Закреплена за кафедрой | Кафедра востоковедения |
---|---|
Направление подготовки | 41.04.01. Зарубежное регионоведение |
Профиль | Тюркология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 41_04_01_Зарубежное регионоведение _Тюркология-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 22 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 10 | 10 | 10 | 10 |
Сам. работа | 63 | 63 | 63 | 63 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра востоковедения
Протокол от 16.06.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой д-р ист. наук, профессор Лысенко Юлия Александровна
1.1. | Познакомить магистрантов с основными принципами мифопоэтического анализа языковой ткани текста; сформировать практические навыки мифопоэтического анализа художественного текста; способствовать развитию эстетического вкуса. |
---|
Цикл (раздел) ООП: ФТД.В |
ПК-1 | Способен вести научно-исследовательскую работу в сфере изучениия актуальных проблем политического, экономического и социокультурного развития азиатских регионов |
ПК-1.1 | Знает методологию и методы научного исследования, основную проблематику в сфере изучении актуальных проблем политического, экономического и социокультурного развития азиатских регионов |
ПК-1.2 | Умеет формировать источниковую и библиографическую базы и проводить их проводить анализ |
ПК-1.3 | Умеет определять актуальность и новизну исследования, формулировать цель и задачи научного исследования с учетом современных методологических концепций и подходов |
ПК-1.4 | Владеет навыками разработки и реализации программы научного исследования |
ПК-1.5 | Владеет навыками представления результатов научноисследовательской работы |
УК-5 | Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия |
УК-5.1 | Знает основные понятия истории, культурологии, закономерности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира, подходы к изучению культурных явлений, основные принципы межкультурного взаимодействия в зависимости от различных контекстов развития общества, многообразия культур и цивилизаций |
УК-5.2 | Определяет и применяет способы межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; применяет научную терминологию и основные научные категории гуманитарного знания |
УК-5.3 | Владеет навыками применения способов межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; навыками самостоятельного анализа и оценки социальных явлений |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - способы и приемы анализа литературного текста; - виды членения текста: объемно-прагматический, структурно-смысловой, контекстно-вариативный и др.; - текстовые категории, аспекты изучения текста, языковые единицы разных уровней текста и их текстообразующие возможности научно определить понятие «текст», указать его основные свойства; - сходства и различия филологического и лингвистического анализа художественного текста; - понятийный аппарат анализа стихотворного и прозаического типов текста; - основы поэтики как учения; - способы и приемы анализа литературного текста; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - применять способы и приемы анализа литературного текста; - составлять развернутое целостное устное и письменное высказывание о литературном тексте; - выявить соотношение словесно-образного и композиционно-тематического планов художественного произведения; - устанавливать связи (типичные и контекстуальные), в которые представлены звуковые, ритмико-мелодические, лексикофразеологические, грамматические и др. языковые средства, и те новые качества, которые появляются у них в художественном тексте; - опознавать и квалифицировать элементы художественного целого; - видеть и искать взаимосвязь элементов художественного целого. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыками поуровневого анализа текста разной функционально-стилевой принадлежности; - навыками аналитической работы с литературными текстами разных типов; - понятийным аппаратом анализа стихотворного и прозаического типов текста; - навыками поуровневого анализа текста разной функционально-стилевой принадлежности. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теория мифопоэтики | ||||||
1.1. | Понятие мифопоэтики. История изучения мифопоэтики. | Лекции | 2 | 2 | УК-5.1, ПК-1.1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
1.2. | Мифопоэтический анализ текста: основные понятия Фольклорные и литературные взаимосвязи. Исторический аспект | Лекции | 2 | 2 | УК-5.1, ПК-1.1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
1.3. | Мифопоэтика как часть поэтики. Архетип. Литературный архетип. Знаковая теория текста и мифопоэтический анализ. Хронотоп | Практические | 2 | 2 | УК-5.2, УК-5.3, ПК-1.2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
1.4. | Работа над темой: Архетипические основы художественного произведения | Сам. работа | 2 | 20 | УК-5.2, УК-5.3, ПК-1.2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 2. Мифопоэтические особенности алтайской литературы | ||||||
2.1. | Роль пространственных символов маркеров в художественном пространстве Д. Каинчина (река, гора, дерево). | Практические | 2 | 2 | УК-5.2, УК-5.3, ПК-1.2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
2.2. | Мифопоэтическая организация пространства в поэме «Двери». Роль художественного пространства в романах. Драматургия А. Адарова: мифопоэтический аспект | Практические | 2 | 2 | УК-5.2, УК-5.3, ПК-1.2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
2.3. | Мифопоэтический анализ произведений алтайских писателей | Лекции | 2 | 2 | УК-5.1, ПК-1.1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
2.4. | Мифопоэтические особенности алтайской литературы. Исторический этап | Лекции | 2 | 2 | УК-5.1, ПК-1.1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
2.5. | Мифопоэтика в творчестве С. Суразакова | Практические | 2 | 2 | УК-5.2, УК-5.3, ПК-1.2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
2.6. | Особенности мифологических символов в алтайской литературе ХХ века | Практические | 2 | 2 | УК-5.2, УК-5.3, ПК-1.2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
2.7. | Проведение мифопоэтического анализа одного из произведений алтайских писателей (на выбор студента) | Сам. работа | 2 | 43 | УК-5.2, УК-5.3, ПК-1.2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Проблема определения мифа: миф и метод его познания. 2. Классификации мифов. Мифы архаические и современные. 3. Языковая (символическая) теория мифа. 4. Символическая теория мифа. 5. Миф и символ в исследованиях А.А. Потебни. 6. Вещная символика в произведениях фольклора (сказка). 7. Семантика вещи и предметный код в художественном тексте. 8. Мифологизация признака в фольклоре. 9. Мифологическое пространство. 10. Мифологическое время. 11. Практика семиологического анализа мифа и ритуала в авторском тексте. 12. Мифы в современной культуре. 13. Архаическая и современная мифология. 14. Миф и символ. 15. Связь мифа и художественного текста. 16. Миф и архетип. 17. Миф и фольклор. 18. Мифопоэтика и поэзия. 19. Мифопоэтика и драма. 20. Мифопоэтика и проза. 21. Художественное пространство в аспекте в мифопоэтики. 22. Художественное время в аспекте в мифопоэтики. 23. Роль пространственных символовмаркеров в художественном пространстве Д. Каинчина 24. Драматургия А. Адарова: мифопоэтический аспект 25. Мифопоэтика в творчестве С. Суразакова. 26. Мифопоэтика древнетюркской литературы. 27. Особенности мифологических символов в алтайской литературе ХХ века 28. Мифопоэтика в новейшей алтайской литературе 29. Поэмы Э.Палкина в мифопоэтическом прочтении 30. Мифопоэтика в творчестве Г.И. Чорос-Гуркина |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Целостный анализ текста, средства ее реализации. 2. Сильные позиции текста (актуализация заглавных слов как прием целостного анализа). 3. Образ автора, его речевая структура, система персонажей, художественное время и пространство. Организация и самоорганизация текста. Структурная и смысловая гармония целого. 4. Методы и приемы анализа художественного текста. Семантико-стилистический (слово и образ, образ-символ, звукопись и повторы). 5. Методы и приемы анализа художественного текста. 6. Анализ поэтического текста (на выбор студента). Общие подходы к анализу, специфика стихотворного произведения. Композиция лирического стихотворения. Поэтический синтаксис. Соотношение синтаксического и стихового членения текста. 7. Анализ прозаического текста (на выбор студента). Образ автора и система персонажей, их речевая характеристика. Принципы и способы стилизации. Художественная деталь. 8. Анализ драматического текста (на выбор студента). Речевая характеристика. 9. Номинация персонажей. Художественное пространство и время. 10. Целостный анализ текста. 11. Понятие об особенностях целостного анализа текста. Целостность текста, средства ее реализации. 12. Жанр стихотворение в прозе, его особенности. 13. Г.И. Чорос-Гуркин. Стихотворение в прозе. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС Мифопоэтика Алтайской литературы_2022.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Ковтун, Н.В. | Современная традиционалистская проза: идеология и мифопоэтика: учеб. пособие | Москва : ФЛИНТА, 2015 | : https://e.lanbook.com/book/70355 |
Л1.2 | Погребная Я.В. | Актуальные проблемы современной мифопоэтики: учебное пособие: Учебные пособия | Издательство "ФЛИНТА", 2016 | e.lanbook.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Иванов В. В. | Избранные труды по семиотике и истории культуры. Том 5. Мифология и фольклор: | М.: Знак // ЭБС «Университетская библиотека online», 2017, 2009 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Топоров В. Н. | Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического: | М.: Директ-Медиа, 2007 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»: http://feb-web.ru/ | feb-web.ru | ||
Э2 | Центр типологии и семиотики фольклора РГГУ: http://www.ruthenia.ru/folklore/index.htm | www.ruthenia.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
WEB ИРБИС. Государственная публичная научно-техническая библиотека России. Режим доступа: http://library.gpntb.ru/cgi/irbis64r_simplesite/cgiirbis_64.exe?C21COM=F&P21DBN=IBIS&I21DBN=IBIS Электронная библиотека Алтайского государственного университета [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elibrary.asu.ru/ Российская государственная библиотека [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rsl.ru/ Национальный стандарт Российской Федерации гост р 7.0.100– 2018. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rsl.ru/photo/!_ORS/5-PROFESSIONALAM/7_sibid/%D0%93%D0%9E%D0%A1%D0%A2_%D0% A0_7_0_100_2018_1204.pdf |
Освоение дисциплины осуществляется в рамках аудиторных занятий (8 часов лекционных и 10 часов практических занятий) . Большое внимание уделяется самостоятельной работе студента (63 часов). Степень освоения курса зависит от успехов студента при подготовке и выполнении практических заданий, умении рационально организовать свое учебное время. Работа на лекции - заключается в обсуждении контрольных вопросов, изучении рекомендованной литературы. На практическом занятии студент должен аргументировано изложить полученные в ходе подготовки знания, участвовать в дискуссии, отстаивать свою позицию, уметь презентовать свое выступление. Промежуточная аттестация происходит в виде зачета. Вопросы к зачету выставлены охватывают основные темы, вынесенные на обсуждение.. Получение зачета зависит от текущей успеваемости студента, куда входит активность студента на аудиторных практических занятиях. Активность студента на занятии предполагает: активное обсуждение на семинарах вопросов, поднимаемых преподавателем; участие в дискуссии, успешное выступление на лекционном или семинарском занятии с презентацией и докладом по теме, одобренной преподавателем. |