МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Гражданское общество и государство в международных отношениях

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки41.04.05. Международные отношения
ПрофильМеждународное сотрудничество
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_05_Международные отношения_МС-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., Доцент, Козулин Вячеслав Николаевич

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Аршинцева Ольга Алексеевна

Рабочая программа дисциплины
Гражданское общество и государство в международных отношениях

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 41.04.05 Международные отношения (приказ Минобрнауки России от 12.07.2017 г. № 649)

составлена на основании учебного плана:
41.04.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н., доцент Усольцев С.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Усольцев С.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.С учетом результатов новейших специальных исследований дать комплексное представление об основных проблемах мирового политического процесса (МПП), выявить механизмы влияния на МПП различных факторов (в частности, этнических стереотипов и имиджа страны и региона), расширить и закрепить знания о проблемах МПП.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа
ОПК-3.1 Знает параметры глобальных, макрорегиональных, национально-государственных, региональных и локальных процессов в экономической, политической и культурной сферах жизни общества
ОПК-3.2 Владеет навыками теоретического исследования и методами прикладного анализа международных процессов
ОПК-3.3 Умеет моделировать и прогнозировать международную ситуацию с открытым выходом
ОПК-8Способен разрабатывать предложения и рекомендации для проведения прикладных исследований и консалтинга
ОПК-8.1 Знает универсальные и специальные методы прикладного анализа международных ситуаций
ОПК-8.2 Владеет навыками формирования экспертного заключения по требованию заказчика
ОПК-8.3 Способен осуществлять функции эксперта в составе экспертной группы для разработки экспертных рекомендаций и антикризисных сценариев
ПК-2Способен осуществлять экспертно-аналитическую деятельность в сфере международного сотрудничества
ПК-2.1 Знает специфику и формы профессиональной международной экспертизы
ПК-2.2 Владеет навыками экспертно-аналитической деятельности в международной сфере, включая методику прогнозирования развития международных ситуаций
ПК-2.3 Умеет выявлять интересы заказчика и формировать экспертную оценку в соответствии с ними
УК-6Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки
УК-6.1 Проводит самоанализ и самооценку, определяет направления повышения личной эффективности в профессиональной деятельности
УК-6.2 Выстраивает индивидуальную образовательную траекторию развития; планирует свою профессионально-образовательную деятельность; критически оценивает эффективность использования времени и других ресурсов при решении поставленных задач; применяет разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания
УК-6.3 Владеет навыками эффективного целеполагания, приемами саморегуляции, регуляции поведения в сложных, стрессовых ситуациях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.иметь представление об основных понятиях МПП; правил и процедур восприятия, анализа, обобщения информации, о постановке цели и выборе путей ее достижения;
3.2.Уметь:
3.2.1.применять полученные знания в важнейших сферах учебной и профессиональной деятельности;
применять на практике базовые принципы, логику, методы, основы техники научного исследования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.базовыми методами и приемами мыслительной деятельности; восприятия, анализа,обобщения информации, постановки цели и выбора путей ее достижения.
способами применения полученных знаний и умений в процессе теоретической и практической деятельности в области политологии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Часть 1.
1.1. Введение Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Мировой политический процесс в его конкретных аспектах. Основные черты и особенности современного мирового политического процесса. Сам. работа 3 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Доклады, обсуждение Сам. работа 3 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.4. Глобализация как ключевая тенденция мирового развития. Практические 3 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.5. Доклады, обсуждение Сам. работа 3 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.6. Влияние новых информационных технологий на мировой политический процесс и формирование международного имиджа страны. Практические 3 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.7. Доклады, обсуждение Сам. работа 3 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.8. Новые участники на международной сцене: НКО, ТНК, внутриполитические регионы. Практические 3 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.9. Доклады, обсуждение Сам. работа 3 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.10. Основные угрозы международной безопасности. Концепции безопасности. Практические 3 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.11. Доклады, обсуждение Сам. работа 3 6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.12. Особенности современных международных конфликтов и их урегулирование. Практические 3 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.13. Доклады, обсуждение Сам. работа 3 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.14. Национализм в современном мире. Проблемы определения «национализма». Практические 3 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.15. Доклады, обсуждение Сам. работа 3 8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.16. Этнорелигиозные конфликты и прогнозы о «столкновении цивилизаций». Практические 3 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.17. Доклады, обсуждение Сам. работа 3 8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.18. Сепаратизм как фактор дестабилизации мирового политического процесса. Терроризм как глобальная проблема. Практические 3 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.19. Доклады, обсуждение Сам. работа 3 8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.20. Проблемы регулирования мировых политических процессов. Роль и место России в современном мире. Выводы по разделу. Практические 3 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.21. Доклады, обсуждение Сам. работа 3 8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Раздел II.
2.1. Этнические стереотипы, имидж страны и региона и их влияние на мировой политический процесс. Введение, постановка проблемы. Актуальность темы. Стереотипы, толерантность и этноконфессиональные конфликты. Формирование, виды и функции стереотипов. Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. История: влияние этностереотипов на международные отношения. Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Влияние имиджа на политику и международные отношения Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.4. Роль СМИ. Масс-медиа как важнейший инструмент формирования и продвижения международного имиджа Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.5. Особенности международного имиджа региона. Основные подходы к проблеме. Заключение Лекции 3 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.6. Подготовка к зачету Сам. работа 3 14 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»: https://portаl.edu.аsu.ru/вourse/view.php?id=557

Оценка сформированности компетенции ОПК-3: Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа.

