МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономические и политические процессы в СНГ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки41.03.05. Международные отношения
ПрофильАктуальные проблемы теории и практики международных отношений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_05_Международные отношения_АПТиПМО-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 38
самостоятельная работа 70
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 70 70 70 70
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
доцент, Уфимская Евгения Владимировна

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Малышева Нина Сергеевна

Рабочая программа дисциплины
Экономические и политические процессы в СНГ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.05 Международные отношения (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 555)

составлена на основании учебного плана:
41.03.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н., доцент Усольцев С.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Усольцев С.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели:
Углубить знания студентов по проблемам истории постсоветских государств;
Указать основные направления изучения интеграционных процессов в странах СНГ;
Привлечь внимание студентов к возможности ведения ими самостоятельного научного исследования в данной области.
Задачи:
Сформировать у студентов представления о сущности процессов интеграции и дезинтеграции в общественной жизни;
Изучить предпосылки дезинтеграции СССР и интеграции постсоветских государств;
Рассмотреть механизмы функционирования СНГ;
Осветить проблемы и перспективы развития интеграции в рамках СНГ и субрегиональных объединений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен осуществлять экспертно-аналитическую деятельность в сфере международных отношений и внешней политики
ПК-2.1 Умеет собирать и первично обобщать фактический материал по международной проблематике.
ПК-2.2 Способен составлять экспертные заключения и прогнозы с учетом интересов соответствующих государственных и негосударственных структур.
УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира.
УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности.
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества.
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- сущность процессов интеграции и дезинтеграции в общественной жизни;
- конкретные исторические факты по истории Российской империи, СССР и СНГ;
3.2.Уметь:
3.2.1.- находить информацию о ходе, тенденциях и процессах развития институциональной структуры СНГ;
- этапы формирования СНГ;
- договора между странами СНГ;
- институциональную структуру СНГ;
- интеграционные и дезинтеграционные процессы в рамках СНГ;
- система региональной безопасности и межгосударственных связей в рамках СНГ.
уметь:
- проводить сравнительный анализ фактов этапов развития СНГ;
- уметь анализировать современные тенденции политического, экономического и культурного развития стран СНГ;
- ориентироваться в средствах массовой информации стран СНГ;
- уметь дискутировать с использованием конкретных фактов истории развития стран СНГ.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками сравнительного анализа по фактологическому материалу;
- отстаивать собственную точку зрения на по конкретных историческим фактам развития СНГ;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Постсоветское пространство как научный термин. Процессы интеграции и дезинтеграции в СНГ
1.1. Постсоветское пространство как научный термин. Процессы интеграции и дезинтеграции в СНГ Лекции 6 2 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л3.2
1.2. Распад СССР. Условия развития интеграционных процессов в постсоветском пространстве Практические 6 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.2
Раздел 2. Содружество Независимых Государств: особенности становления и развития
2.1. Содружество Независимых Государств: особенности становления и развития Лекции 6 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.2
Раздел 3. Институциональная структура СНГ и нормативно-правовые аспекты функционирования
3.1. Институциональная структура СНГ и нормативно-правовые аспекты функционирования Лекции 6 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л3.2
Раздел 4. Регион СНГ во внешней политике России
4.1. Регион СНГ во внешней политике России Практические 6 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л3.2
Раздел 5. Экономические и политические процессы в "новой Восточной Европе"
5.1. Экономические и политические процессы в "новой Восточной Европе" Лекции 6 2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л3.2
5.2. Экономические и политические процессы в "новой Восточной Европе" Практические 6 2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л3.2
Раздел 6. Экономические и политические процессы на Южном Кавказе
6.1. Экономические и политческие процессы на Южном Кавказе Лекции 6 2 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л3.2
6.2. Экономические и политческие процессы на Южном Кавказе Практические 6 2 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л3.2
Раздел 7. Экономические и политические процессы в Центральной Азии
7.1. Экономические и политические процессы в Центральной Азии Лекции 6 2 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л3.2
7.2. Экономические и политические процессы в Центральной Азии Практические 6 4 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л3.2
Раздел 8. Интеграция Беларуси и России
8.1. Интеграция Беларуси и России Лекции 6 2 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л3.2
8.2. Интеграция Беларуси и России Практические 6 2 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л3.2
Раздел 9. Многосторонние взаимодействия на постсоветском пространстве: сотрудничество и противоречия
9.1. Многосторонние взаимодействия на постсоветском пространстве: сотрудничество и противоречия Лекции 6 2 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л3.2
9.2. Военно-политическое сотрудничество стран СНГ Практические 6 4 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л3.2
Раздел 10. Политические и экономические странтегии внерегиональных держав и организаций на постсоветском пространстве
10.1. Политические и экономические странтегии внерегиональных держав и организаций на постсоветском пространстве Лекции 6 2 Л2.3, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л3.2
10.2. Политические и экономические странтегии внерегиональных держав и организаций на постсоветском пространстве Практические 6 2 Л2.3, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л3.2
Раздел 11. Промежуточная аттестация по дисциплине
11.1. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 6 58 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л3.2
11.2. Подготовка к зачету Сам. работа 6 12 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л3.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=430

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-5
Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Как расшифровывается аббревиатура СНГ?
А) Содружество Независимых Государств
Б) Содружество Новых Государств
В) Союз Независимых Государств
ОТВЕТ: А

2. Дата основания СНГ:
А) 1 января 1992
Б) 5 сентября 1991
В) 18 октября 1993
Г) 8 декабря 1991
ОТВЕТ: Г

3. Какие страны входят в СНГ?
А) Литва
Б) Латвия
В) Армения
Г) Эстония
ОТВЕТ: В

4. Выберите страну, которая вышла из состава СНГ:
А) Молдавия
Б) Грузия
В) Россия
Г) Казахстан
ОТВЕТ: Б

5. Национальное блюдо Беларуси, являющееся визитной карточкой страны:
А) Кюфта
Б) Клёцки
В) Драники
Г) Путры
ОТВЕТ: В

6. Какую из стран СНГ называют “краем блакітных азёр”?
А) Беларусь
Б) Молдавия
В) Армения
Г) Россия
ОТВЕТ: А

7. Самый шумный обрядный праздник армян, который приходится на середину лета:
А) Йонинес
Б) Вардавар
В) Навруз
Г) Купалье
ОТВЕТ: Б

8. Представителем какой страны, входящей в СНГ, является писатель Чингиз Айтматов?
А) Казахстан
Б) Армения
В) Узбекистан
Г) Киргизия
ОТВЕТ: Г

9. Представителем какой страны, входящей в СНГ, является писатель Василий Быков?.
А) Туркмелистан
Б) Россия
В) Армения
Г) Беларусь
ОТВЕТ: Г

10. Какой орган является высшим в организации СНГ?
А) Совет глав государств
Б) Совет глав правительств
В) Межпарламентская ассамблея
ОТВЕТ: А

11. Назовите страну-основателя СНГ:
А) Молдова
Б) Азербайджан
В) Белоруссия
Г) Казахстан
ОТВЕТ: В

12. Назовите страну-наблюдателя в СНГ:
А) Украина
Б) Туркмения
В) Таджикистан
Г) Армения
ОТВЕТ: Б

13. Какая страна является членом ЕАЭС?
А) Узбекистан
Б) Кыргызстан
В) Грузия
Г) Таджикистан
ОТВЕТ: Б

14. Назовите страну-наблюдателя в ЕАЭС:
А) Армения
Б) Беларусь
В) Молдова
Г) Казахстан
ОТВЕТ: В

15. Из списка выберите способ взаимодействия армий СНГ:
А) совместные учения
Б) отправка военных советников
В) взаимное увеличение числа военнослужащих
Г) наращивание вооружений
ОТВЕТ: А

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено 60% и менее 60% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. 21 декабря 1991 года была подписана декларация о принципах и основах организации СНГ. В каком городе это произошло?
ОТВЕТ: Алма-Ата

2. В подписании Алма-Атинской декларации не приняли участие представители каких бывших республик СССР?
ОТВЕТ: Грузии, Латвии, Литвы, Эстонии

3. В 1992 году спортсмены из стран бывшего Советского Союза выступали в объединённой команде СНГ на:
ОТВЕТ: Олимпийских играх

4. В сентябре 1993 года страны — участницы СНГ договорились о создании:
ОТВЕТ: Экономического союза

5. Какая из республик бывшего СССР, не принимавшая участия в создании СНГ, вошла в состав Содружества после этого?
ОТВЕТ: Грузия
В декабре 1993 года в связи с обращением главы республики Эдуарда Шеварднадзе Грузия была принята в состав СНГ. Летом 2008 года страна покинула Содружество, пробыв в нём чуть меньше 15 лет.

6. Из каких цветов состоит флаг СНГ?
ОТВЕТ: белый, синий, золотой
Его официальное описание: «Флаг Содружества Независимых Государств представляет собой прямоугольное полотнище синего цвета, в центре которого изображена фигура белого цвета, состоящая из вертикальных полос, переходящих в верхней части симметрично вправо и влево в концентрические, охватывающие круги — кольцеобразные элементы. Последние расширяются кверху и закруглены, их длина и ширина уменьшаются от центра симметрии к периферии.
Круг в верхней части композиции, охватываемый кольцеобразными элементами, — золотого цвета. Композиция символизирует стремление к единству, миру и стабильности».

7. Военно-оборонительное соглашение, заключённое между странами — участницами СНГ, получило название договора о:
ОТВЕТ: Коллективной безопасности

8. Для защиты стран — участниц СНГ была создана объединённая система:
ОТВЕТ: противовоздушной обороны
в 1995 году в Алма-Ате всеми странами — участницами СНГ, кроме Азербайджана и Молдавии, было подписано соглашение о создании объединённой системы противовоздушной обороны. Впоследствии Туркмения перестала принимать участие в работе системы, а Грузия в 2008 году вышла из неё.

9. СНГ имеет статус наблюдателя при этой международной организации:
ОТВЕТ: Генеральной Ассамблеи ООН

10. Где и когда был принят устав Содружества?
ОТВЕТ: 22 января 1993 года в Минске

11. Какие два государства не ратифицировали устав СНГ?
ОТВЕТ: Туркменистан и Украина
Эти страны, согласно уставу, не являются членами СНГ, они - государства-участники содружества.

12. Какое государство последним вошло в состав СНГ и первым вышло из его состава?
ОТВЕТ: Грузия

13. А Украина входит в СНГ?
ОТВЕТ: да
Но Украина не ратифицировала устав организации, поэтому считается не государством-членом, а государством-участником СНГ. В 2014 году новое руководство страны заявило о намерении покинуть договоры, заключенные в рамках СНГ. В 2018 году Киев прекратил работу в уставных органах организации, к настоящему времени страна вышла из ряда многосторонних соглашений, но формально Украина остается участницей СНГ, так как официальное уведомление о выходе из организации украинские власти пока не направляли.

14. А когда в СНГ председательствовал Кыргызстан?
ОТВЕТ: 2016
Кыргызстан председательствовал в 2016 году, когда СНГ отмечало 25-летие. В СНГ отсутствуют наднациональные органы власти, в их работе участвуют все члены организации. Место председателя сроком на 1 год занимает поочередно каждый руководитель государства, входящего в объединение. Очередность устанавливается по алфавитному списку стран-членов СНГ.

15. С 2011 года реализуется Межгосударственная программа «Культурные столицы Содружества». Какой город в Кыргызстане становился ей?
ОТВЕТ: Ош
Решением Совета глав государств Содружества от 25 октября 2013 года статус культурных столиц СНГ 2014 года получили города Алматы и Ош. А вот Каракол будет культурной столицей в следующем году.

