Закреплена за кафедрой | Кафедра всеобщей истории и международных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.05. Международные отношения |
Профиль | Актуальные проблемы теории и практики международных отношений |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 14 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_05_Международные отношения_АПТиПМО-2021 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | 2 (3) | 2 (4) | 3 (5) | Итого | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 20 | 15,5 | 22,5 | 15,5 | ||||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 96 | 96 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 96 | 96 |
Сам. работа | 33 | 33 | 33 | 33 | 69 | 69 | 96 | 96 | 231 | 231 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 | 27 | 27 | 0 | 0 | 81 | 81 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 | 144 | 144 | 144 | 144 | 504 | 504 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений
Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Усольцев С.А.
1.1. | – сформировать представление об истории дипломатии и международных отношений как непрерывном процессе, сопровождающем развитие государственно-организованной цивилизации; – обозначить факторы, способствующие формированию структур и методов международных отношений при переходе от племенной организации к государству; – выявить цивилизационные особенности международных отношений в странах Востока и полисном мире; - проследить формирование и трансформацию системы межгосударственных отношений в Средиземноморском регионе; - определить основные институты, нормы и методы внешней политики древних государств; - сформировать представление о системных закономерностях и логике процесса становления международных отношений современного типа; - проследить процесс становления и основные этапы эволюции Вестфальской системы международных отношений в XVII-XIX вв.; - выявить историческое наследие эпохи становления государств-наций в современных международных отношениях; - изучить особенности и этапы протоглобализации и мировой политики XVIII-XIX вв. - сформировать устойчивые навыки историко-политической аргументации при исследованиях на исторические и современные темы предметной области международных отношений |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05 |
ОПК-4 | Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях |
ОПК-4.1 | Знает современные тенденции и закономерности комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях. |
ОПК-4.2 | Умеет устанавливать причинно-следственные связи в общественно-политических и социальноэкономических процессах. |
ОПК-4.3 | Способен давать характеристику и оценку международным процессам и событиям в связи с экономическим, социальным и культурноцивилизационными контекстами. |
УК-1 | Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач |
УК-1.1 | Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории. |
УК-1.2 | Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов |
УК-1.3 | Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений. |
УК-1.4 | Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | логику глобальных процессов и развития всемирной политической системы международных отношений в их исторической, экономической и правовой обусловленности и соотношения долгосрочных международно-политических тенденций и параметров современной мирополитической системы |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | понимать основы регулирования международных конфликтов с использованием дипломатических политико-психологических, социально-экономических и силовых методов; выявлять историческое и системное своеобразие этапов эволюции международных отношений в связи с общим ходом всемирно-исторического процесса; интерпретировать международные конфликты в дихотомии "традиционные-совремнные", "конвенциональные-универсальные" |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | владеть навыками комплексного многофакторного и системного анализа международных отношений в контексте всемирно-исторического процесса; владеть основами и базовыми навыками прикладного анализа международных ситуаций системой историко-политической аргументации при изучении истории и современных международных отношений |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Международные отношения и дипломатия в Древнем мире и в Средние века (III тыс. до н. э. — XV в.) | ||||||
1.1. | Предмет и задачи курса (вводная лекция) | Лекции | 2 | 2 | Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
1.2. | Характер международных отношений и дипломатия Древнего Востока | Лекции | 2 | 2 | Л3.1, Л1.1 | |
1.3. | Особенности международных отношений и дипломатии Древнего Востока | Практические | 2 | 4 | Л3.1, Л1.1 | |
1.4. | Международные связи и становление дипломатии в Древней Греции в архаическую и классическую эпохи (VIII–IV вв. до н.э.) | Лекции | 2 | 2 | ||
1.5. | Особенности международных отношений и дипломатии древних греков | Практические | 2 | 4 | ||
