Закреплена за кафедрой | Кафедра всеобщей истории и международных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.05. Международные отношения |
Профиль | Актуальные проблемы теории и практики международных отношений |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_05_Международные отношения_АПТиПМО-2021 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 70 | 70 | 70 | 70 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений
Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Усольцев С.А.
1.1. | определить принципы и механизмы управления внешнеэкономической деятельностью в связи с ее либерализацией в Российской Федерации; выявить преимущества и недостатки внешней торговли в связи с глобализацией экономики и вступлением России в ВТО; провести анализ состояния внешней торговли Алтайского края, а также определить региональные приоритеты внешнеэкономической деятельности края; определить основные тенденции мирового потока прямых иностранных инвестиций и принципы государственной инвестиционной политики в отношении зарубежного капитала; выявить основные факторы привлекательности региона; выявить роль иностранного капитала для экономики Российской Федерации и Алтайского края на основе анализа структуры и динамики привлечения иностранных инвестиций. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-2 | Способен осуществлять экспертно-аналитическую деятельность в сфере международных отношений и внешней политики |
ПК-2.1 | Умеет собирать и первично обобщать фактический материал по международной проблематике. |
ПК-2.2 | Способен составлять экспертные заключения и прогнозы с учетом интересов соответствующих государственных и негосударственных структур. |
УК-2 | Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений |
УК-2.1 | Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач. |
УК-2.2 | Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем. |
УК-2.3 | Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений. |
УК-2.4 | Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | иметь представление об экономических отношениях на уровне мирового хозяйства, страны, региона, хозяйствующих субъектов, а также о степени и характере влияния внешнеэкономического фактора на социально-экономическое развитие страны и региона; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | знать основной понятийный аппарат международного движения товара и капитала и, опираясь на них, сформировать навыки системного анализа международных отношений в их историческом аспекте; уметь ориентироваться в постоянно меняющихся внешнеторговых процессах как на уровне страны, так и в региональном аспекте, а также определять приоритеты развития внешней торговли и инвестирования в Алтайском крае; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | иметь необходимые знания по различным направлениям развития внешнеэкономического комплекса региона, чтобы будущие участники ВЭД могли осуществлять эффективно внешнеторговую деятельность. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Правовые основы внешнеэкономической деятельности регионов | ||||||
1.1. | Основы внешнеэкономической деятельности (вводная лекция) | Лекции | 7 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
1.2. | Особенности внешнеэкономической деятельности на региональном уровне | Практические | 7 | 4 | ||
1.3. | Экономическое районирование России: история и современность | Лекции | 7 | 2 | ||
1.4. | Организация управления ВЭД на федеральном и региональном уровнях | Лекции | 7 | 2 | ||
1.5. | ВЭД и конкурентоспособность регионов | Лекции | 7 | 2 | ||
1.6. | Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации | Практические | 7 | 2 | ||
1.7. | Внешнеэкономическая деятельность регионов Сибири | Лекции | 7 | 2 | ||
1.8. | Внешнеэкономическая деятельность регионов Сибири | Практические | 7 | 4 | ||
1.9. | Мировой опыт организации ВЭД региона | Лекции | 7 | 2 | ||
1.10. | Мировой опыт организации ВЭД региона | Практические | 7 | 2 | ||
Раздел 2. Алтайский край в системе внешнеэкономических связей | ||||||
2.1. | История становления международных связей Алтая | Лекции | 7 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
2.2. | Особенности экономики Алтайского края | Практические | 7 | 4 | ||
2.3. | Экономические связи Алтая со странами ближнего зарубежья | Лекции | 7 | 2 | ||
2.4. | Экономическое сотрудничество Алтайского края с КНР, Индией и Японией | Лекции | 7 | 2 | ||
2.5. | Экономические связи Алтайского края со странами дальнего зарубежья | Практические | 7 | 4 | ||
2.6. | Подготовка к практическим занятиям и экзамену по курсу | Сам. работа | 7 | 70 | Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=434. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Целью внешнеэкономической деятельности региона является а. обеспечение устойчивого регионального социально-экономического развития б. сокращение бюджетных расходов на социальные нужды в. стандартизация технических условий на производимую продукцию ОТВЕТ: а Вопрос 2. Выберите два законодательных акта, регулирующих внешнеэкономическую деятельность субъектов РФ. а. Семейный кодекс б. Таможенный кодекс в. Налоговый кодекс г. Жилищный кодекс ОТВЕТ: бв Вопрос 3. Внешнеэкономические связи - это а. вид социальных отношений, реализующихся через взаимодействие политических субъектов и объектов по поводу приобретения, распределения и осуществления власти б. разновидность публичной дипломатии, в которую входит обмен идеями, информацией, произведениями искусства, языком и другими аспектами культуры между государствами и населяющими их народами в. совокупность направлений, форм, методов и средств торгово-экономического, валютно-финансового производственного и научно-технического сотрудничества между странами, включая внешнюю торговлю товарами и услугами ОТВЕТ: в Вопрос 4. Какое из определений является неверным? а. Внешнеэкономический потенциал региона - это совокупность внутренних и внешних ресурсов региона, задействованных в осуществлении ВЭД, обеспечивающих социально-экономическое развитие территории и повышение ее конкурентных преимуществ б. Внешнеэкономический потенциал региона - это состояние защищенности деятельности промышленных предприятий региона от отрицательных влияний внешней среды, а также их способность быстро устранить угрозы или приспособиться к существующим условиям в. Внешнеэкономический потенциал региона - это имеющиеся в распоряжении ресурсы региона и способность их эффективного использования ОТВЕТ: б Вопрос 5. Что является препятствием для развития внешнеэкономических связей регионов РФ? а. недостаток актуальной информации о зарубежных рынках и ценах б. низкая обеспеченность регионов природными ресурсами в. нежелание самих производителей расширять рынки сбыта ОТВЕТ: а Вопрос 6. Выберите три условия конкурентоспособности региона во внешнеэкономических связях. а. выгодное географическое положение б. значительный культурный потенциал в. инвестиционная привлекательность г. политическая и экономическая стабильность ОТВЕТ: авг Вопрос 7. Какое из утверждений о полномочиях регионов является неверным? а. субъекты РФ имеют право самостоятельно устанавливать и осуществлять внешнеэкономические связи б. региональные власти могут напрямую заключать соглашения с зарубежными субъектами о поставках вооружений в. регионы вправе сами разрабатывать и реализовывать программы привлечения иностранных инвестиций ОТВЕТ: б Вопрос 8. Выберите две меры, способствующие развитию внешнеторговой деятельности региона. а. кредитование участников внешнеторговой деятельности б. организация торговых ярмарок и выставок в. мониторинг технического состояния промышленных предприятий ОТВЕТ: аб Вопрос 9. Выберите два конкурентных преимущества регионов Сибири во внешнеэкономической деятельности. а. суровые природно-климатические условия б. возможность выступать в качестве транспортного коридора между странами Западной Европы и Восточной Азии в. наличие значительных туристско-рекреационных ресурсов ОТВЕТ: бв Вопрос 10. Какое из определений является неверным? а. Региональные торговые соглашения - это взаимные соглашения между двумя или более участниками, в которых страны договариваются о снижении тарифов, квот и прочих торговых ограничений между собой б. Региональные торговые соглашения - это долгосрочное взаимодействие государства и бизнеса, при котором частная сторона участвует в проектировании, финансировании, строительстве или реконструкции объекта инфраструктуры, а также в его последующей эксплуатации и (или) техническом обслуживании в. Региональные торговые соглашения - это торговые соглашения на взаимной основе между двумя и большим числом стран ОТВЕТ: б Вопрос 11. Выберите два последствия регионализации мировой экономики. а. ускоренный рост экспорта б. разорение частных предприятий в. создание дополнительных рабочих мест ОТВЕТ: ав Вопрос 12. Что является необходимым условием для создания благоприятного инвестиционного климата в регионе? а. развитие транспортной инфраструктуры б. специализация региональной экономики на одной отрасли в. разработка собственной внешнеэкономической политики и стратегии региона ОТВЕТ: в Вопрос 13. Выберите 3 фактора, оказывающих влияние на состояние внешнеэкономических связей региона. а. религиозный состав населения б. поддержка бизнеса со стороны органов власти в. состояние производственной базы г. уровень социально-экономического развития региона ОТВЕТ: бвг Вопрос 14. Каков базовый сценарий развития внешнеэкономических связей Алтайского края, согласно "Стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2035 года"? а. внешнеэкономические условия существенно ухудшатся, в результате ужесточения санкционного режима не будет позитивных преобразований в экономике региона б. произойдет ускоренная цифровая трансформация региональной экономики, активизация инвестиционной и инновационной деятельности и расширение экспортных отраслей в. темпы роста основных показателей будут умеренными, хотя инвестиционная и инновационная деятельность активизируется ОТВЕТ: в Вопрос 15. В чем выражается содействие внешнеэкономической деятельности регионов со стороны государства? а. создание центров поддержки экспорта б. поощрение деятельности общественных организаций в. выплата денежных поощрений ОТВЕТ: а КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Назовите три любые формы внешнеэкономических связей. Ответ: торговля; совместное предпринимательство (кооперация); оказание услуг (страхование, туризм, перевозки); научное, культурное и спортивное сотрудничество (обмен). 2. Назовите три любых типа региональных торговых соглашений. Ответ: преференциальное соглашение; зона свободной торговли; таможенный союз; общий рынок; экономический союз. 3. Анализ внешнеэкономического потенциала региона включает в себя следующие этапы: Ответ: 1) оценка социально-экономического состояния региона, 2) оценка его хозяйственной специализации, 3) учет инновационных и инвестиционных возможностей региона. 4. Основная задача регулирования ВЭД на региональном уровне: Ответ: Регулирование ВЭД на региональном уровне направлено на создание благоприятных условий для развития внешнеэкономических связей региона. Региональные власти формируют профиль международной специализации региона с учетом уровня развития предприятий области. 5. _____________ - это вывоз из страны ранее ввезённых в неё товаров для перепродажи в другие страны и таможенная процедура, при которой товары вывозят с территории страны без взимания пошлин и налогов. Вставьте пропущенное слово. Ответ реэкспорт. 6. Какие факторы учитываются при выработке регионами стратегии развития своей внешнеэкономической деятельности? Ответ: потенциал региона и приоритетные направления развития его внешнеэкономических связей. 7. В чем преимущество либеральной государственной торговой политики для осуществления регионом своей внешнеэкономической деятельности? Ответ: при либеральной торговой политике каждый регион вправе сам вырабатывать свою модель поведения во внешнеэкономических связях, определяя собственные приоритеты и стратегию исходя из наличия соответствующего потенциала. 8. Какая форма внешнеэкономической деятельности преобладает среди российских регионов? Ответ: внешняя торговля. 9. Какой показатель является основным для оценки эффективности внешнеэкономической деятельности российских регионов? Ответ: динамика экспорта и импорта. 10. Препятствием для выхода многих регионов на внешний рынок являются высокие таможенные пошлины. Какая мера поддержки может быть реализована со стороны государства, чтобы смягчить этот барьер? Ответ: снижение налоговых ставок для предприятий, начинающих работать на международной арене ИЛИ кредитование этих предприятий. 11. В чем отличие в полномочиях филиала и представительства компании за рубежом? Ответ: филиал компании имеет право заключать торговые соглашения с зарубежными организациями, в то время как представительство такого права не имеет. 12. ________________ - это часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны. Вставьте пропущенный термин. Ответ: особая экономическая зона. 13. Назовите условие для открытия представительства субъекта РФ за рубежом. Ответ: для открытия представительства за рубежом региональные власти должны согласовать этот шаг с Министерством иностранных дел РФ. 14. В каком случае соглашение об осуществлении международных и внешнеэкономических связей региона может быть оспорено со стороны федеральных властей? Ответ: в том случае, если это соглашение противоречит Конституции РФ либо федеральным законам РФ ИЛИ ущемляет законные интересы другого субъекта Российской Федерации. 15. В чем отличие государственного регулирования внешнеэкономической деятельности от регулирования других сфер национальной экономики? Ответ: при регулировании внешнеэкономической деятельности государство должно считаться с международными нормами и принципами мировой торговли. 16. _________________ - это совокупность отраслей, подотраслей, внешнеэкономических объединений, а также предприятий и организаций региона, осуществляющих ВЭД в различных видах и формах. Вставьте пропущенное слово. Ответ: внешнеэкономический комплекс региона. 17. Назовите три вида товаров, правила ввоза и вывоз которых на территорию РФ регулируются исключительно федеральными, но не региональными органами власти. Ответ: ядерные материалы, отравляющие, ядовитые, взрывчатые вещества, психотропные и наркотические вещества; животные и растения, занесенные в Красную книгу. 18. Основная функция представительства субъекта РФ за рубежом: Ответ: продвижение на внешний рынок товаров и услуг, созданных в регионе, поиск потенциальных инвесторов в соответствующий субъект РФ, информационное обеспечение региональных участников ВЭД. 19. Охарактеризуйте центральную модель интернационализации региональной экономики. Ответ: Центральная модель свойственна субъектам РФ с мощным экономическим и научно-техническим потенциалом, таким как Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область и др. В таких регионах высокая степень деловой активности и заинтересованности региональных властей в сфере ВЭД, наиболее благоприятный инвестиционный климат. Эта модель предполагает развитие внешнеэкономических связей региона-субъекта РФ даже с регионами, непосредственно отдаленными от границ региона и страны в целом. 20. Какая система стимулирования ВЭД считается наиболее эффективной для РФ и почему? Ответ: для России наиболее эффективна двухуровневая система (федерация-регион), при которой государственная поддержка экспорта осуществляется по территориальному признаку и включает как федеральное, так и региональное финансирование. Эта система считается наиболее подходящей для России из-за ее протяженной территории. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2 Способен осуществлять экспертно-аналитическую деятельность в сфере международных отношений и внешней политики. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Какая модель интернационализации региональной экономики характерна для Алтайского края? а. центральная б. приграничная в. точечная ОТВЕТ: б Вопрос 2. Какое из утверждений о субъектах внешнеэкономической деятельности является неверным? а. Лицо без гражданства не может выступать в качестве субъекта внешнеэкономической деятельности б. К субъектам ВЭД относятся не только предприятия-производители, но и организации-посредники в. В качестве субъектов ВЭД также выступают транспортные компании Ответ: а Вопрос 3. Выберите два верных определения приграничного региона. а. Приграничный регион - это особый тип регионов, с присущей ему географией, историей, экологией, этническими группами, экономическими возможностями и пр., расположенный на окраине страны и выполняющий федеральные пограничные барьерные, фильтрующие и контактные функции б. Приграничный регион - регион, примыкающий к сухопутной границе, либо к пограничным или территориальным водам, по которым проходит линия разграничения территории государства в. Приграничный регион - регион, экономическое состояние которого в силу объективных, исторических условий существенно ниже среднего в стране ОТВЕТ:: аб Вопрос 4. Какой из регионов РФ, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, характеризуется высокой вовлеченностью во внешнеэкономическую деятельность? а. Республика Дагестан б. Ханты-Мансийский АО в. Ростовская область Ответ: в Вопрос 5. Какое ведомство уполномочено выдавать лицензии на ввоз и вывоз товаров, оборот которых подлежит лицензированию в РФ? а. Министерство иностранных дел б. Минпромторг в. Федеральная налоговая служба Ответ: б Вопрос 6. Выберите три страны, которые входят в десятку основных торговых партнеров Сибирского федерального округа а. Великобритания б. Китай в. Турция г. Индия ОТВЕТ: бвг Вопрос 7. Какое из утверждений о внешнеэкономической деятельности ФРГ является неверным? а. ведущим экспортным регионом востока ФРГ является Саксония б. ФРГ инвестирует в экономику Дальневосточного федерального округа РФ больше, чем КНР в. продвижением экономических интересов германских компаний за рубежом занимаются внешнеторговые палаты ОТВЕТ: б Вопрос 8. Каково число действующих региональных торговых соглашений в мире? а. Около 150 б. Около 250 в. Около 350 ОТВЕТ: в Вопрос 9. Выберите два верных утверждения а. в развитых системах организации ВЭД поддержка адресована малым и средним предприятиям б. для большинства государств поддержка экспорта является стратегической национальной задачей в. в зарубежных странах государство не участвует в контроле внешнеэкономических связей регионов ОТВЕТ: аб Вопрос 10. Какое из утверждений о мировом опыте организации ВЭД является неверным? а. в Японии компаниям запрещено открывать свои представительства за рубежом б. система поддержки экспорта в США включает разработку для региональных компаний индивидуальных маркетинговых стратегий в. важную роль во внешнеэкономической деятельности КНР играет инвестирование в зарубежные страны ОТВЕТ: а Вопрос 11. Выберите три характеристики внешнеэкономических связей Дальневосточного федерального округа РФ: а. этот регион специализируется на экспорте продукции рыбоперерабатывающей и лесохозяйственной промышленности б. препятствием для связей с КНР является отсутствие мостов через реку Амур в. в импорте в ДВО преобладает продукция машиностроения г. внешняя торговля региона преимущественно ориентирована на страны АТР ОТВЕТ: авг Вопрос 12. Какое из определений является неверным? а. импортозамещение - это надзор со стороны государства и банков за соблюдением валютного законодательства при операциях бизнеса и физических лиц с валютой б. импортозамещение - это тип экономической стратегии и промышленной политики государства, направленных на замену импорта промышленной продукции, пользующейся спросом на внутреннем рынке, товарами национального производства в. импортозамещение - это процесс замены на рынке импортных товаров отечественными ОТВЕТ: а Вопрос 13. Выберите две страны, которые входят в пять основных торгово-экономических партнеров Алтайского края а. Армения б. Казахстан в. Китай ОТВЕТ: бв Вопрос 14. Какое направление торгово-экономического сотрудничества между Алтайским краем и Монголией является приоритетным? а. развитие атомной промышленности б. добыча нефти в. торговля с/х продукцией Ответ: в Вопрос 15. В структуре валового регионального продукта Алтайского края наибольшую долю занимает а. обрабатывающее производство б. строительство в.IT технологии и связь ОТВЕТ: а КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Охарактеризуйте внешнеэкономический потенциал Алтайского края. Ответ: Алтайский край является преимущественно аграрным регионом. Преобладает сельское хозяйство и обрабатывающая промышленность. Регион граничит с Казахстаном и находится на пресечении международных транзитных путей. Край обладает большими лесными ресурсами и туристско-рекреационным потенциалом. 2. В чем отличие систем поддержки внешнеэкономической деятельности в КНР и РФ? Ответ: в КНР выход на международный рынок для государственных организаций значительно проще, чем для частных; в РФ же стимулируется выход частных компаний. 3. Какое географическое направление внешнеэкономических связей является приоритетным для Алтайского края? Ответ: для края приоритетно сотрудничество со странами Центральной Азии. 4. Охарактеризуйте европейскую модель организации ВЭД. Ответ: в ЕС организована поддержка организаций-экспортеров как на национальном, так и на наднациональном уровне. Также для ЕС характерна высокие требования к техническим и санитарным стандартам ввозимой и ввозимой продукции. 5. Какова основная задача нацпроекта РФ "Международная кооперация и экспорт" (2018-2024 гг.)? Ответ: основная задача - обеспечить рост экспорта несырьевых товаров. 6. "Это процесс оптимизации структуры экономики страны и региона путем создания дополнительных производств и отраслей, способных заменять импорт, позволяющих делать экономику независимой от внешних рисков, внешнеэкономических связей, внешних сговоров монополий и группировок стран, способных наносить ущерб странам-импортерам путем подрыва их стабильности и устойчивости, удорожания поставок комплектующих товаров, сырья, продовольствия". О каком процессе идет речь? Ответ: импортозамещение 7. Охарактеризуйте японскую модель организации ВЭД. Ответ: в Японии активную роль в организации ВЭД играет государство, которое контролирует, организует и финансирует эту сферу. Также в Японии множество консультативных органов, обеспечивающих взаимодействие государства и бизнеса. 8. В каких областях сотрудничают Алтайский край и Индия? Ответ: между Алтайским краем и Индией налажено сотрудничество в сферах биотехнологий, микробиологии, медицины и туризма. 9. Перечислите основных внешнеэкономических партнеров Сибирского федерального округа. Ответ: Китай, Нидерланды, Южная Корея, Турция, Япония, Индия и Казахстан. 10. В чем особенность региональных торговых соглашений, относящихся к преференциальным? Ответ: особенность таких соглашений в том, что они снижают, но не устраняют полностью торговые барьеры между участниками. 11. К какой категории субъектов СФО, согласно Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 г., относится Алтайский край? Ответ: к регионам с относительно высокой плотностью населения, сбалансированной аграрной и промышленной экономикой, сравнительно высоким уровнем развития инфраструктуры и освоенности территории. 12. Какие факторы препятствуют наращиванию Алтайским краем внешнеэкономической деятельности? Ответ: удаленность от мировых рынков сбыта (за исключением Китая), недостаточная развитость логистической структуры, зависимость от динамики конъюнктурного спроса на производимую в регионе продукцию. 13. Сколько реально действующих региональных торговых соглашений функционируют в мире по состоянию на 2022 год? Ответ: около 350. 14. Какие факторы обеспечивают успешное развития внешней торговли Московской области? Ответ: соседство с Москвой, обусловленное экономико-географическим положением области; развитие науки и промышленности области под влиянием столицы; постоянная миграция трудовых ресурсов РФ, стран ближнего и дальнего зарубежья; наличие в области городов со статусом «наукоград». 15. Какие преимущества получили регионы после вступления РФ в ВТО? Ответ: снижение торговых барьеров; равноправное участие в мировой торговле; возможность привлечения иностранных инвестиций; упрощенный порядок разрешения споров в области внешней торговли. 16. Какие факторы обеспечили динамичное развитие внешнеэкономических связей приграничных регионов в начале 1990-х гг.? Ответ: децентрализация государственной власти и управления, ликвидация госмонополии на внешнюю торговлю и последующая либерализация ВЭД. 17. "__________________________ - это преференциальное исключение из правил режима наибольшего благоприятствования для сопредельных государств узкой приграничной полосы - на удалении около 15 км по обе стороны национальных границ - в целях облегчения обмена товарами и услугами в случае, если они производятся и потребляются непосредственно в пределах этих территорий". Вставьте пропущенное словосочетание. Ответ: приграничная торговля. 18. В чем отличие приграничной торговли от традиционной системы товарообмена на мировых рынках? Ответ: приграничная торговля больше зависит от производственно-отраслевой специализации и хозяйственно-экономического развития приграничных регионов соседних стран, и в меньшей степени зависит от мировых цен и конъюнктуры мировых рынков. 19. В чем заключается функция торговых представительств за рубежом? Ответ: торговые представительства поддерживают организацию бизнес-миссий, готовят информационно-аналитические материалы (путеводители для бизнеса, обзоры экономики стран пребывания), проводят мониторинг экономической ситуации, содействуют заключению и реализации международных соглашений. 20. Какие меры поддержки экспорта российских регионов-поставщиков сырьевой продукции могут обеспечить его большее развитие? Ответ: у регионов - экспортеров сырья есть проблемы экспорта сырья малой степени обработки, устаревшая инфраструктура и потребность в модернизации не только производств, но и транспортно-логистических узлов. Поэтому необходимы меры по удлинению цепочки добавочной стоимости или на модернизацию оборудования на производстве. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=434. Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | МГУ | Курс экономической теории. Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учеб. пособие | М.: Дело и Сервис, 2007 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. | Макроэкономика: учебник | М.: Высш. образование, 2007 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Учебная дисциплина «Внешнеэкономические связи» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MathCAD, Автокод, Adobe Photoshop, Corel draw, Компас, VBasic 6, Visual FoхPrо 7.0; Delphi 6 и др. В компьютерном классе установлены средства MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||