МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Внешнеэкономические связи региона

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки41.03.05. Международные отношения
ПрофильАктуальные проблемы теории и практики международных отношений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_05_Международные отношения_АПТиПМО-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 38
самостоятельная работа 70
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 70 70 70 70
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Малышева Н.С.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Бетмакаев А.М.

Рабочая программа дисциплины
Внешнеэкономические связи региона

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.05 Международные отношения (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 555)

составлена на основании учебного плана:
41.03.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н., доцент Усольцев С.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Усольцев С.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1. определить принципы и механизмы управления внешнеэкономической деятельностью в связи с ее либерализацией в Российской Федерации;
 выявить преимущества и недостатки внешней торговли в связи с глобализацией экономики и вступлением России в ВТО;
 провести анализ состояния внешней торговли Алтайского края, а также определить региональные приоритеты внешнеэкономической деятельности края;
 определить основные тенденции мирового потока прямых иностранных инвестиций и принципы государственной инвестиционной политики в отношении зарубежного капитала;
 выявить основные факторы привлекательности региона;
 выявить роль иностранного капитала для экономики Российской Федерации и Алтайского края на основе анализа структуры и динамики привлечения иностранных инвестиций.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен осуществлять экспертно-аналитическую деятельность в сфере международных отношений и внешней политики
ПК-2.1 Умеет собирать и первично обобщать фактический материал по международной проблематике.
ПК-2.2 Способен составлять экспертные заключения и прогнозы с учетом интересов соответствующих государственных и негосударственных структур.
УК-2Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.1 Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач.
УК-2.2 Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем.
УК-2.3 Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений.
УК-2.4 Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. иметь представление об экономических отношениях на уровне мирового хозяйства, страны, региона, хозяйствующих субъектов, а также о степени и характере влияния внешнеэкономического фактора на социально-экономическое развитие страны и региона;
3.2.Уметь:
3.2.1. знать основной понятийный аппарат международного движения товара и капитала и, опираясь на них, сформировать навыки системного анализа международных отношений в их историческом аспекте;
 уметь ориентироваться в постоянно меняющихся внешнеторговых процессах как на уровне страны, так и в региональном аспекте, а также определять приоритеты развития внешней торговли и инвестирования в Алтайском крае;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. иметь необходимые знания по различным направлениям развития внешнеэкономического комплекса региона, чтобы будущие участники ВЭД могли осуществлять эффективно внешнеторговую деятельность.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Правовые основы внешнеэкономической деятельности регионов
1.1. Основы внешнеэкономической деятельности (вводная лекция) Лекции 7 2 Л2.1, Л1.1
1.2. Особенности внешнеэкономической деятельности на региональном уровне Практические 7 4
1.3. Экономическое районирование России: история и современность Лекции 7 2
1.4. Организация управления ВЭД на федеральном и региональном уровнях Лекции 7 2
1.5. ВЭД и конкурентоспособность регионов Лекции 7 2
1.6. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации Практические 7 2
1.7. Внешнеэкономическая деятельность регионов Сибири Лекции 7 2
1.8. Внешнеэкономическая деятельность регионов Сибири Практические 7 4
1.9. Мировой опыт организации ВЭД региона Лекции 7 2
1.10. Мировой опыт организации ВЭД региона Практические 7 2
Раздел 2. Алтайский край в системе внешнеэкономических связей
2.1. История становления международных связей Алтая Лекции 7 2 Л2.1, Л1.1
2.2. Особенности экономики Алтайского края Практические 7 4
2.3. Экономические связи Алтая со странами ближнего зарубежья Лекции 7 2
2.4. Экономическое сотрудничество Алтайского края с КНР, Индией и Японией Лекции 7 2
2.5. Экономические связи Алтайского края со странами дальнего зарубежья Практические 7 4
2.6. Подготовка к практическим занятиям и экзамену по курсу Сам. работа 7 70 Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=434.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-2
Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Целью внешнеэкономической деятельности региона является
а. обеспечение устойчивого регионального социально-экономического развития
б. сокращение бюджетных расходов на социальные нужды
в. стандартизация технических условий на производимую продукцию
ОТВЕТ: а

Вопрос 2. Выберите два законодательных акта, регулирующих внешнеэкономическую деятельность субъектов РФ.
а. Семейный кодекс
б. Таможенный кодекс
в. Налоговый кодекс
г. Жилищный кодекс
ОТВЕТ: бв

Вопрос 3. Внешнеэкономические связи - это
а. вид социальных отношений, реализующихся через взаимодействие политических субъектов и объектов по поводу приобретения, распределения и осуществления власти
б. разновидность публичной дипломатии, в которую входит обмен идеями, информацией, произведениями искусства, языком и другими аспектами культуры между государствами и населяющими их народами
в. совокупность направлений, форм, методов и средств торгово-экономического, валютно-финансового производственного и научно-технического сотрудничества между странами, включая внешнюю торговлю товарами и услугами
ОТВЕТ: в

Вопрос 4. Какое из определений является неверным?
а. Внешнеэкономический потенциал региона - это совокупность внутренних и внешних ресурсов региона, задействованных в осуществлении ВЭД, обеспечивающих социально-экономическое развитие территории и повышение ее конкурентных преимуществ
б. Внешнеэкономический потенциал региона - это состояние защищенности деятельности промышленных предприятий региона от отрицательных влияний внешней среды, а также их способность быстро устранить угрозы или приспособиться к существующим условиям
в. Внешнеэкономический потенциал региона - это имеющиеся в распоряжении ресурсы региона и способность их эффективного использования
ОТВЕТ: б

Вопрос 5. Что является препятствием для развития внешнеэкономических связей регионов РФ?
а. недостаток актуальной информации о зарубежных рынках и ценах
б. низкая обеспеченность регионов природными ресурсами
в. нежелание самих производителей расширять рынки сбыта
ОТВЕТ: а

Вопрос 6. Выберите три условия конкурентоспособности региона во внешнеэкономических связях.
а. выгодное географическое положение
б. значительный культурный потенциал
в. инвестиционная привлекательность
г. политическая и экономическая стабильность
ОТВЕТ: авг

Вопрос 7. Какое из утверждений о полномочиях регионов является неверным?
а. субъекты РФ имеют право самостоятельно устанавливать и осуществлять внешнеэкономические связи
б. региональные власти могут напрямую заключать соглашения с зарубежными субъектами о поставках вооружений
в. регионы вправе сами разрабатывать и реализовывать программы привлечения иностранных инвестиций
ОТВЕТ: б

Вопрос 8. Выберите две меры, способствующие развитию внешнеторговой деятельности региона.
а. кредитование участников внешнеторговой деятельности
б. организация торговых ярмарок и выставок
в. мониторинг технического состояния промышленных предприятий
ОТВЕТ: аб

Вопрос 9. Выберите два конкурентных преимущества регионов Сибири во внешнеэкономической деятельности.
а. суровые природно-климатические условия
б. возможность выступать в качестве транспортного коридора между странами Западной Европы и Восточной Азии
в. наличие значительных туристско-рекреационных ресурсов
ОТВЕТ: бв

Вопрос 10. Какое из определений является неверным?
а. Региональные торговые соглашения - это взаимные соглашения между двумя или более участниками, в которых страны договариваются о снижении тарифов, квот и прочих торговых ограничений между собой
б. Региональные торговые соглашения - это долгосрочное взаимодействие государства и бизнеса, при котором частная сторона участвует в проектировании, финансировании, строительстве или реконструкции объекта инфраструктуры, а также в его последующей эксплуатации и (или) техническом обслуживании
в. Региональные торговые соглашения - это торговые соглашения на взаимной основе между двумя и большим числом стран
ОТВЕТ: б

Вопрос 11. Выберите два последствия регионализации мировой экономики.
а. ускоренный рост экспорта
б. разорение частных предприятий
в. создание дополнительных рабочих мест
ОТВЕТ: ав

Вопрос 12. Что является необходимым условием для создания благоприятного инвестиционного климата в регионе?
а. развитие транспортной инфраструктуры
б. специализация региональной экономики на одной отрасли
в. разработка собственной внешнеэкономической политики и стратегии региона
ОТВЕТ: в

Вопрос 13. Выберите 3 фактора, оказывающих влияние на состояние внешнеэкономических связей региона.
а. религиозный состав населения
б. поддержка бизнеса со стороны органов власти
в. состояние производственной базы
г. уровень социально-экономического развития региона
ОТВЕТ: бвг

Вопрос 14. Каков базовый сценарий развития внешнеэкономических связей Алтайского края, согласно "Стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2035 года"?
а. внешнеэкономические условия существенно ухудшатся, в результате ужесточения санкционного режима не будет позитивных преобразований в экономике региона
б. произойдет ускоренная цифровая трансформация региональной экономики, активизация инвестиционной и инновационной деятельности и расширение экспортных отраслей
в. темпы роста основных показателей будут умеренными, хотя инвестиционная и инновационная деятельность активизируется
ОТВЕТ: в

Вопрос 15. В чем выражается содействие внешнеэкономической деятельности регионов со стороны государства?
а. создание центров поддержки экспорта
б. поощрение деятельности общественных организаций
в. выплата денежных поощрений
ОТВЕТ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Назовите три любые формы внешнеэкономических связей.
Ответ: торговля; совместное предпринимательство (кооперация); оказание услуг (страхование, туризм, перевозки); научное, культурное и спортивное сотрудничество (обмен).

2. Назовите три любых типа региональных торговых соглашений.
Ответ: преференциальное соглашение; зона свободной торговли; таможенный союз; общий рынок; экономический союз.

3. Анализ внешнеэкономического потенциала региона включает в себя следующие этапы:
Ответ: 1) оценка социально-экономического состояния региона, 2) оценка его хозяйственной специализации, 3) учет инновационных и инвестиционных возможностей региона.

4. Основная задача регулирования ВЭД на региональном уровне:
Ответ: Регулирование ВЭД на региональном уровне направлено на создание благоприятных условий для развития внешнеэкономических связей региона. Региональные власти формируют профиль международной специализации региона с учетом уровня развития предприятий области.

5. _____________ - это вывоз из страны ранее ввезённых в неё товаров для перепродажи в другие страны и таможенная процедура, при которой товары вывозят с территории страны без взимания пошлин и налогов.
Вставьте пропущенное слово.
Ответ реэкспорт.

6. Какие факторы учитываются при выработке регионами стратегии развития своей внешнеэкономической деятельности?
Ответ: потенциал региона и приоритетные направления развития его внешнеэкономических связей.

7. В чем преимущество либеральной государственной торговой политики для осуществления регионом своей внешнеэкономической деятельности?
Ответ: при либеральной торговой политике каждый регион вправе сам вырабатывать свою модель поведения во внешнеэкономических связях, определяя собственные приоритеты и стратегию исходя из наличия соответствующего потенциала.

8. Какая форма внешнеэкономической деятельности преобладает среди российских регионов?
Ответ: внешняя торговля.

9. Какой показатель является основным для оценки эффективности внешнеэкономической деятельности российских регионов?
Ответ: динамика экспорта и импорта.

10. Препятствием для выхода многих регионов на внешний рынок являются высокие таможенные пошлины. Какая мера поддержки может быть реализована со стороны государства, чтобы смягчить этот барьер?
Ответ: снижение налоговых ставок для предприятий, начинающих работать на международной арене ИЛИ кредитование этих предприятий.

11. В чем отличие в полномочиях филиала и представительства компании за рубежом?
Ответ: филиал компании имеет право заключать торговые соглашения с зарубежными организациями, в то время как представительство такого права не имеет.

12. ________________ - это часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.
Вставьте пропущенный термин.
Ответ: особая экономическая зона.

13. Назовите условие для открытия представительства субъекта РФ за рубежом.
Ответ: для открытия представительства за рубежом региональные власти должны согласовать этот шаг с Министерством иностранных дел РФ.

14. В каком случае соглашение об осуществлении международных и внешнеэкономических связей региона может быть оспорено со стороны федеральных властей?
Ответ: в том случае, если это соглашение противоречит Конституции РФ либо федеральным законам РФ ИЛИ ущемляет законные интересы другого субъекта Российской Федерации.

15. В чем отличие государственного регулирования внешнеэкономической деятельности от регулирования других сфер национальной экономики?
Ответ: при регулировании внешнеэкономической деятельности государство должно считаться с международными нормами и принципами мировой торговли.

16. _________________ - это совокупность отраслей, подотраслей, внешнеэкономических объединений, а также предприятий и организаций региона, осуществляющих ВЭД в различных видах и формах.
Вставьте пропущенное слово.
Ответ: внешнеэкономический комплекс региона.

17. Назовите три вида товаров, правила ввоза и вывоз которых на территорию РФ регулируются исключительно федеральными, но не региональными органами власти.
Ответ: ядерные материалы, отравляющие, ядовитые, взрывчатые вещества, психотропные и наркотические вещества; животные и растения, занесенные в Красную книгу.

18. Основная функция представительства субъекта РФ за рубежом:
Ответ: продвижение на внешний рынок товаров и услуг, созданных в регионе, поиск потенциальных инвесторов в соответствующий субъект РФ, информационное обеспечение региональных участников ВЭД.

19. Охарактеризуйте центральную модель интернационализации региональной экономики.
Ответ: Центральная модель свойственна субъектам РФ с мощным экономическим и научно-техническим потенциалом, таким как Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область и др. В таких регионах высокая степень деловой активности и заинтересованности региональных властей в сфере ВЭД, наиболее благоприятный инвестиционный климат. Эта модель предполагает развитие внешнеэкономических связей региона-субъекта РФ даже с регионами, непосредственно отдаленными от границ региона и страны в целом.

20. Какая система стимулирования ВЭД считается наиболее эффективной для РФ и почему?
Ответ: для России наиболее эффективна двухуровневая система (федерация-регион), при которой государственная поддержка экспорта осуществляется по территориальному признаку и включает как федеральное, так и региональное финансирование. Эта система считается наиболее подходящей для России из-за ее протяженной территории.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2
Способен осуществлять экспертно-аналитическую деятельность в сфере международных отношений и внешней политики.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Какая модель интернационализации региональной экономики характерна для Алтайского края?
а. центральная
б. приграничная
в. точечная
ОТВЕТ: б

Вопрос 2. Какое из утверждений о субъектах внешнеэкономической деятельности является неверным?
а. Лицо без гражданства не может выступать в качестве субъекта внешнеэкономической деятельности
б. К субъектам ВЭД относятся не только предприятия-производители, но и организации-посредники
в. В качестве субъектов ВЭД также выступают транспортные компании
Ответ: а

Вопрос 3. Выберите два верных определения приграничного региона.
а. Приграничный регион - это особый тип регионов, с присущей ему географией, историей, экологией, этническими группами, экономическими возможностями и пр., расположенный на окраине страны и выполняющий федеральные пограничные барьерные, фильтрующие и контактные функции
б. Приграничный регион - регион, примыкающий к сухопутной границе, либо к пограничным или территориальным водам, по которым проходит линия разграничения территории государства
в. Приграничный регион - регион, экономическое состояние которого в силу объективных, исторических условий существенно ниже среднего в стране
ОТВЕТ:: аб

Вопрос 4. Какой из регионов РФ, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, характеризуется высокой вовлеченностью во внешнеэкономическую деятельность?
а. Республика Дагестан
б. Ханты-Мансийский АО
в. Ростовская область
Ответ: в

Вопрос 5. Какое ведомство уполномочено выдавать лицензии на ввоз и вывоз товаров, оборот которых подлежит лицензированию в РФ?
а. Министерство иностранных дел
б. Минпромторг
в. Федеральная налоговая служба
Ответ: б

Вопрос 6. Выберите три страны, которые входят в десятку основных торговых партнеров Сибирского федерального округа
а. Великобритания
б. Китай
в. Турция
г. Индия
ОТВЕТ: бвг

Вопрос 7. Какое из утверждений о внешнеэкономической деятельности ФРГ является неверным?
а. ведущим экспортным регионом востока ФРГ является Саксония
б. ФРГ инвестирует в экономику Дальневосточного федерального округа РФ больше, чем КНР
в. продвижением экономических интересов германских компаний за рубежом занимаются внешнеторговые палаты
ОТВЕТ: б

Вопрос 8. Каково число действующих региональных торговых соглашений в мире?
а. Около 150
б. Около 250
в. Около 350
ОТВЕТ: в

Вопрос 9. Выберите два верных утверждения
а. в развитых системах организации ВЭД поддержка адресована малым и средним предприятиям
б. для большинства государств поддержка экспорта является стратегической национальной задачей
в. в зарубежных странах государство не участвует в контроле внешнеэкономических связей регионов
ОТВЕТ: аб

Вопрос 10. Какое из утверждений о мировом опыте организации ВЭД является неверным?
а. в Японии компаниям запрещено открывать свои представительства за рубежом
б. система поддержки экспорта в США включает разработку для региональных компаний индивидуальных маркетинговых стратегий
в. важную роль во внешнеэкономической деятельности КНР играет инвестирование в зарубежные страны
ОТВЕТ: а

Вопрос 11. Выберите три характеристики внешнеэкономических связей Дальневосточного федерального округа РФ:
а. этот регион специализируется на экспорте продукции рыбоперерабатывающей и лесохозяйственной промышленности
б. препятствием для связей с КНР является отсутствие мостов через реку Амур
в. в импорте в ДВО преобладает продукция машиностроения
г. внешняя торговля региона преимущественно ориентирована на страны АТР
ОТВЕТ: авг

Вопрос 12. Какое из определений является неверным?
а. импортозамещение - это надзор со стороны государства и банков за соблюдением валютного законодательства при операциях бизнеса и физических лиц с валютой
б. импортозамещение - это тип экономической стратегии и промышленной политики государства, направленных на замену импорта промышленной продукции, пользующейся спросом на внутреннем рынке, товарами национального производства
в. импортозамещение - это процесс замены на рынке импортных товаров отечественными
ОТВЕТ: а

Вопрос 13. Выберите две страны, которые входят в пять основных торгово-экономических партнеров Алтайского края
а. Армения
б. Казахстан
в. Китай
ОТВЕТ: бв

Вопрос 14. Какое направление торгово-экономического сотрудничества между Алтайским краем и Монголией является приоритетным?
а. развитие атомной промышленности
б. добыча нефти
в. торговля с/х продукцией
Ответ: в

Вопрос 15. В структуре валового регионального продукта Алтайского края наибольшую долю занимает
а. обрабатывающее производство
б. строительство
в.IT технологии и связь
ОТВЕТ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Охарактеризуйте внешнеэкономический потенциал Алтайского края.
Ответ: Алтайский край является преимущественно аграрным регионом. Преобладает сельское хозяйство и обрабатывающая промышленность. Регион граничит с Казахстаном и находится на пресечении международных транзитных путей. Край обладает большими лесными ресурсами и туристско-рекреационным потенциалом.

2. В чем отличие систем поддержки внешнеэкономической деятельности в КНР и РФ?
Ответ: в КНР выход на международный рынок для государственных организаций значительно проще, чем для частных; в РФ же стимулируется выход частных компаний.

3. Какое географическое направление внешнеэкономических связей является приоритетным для Алтайского края?
Ответ: для края приоритетно сотрудничество со странами Центральной Азии.

4. Охарактеризуйте европейскую модель организации ВЭД.
Ответ: в ЕС организована поддержка организаций-экспортеров как на национальном, так и на наднациональном уровне. Также для ЕС характерна высокие требования к техническим и санитарным стандартам ввозимой и ввозимой продукции.

5. Какова основная задача нацпроекта РФ "Международная кооперация и экспорт" (2018-2024 гг.)?
Ответ: основная задача - обеспечить рост экспорта несырьевых товаров.

6. "Это процесс оптимизации структуры экономики страны и региона путем создания дополнительных производств и отраслей, способных заменять импорт, позволяющих делать экономику независимой от внешних рисков, внешнеэкономических связей, внешних сговоров монополий и группировок стран, способных наносить ущерб странам-импортерам путем подрыва их стабильности и устойчивости, удорожания поставок комплектующих товаров, сырья, продовольствия".
О каком процессе идет речь?
Ответ: импортозамещение

7. Охарактеризуйте японскую модель организации ВЭД.
Ответ: в Японии активную роль в организации ВЭД играет государство, которое контролирует, организует и финансирует эту сферу. Также в Японии множество консультативных органов, обеспечивающих взаимодействие государства и бизнеса.

8. В каких областях сотрудничают Алтайский край и Индия?
Ответ: между Алтайским краем и Индией налажено сотрудничество в сферах биотехнологий, микробиологии, медицины и туризма.

9. Перечислите основных внешнеэкономических партнеров Сибирского федерального округа.
Ответ: Китай, Нидерланды, Южная Корея, Турция, Япония, Индия и Казахстан.

10. В чем особенность региональных торговых соглашений, относящихся к преференциальным?
Ответ: особенность таких соглашений в том, что они снижают, но не устраняют полностью торговые барьеры между участниками.

11. К какой категории субъектов СФО, согласно Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 г., относится Алтайский край?
Ответ: к регионам с относительно высокой плотностью населения, сбалансированной аграрной и промышленной экономикой, сравнительно высоким уровнем развития инфраструктуры и освоенности территории.

12. Какие факторы препятствуют наращиванию Алтайским краем внешнеэкономической деятельности?
Ответ: удаленность от мировых рынков сбыта (за исключением Китая), недостаточная развитость логистической структуры, зависимость от динамики конъюнктурного спроса на производимую в регионе продукцию.

13. Сколько реально действующих региональных торговых соглашений функционируют в мире по состоянию на 2022 год?
Ответ: около 350.

14. Какие факторы обеспечивают успешное развития внешней торговли Московской области?
Ответ: соседство с Москвой, обусловленное экономико-географическим положением области; развитие науки и промышленности области под влиянием столицы; постоянная миграция трудовых ресурсов РФ, стран ближнего и дальнего зарубежья; наличие в области городов со статусом «наукоград».

15. Какие преимущества получили регионы после вступления РФ в ВТО?
Ответ: снижение торговых барьеров; равноправное участие в мировой торговле; возможность привлечения иностранных инвестиций; упрощенный порядок разрешения споров в области внешней торговли.

16. Какие факторы обеспечили динамичное развитие внешнеэкономических связей приграничных регионов в начале 1990-х гг.?
Ответ: децентрализация государственной власти и управления, ликвидация госмонополии на внешнюю торговлю и последующая либерализация ВЭД.

17. "__________________________ - это преференциальное исключение из правил режима наибольшего благоприятствования для сопредельных государств узкой приграничной полосы - на удалении около 15 км по обе стороны национальных границ - в целях облегчения обмена товарами и услугами в случае, если они производятся и потребляются непосредственно в пределах этих территорий".
Вставьте пропущенное словосочетание.
Ответ: приграничная торговля.

18. В чем отличие приграничной торговли от традиционной системы товарообмена на мировых рынках?
Ответ: приграничная торговля больше зависит от производственно-отраслевой специализации и хозяйственно-экономического развития приграничных регионов соседних стран, и в меньшей степени зависит от мировых цен и конъюнктуры мировых рынков.

19. В чем заключается функция торговых представительств за рубежом?
Ответ: торговые представительства поддерживают организацию бизнес-миссий, готовят информационно-аналитические материалы (путеводители для бизнеса, обзоры экономики стран пребывания), проводят мониторинг экономической ситуации, содействуют заключению и реализации международных соглашений.

20. Какие меры поддержки экспорта российских регионов-поставщиков сырьевой продукции могут обеспечить его большее развитие?
Ответ: у регионов - экспортеров сырья есть проблемы экспорта сырья малой степени обработки, устаревшая инфраструктура и потребность в модернизации не только производств, но и транспортно-логистических узлов. Поэтому необходимы меры по удлинению цепочки добавочной стоимости или на модернизацию оборудования на производстве.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=434. Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 МГУ Курс экономической теории. Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учеб. пособие М.: Дело и Сервис, 2007
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: учебник М.: Высш. образование, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Учебная дисциплина «Внешнеэкономические связи» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MathCAD, Автокод, Adobe Photoshop, Corel draw, Компас, VBasic 6, Visual FoхPrо 7.0; Delphi 6 и др.
В компьютерном классе установлены средства MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины