МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы международной безопасности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки41.03.05. Международные отношения
ПрофильАктуальные проблемы теории и практики международных отношений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_05_Международные отношения_АПТиПМО-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., Ст.преп, Дерендяева Анна Дмитриевна

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Малышева Нина Сергеевна

Рабочая программа дисциплины
Основы международной безопасности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.05 Международные отношения (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 555)

составлена на основании учебного плана:
41.03.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н., доцент Усольцев С.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Усольцев С.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Курс является составной частью комплекса учебных дисциплин, дающих представление о теории и истории международных отношений. Цель курса – показать роль и значение конфликтов в современных международных отношениях, поиски путей минимизации их негативных последствий и выработки согласованных усилий мирового сообщества по их урегулированию.
В связи с этим основными задачами курса являются:
– определить содержание основных понятий конфликтологии в применении к международным отношениям;
– выявить типологию и виды классификации международных конфликтов;
– рассмотреть пути и механизмы урегулирования международных конфликтов;
– показать роль и степень вовлеченности международных организаций и внерегиональных держав в урегулирование конфликтов;
– проследить причины возникновения, эволюцию и перспективы урегулирования крупных региональных конфликтов в Азии и Африке;
– показать роль этнических, религиозно-культурных, исторических, политико-экономических и др. факторов в возникновении конфликтов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6Способен участвовать в организационно-управленческой деятельности и исполнять управленческие решения по профилю деятельности
ОПК-6.1 Знает организационную структуру системы органов государственной власти и управления РФ, международных организаций, а также неправительственных структур.
ОПК-6.2 Составляет официальную документацию различных видов (соглашения, договоры, программы визитов и пр.), в том числе на иностранном(ых) языке(ах).
ОПК-6.3 Умеет работать в команде по подготовке и проведению мероприятий различной направленности.
УК-1Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории.
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений.
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
УК-8Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
УК-8.1 Знает терминологию, предмет безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства, источники, причины их возникновения, детерминизм опасностей; методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций; сущность и содержание чрезвычайных ситуаций, их классификацию, поражающие факторы чрезвычайных ситуаций; основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и способы применения современных средств поражения, основные меры по ликвидации их последствий; технику безопасности и правила пожарной безопасности.
УК-8.2 Способен разрабатывать алгоритм безопасного поведения при опасных ситуациях природного, техногенного и пр. характера; использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций.
УК-8.3 Имеет опыт использования основных средств индивидуальной и коллективной защиты для сохранения жизни и здоровья граждан; планирования обеспечения безопасности в конкретных техногенных авариях и чрезвычайных ситуациях; оказания первой помощи пострадавшим в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- базовые политологические определения и концепции;
- основные подходы к определению национальных интересов и проблем обеспечения безопасности РФ.
3.2.Уметь:
3.2.1.- самостоятельно анализировать современные политические реалии;
- критически оценивать разнородные источники информации;
- предлагать, критиковать и научно обосновывать альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- использования аналитических методов сравнительной политологии;
- проводить сравнение внешнеполитических процессов современной России с аналогичными процессами в других государствах и соотносить их с опытом других стран и регионов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие и структура международной безопасности
1.1. Понятие и структура международной безопасности Лекции 4 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Военная безопасность и особенности ее обеспечения в современных условиях
2.1. Военная безопасность и особенности ее обеспечения в современных условиях Лекции 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Развитие военных технологий и военная безопасность в современных условиях Практические 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Актуальные проблемы нераспространения ОМУ Практические 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Экономическая безопасность и особенности ее обеспечения в современных условиях
3.1. Экономическая безопасность и особенности ее обеспечения в современных условиях Лекции 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Экономическая безопасность и особенности ее обеспечения в современных условиях Практические 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Энергетическая безопасность в условиях современного миропорядка
4.1. Энергетическая безопасность в условиях современного миропорядка Лекции 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Опыт ведущих стран мира в обеспечении энергетической безопасности Практические 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Продовольственная безопасность в условиях современного миропорядка
5.1. Продовольственная безопасность в условиях современного миропорядка Лекции 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.2. Усилия мирового сообщества по обеспечению продовольственной безопасности Практические 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Экологическая безопасность в современных условиях
6.1. Экологическая безопасность в современных условиях Лекции 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.2. Экологические аспекты современных международных отношений Практические 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Информационная безопасность в современных условиях
7.1. Информационная безопасность в современных условиях Лекции 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
7.2. Информационные и кибервойны в начале XXI в. Практические 4 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Гуманитарные аспекты безопасности
8.1. Гуманитарные аспекты безопасности Лекции 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.2. Культурная идентичность в условиях глобализации мира Практические 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.3. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 4 72 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля освоения дисциплины

Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсах на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1382

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-6
Способен участвовать в организационно-управленческой деятельности и исполнять управленческие решения по профилю деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. В основе какого подхода, «сила» является главным фактором обеспечения безопасности?
а. школа «реалполитики» (политического реализма)
б. либеральный подход
в. концепция «human security»
ОТВЕТ: а.

Вопрос 2. Какой уровень опасности считается самым низким?
а. угроза
б. риск
в. вызов
Ответ: б.

Вопрос 3. Какая из мусульманских стран обладает ядерным оружием?
а. Пакистан
б. Иран
в. Саудовская Аравия
Ответ: а.

Вопрос 4. Концептуальное осмысление безопасности произошло:
а. на Востоке
б. в России
в. на Западе
Ответ: в.

Вопрос 5. Какие факторы влияют на состояние национальной безопасности?
а. внутренние
б. внешние
в. оба варианта
Ответ: в.

Вопрос 6. Является ли политика нейтралитета средством обеспечения военной безопасности?
а. да
б. нет
в. когда как
Ответ: а.

Вопрос 7. В каком году был принят и подписан Договор о нераспространении ядерного оружия?
а. 1968 г.
б. 1975 г.
в. 2001 г.
Ответ: а.

Вопрос 8. ООН поставила задачу искоренения голода и всех форм неполноценного питания к
а. 2040 г.
б. 2050 г.
в. 2030 г.
Ответ: в.

Вопрос 9. В каком году была создана международная неправительственная экологическая организация Гринпис (Green Peace)?
а. 1971 г.
б. 2010 г.
в. 1980 г.
Ответ: а.

Вопрос 10. Внимание к экологическим проблемам впервые было связано с:
а. деятельностью Римского клуба в 1968 г.
б. деятельностью ООН в 1960-е гг.
в. деятельностью Гринпис в 1975 г.
Ответ: а.

Вопрос 11. В какой стране больше всего иммигрантов?
а. США
б. Россия
в. Германия
Ответ: а.

Вопрос 12. Субъектами информационных войн могут выступать
а. только государства
б. государства, политические группировки, корпорации, этно-религиозные сообщества и др.
в. только международные организации
Ответ: б.

Вопрос 13. В каком году была проведена Первая конференция ООН по проблемам окружающей Вопрос среды?
а. 1972 г.
б. 1975 г.
в. 2010 г.
Ответ: а.

Вопрос 14. В каком году была принята Доктрина информационной безопасности Российской Федерации?
а. 2010 г.
б. 2016 г.
в. 2022 г.
Ответ: б.

Вопрос 15. В концепции human security главным объектом, безопасность которого должна быть сохранена, является…
а. государство
б. общество
в. человек
Ответ: в.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
• «не зачтено» – верно выполнено менее 60% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Что понимается под термином «международная безопасность»?
Ответ: Под термином международная безопасность понимается такая система международных отношений, которая основывалась на соблюдении всеми государствами общепризнанных норм и принципов международного права.

2. Что понимается под термином «угроза»?
Ответ: Под термином «угроза» понимается непосредственная опасность, которая требует быстрого реагирования.

3. В чем суть либерального подхода к проблемам безопасности?
Ответ: Либеральный подход к проблемам безопасности исходит из того, что в условиях глобализации усиливаются мировая взаимозависимость и взаимодействие в сфере международной безопасности. Создается более многообразная и более плотная сеть взаимозависимости, что снижает анархические проявления в системе международных отношений. Выход на арену негосударственных акторов размывает прежнюю исключительную роль государства как основного субъекта международных отношений. Усиливается регулирующая роль надгосударственных институтов. Это накладывает ограничения на деятельность государств на мировой сцене, и, в частности, ограничивает возможности для возникновения конфликтов и войн.

4. В чем суть подхода политического реализма к проблемам безопасности?
Ответ: Реалисты апеллируют к силе как главному фактору обеспечения международной безопасности. Они исходят из представлений об анархическом устройстве миропорядка, при отсутствии высшего арбитра или единого центра управления в отношениях между государствами. Не случайно в центре их внимания оказываются проблемы войны и мира. При этом безопасность государства рассматривается через призму военной безопасности. В качестве главных субъектов международных отношений реалисты рассматривают нации-государства, которые в конкурентной борьбе с другими должны полагаться только на самих себя.

5. Дайте определение термину «риск».
Ответ: Под термином «риск» понимается самый низкий уровень опасности, это вероятный ущерб, но не являющийся неизбежным.

6. Главной задачей военной политики считается…
Ответ: Такой задачей является обеспечение целостности и неприкосновенности государственной территории.

7. Перечислите основные институты, которые отвечают за обеспечение военной безопасности.
Ответ: К таким институтам можно отнести: вооруженные силы; военно-промышленный комплекс; специализированные правительственные и парламентские органы специальные службы и т. д.

8. Что понимается под термином «продовольственная безопасность»?
Ответ: Под термином «продовольственная безопасность» понимается такое состояние экономики, которое, независимо от внешних и внутренних условий, позволяет населению страны бесперебойно получать экологические чистые и полезные для здоровья продукты питания по доступным ценам, в объемах не ниже научно обоснованных норм.

9. Какие факторы обострили продовольственную проблему в современном мире?
Ответ: К таким факторам, которые обострили продовольственную проблему в мире можно отнести: 1) быстрый рост населения Земли, особенно в бедных, слаборазвитых странах; 2) сокращение обрабатываемых земель в результате перехода от аграрной экономики к индустриальной, а также в результате эрозии почв, процессов опустывания и т.д. 3) развернувшиеся в странах третьего мира процессы урбанизации, что приводит к сокращению доли населения, способного прокормить себя за счет собственных усилий (огороды, выращивание скота и пр.).

10. Какие обязательства взяли на себя страны, подписавшие Киотский протокол 1997 г.?
Ответ: Подписавшие Киотский протокол страны взяли обязательства резко снизить выбросы в атмосферу вредных веществ, прежде всего это относилось к развитым странам.

11. Что понимается под термином «гуманитарная безопасность»?
Ответ: Под термином «гуманитарная безопасность» в широком смысле слова понимается вся совокупность человеко-ориентированных аспектов безопасности. Есть более узкое определение гуманитарной безопасности, акцентирующее внимание на сохранении и защите духовно-культурных ценностей от универсалистских проявлений глобализации.

12. Какие обстоятельства повлияли на то, что миграционная проблема стала важной составной частью мировой повестки дня?
Ответ: Данной проблеме способствовали, прежде всего, три обстоятельства: 1) возросшая проницаемость государственных границ в результате размывания жесткого государственного суверенитета, 2) формирование глобального рынка рабочей силы, 3) возрастание числа региональных и локальных конфликтов, порождавших потоки беженцев и вынужденных переселенцев.

13. Что относится к отличительным особенностям информационных войн?
Ответ: Отличительными особенностями информационных войн является: целеполагание, наличие адресной аудитории, а также определенный набор приемов и средств воздействия на массовое сознание.

14. Дайте определение термину «несостоявшиеся государства».
Ответ: Под термином «несостоявшиеся государства» (failed states) понимаются страны, не преуспевшие в создании своей государственности и распространяющие нестабильность за пределы своей национальной территории, что приводит в ряде случаев к дестабилизации всего региона.

15. Что предусматривает концепция «зеленой экономики»?
Ответ: Концепция «зеленой экономики» предусматривает переход ко все более масштабному использованию возобновляемых источников энергии.

16. Назовите основные формы международного сотрудничества в сфере экологической безопасности.
Ответ: К основным формам сотрудничества в сфере экологической безопасности можно отнести: контроль за состоянием окружающей среды, разработку и согласование международных экологических проектов и программ, обмен опытом в сфере охраны окружающей среды, внедрение экологических стандартов в производственную сферу и т.д.

17. Из каких элементов складывается военная безопасность?
Ответ: Военная безопасность складывается из следующих элементов: состояние вооруженных сил государства; наличие (или отсутствие) военных союзников; размеры военного бюджета; научно-технический, экономический и демографический потенциал страны, моральный дух нации.

18. Перечислите основные модели обеспечения военной безопасности.
Ответ: Выработаны несколько моделей обеспечения военной безопасности: а) обеспечение военной безопасности путем заключения военного союза с другим государством или группой государств; б) обеспечение военной безопасности под защитой или покровительством сильного лидера; в) обеспечение военной безопасности с опорой на свои собственные силы; г) обеспечение военной безопасности через политику нейтралитета.

19. Что подразумевается под термином «несистемные игроки»?
Ответ: Под термином «несистемные игроки» понимаются «режимы-изгои», стремящиеся обеспечить свое выживание за счет обладания ОМУ, а также негосударственные акторы, прежде всего транснациональные террористические структуры.

20. Что лежит в основе проблемы идентичности между мигрантами и принимающим обществом?
Ответ: В основе этой проблемы – несовпадение ценностных ориентаций и образа жизни, обусловленное историческими и культурно-религиозными факторами.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-1
Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. В каком году понятие «государственная безопасность» было законодательно закреплено в СССР?
а. в 1934 г.
б. в 1927 г.
в. в 1937 г.
ОТВЕТ: а.

Вопрос 2. Какой по степени вероятности может быть опасность?
а. мнимой
б. реальной
в. промежуточной
Ответ: б.

Вопрос 3. Когда и где были разработаны основные положения Устава ООН?
а. Конференция в Сан-Франциско в 1945 г.
б. Пакт трех держав в 1940 г.
в. Атлантическая хартия в 1941 г.
Ответ: а.

Вопрос 4. Один из основных принципов национальной экономической безопасности:
а. рост национальной экономики
б. зависимость национальной экономики
в. стабильность национальной экономики
Ответ: в.

Вопрос 5. Закон «О противодействии терроризму» в РФ был принят в … году?
а. 1993 г.
б. 2004 г.
в. 2006 г.
Ответ: в.

Вопрос 6. Главная организация, выполняющая миротворческую функцию в мире?
а. Совет Безопасности ООН
б. «Большая восьмерка»
в. НАТО
Ответ: а.

Вопрос 7. Понятие «дилемма безопасности» предложил…
а. Д. Герц
б. Г. Моргентау
в. Г. Киссинджер
Ответ: а.

Вопрос 8. Сколько категорий вооружений ограничивает Договор об обычных вооруженных силах в
Европе 1990 г.?
а. три
б. шесть
в. пять
Ответ: в.

Вопрос 9. Какая международная организация была создана после окончания холодной войны?
а. ШОС
б. ОВД
в. АНЗЮС
Ответ: а.

Вопрос 10. Каким договором установлена граница между воздушным и космическим пространством?
а. никаким
б. Договором по космосу 1967 г.
в. Договором по открытому небу 1992 г.
Ответ: а.

Вопрос 11. Какие из перечисленных органов не входят в систему ООН?
а. Экономический суд
б. Совет Безопасности
в. Всемирный почтовый союз
Ответ: а.

Вопрос 12. Социально-политическая безопасность является частью:
а. декларации прав человека
б. национальной безопасности
в. частью программы политической партии
Ответ: б.

Вопрос 13. Что такое совокупная мощь государства?
а. совокупность материальных и духовных сил государства
б. ВВП государства
в. соотношение сил и средств, количественных характеристик частей, соединений, вооружения своих войск и противника.
Ответ: а.

Вопрос 14. Что является главным средством, приводящим в действие механизм согласования интересов?
а. экономика
б. политика
в. право
Ответ: б.

Вопрос 15. Действующий Федеральный закон «О безопасности» принят в…
а. 1991 г.
б. 2007 г.
в. 2010 г.
Ответ: в.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
• «не зачтено» – верно выполнено менее 60% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Основными способами обеспечения международной безопасности являются…
Ответ: двусторонние договоры об обеспечении взаимной безопасности между заинтересованными странами; объединение государств в многосторонние союзы; всемирные международные организации, региональные структуры и институты для поддержания международной безопасности; демилитаризация, демократизация и гуманизация международного политического порядка, установление верховенства права в международных отношениях.
.

2. Что понимается под термином «геостратегический регион»?
Ответ: Геостратегический регион – это регион, который образуется вокруг государства или группы государств, играющих ключевую роль в мировой политике, и представляет собой большое пространство, в которое, помимо территорий регионообразующих стран, входят зоны их контроля и влияния.

3. В чем суть модели глобальной концепции в международной безопасности?
Ответ: Сторонники этой концепции исходят из тезиса о том, что международная безопасность может быть по-настоящему обеспечена лишь только на глобальном уровне, когда все члены мирового сообщества принимают участие в ее создании.

4. Главными элементами коллективной безопасности являются…
Ответ: Главными элементами коллективной безопасности являются наличие группы государств, объединенных общей целью (защита своей безопасности), и система военно-политических мер, направленных против потенциального противника или агрессора.

5. Доктринальное видение национальной безопасности в США имеет следующую структуру…
Ответ: 1) Фундаментальные интересы, 2) Миссия страны на данном этапе, а также 3) Конкретные целевые установки.

6. Что предусматривает модель «Панъяпонизма» (Пан-японизм) в концепции национальной безопасности Японии?
Ответ: Данная модель предусматривает для Японии глобальную экономическую и военно-стратегическую роль. Она предусматривает единоличное доминирование страны в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), совместный с другими великими державами контроль энергоресурсов Ближнего Востока и глобальную экономическую конкуренцию, и вовлеченность во все значимые для Японии международные проблемы.

7. Важнейшим инструментом, который активно используется руководством Германии для реализации национальных интересов и обеспечения безопасности общества и государства являются…
Ответ: Вооруженные силы (бундесвер).

8. Что понимается под термином «региональная война»?
Ответ: Региональная война – война с участием двух и более государств одного региона, ведущаяся национальными или коалиционными вооруженными силами с применением как обычных, так и ядерных средств поражения, на территории региона с прилегающими к нему акваториями и в воздушном (космическом) пространстве над ним, в ходе которой стороны будут преследовать важные военно-политические цели.

9. Что понимается под термином «биологическая безопасность»?
Ответ: Биологическая безопасность - состояние защищенности людей и отдельных компонентов природной среды (атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, земной поверхности и почвенного слоя, растительного и животного мира и иных организмов) от опасных биологических факторов, в том числе обеспечиваемое мерами биологической защиты.

10. Что понимается под термином «химическая безопасность»?
Ответ: Химическая безопасность — состояние, при котором путем соблюдения правовых норм и санитарно-гигиенических правил, выполнения технологических и инженерно-технических требований, а также проведения соответствующих организационных и специальных мероприятий исключаются условия для химического заражения или поражения людей, сельскохозяйственных животных и растений, загрязнения природной среды опасными химическими веществами в случае возникновения химической аварии.

11. Что понимается под термином «биологическое оружие»?
Ответ: Биологическое оружие — это патогенные организмы, микроорганизмы или их споры, вирусы, прионы, бактериальные токсины, заражающие людей и животных, предназначенные для массового поражения живой силы и населения противника, сельскохозяйственных животных, посевов сельскохозяйственных культур, заражения продовольствия и источников воды, а также порчи некоторых видов военного снаряжения и военных материалов.

12. Средствами доставки и способами применения биологического оружия, как правило, являются….
Ответ: рассылка писем по почте; боевые части ракет; авиационные бомбы; артиллерийские мины и снаряды; пакеты (мешки, коробки, контейнеры), сбрасываемые с самолётов; специальные аппараты, рассеивающие насекомых с самолётов; диверсионные методы.

13. Химическое оружие различают по следующим характеристикам…
Ответ: По характеру физиологического воздействия на организм человека; тактическому назначению; быстроте наступающего воздействия; стойкости; средствам и способам применения.

14. С какими оговорками СССР в 1928 г. ратифицировал Женевский протокол 1925 г.?
Ответ: Советский Союз ратифицировал Женевский протокол в апреле 1928 года с двумя оговорками. По первой из них протокол обязывает правительство СССР только по отношению к государствам, которые его подписали и ратифицировали или к нему окончательно присоединились. По второй было оговорено, что протокол перестанет быть обязательным для правительства СССР в отношении всякого неприятельского государства, вооруженные силы которого, а также его формальные или фактические союзники не будут считаться с воспрещением, составляющим предмет этого протокола.

15. Что понимается под термином «международная преступность»?
Ответ: Международная преступность — это совокупность преступлений, нарушающих национальные и международные нормы, влекущих за собой индивидуальную уголовную ответственность физических лиц, совершивших эти деяния.

16. Назовите основные виды международных преступлений.
Ответ: Все международные преступления делятся на два основных вида: по общему международному праву (международные преступления в узком смысле, или преступления против человечества, или преступления против мира и безопасности) и конвенционные преступления (или преступления международного характера или транснациональные преступления).

17. Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) предусматривал…
Ответ: Договор зафиксировал обязательство сторон отказаться от создания, испытания и развёртывания систем или компонентов ПРО морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования для борьбы со стратегическими баллистическими ракетами, а также не создавать системы ПРО на территории страны.

18. Какими странами был подписан Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО)?
Ответ: Участниками договора являются почти все независимые государства мира, за исключением Израиля, Индии, Пакистана, Южного Судана и КНДР (вышла из договора после подписания).

19. Что подразумевается под термином «гуманитарное вмешательство»?
Ответ: Гуманитарное вмешательство предполагает угрозу и применение вооруженных сил в качестве центрального элемента. Это вмешательство в том смысле, что оно влечет за собой вмешательство во внутренние дела государства путем направления вооруженных сил на территорию или воздушное пространство суверенного государства, которое не совершало акта агрессии против другого государства.

20. Что лежит в основе миротворческой деятельности?
Ответ: В основе коллективные действия государств, международных организаций (ООН, ОБСЕ и др.) политического, экономического, военного и иного характера, осуществляемые после возникновения вооружённого конфликта и направленные на его прекращение преимущественно мирными способами. Проводятся в соответствии с нормами и принципами международного права и способствуют устранению военной угрозы, установлению мира и безопасности.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.



ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-8
Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. С именем какого исследователя связана школа политического реализма?
а. Г. Моргентау
б. Т. Гоббс
в. Н. Макиавелли
ОТВЕТ: а.

Вопрос 2. В основе макиавеллизма…
а. «мягкая сила» государства
б. государственная политика, основанная на культе «грубой силы»
в. сочетание «мягких» и «грубых» инструментов в политике
Ответ: б.

Вопрос 3. В каком году ядерное оружие было использовано в военных действиях?
а. 1945 г.
б. 1947 г.
в. никогда
Ответ: а.

Вопрос 4. Концептуальное осмысление безопасности произошло:
а. на Востоке
б. в России
в. на Западе
Ответ: в.

Вопрос 5. Автором теории «национальных интересов» считается…
а. Т. Рузвельт
б. Т. Гоббс
в. У. Липпман
Ответ: в.

Вопрос 6. Какие города пострадали от ядерного оружия в 1945 г.?
а. Хиросима и Нагасаки
б. Токио
в. никакие
Ответ: а.

Вопрос 7. В каком году Договор о нераспространении ядерного оружия вступил в силу?
а. 1970 г.
б. 1968 г.
в. 2001 г.
Ответ: а.

Вопрос 8. Кто именно заявил о том, что задачу искоренения голода и всех форм неполноценного питания можно будет решить к 2030 г.?
а. ООН
б. С. Маккейн
в. Д. Бизли
Ответ: в.

Вопрос 9. Где была создана международная неправительственная экологическая организация Гринпис (Green Peace)?
а. в Канаде
б. в России
в. во Франции
Ответ: а.

Вопрос 10. В каком году, в СССР была создана Ассоциация содействия Римскому клубу?
а. 1989 г.
б. 1963 г.
в. 1977 г.
Ответ: а.

Вопрос 11. В какой стране существует Грин-карта?
а. США
б. Россия
в. Германия
Ответ: а.

Вопрос 12. Объектами информационных войн могут выступать
а. только государства
б. государства, политические группировки, корпорации, этно-религиозные сообщества и др.
в. только международные организации
Ответ: б.

Вопрос 13. В каком месте впервые была проведена Первая конференция ООН по проблемам окружающей среды?
а. Швеция
б. Германия
в. США
Ответ: а.

Вопрос 14. В каком году была принята Доктрина информационной безопасности Российской Федерации?
а. 2010 г.
б. 2016 г.
в. 2022 г.
Ответ: б.

Вопрос 15. Концепция human security получила активное развитие в….
а. 1900-е гг.
б. 1930-е гг.
в. 1990-е гг.
Ответ: в.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
• «не зачтено» – верно выполнено менее 60% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Что понимается под термином «национальная безопасность»?
Ответ: Национальная безопасность - совокупность действующих факторов, обеспечивающих благоприятные условия для развития страны; боеспособ­ность государства, оптимальное развитие и сохранение его фундаменталь­ных ценностей и традиций, нормальные отношения личности и государства, способность эффективно преодолевать любые внешние угрозы, руководс­твоваться именно национальными интересами, обеспечивать достижение общих целей.

2. Что понимается под термином «опасность»?
Ответ: Опасность – это объективно существующая возможность негативного воздействия, например, на социальный организм, в результате которого ему может быть причинен какой-либо ущерб, вред, ухудшающий его состояние, придающий его развитию нежелательные динамику или параметр.

3. Что такое «экологическая политика»?
Ответ: Экологическая политика — система мер, осуществляемых государством для сохранения окружающей среды и защиты природы. Важной задачей экологической политики является оптимизация отношений между обществом и природой, т.е. поиск и реализация наиболее приемлемых вариантов осуществления хозяйственной деятельности, при которой не допускалось бы нанесение ущерба природе.

4. Важным направлением «экологической политики» является…
Ответ: Важным направлением экологической политики является внедрение новых природосберегающих технологий, основанных на достижениях научно-технической революции, и модернизация уже существующих производств.

5. Дайте определение термину «информационная безопасность».
Ответ: Информационная безопасность - защищенность информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, которые могут нанести неприемлемый ущерб субъектам информационных отношений.

6. Одна из первоочередных задач антитеррористической борьбы…
Ответ: Одна из первоочередных задач антитеррористической борьбы — это обеспечение внутренней безопасности, т.е. охрана гражданского насе­ления, инфраструктуры, объектов, принятие законов, правил, осуществ­ление профилактических мер и процедур, призванных выявить терро­ристов и их намерения, предотвратить совершение террористических актов.

7. Что такое «Тьермондизм» в концепциях национальной безопасности Франции?
Ответ: «Тьермондизм» определяет для Франции необходимость постоянной глобальной вовлеченности как «обязательств и ответственности» за свои подмандатные территории и содействие в развитии своим бывшим колониям.

8. Что относится к задачам военной политики?
Ответ: К задачам военной политики относятся:1) обеспечение национальной безопасности и прежде всего целостности и неприкосновенности государственной территории; 2) обеспечение безопасности плавания своих флотов; 3) защита граждан государства за пределами его территории в случае возникновения угрозы их личной безопасности.

9. Что подразумевается под термином «военная опасность»?
Ответ: Под военной опасностью понимается вполне осознаваемая, но не фатальная вероятность нанесения вреда, ущерба, со стороны объектов (факторов), обладающих поражающими свойствами, исходящими от средств вооруженного насилия.

10. Что такое «глобальная безопасность»?
Ответ: Глобальная безопасность — вид безопасности для всего человечества, т.е. защита от опасностей всемирного масштаба, угрожающих существованию людского рода или способных привести к резкому ухудшению условий жизнедеятельности на планете.

11. Что понимается под термином «региональная безопасность»?
Ответ: Региональная безопасность — составная часть международной безопасности, характеризующая состояние международных отношений в конкретном регионе мирового сообщества как свободное от военных угроз, экономических опасностей и т.п., а также от вторжений и вмешательств извне, связанных с нанесением ущерба, посягательств на суверенитет и независимость государств региона.

12. Перечислите основные виды оружия массового уничтожения.
Ответ: Ядерное, химическое, биологическое.

13. В каком году был подписан Женевский Протокол о запрещении применения на войне удушающих, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств?
Ответ: в 1925 г.

14. Дайте определение термину «информационная опасность».
Ответ: Информационная опасность — это состояние окружающей среды или объекта, в котором существует потенциальная возможность причинить объекту существенный ущерб или вред путём оказания воздействия на информационную сферу объекта.

15. Какие модели международной безопасности существуют
Ответ: Однополярная, «концерт держав», «многополярная», глобальная (универсальная).

16. Какие уровни международной безопасности в зависимости от масштабов проявления различают?
Ответ: Национальный, региональный и глобальный.

17. Из каких элементов складывается коллективная безопасность?
Ответ: Главными элементами коллективной безопасности является наличие группы государств, объединенных общей целью (защита своей безопасности), и система военно-политических мер, направленных против потенциального противника или агрессора.

18. В каком году впервые появилось понятие «всеобщая безопасность»?
Ответ: В 1982 г.

19. Что относится к «новым» угрозам международной безопасности?
Ответ: К «новым» угрозам сегодня относят триаду, включающую междуна­родный терроризм, распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки, а также внутренние вооруженные конфликты.

20. Важными направлениями укрепления глобальной безопасности являются…
Ответ: разоружение и контроль над вооружениями; защита окружающей среды, содействие экономическому и социальному прогрессу развивающихся стран, эффективная демографическая политика, борьба с международным терроризмом и незаконным оборотом наркотиков; предотвращение и урегулирование этнополитических конфликтов; сохранение культурного многообразия в современном мире; обеспечение соблюдения прав человека; освоение космоса и рациональное использование богатств Мирового океана.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении онлайн-тестирования в конце семестра по всему изученному курсу для сдачи экзамена.
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации составляет – 15.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ для экзамена:
• «отлично» – верно выполнено 85–100% заданий;
• «хорошо» – верно выполнено 70–84% заданий;
• «удовлетворительно» – верно выполнено 51–69% заданий;
• «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

Вопросы к промежуточной аттестации по дисциплине

1. Понятие безопасность: эволюция термина и его основные исторические формы.
2. Основные теоретические подходы к проблеме безопасности.
3. Концепция human security.
4. Понятие и структура международной безопасности.
5. Национальная безопасность в отечественных и зарубежных исследованиях.
6. Стратегия национальной безопасности РФ: характеристика основных вызовов.
7. Военная безопасность: история и современность.
8. Проблемы нераспространения ОМУ в современном мире.
9. Экономическая безопасность и особенности ее обеспечения в современных условиях.
10. Экономические санкции и действенность их применения (на примере опыта отдельных стран).
11. Основные положения «Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 г.».
12. Энергетическая безопасность в условиях современного миропорядка.
13. Опыт ведущих стран мира в обеспечении энергетической безопасности.
14. Продовольственная безопасность: понятие и условия обеспечения в современном мире.
15. Экологическая безопасность в современном мире.
16. Проблема формирования экологического сознания – движение «зеленых», экологические организации.
17. Международные усилия в разрешении экологических проблем.
18. Информационная безопасность: история и современность.
19. Информационные и кибервойны в начале XXI в.
20. Гуманитарные аспекты безопасности.
21. Культурная идентичность в условиях глобализации мира.
22. Миграция как вызов национальной и глобальной безопасности.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кардашова И.Б. ОСНОВЫ ТЕОРИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Бартош А.А. ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ОРГАНИЗАЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. Учебное пособие для бакалавриата и специалитета: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бутырская И.Г., Кефели И.Ф. - под ред. ТЕОРИЯ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 НАУЧНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФОРУМ ПО МЕЖДУНАРОДНИМ ОТНОШЕНИЯМ www.obraforum.ru
Э2 РОССИЙСКИЙ СОВЕТ ПО МЕЖДУНАРОДНИМ ДЕЛАМ www.russiancouncil.ru
Э3 ЖУРНАЛ "МЕЖДУНАРОДНАЯ ЖИЗНЬ" interaffairs.ru
Э4 FOREIGN AFFAIRS www.foreignaffairs.com
Э5 CHATHAM HOUSE www.chathamhouse.org
Э6 Учебная дисциплина "Основы международной безопасности" в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Целью методических рекомендаций является помощь студенту в оптимальной организации процесса изучения дисциплины, выполнении всех форм самостоятельной работы и достижении высоких результатов текущей и промежуточной аттестации. Для этого необходимо на всех этапах от начала изучения дисциплины до его завершения соблюдать последовательность в постановке и решении ряда логических и содержательных задач в соответствии со спецификой дисциплины и компетенциями, которые должны быть сформированы в итоге ее освоения.
Начать следует с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии).
Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия и др.), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины.
Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (зачету).
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу.
Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию:
релевантность (точное соответствие теме);
фокус на наиболее важных моментах;
понимание аудитории;
драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории;
доступность, ясность излагаемого материала;
живое изложение, умение заинтересовать;
убедительность выступления;
культура речи, четкость дикции, темп изложения;
логическая завершѐнность выступления;
соблюдение регламента выступления;
текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами;
логическая последовательность информации на слайдах;
общее впечатление от просмотра презентации;
знание источников и основной литературы по теме;
уровень владения проблемой (правильность ответа);
уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность);
полнота ответа;
владение профессиональным языком.
Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – зачету, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа.