в отношении Руси и ее образ в папской идеологии.
11. Формирование двух взглядов на перспективы отношений с Западом на Руси времен монголо-татарского нашествия.
12. Западноевропейские источники о Руси времен монголо-татарского нашествия.
13. Расширение международных связей Руси в XV в. и его причины; новые и старые тенденции восприятия Запада.
14. Формирование теории «Москва — Третий Рим» и ее роль в истории взаимоотношений и взаимовосприятия Запада.
15. Открытие Московии западноевропейцами в XV — первой половине XVI в.: наиболее известные сочинения жанра «Россика» этого периода.
16. Культурные контакты Руси с Западной Европой XV — первой половине XVI в., положительный образ Запада.
17. Специфика образа Запада в представлении Ивана Грозного.
18. Установление торговых, дипломатических и культурных отношений России с Англией во второй половине XVI в.; англофилия Грозного и ее возможные причины.
19. Английская Россика второй половине XVI в.; негативные стереотипы в отношении к России и причины их формирования.
20. Континентальная Россика второй половины XVI — XVII вв.: основные сочинения и наиболее популярные стереотипы.
21. Усиление «западного влияния» в России в XVII в., его причины; тенденции восприятия Запада в России XVII в. и их историческая обусловленность.
22. Вестернизация России при Петре Великом и новый образ Запада: субъективные факторы и объективные предпосылки этой перемены.
23. Особенности европейской Россики XVIII в.
24. Образ России в сочинениях Просветителей; концепции русской истории.
25. Образ России и русской истории у ученых иностранцев, живших или побывавших в России.
26. Европейская Россика первой половины XIX в.: основные авторы и характерные особенности.
27. Две противоположные тенденции в восприятии России в западных источниках первой половины XIX в. («Кюстин» и «анти-Кюстин»).
28. Русофобия и русофилия в европейской Россике второй половины XIX — начала XX вв.
29. История политических и культурных взаимосвязей России и Америки и специфика русско-американских взаимных образов конца XVIII — XIX вв.
30. Противоречивый образ России эпохи царствования императора Николая II на Западе; наиболее значительные сочинения о России конца XIX — начала XX вв.
31. Противоположные отношения к Западу в России второй половины XIX — начала XX вв.: западничество и почвенничество.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Зачтено»: Выполнение всех видов работ и заданий текущего контроля.
Итоговый тест: за правильный ответ – 1 балл, за неправильный или неуказанный ответ – 0 баллов. Студент правильно ответил от 50% до 90% вопросов теста.
«Не зачтено»: Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ирхин, Ю. В. Политическая культура в 2 ч. Часть 1. Запад и Россия : учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/9D2A8831-D374-405B-BBFE-579F731895DD.
Л1.2 В. Н. Козулин Россия и Запад: история взаимовосприятия: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Данилевский, Н.Я. Россия и Европа : учебное пособие Москва : Де’Либри, 2015 biblioclub.ru
Л2.2 В. Н. Козулин Россия и Запад. Очерки истории взаимодействия культур: монография Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 IMAGES, the site dedicated to the critical study of national identity and national stereotype www.imagologica.eu
Э2 СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ ВОСТОКА И ЗАПАДА www.vostlit.info
Э3 Киселев И. Ю. Проблема образа государства в международных отношениях: конструктивистская парадигма www.politex.info
Э4 Учебная дисциплина «Россия и Запад» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс «Россия и Запад» предназначен для студентов I курса направления «Международные отношения». Данная тема приобретает все большую научную и общественную актуальность, во-первых, в связи с развитием научного направления так называемой имагологии, специализирующейся на изучении этнических стереотипов и, во вторых, в связи с возрастанием общественного интереса к проблеме имиджа России в мире. Хронологические рамки курса достаточно широки — с древнейших времен (даже с оглядкой на античность, так как это поможет выявить механизмы формирования сходных представлений о Восточной Европе) до начала XX в. (1917 г.) Древнерусский период был включен в курс, поскольку многие стереотипы восприятия древних русских и Древней Руси сходны со стереотипами восприятия России и русских более поздних эпох. Более того, некоторые сходные стереотипы восприятия восточноевропейских территорий и их жителей можно заметить еще со времен античности. XX век в истории формирования взаимных имиджей России (СССР) и Запада не рассматривается, поскольку это, безусловно, отдельная большая тема.
Проблема истории взаимовосприятия, взаимных образов, стереотипов русских и представителей «Запада» (европейцев и американцев) в последние годы широко обсуждается в науке. Научным форумом для обсуждения этой проблемы стали регулярно проводимые в Москве Центром по изучению взаимодействия культур (начиная с 1994 г.) научные конференции на тему «Россия и Запад: диалог культур», материалы которых находят отражение в соответствующих сборниках. За прошедшие два десятилетия был издан и ряд других научных сборников и монографий по данной проблеме (см. №№ 2—4; 6—19 списка общей литературы по курсу).
Основной формой изучения курса являются лекционные занятия, в качестве промежуточной формы контроля используются тестирования и семинар-коллоквиум. Итоговой формой контроля является зачет, который студенты получают в результате успешного выполнения тестов, выступлений на семинаре и ответа на зачете.
Целью курса является изучение особенностей формирования стереотипов восприятия друг друга народами Запада (Европы и Америки) и России в период с IX по начало XX в. и знакомство на этом историческом материале с научным направлением имагологии, ее проблематикой, методами, терминологией. Данный курс имеет межпредметные связи с отечественной историей, историей средних веков, историей Нового времени стран Европы и Америки, этнологией, источниковедением.
В результате прослушивания курса студенты должны приобрести следующие знания и умения:
• получить представление о предмете, методах, терминологии и проблематике современной имагологии;
• познакомиться с историческими источниками различных эпох (с IX до начала XX в.), отражающими взаимные представления и оценки друг друга русских и представителей «Запада» (европейцев, американцев);
• познакомиться с жанром «Россика» европейской литературы конца XV—XVII вв.; узнать наиболее видных путешественников, посетивших нашу страну и оставивших мемуары о своих путешествиях, уметь критически оценивать эти сочинения;
• знать различные оценки России, ее строя и русского народа в общественном мнении стран Запада (русофобия и русофилия) XIX — начала XX вв.; знать наиболее известных авторов мемуаров о России на Западе этого периода, оказавших влияние на формирование западного общественного мнения;
• иметь представление о специфике отношения русских к «Западу» в разные эпохи и мотивациях этого отношения; знать историю формирования и существования в русской политической мысли антизападной и прозападной тенденций.