МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Региональные аспекты международных отношений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки41.03.05. Международные отношения
ПрофильАктуальные проблемы теории и практики международных отношений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_05_Международные отношения_АПТиПМО-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 68
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 68 68 68 68
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Малышева Нина Сергеевна

Рецензент(ы):
к.и.н., профессор, Курныкин Олег Юрьевич

Рабочая программа дисциплины
Региональные аспекты международных отношений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.05 Международные отношения (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 555)

составлена на основании учебного плана:
41.03.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н., доцент Усольцев С.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Усольцев С.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели освоения учебной дисциплины заключаются в том, чтобы дать студентам представление о современных экономических и политических процессах в отдельных регионах мира, сформировать у них понимание характерных тенденций развития международных отношений и роли регионов в современном миропорядке.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен осуществлять экспертно-аналитическую деятельность в сфере международных отношений и внешней политики
ПК-2.1 Умеет собирать и первично обобщать фактический материал по международной проблематике.
ПК-2.2 Способен составлять экспертные заключения и прогнозы с учетом интересов соответствующих государственных и негосударственных структур.
УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира.
УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности.
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества.
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основы внешней политики и дипломатии ведущих стран регионов;
- специфику внутренней российской и зарубежной регионалистики.
3.2.Уметь:
3.2.1.- самостоятельно проводить анализ направлений внешней политики стран региона;
- определять трансграничные связи между российскими и зарубежными регионами.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- выявления общих и особенных черт внешней политики и дипломатии зарубежных стран;
- определения предела и возможностей трансграничных связей.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Теоретические подходы к изучению региональных процессов
1.1. Основные понятия курса. Регион и региональная подсистема: понятие и типология Лекции 4 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Подходы к определению международно-политического региона Лекции 4 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Региональные процессы в международно-политическом регионе
2.1. Региональная подсистема: понятие, типология, этапы становления Лекции 4 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Принципы сравнительного анализа региональных подсистем Сам. работа 4 2 Л2.1, Л1.2
2.3. Теории региональной безопасности и региональной интеграции. Регионализм и регионализация Сам. работа 4 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.4. Интеррегионализм и трансрегионализм Практические 4 2 Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Регион Евразия и трансграничные регионы России
3.1. Подходы к определению понятия и особенностей региона Евразия Лекции 4 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Региональная политика РФ и международное сотрудничество российских регионов Практические 4 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Регион Большая Восточная Азия в современных международных отношениях
4.1. Регион Большая Восточная Азия в современных международных отношениях Лекции 4 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.2. Восточноазиатская региональная подсистема и политика ведущих держав в регионе Практические 4 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Большой Ближний Восток в современных международных отношениях
5.1. Региональные процессы и региональная интеграция на Ближнем Востоке Практические 4 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.2. Ближневосточная региональная подсистема и интересы ведущих стран в регионе Практические 4 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 6. Североамериканский и Европейский регионы в современных международных отношениях
6.1. Европейский Союз как макрорегион. Региональная политика ЕС Лекции 4 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.2. Североамериканская региональная подсистема и политика США Практические 4 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.3. Проблема будущего «евростроительства» и позиции Великобритании, Франции и ФРГ Практические 4 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.4. Регионы Западной, Восточной и Южной Европы в системе трансграничного сотрудничества Практические 4 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 7. Латиноамериканский регион в современных международных отношениях
7.1. Латиноамериканский регион в современных международных отношениях Лекции 4 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
7.2. Региональная интеграция в Латинской Америке Практические 4 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 8. Государства Африки в современных международных отношениях
8.1. Африканская региональная подсистема: основные характеристики Лекции 4 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
8.2. Экономическое и политическое положение стран региона.Политика США, РФ, ЕС и Китая в регионе Практические 4 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
8.3. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 4 52
8.4. Подготовка к зачету по курсу Сам. работа 4 12 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=392.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Выберите три подхода к изучению культурных явлений.
а. философский
б. антропологический
в. экономический
г. социологический
ОТВЕТ: абг

Вопрос 2. Какие страны являются наиболее однородными с точки зрения региональной идентичности?
а. Страны Восточной Европы
б. Страны Северной Европы
в. Страны Южной Европы
ОТВЕТ: б

Вопрос 3. Этнический стереотип - это
а. устойчивое представление о моральных, умственных, физических качествах этнического сообщества, характерных для тех или иных этнических общностей
б. средство общения, передачи информации от одной культуры к другой, которое осуществляются во всех сферах культуры на основе уважения самобытности каждой из культур
в. процесс взаимовлияния культур (обмен культурными особенностями), восприятия одним народом полностью или частично культуры другого народа
ОТВЕТ: а

Вопрос 4. В каком научном подходе к изучению этничности нация представлена как социальный конструкт?
а. примордиализм
б. ситуационизм (инструментализм)
в. конструктивизм
ОТВЕТ: в

Вопрос 5. Выберите два верных определения цивилизации
а. политическая форма устройства общества на определённой территории
б. ступень общественного развития и материальной культуры, характерная для той или иной общественно-политической формации
в. совокупность материальных и духовных достижений общества
ОТВЕТ: бв

Вопрос 6. Выберите две характеристики цивилизации Центральной Азии.
а. на Центральную Азию большое влияние оказала китайская культура
б. благодаря Великому Шелковому пути в регионе пересекались восточная и западная культуры
в. язык и религия государств Центральной Азии сформировались под влиянием японской культуры
ОТВЕТ: аб

Вопрос 7. Какая религия преобладает в Центральной Азии?
а. ислам
б. христианство
в. иудаизм
ОТВЕТ: а

Вопрос 8. Мультикультурализм - это
а. позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых форм знания
б. политика, направленная на сохранение и развитие в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий
в. политика максимальной открытости в деятельности государственных учреждений и свободы информации
ОТВЕТ: б

Вопрос 9. Выберите три объекта Центральной Азии, признанных ЮНЕСКО памятниками мирового культурного наследия
а. Исторический центр Бухары (Узбекистан)
б. Река Сырдарья
в. Таджикский национальный парк «Горы Памира»
г. Западный Тянь-Шань
ОТВЕТ: авг

Вопрос 10. Культурная идентичность - это
а. сознание принадлежности человека к той или иной культурной общности путём само отождествления с её культурными образцами
б. форма социальной идентичности, отмечающая принадлежность к определенным группам, которые разделяют общую борьбу за определенную форму власти
в. чувство нации как связного целого, представленного уникальными традициями, культурой и языком
ОТВЕТ: а

Вопрос 11. Что характерно для антропологического подхода в изучении культуры?
а. рассмотрение культуры как определенной структурированной системы ценностей, признаваемых тем или иным социумом
б. рассмотрение культуры как одной из подсистем общества со свойственными ей целями, ценностями, нормами, функциями
в. рассмотрение генезиса культуры через развитие человека; анализ культуры первобытных племен
ОТВЕТ: в

Вопрос 12. Что является цивилизационным своеобразием Центральной Азии?
а. полиэтничность населения
б. высокий уровень урбанизации
в. влияние на культуру греческой философии
ОТВЕТ: а

Вопрос 13. Туркестан - это
а. государство, расположенное в Памире
б. исторический регион Центральной Азии, населённый народами тюркского происхождения
в. акватория Каспийского моря
ОТВЕТ: б

Вопрос 14. Какое из государств Латинской Америки ближе всего в историческом и культурном отношении к США?
а. Венесуэла
б. Бразилия
в. Мексика
ОТВЕТ: в