Примеры заданий закрытого типа.

1. Как называлась античная гражданская община?
а) Полис
б) Политика
в) Экономика
ОТВЕТ: А
2. Что такое гражданское общество?
а) Совокупность граждан, объединенных общими интересами и целями.
б) Организация, занимающаяся защитой прав граждан.
в) Государственная структура, контролирующая деятельность гражданского общества.
ОТВЕТ: А
3. Какие основные принципы лежат в основе гражданского общества?
а) Свобода, равенство, справедливость.
б) Власть, контроль, подчинение.
в) Иерархия, авторитет, подчинение.
ОТВЕТ: А
4. Какое значение имеет гражданское общество для развития демократии?
а) Гражданское общество является основой демократии.
б) Гражданское общество не имеет значения для развития демократии.
в) Гражданское общество ограничивает развитие демократии.
ОТВЕТ: А
5. Что такое государственный аппарат?
а) Совокупность органов государственной власти и их служащих.
б) Организация, занимающаяся контролем за деятельностью гражданского общества.
в) Государственная структура, отвечающая за экономическую политику.
6. Какие функции выполняет государственный аппарат?
а) Обеспечение законности, защита прав и свобод граждан.
б) Контроль и регулирование деятельности гражданского общества.
в) Ведение внешней политики и обороны страны.
ОТВЕТ: А
7. Что такое государственное управление?
а) Процесс принятия и осуществления решений государственными органами.
б) Организация, занимающаяся контролем за деятельностью гражданского общества.
в) Государственная структура, отвечающая за экономическую политику.
ОТВЕТ: А
8. Какие основные функции выполняет государственное управление?
а) Регулирование экономики, обеспечение безопасности, социальная защита.
б) Контроль и регулирование деятельности гражданского общества.
в) Психологическая реабилитация граждан.
ОТВЕТ: А
9. Что такое государственная политика?
а) Система целей и методов, применяемых государством для достижения своих задач.
б) Организация, занимающаяся контролем за деятельностью гражданского общества.
в) Государственная структура, отвечающая за экономическую политику.
ОТВЕТ: А
10. Какие основные виды государственной политики существуют?
а) Экономическая, социальная, внешнеполитическая.
б) Политическая, социальная, культурная.
в) Внутренняя, внешняя, региональная.
ОТВЕТ: Б
11. Что такое государственное регулирование?
а) Воздействие государства на экономические и социальные процессы для достижения определенных целей.
б) Организация, занимающаяся контролем за деятельностью гражданского общества.
в) Государственная структура, отвечающая за экономическую политику.
ОТВЕТ: А
11. Какие инструменты государственного регулирования существуют?
а) Налоги, субсидии, лицензирование.
б) Контроль и регулирование деятельности гражданского общества.
в) Ведение внешней политики и обороны страны.
ОТВЕТ: А
12. Что такое гражданская активность?
а) Активное участие граждан в общественной и политической жизни страны.
б) Организация, занимающаяся защитой прав граждан.
в) Государственная структура, контролирующая деятельность гражданского общества.
ОТВЕТ: А
13. Какие формы гражданской активности существуют?
а) Участие в выборах, общественные движения, петиции.
б) Гражданские волнения, забастовки, протесты.
в) Власть, контроль, подчинение.
ОТВЕТ: А
14. Что такое утопия?
а) Проект идеального общества.
б) Организация, занимающаяся защитой прав граждан.
в) Мечта поэта.
ОТВЕТ: А
15. Как называется компьютерная программа, с помощью которой пользователи могут обмениваться мгновенными сообщениями друг с другом?
а) Мессенджер.
б) Социальная сеть.
в) Электронная почта.
ОТВЕТ: А

Примеры задания открытого типа.