16. Какое государство на казанском саммите СНГ (26 августа 2005 года) заявило о том, что будет участвовать в Содружестве в качестве «ассоциированного члена»?
ОТВЕТ: Туркмения

17. Единым постоянно действующим исполнительным, административным и координирующим органом Содружества является?
ОТВЕТ: Исполнительный комитет СНГ

18. Основными конфликтующими сторонами, участвовавшими в гражданской войне в Таджикистане, были:
ОТВЕТ: клановые объединения

19. Интеграционное объединение России и Белоруссии в настоящее время носит название:
ОТВЕТ: Союз Республики Беларусь и Российской Федерации

20. Какая страна — член СНГ не подписала Договор о создании Экономического союза государств СНГ в сентябре 1993 г., а присоединилась к нему как ассоциированный член в апреле 2004 г.?
ОТВЕТ: Украина

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2
Способен осуществлять экспертно-аналитическую деятельность в сфере международных отношений и внешней политики

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Какое положение занимает Россия в Совете Безопасности (СБ) ООН как прямой продолжатель международной правосубъектности СССР??
А) Россия является постоянным членом СБ ООН и обладает правом вето при принятии решений
Б) Россия является постоянным членом СБ ООН, но не обладает правом вето при принятии решений
В) Россия является временным членом СБ ООН
Г) Россия не является членом СБ ООН
ОТВЕТ: А

2. Когда Россия вступила в Центральноазиатский экономический союз?
А) 1998 г.
Б) 2000 г.
В) 2002 г.
Г) 2004 г.
ОТВЕТ: Г

3. «Революция роз» - это события связанные с...?
А) Событиями в Армении
Б) Событиями в Грузии
В) Событиями в Молдавии
ОТВЕТ: Б

4. В какой из стран СНГ до сих пор применяется смертная казнь?
А) Молдавия
Б) Узбекистан
В) Беларусь
Г) Таджикистан
Д) Туркменистан
ОТВЕТ: В

5. Жители какой республики до 2019 г. не платили за коммунальные услуги — воду, газ и электричество?
А) Киргизия
Б) Молдавия
В) Туркменистан
Г) Таджикистан
Д) Украина
ОТВЕТ: В

6. Какой из этих языков является основным языком СНГ?
А) русский
Б) английский
В) французский
ОТВЕТ: А

7. В каком году была решена судьба Крыма после развала СССР?
А) 1999 г.
Б) 2003 г.
В) 2005 г.
Г) 2014 г.
ОТВЕТ: Б

8. Где находятся штаб-квартиры СНГ?
А) В Казахстане и России
Б) В Белоруссии и Армении
В) В России и Белоруссии
ОТВЕТ: В

9. В каком году было подписано соглашение о создании зоны свободной торговли?
А) в 1993 г.
Б) в 1997 г.
В) в 2011 г.
ОТВЕТ: В

10. В 2002 г. участники договора о коллективной безопасности создали Организацию договора коллективной безопасности (ОДКБ). Какие государства вошли в договор, найдите правильный ответ?
А) Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан
Б) Россия, Армения, Грузия, Литва, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан
В) Россия, Армения, Эстония, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Молдавия
ОТВЕТ: А

11. «Васильковая революция» - это события связанные с:
А) Событиями в Молдавии
Б) Событиями в Грузии
В) Событиями в Беларуси
ОТВЕТ: В

12. В какой республике впервые в мире пробурена современная нефтяная скважина, а также начата добыча нефти в море?
А) Узбекистан
Б) Азербайджан
В) Таджикистан
Г) Туркменистан
ОТВЕТ: Б

13. Эта страна известна тем, что с космодрома на ее территории был отправлен в космос первый искусственный спутник Земли.
А) Россия
Б) Казахстан
В) Молдова
Г) Украина
ОТВЕТ: Б

14. Эта страна известна всему миру тем, что здесь возведен самый большой флагшток, равный по высоте сингапурскому колесу обозрения, — 165 метров:
А) Молдова
Б) Россия
В) Таджикистан
Г) Грузия
ОТВЕТ: В

