Закреплена за кафедрой | Кафедра археологии, этнографии и музеологии |
---|---|
Направление подготовки | 41.04.01. Зарубежное регионоведение |
Профиль | Тюркология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 41_04_01_Зарубежное регионоведение _Тюркология-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 7 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 14 | 14 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 49 | 49 | 49 | 49 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии
Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич
1.1. | Главная цель курса - знакомство с основными этнографическими характеристиками народов, проживающих в регионах Большого Алтая. Исходя из этого курс разбит на разделы и темы, последовательно изучая которые, раскрываются основные этнографические проекции Большого Алтая, а также основные характеристики, история, традиции и современное состояние проживающих там народов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03 |
ОПК-3 | Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа |
ОПК-3.1 | Знает методы теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа |
ОПК-3.2 | Умеет использовать теоретические и эмпирические методы исследования для оценки политикокультурных, социально-экономических и общественно-политических процессов различного уровня |
ОПК-3.3 | Способен выстраивать сценарии развития политикокультурных, социально-экономических и общественно-политических процессов различного уровня в рамках решения конкретной профессиональной задачи |
ОПК-4 | Способен проводить научные исследования по профилю деятельности, в том числе в междисциплинарных областях, самостоятельно формулировать научные гипотезы и инновационные идеи, проверять их достоверность |
ОПК-4.1 | Знает методологию научного исследования и основные этапы его выполнения |
ОПК-4.2 | Умеет определять цель, задачи, методы научного исследования, формулировать научную гипотезу, разрабатывать план исследования |
ОПК-4.3 | Способен осуществлять сбор и верификацию информации по теме исследования в соответствии с поставленной целью и задачами |
ОПК-4.4 | Владеет опытом проведения научного исследования в сфере зарубежного регионоведения, в том числе, используя междисциплинарный подход |
УК-1 | Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий |
УК-1.1 | Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода |
УК-1.2 | Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели |
УК-1.3 | Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Основы анализа социально-экономичсеких и общественно-политических процессов; основные теоритические положения современной этнологической науки; этнографические особенности населения Большого Алтая; специфику коммуникаций в тюрко-монгольском мире. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Оценивать и моделировать происходящие в этнических сообществах процессы; осуществлять научные исследования в области этнографии/этнологии;разрабатывать проекты в в сфере этнокультуры тюрко-монгольских народов; реализовывать гуманитарые проекты. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Навыками эмпирических исследований в области этнологии; понятийным аппаратом этнологической науки; навыками общения с носителями изучаемых этнических традиций; навыками продвижения проектов. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Регионы, страны и народы Большого Алтая | ||||||
1.1. | Страны и регионы Большого Алтая | Лекции | 4 | 2 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4 | Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Этническая карта Большого Алтая | Практические | 4 | 2 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4 | Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Тюркские и монгольские народы Большого Алтая | Сам. работа | 4 | 5 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4 | Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Большой Алтай в лингвистической проекции. | ||||||
Раздел 3. Большой Алтай в антропологической проекции. | ||||||
Раздел 4. Большой Алтай в хозяйственно-культурной проекции. | ||||||
4.1. | Особенности хозяйства и культуры коренного населения Большого Алтая. | Лекции | 4 | 2 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4 | Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Особенности скотоводческого хозяйства и кочевого уклада жизни народов Большого Алтая | Практические | 4 | 2 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4 | Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
4.3. | Традиционные промыслы и ремесла коренного населения Большого Алтая. | Практические | 4 | 2 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4 | Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
4.4. | Духовная культура тюркских народов Большого Алтая | Сам. работа | 4 | 6 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4 | Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 5. Этническая география тюркских народов российской части Большого Алтая | ||||||
5.1. | География расселения тюркских народов в Южной Сибири | Лекции | 4 | 2 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4 | Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
5.2. | Алтайцы: история, традиции и современность | Практические | 4 | 2 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4 | Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
5.3. | Локальные группы коренного населения Алтая | Сам. работа | 4 | 6 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4 | Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 6. Скотоводческие народы: традиции, история и современность | ||||||
6.1. | Скотоводческие народы Большого Алтая. | Лекции | 4 | 2 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4 | Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
6.2. | Тувинцы: история, традиции и современность | Практические | 4 | 2 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4 | Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
6.3. | История и традиции якутов и долган. | Сам. работа | 4 | 8 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4 | Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 7. Оленеводство в Южной Сибири: история, традиции и современность | ||||||
Раздел 8. Промыслы и ремесла в культуре коренного населения Южной Сибири | ||||||
8.1. | Ремесленные традиции народов Южной Сибири | Лекции | 4 | 2 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4 | Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
8.2. | Материальная культура коренного населения Южной Сибири | Практические | 4 | 2 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4 | Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
8.3. | Орнамент в культуре народов Южной Сибири | Практические | 4 | 2 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4 | Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
8.4. | Орнамент народов Южной Сибири | Сам. работа | 4 | 6 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4 | Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 9. Этническая география Центральной Азии | ||||||
9.1. | Тюркские народы Центральной Азии. | Лекции | 4 | 2 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4 | Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
9.2. | Этно-конфессиональная ситуация в Регионах Центральной Азии | Сам. работа | 4 | 6 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4 | Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 10. Скотоводство в культуре народов Центральной Азии | ||||||
10.1. | Скотоводческие традции тюркских народов Центральной Азии. | Лекции | 4 | 2 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4 | Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
10.2. | Скотоводческое хозяйство казахов и кыргызов | Практические | 4 | 2 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4 | Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
10.3. | Духовная культура скотоводов Центральной Азии | Сам. работа | 4 | 6 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4 | Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 11. Традиционные ремесла народов Центральной Азии | ||||||
11.1. | Региональные особенности ремесла кочевых народов Центральной Азии | Практические | 4 | 2 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4 | Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
11.2. | Орнамент в культуре народов Центральной Азии | Сам. работа | 4 | 6 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-4.4 | Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет» ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4 Способен проводить научные исследования по профилю деятельности, в том числе в междисциплинарных областях, самостоятельно формулировать научные гипотезы и инновационные идеи, проверять их достоверность ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. В 17-18 в. Ближайшие предки родственных алтайцев объединились в 4 этнические группы: а) теленгиты, тубалары, кумандинцы, челканцы Б) теленгиты, тубалары, кумандинцы, джунгары В) теленгиты, тубалары, кумандинцы, гунны Ответ: а) 2. Кто подписал Указ о присоединении Горного Алтая к России? а) Петр 1 Б) Николай 2 В) Елизавета Петровна Ответ: Б) 3. Годы существования Джунгарского ханства? а)1635-1756 Б)1756-1856 В)1991-2016 Ответ: а) 4. В каком году был подписан Указ о присоединении Горного Алтая к России? а)2 мая 1756 Б)1 мая 1800 В)9 мая 1860 Ответ: а) 5. Касаба это: А) Cумка для посуды. Б) Женский головной убор. В) Переметная сума. Г) Подставка для постельных принадлежностей. Д) Мужская шляпа. Ответ: Б) 6. Головной убор мужчин из мерлушки и шкур диких зверей : А) Тымак Б) колпак С) Борик Д) Малахай Е) Жент Ответ: а) 7. Казахское национальное блюдо, приготовленное из мяса и внутренностей, жаренных в масле : А) жент б) кауырдак с) курт д) согым е) иримшык Ответ: Б) 8. Что заготавливали на зиму кочевые группы тюркского населения Большого Алтая А) мясо Б) картошку В) сыр Г) рыбу Д) грибы Ответ: в) 9.Купольные жерди юрты называются: А) шанырак б) уык в) кереге г) босага д) тундык Ответ: Б) 10. Назовите крупного исследователя, совершившего путешествие на Алтай, в Семиречье и Среднюю Азию. А) Семенов-Тянь-Шанский б) В.В. Радлов в) Вельяминов-Зернов г) Добросмыслов д) Маковецкий 11. Какой немецкий ученый писал: «Исключительным жилищем киргиз-кайсаков и зимой, и летом является юрта, одно из самых практичных изобретений, которое когда-либо сделал человек». А) Виктор фон Герн б) Герхард Миллер в) Ф. фон Шварц Ответ: в) 12.Назовите главный центр Казахстана по добыче и отправке рыбы в Россию? А)Аральск В)Перовск С)Верный Ответ: а) 13.Что с персидского означает «Наурыз»? А)новый год б)новый день в) новый месяц Ответ: Б) 14.Почетное место в юрте называется? А)арша б) тор в)ерулик Ответ: Б) 15.Как называется обычай по которому богатая часть казахского общества раздавала беднякам коров на содержание? А)ауыз тию б)журтшылык в)сауын Ответ: в) КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: – «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% процентов заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. В отдельных районах Большого Алтая долгое время единицей обмена служила __________ Ответ: овца. 2. Для охоты тюркоязычные группы кочевников использовали ловчих птиц – _________________ Ответ: соколов. 3. Традиционный стол тюркоязычных групп кочевников составляли преимущественно __________ Ответ: мясо-молочные блюда. 4. По какому принципу хакасы давали название своему улусу? Ответ: по фамилии старейшины; 5. Какое традиционное занятие было у хакасского народа? Ответ: скотоводство; 6. Какая основная посевная культура была у Хакасского народа? Ответ: ячмень 7. Национальное женское нагрудное украшение хакасов это ___________________ Ответ: пого 8. Многострунный щипковый музыкальный инструмент хакасов называется ___________ Ответ: чатхан 9. Хакасский сказитель-мастер, исполняющий героические сказания под аккомпанемент народного музыкального инструмента называется ________________ Ответ: хайджи 10. В основу традиционного хозяйства тофаларов входят________________________ Ответ: охота и оленеводство 11. Основной традиционного хозяйства северных алтайцев являлись _____________________ Ответ: таежная охота и скотоводство 12. Существуют следующие этнографические группы якутов _____________________ Ответ: олекминская, северная, вилюйская, амгинско-ленская 13. Традиционная религия алтайцев – это _______________________________________ Ответ: бурханизм 14. Традиционное хозяйство шорцев - это_______________________________________ Ответ: скотоводство и охота 15. Хакасы подразделяются на следующие этнографические группы_________________ Ответ: койбалы, сагайцы, кызыльцы, качинцы 16. Шорский язык подразделяется на два диалекта______________________________ Ответ: мрасский, кондомский 17. Шорцы представлены двумя этнографическими группами____________________ Ответ: южной, северной 18. ______________ – тюркоязычный народ, живущий в центральных областях европейской части России, в Поволжье, Приуралье, в Сибири, Казахстане, Средней Азии, СУАР и на Дальнем Востоке Ответ: татары 19. До 1948 г. алтайский язык назывался____________________________________ Ответ: ойротским 20. Излюбленный напиток хакасов назывался__________________________________ Ответ: айран КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3 Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Время становления и расцвета Тюркского каганата – а) VI-VII вв. б) I-II вв. в) IV-V вв. г) III-V вв. Ответ: а) 2. Тюркский каганат в союзе с Византией начали войны с Ираном за а) контроль над Великим шелковым путем б) объединение территорий в) присоединить некоторые области на берегу Амударьи Ответ: а) 3. К окончательному ослаблению Тюркского каганата и началу его распада привела а) гражданская война 630г. б) походы против соседних племен в) нападения болгар г) неоднократные восстания племен Ответ: а) 4. Причины гибели Тюркского каганата - а) нападения кочевых племен, внутренние противоречия б) набеги соседей в) нападения со стороны Китая г) затяжные воины Ответ: а) 5. Как назывался верховный правитель и военноначальник Первого государства тюрков? а) сюбаши б) хунтайджи в) шаньюй г) каган д) хан. Ответ: г) 6. Основной вид хозяйства племен в Тюркском каганате: а) кочевое скотоводство б) оседлое земледелие в) натуральное хозяйство г) полуоседлое земледелие д) торговля, ремесло. Ответ: а) 7. Как называлась древнетюркская письменность? а) скифские письмена б) согдийская в) руническая г) санскрит д) иероглифическая. Ответ: в) 8. Религиозное верование древних тюрков: а) Христианство б) Ислам в) Тенгрианство г) Мусульманство д) Буддизм. Ответ: в) 9. Какое животное было тотемом у древних тюрков? а) лиса б) медведь в) орел г) барс д) волк Ответ: г) 10. В какой части Казахстана получило широкое распространение поливное земледелие? а) в Восточном Казахстане б) в Северном Казахстане в) в Центральном Казахстане г) в Южном Казахстане и Семиречье д) на территории Сары Арки Ответ: г) 11. Что такое барымта (баранта)? а) налог на скот б) насильственный угон скота в) состязание в скачках г) штраф за угон скота д) вид наказания Ответ: б) 12. На торжествах проводились разнообразные игры. Что означало состязание кокпар? а) скачки б) стрельба из лука в) песенное состязание акынов г) скачки с тушей козы д) борьба силачей Ответ: г) 13. Какая отрасль хозяйства преобладала у казахов степных районов в ХV-ХVII вв.? а) полукочевое скотоводство и земледелие б) кочевое и полукочевое скотоводство в) земледелие и скотоводство г) отгонное скотоводство д) богарное земледелие. Ответ: б) 14. Какими домашними промыслами занимались казахи-кочевники в ХV-ХVII вв.? а) рыболовство б) охота в) переработка продуктов животноводства г) торговля д) огородничество Ответ: в) 15. Какая форма землепользования преобладала в степных районах Казахстана в ХVI-ХVII вв.? а) родовая б) государственная в) общинная г) феодальная д) частная Ответ: в) КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: – «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% процентов заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. _______________ - самоназвание «саха». Ответ: якуты 2. ______________ самоназвание «тоха» Ответ: тофалары 3. ______________ - самоназвание «тадар» Ответ: хакасы 4. ______________ - столица Республики Алтай Ответ: Горно-Алтайск 5. ______________- столица Республики Саха Ответ: Якутск 6. Алтайский язык подразделяется на следующие диалекты________________ Ответ: алтай-кижи и теленгит 7. Алтайцы делятся на две этнографические группы ______________________ Ответ: южные и северные 8. Традиционным жилищем тувинцев являлась_____________________ Ответ: войлочная юрта 9. Тувинский язык относится к языковой семье, которая называется__________________ Ответ: алтайская 10. Хакасов до Октябрьской революции называли___________________________________ Ответ: минусинцами 11. Шорский язык принадлежит к языковой семье____________________________________ Ответ: алтайской 12. Этногенез - это процесс формирования______________________________________ Ответ: народа 13. Этнографическая группа - это подразделение____________________________________ Ответ: народа 14. Якутский язык относится к языковой группе______________________________ Ответ: тюркской 15. Северные группы якутов - это _______________________________ Ответ: оленеводы 16. Традиционное жилище тофаларов – это________________________________ Ответ: конический чум 17. Всемирно известным тувинским народным искусством является_________________ Ответ: горловое пение 18. _________________ - языковая дисциплина, которая изучает языки в этническом аспекте Ответ: этнолингвистика 19. ________________ - самоназвание «алтай-кижи» Ответ: Алтайцы 20. _________________ - самоназвание «мрас-кижи» Ответ: Шорцы КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. каждое |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Основные черты южно-сибирского шаманизма. 2. Реликты домусульманских верований у народов Центральной Азии. 3. Ламаизм и христианство у народов Большого Алтая. 4. Ислам в жизни народов Большого Алтая. 5. Юрта – жилище кочевников-скотоводов Большого Алтая. 6. Обряды и верования народов Центральной Азии, связанные со скотоводством. 7. Основные орнаментальные мотивы скотоводческих народов Большого Алтая. 8. Особенности традиционной родо-племенной структуры у народов Большого Алтая. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Темы практических занятий: 1. Этническая карта Большого Алтая. 2. Языки и народы Большого Алтая. 3. Антропологические типы населения Большого Алтая. 4. Особенности скотоводческого хозяйства и кочевого уклада жизни народов Большого Алтая. 5. Земледельческие традиции у народов Большого Алтая. 6. Традиционные промыслы и ремесла коренного населения Большого Алтая. 7. Алтайцы: история, традиции и современность. 8. Хакасы: история, традиции и современность. 9. Тувинцы: история, традиции и современность. 10. Тофалары и тувинцы-тоджинцы: история, традиции и современность. 11. Материальная культура коренного населения Южной Сибири. 12. Орнамент в культуре народов Южной Сибири. 13. Уйгуры: история, традиции, хозяйственный уклад. 14. Скотоводческое хозяйство казахов и кыргызов. 15. Скотоводство туркмен, узбеков и каракалпаков. 16. Скотоводство туркмен, узбеков и каракалпаков. 17. Региональные особенности ремесла кочевых народов Центральной Азии. 18. Традиции и современность в ремесленных технологиях. |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС по дисциплине Этнография Большого Алтая.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Тавадов Г. Т. | Этнология: учебник | Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016 | biblioclub.ru |
Л1.2 | под ред. В. А. Козьмина, В. С. Бузина | Этнология (этнография): учебник для академического бакалавриата | Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Садохин А. П. , Грушевицкая Т. Г. | Основы этнологии: учебное пособие | Юнити-Дана, 2015 | biblioclub.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Назаров И.И. | Этнология и социальная антропология : Учебно-методический комплекс для студентов бакалавриата | барнаул: Издательство Алтайского государственного университета // ЭБС Алтайского государственного университета, 2015 г. | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | www.iea.ras.ru | |||
Э2 | ethnography.omskreg.ru | |||
Э3 | www.kunstkamera.ru | |||
Э4 | Этнология | portal.edu.asu.ru | ||
Э5 | Этнография народов Большого Алтая | public.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) 2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 3. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
108М | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед. |
317М | кабинет кафедры востоковедения – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-X31 - 1 единица; стационарный экран: REDLEAF; карты; плакаты |
319М | кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт. |
В ходе изучения дисциплины «Этнография народов Большого алтая» магистрантам предстоит актуализировать знания этнокультурному составу российских и сопредельных регионов Большого Алтая. Освоение дисциплины осуществляется в течение трех учебных семестров в рамках аудиторных лекционных и практических занятий. Большое внимание уделяется самостоятельной работе студента. Степень освоения курса зависит от успехов магистранта при подготовке и выполнении парктических заданий, умении рационально огранизовать свое учебное время. Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану,определяемому РПД. Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать преподавателю уточняющий вопрос. Работа на лекции - заключается в обсуждении контрольных вопросов в конце лекции, изучении рекомендованной к лекции литературы или выполнении предложенных заданий. При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил: внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия, определить место темы занятия в общем содержании, ее связь с другими темами; найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе; после ознакомления с теоретическим материалом ответить на вопросы для самопроверки; продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов; продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы. На практическом занятии студент должен выполнить поставленное задание и предоставить его преподавателю на проверку. Web - сопровождением аудиторных занятий является электорнный учебно-методический комплекс дисциплины, расположенный по адресу: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8847 Работа с ним является обязательной для магистрантов. Темы ЭУМКД включают в себя вопросы для обсуждения, планы семинаров, задания для самостоятельной работы, контрольные вопросы и задания. Подготовится к лекции, семинару, выполнению самостоятельной работы помогут дополнительные материалы, расположенные в темах. Тема считается пройденной, если студент выполнил все задания для самостоятельной работы, контрольные задания и тест, расположенный в теме. Преподаватель имеет право осуществлять проверку посещаемости лекционных и практических занятий. Промежуточная аттестация в первом и втором учебном семестре осуществляется в виде зачета, в третьем семесре - в виде экзамена. |