Вопрос 15. Что относится к традиционным чертам культур центральноазиатского региона?
а. демократичность
б. ритуализованность правил поведения и этикета
в. индивидуализм
ОТВЕТ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Основные причины межкультурных конфликтов.
Ответ: К основным причинам можно отнести культурные – аксиологические, нормативные, поведенческие, религиозные и другие различия. Кроме того, причинами могут послужить и ошибки атрибуции, незнание культурных особенностей, незнание «табу» других культур и т.д. Имеют значение также противоречия в экономической, политической и других сферах.
2. Кем и в каком значении был впервые введен в научный оборот термин «мягкая сила»?
Ответ: Термин был введен Джозефом Наем. Под «мягкой силой» понималась форма политической власти, способность добиваться желаемых результатов на основе добровольного участия, симпатии и привлекательности.
3. Что можно отнести к инструментам «жесткой силы»?
Ответ: К таким инструментам можно отнести принуждение, силу, использование оружия, войск и т.д. Кроме того, «экономическая сила», а именно: экономические санкции, взятки также являются инструментами «жесткой силы».
4. Что такое «информационная война»?
Ответ: Информационная война – противоборство сторон посредством распространения специально подготовленной информации и противодействия аналогичному внешнему воздействию на себя. Информационная война – это война без правил, война без видимых разрушений и порой даже без четко определенного противника.
5. Какие факторы влияют на формирование имиджа страны (государства)?
Ответ: К факторам, оказывающим первостепенное влияние на формирование имиджа, исследователи относят непосредственно государственную политику (стратегии и практики имиджевой политики, политики идентичности), средства массовой информации, различные технологии PR, идентичность общества и т.д. По Э.А. Галумову к таким факторам можно отнести: «условно-статичные» факторы, «корректируемые условно-динамичные» социологические факторы, «корректируемые условно-динамичные» институциональные факторы.
8. Какие бывают этнические стереотипы?
Ответ: Этнические стереотипы можно разделить на положительные (позитивные), отрицательные (негативные) и нейтральные. Кроме того, среди разновидностей этнических стереотипов выделяют: автостереотипы, гетеростереотипы и т.д.
9. Перечислите основные сферы глобализации.
Ответ: Экономическая, политическая, культурная и религиозная интеграции и унификация. Глобализация влияет на структуру мировой экономики как взаимосвязанной системы.
10. Что предполагает глобализация культуры?
Ответ: Процесс интеграции отдельных этнических культур в единую мировую культуру на основе развития транспортных средств, экономических связей и средств коммуникации.
11. Как вы понимаете слово «европоцентризм» (евроцентризм)?
Ответ: Характерная философская тенденция и политическая идеология, в явной или неявной форме провозглашающая передовые позиции европейских народов и западноевропейской цивилизации перед другими народами и цивилизациями в культурной сфере, а также их особую роль в мировой истории.
12. Что такое космополитизм?
Ответ: Идейно-политическое течение, исходящее из приоритетов прогрессивных мировых ценностей над национальными при строительстве государства и общества. Космополитизм ставит интересы всего человечества выше интересов отдельной нации или государства и рассматривает человека как свободного индивида в рамках планеты Земля.
13. Дайте одно из наиболее распространенных определений слову «культура».
Ответ: совокупность материальных и духовных ценностей, выработанных человеческим обществом в ходе исторического развития. Внебиологически выработанный и передаваемый способ человеческой деятельности, адаптивный механизм, облегчающий человеку жизнь в мире.
14. Что является национализмом?
Ответ: Идеология и направление политики, основополагающим принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства, ее первичности в государствообразующем процессе.
15. Дайте определение этноса.
Ответ: Исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка), а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), зафиксированным в самоназвании (этнониме).
16. В чем специфика цивилизации Центральной Азии?
Ответ: Цивилизация Центральной Азии объединила в себе две составляющие – цивилизации кочевников и оседлых земледельцев. Находясь между Ближневосточной (вавилонской, эллинской и т.д.) и Азиатской (китайской, индийской, арабской) цивилизациями, страны Центральной Азии активно интегрировали лучшие аспекты этих культур.
17. Что является основой межкультурного диалога?
Ответ: межкультурный диалог нацелен на предоставление равных прав всем членам общества вне зависимости от национальной, религиозной, языковой принадлежности. Основой его становятся общечеловеческие ценности, в первую очередь, права человека.
18. Назовите уровни диалога культур.
Ответ: личностный, этнический, межнациональный, цивилизационный.
19. Регионализация мира - это
Ответ: это процесс фрагментации мира, виртуального деления его на крупные самодостаточные экономические и политические сегменты и последующее встраивание их в глобальную иерархию.
20. Какие инструменты "мягкой силы" используют развитые страны в государствах Африки?
Ответ: использование бывшими метрополиями английского, французского языков в своих бывших колониях, откртытие культурных центров, "спортивная дипломатия".
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способен осуществлять экспертно-аналитическую деятельность в сфере международных отношений и внешней политики
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Характерной чертой восточноазиатского регионализма является
а. неформальный характер межрегиональных и межгосударственных связей
б. преимущественное развитие военно-политического сотрудничества
в. разноскоростная интеграция с учетом уровня экономического развития стран
ОТВЕТ: а
Вопрос 3. Выберите две верных характеристики региональных процессов в рамках АСЕАН:
а. в регионе АСЕАН существует безъядерная зона
б. в организацию входят только страны с мусульманским населением
в. целью АСЕАН является поддержание мира и сотрудничества в регионе
ОТВЕТ: ав
Вопрос 4. Для какого региона характерны наиболее развитые интеграционные связи?
а. Европа
б. Северная Америка
в. Восточная Азия
ОТВЕТ: а
Вопрос 5. Какое из перечисленных государств не является участником Союза арабского Магриба?
а. Алжир
б. Судан
в. Марокко
ОТВЕТ: б
Вопрос 6. Какое название используется для обозначения промышленно развитых приграничных регионов Каталонии, Ломбардии, Рона-Альп и Баден-Вюртемберга?
а. ИНТЕРРЕГ
б. Атлантическая арка
в. "Четыре мотора для Ервопы"
ОТВЕТ: в
Вопрос 7. По классификации региональных организаций, к "жесткому" альянсу относится
а. МЕРКОСУР
б. ШОС
в. АСЕАН
ОТВЕТ: а
Вопрос 8. Группа государств, интересы безопасности которых настолько тесно связаны друг с другом, что индивидуальная безопасность каждого из них не может рассматриваться изолированно, называется
а. региональный комплекс безопасности
б. альянс по интересам
в. региональный режим
ОТВЕТ: а
Вопрос 9. Какие государства объединяет командование НОРАД?
а. США и Мексику
б. США и Канаду
в. Канаду и Мексику
ОТВЕТ: б
Вопрос 10. "Регионность" - это
а. степень конфликтности в данном регионе
б. высокий уровень экономического развития данного региона
в. уровень регионализации отдельного региона
ОТВЕТ: в
Вопрос 11. Когда была разработана "Хартия регионов Европы"?
а. в 1950-е гг.
б. в 1980-е гг.
в. в 2000-е гг.
ОТВЕТ: б
Вопрос 12. Выберите две черты "нового" регионализма.
а. формирование региональных структур "снизу"
б. сосредоточение преимущественно на экономических вопросах сотрудничества
в. участие в региональных процессах негосударственных и субнациональных акторов
ОТВЕТ: ав
Вопрос 13. Что является характерной чертой международно-политического региона?
а. одинаковый уровень экономического развития
б. схожая политическая система
в. общие социокультурные границы
ОТВЕТ: в
Вопрос 14. Какое из определений интеррегионализма является неверным?
а. интеррегионализм - это условие или процесс установления связей между двумя регионами
б. интеррегионализм - это процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации
в. интеррегионализм - это процесс расширения и углубления политических, экономических и социетальных связей между международными регионами
ОТВЕТ: б
Вопрос 15. Как называется организация, созданная странами Северной и Южной Америки?
а. ОАГ
б. АЛБА
в. ЛАГ
ОТВЕТ: а
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. "_________________________________ - это состояние постоянного конфликта между государствами либо внутри государства по поводу спорных территорий, сопровождаемое распадом государств или федерации".
Вставьте пропущенное слово.
Ответ: балканизация.
2. В чем отличие региональных держав от великих держав?
Ответ: в отличие от великих держав, региональные державы не могут успешно действовать одновременно в нескольких регионах.
3. Что является одной из главных задач Союза Южноамериканских государств?
Ответ: интеграция в энергетической сфере.
4. Охарактеризуйте современное состояние интеграции в рамках АСЕАН.
Ответ: в настоящее время в раках АСЕАН создана зона свободной торговли, сформирован механизм политических консультаций, согласовывается политика в области мореплавания.
5. Какие факторы обуславливают претензии Кении на региональное лидерство в Восточной Африке?
Ответ: в Кения динамично развивается сфера IT, медицины, финансов; Кения контролирует крупнейший порт в Восточной Африке. Страна играет ключевую роль в Восточноазиатском сообществе, а также выступает посредником в урегулировании конфликта в Судане.
6 Назовите причину выхода США из Транс-Тихоокеанского партнерства.
Ответ: США вышли из Транс-Тихоокеанского партнерства по решению Д. Трампа, который счел, что соглашение не учитывало американские интересы (из-за снятия импортных тарифов американский рынок был бы заолнен дешевой иностранной продукцией).
7. Какая альтернатива концепции "Большого Ближнего Востока" была выдвинута арабскими странами?
Ответ: Египет, Саудовская Аравия и Сирия выдвинули арабскую инициативу «самодемократизации» - реформирования ближневосточных стран изнутри и с учетом национальных особенностей.
8. "Арабская весна" - это
Ответ: это серия антиправительственных протестов восстаний, охвативших страны Ближнего Востока и Северной Африки в начале 2010-х годов.
9. Какое из государств Центральной Европы является самым крупным получателем финансовой поддержки из фондов ЕС?
Ответ: Польша
10. Какой подход к регионам закреплен в концепции "Европы регионов" ЕС?
Ответ: в данной концепции регионы рассматриваются как автономные политические единицы.
11. Назовите две основные задачи Арктического совета.
Ответ: сотрудничество в области охраны окружающей среды и обеспечение устойчивого развития приполярных районов.
12. В каких сферах проявляется китайско-японское противостояние в Восточной Азии?
Ответ: Япония рассматривает КНР как главного соперника, особенно в сфере экономики и военно-морской мощи.
13. Назовите причины территориальных споров в Латинской Америке.
Ответ: к причинам относятся произвольное проведение границ в колониальный период, открытие в спорных территориях нефтеносных запасов.
14. "Северное сотрудничество" - это
Ответ: система многосторонних связей в экономической, политической, социальной, научно-технической и культурной жизни стран Северной Европы.
15. В чем совпадают интересы России и Турции в отношении Черноморского региона?
Ответ: И РФ, и Турция не заинтересованы в том, чтобы НАТО стала доминирующей силой в Черноморском бассейне. Несмотря на то что Турция является членом НАТО, она предпочитает действовать в Причерноморье в одностороннем порядке.
16 Какие вопросы безопасности актуальны для региона Северной Америки?
Ответ: проблема нелегальной миграции на американо-мексиканской границе, проблема наркотрафика.
17. "Континентальная международная организация, появившаяся в 2002 году как правопреемник Организации африканского единства с целью укрепления сотрудничества между странами Африканского континента - это ______________"
Вставьте пропущенное словосочетание.
Ответ: Африканский союз
18. Каковы стратегические приоритеты США в Азиатско-Тихоокеанском регионе?
Ответ: сохранение влияния на Японию и замедление возвышения Китая.
19. В чем заключается специфика азиатского регионализма (на примере Восточной Азии)?
Ответ: для азиатского регионализма характерен традиционный подход в отношениях между государствами, основанный на двусторонних соглашениях; выстраивание внутрирегиональных и внерегиональных торговых соглашений, боязнь формальных наднациональных институтов.
20. Какие государства Ближнего Востока могут считаться региональными лидерами?
Ответ: Саудовская Аравия, Иран и Турция.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=392. Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Поздняков А.И. - отв. ред., Белозёров В.К. - отв. ред., Васильева М.М. - отв. ред. СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Под ред. Барыгина И. Н. РЕГИОНОВЕДЕНИЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ильин И.В., Леонова О.Г. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИСТИКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Официальный сайт Европейского Союза europa.eu
Э2 Официальный сайт программы трансграничного сотрудничества "ИНТЕРРЕГ" www.interregeurope.eu
Э3 Официальный сайт Лиги арабских государств www.lasportal.org
Э4 Официальный сайт Африканского Союза au.int
Э5 Учебная дисциплина «Региональные аспекты международных отношений» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение курса следует начать с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии).
Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия и др.), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины.
Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (зачету).
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу.
Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию:
релевантность (точное соответствие теме);
фокус на наиболее важных моментах;
понимание аудитории;
драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории;
доступность, ясность излагаемого материала;
живое изложение, умение заинтересовать;
убедительность выступления;
культура речи, четкость дикции, темп изложения;
логическая завершённость выступления;
соблюдение регламента выступления;
текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами;
логическая последовательность информации на слайдах;
общее впечатление от просмотра презентации;
знание источников и основной литературы по теме;
уровень владения проблемой (правильность ответа);
уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность);
полнота ответа;
владение профессиональным языком.
Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – зачету, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа.