МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология научного исследования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки41.04.04. Политология
ПрофильМолодежная политика и digital-технологии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_04_Политология_МПиDT-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.полит.н., Профессор, Шашкова Я.Ю.

Рецензент(ы):
к.ф.н., доцент, Заусаева Н.А.

Рабочая программа дисциплины
Методология научного исследования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 41.04.04 Политология (приказ Минобрнауки России от 13.07.2017 г. № 654)

составлена на основании учебного плана:
41.04.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н. Черданцева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.н. Черданцева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Методология научного исследования» являются развитие у студентов умений и навыков исследовательской работы, необходимых для квалифицированного участия в развитии знаний о политике и управления ею, их знакомство с основными научными парадигмами современной политологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1 Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе си стемного подхода
УК-1.2 Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситу ации; определяет стратегию достижения оставленной цели
УК-1.3 Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-1.1. Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода.
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-1.2. Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной си-туации; определяет стратегию достижения поставленной цели.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-1.3. Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Принципы научных политологических исследований
1.1. Научное исследование как вид деятельности Лекции 1 4 УК-1.1 Л2.6, Л1.3, Л2.2
1.2. Научное познание: особенности, современные тенденции Сам. работа 1 4 УК-1.1 Л2.6, Л1.3, Л2.2
1.3. Понятие методологии. Требования к методологическим основам научного исследования Сам. работа 1 6 УК-1.1 Л1.2, Л1.3, Л2.5, Л2.2
Раздел 2. Теоретико-методологические основы политологических исследований
2.1. Постструктуралистский подход к исследованию политических процессов Лекции 1 4 УК-1.3 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Постструктуралистский подход к исследованию политических процессов Сам. работа 1 6 УК-1.3 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Теория двойной структурации Э. Гидденса Практические 1 2 УК-1.3 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.4. Теория двойной структурации Э. Гидденса Сам. работа 1 6 УК-1.3 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.5. Теория поля политики П. Бурдье Практические 1 2 УК-1.3 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.6. Теория поля политики П. Бурдье Сам. работа 1 6 УК-1.3 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.7. Развитие методологии институционального анализа в политической науке Лекции 1 4 УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.8. Основные этапы развития методологии институционального анализа в западной политической науке Сам. работа 1 6 УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.9. Основные направления неоинституционализма Практические 1 2 УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.10. Основные направления неоинституционализма Сам. работа 1 4 УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.11. Сущность и типы развития институтов Сам. работа 1 4 УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.12. Теория институциональных матриц Практические 1 2 УК-1.3 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.13. Теория институциональных матриц Сам. работа 1 4 УК-1.3 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.14. Теория институциональных изменений Лекции 1 4 УК-1.3 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.15. Теория институциональных изменений Сам. работа 1 4 УК-1.3 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.16. Теория динамики политических институтов Д. Норта Практические 1 2 УК-1.3 Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.17. Теория динамики политических институтов Д. Норта Сам. работа 1 6 УК-1.3 Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.18. Формирование рыночного подхода к политике Лекции 1 4 УК-1.3 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.19. Теория рационального и общественного выбора Практические 1 2 УК-1.3 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.20. Теория рационального и общественного выбора Сам. работа 1 6 УК-1.3 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.21. Сетевой подход к анализу политических отношений Практические 1 2 УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.4, Л1.2
2.22. Сетевой подход к анализу политических отношений Сам. работа 1 6 УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.4, Л1.2
2.23. Теории информационного общества как методология исследования Практические 1 2 УК-1.3 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.24. Теории информационного общества как методология исследования Сам. работа 1 4 УК-1.3 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1493

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-1
Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Кем была сформулирована поструктуралистская теория поля политики?
а. П. Бурдье
б. М. Фуко
в. Д. Нортом
г. М. Олсеном
Ответ: а.

2. Какой вид капитала П. Бурдье считал основным для современного общества?
а. экономический
б. социальный
в. политический
г. символический
Ответ: г.

3. Верно ли утверждение: Постструктурализм и неоинституционализм предложили схожие взгляды на механизмы политических процессов?
а. Верно
б. Неверно
Ответ: б.

4. Верно ли утверждение, что постструктурализм объясняет трансформационные процессы символическим насилием политических элит?
а. верно
б. неверно.
Ответ: а.

5. Что в неоинституционализме относится к институтам?
а. Формальные нормы
б. Неформальные нормы
в. Политические организации
г. Бизнес-сообщества.
Ответ: а, б.

6. Кто из современных авторов предпринял попытку соединить теории постструктурализма и неоинституционализма?
а. Э. Гидденс
б. П. Бурдье
в. Н. Флигстин
г. Д. Норт
Ответ: в.

7. Какой из перечисленных научных подходов относится к общенаучным?
а. элитистский
б. неоинституциональный
в. биографический
г. системный
Ответ: г.

8. Какой элемент общественной системы, по мнению неоинституционалистов, обеспечивает устойчивость и воспроизводимость общественных систем?
а. религия
б. законы
в. институциональная ловушка
г. институциональная матрица.
Ответ: г.

9. Можно ли применить неоинституциональный подход к анализу имиджа политического лидера?
а. да
б. нет.
Ответ: б.

10. Кто сформулировал рыночный подход к анализу политики в теории общественного выбора?
а. К. Эрроу
б. Э. Даунс
в. М. Олсон
г. Г. Беккер
Ответ: б.

11. Кто из авторов теории Общественного выбора заложил основы теории человеческого капитала и получил за это Нобелевскую премию?
а. К. Эрроу
б. Э. Даунс
в. М. Олсон
г. Г. Беккер
Ответ: г.

12. К анализу каких политических процессов применим сетевой подход?
а. процесс принятия политических решений
б. предвыборная агитация
в. общественно-политические движения
г. национализм
Ответ: а, в.

13. Верно ли утверждение: «Теории рационального и общественного выбора – это разные названия одного и того же подхода»?
а. Верно
б. Неверно
Ответ: б.

14. Автором теории является Дж. Кин?
а. электронной демократии
б. электронного правительства
в. мониторной демократии
г. цифрового общества
Ответ: в.

15. Верно ли утверждение: "Теорией электронной демократии можно объяснить все политические процессы современного общества"?
• Верно
• Неверно
Ответ: б.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Какая версия неоиституционализма считает институты отражением интересов их создателей?
Ответ: неоинституционализм рационального выбора.

2. Какую теорию государства создали представители теории Общественного выбора?
Ответ: теорию «стационарного бандита».

3. Дайте определение власти с позиции постструктуралистского подхода?
Ответ: власть – это возможность осуществлять символическое насилие, т.е. навязывать обществу свое видение «наименования и деления».

4. Какое понятие ввел П. Бурдье для обозначения устойчивых реакций общества на те или иные политические ситуации и явления?
Ответ: габитус.

5. Что означает принцип двойной структурации?
Ответ: представления индивидов об окружающем мире и своих позициях в нем определяют их поведенческие практики, которые, в свою очередь, приводят к рефлексии и трансформации представлений индивидов о мире и эффективных поведенческих практиках.

6. В чем основное отличие определения института между старым и новым институционализмом.
Ответ: в старом институционализме институты – это организации, в а неоинституционализме – норм и правила.

7. Перечислите наиболее крупные версии неоинституционализма.
Ответ: структурный, нормативный, исторический, социальный неоинституционализм и неонституционализм «рационального выбора».

8. Как называется перенос институтов из одной страны в другую?
Ответ: институциональная трансплантация.

9. Назовите базовые методологические принципы теории рационального выбора?
Ответ: индивидуализм, рациональность, эгоизм.

10. Какой подход к анализу сферы политики сформулирован в теории Общественного выбора?
Ответ: рыночный подход.

11. При каком условии, по мнению Э. Даунса, рациональный индивид примет участие в выборах?
Ответ: если польза от посещения избирательного участка будет больше, чем электоральные издержки.

12. На каких принципах, по мнению А. Лейпхарта, создаются современные партийные коалиции?
Ответ: «минимальная выигрышная коалиция» с ближайшими соседями по «лево-правой» шкале.

13. На каком элементе политики особенно акцентирует внимание сетевой подход?
Ответ: на процессе коммуникации между участниками сети.

14. Какие типы сетей выделяются в сетевом подходе.
Ответ: территориальные, топонимические, «сети производителей», проблемные.

15. Какие типы институциональных матриц выделила С. Кирдина и каким обществам они соответствуют?
Ответ: Y и X – матрицы, которые соответствуют западной и восточной цивилизациям.

16. Какой базовый фактор делает возможным применение теории «мониторной демократии» Дж. Кина к анализу политических процессов?
Ответ: цифровизация политики, электронное правительство.

17. Какая теория позволяет строить сложные модели политических процессов как результата влияния комплекса различных факторов?
Ответ: теория «воронки причинности».

18. Работы какого представителя сетевого подхода являются основой изучения современных политических коммуникаций??
Ответ: М. Кастельса.

19. Какие подходы являются наиболее эффективными для изучения современных избирательных кампаний, почему?
Ответ: постструктурализм подход и теория рационального выбора, т.к. избирательные кампании проходят по принципам рыночной конкуренции и связаны с борьбой имиджей и ли идей как символических конструктов, внедряемых в сознание избирателей посредством символического насилия.

20. В чем состоит главное отличие неоинституционализма от других современных теоретических подходов политологии?
Ответ: в нем нет индивида как политического актора.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Постструктуралистский анализ политических процессов.
2. Теория политического поля и политического капитала П. Бурдье.
3. Институт как единица анализа. Понятие института.
4. Институты и организации. Структура институтов. Роль институтов в развитии общества.
5. Сущность, типы и субъекты институциональных изменений
6. Понятие институциональной матрицы.
7. Рыночный подход в политической науке.
8. Основные парадигмы теории общественного выбора.
9. Теории партийных и электоральных процессов в рамках теории общественного выбора.
10. Основные положения теории рационального выбора.
11. Теория политических сетей.
12. Теории электоральной конкуренции.
13. Теории электорального поведения.
14. Теория «Электронного правительства».

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Охарактеризуйте роль теории двойной структурации Э. Гидденса как методологии исследования политических трансформаций.
2. Выделите интеллектуальные и социальные предпосылки формирования институционального подхода в политической науке.
3. Раскройте содержание критики институционализма с позиций бихевиористского подхода.
4. Сравните новый институционализм с классической институциональной теорией, охарактеризуйте их отличия.
5. Сравните между собой версии неоинституционализма.
6. Сравните и типологизируйте концепции институциональных изменений
7. Охарактеризуйте значение неформальных правил для общества.
8. Выделите и охарактеризуйте проблему эффективности институтов.
9. Сравните X и Y матрицы, определите их различия.
10. Выделите и раскройте проблемы трансформаций институциональных матриц.
11. Выделите и охарактеризуйте специфику институциональной матрицы России и ее влияние на развитие политических институтов.
12. Приведите примеры применения теории политических сетей при анализе политических акторов и процессов.
13. Оцените и охарактеризуйте роль Интернета в современных политических процессах.
14. Сравните теории электронной и мониторинговой демократии.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сирота Н.М. Идеология и политика: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2011
Л1.2 под ред. Р. Гудина, Х. -Д. Клингеманн; науч. ред. рус. изд. Е. Б. Шестопал. Политическая наука: новые направления: М. : Вече, 1999
Л1.3 Дрещинский В.А. Методология научных исследований: Учебник М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.4 Л. В. Сморгунов, А. С. Шерстобитов Политические сети. Теория и методы анализа: учеб. для вузов М. : Аспект Пресс, 2014
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л.В. Сморгунов Современная сравнительная политология: учеб. для вузов М.: РОССПЭН, 2002
Л2.2 В.П. Горелов; С.В. Горелов ; Л.В. Садовская Магистерская диссертация: практическое пособие для магистрантов всех специальностей вузов Москва|Берлин : Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
Л2.3 В. В. Желтов, М. В. Желтов Политическая социология: учеб. пособие Кемерово: [Кузбассвузиздат], 2006
Л2.4 С. П. Расторгуев Основы информационной безопасности: учеб. пособие для вузов. Гриф МО М.: Академия, 2009
Л2.5 Кожухар В.М. Основы научных исследований: Москва : ИТК "Дашков и К", 2013 znanium.com
Л2.6 Ельчанинов В.А. Научное исследование и логика его развития: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э2 Институт научной информации по общественным наукам Российской Академии Наук (ИНИОН РАН) www.inion.ru
Э3 Российская национальная библиотека www.nlr.ru
Э4 Федеральный образовательный портал. Экономика. Социология. Менеджмент ecsocman.hse.ru
Э5 университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э6 электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э7 Электронная библиотека Максима Мошкова www.lib.ru
Э8 Методология и методика политического исследования portal.edu.asu.ru
Э9 Российская ассоциация политической науки www.rapn.ru
Э10 Портал издательства SAGE Publications www.sagepub.com
Э11 Сайт Центра политических технологий politcom.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе освоения дисциплины "Методология научного исследования" студент должен освоить принципы и методологические основания проведения научных исследований. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения дисциплины особое место уделяется развитию творческих способностей студента. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к формированию когнитивных навыков, выдвижению самостоятельных гипотез и принятию самостоятельных решений. Именно благодаря самостоятельной и аудиторной работе по данной дисциплине формируются и развиваются исследовательские качества обучающегося, его навык системного анализа политических объектов и процессов.
Особое внимание следует обратить на раздел, посвященный теоретико-методологическим основам политологических исследований. Практические занятия по данным темам предназначены (через самостоятельное изучение оригинальных текстов и последующее их коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании обучающихся основные идеи, положения, закономерности отдельных методологических подходов в современной политологии, сформировать у них мировоззрение исследователя, методологические и практические навыки, необходимые для становления квалифицированных исследователей.
В связи со спецификой дисциплины особое значение приобретает самостоятельная работа студентов, которая проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося в области методологии научного исследования;
2. развития у него умений и навыков отбора и применения теоретико-методологических подходов современной политической науки к анализу современных политических процессов;
3. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала.
Самостоятельная работа студента (СРС) включает подготовку к практическим занятиям, освоение дополнительной литературы, подготовку к зачету и экзамену, деятельность по формированию профессиональных умений и навыков, а также работу над проектом собственной научной работой. В процессе выполнения проекта студент конкретизирует изученную им информацию применительно к определенной теме в области политологии.