МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Россия в глобальной политике

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки41.03.05. Международные отношения
ПрофильАктуальные проблемы теории и практики международных отношений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_05_Международные отношения_АПТиПМО-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Малышева Нина Сергеевна

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Бетмакаев Алексей Михайлович

Рабочая программа дисциплины
Россия в глобальной политике

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.05 Международные отношения (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 555)

составлена на основании учебного плана:
41.03.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н., доцент Усольцев С.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Усольцев С.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения учебной дисциплины заключаются в том, чтобы дать студентам представление о приоритетах российской внешней политики и сформировать у них понимание механизма и особенностей ее реализации в условиях становления современной системы международных отношений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен выделять, систематизировать и интерпретировать содержательно значимые эмпирические данные из потоков информации, а также смысловые конструкции в оригинальных текстах и источниках по профилю деятельности
ОПК-3.1 Знает принципы систематизации и интерпретации содержательно значимых эмпирических данных.
ОПК-3.2 Умеет выявлять смысловые конструкции в оригинальных текстах и источниках по профилю деятельности.
ОПК-3.3 Владеет навыками отбора и систематизации содержательно значимых эмпирических данных из потоков информации.
УК-1Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории.
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений.
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
УК-2Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.1 Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач.
УК-2.2 Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем.
УК-2.3 Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений.
УК-2.4 Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные характеристики внешней политики зарубежных стран и среды международной безопасности;
- концептуальные основы программных документов по внешней политике РФ.
3.2.Уметь:
3.2.1.- проводить анализ взаимодействия зарубежных стран и РФ, интерпретировать позицию РФ по ключевым вопросам международной повестки дня;
- ориентироваться в тенденциях развития среды международной безопасности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- представлением о взаимосвязи международной безопасности и национальной безопасности РФ;
- способностью к сравнительному анализу позиции РФ и зарубежных стран по основным международным проблемам;
- навыком анализа программных документов по внешней политике РФ.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Внешнеполитическая стратегия РФ в условиях современного миропорядка
1.1. Глобализация как феномен современности. Ресурсный потенциал России в глобальном мире Лекции 6 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Механизм принятия внешнеполитических решений в РФ Лекции 6 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Концептуальные основы внешней политики РФ Практические 6 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Россия и институты глобального регулирования Лекции 6 2
1.5. Актуальная повестка ООН и позиция РФ Практические 6 4 Л1.1
Раздел 2. РФ и новые вызовы международной стабильности
2.1. Проблема военно-политической безопасности в Европе. Фактор России Лекции 6 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Проблема сокращения вооружений и роль РФ Практические 6 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Международные миграционные процессы и роль России Лекции 6 2 Л2.1, Л1.1
2.4. РФ и международные миграционные процессы Практические 6 2
Раздел 3. Региональные направления внешней политики РФ
3.1. Роль и место России на постсоветском пространстве Лекции 6 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Россия и страны Центральной Азии Практические 6 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Современные российско-американские отношения Лекции 6 2 Л1.1
3.4. Основные проблемы и направления сотрудничества в отношениях Россия - ЕС Практические 6 2 Л1.1
3.5. Россия и страны Балкан Практические 6 2
3.6. Политика России в Восточной и Юго-Восточной Азии Лекции 6 2 Л2.1
3.7. Российско-китайские отношения на современном этапе Практические 6 2
3.8. Политика России в странах Африки и Латинской Америки Лекции 6 2 Л1.1
3.9. Политика РФ на Ближнем Востоке Практические 6 4
3.10. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 6 40 Л2.1, Л1.1
3.11. Подготовка к зачету Сам. работа 6 26 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Системный подход - это
а. научный метод изучения действительности, при котором любой объект исследования рассматривается как система, при этом учитываются его существенные связи с внешней средой
б. способ объединения взаимосвязанных элементов в единую систему
в. система взглядов, которая претендует на научность, но которая не в состоянии соблюдать стандарты методологии и доказательств
ОТВЕТ: а

Вопрос 2. Какое из утверждений является неверным?
а. важнейшим из понятий системного подхода является структура
б. системы бывают открытого и закрытого типа
в. система не обладает способностью к саморегуляции
ОТВЕТ: в

