МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы системного и прикладного анализа международных отношений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки41.03.05. Международные отношения
ПрофильАктуальные проблемы теории и практики международных отношений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_05_Международные отношения_АПТиПМО-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Аршинцева Ольга Алексеевна

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Малышева Нина Сергеевна

Рабочая программа дисциплины
Основы системного и прикладного анализа международных отношений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.05 Международные отношения (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 555)

составлена на основании учебного плана:
41.03.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н., доцент Усольцев С.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Усольцев С.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Ознакомление студентов с методологией системного подхода и его применения в прикладных аналитико-прогностических исследованиях, а также обучение их навыкам его практического применения при моделировании политических явлений и процессов. Для достижения поставленных целей предполаегтся решение следующих задач: освоить и отработать известный в международно-политической науке инструментарий анализа международных ситуаций; повысить креативность практической работы и сформировать способности самсостоятельно судить о происходящем и находить нестандарстные подходы к международной ситуации, вырабатывать потенциал вынесения оригинальных оценок.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен формулировать и решать научно-исследовательские задачи в сфере международных отношений и внешней политики
ПК-1.1 Знает основы теории международных отношений и умеет формулировать методологическую основу и методы исследования.
ПК-1.2 Умеет формировать информационную базу исследования по соответствующей тематике.
ПК-1.3 Способен выявлять актуальные тенденции, проблемы международных отношений и мировой политики, и на этой основе формулировать конкретную тему для дальнейшего исследования.
ПК-2Способен осуществлять экспертно-аналитическую деятельность в сфере международных отношений и внешней политики
ПК-2.1 Умеет собирать и первично обобщать фактический материал по международной проблематике.
ПК-2.2 Способен составлять экспертные заключения и прогнозы с учетом интересов соответствующих государственных и негосударственных структур.
УК-1Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории.
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений.
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.парадигмальную эволюцию научного знания. специфические особенности общенаучных теоретических подходов, основные понятия и принципы системного подхода.
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять выбор адекватных информационно-аналитических методик при проведении аналитико-прогностического исследования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.фильтрации и группировки информации, ее верификации при проведении прикладного международного исследования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Системный подход и международно-политическая реальность
1.1. Системный подход и международно-политическая реальность Лекции 6 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Политический анализ в международной сфере как исследовательская практика
2.1. Политический анализ в международной сфере как исследовательская практика Практические 6 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Специфика и назначение прикладной аналитики в международной сфере
3.1. Специфика и назначение прикладной аналитики в международной сфере Лекции 6 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Основные виды работы с источниками международной и внешнеполитической информации Практические 6 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Аналитические формы и их особенности в сфере исследования внешней политики Практические 6 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Модель внешнеполитической программы и параметры внешнеполитического курса государства
4.1. Модель внешнеполитической программы и параметры внешнеполитического курса государства Лекции 6 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.2. Системная интерпретация государства как актора мировой политики Практические 6 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Аналитические формы в сфере исследования внешней политики и международных ситуаций
5.1. Аналитические формы в сфере исследования внешней политики и международных ситуаций Лекции 6 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.2. Целевое структурирование внешщнеполитического анализа и особенности оперативной аналитической работы Практические 6 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Ситуационный анализ как вид экспертизы
6.1. Ситуационный анализ как вид экспертизы Лекции 6 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.2. Логико-интуитивный метод и моделирование в исследованиях международных ситуаций Практические 6 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.3. Разработка прогностических сценариев по основным направлениям и механизмам международного сотудничества Сам. работа 6 19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Системный и прикладной анализ форм международного сотрудничества
7.1. Системный и прикладной анализ форм международного сотрудничества Практические 6 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
7.2. Подготовка презентации аналитической модели варианта игры с ненулевой суммой применительно к международному сотрудничеству Сам. работа 6 20 Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1375&notifyeditingon=1

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-1
Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач

Примеры заданий закрытого типа
1. Соотнесите понятия и определения:
А. Традиционно-исторический подход
Б. Историко-социологический подход
В. Эвристический подход
Г. Комплексный подход
Д. Эмпирический подход
1. Изучение дипломатических отношений в конкретный исторический период
2. Исследование исторического опыта МО
3. Анализ абстрактных международных систем
4. Синтез историко-социологического и эвристического подходов
5. Исследование взаимодействия, реально существующие в рамках определенных географических регионов
Ответ:
А 1
Б 2
В 3
Г 4
Д 5

2. Кто автор термина «международные отношения»?
А. Г. Гроций
Б. Г. Моргентау
В. И. Бентам
Г. И. Кант
Ответ: В

3. Какая система международных отношений основана на принципе формального равенства суверенитетов?
А. Венская система
Б. Биполярная система
В. Вестфальская система
Г. Многополярная система
Отет: В

4. Современная теория международных отношений была сформулирована в период
А. После Первой мировой войны
Б. После Семилетней войны
В. После Второй мировой войны
Г. В период Наполеоновских войн
Ответ: А

5. Участниками первых «Великих дебатов» по теории международных отношений были
А. Либералы и консерваторы
Б. Реалисты и либералы-интернационалисты
В. И. Кант и И. Вллернстайн
Г. Г. Моргентау и З. Бжезинский
Ответ: Б

6. Верно ли утверждение, что международные отношения и мировая политика – полностью совпадающие явления?
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: Б

7. Какой из перечисленных процессов изменил состав акторов международных отношений на современном этапе?
А. Распад биполярной системы
Б. Окончание «холодной войны»
В. Глобализация
Г. Виртуализация политики
Ответ: В

8. Верно ли утверждение, что на современном этапе на смену «геополитики площадей» пришла «геополитика потоков»?
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: А

9. Какие из перечисленных ресурсов не относятся к инструментам «жесткой силы»?
А. Военно-стратегические
Б. Политико-идеологические
В. Электронные
Г. Экономические
Ответ: Б

10. Верно ли утверждение, что государства используют неправительственные организации в своих целях?
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: А

11. Какое пространство включено в сферу международных отношений на рубеже ХХ - XXI в.?
А. Космическое
Б. Информационное
В. Сухопутное
Г. Морское
Д. Воздушное
Ответ: Б

12. Какой вид конфликтов получил распространение на современном этапе?
А. Конвенциональные войны
Б. Региональные войны
В. Гибридные войны
Г. Этноконфессиональные конфликты
Ответ: В

13. Какие из перечисленных официальных источников не являются программными внешнеполитическими документами?
А. Официальное коммюнике
Б. Военная доктрина
В. Концепция внешней политики
Г. Основы национальной безопасности
Ответ: А

14. Верно ли утверждение, что статья в научном периодическом издании является первоисточником информации?
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: Б

15. Верно ли утверждение, что понятии «система международных отношений» и «миропорядок» являются тождественными?
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: Б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВОПРОСОВ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий;
• «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85–100% заданий;
• «хорошо» – верно выполнено 70–84% заданий;
• «удовлетворительно» – верно выполнено 51–69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий

Примеры заданий открытого типа

1. Сформулируйте разницу между объектами исследования естественных и гуманитарных наук.
Ответ: Объектом исследования естественных наук является природа, гуманитарных наук – общество.

2. К какому разделу гуманитарных дисциплин относится теория международных отношений?
Ответ: Теория международных отношений является самостоятельным разделом политической теории.

3. Сформулируйте определение понятия «система» в рамках универсальной теории систем.
Ответ: Система - это полный, целостный набор элементов (компонентов), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой так, чтобы могла реализоваться функция системы.

4. Дайте определение системному подходу в универсальной формулировке.
Ответ: Системный подход – метод исследования структуры системы, который рассматривает ее как совокупность элементов, находящихся во взаимодействии друг с другом.

5. Что такое структуры системы?
Ответ: Структура системы - устойчивое множество отношений, которое сохраняется длительное время неизменным, по крайней мере в течение интервала наблюдения.

6. Сформулируйте определение системы международных отношений.
Ответ: Система международных отношений – совокупность международных акторов - государств и международных организаций, которые постоянно взаимодействуют между собой и внешней средой и образуют устойчивую целостность.

7. Что такое параметры системы?
Ответ: Параметры – это величина, с помощью которой описываются свойства системы.

8. Какой характер носит международная система в связи с отсутствием в ней единого центра верховной власти (регулирования)?
Ответ: Анархичный

9. Сформулируйте основную идею концепции международной системы.
Ответ: Основная идея концепции международной системы - это идея об основополагающей роли структуры в познании ее законов.

10. Почему международные отношения носят преимущественно политический характер?
Ответ: Политический характер международных отношений связан с тем, что их основными акторами являются государства.

11. Почему международные системы являются социальными?
Ответ: Международные системы являются социальными, потому что их основными элементами (участниками) являются социальные объединения, общности, индивидумы.

12. Сформулируйте связь между целью системного анализа международных отношений и их конфликтным характером.
Ответ: Целью системного анализа международных отношений является прогнозирование, чтобы уменьшить конфликтность в международной системе.

13. В чем заключатся особенности международных систем по сравнению с другими социальными системами?
Ответ: Международные системы – это социальные системы особого типа, которые отличаются слабой степенью интеграции элементов в единую целостность, высокой степенью автономности элементов.

14. Как масштабы международной системы и число участников обуславливают универсальный характер закономерностей международных отношений?
Ответ: Действие универсальных международных закономерностей касается не отдельных регионов, а всей мировой системы в целом. Закономерности МО охватывают всех участников МО и все сферы общественных отношений.

15. Как историческая протяженность международных отношений обуславливает универсальных характер закономерностей международных отношений?
Ответ: Закономерности МО наблюдаются в исторической перспективе, в наблюдаемый период и в будущем.

16. Определите природу международных отношений в рамках реалисткой школы теории международных отношений.
Ответ: Реалисты рассматривают международные отношения как силовое взаимодействие государств (баланс сил), в котором преимущества имеют наиболее могущественные державы.

17. Сформулируйте основу международных действий (внешней политики)государства.
Ответ: Основой внешнеполитических действий государства являются национальные интересы.

18. Сформулируйте основной принцип Вестфальской политической модели.
Ответ: Основным принципом Вестфаля является формальное равенство суверенитетов государств.

19. Какого актора международных отношений характеризуют следующие атрибуты: наличие территории, наличие населения, проживающего на данной территории, легитимное управление населением, официальное признание другими акторами?
Ответ: Суверенное государство-нация.

20. Перечислите основные группы источников для исследования международных отношений и внешней политики.
Ответ: Официальные документы и материалы (1), данные периодической печати(2), мемуары и дневники (3), современные электронные ресурсы (4).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВОПРОСОВ ОТКРЫТОГО ТИПА
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1
Способен формулировать и решать научно-исследовательские задачи в сфере международных отношений и внешней политики

Примеры заданий закрытого типа
1. Верно ли утверждение, что в политической сфере действуют универсальные законы природы?
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: Б.

2. Какой из перечисленных элементов не входит в постановочную часть исследовании?
А Актуальность проблемы
Б. Выводы
В. Цель исследования
Г. Задачи следования
Ответ: Б.

3. В какой части исследования содержится обзор информационной базы?
А. Введение
Б. Заключение
В. Основная часть
Ответ: А

4. Какой элемент алгоритм исследования внешней политики необходим в выводах?
А. Характер внешней политики
Б. Эффективность внешней политики
В. Цели внешней политик
Г. Направления внешней политики
Ответ: Б

5. К какой области гуманитарных знаний относятся исследования международных отношений?
А. Философия
Б. Социология
В. Политические науки
Г. История
Ответ: В

6. Верно ли утверждение, что государство является универсальным актором международных отношений?
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: А

7. Как называется совокупность цели, задач исследования и положений, выносимых на защиту?
А. Парадигма
Б. Методология
В. Научная гипотеза
Ответ: В

8. Верно ли утверждение, что единственным результатом исследования международных отношений является прогнозирование?
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: Б

9. Верно ли утверждение, что закономерности в международных отношениях носят объективный характер?
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: А

10. Какой новый вид источников информации по международным проблемам появился в последние десятилетия?
А. Дневники и мемуары политиков
Б. Электронные ресурсы
В. Периодика
Г. Документы внешней политики
Ответ: Б

11. Как называются свойства системы международной системы?
А. Параметры
Б. Ресурсный потенциал
В. Этапы эволюции
Ответ: А

12. Какая из концепций имеет более позднее происхождение?
А. Реализм
Б. Либеральный интернационализм
В. Неомарксизм
Г. Концепция «мягкой силы»
Ответ: Г

13. Верно ли утверждение, что лидерство и гегемония являются тождественными для характеристики позиций великой державы?
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: Б

14. Как называется представление научных результатов в печати?
А. Процесс принятия внешнеполитических решений
Б. Презентация
В. Доклад
Г. Публикация
Ответ: Г

15. Как называется научное выявление достоверности источников информации?
А. Внешняя критика
Б. Обзор информации
В. Верификация
Г. Текстовый анализ
Ответ: В

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВОПРОСОВ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий;
• «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85–100% заданий;
• «хорошо» – верно выполнено 70–84% заданий;
• «удовлетворительно» – верно выполнено 51–69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий

Примеры заданий открытого типа
1. Сформулируйте основные элементы научно-исследовательской стратегии.
Ответ: Основными элементами научно-исследовательской стратегии являются формулировка объекта и предмета исследования, цели и задач исследования, теоретико-методологическая основа и методы исследования.

2. Что такое объект исследования?
Объект: Объект исследования - часть реального мира, которая выделяется и воспринимается как единое целое в течение длительного времени.

3. Что такое предмет исследования?
Ответ: Предмет исследования – выделенные автором исследования аспекты явления или процесса в качестве научной проблемы, требующей решения.

4. Что такое научная парадигма?
Ответ: Парадигма – исторически сложившаяся система научных воззрений.

5. Сформулируйте различия между методологией исследования международных отношений и его методикой.
Ответ: Методология – это совокупность научных школ и концепций теории международных отношений. Методика - способы достижения поставленной цели, конкретные процедуры и технические приемы обработки материала.

6. Сформулируйте ядро методологической основы исследования международных отношений.
Ответ: Ядром методологической основы исследований международных отношений является совокупность школ и направлений теории международных отношений.

7. Сформулируйте разницу между нормативно-теоретическим и прикладным анализом международных отношений.
Ответ: Нормативно-теоретический анализ выявляет общие закономерности международных отношений, прикладной анализ направлен на исследование конкретной международной ситуации или проблемы.

8. Как называется последовательная постановка аналитических задач?
Ответ: Алгоритм анализа

9. Как называется системный подход к анализу международных отношений, основанный на общей теории систем и конструируемых абстрактных теоретических моделях?
Ответ: Эвристический метод

10. Как называется подход к системному изучению международных отношений, который опирается на реально существую¬щие в практике международных отношений взаимодействия в рамках определенных географических регионов?
Ответ: Эмпирический метод

11. Как называется метод анализа, основанный на следующих принципах: определение субъекта действия (кто является инициатором), содержание политического события ,объект (кому направленно действие), время совершения события.
Ответ: Метод ивент-анализа.

12. Как называется метод, суть которого сводится к переводу текстовой информации в количественные данные, которые использовались в последующей математической обработке?
Ответ: Метод контент-анализа

13. Сформулируйте разницу между аннотацией статьи и рецензией на статью.
Ответ: Аннотация – это краткое авторское изложение основных тезисов стать, а рецензия – внешний отзыв на статью.

14. Какие основные элементы включает в себя (абстрактная) модель внешней политики?
Ответ: Национальные интересы и цели внешней политики, задачи и направления внешней политики. Ресурсы и средства реализации целей, результаты внешней политики и ее эффективность.

15. Какими ресурсами обладает государство в сфере внешней политики с точки зрения реалистского подхода?
Ответ: Государство обладает силовыми ресурсами: военно-стратегическими, экономическими, политико-дипломатическими.

16. Почему представители реалистской школы считают, что международные отношений носят конфликтный характер?
Ответ: С точки зрения реалистов, конфликт присущ отношениям между государствами с силу столкновения их интересов.

17. Сформулируйте разницу в характеристике международной системы между реалистами и либералами-интернационалистами.
Ответ: Реалисты считают международную систему конфликтной, а естественным регулятором баланс сил. Либералы исходят из совпадения универсального интереса всех государств – сохранение мира, отсюда основным регулятором считают международное право как основу действий международной организации.

18. Назовите единственную универсальную межправительственную организацию в современной системе международных отношений.
Ответ: Организация Объединенных Наций.

19. Какая новая сферы обеспечения безопасности государства сформировалась в последние десятилетия?
Ответ: Сфера информационной безопасности.

20. Сформулируйте разницу между многополярностью и полицентризмом системы международных отношений.
Ответ: Многополярность – это баланс сил между несколькими великими державами, полицентризм – соотношение между многочисленными центрами сил на разных уровнях: глобальном и региональном; военно-политическом, политико-экономическом, политико-дипломатическом.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВОПРОСОВ ОТКРЫТОГО ТИПА
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

Оценка сформированности компетенции ПК-2
Способен осуществлять экспертно-аналитическую деятельность в сфере международных отношений и внешней политики.

Примеры заданий закрытого типа
1. Какой из перечисленных методов не относится к методам работы с источниками информации?
А. Контент-анализ
Б. Верификация
В. Ивент-анализ
Г. Внешняя критика
Ответ: В

2. Какой из перечисленных вариантов является методом в рамках теории игр?
А. Сравнение
Б. «Дилемма заключенного»
В. Когнитивное картографирование
Г. Моделирование
Ответ: Б.

3. Верно ли утверждение, что при анализе внешней политики следует выявлять разницу между декларируемыми и реальными целями?
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: А

4. Какой тип задач не входит в алгоритм анализа международной ситуации?
А. Диагностический
Б. Прогностический
В. Конспирологический
Г. Операционный
Ответ: В

5. Верно ли утверждение, что неправительственные организации не являются международными акторами?
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: Б

6. Какой из элементов не входит в модель внешней политики государства?
А. Интересы
Б. Цель и задачи
В. Параметры миропорядка
Г. Ресурсы
Д. Результаты
Ответ: В

7. Какой из инструментов не является ресурсом «мягкой силы»?
А. Массовая культура
Б. Дипломатия
В. Политические ценности
Г. Экономика
Ответ: Г

8. Верно ли утверждение, что в информационном пространстве происходит диффузия силового влияния государства?
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: А

9. Верно ли утверждение, что политическая интеграция «размывает» суверенитет государства?
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: А

10. Какой из перечисленных акторов не является государственным?
А. Межправительственные организации
Б. ООН
В. Неправительственные организации
Г. Военно-политические объединения
Ответ: В

11. Какая из перечисленных моделей используется в исследованиях внешней политики?
А. Модели международных конфликтов
Б.Модели, имитирующие процесс принятия решений в кризисных ситуациях
В. Модели баланса сил и мирового развития
Ответ: Б

12. Верно ли утверждение, что международно-политическая ситуация - целостная динамическая подсистема?
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: А

13. Какая из перечисленных целей не свойственна ситуационному анализу?
А. Информационно-аналитическая
Б. аналитико-прогностическая
В. Операциональная
Г. Доктринальная
Ответ: Г

14. Какой из типов ситуаций не характерен для внешнеполитического процесса?
А. Конфликтный
Б. Переговорный
В. Информационный
Г. Интеграционный
Ответ: В

15. Верно ли утверждение, что в рамках кейс-стади рассматривается проблема, не имеющая однозначного решения?
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: А
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВОПРОСОВ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий;
• «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85–100% заданий;
• «хорошо» – верно выполнено 70–84% заданий;
• «удовлетворительно» – верно выполнено 51–69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий

Примеры заданий открытого типа
1. Сформулируйте основную цель (интерес) внешней политики государства в рамках реалисткой парадигмы.
Ответ: Реалисты считают основной целью (интересом) внешней политики обеспечение национальной безопасности.

2. Назовите основные типы экспертов в зависимости от специализации.
Ответ; Принято выделять следующие группы экспертов: глобалисты, проблемники, регионоведы, страноведы.

3. Как называется форма экспертизы, при которой участники дискутируют и критически оценивают мнение коллег?
Ответ: Форма дискуссии характерна для «Круглого стола».

4. Какой результат ожидается от экспертизы по международной проблеме в формате «мозгового штурма»?
Ответ: Результат «мозгового штурма» - рекомендуемый оптимальный сценарий преодоления международного кризиса или конфликта.

5. Какой математический метод изучения оптимальных стратегий применяется в анализе процесса принятия внешнеполитических решений?
Ответ: Теория игр

6. Зачем в прикладном анализе нужен нормативно-теоретический подход к международным отношениям?
Ответ: Теория международных отношений необходима в прикладном анализе для выявления закономерностей в рамках системы международных отношений и характеристики общего контекста конкретной ситуации или проблемы.

7. Что такое «информационный шум»?
Ответ: «Информационный шум» - это переизбыток ненужной информации.

8. Как называется общенаучный метод разделения целостного предмета на составляющие ?
Ответ: Анализ

9. Как называется универсальный научный метод соединения отдельных частей в целое?
Ответ: Синтез

10. Как называется универсальный научный метод выведения заключений частного характера из общих посылок?
Ответ: Дедукция

11. При каком методе на основе сходства объектов по ряду признаков делается предположение об их сходстве в других отношениях?
Ответ: Аналогия

12. Как называется мысленное отождествление, отнесение к единой общей категории различных фактов?
Ответ: Обобщение

13. Как называется метод, суть которого составляет структурированное сопоставление характеристик различных явлений?
Ответ: Сравнение

14. Как называется тип задач, в ходе решения которых даются ответы на вопросы: (1) что происходи, (2) кто, что и как делает, (3) что получается в результате?
Ответ: Диагностический тип задач

15. Как называется тип задач, в ходе решения которых даются ответы на вопросы: зачем делают, кому выгодно, почему происходит?
Ответ: Объяснительные задачи

16. Как называется тип задач, при решении которых даются ответы на вопросы: что может произойти и какой из сценариев наиболее вероятен?
Ответ: Прогностический тип

17. Какой тип аналитических задач позволяет получить ответ на вопросы, кому выгодно и каковы возможности влияния на происходящее?
Ответ: Операционный тип задач

18. Определите характер позиции эксперта, если его действия полностью следуют интересам заказчика экспертизы?
Ответ: Аффилированность

19. В чем состоит сложность международно-политического прогнозирования?
Ответ: В международно-политической сфере действуют множественные факторы, учесть которые полностью невозможно, при этом анализ основан на ограниченной информации в конкретный отрезок времени для принятия решений.

20. В чем основной смысл международно-политического прогнозирования?
Ответ: Смысл прогнозирования состоит в уменьшении непредсказуемости в международной сфере и уменьшении кризисного потенциала.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВОПРОСОВ ОТКРЫТОГО ТИПА
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Модель внешнеполитической программы государства (на примере РФ и других акторов).
2. Параметры внешнеполитического курса государства.
3. Матрица анализа концепции внешней политики государства.
5.Методологический даулизм в исследованиях международных отношений.
6. Прогнозирование в сфере международного сотрудничества.
7. Формальные и неформальные коалиции в мировой политике.
8. Сравнительный анализ внешнеполитических идеологий.
9. "Социальная инженерия" в мировой политике.
10. Фоновые факторы международного сотрудничества.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу.
Вопросы теоретического характера
1. Основные положения общей теории систем.
2. Основные категории и понятия системного анализа.
3. Международные отношения как система.
4. Эволюция Вестфальской политической модели.
5. Баланс сил и его конфигурации.
6. Универсальные закономерности международных отношений.
7. Теория международных отношений как методологическая основа исследования международных отношений.
8. Общенаучные методы исследования международных отношений.
9. Специальные методы исследования международных отношений.
10. Соотношение системного и прикладного анализа международных отношений.
11. Основные формы и методы прикладного анализа МО.
12. Ситуационный анализ международных отношений.
13. Понятие международной и внешнеполитической ситуации.
14. Экспертиза в международных отношениях.
15. Профессиональные требования к эксперту-международнику.
16. Особенности информационной базы международных и внешнеполитических исследований.
17. Научно-исследовательская стратегия в анализе международных отношений.
18. Математические методы в исследованиях международных отношений.
19. Формы представления результатов международных исследований.
20. Соотношение объективного и субъективного в международном анализе.
Практикоориентированные вопросы
1. Примерная тематика «круглого стола».
2. Постановка проблемы для «мозгового штурма».
3. Примерная проблематика кейс-стади.
4. Алгоритм анализа международной проблемы.
5. Анализ программных внешнеполитических докуметов.
6. Методика контент-анализа.
7. Методика ивент-анализа.
8. Методологическая основа НИР.
9. Системный обзор источников по теме НИР.
10. Аннотация научного текста международной проблематики.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Цыганков П.А. - отв. ред. ТЕОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Поздняков А.И. - отв. ред., Белозёров В.К. - отв. ред., Васильева М.М. - отв. ред. СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Баженов А.М. СОЦИОЛОГИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Учебная дисциплина «Основы системного и прикладного анализа международных отношений» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс предполагает в качестве стартовой основы комплексное освоение теоретических знаний по международной проблематике. Главная идея в процессе освоения дисциплины состоит в том, чтобы на конкретном материале мировой политики сформироватть навыки прикладного анализа конкретных международных ситуаций и проблем. В рамках этого направления освоения материала курса необходимо последовательно осуществить следующие действия: 1) выявить из информационного потока сведения о конкретной международной ситуации или проблеме; 2) структурировать собранный фактический материал, постоянно пополняя его текущими сведениями и развитии ситуации или процесса; 3) сформулировать методологическую и методическую основы анализа; 4) сформировать релевантный проблеме алгоритм анализа; %) выбрать наиболее эффективную форму: круглый стол, мозговой штупрм, деловая игра или другие форматы; 5) сформировать временный коллектив с распределением обязанностей; представить результаты освоения темы в соотвествующей форме. Значительная часть усилий на этапе предварительной подготовки должна быть направлена на самостоятельную работу. В соответсвии с модульно-рейтинговым планом дисциплины каждый этап работы оценивается самостоятельно и индивидуально для каждого студента с учетом коэффициента групповой эффектиыности. Необходимым предварительным навыком должно бытть умение работать со специальной информацией в области мировой политики и современных международных отношений.