МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Материальная и духовная культура тюркоязычных народов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки41.04.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильТюркология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_01_Зарубежное регионоведение _Тюркология-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 7
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., Доцент, Фролов Ярослав Владимирович

Рецензент(ы):
д.и.н., Профессор, Грушин Сергей Петрович

Рабочая программа дисциплины
Материальная и духовная культура тюркоязычных народов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 41.04.01 Зарубежное регионоведение (приказ Минобрнауки России от 12.07.2017 г. № 648)

составлена на основании учебного плана:
41.04.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Тишкин Алексей Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Главная цель курса - знакомство с основными этнографическими характеристиками народов, проживающих в регионах Большого Алтая. Исходя из этого курс разбит на разделы и темы, последовательно изучая которые, раскрываются основные этнографические проекции Большого Алтая, а также основные характеристики, история, традиции и современное состояние проживающих там народов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа
ОПК-3.1 Знает методы теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа
ОПК-3.2 Умеет использовать теоретические и эмпирические методы исследования для оценки политикокультурных, социально-экономических и общественно-политических процессов различного уровня
ОПК-3.3 Способен выстраивать сценарии развития политикокультурных, социально-экономических и общественно-политических процессов различного уровня в рамках решения конкретной профессиональной задачи
ОПК-4Способен проводить научные исследования по профилю деятельности, в том числе в междисциплинарных областях, самостоятельно формулировать научные гипотезы и инновационные идеи, проверять их достоверность
ОПК-4.1 Знает методологию научного исследования и основные этапы его выполнения
ОПК-4.2 Умеет определять цель, задачи, методы научного исследования, формулировать научную гипотезу, разрабатывать план исследования
ОПК-4.3 Способен осуществлять сбор и верификацию информации по теме исследования в соответствии с поставленной целью и задачами
ОПК-4.4 Владеет опытом проведения научного исследования в сфере зарубежного регионоведения, в том числе, используя междисциплинарный подход
УК-1Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1 Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода
УК-1.2 Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели
УК-1.3 Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основы анализа социально-экономичсеких и общественно-политических процессов; основные теоритические положения современной этнологической науки; этнографические особенности населения Большого Алтая; специфику коммуникаций в тюрко-монгольском мире.
3.2.Уметь:
3.2.1.Оценивать и моделировать происходящие в этнических сообществах процессы; осуществлять научные исследования в области этнографии/этнологии;разрабатывать проекты в в сфере этнокультуры тюрко-монгольских народов; реализовывать гуманитарые проекты.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками эмпирических исследований в области этнологии; понятийным аппаратом этнологической науки; навыками общения с носителями изучаемых этнических традиций; навыками продвижения проектов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Регионы, страны и народы Большого Алтая
1.1. Страны и регионы Большого Алтая Лекции 4 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Этническая карта Большого Алтая Практические 4 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Тюркские и монгольские народы Большого Алтая Сам. работа 4 5 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Большой Алтай в лингвистической проекции.
Раздел 3. Большой Алтай в антропологической проекции.
Раздел 4. Большой Алтай в хозяйственно-культурной проекции.
4.1. Особенности хозяйства и культуры коренного населения Большого Алтая. Лекции 4 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.2. Особенности скотоводческого хозяйства и кочевого уклада жизни народов Большого Алтая Практические 4 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.3. Традиционные промыслы и ремесла коренного населения Большого Алтая. Практические 4 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.4. Духовная культура тюркских народов Большого Алтая Сам. работа 4 6 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Этническая география тюркских народов российской части Большого Алтая
5.1. География расселения тюркских народов в Южной Сибири Лекции 4 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.2. Алтайцы: история, традиции и современность Практические 4 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.3. Локальные группы коренного населения Алтая Сам. работа 4 6 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Скотоводческие народы: традиции, история и современность
6.1. Скотоводческие народы Большого Алтая. Лекции 4 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.2. Тувинцы: история, традиции и современность Практические 4 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.3. История и традиции якутов и долган. Сам. работа 4 8 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Оленеводство в Южной Сибири: история, традиции и современность
Раздел 8. Промыслы и ремесла в культуре коренного населения Южной Сибири
8.1. Ремесленные традиции народов Южной Сибири Лекции 4 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
8.2. Материальная культура коренного населения Южной Сибири Практические 4 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
8.3. Орнамент в культуре народов Южной Сибири Практические 4 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
8.4. Орнамент народов Южной Сибири Сам. работа 4 6 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 9. Этническая география Центральной Азии
9.1. Тюркские народы Центральной Азии. Лекции 4 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
9.2. Этно-конфессиональная ситуация в Регионах Центральной Азии Сам. работа 4 6 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 10. Скотоводство в культуре народов Центральной Азии
10.1. Скотоводческие традции тюркских народов Центральной Азии. Лекции 4 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
10.2. Скотоводческое хозяйство казахов и кыргызов Практические 4 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
10.3. Духовная культура скотоводов Центральной Азии Сам. работа 4 6 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 11. Традиционные ремесла народов Центральной Азии
11.1. Региональные особенности ремесла кочевых народов Центральной Азии Практические 4 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
11.2. Орнамент в культуре народов Центральной Азии Сам. работа 4 6 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет»

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4
Способен проводить научные исследования по профилю деятельности, в том числе в междисциплинарных областях, самостоятельно формулировать научные гипотезы и инновационные идеи, проверять их достоверность
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. В 17-18 в. Ближайшие предки родственных алтайцев объединились в 4 этнические группы:
а) теленгиты, тубалары, кумандинцы, челканцы
Б) теленгиты, тубалары, кумандинцы, джунгары
В) теленгиты, тубалары, кумандинцы, гунны
Ответ: а)
2. Кто подписал Указ о присоединении Горного Алтая к России?
а) Петр 1
Б) Николай 2
В) Елизавета Петровна
Ответ: Б)
3. Годы существования Джунгарского ханства?
а)1635-1756
Б)1756-1856
В)1991-2016
Ответ: а)
4. В каком году был подписан Указ о присоединении Горного Алтая к России?
а)2 мая 1756
Б)1 мая 1800
В)9 мая 1860
Ответ: а)
5. Касаба это:
А) Cумка для посуды.
Б) Женский головной убор.
В) Переметная сума.
Г) Подставка для постельных принадлежностей.
Д) Мужская шляпа.
Ответ: Б)
6. Головной убор мужчин из мерлушки и шкур диких зверей :
А) Тымак
Б) колпак
С) Борик
Д) Малахай
Е) Жент
Ответ: а)
7. Казахское национальное блюдо, приготовленное из мяса и внутренностей, жаренных в масле :
А) жент
б) кауырдак
с) курт
д) согым
е) иримшык
Ответ: Б)
8. Что заготавливали на зиму кочевые группы тюркского населения Большого Алтая
А) мясо
Б) картошку
В) сыр
Г) рыбу
Д) грибы
Ответ: в)
9.Купольные жерди юрты называются:
А) шанырак
б) уык
в) кереге
г) босага
д) тундык
Ответ: Б)
10. Назовите крупного исследователя, совершившего путешествие на Алтай, в Семиречье и Среднюю Азию.
А) Семенов-Тянь-Шанский
б) В.В. Радлов
в) Вельяминов-Зернов
г) Добросмыслов
д) Маковецкий
11. Какой немецкий ученый писал: «Исключительным жилищем киргиз-кайсаков и зимой, и летом является юрта, одно из самых практичных изобретений, которое когда-либо сделал человек».
А) Виктор фон Герн
б) Герхард Миллер
в) Ф. фон Шварц
Ответ: в)
12.Назовите главный центр Казахстана по добыче и отправке рыбы в Россию?
А)Аральск
В)Перовск
С)Верный
Ответ: а)
13.Что с персидского означает «Наурыз»?
А)новый год
б)новый день
в) новый месяц
Ответ: Б)
14.Почетное место в юрте называется?
А)арша
б) тор
в)ерулик
Ответ: Б)
15.Как называется обычай по которому богатая часть казахского общества раздавала беднякам коров на содержание?
А)ауыз тию
б)журтшылык
в)сауын
Ответ: в)
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
– «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% процентов заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. В отдельных районах Большого Алтая долгое время единицей обмена служила __________
Ответ: овца.
2. Для охоты тюркоязычные группы кочевников использовали ловчих птиц – _________________
Ответ: соколов.
3. Традиционный стол тюркоязычных групп кочевников составляли преимущественно __________
Ответ: мясо-молочные блюда.
4. По какому принципу хакасы давали название своему улусу?
Ответ: по фамилии старейшины;
5. Какое традиционное занятие было у хакасского народа?
Ответ: скотоводство;
6. Какая основная посевная культура была у Хакасского народа?
Ответ: ячмень
7. Национальное женское нагрудное украшение хакасов это ___________________
Ответ: пого
8. Многострунный щипковый музыкальный инструмент хакасов называется ___________
Ответ: чатхан
9. Хакасский сказитель-мастер, исполняющий героические сказания под аккомпанемент народного музыкального инструмента называется ________________
Ответ: хайджи
10. В основу традиционного хозяйства тофаларов входят________________________
Ответ: охота и оленеводство
11. Основной традиционного хозяйства северных алтайцев являлись _____________________
Ответ: таежная охота и скотоводство
12. Существуют следующие этнографические группы якутов _____________________
Ответ: олекминская, северная, вилюйская, амгинско-ленская
13. Традиционная религия алтайцев – это _______________________________________
Ответ: бурханизм
14. Традиционное хозяйство шорцев - это_______________________________________
Ответ: скотоводство и охота
15. Хакасы подразделяются на следующие этнографические группы_________________
Ответ: койбалы, сагайцы, кызыльцы, качинцы
16. Шорский язык подразделяется на два диалекта______________________________
Ответ: мрасский, кондомский
17. Шорцы представлены двумя этнографическими группами____________________
Ответ: южной, северной
18. ______________ – тюркоязычный народ, живущий в центральных областях европейской части России, в Поволжье, Приуралье, в Сибири, Казахстане, Средней Азии, СУАР и на Дальнем Востоке
Ответ: татары
19. До 1948 г. алтайский язык назывался____________________________________
Ответ: ойротским
20. Излюбленный напиток хакасов назывался__________________________________
Ответ: айран
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3
Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Время становления и расцвета Тюркского каганата –
а) VI-VII вв.
б) I-II вв.
в) IV-V вв.
г) III-V вв.
Ответ: а)
2. Тюркский каганат в союзе с Византией начали войны с Ираном за
а) контроль над Великим шелковым путем
б) объединение территорий
в) присоединить некоторые области на берегу Амударьи
Ответ: а)
3. К окончательному ослаблению Тюркского каганата и началу его распада привела
а) гражданская война 630г.
б) походы против соседних племен
в) нападения болгар
г) неоднократные восстания племен
Ответ: а)
4. Причины гибели Тюркского каганата -
а) нападения кочевых племен, внутренние противоречия
б) набеги соседей
в) нападения со стороны Китая
г) затяжные воины
Ответ: а)
5. Как назывался верховный правитель и военноначальник Первого государства тюрков?
а) сюбаши
б) хунтайджи
в) шаньюй
г) каган
д) хан.
Ответ: г)
6. Основной вид хозяйства племен в Тюркском каганате:
а) кочевое скотоводство
б) оседлое земледелие
в) натуральное хозяйство
г) полуоседлое земледелие
д) торговля, ремесло.
Ответ: а)
7. Как называлась древнетюркская письменность?
а) скифские письмена
б) согдийская
в) руническая
г) санскрит
д) иероглифическая.
Ответ: в)
8. Религиозное верование древних тюрков:
а) Христианство
б) Ислам
в) Тенгрианство
г) Мусульманство
д) Буддизм.
Ответ: в)
9. Какое животное было тотемом у древних тюрков?
а) лиса
б) медведь
в) орел
г) барс
д) волк
Ответ: г)
10. В какой части Казахстана получило широкое распространение поливное земледелие?
а) в Восточном Казахстане
б) в Северном Казахстане
в) в Центральном Казахстане
г) в Южном Казахстане и Семиречье
д) на территории Сары Арки
Ответ: г)
11. Что такое барымта (баранта)?
а) налог на скот
б) насильственный угон скота
в) состязание в скачках
г) штраф за угон скота
д) вид наказания
Ответ: б)
12. На торжествах проводились разнообразные игры. Что означало состязание кокпар?
а) скачки
б) стрельба из лука
в) песенное состязание акынов
г) скачки с тушей козы
д) борьба силачей
Ответ: г)
13. Какая отрасль хозяйства преобладала у казахов степных районов в ХV-ХVII вв.?
а) полукочевое скотоводство и земледелие
б) кочевое и полукочевое скотоводство
в) земледелие и скотоводство
г) отгонное скотоводство
д) богарное земледелие.
Ответ: б)
14. Какими домашними промыслами занимались казахи-кочевники в ХV-ХVII вв.?
а) рыболовство
б) охота
в) переработка продуктов животноводства
г) торговля
д) огородничество
Ответ: в)
15. Какая форма землепользования преобладала в степных районах Казахстана в ХVI-ХVII вв.?
а) родовая
б) государственная
в) общинная
г) феодальная
д) частная
Ответ: в)
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
– «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% процентов заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. _______________ - самоназвание «саха».
Ответ: якуты

2. ______________ самоназвание «тоха»
Ответ: тофалары

3. ______________ - самоназвание «тадар»
Ответ: хакасы
4. ______________ - столица Республики Алтай
Ответ: Горно-Алтайск
5. ______________- столица Республики Саха
Ответ: Якутск
6. Алтайский язык подразделяется на следующие диалекты________________
Ответ: алтай-кижи и теленгит
7. Алтайцы делятся на две этнографические группы ______________________
Ответ: южные и северные
8. Традиционным жилищем тувинцев являлась_____________________
Ответ: войлочная юрта
9. Тувинский язык относится к языковой семье, которая называется__________________
Ответ: алтайская
10. Хакасов до Октябрьской революции называли___________________________________
Ответ: минусинцами
11. Шорский язык принадлежит к языковой семье____________________________________
Ответ: алтайской
12. Этногенез - это процесс формирования______________________________________
Ответ: народа
13. Этнографическая группа - это подразделение____________________________________
Ответ: народа
14. Якутский язык относится к языковой группе______________________________
Ответ: тюркской
15. Северные группы якутов - это _______________________________
Ответ: оленеводы
16. Традиционное жилище тофаларов – это________________________________
Ответ: конический чум
17. Всемирно известным тувинским народным искусством является_________________
Ответ: горловое пение

18. _________________ - языковая дисциплина, которая изучает языки в этническом аспекте
Ответ: этнолингвистика
19. ________________ - самоназвание «алтай-кижи»
Ответ: Алтайцы
20. _________________ - самоназвание «мрас-кижи»
Ответ: Шорцы

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. каждое
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Основные черты южно-сибирского шаманизма.
2. Реликты домусульманских верований у народов Центральной Азии.
3. Ламаизм и христианство у народов Большого Алтая.
4. Ислам в жизни народов Большого Алтая.
5. Юрта – жилище кочевников-скотоводов Большого Алтая.
6. Обряды и верования народов Центральной Азии, связанные со скотоводством.
7. Основные орнаментальные мотивы скотоводческих народов Большого Алтая.
8. Особенности традиционной родо-племенной структуры у народов Большого Алтая.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Темы практических занятий:
1. Этническая карта Большого Алтая.
2. Языки и народы Большого Алтая.
3. Антропологические типы населения Большого Алтая.
4. Особенности скотоводческого хозяйства и кочевого уклада жизни народов Большого Алтая.
5. Земледельческие традиции у народов Большого Алтая.
6. Традиционные промыслы и ремесла коренного населения Большого Алтая.
7. Алтайцы: история, традиции и современность.
8. Хакасы: история, традиции и современность.
9. Тувинцы: история, традиции и современность.
10. Тофалары и тувинцы-тоджинцы: история, традиции и современность.
11. Материальная культура коренного населения Южной Сибири.
12. Орнамент в культуре народов Южной Сибири.
13. Уйгуры: история, традиции, хозяйственный уклад.
14. Скотоводческое хозяйство казахов и кыргызов.
15. Скотоводство туркмен, узбеков и каракалпаков.
16. Скотоводство туркмен, узбеков и каракалпаков.
17. Региональные особенности ремесла кочевых народов Центральной Азии.
18. Традиции и современность в ремесленных технологиях.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Тавадов Г. Т. Этнология: учебник Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016 biblioclub.ru
Л1.2 под ред. В. А. Козьмина, В. С. Бузина Этнология (этнография): учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Садохин А. П. , Грушевицкая Т. Г. Основы этнологии: учебное пособие Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Назаров И.И. Этнология и социальная антропология : Учебно-методический комплекс для студентов бакалавриата барнаул: Издательство Алтайского государственного университета // ЭБС Алтайского государственного университета, 2015 г. elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.iea.ras.ru
Э2 ethnography.omskreg.ru
Э3 www.kunstkamera.ru
Э4 Этнология portal.edu.asu.ru
Э5 Этнография народов Большого Алтая public.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
108М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед.
317М кабинет кафедры востоковедения – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-X31 - 1 единица; стационарный экран: REDLEAF; карты; плакаты
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе изучения дисциплины «Этнография народов Большого алтая» магистрантам предстоит актуализировать знания этнокультурному составу российских и сопредельных регионов Большого Алтая.
Освоение дисциплины осуществляется в течение трех учебных семестров в рамках аудиторных лекционных и практических занятий. Большое внимание уделяется самостоятельной работе студента. Степень освоения курса зависит от успехов магистранта при подготовке и выполнении парктических заданий, умении рационально огранизовать свое учебное время.

Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану,определяемому РПД. Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать преподавателю уточняющий вопрос. Работа на лекции - заключается в обсуждении контрольных вопросов в конце лекции, изучении рекомендованной к лекции литературы или выполнении предложенных заданий.

При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил: внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия, определить место темы занятия в общем содержании, ее связь с другими темами; найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе; после ознакомления с теоретическим материалом ответить на вопросы для самопроверки; продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов; продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы. На практическом занятии студент должен выполнить поставленное задание и предоставить его преподавателю на проверку.

Web - сопровождением аудиторных занятий является электорнный учебно-методический комплекс дисциплины, расположенный по адресу: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8847

Работа с ним является обязательной для магистрантов. Темы ЭУМКД включают в себя вопросы для обсуждения, планы семинаров, задания для самостоятельной работы, контрольные вопросы и задания. Подготовится к лекции, семинару, выполнению самостоятельной работы помогут дополнительные материалы, расположенные в темах. Тема считается пройденной, если студент выполнил все задания для самостоятельной работы, контрольные задания и тест, расположенный в теме.
Преподаватель имеет право осуществлять проверку посещаемости лекционных и практических занятий.

Промежуточная аттестация в первом и втором учебном семестре осуществляется в виде зачета, в третьем семесре - в виде экзамена.