МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История международных отношений и дипломатии на Востоке

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки41.03.05. Международные отношения
ПрофильАктуальные проблемы теории и практики международных отношений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план41_03_05_Международные отношения_АПТиПМО-2021
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 86
самостоятельная работа 103
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 15,5 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22 44 44
Практические 20 20 22 22 42 42
Сам. работа 30 30 73 73 103 103
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 144 144 216 216

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Курныкин Олег Юрьевич

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Аршинцева Ольга Алексеевна

Рабочая программа дисциплины
История международных отношений и дипломатии на Востоке

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.05 Международные отношения (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 555)

составлена на основании учебного плана:
41.03.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н., доцент Усольцев С.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Усольцев С.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.раскрыть процесс формирования единого мирополитического пространства в эпоху господства колониализма, выявить механизмы складывания и функционирования колониальных империй,борьбу народов Востока за суверенитет и равноправный статус в межгосударственных отношениях,показать место и роль стран и народов Востока в современной системе международных отношений, повышение их значимости в мировых экономических и политических процессах в условиях глобального перераспределения сил и появления новых мировых и региональных центров силы.
Задачи:
– показать своеобразие и специфику колониальной политики ведущих государств мира в отношении народов Востока;
– рассмотреть международно-правовую основу системы неравноправных договоров между странами Запада и Востока;
– определить роль экономического компонента и его договорное оформление во взаимоотношениях капиталистических держав со странами Востока в условиях складывания мирового рынка;
– рассмотреть формирование региональных подсистем международных отношений;
– показать роль «советского фактора» в международных отношениях на Востоке;
– показать неизбежность и конкретные формы распада колониальных империй и обретения суверенитета странами Востока;
– рассмотреть место и роль стран Востока в международных отношения в условиях существования биполярной структуры миропорядка;
– показать рост влияния государств Востока на общемировые процессы после ликвидации биполярного мироустройства;проследить формирование новых «центров силы» в современной системе международных отношений;
– определить воздействие религиозного и цивилизационно-культурного компонентов на характер современных международных отношений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях
ОПК-4.1 Знает современные тенденции и закономерности комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях.
ОПК-4.2 Умеет устанавливать причинно-следственные связи в общественно-политических и социальноэкономических процессах.
ОПК-4.3 Способен давать характеристику и оценку международным процессам и событиям в связи с экономическим, социальным и культурноцивилизационными контекстами.
УК-1Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории.
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений.
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-знать методологические основы гуманитарных знаний и политической теории;
-знать фактическое содержание и этапы эволюции международных отношений периода;
–знать и понимать логики глобальных процессов и развития всемирной политической системы международных отношений в их исторической, экономической и правовой обусловленности;
– знать и понимать основные направления внешней политики ведущих зарубежных государств, особенности их дипломатии и взаимоотношений с Россией.

3.2.Уметь:
3.2.1.-использовать теоретико-методологические приемы в освоении фактического материала по истории международных отношений;
-осуществлять сравнительно-исторический анализ международных отношений в рамках системного подхода.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-навыками теоретического и прикладного анализа конкретно-исторического материала и процессов;
-теоретическим и прикладным анализом международных отношений, внешней политики и дипломатии государств в глобальной системе и региональных подсистемах.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История международных отношений на Востоке в новое время
1.1. Введение Лекции 3 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.2. «Восточный вопрос» в международных отношениях в конце XVIII – начале ХХ в. Лекции 3 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Англо-русское соперничество в Иране в XIX - начале ХХ в. Лекции 3 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Разграничение Российской и Британской империй в Средней Азии и Афганистане во второй половине XIX в. Лекции 3 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Международные отношения на Дальнем Востоке во второй половине XIX – начале ХХ в. Лекции 3 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Первая мировая война и страны Востока. Лекции 3 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.7. «Восточный вопрос» в международных отношениях в конце XVIII – начале ХХ в. Практические 3 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Англо-русское соперничество в Иране в XIX - начале ХХ в. Практические 3 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.9. Разграничение Российской и Британской империй в Средней Азии и Афганистане во второй половине XIX в. Практические 3 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.10. Международные отношения на Дальнем Востоке во второй половине XIX – начале ХХ в. Практические 3 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.11. Первая мировая война и страны Востока. Практические 3 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Международные отношений на Востоке в 1918-1945 гг.
2.1. Раздел Османской империи и борьба Турции за независимость и суверенитет. Лекции 3 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Формирование мандатной системы на Арабском Востоке. Лекции 3 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Вашингтонская конференция и формирование Вашингтонского порядка в Азиатско-Тихоокеанском регионе Лекции 3 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Политика Советской России на Востоке Лекции 3 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Усиление японской агрессии в Китае в 1930-е гг. Лекции 3 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.6. Раздел Османской империи и борьба Турции за независимость и суверенитет. Практические 3 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.7. Формирование мандатной системы на Арабском Востоке. Практические 3 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.8. Вашингтонская конференция и формирование Вашингтонского порядка в Азиатско-Тихоокеанском регионе Практические 3 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.9. Политика Советской России на Востоке Практические 3 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.10. Усиление японской агрессии в Китае в 1930-е гг. Практические 3 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.11. Чтение дополнительной литературы Сам. работа 3 30 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.12. Зачет 3 0 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.13. Вторая мировая война и страны Востока Практические 4 4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.14. Вторая мировая война и страны Востока Лекции 4 4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Международные отношения на Востоке во второй половине ХХ в.
3.1. Международные отношения на Дальнем Востоке в послевоенный период Лекции 4 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Процессы деколонизации в Азии и Африке Лекции 4 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Китай и международные отношения в Восточной Азии в 1960-е – 1970-е гг. Лекции 4 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Ближневосточная подсистема международных отношений во второй половине ХХ в. Лекции 4 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.5. «Исламский фактор» в международных отношениях в 1970-е – 1980-е гг. Лекции 4 4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.6. Страны Востока в условиях ликвидации биполярного мироустройства и становления новой системы международных отношений Лекции 4 6 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.7. Международные отношения на Дальнем Востоке в послевоенный период Практические 4 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.8. Процессы деколонизации в Азии и Африке Практические 4 4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.9. Китай и международные отношения в Восточной Азии в 1960-е – 1970-е гг. Практические 4 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.10. Ближневосточная подсистема международных отношений во второй половине ХХ в. Практические 4 4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.11. «Исламский фактор» в международных отношениях в 1970-е – 1980-е гг. Практические 4 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.12. Страны Востока в условиях ликвидации биполярного мироустройства и становления новой системы международных отношений Практические 4 4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.13. Чтение дополнительной литературы Сам. работа 4 73 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.14. Экзамен Экзамен 4 27 Л2.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы для оценки сформированности компетенции:

ОПК-4: способность находить нестандартные интерпретации международной информации и проводить соответствующий анализ для решения задач профессиональной деятельности.

Тестовые задания

1. Самой обширной по территории колониальной империей являлась
А. Британская
Б. Французская
В. Российская

2. Капитуляции – специальные соглашения между Османской империей и европейскими государствами, предусматривавшие
А. консульскую юрисдикцию, т.е. изъятие иностранцев из ведения местного судопроизводства
Б. широкие льготы иностранным подданным в сфере торговли, мореплавания, налогообложения
В. все перечисленное выше

3. Синьцзян был включен в состав Цинской империи
А. добровольно
Б. в результате разгрома Джунгарского ханства
В. вследствие ассимиляции местного населения Китаем

4. По Симодскому договору 1855 г. между Японией и Россией южнокурильские острова
А. остались неразделенными
Б. вошли в состав России
В. признавались территорией Японии

5. В результате англо-египетской войны 1882 г.
А. Египет был аннексирован Великобританией
Б. Египет вышел из состава Османской империи
В. Великобритания объявила себя «временно оккупирующей державой», создав в Египте систему косвенного управления

6. В результате завоевания Средней Азией Россией во второй половине XIX в.
А. Бухарский эмират и Хивинское ханство были ликвидированы и вошли в состав Туркестанского генерал-губернаторства
Б. Бухарский эмират и Хивинское ханство признали свой вассалитет от России
В. Кокандское ханство превратилось в главный оплот России в Средней Азии

7. Война между Арменией и Турции 1920 г. привела:
А. к образованию независимого армянского государства
Б. к возвращению армян в Западную (турецкую) Армению
В. поражению Армении и вытеснению армян из Западной Армении

8. Ирак был принят в Лигу Наций
А. в 1930 г.
Б. в 1932 г.
В. в 1938 г.

9. Война между Ираком и Великобританией произошла
А. в 1940 г.
Б. в 1941 г.
В. в 1942 г.

10. Китай провел испытание ядерного оружия и стал ядерной державой
А. в 1961 г.
Б. в 1964 г.
В. в 1967 г.

11. Китайская Народная Республика стала членом ООН
А. в 1971 г.
Б. в 1972 г.
В. в 1974 г.

12. Верховная власть в Японии в 1945–1952 гг. находилась
А. в руках японского императора
Б. в руках Союзного совета для Японии
В. в руках США

13. Сан-Францисская конференция, созванная для выработки и подписания мирного договора с Японией, проходила
А. в 1951 г.
Б. в 1952 г.
В. в 1956 г.

14. «Годом Африки», когда была провозглашена независимость 17 африканских государств, называют
А. 1960 г.
Б. 1963 г.
В. 1964 г.

15. Итогом ирано-иракской войны 1980–1988 гг. стала
А. победа Ирана
Б. победа Ирака
В. взаимное истощение сторон

Ключ к тестам

№ вопроса ответ
1 А
2 В
3 Б
4 В
5 В
6 Б
7 В
8 Б
9 Б
10 Б
11 А
12 В
13 А
14 А
15 В

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.


Контрольные вопросы

1. Что означает понятие западоцентризм, как он проявляется в международных отношениях?
Западоцентризм – концепция, обосновывающая превосходство западной цивилизации над отставшей мировой периферией и доминирование стран Запада в международных отношениях.

2. Что понимается под ориетализацией современного мира?
Под ориентализацией мира понимается постепенное, но неуклонное возрастание роли стран Востока в современной мировой экономике и политике.

3. Каковы основные характеристики колониальной империи?
Колониальная империя – это сложносоставное, полиэтническое государственное образование, построенное на основе иерархического подчинения периферии центру, стремящееся к политико-правовой и культурной унификации подконтрольных пространств, а также проводящее активную, экспансионистскую внешнюю политику.

4. Приведите примеры морских и континентальных колониальных империй.
Морские империи – Испанская, Португальская, Нидерландская (Голландская), Французская, Британская.
Континентальные империи – Австро-Венгерская, Российская, Османская.

5. Какова роль колониальных империй в структурировании мирополитического пространства?
Колониальные империи стали инструментом «собирания мира», складывания единого мирового политического и экономического пространства.

6. Что такое субсидиарные договоры?
Субсидиарные договоры – формально союзнические соглашения между Ост-Индскими компаниями и правителями индийских княжеств, предусматривавшие размещение на территории княжеств воинских контингентов ОИК, на содержание которых выделялись субсидии из княжеской казны.

7. Кто такие сипаи?
Сипаи – наёмные солдаты в колониальной Индии (XVIII–XX вв.), рекрутировавшиеся европейскими колонизаторами, в основном британцами, из числа местного населения.


8. Что такое контрибуция?
Контрибуция – денежные суммы, выплачиваемые побежденным государством победителю после окончания войны. Размер, условия, формы выплаты контрибуции определялись исключительно по усмотрению победителя. Нормами современного международного права контрибуция запрещена.

9. Основными причинами неустойчивости Вашингтонского порядка в АТР являлись
возвращение Японии на путь внешнеполитической экспансии в начале 1930-х гг. и возобладание настроений изоляционизма в США.

10. С какой целью была создана в 1920 г. Дальневосточная Республика?
ДВР была создана как буферное государственное образование на российском Дальнем Востоке с целью недопущения прямого военного столкновения Советской России и Японии. В 1922 г. была ликвидирована и вошла в состав РСФСР.

11. Что означает понятие «марионеточное государство»?
Марионеточное государство – формально независимое государство, внутренняя и внешняя политика которого в значительной степени определяется иностранной державой.

12. Доктрина Трумэна предполагала
выделение Соединенными Штатами Америки 400 млн дол. на срочную помощь Греции и Турции для сдерживания натиска со стороны коммунистических сил.

13. Причинами Корейской войны 1950–1953 гг. стали:
раздел Кореи после Второй мировой войны на советскую и американскую зоны оккупации и стремление Республики Корея и КНДР к объединению страны военным путем под своей властью.

14. Какую позицию заняла ООН после начала войны в Корее?
Совет Безопасности ООН признал агрессором КНДР и призвал оказать помощь Южной Корее. Впервые в практике ООН были сформированы коллективные силы для участия в военных действиях на стороне жертвы агрессии.

15. Какие решения в отношении Вьетнама были приняты на Женевской конференции 1954 г.
Вьетнам признавался независимым государством. Формально провозглашалась территориальная целостность Вьетнама, фактически закреплялся его раздел на Северный и Южный Вьетнам.

16. Бандунгская конференция 1955 г. положила начало формированию
Движения неприсоединения.

17. Гуамская доктрина (доктрина Никсона) 1969 г. предусматривала увеличение ответственности азиатских стран в сфере безопасности в АТР, в том числе возрастание военных расходов союзников США. В рамках этой доктрины был взят курс на «вьетнамизацию войны» в Индокитае, что предусматривало сокращение участия американских войск в наземных операциях в войне во Вьетнаме.

18. «Теория трех миров», выдвинутая лидером КНР Мао Цзэдуном, делила все страны мира на три группы:
Первый мир – две сверхдержавы (США и СССР)
Второй мир – малые и средние развитые страны
Третий мир – развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки. Китай, согласно этой теории, был призван стать лидером «третьего мира».

19. Сеть коммуникаций и баз снабжения, по которым осуществлялась переброска военных формирований и снаряжения из Северного в Южный Вьетнам через сопредельные территории Лаоса и Камбоджи, называлась «тропой Хо Ши Мина».

20. Наступление вооруженных сил Демократической Республики Вьетнам в 1975 г. («операция Хо Ши Мин») завершилось:
разгромом сайгонского режима, эвакуацией американских сил из Южного Вьетнама, объединением страны, провозглашением в 1976 г. Социалистической Республики Вьетнам.

Критерии оценивания открытых вопросов
«Отлично» (зачтено): ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недостатки.


ПК-12: способность понимать логику глобальных процессов и развития всемирной политической системы международных отношений в их исторической, экономической и правовой обусловленности

Тестовые задания

1. Самой обширной по территории колониальной империей являлась
А. Британская
Б. Французская
В. Российская

2. Ликвидация Крымского ханства и включение Крыма в состав Российской империи произошли:
А. в 1774 г.
Б. в 1783 г.
В. в 1791 г.

3. Итогом первой англо-афганской 1838–1842 гг. войны стало
А. завоевание Афганистана Великобританией
Б. превращение Афганистана в британский протекторат
В. поражение Великобритании

4. Первая опиумная война между Великобританией и Китаем
А. положила начало формированию системы неравноправных договоров в отношениях Китая с европейскими государствами
Б. привела к массовым закупкам опиума европейскими торговцами на китайском рынке
В. привела к запрету торговли опиумом в Китае

5. Приамурье и Приморье вошли в состав России
А. по требованию местного населения
Б. как плата за посреднические усилия России в прекращении второй опиумной войны
В. в результате поражения Китая в русско-китайской войне

6. Япония захватила Маньчжурию
А. в 1929 г
Б. в 1931 г.
В. в 1937 г.

7. Лозаннский мирный договор 1923 г. предусматривал:
А. передачу черноморских проливов под контроль Турции
Б. признание странами Антанты независимости и суверенитета Турции
В. создание независимых Армении и Курдистана

8. Великобритания признала формальную независимость Египта
А. в 1918 г.
Б. в 1922 г.
В. в 1924 г.

9. Между СССР и Китаем в 1937 г. был заключен
А. пакт о нейтралитете
Б. пакт о ненападении
В. договор о взаимопомощи

10. Брюссельская конференция 1937 г., созванная после нападения Японии на Китай,
А. признала Японию агрессором
Б. ввела коллективные санкции против Японии
В. призвала Японию мирно урегулировать конфликт с Китаем

11. Индия в период Второй мировой войны
А. занимала нейтральную позицию
Б. объявила войну державам оси, но не принимала участия в военных действиях
В. была участником военных действий

12. Система неравноправных договоров Китая с западными державами была окончательно ликвидирована
А. в 1939 г.
Б. в 1941 г.
В. в 1943 г.

13. В 1946 г. провозглашается независимость
А. Бирмы
Б. Филиппин
В. Индонезии

14. «Годом Африки», когда была провозглашена независимость 17 африканских государств, называют
А. 1960 г.
Б. 1963 г.
В. 1964 г.

15. Вывод советских войск из Афганистана завершился
А. в 1989 г.
Б. в 1990 г.
В. в 1992 г.

Ключ к тестам

№ вопроса ответ
1 А
2 Б
3 В
4 А
5 Б
6 Б
7 Б
8 Б
9 Б
10 В
11 В
12 В
13 Б
14 А
15 А

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Контрольные вопросы

1. Каковы основные характеристики колониальной империи?
Колониальная империя – это сложносоставное, полиэтническое государственное образование, построенное на основе иерархического подчинения периферии центру, стремящееся к политико-правовой и культурной унификации подконтрольных пространств, а также проводящее активную, экспансионистскую внешнюю политику.

2. Что означает понятие великие державы?
Великие державы – термин, принятый для обозначения государств, играющих ведущую роль в международных отношениях и несущих особую ответственность за поддержание мира и международной безопасности.

3. Что такое доминион?
Доминионы – самоуправляемые части Британской империи, пользовавшиеся значительной самостоятельностью во внутренних делах через систему местных представительных органов.

4. Что такое сферы влияния в международных отношениях?
Сферы влияния – это территории формально независимых государств, на которых влияние той или иной великой державы было преобладающим или монопольным. При этом формально эти территории оставались частью тех или иных государств Востока.

5. Что такое мандатная система?
Мандатная система – вид международной опеки. Введена Лигой Наций для управления колониальными и зависимыми территориями в Азии, Африке и Океании, принадлежавшими ранее Германии и Османской империи. Мандаты на управление этими территориями передавались Лигой Наций одному из союзных государств.

6. Что такое агрессия в международных отношениях?
Агрессия – применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства.

7. Что такое аннексия?
Аннексия – насильственное присоединение государством территории другого государства.

8. Что означает термин геноцид?
Геноцид – международное преступление, совершаемое с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, расовую или религиозную группу как таковую.

9. Что означает понятие деколонизация?
Деколонизация – процесс предоставления независимости, полного суверенитета колониям, доминионам, подмандатным территориям, зависимым территориям.

10. Что означает термин прелиминарный мирный договор
Прелиминарный мирный договор – предварительное соглашение, в котором воюющие стороны устанавливают основные условия будущего мирного договора.

11. Как повлияла исламская революция в Иране на американо-иранские отношения?
Отношения между Ираном и США были разорваны, Иран перестает быть союзником США в регионе, антиамериканизм становится основой внешнеполитического курса Исламской Республики Иран.

12. Каковы международные последствия ввода советских войск в Афганистан?
Был положен конец политике разрядки в международных отношениях. США отказались от ратификации договора ОСВ-2. США и ряд стран отказались от участия в Московской олимпиаде 1980 г. ООН неоднократно принимала резолюции с призывом к СССР вывести свои войска из Афганистана.

13. Охарактеризуйте японский проект создания Великой восточноазиатской сферы сопроцветания?
Великая восточноазиатская сфера сопроцветания – паназиатский проект, продвигавшийся японским правительством накануне и в годы Второй мировой войны. Проект предполагал создание в Восточной Азии блока азиатских народов, возглавляемого Японией и свободного от западных держав.

14. Иранский кризис 1945–1946 гг. в международных отношениях был обусловлен
нежеланием советского правительства выводить свои войска из Ирана, поддержкой Москвой сепаратистских движений азербайджанцев и курдов в Иране, стремлением СССР получить доступ к нефтяным ресурсам Ирана.

15. Причинами обострения советско-турецких отношений после Второй мировой войны стали:
инициативы советского руководства о пересмотре режима черноморских проливов (в том числе создание в проливах советской военной базы), о передачи СССР армянских и грузинских территорий, прежде входивших в состав Российской империи.

16. Что означает выражение «тройственная агрессия против Египта»?
Тройственная агрессия – международный вооруженный конфликт 1956 г. между Великобританией, Францией и Израилем, с одной стороны, и Египтом, с другой стороны, вызванный национализацией Египтом Суэцкого канала.

17. Препятствием для заключения мирного договора между Японией и Россией после Второй мировой войны является
неурегулированность территориального спора в отношении Южных Курильских островов в двусторонних отношениях.

18. Основой внешнеполитического курса и системы безопасности Японии во второй половине ХХ в. является
военно-политический союз с Соединенными Штатами Америки.

19. Что такое бантустаны?
Бантустаны – формально независимые или автономные государства, созданные Южно-Африканской Республикой в рамках политики апартеида на основе этнической однородности. Бантустаны не получили международного признания в качестве независимых государств и после 1994 г. были включены в состав ЮАР.

20. Результатом франко-алжирской войны 1954–1962 гг. являлось:
завоевание Алжиром независимости.


Критерии оценивания открытых вопросов
«Отлично» (зачтено): ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недостатки.

Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы письменных работ по курсу

1. Раздел Африки между европейскими державами в конце XIX – начале ХХ в.
2. «Опиумные» войны и неравноправные договоры между Китаем и западными державами.
3. Включение Средней Азии в состав Российской империи.
4. Первая и вторая англо-афганские войны.
5. «Илийский вопрос» в российско-китайских отношениях.
6. Борьба за раздел Китая между великими державами в конце XIX в.
7. Продвижение Японии на азиатский материк в конце XIX – начале ХХ в.
8. КВЖД и продвижение России в Маньчжурию в конце XIX – начале ХХ в.
9. Ли Хунчжан и внешняя политика Китая в конце XIX века.
10. Колониальная система и страны Востока.
11. Формы зависимости стран Востока от западных держав в колониальную эпоху.
12. Теория «мир-системы» И. Валлерстайна.
13. Соперничество Британской и Российской империй на Востоке в XIX веке.
14. Политика США в Азиатско-Тихоокеанском регионе в конце XIX – начале ХХ в.
15. Позиция Японии в период Первой мировой войны.
16. Участие Турции в Первой мировой войне.
17. Становление, эволюция и разрушение Вашингтонского порядка в Тихоокеанском регионе.
18. Политика Советской России на Востоке.
19. Процессы деколонизации в Азии и Африке.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

Вопросы к зачету

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Колониальные империи в системе международных отношений.
2. Формирование колониальных империй.
3. «Восточный вопрос» в конце XVIII – начале XIX в.
4. Британское завоевание Индии.
5. Китаецентризм и учение о сыне Неба как основополагающие доктрины внешней политики Китая.
6. Особенности российско-китайских отношений в XVII – середине XIX в. Территориальное разграничение Российской и Цинской империй.
7. Политика самоизоляции Японии. «Открытие» Японии западными державами.
8. Соперничество Великобритании и России в Иране в XIX – начале ХХ в. Англо-русское соглашение1907 г. о разделе сфер влияния в Азии.
9. Средняя Азия во внешней политике России во второй половине XIX в.
10. Монгольский вопрос в российско-китайских отношениях в начале ХХ в.
11. Международные отношения в регионе Ближнего и Среднего Востока в период Первой мировой войны.
12. Военные действия и изменение баланса сил в тихоокеанском регионе и в Африке в период Первой мировой войны.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА

1. Турецко-египетские конфликты 1830-х гг. и позиция европейских держав.
2. Крымская война и ее влияние на изменение баланса сил на Ближнем Востоке.
3. Афганский вопрос в международных отношениях в XIX в. Первая и вторая англо-афганские войны.
4. Политика самоизоляции Китая. Опиумные войны.
5. Германское проникновение в Турцию в конце XIX – начале ХХ в.
6. Строительство Суэцкого канала и установление британского господства в Египте.
7. Антикитайское восстание в Синьцзяне в 1860–1870-х гг. и позиция России.
8. Японо-китайская война 1894–1895 гг. и ее последствия для международных отношений на Дальнем Востоке.
9. Раздел Китая на сферы влияния в конце XIX в. Сближение России и Китая и строительство КВЖД.
10. Восстание ихэтуаней и интервенция капиталистических держав в Китае. Заключительный протокол 1901 г.
11. Русско-японская война 1904–1905 гг., ее причины и результаты.
12. Урегулирование российско-японских отношений и нарастание японо-американских противоречий после русско-японской войны 1904–1905 гг.


В конце второго семестра проводится экзамен по изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

Вопросы к экзамену

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

1. Влияние Первой мировой войны на страны Востока.
2. Мандатная система.
3. Советская политика на Востоке.
4. Лозаннская конференция.
5. Советизация Средней Азии.
6. Вашингтонская конференция 1921–1922 гг.-
7. Политика СССР и западных держав в Китае в годы китайской революции 1925–1927 гг.
8. Оккупация Японией Маньчжурии в 1931 г. и провозглашение Маньчжоу-го.
9. Политика Японии в оккупированных странах в период войны на Тихом океане.
10. Изменение международного статуса Китая в годы Второй мировой войны.
11. Гражданская война в Китае 1946–1949 гг. и дестабилизация восточноазиатской подсистемы международных отношений.
12. Деколонизация и раздел Индии.
13. Процессы деколонизации на Африканском континенте.
14. Исламская революция в Иране и исламский фактор в международных отношениях.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА

1. Раздел Турции державами Антанты после Первой мировой войны.
2. Установление советско-турецких отношений.
3. «Гилянская республика». Заключение советско-иранского договора 1921 г.
4. Монгольский вопрос в советско-китайских отношениях в 1920–1930-е гг.
5. Нападение Японии на Китай в 1937 г. и позиция великих держав.
6. Разгром итало-германской интервенции в Северной Африке в период Второй мировой войны.
7. Иранский кризис 1945–1946 гг.
8. Внешняя политика Турции в годы Второй мировой войны.
9. Обострение советско-турецких отношений в послевоенные годы.
10. Военно-дипломатическая подготовка разгрома Японии. Капитуляция Японии.
11. Международное положение Ирана в годы Второй мировой войны.
12. Японский вопрос в политике держав-победительниц после окончания войны на Тихом океане.
13. Корейская война 1950–1953 гг.
14. Афганская проблема в международных отношениях в 1978-1992 гг.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Васильев Л.С. ИСТОРИЯ ВОСТОКА В 2 Т. Т. 1 В 2 КН. КНИГА 2 7-е изд. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Решетникова Л. С. История Востока в Новое время: Учебная литература для ВУЗов Кемеровский государственный университет, 2014 biblioclub.ru
Л2.2 сост. Л.Н. Величко, А.Н. Птицын, В.Н. Садченко. История Востока в Новейшее время: история международных отношений : хрестоматия Ставрополь : СКФУ, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Институт востоковедения РАН www.ivran.ru
Э2 Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина (редкие издания XIX – начала XX в. о международных отношениях на Востоке) www.prlib.ru
Э3 Источники по международным отношениям на Востоке www.vostlit.info
Э4 Учебная дисциплина «История международных отношений на Востоке (для международников) » в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Успешное освоение курса возможно при систематической подготовке студентов к лекционным и особенно семинарским занятиям. В лекционном курсе преподаватель не только отбирает определенный фактический материал в соответствии с авторским подходом к раскрытию основной проблематики данной дисциплины, но и выстраивает его, сообразуясь с логикой основных процессов и тенденций в эволюции системы международных отношений, расставляет акценты, ориентирует студентов на узловые моменты и наиболее характерные события. Поэтому лекционные занятия нацелены на активное восприятие студентами излагаемого лектором материала, а также его осмысление при знакомстве с рекомендуемой литературой. Важно усвоить основной понятийный аппарат, необходимый для характеристики иерархический отношений ведущих держав и зависимой периферии в новое время (колония, протекторат, доминион, прямое и косвенное управление, неравноправные договоры и др.), следует обратить внимание на неоднозначные последствия для народов Востока такого явления как формирование мирового рынка, ибо интенсификация мировых товарных, а затем и финансовых потоков в XIX – начале ХХ в. становилась все более значимым фактором, определяющим характер международных отношений.
Подготовка к семинарским занятиям предполагает изучение источников и рекомендуемой литературы. Семинарские занятия нацелены на конкретизацию знаний, полученных в ходе лекционного курса. Основная проблематика семинаров посвящена «восточному вопросу» в преломлении его значимости для судеб Османской империи и начальным этапам складывания дальневосточной подсистемы международных отношений. При подготовке к занятиям следует обратить внимание на механизмы втягивания стран Востока в формировавшееся мировое экономическое и политическое пространство, свойственные колониальной эпохе. При этом страны Востока не были безвольным орудием в руках западных держав, но пытались не только противостоять военно-политическому натиску европейских держав и США, но использовать возможности для маневрирования на международной арене, апеллировали к тем нормам и принципам межгосударственных отношений, которые были выработаны в европейской подсистеме. Особое внимание на семинарских занятиях уделяется международным отношениям на Дальнем Востоке на рубеже XIX–ХХ вв. в силу особой значимости и «чувствительности» этого региона для политики великих держав, а также появления нового сильного игрока на международной арене в лице Японии. Одна из основных задач при подготовке к семинарским занятиям заключается в том, чтобы выявить, как соперничество между ведущими державами и их блоками экстраполировалось на другие регионы мира и, в свою очередь, как «восточная политика» тех или иных держав воздействовала на межгосударственные отношения в центральной (европейской) подсистеме. Для понимания специфики международных отношений в дальневосточном регионе и межцивилизационных различий при столкновении западных и восточных обществ существенное значение имеет семинарское занятие, посвященное особенностям традиционной внешнеполитической доктрины Китая.
Подготовка к зачету и экзамену предполагает не только запоминание некой суммы эмпирических данных, полученных на лекционных и семинарских занятиях, но их осмысление и систематизацию, умение сжато, ёмко и логично изложить содержание экзаменационных вопросов, сочетая раскрытие конкретно-исторического материала с теоретическими обобщениями. Существенное значение при выставлении экзаменационной оценки имеет умение студента подвести итог и сделать выводы в заключительной части своего ответа.