Закреплена за кафедрой | Кафедра всеобщей истории и международных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.05. Международные отношения |
Профиль | Актуальные проблемы теории и практики международных отношений |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_05_МО-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 39 | 39 | 39 | 39 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений
Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Усольцев С.А.
1.1. | Ознакомление студентов с методологией системного подхода и его применения в прикладных аналитико-прогностических исследованиях, а также обучение их навыкам его практического применения при моделировании политических явлений и процессов. Для достижения поставленных целей предполаегтся решение следующих задач: освоить и отработать известный в международно-политической науке инструментарий анализа международных ситуаций; повысить креативность практической работы и сформировать способности самсостоятельно судить о происходящем и находить нестандарстные подходы к международной ситуации, вырабатывать потенциал вынесения оригинальных оценок. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1 |
ПК-2 | Способен применять теории международных отношений для оценки современных международных проблем |
ПК-2.1 | Знает современное состояние теоретической парадигмы международного анализа. |
ПК-2.2 | Составляет обзоры современного состояния теории международных отношений с учетом специфики текущих международных процессов и ситуаций. |
ПК-3 | Способен самостоятельно работать с документами, научной литературой, материалами средств массовой информации, докладами экспертно-аналитических центров, базами данных, в том числе на иностранном(ых) языке(ах) |
ПК-3.1 | Выявляет первоисточники информации по международной и внешнеполитической проблематике и систематизирует по группам в соответствии с принципами верификации. |
ПК-3.2 | Составляет системные обзоры источников, рефераты и аннотации научной литературы. |
ПК-3.3 | Использует информационнокоммуникационные технологии и программные средства для поиска и обработки информации по исследуемой проблеме. |
ПК-4 | Способен участвовать в разработке аналитических материалов |
ПК-4.1 | Собирает и первично обобщает фактический материал по международной проблематике. |
ПК-4.2 | Проводит прикладный внешнеполитический и международнополитический анализ международных ситуаций с использованием универсальных и специальных методов для оценки, моделирования и прогнозирования различных политических процессов. |
ПК-4.3 | Составляет экспертные заключения и прогнозы с учетом интересов соответствующих государственных и негосударственных структур. |
ПК-5 | Способен понимать логику глобальных процессов и развития всемирной политической системы международных отношений в их исторической, экономической и правовой обусловленности |
ПК-5.1 | Анализирует современные международные процессы в рамках долгосрочных и среднесрочных тенденций их развития. |
ПК-5.2 | Проводит многофакторный международный анализ с учетом ближне-, средне- и долгосрочных трендов международных трансформаций. |
ПК-6 | Способен решать научные задачи, использовать методологический инструментарий, обосновывать научную новизну и практическую значимость исследуемой проблематики в широком международном контексте |
ПК-6.1 | Интерпретирует и применяет основные положения теории международных отношений в качестве методологической базы исследования. ализа. |
ПК-6.2 | Выявляет актуальные тенденции и проблемы международных отношений и мировой политики. |
ПК-6.3 | Отслеживает динамику международной среды в контексте исследуемой проблематики. |
ПК-6.4 | Владеет универсальными научными и специальными (прикладными) методами международного анализа. |
УК-1 | Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач |
УК-1.1 | Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории. |
УК-1.2 | Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов |
УК-1.3 | Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений. |
УК-1.4 | Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | парадигмальную эволюцию научного знания. специфические особенности общенаучных теоретических подходов, основные понятия и принципы системного подхода. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | осуществлять выбор адекватных информационно-аналитических методик при проведении аналитико-прогностического исследования. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | фильтрации и группировки информации, ее верификации при проведении прикладного международного исследования. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Системный подход и международно-политическая реальность | ||||||
1.1. | Системный подход и международно-политическая реальность | Лекции | 6 | 2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 2. Политический анализ в международной сфере как исследовательская практика | ||||||
2.1. | Политический анализ в международной сфере как исследовательская практика | Практические | 6 | 4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 3. Специфика и назначение прикладной аналитики в международной сфере | ||||||
3.1. | Специфика и назначение прикладной аналитики в международной сфере | Лекции | 6 | 4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
3.2. | Основные виды работы с источниками международной и внешнеполитической информации | Практические | 6 | 2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
3.3. | Аналитические формы и их особенности в сфере исследования внешней политики | Практические | 6 | 2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 4. Модель внешнеполитической программы и параметры внешнеполитического курса государства | ||||||
4.1. | Модель внешнеполитической программы и параметры внешнеполитического курса государства | Лекции | 6 | 4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
4.2. | Системная интерпретация государства как актора мировой политики | Практические | 6 | 4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 5. Аналитические формы в сфере исследования внешней политики и международных ситуаций | ||||||
5.1. | Аналитические формы в сфере исследования внешней политики и международных ситуаций | Лекции | 6 | 4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
5.2. | Целевое структурирование внешщнеполитического анализа и особенности оперативной аналитической работы | Практические | 6 | 4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 6. Ситуационный анализ как вид экспертизы | ||||||
6.1. | Ситуационный анализ как вид экспертизы | Лекции | 6 | 4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
6.2. | Логико-интуитивный метод и моделирование в исследованиях международных ситуаций | Практические | 6 | 4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
6.3. | Разработка прогностических сценариев по основным направлениям и механизмам международного сотудничества | Сам. работа | 6 | 19 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 7. Системный и прикладной анализ форм международного сотрудничества | ||||||
7.1. | Системный и прикладной анализ форм международного сотрудничества | Практические | 6 | 4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
7.2. | Подготовка презентации аналитической модели варианта игры с ненулевой суммой применительно к международному сотрудничеству | Сам. работа | 6 | 20 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Модель внешнеполитической программы государства (на примере РФ и других акторов). 2. Параметры внешнеполитического курса государства. 3. Матрица анализа концепции внешней политики государства. 5.Методологический даулизм в исследованиях международных отношений. 6. Прогнозирование в сфере международного сотрудничества. 7. Формальные и неформальные коалиции в мировой политике. 8. Сравнительный анализ внешнеполитических идеологий. 9. "Социальная инженерия" в мировой политике. 10. Фоновые факторы международного сотрудничества. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств находится в приложении. |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС Основы системного и прикладного анализа.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Цыганков П.А. - отв. ред. | ТЕОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Поздняков А.И. - отв. ред., Белозёров В.К. - отв. ред., Васильева М.М. - отв. ред. | СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Баженов А.М. | СОЦИОЛОГИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Учебная дисциплина «Основы системного и прикладного анализа международных отношений» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Курс предполагает в качестве стартовой основы комплексное освоение теоретических знаний по международной проблематике. Главная идея в процессе освоения дисциплины состоит в том, чтобы на конкретном материале мировой политики сформироватть навыки прикладного анализа конкретных международных ситуаций и проблем. В рамках этого направления освоения материала курса необходимо последовательно осуществить следующие действия: 1) выявить из информационного потока сведения о конкретной международной ситуации или проблеме; 2) структурировать собранный фактический материал, постоянно пополняя его текущими сведениями и развитии ситуации или процесса; 3) сформулировать методологическую и методическую основы анализа; 4) сформировать релевантный проблеме алгоритм анализа; %) выбрать наиболее эффективную форму: круглый стол, мозговой штупрм, деловая игра или другие форматы; 5) сформировать временный коллектив с распределением обязанностей; представить результаты освоения темы в соотвествующей форме. Значительная часть усилий на этапе предварительной подготовки должна быть направлена на самостоятельную работу. В соответсвии с модульно-рейтинговым планом дисциплины каждый этап работы оценивается самостоятельно и индивидуально для каждого студента с учетом коэффициента групповой эффектиыности. Необходимым предварительным навыком должно бытть умение работать со специальной информацией в области мировой политики и современных международных отношений. |