МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Иностранный язык второй

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра иностранных языков ИИМО
Направление подготовки41.03.05. Международные отношения
ПрофильАктуальные проблемы теории и практики международных отношений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость21 ЗЕТ
Учебный план41_03_05_Международные отношения_АПТиПМО-2021
Часов по учебному плану 756
в том числе:
аудиторные занятия 192
самостоятельная работа 564
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4, 6
диф. зачеты: 3, 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 15,5 22,5 15,5 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Практические 48 48 48 48 48 48 48 48 192 192
Сам. работа 60 60 168 168 132 132 204 204 564 564
Итого 108 108 216 216 180 180 252 252 756 756

Программу составил(и):
канд. пед. наук, доцент, Деренчук О.В.;канд. филол. наук, доцент, Сибирякова С.Н.

Рецензент(ы):
канд.философ.наук, профессор, Казакова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Иностранный язык второй

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.05 Международные отношения (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 555)

составлена на основании учебного плана:
41.03.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра иностранных языков ИИМО

Протокол от 31.05.2022 г. № 6
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.пед.наук, доцент Деренчук О.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра иностранных языков ИИМО

Протокол от 31.05.2022 г. № 6
Заведующий кафедрой канд.пед.наук, доцент Деренчук О.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Основной целью изучения иностранного языка в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта является формирование умений и навыков устной и письменной речи в различных условиях общения, продолжать обучение, вести профессиональную деятельность в иноязычной среде.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-4Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
УК-4.1 Знает нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи; особенности современных коммуникативно-прагматических правил и этики речевого общения.
УК-4.2 Проводит анализ конкретной речевой ситуации; оценивая степень эффективности общения и определяя причины коммуникативных удач и неудач, выявляя и устраняя собственные речевые ошибки.
УК-4.3 Создаёт устные и письменные высказывания, учитывая коммуникативные качества речи.
УК-4.4 Владеет устными и письменными речевыми жанрами; принципами создания текстов разных функционально-смысловых типов; общими правилами оформления документов различных типов; письменным аргументированным изложением собственной точки зрения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Специфику артикуляции звуков, интонацию, акцентуацию и ритм нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерных для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции; дифференциацию лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая,общенаучная, официальная и другая). Иметь понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах, об основных способах словообразования, об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы, о культуре и традициях стран изучаемого языка, о правилах речевого этикета.
3.2.Уметь:
3.2.1.Понимать различные виды текстов: несложные тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности; составлять различные виды речевых произведений: сообщения, доклады, презентации, частное письмо, деловое письмо, биографию.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении;
Навыки диалогической и монологической речи с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения;
Навыки публичной речи (устное сообщение, доклад);
Навыки аудирования диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Вводно-фонетический курс:
1.1. Артикуляция гласных звуков. Практические 3 2 Л1.2, Л2.1
1.2. Аритикуляция гласных звуков. Сам. работа 3 6 Л1.2, Л2.1
1.3. Артикуляция согласных звуков. Практические 3 2 Л1.2, Л2.1
1.4. Артикуляция согласных звуков. Сам. работа 3 6 Л1.2, Л2.1
1.5. Интонация в немецком языке. Практические 3 2 Л1.2, Л2.1
1.6. Интонация в немецком языке. Сам. работа 3 6 Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Грамматика языка:
2.1. Спряжение слабых глаголов в настоящем времени. Die Konjugation der schwachen Verben im Präsens. Практические 3 2 Л1.2, Л2.1
2.2. Спряжение слабых глаголов в настоящем времени. Die Konjugation schwachen der Verben im Präsens. Сам. работа 3 6 Л1.2, Л2.1
2.3. Спряжение сильных глаголов в настоящем времени. Die Konjugation der starken Verben im Präsens. Практические 3 4 Л1.2
2.4. Спряжение сильных глаголов в настоящем времени. Die Konjugation der starken Verben im Präsens. Сам. работа 3 6 Л1.2
2.5. Порядок слов в простом предложении. Die Wortfolge im einfachen Satz. Практические 3 2 Л1.2, Л2.1
2.6. Порядок слов в простом предложении. Die Wortfolge im einfachen Satz. Сам. работа 3 6 Л1.2, Л2.1
2.7. Склонение артиклей. Die Deklination der Artikel. Практические 3 2 Л1.2, Л2.1
2.8. Склонение артиклей. Die Deklination der Artikel. Сам. работа 3 6 Л1.2, Л2.1
2.9. Склонение личных и притяжательных местоимений. Die Deklination der Personal- und Possesivpronomen. Практические 3 2 Л1.2, Л2.1
2.10. Склонение личных и притяжательных местоимений. Die Deklination der Personal- und Possesivpronomen. Сам. работа 3 6 Л1.2, Л2.1
2.11. Спряжение возвратных глаголов. Die Konjugation der Reflexivverben. Практические 4 6 Л1.2, Л2.1
2.12. Спряжение возвратных глаголов. Die Konjugation der Reflexivverben. Сам. работа 4 30 Л1.2, Л2.1
2.13. Предлоги. Die Präpositionen. Практические 4 6 Л1.2, Л2.1
2.14. Предлоги. Die Präpositionen. Сам. работа 4 30 Л1.2, Л2.1
2.15. Склонение прилагательных. Die Deklination der Adjektive. Практические 4 6 Л1.2, Л2.1
2.16. Склонение прилагательных. Die Deklination der Adjektive. Сам. работа 4 35 Л1.2, Л2.1
2.17. Степени сравнения прилагательных. Die Steigerungsstufen der Adjektive. Практические 4 6 Л1.2, Л2.1
2.18. Степени сравнения прилагательных. Die Steigerungsstufen der Adjektive. Сам. работа 4 34 Л1.2, Л2.1
2.19. Временные формы в немецком языке (прошедшее время, будущее время). Zeitformen im Deutschen (das Futurum, das Plusquamperfekt) Практические 5 10 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.20. Временные формы в немецком языке (прошедшее время, будущее время). Zeitformen im Deutschen (das Futurum, das Plusquamperfekt) Сам. работа 5 30 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.21. Простое прошедшее время. Das Präteritum. Практические 5 10 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.22. Простое прошедшее время. Das Präteritum. Сам. работа 5 30 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.23. Сложное прошедшее время. Das Perfekt. Практические 5 10 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.24. Сложное прошедшее время. Das Perfekt. Сам. работа 5 30 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.25. Подготовка к практическим занятиям и экзамену Сам. работа 5 14
2.26. Инфинитивные группы. Инфинитивные конструкции. Infinitivgruppen. Infinitivkonstruktionen. Практические 6 6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.27. Инфинитивные группы. Infinitivgruppen. Сам. работа 6 34 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.28. Сложносочиненные предложения. Die Satzreihe. Практические 6 6 Л1.1
2.29. Сложносочиненные предложения. Die Satzreihe. Сам. работа 6 18
2.30. Сложноподчиненные предложения. Die Satzgefüge.(Nebensätze) Практические 6 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.31. Сложноподчиненные предложения. Die Satzgefüge (Nebensätze) Сам. работа 6 46 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.32. Подготовка к практическим занятиям и экзамену Сам. работа 6 34
2.33. Страдательный залог. Das Passiv. Практические 6 4 Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Практика языка:
3.1. Знакомство. Моя биография. Bekanntschaft. Mein Lebenslauf. Практические 3 10 Л1.2, Л2.1
3.2. Знакомство. Моя биография. Bekanntschaft. Mein Lebenslauf. Сам. работа 3 4 Л1.2, Л2.1
3.3. Моя семья. Meine Familie. Практические 3 10 Л1.2, Л2.1
3.4. Моя семья. Meine Familie. Сам. работа 3 4 Л1.2, Л2.1
3.5. Моя учеба в университете. Mein Studium an der Universität. Практические 3 10 Л1.2, Л2.1
3.6. Моя учеба в университете. Mein Studium an der Universität. Сам. работа 3 4 Л1.2, Л2.1
3.7. Мой рабочий день, мои выходные. Mein Arbeitstag, meine Freizeit. Практические 4 12 Л1.2, Л2.1
3.8. Мой рабочий день, мои выходные. Mein Arbeitstag, meine Freizeit. Сам. работа 4 20 Л1.2, Л2.1
3.9. Моя квартира. Meine Wohnung. Практические 4 12 Л1.2, Л2.1
3.10. Моя квартира. Meine Wohnung. Сам. работа 4 19 Л1.2, Л2.1
3.11. У врача. Beim Arzt. Практические 5 6 Л1.2, Л2.1
3.12. У врача. Beim Arzt. Сам. работа 5 10 Л1.2, Л2.1
3.13. Спорт в Германии и в России. Sport in Deutschland und in Rußland. Практические 5 12 Л1.2, Л2.1
3.14. Спорт в Германии и в России. Sport in Deutschland und in Rußland. Сам. работа 5 18 Л1.2, Л2.1
3.15. Путешествия и транспорт в Германии и в России. Reisen und Verkehr in Deutschland und in Rußland. Практические 6 28 Л1.2, Л2.1
3.16. Путешествия и транспорт в Германии и в России. Reisen und Verkehr in Deutschland und in Rußland. Сам. работа 6 24 Л1.2, Л2.1
3.17. Подгоовка к практическому занятию Сам. работа 6 48

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2456
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Test
I. Setzen Sie den Artikel ein:
1. Das ist … großer Klub.
a) der b) ein c) die
2. Meine Tochter braucht für den Frühling … Mantel.
a) der b) einen c) den
3. In der Universität gibt es … Bibliothek.
a) die b) das c) eine
4. Das ist … schönes Bild.
a) das b) ein c) eines
5. … kluge Student arbeitet im Labor.
a) ein b) der c) einer
6. Mein Freund hat … Hund.
a) eines b) den c) einen

II. Gebrauchen Sie den richtigen Artikel:
1. Es ist heiß in … Zimmer.
a) das b) einem c) dem
2. Du sitzt heute … ganzen Tag am Tisch.
a) den b) einen c) ein
3. Im Sommer ist … Himmel oft klar.
a) ein b) einer c) der
4. …Mantel meiner Freundin ist elegant.
a) ein b) der c) das
5. Bald fahren wir an … Ostsee.
a) der b) die c) -
6. Meine Freundin ist … Lehrerin.
a) - b) die c) eine
7. Die Schüler fahren nach … Polen.
a) das b) dem c) –

III a. des –(e)s; b. des –n; c. der -; d. der –en
1. Gestern habe ich das Buch… Freund- (Sing.) gelesen. 2. Wir haben das Tonband … Freundin- gehört. 3. Hast du die Zeitung … Student- (pl) gesehen? 4. Das ist die Briefmarkensammlung … Herr- Beimer. 5. Hast du einmal den Garten … Freunde- besucht? 6. Wo haben Sie den Füller … Chef- gefunden? Er hat ihn so gesucht. 7. Wir gehen jetzt in die Ausstellung … Bastler- (pl). 8. Leider haben wir nur das Ende … Spiel- gesehen. 9. Wir interessieren uns für die Fortschritte … Herr- (pl). 10. Der Kuchen … Mädchen- (pl) hat sehr gut geschmeckt.

IV a. das; b. dem; c. der; d. den; e. die
1. Gehst du mit uns in … Park? 2. Ich war eben in … Ausstellung. 3. Wo sind die Kinder? – Sie sind in … Bad. 4. Ihre Wäsche können Sie in … Schrank legen. 5. Setzen Sie sich bitte in … Sessel! 6. Wo ist Milch? – Sie ist in … Kühlschrank. 7. Setze dich neben … Stehlampe! 8. Wo ist die Toilette? – Vor … Küche. 9. Mein Freund wohnt in …Erdgeschoß. 10. An … Wand hängen viele Bilder.

I 1-b, 2-b, 3-c, 4-b, 5-b, 6-c

II 1-c, 2-a, 3-c, 4-b, 5-b, 6-a, 7-c

III 1-a, 2-c, 3-d, 4-b, 5-a, 6-a, 7-c, 8-a, 9-d, 10-c

IV 1-d, 2-c, 3-b, 4-d, 5-d, 6-b, 7-e, 8-c, 9-b, 10-c
ОПК-1: Способен осуществлять эффективную коммуникацию в мультикультурной профессиональной среде на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) на основе применения понятийного аппарата по профилю деятельности
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ГРАММАТИЧЕСКЙ ТЕСТ


I. Употребите глагол в презенс. Выберите правильный вариант:

1. Das Kind…ruhig.
a) schlaft b) schlieft c) schläft
2. Lena…der Mutter in der Küche.
a) helft b) hielft c) hilft
3. Peter…den Text ohne Wörterbuch übersetzen.
a) könnt b) kannt c) kann
4. Gehen wir ja zusammen? – Ja, ich… .
a) hole dich ab b) abhole dich c) hole ab dich

II. Выберите правильную форму глагола в перфект:

5. Um 18 Uhr…Fritz nach Hause gekommen.
a) hat b) wird c) ist
6. …du dir den Film schon angesehen?
a) bist b) habst c) hast
7. Das Mädchen…heute zu Hause geblieben.
a) hat b) sind c) ist
8. Im Sommer ist die ganze Familie aufs Land… .
a) gefahrt b) fahren c) gefahren

III. Выберите правильную форму имени существительного:

9. Mozart war der Sohn eines… .
a) Komponistes b) Komponisten c) Komponiste
10. Ich möchte meinem…das Buch geben.
a) Kolleger b) Kollege c) Kollegen
11. Der Name dieses…ist weltbekannt.
a) Helden b) Heldes c) Heldens
12. Der Vortrag des…war sehr interessant.
a) Professors b) Professoren c) Professorens
13. Das ist die Arbeit des… .
a) Students b) Studenten c) Studentens
IV. Выберите правильную форму окончания прилагательного:

14. Mein Freund hat einen treu…Hund.
a) –er b) –en c) –e
15. Dieses Glas ist doch ein zerbrochen…Glas.
a) –e b) –en c) –es
16. Zu deinem gestreift…Kleid passen diese Schuhe.
a) –es b) –en c) –e


17. Ich habe keine Zeit während des ganz…Jahres gehabt.
a) –es b) –e c) –en

V. Выберите правильную форму местоимения:

18. Sie bringt selbst… Zimmer in Ordnung.
a) sein b) ihres c) ihr
19.Kinder, ich erzähle…diese Geschichte später.
a) ihr b) uns c) euch
20.Wer hat…Text schon gelesen?
a) dieser b) diesen c) dieses

VI. Выберите правильный вариант употребления инфинитива:

21.Du sollst alle Wörter… .
a) aufzuschreiben b) schreiben auf c) aufschreiben
22.Treibe lieber mehr Sport, …immer zu rauchen!
a) statt b) ohne c) um
23.Ich bitte dich, … .
a) mir helfen b) um mir zu helfen c) mir zu helfen
24.Der Lehrer bittet die Schüler, … .
a) um mehr zu lesen b) mehr zu lesen c) mehr lesen

VII. Выберите правильный вариант образования сложносочиненного предложения:

25.Er lernt die Wörter, …liest er den Text.
a) denn b) dann c) und
26.Ich möchte auch ins Theater gehen, aber… .
a) ich habe keine Zeit b) habe ich keine Zeit c) ich keine Zeit habe
27.Die Station liegt weit von unserem Dorf, darum… .
a) wir müssen früh aufstehen b) wir müssen aufstehen früh
c) müssen wir früh aufstehen
VIII. Выберите правильный вариант образования сложноподчиненного предложения:

28.Meine Tante weiß ganz genau, …er für zwei Wochen nach Moskau fährt.
a) weil b) ob c) dass
29.Der Kranke geht zum Arzt, weil… .
a) er Kopfschmerzen hat b) er hat Kopfshcmerzen
c) hat er Kopfschmerzen
30.Als die Mutter nach Hause kam, … .
a) alle waren schon da b) waren alle schon da c) alle schon da waren
I 1-c, 2-c, 3-c, 4-a,

II 5-c, 6-c, 7-c, 8-c

III 9-b, 10-c, 11-a, 12-a, 13-b

IV 14-b, 15-c, 16-b, 17-c

V 18-c, 19-c, 20-b,

VI 21-c, 22-a, 23-c, 24-b,

VII 25-b, 26-a, 27-c,

VIII 28-c, 29-a, 30-b
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Studium an der Universität.
2. Familie.
3. Essen.
4. Reise.
5. Wortfolge.
6. Futurum.
7. Plusquamperfekt.
8. Modalverben.
9. Präpositionen.
10. Artikel.
11. Passiv.
12. Infinitiv.
13. Konjunktiv
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация проходит в виде экзамена. Экзамен проводится в письменной и устной форме. Письменная часть включает в себя лексико-грамматическую контрольную работу/аудирование с письменной проверкой понимания. Устная часть состоит из чтения, перевода, пересказа аутентичного/адаптированного текста, монологического/диалогического высказывания. На подготовку ответа студенту отводится 35 минут. На экзамене используется четырехбалльная система оценивания. Методика оценивания описывается в виде легенды экзамена.
Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета.
Практические задания являются формой текущей проверки знаний, выполнение которых проводится в рамках самостоятельной работы студента. Технология выполнения и методика оценивания описываются в виде легенды практического задания.
Письменная работа представляет собой контрольную работу, в которой студент должен продемонстрировать свое владение лексическими и грамматическими единицами изученных и изучаемых тем. Работа должна быть сдана в установленные сроки.
При оценивании письменной работы используется четырехбалльная система оценивания. Методика оценивания описывается в виде легенды практического задания.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
Теоретические вопросы
1. Лексико-грамматическая контрольная работа
Практические задания
2. Чтение отрывка аутентичного текста монологического и диалогического характера) и выборочный перевод (10-15 предложений)
3. Воспроизведение диалога наизусть в соответствии с фонетическими нормами языка
4. Условно-неподготовленное высказывание по заданной ситуации (15-20 предл.) Беседа с преподавателем.
5. Фонетическое чтение, выборочный перевод без словаря, пересказ текста (2000 п. зн.)

Оценивание ответа на экзамене и зачете

4-балльная шкала
(уровень освоения) Показатели Критерии
Отлично
(повышенный уровень) 1. Владение пройденным лексическим и грамматическим материалом, темп речи, логичность повествования, умение выразить собственную оценку.
2.Владение пройденным лексическим и грамматическим материалом, темп речи, логичность повествования, умение выразить собственную оценку, употребление структуры косвенной речи.
3. Этикетный диалог по предложенной ситуации с использованием интонационно-грамматических моделей (6-8 реплик). Подготовка 5 мин.
Коммуникативные задачи в диалогической речи:
Уметь приветствовать, благодарить, запросить информацию, предложить, согласиться/не согласиться, уметь оформить высказывания в соответствии с изученным лексическим и грамматическим материалом, попросить, предложить. Аудирование:
• Умеют в полном объеме понимать тему аутентичных информационных текстов различного уровня сложности.
• Умеют извлекать из аутентичных информационных текстов с незнакомым языковым материалом необходимую информацию, представленную в виде оценочных суждений, описания, аргументации.
• Умеют понять как эксплицитно, так и имплицитно представленную информацию в отрывке из аутентичной литературы.
• Понимают прочитанный или прослушанный текст, устанавливая логические связи внутри и между предложениями.
Грамматика и лексика:
Умеют выбирать необходимые грамматические формы в соответствии с контекстом, с соблюдением норм орфографии; части речи используются с учетом структуры предложения.
Письмо:
• Могут сообщить запрашиваемую информацию в заданном объеме и задать вопросы в соответствии с коммуникативной ситуацией.
• Умеют соблюдать формат письма и правильно выбрать стиль речи.
• Обладают достаточным запасом лексики и умеют правильно использовать лексические единицы в пределах изученных тем.
• Правильно используют изученные грамматические структуры в соответствии с коммуникативной задачей.
Говорение:
• Умеют в соответствии с коммуникативной задачей логично и в заданном объеме построить монологическое высказывание и диалогическое взаимодействие.
• В рамках изученных тем правильно выбирают стиль речи, давая описание предметов и событий, делая качественные сопоставления и сравнения.
• При обмене оценочной информацией самостоятельно ведут обсуждение, давая полную аргументацию своей точки зрения, выясняя и учитывая мнение собеседника.
• Уверенно начинают, поддерживают, восстанавливают в случае сбоя и заканчивают беседу в соответствии с речевой ситуацией, используя необходимые формулы речевого этикета.
Хорошо
(базовый уровень) Аудирование:
• Умеют извлекать из аутентичных информационных текстов большую часть необходимой информации, представленной в виде оценочных суждений, описания, аргументации.
• В основном умеют понять имплицитно представленную информацию.
Грамматика:
• Грамматические формы используются в основном правильно и точно, в соответствии с контекстом и структурой предложения
Письмо:
• В соответствии с коммуникативной ситуацией могут сообщить запрашиваемую информацию и задать вопросы, при этом некоторые аспекты могут быть рассмотрены не полностью.
• Обладают достаточным запасом лексики в пределах тем, связанных с повседневной жизнью учащихся, но могут допускать ряд ошибок при использовании лексических единиц.
Говорение
• Логично строят монологическое высказывание и диалогическое взаимодействие, самостоятельно раскрывая большую часть требуемых аспектов.
• При обмене оценочной информацией умеют самостоятельно предлагать варианты для обсуждения, частично давая аргументацию своей точки зрения, в основном выясняя и учитывая мнение собеседника.
Удовлетворительно
(пороговый уровень) Аудирование:
• В основном понимают тему аутентичных информационных текстов, в которых используется знакомый языковой материал.
• Умеют частично извлекать необходимую информацию в виде оценочных суждений, описания, аргументации при условии, что в текстах используется знакомый языковой материал.
Письмо:
• В целом способны в соответствии с коммуникативной ситуацией сообщить запрашиваемую информацию, но затрудняются формулировкой вопросов.
• Используют ограниченный запас лексики и грамматических структур, допуская при этом значительное количество ошибок, некоторые из которых могут затруднять понимание текста или приводить к его непониманию.
Говорение:
• В рамках тем социально-бытового и личного характера способны давать простое описание предметов и небольшое повествование событий.
• При запросе собеседника дают элементарную оценочную информацию, отражая свою точку зрения.
Неудовлетворительно
(уровень не сформирован) Аудирование:
• Не понимают тему текстов, в которых использован базовый языковой материал.
• Не умеют извлечь запрашиваемую информацию из текстов, построенных на базовом языковом материале.
Грамматика:
• Не сформированы навыки и умения применения большинства лексико-грамматических элементов содержания учебных программ.
Письмо:
• Не умеют построить связное письменное высказывание, отвечающее требованиям коммуникативной задачи.
Говорение:
• Не умеют решать поставленные коммуникативные задачи в ситуациях общения на любые темы, включая элементарные, например, социально-бытовые.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Филонова, Марина Витальевна, Клотц, Юлия Викторовна Сборник упражнений по практической грамматике немецкого языка: для студентов 3-4 курсов направления "Международные отношения": Барнаул : АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л1.2 Тагиль, И.П. Грамматика немецкого языка в упражнениях : Санкт-Петербург : КАРО, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=462681
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сибирякова, Светлана Николаевна Сослагательное наклонение : учеб.-метод. пособие по практ. грамматике нем. яз.: Барнаул : АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 „Sim-Sala-Bim“ www.youtube.com
Э2 Deutschland-Plattform www.deutschland.de
Э3 DW.COM www.dw-world.de
Э4 Sprachen furs Leben! www.langenscheidt-unterrichtsportal.de
Э5 Sueddeutsche Zeitung www.sueddeutsche.de
Э6 Die Presse www.diepresse.com
Э7 Иностранный язык2 (немецкий) www.busuu.com
Э8 Иностранный язык2 (немецкий) lingust.ru
Э9 Иностранный язык2 (немецкий) www.hoertexte.deutsch.at
Э10 Иностранный язык2 (немецкий) www.audio-lingua.eu
Э11 Иностранный язык 2 (немецкий) Немецкий язык как второй иностранный для студентов 2 курса исторического факультета portal.edu.asu.ru
Э12 Иностранный язык 2 portal.edu.asu.ru
Э13 Иностранный язык 2 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office, Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного изучения дисциплины «Иностранный язык 2» необходимо в обязательном порядке посещать практические занятия, тщательно конспектировать обсуждаемый материал и правильно организовывать самостоятельную работу. Практические занятия способствуют углубленному изучению наиболее сложных проблем изучаемой дисциплины и служат
основной формой подведения итогов самостоятельной работы студентов.
На практических занятиях студенты учатся грамотно грамматически и лексически излагать проблемы, свободно высказывать
свои мысли и суждения, осуществлять диалогические высказывания в рамках заданной темы, а также выполнять практические задания по темам и разделам дисциплины. В качестве важного компонента обучения иностранному языку выделяются учебные умения у студентов, необходимые для успешной учебной деятельности:
-наблюдать за тем или иным явлением в иностранном языке;
-сравнивать и сопоставлять языковые явления в иностранном и родном языках;
-обобщать полученную информацию;
-оценивать прослушанное и прочитанное;
-фиксировать основное содержание сообщений, формулировать устно и письменно основную идею сообщения;
-подготовить и представить сообщение, доклад, презентацию;
-работать в паре, в группе, взаимодействуя друг с другом;
-пользоваться реферативными и справочными материалами;
-пользоваться словарями различного характера.

Методические рекомендации по самостоятельной работе над устной и письменной речью:
Работу по подготовке устного монологического высказывания по определенной теме следует начать с изучения тематических текстов -образцов. В первую очередь необходимо выполнить фонетические, лексические и лексико-грамматические упражнения по изучаемой теме, усвоить необходимый лексический материал, прочитать и перевести тексты -образцы, выполнить речевые упражнения по теме. Затем на основе изученных текстов нужно подготовить связное изложение, включающее наиболее важную и интересную информацию. Формы СРС над устной речью:
-фонетические упражнения по определенной теме;
-лексические упражнения по определенной теме;
-фонетическое чтение текста-образца;
-перевод текста-образца;
-речевые упражнения по теме.
Методические рекомендации по самостоятельной работе над текстом.
Правильное понимание и осмысление прочитанного текста, извлечение информации, перевод текста базируются на навыках по анализу иноязычного текста, умений извлекать содержательную информацию из форм языка. При работе с текстом на иностранном языке рекомендуется руководствоваться следующими общими положениями.
1. Работу с текстом следует начать с чтения всего текста: прочитайте текст, обратите внимание на его заголовок, постарайтесь понять, о чем сообщает текст.
2. Затем приступите к работе на уровне отдельных предложений. Прочитайте предложение, определите его границы. Проанализируйте предложение синтаксически: определите, простое это предложение или сложное (сложносочиненное или сложноподчиненное), есть ли в предложении усложненные синтаксические конструкции (инфинитивные группы, инфинитивные обороты, причастные обороты).
3. Простое предложение следует разобрать по членам предложения (выделить подлежащее, сказуемое, второстепенные члены), затем перевести на русский язык.
Формы СРС с лексическим материалом:
составление собственного словаря в отдельной тетради; составление списка незнакомых слов и словосочетаний по учебным индивидуальным текстам, по определённым темам; анализ отдельных слов для лучшего понимания их значения; подбор синонимов к активной лексике учебных текстов; подбор антонимов к активной лексике учебных текстов; составление таблиц словообразовательных моделей.