1. Опишите основные принципы гражданского общества.
Основными принципами гражданского общества являются свобода, равенство и справедливость.
2. Какие функции выполняет гражданское общество?
Гражданское общество выполняет функции защиты прав и свобод граждан, контроля за деятельностью государственных органов и обеспечения социальной справедливости.
3. В чем заключается значение гражданского общества для развития демократии?
Гражданское общество является основой демократии, так как оно способствует активному участию граждан в общественно-политической жизни, контролирует власть и защищает права и свободы граждан.
4. Какие основные формы межкультурной коммуникации выделяют?
Выделяют четыре основные формы межкультурной коммуникации — прямую и косвенную, опосредованную и непосредственную. При этом, в межкультурной коммуникации стоит учитывать внутренний и внешний контекст коммуникации.
5. Что такое государственный аппарат?
Государственный аппарат - это совокупность органов государственной власти и их служащих, которые осуществляют управление страной и исполняют законы.
6. Какие функции выполняет государственный аппарат?
Государственный аппарат выполняет функции обеспечения законности, защиты прав и свобод граждан, регулирования экономики, ведения внешней политики и обороны страны.
7. Что такое государственное управление?
Государственное управление — это процесс принятия и осуществления решений государственными органами с целью обеспечения развития и благополучия страны.
8. Какие основные функции выполняет государственное управление?
Государственное управление выполняет функции регулирования экономики, обеспечения безопасности, социальной защиты и развития страны.
9. Что такое государственная политика?
Государственная политика — это система целей и методов, применяемых государством для достижения своих задач и решения общественных проблем.
10. Какие основные виды государственной политики существуют?
Основные виды государственной политики включают экономическую, социальную и внешнеполитическую политику.
11. Дайте определение термину «ассимиляция».
Тип этнических процессов, представляющий собой взаимодействие двух этносов, в результате которого один из них поглощается другим и утрачивает этническую идентичность.
12. Что такое государственное регулирование?
Государственное регулирование - это воздействие государства на экономические и социальные процессы с целью достижения определенных целей и обеспечения стабильности и развития страны.
13.Что можно отнести к инструментам «мягкой силы»?
К инструментам «мягкой силы» можно отнести и инвестиционную и финансовую привлекательность государства, распространение языка, ценностей своей культуры, формирование туристической привлекательности, развитие политических институтов демократии, эффективность переговорного процесса и т.д. Сам Джозеф Най в первую очередь, говорил о трех компонентах (инструментах): привлекательная культура, политическая идеология и внешняя политика (дипломатия). Позднее, американский политолог дополнил эту структуру такой составляющей, как достижения экономического развития.
14. Что можно отнести к инструментам «жесткой силы»?
К таким инструментам можно отнести принуждение, силу, использование оружия, войск и т.д. Кроме того, «экономическая сила», а именно: экономические санкции, взятки также являются инструментами «жесткой силы».
15. Какие инструменты государственного регулирования существуют?
Инструменты государственного регулирования включают налоги, субсидии, лицензирование, административные регуляции и другие меры, направленные на контроль и регулирование экономических и социальных процессов.
16. Что такое гражданская активность?
Гражданская активность - это активное участие граждан в общественной и политической жизни страны, выражающееся в участии в выборах, общественных движениях, петициях и других формах деятельности.
17. Какие формы гражданской активности существуют?
Формы гражданской активности включают участие в выборах, общественные движения, петиции, митинги, протесты, волонтерство и другие способы выражения гражданской позиции.
18. Что такое гражданское общество?
Гражданское общество - это совокупность граждан, объединенных общими интересами и целями, которые действуют независимо от государства и политических партий для защиты своих прав и свобод.
19. Перечислите основные сферы глобализации.
Экономическая, политическая, культурная и религиозная интеграции и унификация. Глобализация влияет на структуру мировой экономики как взаимосвязанной системы.
20. Что предполагает глобализация культуры?
Процесс интеграции отдельных этнических культур в единую мировую культуру на основе развития транспортных средств, экономических связей и средств коммуникации.

Оценка сформированности компетенции УК-6: Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки:
1. Какие методы используются для прогнозирования глобальных процессов?
а) Сценарный анализ
б) Экономическое моделирование
в) Возрастная психология
ОТВЕТ: Б
2. Какие факторы влияют на макрорегиональные процессы?
а) Культура села.
б) Внутриполитическая стабильность
в) Торговля и инвестиции
ОТВЕТ: В
3. Какие методы используются для изучения национально-государственных процессов?
а) Методы политических наук
б) Анализ личных данных
в) Качественное исследование
ОТВЕТ: А
4. Какой фактор не влияет на региональные процессы?
а) Географическое положение
б) Педагогический
в) Инфраструктура
г) Политическая стабильность
д) Экономическая активность
ОТВЕТ: Б
5. Какой метод не используется для моделирования социально-экономических процессов?
а) Экономическое моделирование
б) Статистический анализ
в) Филологический
ОТВЕТ: В
6. Какой фактор не влияет на общественно-политические процессы?
а) Политическая система
б) Социальные неравенства
в) Культурные и идеологические факторы
г) Индивидуально-психологический.
ОТВЕТ: Г
7. Какой метод обычно не используются для прогнозирования глобальных процессов?
а) Экономическое моделирование
б) Статистический анализ
в) Прогнозирование на основе локально-исторических данных
ОТВЕТ: В
8. Какой фактор не влияет на макрорегиональные процессы?
а) Экономические условия
б) Особенности муниципального управления
в) Демографические изменения
г) Торговля и инвестиции
д) Природные ресурсы
е) Климатические условия
ОТВЕТ: Б
9. Какая наука не используется для изучения национально-государственных процессов?
а) Политическая наука
б) Социология
в) Экономика
г) История
д) Алгебра
ОТВЕТ: Д
10. Какой фактор не влияет на мировой политический процесс?
а) Политическая система
б) Социализация индивидуумов.
в) Культурные и идеологические факторы
г) Экономическое развитие
д) Международные отношения
ОТВЕТ: Б
11. Под поиском информации понимают:
а) передачу информации на большие расстояния с помощью компьютерных систем;
б) сортировку информации;
в) получение нужной информации посредством наблюдения за реальной действительностью,
использование каталогов, архивов, справочных систем, компьютерных сетей, баз данных и
баз знаний и т.д.
ОТВЕТ: В
12. Самый распространенный способ поиска информации в Сети Интернет предполагает использование:
а) Справочных систем;
б) Гиперссылок;
в) Поисковых систем;
ОТВЕТ: В
13. Выберите верное название научного подхода к изучению этничности, в котором нация или этническая общность представлены как социальные конструкты.
а) примордиализм
б) ситуационизм (инструментализм)
в) конструктивизм
ОТВЕТ: В
14. Информацию, не зависящую от личного мнения или суждения, можно назвать:
а) достоверной;
б) актуальной;
в) объективной;
ОТВЕТ: В
15. Какие основные принципы системного подхода?
А) Анализ, синтез, оценка
Б) Целостность, иерархичность, взаимодействие
В) Планирование, организация, контроль
ОТВЕТ: А

Примеры задания открытого типа.

1. Какие факторы, по вашему мнению, оказывают наибольшее влияние на макрорегиональные процессы и почему?
На макрорегиональные процессы влияют множество факторов, однако наибольшее влияние оказывают экономические условия, так как они определяют уровень развития региона и его потенциал для привлечения инвестиций и развития бизнеса.
2. Каково значение экономического моделирования для прогнозирования глобальных процессов?
Экономическое моделирование является важным методом прогнозирования глобальных процессов, так как позволяет анализировать и предсказывать экономическое развитие стран и мировую экономику на основе математических моделей и статистических данных.
3. Что в отечественной научной традиции обычно понимается под словом «нация»?
Исторический тип этноса, представляющий собой социально-экономическую целостность, которая складывается и воспроизводится на основе общности территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры, психологического склада и этнического (национального) самосознания.
4. Что входит в понятие «ксенофобия»?
Страх, неприязнь и/или ненависть к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному; восприятие чужого в негативном ключе, как непонятного, непостижимого и поэтому опасного и враждебного.
5. Какие методы изучения национально-государственных процессов, по вашему мнению, являются наиболее эффективными и почему?
Наиболее эффективными методами изучения национально-государственных процессов являются политическая наука и анализ данных, так как они позволяют изучать политические системы и процессы, анализировать статистические данные и выявлять закономерности. 6. Какие факторы, по вашему мнению, оказывают наибольшее влияние на региональные процессы и почему?
На региональные процессы оказывают влияние множество факторов, но наибольшее влияние имеют географическое положение, доступность ресурсов и экономическая активность, так как они определяют потенциал развития региона и его возможности для привлечения инвестиций и развития бизнеса.
7. Дайте определение этноса.
Исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка), а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), зафиксированным в самоназвании (этнониме).
8. Какой метод моделирования социально-экономических процессов, по вашему мнению, является наиболее точным и почему?
Наиболее точным методом моделирования социально-экономических процессов является компьютерное моделирование, так как оно позволяет создавать сложные математические модели и анализировать большие объемы данных для прогнозирования различных сценариев развития.
9. Какие факторы, по вашему мнению, оказывают наибольшее влияние на общественно-политические процессы и почему?
На общественно-политические процессы оказывают наибольшее влияние политическая система, социальные неравенства, культурные и идеологические факторы, так как они определяют структуру власти, социальные отношения и ценности общества.
10. Как вы понимаете слово «европоцентризм» (евроцентризм)?
Характерная философская тенденция и политическая идеология, в явной или неявной форме провозглашающая передовые позиции европейских народов и западноевропейской цивилизации перед другими народами и цивилизациями в культурной сфере, а также их особую роль в мировой истории.
11. Какой метод прогнозирования глобальных процессов, по вашему мнению, является наиболее надежным и почему?
Наиболее надежным методом прогнозирования глобальных процессов является сценарный анализ, так как он позволяет учитывать различные возможные сценарии развития и предсказывать вероятные последствия различных решений и событий.
12. Какие факторы, по вашему мнению, оказывают наибольшее влияние на макрорегиональные процессы и почему?
На макрорегиональные процессы оказывают наибольшее влияние экономические условия, политическая стабильность и демографические изменения, так как они определяют уровень развития региона и его потенциал для привлечения инвестиций и развития бизнеса.
13. Какой метод изучения национально-государственных процессов, по вашему мнению, является наиболее объективным и почему?
Наиболее объективным методом изучения национально-государственных процессов является анализ данных, так как он позволяет проводить статистический анализ и выявлять объективные закономерности и тенденции.
14. Какие факторы, по вашему мнению, оказывают наибольшее влияние на региональные процессы и почему?
На региональные процессы оказывают наибольшее влияние географическое положение, доступность ресурсов и политическая стабильность, так как они определяют потенциал развития региона и его возможности для привлечения инвестиций и развития бизнеса.
15. Какой метод моделирования социально-экономических процессов, по вашему мнению, является наиболее эффективным и почему?
Наиболее эффективным методом моделирования социально-экономических процессов является математическое моделирование, так как оно позволяет создавать формальные модели и анализировать взаимосвязи между различными переменными.
16. Какие факторы, по вашему мнению, оказывают наибольшее влияние на общественно-политические процессы и почему?
На общественно-политические процессы оказывают наибольшее влияние политическая система, социальные неравенства, культурные и идеологические факторы, так как они определяют структуру власти, социальные отношения и ценности общества.
17. Какой метод прогнозирования глобальных процессов, по вашему мнению, является наиболее точным и почему?
Наиболее точным методом прогнозирования глобальных процессов является экспертная оценка, так как она позволяет учитывать опыт и знания экспертов, которые могут дать качественные прогнозы на основе своего опыта и знаний.
18. Какие факторы, по вашему мнению, оказывают наибольшее влияние на макрорегиональные процессы и почему?
На макрорегиональные процессы оказывают наибольшее влияние экономические условия, политическая стабильность и демографические изменения, так как они определяют уровень развития региона и его потенциал для привлечения инвестиций и развития бизнеса.
19. Какой метод изучения национально-государственных процессов, по вашему мнению, является наиболее надежным и почему?
Наиболее надежным методом изучения национально-государственных процессов является политическая наука, так как она позволяет анализировать политические системы и процессы на основе теоретических и эмпирических исследований.
20. Что можно отнести к инструментам информационной войны?
К инструментам информационной войны можно отнести психологические операции, дезинформацию, прямые информационные атаки, искажение информации и т.д. В информационной войне не задействуются психоактивные вещества, прямой шантаж и запугивание (это характерно для терроризма), подкуп, физическое воздействие и т.д.

Оценка сформированности компетенции ПК-2: Способен осуществлять экспертно-аналитическую деятельность, включая построение стратегии аналитического исследования, сбор и анализ фактического материала и формулировку экспертного заключения

1. Какие организации не являются общественными?
а) Политические партии
б) НКО
в) Полиция
ОТВЕТ: В
2. Какие факторы влияют на глобальные социокультурные процессы?
а) Социально-экономические
б) Компьютерные
в) Никакие
ОТВЕТ: А
3. Какие методы теоретического и эмпирического исследования используются для анализа макрорегиональных процессов?
а) Качественные
б) Количественные
в) Смешанные
ОТВЕТ: Б
4. Что означает понятие «национально-государственные процессы»?
а) Процессы, связанные с внутренней политикой государства
б) Процессы, связанные с внешней политикой государства
в) Процессы, связанные с политическими изменениями в стране
ОТВЕТ: А
5. Какие методы моделирования используются для прогнозирования региональных процессов?
а) Статистические
б) Математические
в) Компьютерные
ОТВЕТ: А
6. Какие факторы влияют на социально-экономические процессы в обществе?
а) Технологические
б) Демографические
в) Культурные
ОТВЕТ: Б
7. Какие методы анализа используются для изучения общественно-политических процессов?
а) Сравнительный анализ
б) Сетевой анализ
в) Структурный анализ
ОТВЕТ: А
8. Какие факторы влияют на глобальные политико-культурные процессы?
а) мировая экономика
б) чаты
в) просмотр видеоконтента в соцсетях
ОТВЕТ: А
9. Какие методы используются для прогнозирования глобальных процессов?
а) Математические
б) Филологические
в) Контент- и ивент-анализ
ОТВЕТ: В
10. Какие факторы влияют на макрорегиональные процессы?
а) Демографические
б) Культурные
в) Психологические
11. Какие методы анализа используются для изучения национально-государственных процессов?
а) Математический анализ
б) Сетевой анализ
в) Структурный анализ
ОТВЕТ: Б
12. Какие факторы влияют на региональные процессы?
а) Региональные
б) коммуникативные
в) индивидуально-психологические
13. Какие методы используются для моделирования социально-экономических процессов?
а) Статистические
б) Качественные
в) Компьютерные
ОТВЕТ: А
14. Какие факторы влияют на общественно-политические процессы?
а) Социальные
б) Индивидуальные
в) Культурные
15. Какие методы анализа используются для изучения национально-государственных процессов?
а) Имиджелогия
б) Имагология.
в) Структурный анализ
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Примеры заданий открытого типа.