15. У жителей данного государства 6 и 7 апреля, как и у кыргызстанцев, ассоциируются с массовыми беспорядками и внезапной сменой власти.
А) Молдова
Б) Кыргызстан
В) Грузия
Г) Беларусь
Д) Украина
ОТВЕТ: А

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено 60% и менее 60% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. В какой из стран СНГ находится самое холодное обитаемое место на планете?
ОТВЕТ: Россия

2. В обсерватории этого государства была определена длина звездного года, который равен календарному: 365 дней 6 часов 10 минут и 8 секунд.
ОТВЕТ: Узбекистан

3. Какая из стран славится ореховыми лесами площадью равной 340 нью-йоркским паркам?
ОТВЕТ: Кыргызстан

4. В каком городе проходит «Славянский базар»?
ОТВЕТ: Витебск
5. Кто после распада СССР в 1991 году стал первым демократически избранным президентом России?
ОТВЕТ: Борис Ельцин

6. Что является национализмом?
ОТВЕТ: Идеология и направление политики, основополагающим принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства, ее первичности в государствообразующем процессе.

7. Как называлось государство-наследник СССР (état continuateur)?
ОТВЕТ: Российская Федерация

8. Где проходили Первые Европейские игры?
ОТВЕТ: В Баку

9. Годом распада СССР является:
ОТВЕТ: 1991

10. Назовите столицу Туркменистана?
ОТВЕТ: Ашхабад

11. Какой военно-политический союз возглавлял СССР?
ОТВЕТ: Организация Варшавского договора

12. После распада СССР на территории каких государств – членов СНГ оказалось советское ядерное оружие?
ОТВЕТ: Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан

13. Что в отечественной научной традиции обычно понимается под словом «нация»?
ОТВЕТ: Исторический тип этноса, представляющий собой социально-экономическую целостность, которая складывается и воспроизводится на основе общности территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры, психологического склада и этнического (национального) самосознания.

14. На какие две группы делятся входящие в СНГ государства, согласно уставу этой организации?
ОТВЕТ: государства – учредители и государства – члены

15. Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) было создано в:
ОТВЕТ: в октябре 2000 г.

16. Армяно-азербайджанский конфликт называется:
ОТВЕТ: нагорнокарабахским

17. Какой из конфликтов постсоветского пространства не является этническим по своей природе?
ОТВЕТ: приднестровский

18. Какие постсоветские государства были приняты в состав ЕС и НАТО?
ОТВЕТ: Латвия, Литва, Эстония

19. В каком городе находится Межпарламентская ассамблея СНГ?
ОТВЕТ: Санкт-Петербург

20. Какое государство в СНГ является постоянно нейтральным?
ОТВЕТ: Туркменистан

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Зачет может приниматься как в устной форме (которая предполагает ответы студентов на теоретические вопросы), так и выставляться по результатам выполнения студентами установленных программой видов работ, включая итоговый тест. Для разных обучающихся учебной группы могут быть определены разные формы сдачи зачета в зависимости от качества их работы в семестре изучения дисциплины. Вопросы к зачету, задания, которые должны выполнить студенты в семестре, (и форму его проведения) студенты получают на первом занятии по дисциплине в данном семестре.
Присутствие посторонних лиц в ходе проведения аттестационных испытаний без разрешения ректора или проректора не допускается (за исключением работников университета, выполняющих контролирующие функции в соответствии со своими должностными обязанностями). В случае отсутствия ведущего преподавателя аттестационные испытания проводятся заведующим кафедрой.
Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, допускаются на устные аттестационные испытания в сопровождении ассистентов-сопровождающих.
Во время аттестационных испытаний обучающиеся могут пользоваться программой учебной дисциплины.
Оценка результатов аттестационного испытания объявляется обучающимся в день его проведения.

Перечень теоретических заданий /вопросов
1 Место СНГ во внешней политике России в 1990-е гг.
2 Место СНГ во внешней политике в 2000-е гг.
3 Развитие СНГ как региональной организации. Проблемы эффективности.
4 ДКБ/ОДКБ: эволюция регионального сотрудничества в сфере безопасности.
5 Развитие и становление ШОС.
6 Союзное государство России и Белоруссии: правовые аспекты и оценки перспектив.
7 ЕврАзЭС, ТС – оценки эффективности. Потенциал Евразийского союза.
8 Проблемы политического и экономического развития Молдавии и их влияние на региональные процессы.
9 Проблемы политического и экономического развития Белоруссии и их влияние на региональные процессы.
10 Проблемы политического и экономического развития Украины и их влияние на региональные процессы
11 Проблемы политического и экономического развития Азербайджана и их влияние на региональные процессы.
12 Проблемы политического и экономического развития Армении и их влияние на региональные процессы.
13 Проблемы политического и экономического развития Грузии и их влияние на региональные процессы.
14 Проблемы политического и экономического развития Туркменистана и их влияние на региональные процессы.
15 Проблемы политического и экономического развития Казахстана и их влияние на региональные процессы.
16 Проблемы политического и экономического развития Киргизии и их влияние на региональные процессы.
17 Проблемы политического и экономического развития Таджикистана и их влияние на региональные процессы.
18 Проблемы политического и экономического развития Узбекистана и их влияние на региональные процессы.
19 Распад СССР и образование СНГ: правовые аспекты.
20 Распад СССР и образование СНГ: оценки политиков России и новых независимых государств.
21 Субрегион Центральной Азии: общие характеристики.
22 «Новая Восточная Европа» как субрегион: общие характеристики.
23 Южный Кавказ как субрегион: общие характеристики.
Перечень практических вопросов/заданий
Анализ следующих документов:
1. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г.
2. Протокол к Соглашению о создании СНГ.
3. Устав СНГ
4. Договор об Экономическом союзе (сентябрь 1993 г.).
Определите функции органов СНГ:
1. Совет глав государств
2. Совет глав правительств.
3. Межпарламентская ассамблея.
4. Совет министров иностранных дел.
5. Координационно-консультативный комитет
6. Совет министров обороны.
7. Межгосударственный экономический комитет.
8. Органы отраслевого сотрудничества.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Поздняков А.И. - отв. ред., Белозёров В.К. - отв. ред., Васильева М.М. - отв. ред. СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Цыганков П.А. - отв. ред. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МИРОВАЯ ПОЛИТИКА. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Заблоцкий Р. А. Проблемы интеграции стран СНГ: Научная монография Москва: Лаборатория книги, 2012 biblioclub.ru
Л2.2 Шумский Н. Н. Региональные экономические объединения постсоветских государств. Организационно-правовое обеспечение процессов интеграции: Монография Минск: Белорусская наука, 2010 biblioclub.ru
Л2.3 Научный редактор и руководитель авторского коллектива: Большаков А.Г. Методология исследования конфликтов на постсоветском пространстве : очерки: монография Казань: Казанский университет, 2013 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 А. В. Шарапов Россия и постсоветское пространство [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
Л3.2 Пинкин В.И. Содружество Независимых Государств (СНГ): учебно-методическое пособие Издательство НГТУ, 2014 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система "ЛАНЬ" e.lanbook.com
Э2 Университеская библиотека online www.biblioclub.ru
Э3 Интернет-портал СНГ www.e-cis.info
Э4 Учебная дисциплина «Экономические и политические процессы в СНГ» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/);
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение курса следует начать с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии).
Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия и др.), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины.
Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (зачету).
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу.
Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию:
релевантность (точное соответствие теме);
фокус на наиболее важных моментах;
понимание аудитории;
драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории;
доступность, ясность излагаемого материала;
живое изложение, умение заинтересовать;
убедительность выступления;
культура речи, четкость дикции, темп изложения;
логическая завершённость выступления;
соблюдение регламента выступления;
текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами;
логическая последовательность информации на слайдах;
общее впечатление от просмотра презентации;
знание источников и основной литературы по теме;
уровень владения проблемой (правильность ответа);
уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность);
полнота ответа;
владение профессиональным языком.
Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – зачету, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа.