МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Мифопоэтика алтайской литературы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.04.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильТюркология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_01_Зарубежное регионоведение _Тюркология-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 63
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 63 63 63 63
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.ист. наук, доцент, Анисимова И.В.

Рецензент(ы):
д-р ист. наук, профессор, Лысенко Ю.А.

Рабочая программа дисциплины
Мифопоэтика алтайской литературы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 41.04.01 Зарубежное регионоведение (приказ Минобрнауки России от 12.07.2017 г. № 648)

составлена на основании учебного плана:
41.04.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 6
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р ист. наук, профессор Лысенко Юлия Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой д-р ист. наук, профессор Лысенко Юлия Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Познакомить магистрантов с основными принципами мифопоэтического анализа языковой ткани текста; сформировать практические навыки мифопоэтического анализа художественного текста; способствовать развитию эстетического вкуса.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ФТД.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен вести научно-исследовательскую работу в сфере изучениия актуальных проблем политического, экономического и социокультурного развития азиатских регионов
ПК-1.1 Знает методологию и методы научного исследования, основную проблематику в сфере изучении актуальных проблем политического, экономического и социокультурного развития азиатских регионов
ПК-1.2 Умеет формировать источниковую и библиографическую базы и проводить их проводить анализ
ПК-1.3 Умеет определять актуальность и новизну исследования, формулировать цель и задачи научного исследования с учетом современных методологических концепций и подходов
ПК-1.4 Владеет навыками разработки и реализации программы научного исследования
ПК-1.5 Владеет навыками представления результатов научноисследовательской работы
УК-5Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
УК-5.1 Знает основные понятия истории, культурологии, закономерности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира, подходы к изучению культурных явлений, основные принципы межкультурного взаимодействия в зависимости от различных контекстов развития общества, многообразия культур и цивилизаций
УК-5.2 Определяет и применяет способы межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; применяет научную терминологию и основные научные категории гуманитарного знания
УК-5.3 Владеет навыками применения способов межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; навыками самостоятельного анализа и оценки социальных явлений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- способы и приемы анализа литературного текста;
- виды членения текста: объемно-прагматический, структурно-смысловой, контекстно-вариативный и др.;
- текстовые категории, аспекты изучения текста, языковые единицы разных уровней текста и их текстообразующие
возможности научно определить понятие «текст», указать его основные свойства;
- сходства и различия филологического и лингвистического анализа художественного текста;
- понятийный аппарат анализа стихотворного и прозаического типов текста;
- основы поэтики как учения;
- способы и приемы анализа литературного текста;
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять способы и приемы анализа литературного текста;
- составлять развернутое целостное устное и письменное высказывание о литературном тексте;
- выявить соотношение словесно-образного и композиционно-тематического планов художественного произведения;
- устанавливать связи (типичные и контекстуальные), в которые представлены звуковые, ритмико-мелодические, лексикофразеологические, грамматические и др. языковые средства, и те новые качества, которые появляются у них в
художественном тексте;
- опознавать и квалифицировать элементы художественного целого;
- видеть и искать взаимосвязь элементов художественного целого.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками поуровневого анализа текста разной функционально-стилевой принадлежности;
- навыками аналитической работы с литературными текстами разных типов;
- понятийным аппаратом анализа стихотворного и прозаического типов текста;
- навыками поуровневого анализа текста разной функционально-стилевой принадлежности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теория мифопоэтики
1.1. Понятие мифопоэтики. История изучения мифопоэтики. Лекции 2 2 УК-5.1, ПК-1.1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.2. Мифопоэтический анализ текста: основные понятия Фольклорные и литературные взаимосвязи. Исторический аспект Лекции 2 2 УК-5.1, ПК-1.1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.3. Мифопоэтика как часть поэтики. Архетип. Литературный архетип. Знаковая теория текста и мифопоэтический анализ. Хронотоп Практические 2 2 УК-5.2, УК-5.3, ПК-1.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.4. Работа над темой: Архетипические основы художественного произведения Сам. работа 2 20 УК-5.2, УК-5.3, ПК-1.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Мифопоэтические особенности алтайской литературы
2.1. Роль пространственных символов маркеров в художественном пространстве Д. Каинчина (река, гора, дерево). Практические 2 2 УК-5.2, УК-5.3, ПК-1.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.2. Мифопоэтическая организация пространства в поэме «Двери». Роль художественного пространства в романах. Драматургия А. Адарова: мифопоэтический аспект Практические 2 2 УК-5.2, УК-5.3, ПК-1.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.3. Мифопоэтический анализ произведений алтайских писателей Лекции 2 2 УК-5.1, ПК-1.1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.4. Мифопоэтические особенности алтайской литературы. Исторический этап Лекции 2 2 УК-5.1, ПК-1.1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.5. Мифопоэтика в творчестве С. Суразакова Практические 2 2 УК-5.2, УК-5.3, ПК-1.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.6. Особенности мифологических символов в алтайской литературе ХХ века Практические 2 2 УК-5.2, УК-5.3, ПК-1.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.7. Проведение мифопоэтического анализа одного из произведений алтайских писателей (на выбор студента) Сам. работа 2 43 УК-5.2, УК-5.3, ПК-1.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Проблема определения мифа: миф и метод его познания.
2. Классификации мифов. Мифы архаические и современные.
3. Языковая (символическая) теория мифа.
4. Символическая теория мифа.
5. Миф и символ в исследованиях А.А. Потебни.
6. Вещная символика в произведениях фольклора (сказка).
7. Семантика вещи и предметный код в художественном тексте.
8. Мифологизация признака в фольклоре.
9. Мифологическое пространство.
10. Мифологическое время.
11. Практика семиологического анализа мифа и ритуала в авторском тексте.
12. Мифы в современной культуре.
13. Архаическая и современная мифология.
14. Миф и символ.
15. Связь мифа и художественного текста.
16. Миф и архетип.
17. Миф и фольклор.
18. Мифопоэтика и поэзия.
19. Мифопоэтика и драма.
20. Мифопоэтика и проза.
21. Художественное пространство в аспекте в мифопоэтики.
22. Художественное время в аспекте в мифопоэтики.
23. Роль пространственных символовмаркеров в художественном пространстве Д. Каинчина
24. Драматургия А. Адарова: мифопоэтический аспект
25. Мифопоэтика в творчестве С. Суразакова.
26. Мифопоэтика древнетюркской литературы.
27. Особенности мифологических символов в алтайской литературе ХХ века
28. Мифопоэтика в новейшей алтайской литературе
29. Поэмы Э.Палкина в мифопоэтическом прочтении
30. Мифопоэтика в творчестве Г.И. Чорос-Гуркина

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Целостный анализ текста, средства ее реализации.
2. Сильные позиции текста (актуализация заглавных слов как прием целостного анализа).
3. Образ автора, его речевая структура, система персонажей, художественное время и пространство. Организация и
самоорганизация текста. Структурная и смысловая гармония целого.
4. Методы и приемы анализа художественного текста. Семантико-стилистический (слово и образ, образ-символ, звукопись и
повторы).
5. Методы и приемы анализа художественного текста.
6. Анализ поэтического текста (на выбор студента). Общие подходы к анализу, специфика стихотворного произведения.
Композиция лирического стихотворения. Поэтический синтаксис. Соотношение синтаксического и стихового членения
текста.
7. Анализ прозаического текста (на выбор студента). Образ автора и система персонажей, их речевая характеристика.
Принципы и способы стилизации. Художественная деталь.
8. Анализ драматического текста (на выбор студента). Речевая характеристика.
9. Номинация персонажей. Художественное пространство и время.
10. Целостный анализ текста.
11. Понятие об особенностях целостного анализа текста. Целостность текста, средства ее реализации.
12. Жанр стихотворение в прозе, его особенности.
13. Г.И. Чорос-Гуркин. Стихотворение в прозе.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ковтун, Н.В. Современная традиционалистская проза: идеология и мифопоэтика: учеб. пособие Москва : ФЛИНТА, 2015 : https://e.lanbook.com/book/70355
Л1.2 Погребная Я.В. Актуальные проблемы современной мифопоэтики: учебное пособие: Учебные пособия Издательство "ФЛИНТА", 2016 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Иванов В. В. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Том 5. Мифология и фольклор: М.: Знак // ЭБС «Университетская библиотека online», 2017, 2009 biblioclub.ru
Л2.2 Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического: М.: Директ-Медиа, 2007 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»: http://feb-web.ru/ feb-web.ru
Э2 Центр типологии и семиотики фольклора РГГУ: http://www.ruthenia.ru/folklore/index.htm www.ruthenia.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
WEB ИРБИС. Государственная публичная научно-техническая библиотека России. Режим доступа: http://library.gpntb.ru/cgi/irbis64r_simplesite/cgiirbis_64.exe?C21COM=F&P21DBN=IBIS&I21DBN=IBIS
Электронная библиотека Алтайского государственного университета [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elibrary.asu.ru/
Российская государственная библиотека [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rsl.ru/
Национальный стандарт Российской Федерации гост р 7.0.100– 2018. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rsl.ru/photo/!_ORS/5-PROFESSIONALAM/7_sibid/%D0%93%D0%9E%D0%A1%D0%A2_%D0% A0_7_0_100_2018_1204.pdf

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение дисциплины осуществляется в рамках аудиторных занятий (8 часов лекционных и 10 часов практических занятий) . Большое внимание уделяется самостоятельной работе студента (63 часов). Степень освоения курса зависит от успехов студента при подготовке и выполнении практических заданий, умении рационально организовать свое учебное время.
Работа на лекции - заключается в обсуждении контрольных вопросов, изучении рекомендованной литературы.
На практическом занятии студент должен аргументировано изложить полученные в ходе подготовки знания, участвовать в дискуссии, отстаивать свою позицию, уметь презентовать свое выступление.
Промежуточная аттестация происходит в виде зачета. Вопросы к зачету выставлены охватывают основные темы, вынесенные на обсуждение..
Получение зачета зависит от текущей успеваемости студента, куда входит активность студента на аудиторных практических занятиях.
Активность студента на занятии предполагает: активное обсуждение на семинарах вопросов, поднимаемых преподавателем; участие в дискуссии, успешное выступление на лекционном или семинарском занятии с презентацией и докладом по теме, одобренной преподавателем.