Вопрос 3. Выберите два верных определения международной системы
а. это совокупность политических акторов, взаимодействие которых является достаточно регулярным для того, чтобы поведение каждого было необходимым фактором в расчетах всех других
б. это совокупность политических единиц, которые поддерживают между собой регулярные отношения и которые по причине присущего таким отношениям «плюрализма суверенитетов» могут быть втянуты в общую войну
в. это единый сложный природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, в котором живые и неживые компоненты связаны между собой обменом веществ и энергии
ОТВЕТ: аб

Вопрос 4. Выберите три утверждения, отражающие взгляды идеологов Просвещения на международные отношения.
а. все народы имеют право на самоопределение
б. необходимо избегать союза с более сильным государством
в. недопустимо навязывать другим народам свои законы и обычаи
г. вечный мир пока невозможен из-за пороков правителей и их советников
ОТВЕТ: авг

Вопрос 5. Какая из характеристик либеральной школы теории международных отношений является неверной?
а. важнейшим условием достижения международной стабильности, мирового порядка и социального прогресса является развитие международного сотрудничества
б. современный мир является капиталистической мир-экономикой, которая состоит из ядра, полупериферии и периферии
в. по мере возникновения все большей взаимозависимости, государства менее склонны воевать друг с другом
ОТВЕТ: б

Вопрос 6. Выберите три характеристики постпозитивистской парадигмы в ТМО.
а. рациональное осмысление международных процессов
б. интерес к субъекту исследования
в. отрицание доминирования одного научного метода
г. сомнение в ценности эмпирических исследований
ОТВЕТ: бвг

Вопрос 7. Марксизм в теории международных отношений — это
а. парадигма, рассматривающая отношения между государствами через призму классовой борьбы и пролетарской революции
б. парадигма, исходящая из предположения о возможности мирного сосуществования государств благодаря глобализации
в. парадигма, в основе которой лежит идея о возможности предотвращения конфликтов между государствами путем распространения общих моральных принципов
ОТВЕТ: а

Вопрос 8. Выберите две верных характеристики реалистского направления в ТМО.
а. отношения между государствами базируются на их социальных взаимодействиях и поэтому они могут воспринимать друг друга как конкурентов или друзей, а не врагов
б. международная система по своей сути анархична, небезопасна и насильственна
в. уровень стабильности в международных отношениях во многом определяется балансом сил
ОТВЕТ: бв

Вопрос 9. Какое из утверждений о школе политического реализма является верным?
а. фактор силы в международной политике переоценен
б. государства должны следовать тем же моральным принципам, что и индивиды
в. мораль насаждается политически доминирующей группой
ОТВЕТ: в

Вопрос 10. Баланс сил — это
а. всемирный процесс интеграции между государствами
б. распределение мирового влияния между отдельными центрами силы, называемые полюсами
в. отказ от части собственного суверенитета в пользу создания международных институтов и соответствующего правового регулирования
ОТВЕТ: б

Вопрос 11. Выберите два верных определения критической теории международных отношений
а. Критическая теория – это подход, который подвергают критике доминирующие течения международных исследований — реализм и либерализм
б. Критическая теория – это направление исследования международных отношений, которая рассматривает международные отношения как производное от глобальной экономики
в. Критическая теория - это исследовательская парадигма, использующая такие методы, как включенные интервью и постструктуралистские методы анализа дискурса и текста (генеалогия, деконструкция)
ОТВЕТ: ав

Вопрос 12. Выберите две верных характеристики конструктивизма
а. ключевыми характеристиками конструктивизма являются идеи и идентичности
б. в конструктивизме используется понятие «агента» -негосударственного участника международных отношений
в. конструктивизм является самой старой школой в теории международных отношений
ОТВЕТ: аб

Вопрос 13. Какое количество великих держав, согласно концепции М. Каплана, должно присутствовать в международной системе, относящейся к типу «баланс сил»?
а. не менее двух
б. не менее пяти
в. не менее десяти
ОТВЕТ: б

Вопрос 14. Выберите три характеристики китайской школы международных отношений.
а. на китайскую парадигму изучения международных отношений оказывают влияние марксизм и классические западные теории, а также традиционная китайская философия
б. китайские исследователи уделяют большое внимание мирному характеру геополитического возвышения КНР
в. в китайской школе отсутствуют работы, посвященные анализу геополитической роли Китая
г. представители китайской школы широко используют понятие «мягкая сила»
ОТВЕТ: абг

Вопрос 15. Постколониальная теория международных отношений– это
а. исследовательская парадигма, чьей задачей является деконструкция текущих властных отношений между государствами, а также формулировка альтернативной «восточной» повестки
б. течение теоретической мысли, признающее источником знаний о внешней политике государств исключительно субъективные ощущения и опыт
в. исследовательский подход, согласно которому международные отношения должны рассматриваться как сугубо политическая сфера взаимодействия
ОТВЕТ: а
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Назовите три основных элемента международной системы.
Ответ: социальные общности, группы и индивидуумы
Государства, межгосударственные организации, отношения между акторами, международное право

2. Что является объектом изучения теории международных отношений?
Ответ: объектом являются международные отношения как совокупность политических, экономических, дипломатических и иных связей между субъектами, которые действуют на международной арене

3. Какие три основных критерия используются для анализа международных систем?
Ответ: универсальный, пространственно-географический и временной (исторический).

3. Для анализа каких явлений в международных отношениях используется теория игр?
Ответ: теория игр используется для анализа международных переговоров и поведения сторон в условиях конфликта интересов, а также механизмов принятия решений в международных организациях

6. Охарактеризуйте биполярную систему международных отношений.
Ответ: биполярная система – это система международных отношений, при которой происходит противостояние двух политических центров, наиболее мощных государств. Такая система сложилась после Второй мировой войны.

7. Назовите основной недостаток либерального подхода к изучению международных отношений.
Ответ: либерализм преувеличивает значимость экономической взаимозависимости, считая ее панацеей от конфликтов; но которая вовсе не исключает конфликтности между государствами.

8. Назовите основной недостаток реалистского подхода к изучению международных отношений.
Ответ: реализм снижает или игнорирует значимость многих факторов международной жизни, сводя ее к вопросу выживания государств и их безопасности.

9. Почему, с точки зрения либеральной школы ТМО, демократические государства менее склонны к войнам?
Ответ: считается, что в демократических государствах правительства подотчетны и подконтрольны своим гражданам, которые не заинтересованы в военных действиях.

10. «Происходит резкий рост уровня взаимозависимости между отдельными странами, а также усиление взаимообмена во всех сферах. Вместо интернациональных связей появляются транснациональные: между неправительственными организациями, отдельными городами, различными предприятиями, наконец, между отдельными индивидами».
О каком явлении международной жизни идет речь?
Ответ: транснационализация (транснационализм).

11. «Отсутствие более высокого авторитета, чем государства и отсутствие мирового правительства в международной системе означает, что государства могут полагаться только на себя в собственном выживании».
О каком состоянии международной системы идет речь?
Ответ: анархия, международная анархия.

12. Назовите отличие неолиберальной парадигмы изучения международных отношений от классической либеральной.
Ответ:

13. Назовите отличие неореалистской парадигмы изучения международных отношений от политического реализма.
Ответ:
14. Что для международной системы выступает в качестве внешней среды?
Ответ: человеческая цивилизация, а также климат, ландшафт, границы, расположение полезных ископаемых.

15. Назовите отличие неомарксистской парадигмы изучения международных отношений от марксизма.
Ответ:

16. «По экономическим показателям развития все страны делятся на три группы: центр («ядро»), полупериферию и периферию. Страны «ядра» с более высокими экономическими показателями и уровнем жизни доминируют над остальными, экономически менее развитыми, при этом полупериферия и периферия пытаются сопротивляться».
О какой теории международных отношений идет речь?
Ответ: мир-системная теория (неомарксизм).

17. ________________ государства – это постоянно формирующееся и меняющееся представление основных внутриполитических акторов о стране и ее месте в мире, вырабатывающееся (через оппозиционную логику «мы — они») в отношениях со «значимыми Другими».
Вставьте пропущенное слово.
Ответ: идентичность

18. Охарактеризуйте критическую теорию исследования международных отношений.
Ответ: Критическая теория – это альтернативное направление международно-политической мысли, которое оспаривает доминирование неореализма и неолиберализма в международных исследованиях. Направление оформилось в 1980-е гг. Представители данного направления считают, что традиционные теории поощряют гегемонизм, эксплуатацию, тотальный контроль со стороны наиболее сильных акторов, поэтому такие теории должны быть подвергнуты критике.

19. Полемика между представителями различных течений в теории международных отношений получила название ______________
Ответ: Большие дебаты («Великие дебаты»)

20. Какие типы войн выделяет марксизм?
Ответ: войны справедливые и несправедливые, прогрессивные и реакционные. Национально-освободительные войны и войны против империалистического гнета считаются справедливыми и прогрессивными.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Международная мораль - это
а. совокупность нравственных категорий, допускающих разное толкование
б. система норм, оценок, предписаний, образцов поведения, которые выполняют функции морального регулирования в системе международных отношений
в. фигура речи
ОТВЕТ: б

Вопрос 2. Выберите две верных характеристики современного мирового порядка:
а. увеличение количества и роли неправительственных и межправительственных акторов на мировой арене
б. отказ государств от своего суверенитета
в. глобализация и рост транспарентности границ
ОТВЕТ: ав

Вопрос 3. Выберите три типа негосударственных акторов:
а. религиозные организации
б. неправительственные международные организации
в. коалиция государств
г. транснациональные корпорации
ОТВЕТ: абг

Вопрос 4. Выберите три типа традиционных (государственных) акторов:
а. международные преступные группы
б. национально-освободительные движения
в. интернациональные политические партии
г. государства
ОТВЕТ: бвг

Вопрос 5. Какое из определений является неверным?
а. Мировая политика - это сфера взаимодействия между субъектами международных отношений по поводу их действий в отношении друг друга и решения общемировых проблем
б. Мировая политика - это область государственной политики, которая касается мероприятий государства (законов, государственных программ и административных решений) по обеспечению национальной безопасности
в. Мировая политика - это совокупная деятельность субъектов международных отношений, направленная на согласование их интересов друг с другом и урегулирование общих вопросов
ОТВЕТ: б

Вопрос 6. Венская система международных отношений - это
а. система, сложившаяся по окончании Наполеоновских войн
б. система, существовавшая в период с 1919 по 1939 гг.
в. система, в которой главным механизмом координации усилий по предотвращению конфликтов стала ООН
ОТВЕТ: а

Вопрос 7. Выберите два верных определения несостоявшегося государства:
а. Несостоявшееся государство - это государство, в котором систематически нарушаются права человека
б. Несостоявшееся государство - это государство, утратившее контроль над территорией из-за непризнания частью населения легитимности власти
в. Несостоявшееся государство - это государство, которое не в состоянии поддерживать своё существование в качестве жизнеспособной политической и экономической единицы
ОТВЕТ: бв

Вопрос 8. Выберите 3 основных характеристики Ялтинско-Потсдамской системы
а. биполярность
б. ядерное сдерживание
в. многополярность
г. конфронтационность
ОТВЕТ: абг

Вопрос 9. К какому типу международных организаций относится ООН?
а. региональная организация
б. экономическая организация
в. универсальная организация
ОТВЕТ: в

Вопрос 10. Выберите два основных требования гуманитарных антиглобалистских движений:
а. право народов на собственную культурную самобытность
б. невмешательство во внутренние дела государств со стороны глобальных организаций
в. передача части суверенитета Группе 20
ОТВЕТ: аб

Вопрос 11. Демократизация мира - это
а. тенденция к возрастанию роли управленческого аппарата в различных странах
б. увеличение числа демократических государств
в. разрушение экономических институтов государства
ОТВЕТ: б

Вопрос 12. Какая организация выступает в качестве инструмента экономической глобализации мира?
а. ВТО
б. МАГАТЭ
в. ФАО
ОТВЕТ: а

Вопрос 13. Назовите три существующих подхода к глобальному управлению.
а. расширение Европейского союза за счет стран Евразии
б. идея формирования мирового правительства
в. реформирование международных организаций, прежде всего ООН
г. однополярный мир, управляемый гегемоном - США
ОТВЕТ: бвг

Вопрос 14. Какова основная функция Совета Безопасности ООН?
а. координация международного сотрудничества в области атомной энергетики
б. разрешение юридических споров между государствами
в. поддержание международного мира и безопасности
Ответ: в

Вопрос 15. Выберите две тенденции современного миропорядка:
а. "размывание" государственного суверенитета
б. появление на авансцене мировой политики новых акторов, таких, как неправительственные организации, миграционные потоки, СМИ и т.д.
в. сокращение числа международных организаций
ОТВЕТ: аб
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Назовите основные принципы Вестфальской системы международных отношений.
Ответ: принцип национального суверенитета, главенство национальных интересов, равенство суверенных государств и невмешательство в дела друг друга, деидеологизация международных отношений.

2. В чем состоит разница между актором и субъектом международных отношений?
Ответ: актор автономен в принятии решений и способен оказывать влияние, в то время как субъект, даже имея определенные интересы, не обладает ресурсами для достижения целей и не способен влиять на акторов.

3. Какое изменение произошло с государственным суверенитетом в современных условиях?
Ответ: в современных условиях суверенитет государств подвергается коррозии - государства утрачивают возможность влиять на экономические процессы на своей территории. Часть полномочий национальных государств передается международным организациям, а также оказывается восприимчивой к стихийным глобальным процессам.

4. Назовите функции международных межправительственных организаций (МПО).
Ответ: МПО выступают как инструмент воздействия государств на международные процессы, служат площадкой для переговоров и информирования государствами друг друга о своих намерениях.

5. В чем состоит проблема классификации негосударственных акторов мировой политики?
Ответ: негосударственных акторов сложно классифицировать, потому что они очень разнородны и их число постоянно растет.

6. Каким образом негосударственные участники оказывают влияние на мировую политику?
Ответ: они воздействуют на общественное мнение (например, привлекая внимание к нарушению прав человека), содействуют развитию бедных регионов, вносят вклад в развитие международного права; формируют
в международных отношениях и мировой политике новый моральный климат; стимулируют активность гражданского общества в глобальных проектах по справедливому переустройству мира.

7. От чего зависят нормы и установки международной морали?
Ответ: они зависят от места (социокультурной среды, в которой находятся субъекты международных отношений); времени (характерных именно для данного момента общепризнанных международных принципов); и ситуации (имеющихся в распоряжении субъектов политических, экономических и иных средств и возможностей).

8. В чем различие между историко-политическим и социологическим подходами к мировой политике?
Ответ: историко-политический подход делает акцент почти исключительно на государственно-центричной системе при недостаточном внимании к трансформации глобальных политических отношений. Социологический подход, напротив, принимает во внимание изменения в глобальной общественной среде.

9. В чем отличие мировой политики от международных отношений?
Ответ: международные отношения - это более широкое понятие, это система политических, экономических, культурных связей между субъектами мировой политики. В то время как мировая политика является частью этой системы и относится к политической деятельности субъектов по реализации своих и общих интересов в сфере международных отношений. Международные отношения представляют собой то пространство, в котором протекают процессы мировой политики.

10. Назовите структурные элементы мировой политики.
Ответ: внешнеполитическая деятельность государств, глобальная деятельность ООН и других международных организаций, деятельность региональных объединений.

11. В чем проявляется двойственный характер мировой политики?
Ответ: мировая политика носит двойственный характер - с одной стороны, государство стремится отставить свои собственные интересы, с другой стороны, оно должно при этом учитывать интересы других государств и мирового сообщества.

12. Какая из существовавших в истории систем международных отношений считается самой жизнеспособной и почему?
Ответ: самой жизнеспособной считается Вестфальская система м/о,

13. Назовите причины увеличения числа международных организаций после Второй мировой войны.
Ответ: к причинам относятся мировое разделение труда, либерализация экономики, усиление контактов в эру информационного общества, а также появление глобальных проблем, для решения которых необходимо взаимодействие.

14. Охарактеризуйте роль этнонационального фактора в мировой политике на современном этапе.
Ответ: в последние годы роль этнонационального фактора возросла. Группы и сообщества (этнические, религиозные) становятся субъектами — лидерами мировой политики и замещают в этом качестве нации-государства. Этническая и религиозная принадлежность становится одним из мощных ресурсов политической мобилизации народов.

15. Назовите необходимое условие для начала переговорного процесса между конфликтующими субъектами мировой политики.
Ответ: таким условием является наличие переговорного пространства, то есть ситуации, при которой возможно достижение взаимоустраивающего результата на основе взаимных уступок.

16. Какой путь решения общемировой демографической проблемы обозначен Организацией Объединенных Наций?
Ответ: ООН считает главным способом решения демографической проблемы - улучшение социальных и экономических условий жизни в странах.

17. В чем проявляется взаимосвязь международной морали и международного права?
Ответ: и мораль, и право являются обязательными регуляторами поведения субъектов мировой политики, и мораль, и право носят социальный характер.

18. В чем отличие международной морали от международного права?
Ответ: правовые нормы зафиксированы в международных соглашениях и иных документах, за их соблюдением следят соответствующие институты. В отношении международной морали нет специализированных институтов по выработке и распространению нравственных ценностей.

19. "_________________ - это процесс координации действий и ресурсов на международном уровне, направленный на решение глобальных проблем и достижение общих целей".
Вставьте пропущенное словосочетание.
Ответ: глобальное управление.

20. Назовите варианты реформирования Совета Безопасности ООН.
Ответ: расширение числа постоянных участников Совета либо ограничение права вето, имеющегося у пяти постоянных членов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3: Способен выделять, систематизировать и интерпретировать содержательно значимые эмпирические данные из потоков информации, а также смысловые конструкции в оригинальных текстах и источниках по профилю деятельности

Вопрос 1. Кто из теоретиков считал, что только правонарушение может являться справедливой причиной войны?
а. Гуго Гроций
б. Томас Мор
в. Эразм Роттердамский
ОТВЕТ: а

Вопрос 2. Какому международному событию посвящено эссе Ж. Бодрийяра «Войны в заливе не было»?
а. Кампании в Мексиканском заливе 1779-1782 гг.
б. Войне в Персидском заливе 1990-1991 гг.
в Набегу в Финский залив 1916 г.
ОТВЕТ: б

Вопрос 3. Выберите три компонента понятия «сила» государства, согласно концепции Г. Моргентау:
а. географическое положение
б. природные ресурсы
в. качество дипломатии
г. состояние экологии
ОТВЕТ: абв

Вопрос 4. Какое произведение считается первым трудом по истории международных отношений?
а. «Анархия – это то, что делают из нее государства» А. Вендта
б. «Философский словарь» Вольтера
в. «История Пелопонесской войны» Фукидида
ОТВЕТ: в

Вопрос 5. Выберите два верных определения понятия «национальный интерес»
а. Национальный интерес – это способность государства успешно отгораживать себя от глобализационных процессов и осуществлять эффективный внутренний контроль
б. Национальный интерес – это совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства
в. Национальный интерес — это система осознанных потребностей исторически сложившейся, организованной в государство общности людей, удовлетворение которых оценивается последними как благо для обеспечения собственных развития и безопасности.
ОТВЕТ: бв

Вопрос 6. Выберите три способа предотвращения войны согласно Гуго Гроцию:
a. конференция
б. жребий
в. третейский суд
г. уступка
ОТВЕТ: абв

Вопрос 7. Какое из утверждений о трактате «Жалоба мира» является неверным?
а. автор трактата осуждает войну, считая ее безнравственной и жестокой
б. автор считает возможным установление мира благодаря следованию христианским добродетелям
в. автором трактата является Вудро Вильсон
ОТВЕТ: в

Вопрос 8. Какой прогноз развития международных отношений после Холодной войны дает Дж. Миршаймер?
а. безъядерная Европа
б. распространение ядерного оружия
в. сохранение нынешнего клуба ядерных держав
ОТВЕТ: б

Вопрос 9. Автором какой работы является Карл фон Клаузевиц?
а. «О войне»
б. «Философия права»
в. «Шесть книг о республике»
ОТВЕТ: а

Вопрос 10. Выберите верное утверждение, относящееся к школе политического реализма:
а. фактор силы в международной политике переоценен
б. государства должны следовать тем же моральным принципам, что и индивиды
в. международные правила насаждаются доминирующими государствами
ОТВЕТ: в

Вопрос 11. «Умная сила», согласно работам Дж. Ная, это –
А. сочетание принуждения и финансового давления с "мягкой силой" государства
Б. научное и технологическое превосходство государства
В. применение информационных технологий в политических целях
ОТВЕТ: а

Вопрос 12. Кто из российских исследователей является автором идеи «плюралистической однополярности»?
а. А.Д. Богатуров
б. М.М. Лебедева
в. Т.А. Шаклеина
ОТВЕТ: а

Вопрос 13. В какой работе теоретиков-марксистов обосновывалась идея мировой революции?
а. «Четырнадцать пунктов»
б. «Манифест коммунистической партии»
в. «Что делать?»
ОТВЕТ: б

Вопрос 14. Кто является автором теории гегемонии?
а. А. Вендт
б. А. Грамши
в. Н. Онуф
ОТВЕТ: б

Вопрос 15. Выберите два верных утверждения, характеризующих взгляды российского просветителя В.Ф. Малиновского:
а. каждая нация должна стремиться к господству над более слабым соседом
б. в борьбе за всеобщий мир должно участвовать все человечество
в. для предотвращения войн необходимо учредить международную организацию
ОТВЕТ: бв
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1.В чем отличие подхода политического реализма от подхода либерализма к понятию «национальный интерес»?
Ответ: в отличие от либерализма, реализм ставит национальный интерес выше частных интересов. Для реализма определяющими для понимания национального интереса являются геополитические приоритеты, а для либерализма - благосостояние граждан.

2. Почему Дж. Най и Р. Кеохейн считают состояние взаимозависимости наиболее сложным для сильных государств?
Ответ: взаимозависимость ограничивает автономность.

3. К какой форме правления, по мнению философа Иммануила Канта, должны перейти государства для обеспечения «вечного мира»?
Ответ: необходимым условием является переход государств к республиканской форме правления.

4. «К силе прибегают всегда, потому что это тот способ, при помощи которого люди, будь то на уровне индивидов или же групп, достигали желаемого. Люди не хотят воевать, они хотят другого –того, что может быть достигнуто в результате войны. Логичнее предположить, что если будет найден другой более эффектив-ный способ для этого, именно он, а не война и будет использован...».
К какому направлению теории международных отношений относится автор этого отрывка?
Ответ: либерализм (либеральный идеализм).

5. ___________________, согласно Английской школы теории международных от-ношений, образуется тогда, когда группа стран, осознавая общность базовых ин-тересов и ценностей, формирует сеть общих правил, норм и институтов.
Вставьте пропущенное словосочетание.
Ответ: международное общество.

6. Какая общая черта объединяет постпозитивистские теории международных отношений?
Ответ: общая черта – критика традиционных теорий ИЛИ обращение к теме идентичности.

7. Назовите один из критериев справедливой войны, указанный Фомой Аквинским.
Ответ: справедливая война – это война, начатая по справедливой причине (из-за того, что противник совершил некий проступок) ИЛИ начатая со справедливым намерением (утвердить добро).

8. Почему, по мнению неореалиста К. Уолтца, однополярная система международных отношений менее устойчива, чем биполярная?
Ответ: потому что более слабые государства будут стремиться к союзу с другими для сдерживания доминирующей державы.

9. Какой способ предотвращения конфликтов предлагал Э. Крюсе в своей работе «Новый Киней»?
Ответ: Крюсе выдвинул идею создания постоянной международной организации, которая разрешала бы споры между государствами.

10. Чем и почему, по мнению Ш. Монтескье, отличаются народы Запада и Восто-ка?
Ответ: Монтескье указывал, что на Востоке люди медлительны и расслаблены, в то время как на Западе – предприимчивы и расторопны. Это отличие связано с разным климатом: жара подрывает силы и бодрость людей, а холодный климат укрепляет.
11. Почему биполярная система считается менее конфликтной, чем многополяр-ная?
Ответ: в биполярной системе только две крупные державы, между которыми может начаться конфликт. При этом два гегемона требуют лояльности от малых стран, образуя с ними четкие союзнические структуры и предоставляя гарантии защиты от противоположной стороны. А при многополярной системе наблюда-ется асимметрия силы между множеством участников, поэтому вероятность войны намного выше.
12. Охарактеризуйте традиционный подход, применяемый в китайской школе ТМО.
Ответ: Традиционный подход использует китайскую историю, философию и культуру (например, идеи даосизма или конфуцианства) для осмысления действующей системы мира и порядка.

13. Охарактеризуйте взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса на международные отно-шения
Ответ: Маркс и Энгельс считают международные отношения социально-экономическими по своей сути, в которых происходит угнетение и эксплуатация капиталистическими странами всех остальных.

14. «Я не за то, чтобы мы связывали себя новыми договорами с раздорами Европы, не за то, чтобы мы вступали на эту арену резни ради сохранения ев-ропейского равновесия или присоединялись бы к союзу королей, воюю-щих против принципов свободы.. Нашим первым и фундаментальным принципом должно быть: никогда не ввязываться в ссоры и схватки Евро-пы».
О каком принципе внешней политике идет речь?
Ответ: принцип нейтралитета (невмешательства).

15. Назовите два признака государственного суверенитета по Ж. Бодену.
Ответ: постоянство власти и ее абсолютный (неограниченный) характер.

16. Почему, согласно идеям Т. Гоббса, в отношениях между государствами царит анархия?
Ответ: отношения анархичны, поскольку между народами нет общественного до-говора, который бы установил высшую власть и позволил обменять свободу на мир и безопасность.

17. «Унаследованные из прошлого связи между государствами разных цивилизаций, такие как, например, военные альянсы времен “холодной войны”, по всей видимости, слабеют или исчезают бесследно. Не осуществятся и надежды на тесное “межцивилизационное” партнерство, о котором заявляли лидеры России и Америки. Складывающиеся ныне межцивилизационные отношения будут варьироваться от холодности до применения насилия, но в большинстве случаев они будут балансировать ближе к середине диапазона между этими крайностями».
Какие отношения между цивилизациями прогнозирует автор отрывка?
Ответ: отношения будут прохладными либо враждебными.
18. Что общего во взглядах Ф. Фукуямы и Дж. Ная на акторов международных от-ношений?
Ответ: И Ф. Фукуяма, и Дж. Най считают, что государства не являются главными акторами международных отношений. Кроме государств акторами являются международные организации.

19. Что С. Хантингтон называет конфликтом «по линии разлома»? Приведите пример такого конфликта.
Ответ: конфликт «по линии разлома» – это национально-религиозный конфликт между государствами или группами государств, принадлежащими к различным цивилизациям. Пример – индо-пакистанский (Кашмирский) конфликт, Карабах-ский конфликт, Косовский конфликт.

20. «Межгосударственные системы, в отличие от других социальных систем, характеризуются отсутствием высшей инстанции, осуществляющей контроль или регулирование. Поэтому их характеризует прежде всего распределение могущества: если несколько государств, обладающих мощью одинакового порядка, вступают в борьбу, заключают союз либо противостоят друг другу, то система тяготеет к такой форме, как европейский концерт прошлого столетия. Если же два какие-то государства превосходят все остальные, то возникает ____________ система».
Вставьте пропущенное слово.
Ответ: биполярная (двухполюсная).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1302. Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред. Литовченко А.А. РОССИЯ В ГЛОБАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Пряхин В.Ф. РОССИЯ В ГЛОБАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ильин И.В., Леонова О.Г. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИСТИКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Журнал "Россия в глобальной политике" www.globalaffairs.ru
Э2 Журнал "Международные процессы" http://www. intertrends.ru
Э3 Журнал "Мировая экономика и международные отношения" www.imemo.ru
Э4 Учебная дисциплина «Россия в глобальной политике» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение курса следует начать с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии).
Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия и др.), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины.
Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (зачету).
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу.
Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию:
релевантность (точное соответствие теме);
фокус на наиболее важных моментах;
понимание аудитории;
драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории;
доступность, ясность излагаемого материала;
живое изложение, умение заинтересовать;
убедительность выступления;
культура речи, четкость дикции, темп изложения;
логическая завершённость выступления;
соблюдение регламента выступления;
текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами;
логическая последовательность информации на слайдах;
общее впечатление от просмотра презентации;
знание источников и основной литературы по теме;
уровень владения проблемой (правильность ответа);
уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность);
полнота ответа;
владение профессиональным языком.
Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – зачету, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа.