МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика преподавания социально-политических дисциплин

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки41.04.04. Политология
ПрофильМолодежная политика и digital-технологии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_04_Политология_МПиDT-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 80
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 80 80 80 80
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., проф., Широкова М.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., доц., Киреева О.С.

Рабочая программа дисциплины
Методика преподавания социально-политических дисциплин

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 41.04.04 Политология (приказ Минобрнауки России от 13.07.2017 г. № 654)

составлена на основании учебного плана:
41.04.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20222024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор Черданцева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Черданцева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Методика преподавания социально-политических дисциплин» является ознакомление магистрантов с основами педагогического мастерства при преподавании политологии в высших учебных заведениях, формирование у них педагогического мышления, педагогической толерантности, интереса и положительного отношения к профессии педагога и подготовка их к прохождению вузовской педагогической практики.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-9Способен участвовать в реализации основных профессиональных и дополнительных образовательных программ
ОПК-9.1 Проводит учебные занятия по программам основного профессионального образования и дополнительного профессионального образования
ОПК-9.2 Организует самостоятельную работу обучающихся по программам основного профессионального образования и дополнительного профессионального образования
ОПК-9.3 Контролирует и оценивает освоение обучающимися учебных курсов, дисциплин (модулей) программ основного профессионального образования и дополнительного профессионального образования
ОПК-9.4 Выполняет поручения по организации научно- исследовательской, проектной и иной деятельности обучающихся по программам основного профессионального образования и дополнительного профессио нального образования
ОПК-9.5 Разрабатывает и обновляет (под руководством специалиста более высокого уровня квалификации) рабочие программы учебных курсов, дисциплин (модулей) программ основного профессионального образования и дополнительного профессионального образования
ОПК-9.6 Разрабатывает и обновляет (под руководство специалиста более высокого уровня квалификации) учебно-методические материалы для проведения отдельных видов учебных занятий по преподаваемым учебным курсам, дисциплинам (модулям) основного профессионального образования и дополнительного профессионального образования
ПК-3Способен реализовывать и организовывать образовательный процесс в организациях высшего образования и ДПП
ПК-3.1 Знает особенности организации образовательного процесса по программам бакалавриата и ДПП, современные образовательные технологии профессионального образования
ПК-3.2 Использует педагогически обоснованные формы, методы и приемы организации образовательной деятельности с учетом:– требований ФГОС ВО, специфики образовательных программ; – особенностей преподаваемого учебного курса (дисциплины); – задач занятия, вида занятия
ПК-3.3 Разрабатывает (под руководством специалиста более высокой квалификации) учебно-методическое обеспечение реализации учебных курсов, дисциплин (модулей) или отдельных видов учебных занятий программ бакалавриата и ДПП
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-3.1: Знает особенности организации образовательного процесса по программам бакалавриата и ДПП, современные образовательные технологии профессионального образования
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-3.2: Использует педагогически обоснованные формы, методы и приемы организации образовательной деятельности с учетом:– требований ФГОС ВО, специфики образовательных программ; – особенностей преподаваемого учебного курса (дисциплины); – задач занятия, вида занятия
ПК-3.3: Разрабатывает (под руководством специалиста более высокой квалификации) учебно-методическое обеспечение реализации учебных курсов, дисциплин (модулей) или отдельных видов учебных занятий программ бакалавриата и ДПП
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-9.1: Проводит учебные занятия по программам основного профессионального образования и дополнительного профессионального образования
ОПК-9.2: Организует самостоятельную работу обучающихся по программам основного профессионального образования и дополнительного профессионального образования
ОПК-9.3: Контролирует и оценивает освоение обучающимися учебных курсов, дисциплин (модулей) программ основного профессионального образования и дополнительного профессионального образования
ОПК-9.4: Выполняет поручения по организации научно- исследовательской, проектной и иной деятельности обучающихся по программам основного профессионального образования и дополнительного профессионального образования
ОПК-9.5: Разрабатывает и обновляет (под руководством специалиста более высокого уровня квалификации) рабочие программы учебных курсов, дисциплин (модулей) программ основного профессионального образования и дополнительного профессионального образования
ОПК-9.6: Разрабатывает и обновляет (под руководство специалиста более высокого уровня квалификации) учебно-методические материалы для проведения отдельных видов учебных занятий по преподаваемым учебным курсам, дисциплинам (модулям) основного профессионального образования и дополнительного профессионального образования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методика преподавания социально-политических дисциплин как наука
1.1. Методика преподавания социально-политических дисциплин как наука Лекции 1 4 ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, ОПК-9.4, ПК-3.1, ПК-3.2, ОПК-9.5, ОПК-9.6 Л1.1, Л1.3, Л1.5
1.2. Методика преподавания социально-политических дисциплин как наука Практические 1 2 ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, ОПК-9.4, ПК-3.1, ПК-3.2, ОПК-9.5, ОПК-9.6 Л1.1, Л2.6, Л1.3, Л1.5
1.3. Методика преподавания социально-политических дисциплин как наука Сам. работа 1 6 ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, ОПК-9.4, ПК-3.1, ПК-3.2, ОПК-9.5, ОПК-9.6 Л1.1, Л2.4, Л2.7, Л2.1, Л1.3, Л1.5
Раздел 2. Политическое образование
2.1. Политическое образование Лекции 1 2 ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, ОПК-9.4, ПК-3.1, ПК-3.2, ОПК-9.5, ОПК-9.6 Л1.1, Л2.3, Л1.4, Л1.3, Л1.5, Л1.2, Л2.5
2.2. Политическое образование Практические 1 2 ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, ОПК-9.4, ПК-3.1, ПК-3.2, ОПК-9.5, ОПК-9.6 Л1.1, Л1.4, Л1.3, Л1.5, Л1.2, Л2.5
2.3. Политическое образование Сам. работа 1 8 ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, ОПК-9.4, ПК-3.1, ПК-3.2, ОПК-9.5, ОПК-9.6 Л1.1, Л2.4, Л2.3, Л1.4, Л1.3, Л1.5, Л1.2, Л2.5
Раздел 3. Преподавание социально-политических дисциплин в образовательных организациях
3.1. Проектирование и организация образовательного процесса по социально-политическим дисциплинам в образовательных организациях Практические 1 2 ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, ОПК-9.4, ПК-3.1, ПК-3.2, ОПК-9.5, ОПК-9.6 Л1.1, Л2.6, Л2.4, Л1.3, Л1.5, Л1.2, Л2.5
3.2. Проектирование и организация образовательного процесса по социально-политическим дисциплинам в образовательных организациях Сам. работа 1 12 ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, ОПК-9.4, ПК-3.1, ПК-3.2, ОПК-9.5, ОПК-9.6 Л1.1, Л2.6, Л2.4, Л1.3, Л1.5, Л1.2, Л2.5
Раздел 4. Научно-методическое обеспечение социально-политических дисциплин
4.1. Разработка рабочих программ по общеполитическим и специальным политологическим дисциплинам Практические 1 4 ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, ОПК-9.4, ПК-3.1, ПК-3.2, ОПК-9.5, ОПК-9.6 Л1.1, Л2.7, Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л1.3, Л1.5, Л1.2
4.2. Разработка рабочих программ по общеполитическим и специальным политологическим дисциплинам Сам. работа 1 12 ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, ОПК-9.4, ПК-3.1, ПК-3.2, ОПК-9.5, ОПК-9.6 Л1.1, Л2.7, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.5, Л1.2
Раздел 5. Методика подготовки и проведения основных форм учебных занятий
5.1. Методика подготовки и проведения основных форм учебных занятий Практические 1 6 ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, ОПК-9.4, ПК-3.1, ПК-3.2, ОПК-9.5, ОПК-9.6 Л1.1, Л2.6, Л1.3, Л1.5, Л2.5
5.2. Методика подготовки и проведения основных форм учебных занятий Сам. работа 1 12 ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, ОПК-9.4, ПК-3.1, ПК-3.2, ОПК-9.5, ОПК-9.6 Л1.1, Л2.6, Л1.3, Л1.5, Л2.5
Раздел 6. Формы педагогического контроля в вузе
6.1. Формы педагогического контроля в вузе Практические 1 1 ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, ОПК-9.4, ПК-3.1, ПК-3.2, ОПК-9.5, ОПК-9.6 Л1.1, Л2.6, Л2.4, Л1.5
6.2. Формы педагогического контроля в вузе Сам. работа 1 10 ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, ОПК-9.4, ПК-3.1, ПК-3.2, ОПК-9.5, ОПК-9.6 Л1.1, Л2.6, Л2.4, Л1.5
Раздел 7. Виды деятельности преподавателя в вузе
7.1. Виды деятельности преподавателя, способность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала Практические 1 1 ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, ОПК-9.4, ПК-3.1, ПК-3.2, ОПК-9.5, ОПК-9.6 Л1.1, Л2.7, Л2.3, Л1.5, Л2.5
7.2. Виды деятельности преподавателя, способность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала Сам. работа 1 12 ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, ОПК-9.4, ПК-3.1, ПК-3.2, ОПК-9.5, ОПК-9.6 Л1.1, Л2.7, Л2.3, Л1.5, Л2.5
Раздел 8. Педагогическая толерантность
8.1. Педагогическая толерантность как профессиональное качество преподавателя: понятие, структура Лекции 1 2 ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, ОПК-9.4, ПК-3.1, ПК-3.2, ОПК-9.5, ОПК-9.6 Л1.1, Л1.3, Л1.5, Л2.2, Л2.5
8.2. Постановка целей профессиональной деятельности преподавателя, выбор путей и методов их достижения Практические 1 2 ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, ОПК-9.4, ПК-3.1, ПК-3.2, ОПК-9.5, ОПК-9.6 Л1.1, Л2.6, Л1.3, Л1.5, Л2.2, Л2.5
8.3. Педагогическая толерантность как профессиональное качество преподавателя: понятие, структура Сам. работа 1 8 ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, ОПК-9.4, ПК-3.1, ПК-3.2, ОПК-9.5, ОПК-9.6 Л1.1, Л2.6, Л2.4, Л1.3, Л1.5, Л2.2, Л2.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6544

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3:
Способен реализовывать и организовывать образовательный процесс в организациях высшего образования и ДПП

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Автором работы «Великая дидактика» является:
а. Ф. Бэкон
б. Я.А. Коменский
в. Аристотель
ОТВЕТ: б

Вопрос 1. К методам обучения относят:
а. беседу
б. игру
в. устное изложение
г. все ответы верны
ОТВЕТ: а

Вопрос 3. Воспитательный процесс в ВУЗе предполагает:
а. самовоспитание студентов и преподавателей
б. умение преподавателей воспитывать студентов через содержание и способы изложения своей дисциплины
в. соблюдение норм поведения преподавателями и студентами
г. все ответы верны
ОТВЕТ: г

Вопрос 4. Функциями дидактических диагностических тестов являются:
а. опрос всех студентов
б. использование диагностической информации для совершенствования учебного процесса
в. повышение объективности диагностики хода и результатов учебного процесса
г. все ответы верны
ОТВЕТ: г

Вопрос 5. Форма обучения "лекция" имеет следующую основную педагогическую цель:
а. применение знаний и умений в практике
б. закладывает основы систематизированных научных знаний
в. формирование и отработка умений
ОТВЕТ: б

Вопрос 6. Целями "игрового" практического занятия (включающего деловые игры) являются:
а. формирование системного практического мышления специалиста
б. формирование умений профессионального общения и взаимодействия
в. формирование системы практических умений будущего специалиста
г. все ответы верны
ОТВЕТ: в

Вопрос 7. Дидактической функцией самостоятельной работы является:
а. повышение авторитета преподавателя
б. формирование умений и навыков самостоятельного выполнения заданий
в. контроль знаний
ОТВЕТ: б

Вопрос 8. Форма обучения "производственная практика" имеет следующую педагогическую цель:
а. формирование основ научных знаний
б. углубление знаний в области изучаемого предмета
в. обучение практическому применению сформированных на занятиях знаний и умений в реальных условиях профессиональной деятельности
ОТВЕТ: в

Вопрос 9. При проведении контроля теоретических знаний необходимо проверить:
а. понимание значений употребляемых терминов
б. знание основных правил, закономерностей
в. все ответы верны
ОТВЕТ: в

Вопрос 10. Форма обучения "практическое занятие" имеет следующую основную педагогическую цель:
а. применение знаний и умений в практике
б. углубление знаний в области изучаемого предмета
в. систематизация знаний
ОТВЕТ: а

Вопрос 11. Цели обучения в высшей школе являются:
а. ориентиром для отбора содержания, форм, методов и средств построения учебно-воспитательного процесса
б. отражением требований образовательного государственного стандарта по специальности (направлению)
в. критерием достижения запланированных результатов на всех этапах подготовки специалиста
г. все ответы верны
ОТВЕТ: г

Вопрос 12. Образование – это:
а. целенаправленный процесс обучения
б. динамическая система знаний о действительности и присущих ей закономерностях
в. приобщение к накопленному историческому и культурному опыту и знаниям
ОТВЕТ: в

Вопрос 13. Структура практического занятия включает в себя:
а. самостоятельную работу учащихся
б. контроль исходного уровня знаний и умений
в. мотивационную установку
г. все ответы верны
ОТВЕТ: г

Вопрос 14. Педагогическая категория "анализ" может быть истолкована как:
а. умение использовать изученный материал в вероятностных условиях
б. последовательное воспроизведение изученного материала
в. умение разбить материал на составляющие части так, чтобы ясно выступала его структура
г. преобразование материала из одной формы выражения в другую
ОТВЕТ: в

Вопрос 15. Для целей обучения характерно:
а. цели обучения представляют собой перечень знаний и умений, которыми должен овладеть студент
б. цели обучения являются базой для контроля в процессе обучения
в. целями обучения являются представления о прогнозируемых учебных результатах
г. все ответы верны
ОТВЕТ: г

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Понятие, введённое Э. Дюркгеймом для объяснения отклоняющегося поведения (суицид, апатия и разочарование) и выражающее собой исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры.
Ответ: аномия

2. В широком смысле – совокупность учений о человеке, его сущности, характере и свойствах – это…
Ответ: антропология

3. Лицо, имеющее высшее профессиональное образование и обучающееся в аспирантуре и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук:
Ответ: аспирант

4. Отметки, цифровое выражение оценки знаний, умений и навыков учащихся:
Ответ: баллы

5. Вопросно-ответный метод обучения; применяется с целью активизации умственной деятельности учащихся в процессе приобретения новых знаний или повторения и закрепления полученных ранее:
Ответ: беседа

6. Понятие, введенное З. Фрейдом и означающее совокупность психических процессов, не представленных в сознании субъекта:
Ответ: бессознательное

7. Процесс создания единого образовательного пространства высшего звена в странах Европы. Его начало было положено подписанием в 1999 г. в Болонье (Италия) Болонской декларации.
Ответ: Болонский процесс

8. Целенаправленная деятельность, имеющая целью формирование определённых личностных качеств, свойств и отношений человека:
Ответ: воспитание

9. Наука об обучении, отрасль педагогики:
Ответ: дидактика

10. Такая организация обучения, которая позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого обучаемого:
Ответ: индивидуализация

11. Действительная способность теста (задания) измерять ту характеристику, для диагностики которой он заявлен:
Ответ: валидность

12. Форма организации учебного процесса для лиц, сочетающих учебу с профессиональной деятельностью, составная часть системы непрерывного образования. Предусматривает проведение преподавателем регулярных занятий с учебными группами постоянного состава в удобное для учащихся нерабочее время, часто в вечерние часы (отсюда термин): __________ обучение
Ответ: вечернее

13. Взаимообусловленный процесс деятельности по усвоению учебного материала учащимися (учение) и передаче этого материала учителями (преподавание), называется…
Ответ: обучение

14. Деятельность, предшествующая профессиональной готовности специалиста (политолога), называется профессиональной ______________ (вставьте пропущенное слово)
Ответ: подготовкой

15. Результат процесса познания индивидом действительности; адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий:
Ответ: знание

16. Характеристика процесса обмена информацией, идеями, мнениями между субъектами образовательного процесса (тьютором и обучающимися, обучающимися между собой); может быть как непосредственным, вербальным диалогом, так и опосредованным диалогически организованным (интерактивным) письменным текстом, включая работу в реальном режиме времени в сети Интернет
Ответ: интерактивность

17. Соответствие полученного образования определенным потребностям, требованиям, стандартам, ожиданиям – это ______________ образования (вставьте пропущенное слово).
Ответ: качество

18. Подход к образованию, предполагающий опору на понятие «компетентность специалиста» и формирование соответствующих компетенций в качестве «единицы» измерения результатов образовательного процесса – это ________________ подход (вставьте пропущенное слово).
Ответ: компетентностный

19. Методика преподавания политологии, как одна из педагогических дисциплин, – это ______________ дидактика (вставьте пропущенное слово).
Ответ: политическая

20. Способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность; способ
познания, исследования явлений природы и общественной жизни; прием, система приемов в какой-либо деятельности:
Ответ: метод

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-9:
Способен участвовать в реализации основных профессиональных и дополнительных образовательных программ

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Учебная программа – это:
а. перечень целей усвоения, содержания учебной дисциплины и требования к его усвоению студентами
б. указание параметров готовности специалиста к самостоятельной работе в избранной сфере труда
в. перечень профессионально-должностных обязанностей будущего специалиста.
ОТВЕТ: а

Вопрос 2. Традиционные формы организации учебного процесса включают в себя:
а. лекции, семинары, практические занятия, лабораторные занятия, производственную практику
б. собеседования
в. олимпиады
ОТВЕТ: а

Вопрос 3. Управление учебным процессом – это:
а. оценка достижения цели обучения
б. организация познавательной деятельности студентов по усвоению содержания учебной дисциплины
в. тщательный отбор учебного материала
ОТВЕТ: б

Вопрос 4. Формирование личности означает:
а. Количественные изменения, происходящие в организме человека
б. Качественные изменения, происходящие в организме человека
в. Целенаправленное становление человека как социального субъекта
ОТВЕТ: в

Вопрос 5. Под методом обучения следует понимать:
а. способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и студента, направленной на достижение целей обучения, воспитания и развития
б. способ сотрудничества преподавателя со студентом
в. способ передачи знаний студентам
г. все ответы верны
ОТВЕТ: в

Вопрос 6. Целями лабораторных занятий являются:
а. формирование системного мышления, разрешение межпредметных и профессиональных ситуаций средствами учебной дисциплины
б. формирование умений практического подтверждения теоретических положений
в. формирование теоретических и практических умений
ОТВЕТ: б

Вопрос 7. Основная педагогическая цель подготовки курсовой и выпускной квалификационной работы состоит в следующем:
а. обеспечение основ научных знаний
б. формирование и отработка умений
в. приобщение к принципам, правилам и технологии проведения научно-исследовательской работы
ОТВЕТ: в

Вопрос 8. Функции педагогического контроля в обучении состоят:
а. в осуществлении социальной справедливости
б. в оценке знаний, умений и навыков студента
в. в принятии решений относительно личности студента
ОТВЕТ: б

Вопрос 9. Содержание обучения:
а. зависит от научных пристрастий преподавателя
б. отражает содержание наук и специфику профессионального труда будущего специалиста
в. представляет собой перечень умений и навыков
ОТВЕТ: б

Вопрос 10. Термин "методика преподавания" толкуется как:
а. процесс управления формированием активной личности, ее социальных, психических и физических свойств
б. наука, разрабатывающая способы реализации целей усвоения содержания конкретных учебных предметов
в. наука о воспитании и обучении
ОТВЕТ: б

Вопрос 11. Процесс обучения – это:
а. совместная деятельность преподавателя и студентов, направленная на интеллектуальное развитие, формирование знаний и способов умственной деятельности студентов, развитие их способностей и интересов
б. управление познавательной деятельностью
в. контроль за усвоением знаний, умений и навыков
ОТВЕТ: а

Вопрос 12. Личность - это:
а. представитель человеческого рода, один из многих людей
б. неповторимое своеобразие, уникальность каждого конкретного человека
в. совокупность социально значимых качеств человека
ОТВЕТ: в

Вопрос 13. Эффективность обучения определяется:
а. степенью достижения целей обучения
б. точной регламентацией структуры занятия
в. удовлетворенностью студентов результатами обучения
ОТВЕТ: а

Вопрос 14. Форма обучения "семинарское занятие" имеет следующие педагогические цели:
а. углубление знаний в области изучаемого предмета
б. развитие умений обсуждения профессиональных проблем
в. закрепление научных знаний, полученных на лекции
г. все ответы верны
ОТВЕТ: а

Вопрос 15. Целями лекции являются:
а. формирование теоретического мышления будущего специалиста, обоснование ориентировочной основы его деятельности
б. формирование теоретических и практических умений будущего специалиста
в. реализация модели деятельности специалиста (квалификационной характеристики)
ОТВЕТ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Исследование объектов познания на их заместителях – реальных или идеальных моделях; построение моделей реально существующих предметов и явлений – это…
Ответ: моделирование

2. Действие, в составе которого отдельные операции стали автоматизированными в результате многократных упражнений – это…
Ответ: навык

3. Разделяемая научным сообществом в данный исторический период система основных научных представлений (теории, методы) в данной области знаний, по образцу которых организуется исследовательская деятельность ученых, ведутся прикладные разработки и их реализация на практике – это…
Ответ: парадигма

4. Отметки, цифровое выражение оценки знаний, умений и навыков учащихся:
Ответ: баллы

5. Вопросно-ответный метод обучения; применяется с целью активизации умственной деятельности учащихся в процессе приобретения новых знаний или повторения и закрепления полученных ранее:
Ответ: беседа

6. Понятие, введенное З. Фрейдом и означающее совокупность психических процессов, не представленных в сознании субъекта:
Ответ: бессознательное

7. Процесс создания единого образовательного пространства высшего звена в странах Европы. Его начало было положено подписанием в 1999 г. в Болонье (Италия) Болонской декларации.
Ответ: Болонский процесс

8. Целенаправленная деятельность, имеющая целью формирование определённых личностных качеств, свойств и отношений человека:
Ответ: воспитание

9. Наука об обучении, отрасль педагогики:
Ответ: дидактика

10. Такая организация обучения, которая позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого обучаемого:
Ответ: индивидуализация

11. Действительная способность теста (задания) измерять ту характеристику, для диагностики которой он заявлен:
Ответ: валидность

12. Форма организации учебного процесса для лиц, сочетающих учебу с профессиональной деятельностью, составная часть системы непрерывного образования. Предусматривает проведение преподавателем регулярных занятий с учебными группами постоянного состава в удобное для учащихся нерабочее время, часто в вечерние часы (отсюда термин): __________ обучение
Ответ: вечернее

13. Взаимообусловленный процесс деятельности по усвоению учебного материала учащимися (учение) и передаче этого материала учителями (преподавание), называется…
Ответ: обучение

14. Деятельность, предшествующая профессиональной готовности специалиста (политолога), называется профессиональной ______________ (вставьте пропущенное слово)
Ответ: подготовкой

15. Результат процесса познания индивидом действительности; адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий:
Ответ: знание

16. Стандартизованная измерительная методика, направленная на выявление скрытого свойства интересующего объекта путем одного или нескольких кратких заданий (вопросов), обладающих максимальной информативностью:
Ответ: тест

17. Индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного овладения той или иной деятельностью и ее продуктивного выполнения:
Ответ: способности

18. Лекция, в ходе которой лектором сначала создается проблемная ситуация, затем осуществляется постановка и анализ проблемы, выдвижение гипотез, называется ___________ лекция (вставьте пропущенное слово).
Ответ: проблемная

19. Цели, содержание методы, приемы, средства, результаты обучения представляют собой _______________ процесса обучения (вставьте пропущенное слово).
Ответ: компоненты (составляющие)

20. Научность, проблемность, наглядность, активность и сознательность, доступность, систематичность и последовательность, прочность, единство обучения, развития и воспитания – это ___________ обучения (вставьте пропущенное слово).
Ответ: принципы

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА:
1. Понятие «политическое образование».
2. Методика преподавания политологии как политическая дидактика.
3. Генезис политического образования. Функции политического образования в условиях модернизации.
4. Политическое образование как фактор развития в современной России. Уровни и стандарты политического образования.
5. Политическое и гражданское образование в образовательных организациях.
6. Проблемы вузовского политического образования в России.
7. Подготовка политологов в российской практике.
8. Преподавание политологии в вузе.
9. Особенности изучения политологии на технических, естественных и гуманитарных направлениях.
10. Сущность понятийного аппарата. Особенности понятийного аппарата политологии.
11. Методы работы с понятиями в процессе преподавания политологии.
12. Требования, предъявляемые к преподавателю социально-политических дисциплин в вузе.
13. Организация, планирование и программирование учебного процесса в высшей школе.
14. УМК по политологии: понятие, структура.
15. Место и роль лекции в образовательном процессе.
16. Структура лекции. Подготовка и проведение лекции.
17. Семинар как средство активизации познавательной деятельности студентов.
18. Активные методы обучения, их применение на семинарах.
19. Практическое занятие по политологии. Организация работы студентов на практическом занятии.
20. Самостоятельная работа студентов в вузе, ее виды.
21. Научно-исследовательская работа студентов.
22. Формы текущего и итогового педагогического контроля в вузе.
23. Функции педагогического контроля. Пути повышения объективности педагогического контроля.
24. Специфика научной работы преподавателя политологии в вузе.
25. Воспитательная деятельность преподавателя политологии.
26. Содержание организационно-методической и управленческой деятельности преподавателя в вузе.
27. Педагогическая толерантность как профессиональное качество преподавателя: понятие, структура

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Охарактеризуйте формы текущего и итогового педагогического контроля в вузе.
2. Выделите функции педагогического контроля и пути повышения объективности педагогического контроля.
3. Охарактеризуйте специфику научной работы преподавателя политологии в вузе.
4. Изложите особенности воспитательной деятельности преподавателя политологии.
5. Раскройте содержание организационно-методической и управленческой деятельности преподавателя в вузе.
6. Изложите цели профессиональной деятельности преподавателя и основные подходы к их определению
7. Охарактеризуйте организацию процесса обучения в вузе как выбор оптимальных путей и методов достижения целей политического образования
8. Проанализируйте требования, предъявляемые к преподавателю вуза. Раскройте понятие политической дидактики.
9. Охарактеризуйте предмет, закономерности и методы политической дидактики
10. Рассмотрите значение политического образования в современной России.
11. Назовите проблемы вузовского политического образования в России.
12. Выделите особенности изучения политологии на технических, естественных и гуманитарных специальностях.





6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 К. С. Гаджиев Политология: учебник М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/0EF53660-8133-4D34-8097-AEE9D984937E
Л1.2 Плаксин В.Н Политология: Учебник и практикум М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Оганян К.М Философия и методология социальных наук: Учебное пособие М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.4 И. А. Василенко Политология: учеб. для вузов М. : Гардарики, 2004
Л1.5 Рой О.М Исследования социально-экономических и политических процессов: Учебник М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.В. Краевский, А.В. Хуторской Основы обучения.Дидактика и методика: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2007
Л2.2 Н.А. Кудрина Толерантность в мультикультурном обществе: региональный аспект: Кемерово : КемГУКИ, 2013 biblioclub.ru
Л2.3 Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров Технические средства обучения и методика их использования: учеб.пособие для пед. вузов М.: Академия, 2007
Л2.4 под ред. П.И. Пидкасистого Педагогика: учеб. пособие М.: Высшее образование, 2008
Л2.5 Е.В. Кривцова; Т.Н. Мартынова Толерантность личности в системе ценностного самоопределения: монография Москва|Берлин : Директ-Медиа,, 2015. biblioclub.ru
Л2.6 Г.Д. Бухорова, Л.Д. Старикова Общая и профессиональная педагогика: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2009
Л2.7 В.И. Загвязинский Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.polisportal.ru – Сетевой портал журнала «Полис»
Э2 http://www.politstudies.ru – Журнал «Полис» («Политические исследования»)
Э3 http://www. hrono.info – Хронос. Всемирная история в интернете
Э4 http://www.hrono.ru/metodika – Методика преподавания истории и других гуманитарных дисциплин
Э5 http://elibrary.ru – Научная электронная библиотека
Э6 http://www. humanities.edu.ru – федеральный образовательный Интернет-портал "Социально-гуманитарное и политологическое образование"
Э7 http://filosof.historic.ru/ – Цифровая библиотека по философии
Э8 ЭБС "Юрайт"https://biblio-online.ru/
Э9 ЭУМК Методика преподавания социально-политических дисциплин (магистратура) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление.
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи лекции. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Конспекты можно условно подразделить на четыре типа: плановые, текстуальные, свободные и тематические.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Семинарские занятия по курсу «Методика преподавания социально-политических дисциплин» имеют существенное значение для усвоения и закрепления изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании основные идеи в области методики. Семинары по методике – это такой вид учебного занятия, при котором в результате предварительной работы над программным материалом и преподавателя и студентов, в обстановке их непосредственного и активного общения, в процессе выступлений студентов по вопросам темы, возникающей между ними дискуссии и обобщений преподавателя, решаются задачи воспитательного и познавательного характера, формируется мировоззрение, прививаются методологические и практические навыки, необходимые для становления квалифицированных специалистов, что соответствует требованиям ГОС ВПО.
Задачи семинарских занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в учебных условиях;
3. овладение понятийным аппаратом истории политических учений;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, опровержения, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Подготовка к семинарским занятиям предполагает серьезную работу с литературными источниками, в том числе с учебниками и учебными пособиями по обществоведческим курсам, методической и дидактической литературой для учителя, а также текстами документов, используемых в преподавании социально-политических дисциплин.
Приступая к подготовке темы семинарского занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его планом (по планам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения ключевым понятиям каждого семинара.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося ;
2. углубления и расширения профессионального уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу, примеры из политической практики;
4. развития познавательных и коммуникативных способностей студента, а также его творческого потенциала ;
5. формирования навыков практической деятельности.
Самостоятельная работа включает подготовку к практическим занятиям, освоение литературы по каждой теме и анализ кейсов ее применимости к различным ситуациям.