1.6. | Международные отношения и дипломатия в позднеклассическую и раннеэллинистическую эпоху (IV в. до н.э.) | Лекции | 2 | 2 | ||
1.7. | Международные отношения и дипломатия Древнего Рима в период Ранней Республики | Лекции | 2 | 2 | ||
1.8. | Международные отношения в Западном Средиземноморье в период Поздней Республики и Империи | Лекции | 2 | 2 | ||
1.9. | Особенности международных отношений и дипломатии древних римлян | Практические | 2 | 4 | ||
1.10. | Международные отношения и дипломатия в конце раннего средневековья (VIII-XI вв.) | Лекции | 2 | 2 | ||
1.11. | Международные отношения в Европе в период Великого переселения народов и варварских королевств | Лекции | 2 | 2 | ||
1.12. | Международные отношения в Европе и на Ближнем Востоке в эпоху крестовых походов (XII–XIII вв.) | Лекции | 2 | 2 | ||
1.13. | Международные отношения в эпоху крестовых походов | Практические | 2 | 4 | ||
1.14. | Франция и Англия в системе международных отношений в XI–XV вв. | Лекции | 2 | 2 | ||
1.15. | Столетняя война | Практические | 2 | 4 | ||
1.16. | Священная Римская империя и папство в международных отношениях в эпоху развитого средневековья (XII–XV вв.) | Лекции | 2 | 2 | ||
1.17. | Древняя Русь в системе международных отношений | Практические | 2 | 4 | ||
1.18. | Международные отношения в период позднего средневековья | Лекции | 2 | 2 | ||
1.19. | Подготовка к лекциям, практическим занятиям и к экзамену | Сам. работа | 2 | 33 | ||
Раздел 2. Международные отношения в XVI-середине XIX вв. | ||||||
2.1. | Европа к началу Нового времени. Характеристика основных участников международных отношений. | Лекции | 3 | 4 | Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
2.2. | Итальянские войны. | Лекции | 3 | 2 | Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
2.3. | Развитие дипломатии в XVI-XVII вв. | Лекции | 3 | 2 | Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
2.4. | Тридцатилетняя война. Формирование Вестфальской СМО. | Лекции | 3 | 2 | Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
2.5. | Основные международные конфликты второй половины XVII-XVIII вв. Развитие дипломатии. | Лекции | 3 | 8 | Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
2.6. | Влияние Французской революции на международные отношения начала XIX в. Венский конгресс. | Лекции | 3 | 4 | Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
2.7. | Лекция-дискуссия. Священный союз. Дипломатия европейских конгрессов. | Лекции | 3 | 2 | Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
2.8. | Тридцатилетняя война. | Практические | 3 | 6 | Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
2.9. | Конфликты XVIII в. | Практические | 3 | 6 | Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
2.10. | Конгрессы Священного союза. | Практические | 3 | 6 | Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
2.11. | Развитие дипломатии и дипломатической службы в XIX в.(подготовка докладов). | Практические | 3 | 6 | Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
2.12. | Подготовка к семинарским занятиям. | Сам. работа | 3 | 18 | Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
2.13. | Подготовка к экзамену. | Сам. работа | 3 | 15 | Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
Раздел 3. Международные отношения в XIX в. | ||||||
3.1. | Эволюция Венской системы международных отношений | Лекции | 4 | 2 | Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
3.2. | Перегруппировка сил в Европе и складывание европейских союзов 1870-90-е гг. | Лекции | 4 | 2 | Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
3.3. | Система европейских альянсов: сравнительная и типологическая характеристика | Практические | 4 | 6 | Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
3.4. | Западный мир на рубеже Х1Х-ХХ столетий и эволюция международных отношений | Лекции | 4 | 2 | Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
3.5. | Империализм как фактор глобализации. Колониальная система и мировая политика Х1Х в. | Лекции | 4 | 2 | Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
3.6. | Внешняя политика и дипломатия великих держав вт. пол. Х1Х в.: общее и особенное | Практические | 4 | 12 | Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
3.7. | Англо-германский антагонизм: природа, факторы складывания и роль в международных отношениях | Лекции | 4 | 4 | Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
3.8. | США в системе международных отношений: основные направления внешней политики | Лекции | 4 | 4 | Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
3.9. | Международные кризисы, конфликты и механизмы урегулирования: историческое своеобразие | Лекции | 4 | 2 | Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
3.10. | Балканы в системе международных отношений во второй половине Х1Х в. | Лекции | 4 | 2 | Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
3.11. | Балканы в системе МО | Практические | 4 | 4 | Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
3.12. | Вестфальская система и баланс сил в Х1Х в. | Лекции | 4 | 2 | Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
3.13. | Формирование блоковой системы на рубеже Х1Х-ХХ в. Первая мировая война | Лекции | 4 | 2 | Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
3.14. | Блоки держав, блоковая дипломатия и проблема системного кризиса международных отношений. Происхождение Первой мировой войны. | Практические | 4 | 2 | Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
3.15. | Подготовка к практическим занятиям | Сам. работа | 4 | 24 | Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
3.16. | Подготовка сообщения на тему национальных особенностей внешней политики и дипломатии | Сам. работа | 4 | 12 | Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
3.17. | Заполнение сравнительной таблицы "Вестфальская система и баланс сил" | Сам. работа | 4 | 12 | Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
3.18. | Подготовка к выполнению тестовых заданий | Сам. работа | 4 | 21 | Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
Раздел 4. История международных отношений и дипломатии с 1918-1991 гг. | ||||||
4.1. | Советский фактор в системе международных отношений в 1917–1945 гг. | Лекции | 5 | 6 | Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
4.2. | Возникновение и деморализация Версальского миропорядка (1919–1923 гг.) | Практические | 5 | 4 | Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
4.3. | Локарнский процесс 1924–1932 гг. | Практические | 5 | 4 | Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
4.4. | Крах Версальского миропорядка 1933–1941 гг. | Практические | 5 | 4 | Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
4.5. | Формирование Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений 1941–1945 гг. | Практические | 5 | 4 | Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
4.6. | Происхождение «холодной войны». Международные отношения в конце 1940-х – начале 1960-х гг. | Лекции | 5 | 6 | Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
4.7. | Германская проблема в международных отношениях в 1945–1990 гг. | Практические | 5 | 4 | Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
4.8. | СССР и страны Восточной Европы в середине 1940-х – 1980-е гг. | Практические | 5 | 4 | Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
4.9. | Разрядка международной напряженности в 1962–1979 гг. | Лекции | 5 | 6 | Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
4.10. | Окончание глобальной конфронтации Востока и Запада в 1980-е гг. | Лекции | 5 | 6 | Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
4.11. | Подготовка к практическим занятиям | Сам. работа | 5 | 48 | Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
4.12. | Подготовка к выполнению тестовых заданий | Сам. работа | 5 | 24 | Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
4.13. | Подготовка к зачету с оценкой | Сам. работа | 5 | 24 | Л1.2, Л1.3, Л1.4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – Часть 1 https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id =544 Часть 2 https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4671 Часть 3 https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1499 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4 Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Первый известный международный договор ¬– это А. договор между Хеттским царством и Египтом XIII в. до н.э. Б. договор между Моисеем и Египетским царем Египта XIII в. до н.э. В. договор между Спартой и Афинами V в. до н.э. Г. Д. договор между ахейцами и троянцами XII в. до н.э. Ответ: А 2. Какой полис являлся лидером Пелопонесского союза? А. Афины Б. Спарта В. Коринф Г. Фивы 3. Что можно отнести к причинам Пелопоннесской войны? А. Религиозный конфликт Б. Внутренняя межполисная борьба В. Изменение экономической политики Г. Стремление к гегемонии Ответ: Г 4. Какое государство вышло победителем в Пелопоннесской войне? А. Афины Б. Спарта В. Македония Г. Фивы Ответ: Б 5. Какой римский император захватил и уничтожил Иерусалим? А. Август Б. Тиберий В. Нерон Г. Веспасиан Ответ: Г 6. Верно ли утверждение, что Тридцатилетняя война была раньше Войны за испанское наследство? А. Верно Б. Неверно Ответ: А 7. Какие британские владения по происхождению не были переселенческими колониями? А. Австралия Б. Новая Зеландия В. Индия Г. Канада Д. Д. Капская колония Ответ: В 8. Какая международная конференция подвела итоги Русско-турецкой войны 1877–1878 гг.? А. Венский конгресс Б. Парижский конгресс В. Лондонская конференция Г. Берлинский конгресс Ответ: Г 9. Какое событие стало официальным поводом для вступления Великобритании в Первую мировую войну? А. Австрийский ультиматум Сербии Б. Указ о всеобщей мобилизации в России В. Нарушение нейтралитета Бельгии Г. Битва на Марне Ответ: В 10. Верно ли утверждение, что Декрет о мире и «14 пунктов» В. Вильсона включали принцип права наций на самоопределение? А. Верно Б. Неверно Ответ: А 11. В чем состоит суть пакта Бриана–Келлога? А. закрепление границ между Германией и ее западными соседями Б. урегулирование проблемы репараций с Германией В. отказ от войны в качестве орудия национальной политики Г. создание арбитражных органов для решения споров между Германией и ее соседями Ответ: В 12. В Потсдамской конференции «большой тройки» (1945 г.) в качестве глав делегаций участвовали: А. И. Сталин Б. У. Черчилль В. Ф. Рузвельт Г. К. Эттли Д. Г. Трумэн Ответ: А, Б, Г, Д 13. Верно ли, что американские ракеты средней дальности, размещенные в Италии и Турции, были вывезены после Карибского кризиса? А. Верно Б. Неверно Ответ: А 14. Верно ли, что в знак протеста против Мюнхенского соглашения СССР вышел из Лиги Наций? А. Верно Б. Неверно Ответ: Б 15. В 1957 г. была основана международная организация для осуществления экономической интеграции стран Западной Европы – А. ГАТТ Б. ОЭСР В. ЕЭС Г. ЕАСТ Ответ: В КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВОПРОСОВ ЗАКРЫТОГО ТИПА Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; • «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85–100% заданий; • «хорошо» – верно выполнено 70–84% заданий; • «удовлетворительно» – верно выполнено 51–69% заданий; • «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Какая греко-римская философская школа пыталась осмыслить проблемы международных отношений и дипломатии? Ответ: Стоицизм 2. Как называется объединение городов Лация в центральной Италии VII–IV вв. до н.э., за гегемонию над которым боролся Рим. Ответ: Латинский союз 3. Как называется собрание представителей греческих полисов, созванное в 338 г. до н.э. Филиппом II Македонским для заключения всеобщего мира и создания панэллинского союза. Ответ: Коринфский конгресс 4. Как в Древней Греции классического периода называли политическое лидерство полиса в союзном объединении государств? Ответ: Гегемония 5. Какой статус имели в Риме варварские союзные племена, селившиеся у границ империи и получающие жалование за охрану рубежей? Ответ: Федераты 6. Как называлась система международных отношений, созданная по итогам Тридцатилетней войны? Ответ: Вестфальская система 7. Какие европейские державы поддержали Османскую империю в Крымской войне против России? Ответ: Великобритания и Франция 8. Какой военный конфликт завершил процесс объединения Германии в 1871 г.? Ответ: Франко-прусская война 9. Какой политик, по определению современников, «объединил Германию железом и кровью»? Ответ: О. фон Бисмарк 10. На чем основывались договоренности между Великобританией и Францией 1904 г. и между Великобританией и Россией 1907 г.? Ответ: Соглашения основывались на урегулировании колониальных противоречий между странами. 11. На стороне какой из воюющих коалиций США вступили в Первую мировую войну? Ответ: США вступили в войну на стороне Антанты. 12. «Все свободные люди, где бы они ни жили, являются гражданами Берлина. Поэтому, как свободный человек, я могу с гордостью заявить: Ich bin ein Berliner». Кто произнес эти слова? Ответ: Президент США Джон Кеннеди. 13. Назовите международную организацию, основанную согласно положений Версальского договора. Ответ: Лига Наций. 14. Благодаря чему удалось избежать ядерной войны между СССР и США? Ответ: Согласно наиболее распространенной точке зрения, избежать ядерной войны удалось благодаря осознанию американским и советским правительствами угрозы нанесения неприемлемого ущерба для каждой из сверхдержав в случае обмена ядерными ударами. 15. Внимательно прочитайте отрывок из документа: «Подчинение народов иностранному игу и господству и их эксплуатация являются отрицанием основных прав человека, противоречат Уставу Организации Объединенных Наций и препятствуют развитию сотрудничества и установлению мира во всем мире. Все народы имеют право на самоопределение; в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие ...». Какой международный процесс основывался на этих положениях? Ответ: Процесс деколонизации. 16. Что такое «железный занавес»? Ответ: Это политическое клише, введённое в активное обращение Уинстоном Черчиллем 5 марта 1946 года в его «фултонской речи». Оно обозначало информационный, политический и пограничный барьер, которым отделил СССР и его страны-сателлиты от демократических стран Запада. 17. Участниками ОВД были Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия и Югославия. Какая из стран включена в этот список по ошибке? Ответ: Югославия. 18. Как называлась международная коммунистическая организация, распущенная в 1956 г.? Ответ: Информбюро коммунистических и рабочих партий (Коминформ). 19. С каким процессом в международных отношениях было связано принятие Заключительного Акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1975 г.? Ответ: Принятие Хельсинского Акта означало кульминацию разрядки международной напряженности между Западом и Востоком. 20. Какое значение имела Атлантическая хартия 1941 г.? Ответ: Атлантическая хартия была принята на британским премьером У. Черчиллем и президентом США Ф. Д. Рузвельтом. Позже к хартии присоединились СССР и другие страны антигитлеровской коалиции. Хартия была призвана определить устройство мира после победы союзников во Второй мировой войне. Она послужила основой для создания послевоенного политического и экономического миропорядка. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВОПРОСОВ ОТКРЫТОГО ТИПА «Отлично» (зачтено): Ответ: полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ: полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ: неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ: не соответствует вопросу или вовсе не дан. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Пунические войны охватывают промежуток времени: А. 264–255 гг. до н.э. Б. 264–146 гг. до н.э. В. 146–27 гг. до н.э. Г. 509–264 гг. до н.э. Ответ: Б 2. Верно ли утверждение, что Спарта была крупным завоевателем и проводила самую агрессивную внешнюю политику в Древней Греции? А. Верно Б. Неверно Ответ: Б 3. На какие цели Афины взымали с союзников взнос форос? А. Строительство и содержание союзного флота Б. Оплата Афинам услуг по организации обороны В. Дань Афинам Г. Штраф за несоблюдение союзнических обязательств Ответ: А 4. Какой полис никогда не претендовал на гегемонию в Древней Греции? А. Афины Б. Спарта В. Фивы Г. Олимпия Ответ: Г 5. Сколько древнегреческих полисов известно современным ученым? А. Около 1000 Б. Около 100 В. Около 20 Г. Около 12000 Ответ. А 6. В какой период Россия приобрела статус великой державы (империи)? А. XVII веке Б. XVIII веке В. XIX веке Ответ: Б 7. Внешнеполитическая концепция какой страны включала принцип «Не может быть свободен народ, угнетающий другие народы»? А. Франция Б. Соединенные Штаты Америки В. Нидерланды Г. Великобритания Д. Пруссия Ответ: Б 8. Верно ли утверждение, что революционная Франция проводила политику территориальных захватов? А. Верно Б. Неверно Ответ: Б 9. Верно ли утверждение, что Россия до 1812 г. не входила в состав антифранцузских коалиций? А. Верно Б. Неверно Ответ: Б 10. Какие новые цели появились во внешней политике европейских стран в новое время? А. Обеспечение династических интересов Б. Религиозные и конфессиональные цели В. Обеспечение суверенитета и безопасности границ Г. Территориальные захваты Ответ: В 11. Какие организации / институты не относили к европейскому интеграционному процессу? А. Организация европейского экономического сотрудничества Б. Совет Европы В. Европейский Совет Г. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе Д. Европейское политическое сотрудничество Ответ: В, Д 12. В чем состояли главные противоречия между сверхдержавами после Второй мировой войны? А. разногласия в определении судеб освобожденных от фашизма народов, решении территориальных вопросов Б. соперничество в экономической области В. разногласия по вопросу о наказании нацистских преступников и искоренении нацизма в Германии Г. разногласия по вопросу о создании системы коллективной безопасности в Европе Ответ: А 13. Какую проблему должна была решить реализация «плана Дауэса»? А. введение санкций против СССР Б. вывод французских войск из Рура В. финансовая стабилизация Германии Г. ревизия Версальского договора Ответ: В 14. Какие три события из перечисленных ниже свидетельствовали об отказе Германии от выполнения положений Версальского мирного договора? А. введение в Германии всеобщей воинской повинности Б. возрождение германского военного флота и создание тяжелых вооружений В. прекращение Германией репарационных платежей Г. оккупация Германией Эльзаса и Лотарингии Д. включение вольного города Данцига в состав Германии Ответ: А, Б, Д 15. Какие события означали завершение формирования «мирового социалистического лагеря»? А. создание Организации Варшавского Договора Б. завершение корейской войны В. утверждение коммунистических режимов в Восточной Европе и образование КНР Г. реализация «плана Маршалла» и создание НАТО Ответ: В КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВОПРОСОВ ЗАКРЫТОГО ТИПА Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; • «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85–100% заданий; • «хорошо» – верно выполнено 70–84% заданий; • «удовлетворительно» – верно выполнено 51–69% заданий; • «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Какой договор положил конец персидским войнам? Ответ: Каллиев мир 2. Как называется вой¬на ита¬лий¬ских пле¬мён про¬тив Рима (91–88 или 90–88 до н. э.), которая велась за предос¬тав¬ле¬нии со¬юз¬ни¬кам прав римского гра¬ж¬дан¬ст¬ва? Ответ: Союзническая война 3. Что такое империя? Ответ: Империя в широком смысле — это большое государство, которое обычно включает в себя множество, народов и стран под единым правлением или контролем. Империи стремятся к расширению своей власти и влияния за пределами своих исходных границ путем завоевания новых земель. Империи могут иметь различные формы правления, но тяготеют к монархии. Империи часто характеризуются централизованным управлением, контролем над экономическими ресурсами и культурным влиянием на завоеванные территории. Нередко внутри империи допускается разнообразие форм зависимости и механизмов контроля различных территорий. 4. Что такое войны диадохов? Ответ: Войны приемников Александра Македонского после его смерти в 323 году до н.э. Эти войны охватили период с 322 по 281 год до н.э. После смерти Александра его огромная империя была разделена между его преемниками, такими как Антигон, Кассандр, Птолемей, Селевк и Лисимах, стали правителями различных регионов бывшей империи. Войны диадохов были серией вооруженных конфликтов и дипломатических маневров за контроль над разными частями империи. Эти войны привели к формированию нескольких новых государств и царств, таких как Птолемеевская Египетская династия в Египте, Селевкидская династия в Сирии, а также Антигонидская династия в Македонии. Войны диадохов завершились, когда основные государства договорились о разделе сфер влияния и признали друг друга. Формирование новых государств в ходе этих войн в значительной степени определило политическую карту ближневосточного региона на следующие века. 5. Что такое «Великое переселение народов»? Ответ: «Великое переселение народов» — это массовые миграции и перемещения народов и этнических групп в разных частях Европы и близлежащих территориях. с IV по VII вв. н.э. 6. Какой договор после Тридцатилетней войны утвердил принцип равенства суверенитетов и соблюдения границ? Ответ: Вестфальский договор 7. Какие европейские государства первыми в раннее новое время создали колониальные империи? Ответ: Испания и Португалия 8. Как называлась система договоренностей между великими державами разрешать конфликты мирным, дипломатическим путем, созданная после Венского конгресса? Ответ: «Европейский концерт» 9. Какая держава стала инициатором и лидером создания Тройственного союза? Ответ: Германия 10. Какой регион называли «пороховым погребом Европы» накануне Первой мировой войны? Ответ: Балканы 11. Что такое «холодная война»? Ответ: «Холодная война» – глобальное геополитическое, военное, экономическое и идеологическое противостояние в середине 1940-х – 1980-е гг. между СССР и союзниками, с одной стороны, и США и их союзниками, с другой. Эта конфронтация не была войной в международно-правовом смысле. Одной из главных составляющих конфронтации была идеологическая борьба – как следствие противоречия между капиталистической и коммунистической моделями государственного строя. 12. Дайте определение термину «сверхдержава». Ответ: Сверхдержава – очень мощное государство с огромным политическим, экономическим и военным потенциалами, обладающее превосходством над большинством других государств, которое позволяет ему осуществлять гегемонию не только в своем регионе, но и в самых отдаленных точках планеты. 13. Назовите основные особенности Версальско-Вашингтонской системы международных отношений. Ответ: Версальско-Вашингтонская система международных отношений была установлена после Первой мировой войны и имела несколько основных особенностей. Вот основные черты этой системы. 1) Версальский мирный договор: Основой Версальско-Вашингтонской системы стал Версальский мирный договор, заключенный в 1919 г. после окончания Первой мировой войны. Этот договор устанавливал новые границы и территориальные изменения, а также накладывал ряд ограничений на Германию, включая военные, экономические и политические условия. 2) Договоры с союзниками Германии: В рамках Версальско-Вашингтонской системы были заключены договоры с союзниками Германии, которые регулировали их взаимоотношения и устанавливали новые политические и экономические условия после войны. 3) Вашингтонская конференция: В 1921–1922 гг. состоялась Вашингтонская конференция, на которой были заключены соглашения между гг. державами. Они касались ограничения вооружений, морской безопасности, распределения колоний и торговых интересов. Все это было направлено на снижение напряженности и предотвращение будущих конфликтов. 4) Принципы мирного урегулирования: Версальско-Вашингтонская система основывалась на принципах мирного урегулирования и предотвращения войн. Она стремилась создать международный порядок, основанный на сотрудничестве и дипломатии, с целью предотвратить повторение кровопролитных конфликтов, подобных Первой мировой войне. 5) Лига Наций: Версальско-Вашингтонская система также предусматривала создание Лиги Наций, первой международной организации, которая имела целью урегулирование споров между государствами и поддержание мира. Лига Наций была создана на основе принципов коллективной безопасности и сотрудничества. 14. Что предполагала идея создания системы коллективной безопасности в Европе в 1920–1930-е гг.? Ответ: Система коллективной безопасности – это механизм, созданный с целью обеспечения безопасности и мира на международном или региональном уровне. Она предполагает, что государства сотрудничают и взаимодействуют друг с другом для предотвращения конфликтов, угроз и агрессии. В рамках такой системы государства обязуются сотрудничать, совместно реагировать на потенциальные угрозы и принимать коллективные меры для поддержания мира и безопасности. В период между двумя мировыми войнами идея системы коллективной безопасности была активно обсуждаема, однако не удалось полностью реализовать такую систему, которая могла бы предотвратить войну. Вместо этого были предприняты некоторые шаги в направлении ее создания: действовала Лига Наций, подписан пакт Бриана–Келлогга и т. д. Некоторые страны, включая СССР, преследовали политику коллективной безопасности, стремясь создать систему взаимодействия и сотрудничества между государствами для предотвращения конфликтов и угроз. Однако эти и другие инициативы системы коллективной безопасности не смогли предотвратить Вторую мировую войну. 15. В чем заключался ядерный паритет между СССР и США? Ответ: Ядерный паритет – ситуация, когда противостоящие государства-сверхдержавы (и их союзники) обладают сравнимыми возможностями стратегических ударных ядерных сил. Поскольку одновременно сверхдержавы имели и крупнейшие вооружённые силы (основой которых и является ядерное оружие) и стратегический паритет, данное понятие фактически тождественно военно-стратегическому паритету. Эти понятия лежали в основе «холодной войны», хотя несколько по-разному отражались в военных доктринах ядерных держав в разное время. 16. Каковы были цели Движения Неприсоединения? Ответ: Цели Движения Неприсоединения были направлены на укрепление независимости и суверенитета государств, а также на поддержку развивающихся стран. Основные цели организации включали: 1) нейтралитет и неучастие в военных блоках; 2) защита интересов развивающихся стран; 3) продвижение мира и недискриминации; защита национальной независимости. Движение Неприсоединения было основано на принципах мирного сосуществования и сотрудничества между государствами, независимо от их идеологических различий. 17. В чем заключался Карибский (Кубинский) кризис 1962 г.? Ответ: Карибский кризис – исторический термин, определяющий чрезвычайно напряжённое политическое, дипломатическое и военное противостояние между Советским Союзом и Соединёнными Штатами в октябре 1962 года, которое было вызвано тайной переброской и размещением на Кубе военных частей и подразделений Вооружённых Сил СССР, техники и вооружения, включая ядерное оружие. Кризис мог привести к глобальной ядерной войне. Кризис был разрешен в результате дипломатических шагов двух сверхдержав. 18. Приведите пример биполярной международной системы. Ответ: Биполярная международная система – это термин, используемый в политологии для описания системы международных отношений, в которой существуют две супердержавы или государства, которые обладают значительной экономической, военной и политической силой. Такая система характеризуется политическим и военным противостоянием между этими двумя государствами. Примером биполярной системы была эпоха «холодной войны», когда Соединенные Штаты и Советский Союз являлись двумя главными противоборствующими силами. 19. В чем состояла суть политики «умиротворения»? Ответ: Её суть заключается в урегулировании искусственно разжигаемых государством-агрессором международных споров и разрешения конфликтов посредством сдачи стороне, ведущей агрессивную политику, второстепенных и малозначимых, с точки зрения авторов этой доктрины, позиций и вопросов. Термин наиболее часто употребляется для обозначения внешней политики британского правительства в 1933–1939 гг. (ее проявление достигло своего пика в период 1937–1939 гг.). Данная политика привела к окончательной деградации Версальской системы, Лиги Наций и системы коллективной безопасности, а также радикальному изменению баланса сил в Европе, ослаблению геополитических позиций Великобритании и Франции и, в конечном счете, к усилению Германии во главе с А. Гитлером. 20. Что такое «14 пунктов Вильсона»? Ответ: Четырнадцать пунктов Вильсона – проект условий мирного соглашения, завершающего Первую мировую войну, разработанный президентом США Вудро Вильсоном и представленный Конгрессу 8 января 1918 года. Проект включал сокращение вооружений, вывод немецких частей из России и Бельгии, провозглашение независимости Польши и создание «общего объединения наций» (получившего название Лига Наций). Неохотно одобренная союзниками США, эта программа легла в основу Версальского мира. 14 пунктов Вильсона были альтернативой разработанному Лениным Декрету о мире, который был неприемлемым для западных держав. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВОПРОСОВ ОТКРЫТОГО ТИПА «Отлично» (зачтено): Ответ: полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ: полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ: неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ: не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Темы эссе 1. Форин Офис и британская дипломатическая традиция. 2. Имперская внешняя политика и роль британской дипломатии в формировании блоков держав. 3. Дипломатия О.Бисмарка. 4. Дипломатическое обеспечение мирового курса Германии. 5. Особенности российской дипломатии. 6. Российские министры иностранных дел и формирование дипломатической традиции. 7. Французская дипломатия и проблема безопасности. 8. Формирование активной внешней политики США и её дипломатическое обеспечение. 9. Роль малых стран в европейской политике на примере балканской дипломатии. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета / экзамена по всему изученному курсу. Промежуточная аттестация для части 1 заключается в проведении онлайн-тестирования в конце семестра по всему изученному курсу для сдачи зачета. Тест части 1 размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=514932 Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации составляет – 15. Промежуточная аттестация для части 2 заключается в проведении онлайн-тестирования в конце семестра по всему изученному курсу для сдачи зачета. Тест части 2 размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4671 Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации составляет – 10. Промежуточная аттестация для части 3 заключается в проведении онлайн-тестирования в конце семестра по всему изученному курсу для сдачи зачета. Тест части 3 размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=115212 Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации составляет – 12. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85–100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70–84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51–69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | В. Н. Козулин | Теория и история дипломатии (Древний мир и Средние века) [Электронный ресурс]: учеб. пособие | АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | Батюк В.И. | ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.3 | Власов Н.А. - Отв. ред. | ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.4 | Новая и новейшая история стран Европы и Америки : Учебная литература для ВУЗов | СКФУ, 2016 | biblioclub.ru | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Л. В. Монина | Великая французская революция [Электронный ресурс]: учеб. пособие | АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | АлтГУ, Ист. фак., Каф. всеобщей истории и международных отношений | Теория и история дипломатии (Дипломатия и международные отношения в Древнем мире и в Средние века): метод. указания и программа курса для студентов направления <Международные отношения> | Изд-во АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Центр антиковедения СПбГУ | centant.pu.ru | ||
Э2 | История Древнего Рима | www.ancientrome.ru | ||
Э3 | Interactive Ancient Mediterranean (карты Средиземноморского региона в древности) | iam.classics.unc.edu | ||
Э4 | Oriental Institution Site Maps (карты древнего Ближнего Востока) | oi.uchicago.edu | ||
Э5 | Первая мировая война : библиографический указатель | www.bfrz.ru | ||
Э6 | 30-летняя война. Первый общеевропейский конфликт. | www.youtube.com | ||
Э7 | 7 - летняя война 1756-1763 гг | ok.ru | ||
Э8 | Учебная дисциплина «История международных отношений и дипломатии (Древний мир и средние века)" в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета | portal.edu.asu.ru | ||
Э9 | Учебная дисциплина «История международных отношений и дипломатии (новое время)" в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета | portal.edu.asu.ru | ||
Э10 | Учебная дисциплина «История международных отношений и дипломатии (1918–1991 гг.)" в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Изучение курса следует начать с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии). Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия и др.), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины. Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (экзамену). В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу. Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию: релевантность (точное соответствие теме); фокус на наиболее важных моментах; понимание аудитории; драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории; доступность, ясность излагаемого материала; живое изложение, умение заинтересовать; убедительность выступления; культура речи, четкость дикции, темп изложения; логическая завершѐнность выступления; соблюдение регламента выступления; текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами; логическая последовательность информации на слайдах; общее впечатление от просмотра презентации; знание источников и основной литературы по теме; уровень владения проблемой (правильность ответа); уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность); полнота ответа; владение профессиональным языком. Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – экзамену, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа. |