1. Какие методы используются для прогнозирования глобальных процессов?
Для прогнозирования глобальных процессов используются методы экономического моделирования, статистического анализа, сценарный анализ, экспертные оценки и прогнозирование на основе исторических данных.
2. Какие факторы влияют на макрорегиональные процессы?
На макрорегиональные процессы влияют такие факторы, как экономические условия, политическая стабильность, демографические изменения, торговля и инвестиции, природные ресурсы и климатические условия.
3. Какие методы анализа используются для изучения национально-государственных процессов?
Для изучения национально-государственных процессов используются методы политической науки, социологии, экономики, истории, анализа данных и качественного исследования.
4. Какие факторы влияют на региональные процессы?
На региональные процессы влияют такие факторы, как географическое положение, доступность ресурсов, инфраструктура, демографические изменения, экономическая активность и политическая стабильность.
5. Какие методы используются для моделирования социально-экономических процессов?
Для моделирования социально-экономических процессов используются методы экономического моделирования, статистического анализа, математического моделирования, сценарный анализ и компьютерное моделирование.
6. Какие факторы влияют на общественно-политические процессы?
На общественно-политические процессы влияют такие факторы, как политическая система, социальные неравенства, культурные и идеологические факторы, экономическое развитие и международные отношения.
7. Какие методы используются для прогнозирования глобальных процессов?
Для прогнозирования глобальных процессов используются методы экономического моделирования, статистического анализа, сценарный анализ, экспертные оценки и прогнозирование на основе исторических данных.
8. Какие факторы влияют на макрорегиональные процессы?
На макрорегиональные процессы влияют такие факторы, как экономические условия, политическая стабильность, демографические изменения, торговля и инвестиции, природные ресурсы и климатические условия.
9. Какие методы анализа используются для изучения национально-государственных процессов?
Для изучения национально-государственных процессов используются методы политической науки, социологии, экономики, истории, анализа данных и качественного исследования.
10. Какие факторы влияют на региональные процессы?
На региональные процессы влияют такие факторы, как географическое положение, доступность ресурсов, инфраструктура, демографические изменения, экономическая активность и политическая стабильность.
11. Какие методы используются для моделирования социально-экономических процессов?
Для моделирования социально-экономических процессов используются методы экономического моделирования, статистического анализа, математического моделирования, сценарный анализ и компьютерное моделирование.
12. Какие факторы влияют на общественно-политические процессы?
На общественно-политические процессы влияют такие факторы, как политическая система, социальные неравенства, культурные и идеологические факторы, экономическое развитие и международные отношения.
13. Какие методы используются для прогнозирования глобальных процессов?
Для прогнозирования глобальных процессов используются методы экономического моделирования, статистического анализа, сценарный анализ, экспертные оценки и прогнозирование на основе исторических данных.
14. Какие факторы влияют на макрорегиональные процессы?
На макрорегиональные процессы влияют такие факторы, как экономические условия, политическая стабильность, демографические изменения, торговля и инвестиции, природные ресурсы и климатические условия.
15. Какие методы анализа используются для изучения национально-государственных процессов?
Для изучения национально-государственных процессов используются методы политической науки, социологии, экономики, истории, анализа данных и качественного исследования.
16. Какие факторы влияют на региональные процессы?
На региональные процессы влияют такие факторы, как географическое положение, доступность ресурсов, инфраструктура, демографические изменения, экономическая активность и политическая стабильность.
17. Какие методы используются для моделирования социально-экономических процессов?
Для моделирования социально-экономических процессов используются методы экономического моделирования, статистического анализа, математического моделирования, сценарный анализ и компьютерное моделирование.
18. Какие факторы влияют на общественно-политические процессы?
На общественно-политические процессы влияют такие факторы, как политическая система, социальные неравенства, культурные и идеологические факторы, экономическое развитие и международные отношения.
19. Какие методы используются для прогнозирования глобальных процессов?
Для прогнозирования глобальных процессов используются методы экономического моделирования, статистического анализа, сценарный анализ, экспертные оценки и прогнозирование на основе исторических данных.
20. Какие факторы влияют на макрорегиональные процессы?
На макрорегиональные процессы влияют такие факторы, как экономические условия, политическая стабильность, демографические изменения, торговля и инвестиции, природные ресурсы и климатические условия.


Оценка сформированности компетенции ОПК-8: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач:

1. Каковы основные принципы гражданского общества?
а) Справедливость, равенство, свобода
б) Власть, контроль, сотрудничество
в) Централизация, иерархия, подчинение
г) Безопасность, стабильность, процветание
ОТВЕТ: А
2. Какие функции выполняет гражданское общество?
а) Защита прав граждан, контроль за деятельностью государственных органов, социальная справедливость
б) Управление страной, исполнение законов, обеспечение экономического развития
в) Обеспечение безопасности, ведение внешней политики, социальная защита
г) Принятие решений, регулирование экономики, защита прав человека
ОТВЕТ: А
3. Какое значение имеет гражданское общество для развития демократии?
а) Основа демократии, активное участие граждан, защита прав и свобод
б) Управление страной, контроль за властью, обеспечение стабильности
в) Регулирование экономики, социальная защита, ведение внешней политики
г) Принятие решений, исполнение законов, обеспечение безопасности
ОТВЕТ: А
4. Что включает в себя государственный аппарат?
а) Органы государственной власти и их служащих
б) Политические партии и общественные организации
в) Бизнес-структуры и предпринимателей
г) Международные организации и их представителей
ОТВЕТ: А
5. Какие функции выполняет государственный аппарат?
а) Обеспечение законности, защита прав и свобод граждан, регулирование экономики
б) Контроль над гражданами, поддержание порядка, обеспечение безопасности
в) Ведение внешней политики, социальная защита, развитие страны
г) Принятие решений, исполнение законов, обеспечение стабильности
ОТВЕТ: А
6. Что включает в себя государственное управление?
а) Принятие и осуществление решений государственными органами
б) Участие граждан в общественно-политической жизни
в) Организация экономических процессов в стране
г) Защита прав и свобод граждан
ОТВЕТ: А
7. Какие основные функции выполняет государственное управление?
а) Регулирование экономики, обеспечение безопасности, социальная защита
б) Принятие решений, контроль за властью, развитие страны
в) Защита прав и свобод граждан, социальная справедливость, ведение внешней политики
г) Обеспечение законности, исполнение законов, обеспечение стабильности
ОТВЕТ: А
8. Что включает в себя государственная политика?
а) Цели и методы, применяемые государством для решения общественных проблем
б) Организацию выборов и проведение реформ
в) Ведение внешней политики и установление дипломатических отношений
г) Поддержку определенных социальных групп и бизнес-структур
ОТВЕТ: А
9. Какие основные виды государственной политики существуют?
а) Экономическая, социальная, внешнеполитическая
б) Политическая, культурная, экологическая
в) Финансовая, налоговая, торговая
г) Внутренняя, международная, региональная
ОТВЕТ: А
10. Что включает в себя государственное регулирование?
а) Воздействие государства на экономические и социальные процессы
б) Управление государственным аппаратом и принятие решений
в) Защиту граждан от угроз и опасностей
г) Поддержку и развитие культуры и образования
Ответ: a) Воздействие государства на экономические и социальные процессы
11. Какие инструменты государственного регулирования существуют?
а) Налоги, субсидии, лицензирование, административные регуляции
б) Законы, судебная система, правоохранительные органы
в) Дипломатические переговоры, международные договоры, военная мощь
г) Образование, культура, наука
ОТВЕТ: А
12. Что включает в себя гражданская активность?
а) Участие граждан в общественной и политической жизни страны
б) Работа в государственном аппарате и исполнение законов
в) Предоставление гражданских прав и свобод
г) Защиту граждан от преступности и нарушений
ОТВЕТ: А
13. Какие формы гражданской активности существуют?
а) Участие в выборах, общественные движения, петиции, митинги, протесты
б) Работа в государственных органах, бизнес-структурах, образовательных учреждениях
в) Военная служба, полицейская деятельность, медицинская помощь
г) Волонтерство, благотворительность, культурные мероприятия
ОТВЕТ: А
14. Что включает в себя гражданское общество?
а) Совокупность граждан, объединенных общими интересами и целями
б) Государственные органы и политические партии
в) Бизнес-структуры и предпринимателей
г) Международные организации и их представителей
ОТВЕТ: А
15. Какие методы анализа используются для изучения национально-государственных процессов?
а) Математический анализ
б) Сетевой анализ
в) Структурный анализ
ОТВЕТ: Б

Примеры заданий открытого типа

1. В чем состоит основная функция гражданского общества в современном государстве?
Основная функция гражданского общества в современном государстве заключается в контроле за деятельностью государственных органов, защите прав и свобод граждан, а также участии в принятии решений по важным общественным вопросам.
2. Какие факторы способствуют развитию гражданского общества?
Развитию гражданского общества способствуют такие факторы, как свобода слова и выражения мнений, наличие независимых СМИ, активное участие граждан в общественной жизни, наличие организаций гражданского общества и т.д.
3. Каковы основные принципы демократического управления?
Основными принципами демократического управления являются принципы правового государства, свободы и равенства граждан, разделения властей, открытости и прозрачности государственных органов, учета мнения граждан при принятии решений и т.д.
4. Какие формы участия граждан в политической жизни государства вы можете назвать?
Формы участия граждан в политической жизни государства могут быть различными: выборы и референдумы, участие в политических партиях и движениях, активная гражданская позиция, участие в общественных слушаниях и консультациях, петиции и обращения к государственным органам и т.д.
5. Какие права и свободы гарантирует гражданам конституция страны?
Ответ на этот вопрос будет зависеть от конкретной страны и ее конституции. Например, в Конституции Российской Федерации гарантируются права на свободу слова, собраний, ассоциаций, выборы и многое другое.
6. Какие методы мирного разрешения конфликтов вы можете назвать?
Методы мирного разрешения конфликтов включают переговоры, медиацию, арбитраж, дипломатические усилия, использование правовых механизмов, применение принципов справедливости и т.д.
7. Какова роль молодежи в гражданском обществе?
Роль молодежи в гражданском обществе заключается в активном участии в общественной жизни, формировании своего мнения, защите своих прав и свобод, участии в принятии решений по важным вопросам, развитии гражданских навыков и т.д.
8. Какие факторы влияют на формирование имиджа страны (государства)?
К факторам, оказывающим первостепенное влияние на формирование имиджа, исследователи относят непосредственно государственную политику (стратегии и практики имиджевой политики, политики идентичности), средства массовой информации, различные технологии PR, идентичность общества и т.д. По Э.А. Галумову к таким факторам можно отнести: «условно-статичные» факторы, «корректируемые условно-динамичные» социологические факторы, «корректируемые условно-динамичные» институциональные факторы.
9. Что является национализмом?
Идеология и направление политики, основополагающим принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства, ее первичности в государствообразующем процессе.
10. Какие основные формы межкультурной коммуникации выделяют?
Выделяют четыре основные формы межкультурной коммуникации — прямую и косвенную, опосредованную и непосредственную. При этом, в межкультурной коммуникации стоит учитывать внутренний и внешний контекст коммуникации.
11. Какие вызовы и проблемы стоят перед гражданским обществом в современном мире?
Гражданскому обществу в современном мире стоят перед вызовами и проблемами, такими как коррупция, неравенство, нарушение прав человека, экологические проблемы, социальная несправедливость, политическая репрессия и т.д.
12. Какие механизмы государственного контроля существуют в вашей стране?
В зависимости от конкретной страны, механизмы государственного контроля могут включать в себя аудит, проверки, инспекции, контрольные органы, антикоррупционные службы, судебную систему и т.д.
13. Каковы основные принципы социальной справедливости?
Основными принципами социальной справедливости являются равенство возможностей, равное распределение ресурсов и благ, защита прав и интересов уязвимых групп населения, доступность социальных услуг и т.д.
14. Какое явление называется пропагандой?
Целенаправленное распространение взглядов, фактов, аргументов и других сведений, в том числе слухов или заведомо ложных сведений, для формирования общественного мнения или иных преследуемых целей.
15. Какие механизмы общественного контроля существуют в вашей стране?
Механизмы общественного контроля в разных странах могут быть различными. Например, это могут быть общественные слушания, публичные обсуждения законопроектов, участие гражданских организаций в принятии решений, обращения граждан к государственным органам и т.д.
16. Какие принципы этики и морали должны соблюдаться в гражданском обществе?
В гражданском обществе должны соблюдаться принципы честности, уважения, ответственности, справедливости, толерантности, солидарности и т.д.
17. Какова роль неправительственных организаций в гражданском обществе?
Роль неправительственных организаций в гражданском обществе заключается в защите прав и интересов граждан, предоставлении социальных услуг, участии в принятии решений по важным вопросам, контроле за деятельностью государственных органов и т.д.
18. Какие основные принципы информационной безопасности должны соблюдаться в гражданском обществе?
Основными принципами информационной безопасности в гражданском обществе являются защита персональных данных, свобода слова и доступа к информации, борьба с дезинформацией и фейками, защита от киберугроз и т.д.
19. Что можно отнести к инструментам информационной войны?
К инструментам информационной войны можно отнести психологические операции, дезинформацию, прямые информационные атаки, искажение информации и т.д. В информационной войне не задействуются психоактивные вещества, прямой шантаж и запугивание (это характерно для терроризма), подкуп, физическое воздействие и т.д.
20. Какова роль гражданского общества в процессе принятия государственных решений?
Роль гражданского общества в процессе принятия государственных решений заключается в участии в общественных слушаниях и консультациях, предоставлении экспертной информации и мнений, контроле за деятельностью государственных органов, предложении альтернативных решений и т.д.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Античная гражданская община. Основные ценности гражданского коллектива.
2. Взаимоотношения государства и церкви на Западе и на Востоке христианского мира.
3. Институты гражданского общества в Средневековье (Городские коммуны, цехи, университеты). Формирование гражданского общества в Новое время.
4. Становление партий и развитие парламентаризма.
5. Положение институтов гражданского общества в демократических, авторитарных и тоталитарных государствах.
6. Послевоенная тенденция к демократизации политического строя и развитию надгосударственных общественных институтов, их роль в международных отношениях.
7. Проблема «цивилизационной принадлежности».
8. Древнерусские городские республики, их сходства и отличия от западноевропейских. Роль вече. Элементы самоуправления в Московском государстве.
9. Появление «интеллигенции» и ее роль в истории России.
10. Либеральные реформы и революция.
11. Гражданские движения и инициативы в первые годы советской власти.
12. «Оттепель» после тоталитаризма и диссидентское движение в СССР.
13. Перестройка. Становление новой партийной системы в постсоветской России.
14. Современное состояние институтов гражданского общества в России.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к зачету:
1. Влияние новых информационных технологий на мировой политический процесс и формирование международного имиджа страны.
2. Новые участники на международной сцене: НКО, ТНК, внутриполитические регионы.
3. Особенности современных международных конфликтов и их урегулирование.
4. Этнорелигиозные конфликты и прогнозы о «столкновении цивилизаций».
5. Основные черты и особенности современного мирового политического процесса. Глобализация как ключевая тенденция мирового развития.
6. Основные угрозы международной безопасности.
7. Национализм в современном мире.
8. Проблемы определения «национализма».
9. Проблемы регулирования мировых политических процессов.
10. Концепции безопасности.
11. Сепаратизм как фактор дестабилизации мирового политического процесса.
12. Терроризм как глобальная проблема.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кефели И. Ф., Выходец Р. С. ГЛОБАЛИСТИКА. ЭКОПОЛИТОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Кущенко С.В., Кулешов С.А., Буханцова А.В., Широченко М.И. Политический процесс: учебное пособие Издательство НГТУ, 2014 www.studentlibrary.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Смагина С.М. Российский политический процесс в региональном измерении: модернизационные аспекты (XX - начало XXI вв.): учебное пособие Издательство ЮФУ, 2011 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Московский государственный институт международных отношений (МГИМО-Университет) МИД РФ www.mgimo.ru
Э2 Полис (Политические исследования) Polis www.politstudies.ru
Э3 Российская ассоциация международных исследований (публикации) www.rami.ru
Э4 Российская ассоциация политической науки (библиотека) www.rapn.ru
Э5 Centre for the Study of Public Policy www.cspp.strath.ac.uk
Э6 Pro et contra www.carnegie.ru
Э7 Учебная дисциплина «Гражданское общестов и государство в международных отношеиях» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение курса следует начать с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии).
Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия и др.), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины.
Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (зачету).
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу.
Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию:
релевантность (точное соответствие теме);
фокус на наиболее важных моментах;
понимание аудитории;
драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории;
доступность, ясность излагаемого материала;
живое изложение, умение заинтересовать;
убедительность выступления;
культура речи, четкость дикции, темп изложения;
логическая завершённость выступления;
соблюдение регламента выступления;
текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами;
логическая последовательность информации на слайдах;
общее впечатление от просмотра презентации;
знание источников и основной литературы по теме;
уровень владения проблемой (правильность ответа);
уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность);
полнота ответа;
владение профессиональным языком.
Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – зачету, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа.