МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Молодежь в общественно-политических процессах

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки41.04.04. Политология
ПрофильМолодежная политика и digital-технологии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_04_Политология_МПиDT-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 22
самостоятельная работа 86
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 4
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 86 86 86 86
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.полит.н., Профессор, Шашкова Я.Ю.

Рецензент(ы):
к.полит.н., Доцент, Асеева Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Молодежь в общественно-политических процессах

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 41.04.04 Политология (приказ Минобрнауки России от 13.07.2017 г. № 654)

составлена на основании учебного плана:
41.04.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 02.06.2022 г. № 10
Срок действия программы: 20222024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Черданцева Инна Владимировна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 02.06.2022 г. № 10
Заведующий кафедрой Черданцева Инна Владимировна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Курс ориентирован на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, приобрести умения и навыки: организовывать и координировать проведение политических кампаний различного формата, организовывать управленческие процессы и разрабатывать политико-управленческие решения в органах власти, в аппарате политических партий и общественно-политических объединений органах местного самоуправления, связанных с молодежью как социальной группой

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен организовывать и координировать проведение политических кампаний различного формата, организовывать управленческие процессы и разрабатывать политико-управленческие решения в органах власти, в аппарате политических партий и общественно-политических объединений, международных организаций, органах местного самоуправления
ПК-1.1 Осуществляет комплекс мер по созданию организационных структур в сфере политики, организации и проведе нию политических мероприятий, в том числе информационных и избирательных кампаний
ПК-1.2 Организовывает управленческие процессы и разрабатывает политико управленческие решения в органах госу дарственной власти и муниципального управления, органах местного самоуправ ления, в аппаратах политических партий и общественно-политических объедине ний, международных организациях
ПК-1.3 Осуществляет политическое позиционирование органов власти, политических партий и общественно политических объединений, международных организаций, органов местного самоуправления, бизнес структур, международных организаций, и других участников политического процесса
ПК-1.4 Осуществляет планирование и организацию взаимоотношений между органами государственной власти, орга низациями сферы бизнеса и об щественными организациями
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности молодежи как социальной группы и технологии взаимодействия с ней
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.1. Осуществляет комплекс мер по созданию организационных структур в сфере политики, организации и проведению политических мероприятий, в том числе информационных и избирательных кампаний.
ПК-1.2. Организовывает управленческие процессы и разрабатывает политико-управленческие решения в органах государственной власти и муниципального управления, органах местного самоуправления, в аппаратах политических партий и общественно-политических объединений, международных организациях.
ПК-1.4. Осуществляет планирование и организацию взаимоотношений между органами государственной власти, организациями сферы бизнеса и общественными организациями.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.1. Осуществляет комплекс мер по созданию организационных структур в сфере политики, организации и проведению политических мероприятий, в том числе информационных и избирательных кампаний.
ПК-1.2. Организовывает управленческие процессы и разрабатывает политико-управленческие решения в органах государственной власти и муниципального управления, органах местного самоуправления, в аппаратах политических партий и общественно-политических объединений, международных организациях.
ПК-1.4. Осуществляет планирование и организацию взаимоотношений между органами государственной власти, организациями сферы бизнеса и общественными организациями.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Исследования молодежи в современной науке
1.1. Роль молодежи в современном обществе Лекции 4 2 ПК-1.2, ПК-1.4 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.2. Теории молодежи Практические 4 4 ПК-1.2, ПК-1.4 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.3. Теории молодежи Сам. работа 4 10 ПК-1.2, ПК-1.4 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Молодежь в общественно-политических процессах в современной России
2.1. Молодежь в общественно-политических процессах в современной России Лекции 4 2 ПК-1.2, ПК-1.4 Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.2. Особенности политического сознания молодежи в РФ Практические 4 2 ПК-1.2, ПК-1.4 Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Особенности политического сознания молодежи в РФ Сам. работа 4 10 ПК-1.2, ПК-1.4 Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.4. Формы участия молодежи в политике Практические 4 8 ПК-1.2, ПК-1.4 Л1.2, Л2.1
2.5. Молодежь в электоральных процессах Сам. работа 4 10 ПК-1.2, ПК-1.4 Л1.2, Л2.1
2.6. Молодежь в органах государственной власти Сам. работа 4 10 ПК-1.2, ПК-1.4 Л1.2, Л2.1
2.7. Молодежные проекты РФ и СФО Сам. работа 4 20 ПК-1.2, ПК-1.4 Л1.2, Л2.1
2.8. Взаимодействие с молодежью государства, политических партий и общественных организаций общественных Практические 4 4 ПК-1.2, ПК-1.4 Л1.2, Л2.1
2.9. Взаимодействие с молодежью государства, политических партий и общественных организаций общественных Сам. работа 4 26 ПК-1.2, ПК-1.4 Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ"- https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11471

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен организовывать и координировать проведение политических кампаний различного формата, организовывать управленческие процессы и разрабатывать политико-управленческие решения в органах власти, в аппарате политических партий и общественно-политических объединений, международных организаций, органах местного самоуправления
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. К какой идеологической модели молодежной политики относится данная характеристика: «Молодежь - объект опеки, цель молодежной политики - создание особых льготных условий для ее развития»?
а. социал-демократической;
б. консервативной;
в. радикальной.
ОТВЕТ:а

Вопрос 2. Государственная молодежная политика в широком смысле - это:
а. внутренняя политика государства с точки зрения интересов всего общества и самой молодежи;
б.внутренняя политика государства с точки зрения интересов самой молодежи;
в. внутренняя политика государства с точки зрения интересов государства, общества и самой молодежи;
г.внутренняя политика государства с точки зрения интересов всего общества.
ОТВЕТ: в

Вопрос 3. Субъектами государственной молодежной политики являются:
а. неформальные молодежные организации;
б. общественные организации;
в. молодые граждане в возрасте до 35 лет;
г. социальные группы.
ОТВЕТ:в.

Вопрос 4. Как называют поведение, отклоняющееся от общепринятых общественных норм:
а. конформистским
б девиантным
в. антиобщественным
г. неформальным
ОТВЕТ: б.

Вопрос 5. Что не является чертой молодежной субкультуры:
а. следование общепризнанным нормам
б. своеобразный стиль в одежде и музыке
в. вызов ценностям взрослых
г. эксперименты со своим образом жизни
ОТВЕТ:а

Вопрос 6. Молодежь относят:
а) к социально-демографической группе
б) социально-общественной группе
в) социально-возрастной группе
ОТВЕТ: а

Вопрос 6. Субкультура – это:
а. объединение молодежи с определенными особенностями стиля жизни, поведения, ценностей и т.д.
б. отделение от общепринятых норм
в. видоизмененная культура
ОТВЕТ: а

Вопрос 7. Молодежь за последнее время:
а. повзрослела
б. помолодела
в. не изменилась
ОТВЕТ: а

Вопрос 8. Согласно законам РФ, работодатель имеет право заключить трудовой договор с молодым человеком, достигшем возраста:
а) 12 лет
б) 16 лет
в) 18 лет
г) 20 лет
ОТВЕТ: б.

Вопрос 9. Контркультура – это:
а) особая культурная ниша, конфликтующая с существующей культурой
б) особая культурная ниша, замкнутая и автономная по отношению к существующей культуре
в) псевдокультура, направленная на уничтожение общества
ОТВЕТ: а.

Вопрос 9. Характерной чертой молодежи является:
а) отсутствие стремления к социальной мобильности
б) низкая социальная мобильность (с трудом изменяет свой социальный статус)
в) высокая социальная мобильность (легко меняет свой социальный статус)
г) средняя социальная мобильность (осмотрительность, сдержанность при смене социального статуса)
ОТВЕТ: в.

Вопрос 10. Сознанию молодежи соответствует утверждение
а. «я сделал все, что мог»
б. добиться в жизни можно всего, но счастье в малом»
в. всего можно добиться, если взяться обдуманно»
г. «мир лежит у моих ног, я всего добьюсь сам»
ОТВЕТ: г.

Вопрос 11. Какой уровень выборов для молодежи является менее привлекательным?
а. выборы Президента страны
б. выборы Губернатора
в. муниципальные выборы.
ОТВЕТ: в.

Вопрос 12. Что необходимо учитывать, говоря о субкультурах в России?
а. возрастные рамки
б. наличие региональных и национальных различий
в. различия ценностей с общепринятыми
1) ОТВЕТ: б.

Вопрос 13. 7. Выберите верное утверждение:
а. Молодые представители социальных групп в России не отличаются уровнем доходов, характером занятости и семейным положением;
б. Объединенная возрастными особенностями, молодежь России представляет единую группу по базовым социальным параметрам;
в. Объединенная возрастными особенностями, молодежь России не представляет единой группы по базовым социальным параметрам.
ОТВЕТ: в.

Вопрос 14. Как называется совещательный орган при правительстве региона, функционирующий на общественных началах.
а. молодежное правительство
б. молодежный слет
в. молодежная субкультура
ОТВЕТ: а

Вопрос 15. Как называются публичные общественно-политические действия, ставящие целью привлечь внимание.
а. протест
б. акция
в. флешмоб
ОТВЕТ: б.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
•«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
•«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Как называется доброволец, вольнослужащий; тот, кто добровольно вносит свой вклад в развитие широкого круга деятельности на благо общественности и без всякого денежного вознаграждения, т. е. безвозмездно?
Ответ: волонтер/доброволец
2. Как называется система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развития ее потенциала в интересах России?
Ответ: государственная молодежная политика.
3. Как называется качество гражданина, характеризующееся зрелым политическим сознанием, способностью разумного сочетания общественных и частных интересов, активным участием в жизни общества и государства, уважением и соблюдением законов, патриотизмом?
Ответ: гражданственность.
4. Как называют лица, во взаимодействии с которыми у человека формируется социальный опыт: родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя?
Ответ: агенты социализации
5. Что в себя включают гарантии избирательных прав граждан?
Ответ: правовые, организационные, информационные и иные средства обеспечения реализации избирательных прав граждан.
6. Раскройте суть политической идентичности.
Ответ: отождествление себя с какой-либо политической позицией или силой.
7. Перечислите основных агентов политической социализации.
Ответ: семья, школа, государство, религиозные организации и т.д.
8. В каком возрасте начинают формироваться социальные идентичности, связанные с определенными ценностными ориентациями, например, политическая, профессиональная, религиозная.
Ответ: в подростковом и юношеском возрасте.
9. Как называется публичное выражение несогласия, неодобрения или несогласия с идеей или действием, обычно политическим?
Ответ: протест
10. Как называется объединение молодежи с определенными особенностями стиля жизни, поведения, ценностей и т.д.
Ответ: субкультура
11. Что такое буллинг?
Ответ: Это агрессивное преследование одного или нескольких членов коллектива.
12. Что на молодежном сленге означает форсить?
Ответ: продвигать/раскручивать.
13. Перечислите некоторые каналы коммуникации, которые предпочитает молодежь.
Ответ: социальные сети, месенджеры, интернет-площадки.
14. Как называется молодежный совещательный орган, который действует на постоянной основе при избирательной комиссии субъекта РФ и территориальных избирательных комиссиях.
Ответ: молодежная избирательная комиссия.
15. В каком возрасте граждане России могут баллотироваться на пост Президента РФ?
Ответ: 35 лет.
16. Как называется группа лиц, объединённая общими мотивами, интересами, идеалами, действующая сообща.
Ответ: команда
17. Как называется человек, который наиболее полно отражает и защищает интересы молодежи
Молодежный политический лидер
18. Чем отличается молодежный политический лидер от молодого политического лидера.
Ответ: возрастом. Молодежный политический лидер может не входить в категорию молодежи.
19. Укажите социальную группу, наиболее склонную к проявлению протеста.
Ответ: молодежь
20. Как называется то состояние, когда человек ставит под сомнение свое самоощущение или свое место в мире.
Ответ: кризис идентичности

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Современные теории молодежи
2. Характеристика молодежи как социальной группы
3. Особенности социализации современной молодежи
4. Идентичность и кризисы идентичности у молодежи
5. Факторы формирующие поведенческую модель современной молодежи
6. Молодежь в электоральных процессах в РФ и СФО
7. Участие молодежи в деятельности органов власти в РФ и СФО
8. Молодежные проекты РФ и СФО

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Выделите причины и тенденции трансформации роли молодежи в современном обществе
2. Определите подходы к исследованию молодежи в современной социологии, политологии, экономике
3. Охарактеризуйте основные современные теории молодежи
4. Выделите тенденции участия молодежи в политике в РФ
5. На основе эмпирических данных обоснуйте выделяемые в исследованиях тенденции участия молодежи в политике в РФ
6. Охарактеризуйте формы участия молодежи в политике в РФ
7. Определите специфику и технологии реализации различных форм участия молодежи в политике в РФ

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Социология молодежи: учебно-методическое пособие Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2018 biblioclub.ru
Л1.2 Ю. В. Манько, К. М. Оганян Социология молодежи: учебное пособие Санкт-Петербург : Петрополис,, 2010 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=255793
Л1.3 Социология молодежи: учебник для вузов Издательство Юрайт, 2021 https://urait.ru/bcode/469057
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Радаев, В. Миллениалы: как меняется российское общество: Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2020 biblioclub.ru
Л2.2 Герцен, С. М. Социология молодежи: ценностные ориентации: учебное пособие Тюмень : Тюменский государственный университет, 2018 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 научная электронная библиотека, содержащая рефераты и полные тексты научных статей и публикаций elibrary.ru
Э2 электронный каталог библиотеки АлтГУ www.lib.asu.ru
Э3 ЭБС Юрайт biblio-online.ru
Э4 портал Российской ассоциации политической науки www.rapn.ru
Э5 портал журнала «Полис» www.politstudies.ru
Э6 ЭУМК "Молодежь в общественно-политических процессах" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по курсу «Молодежь в общественно-политических процессах» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается базовый объем базовых и специальных знаний и навыков теоретического и прикладного характера в области партологии. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену.
Практические занятия по курсу «Политические партии и партийные системы» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС по направлению «Политология», а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по предыдущему занятию и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие, решать практические кейсы.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, выполнение практических заданий.
В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студенту следует обратиться к ведущему преподавателю.