МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и практика международного сотрудничества

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки41.04.05. Международные отношения
ПрофильМеждународное сотрудничество
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_05_Международные отношения_МС-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
доцент, Уфимская Е.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Аршинцева О.А.

Рабочая программа дисциплины
Теория и практика международного сотрудничества

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 41.04.05 Международные отношения (приказ Минобрнауки России от 12.07.2017 г. № 649)

составлена на основании учебного плана:
41.04.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н., доцент Усольцев С.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Усольцев С.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен вести научно-исследовательскую работу в области международных отношений
ПК-1.1 Знает методологию и методы научного исследования, основную проблематику в сфере международного сотрудничества
ПК-1.2 Умеет проводить анализ источниковой и библиографической базы, формулировать цель и задачи научного исследования с учетом теоретических, информационных и методических особенностей проблемы
ПК-1.3 Владеет навыками представления научноисследовательской работы с использованием информационнокоммуникационных технологий
ПК-2Способен осуществлять экспертно-аналитическую деятельность в сфере международного сотрудничества
ПК-2.1 Знает специфику и формы профессиональной международной экспертизы
ПК-2.2 Владеет навыками экспертно-аналитической деятельности в международной сфере, включая методику прогнозирования развития международных ситуаций
ПК-2.3 Умеет выявлять интересы заказчика и формировать экспертную оценку в соответствии с ними
УК-2Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-2.1 Знает требования, предъявляемые к проектной работе; методы представления и описания результатов проектной деятельности; критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта
УК-2.2 Формирует план-график реализации проекта в целом и план контроля его выполнения; организовывает и координирует работу участников проекта; представляет результаты проекта в различных формах
УК-2.3 Владеет навыками осуществления деятельности по управлению проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-3Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
УК-3.1 Знает правила командной работы, необходимые условия для эффективной командной работы
УК-3.2 Планирует командную работу, распределяет поручения и делегирует полномочия членам команды; организует обсуждение разных идей и мнений; прогнозирует результаты действий; вырабатывает командную стратегию для достижения поставленной цели
УК-3.3 Осуществляет деятельность по организации и руководству работой команды для достижения поставленной цели
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные теоретические постулаты и методы системного и прикладного анализа для формирования и реализации проектов в сфере современного международного сотрудничества на глобальном, региональном, национально-государственном и негосударственном уровнях с учетом интересов и целей его участников в качестве руководителя и члена проектной команды
3.2.Уметь:
3.2.1.на основе научного и междисциплинарного подходов моделировать и осуществлять экспертную оценку перспектив международного сотрудничества с учетом его уровня, политического, социо-культурного и информационно-коммуникативного статуса участников
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками научного анализа моделирования ситуаций в сфере медународного сотрудничества для осуществления проекта и экспертной оценки эффективности его реализации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические аспекты международного отрудничества
1.1. Понятие "международное сотрудничество" в современной теории международных отношений Лекции 2 2 Л3.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Понятие "международное сотрудничество" в современной теории международных отношений Практические 2 2
1.3. Сферы, способы и механизмы совремнного международного сотрудничества.Международно-правовые нормы и институты регулировния международного сотрудничества. Лекции 2 2
1.4. Международно-правовые нормы и институты регулировния международного сотрудничества. Практические 2 2
1.5. Сферы, способы и механизмы совремнного международного сотрудничества. Практические 2 2
1.6. Государства и негосударствнные акторы как стороны международного сотрудничества в условиях транснационализации мировой политики. Лекции 2 2
1.7. Государства и негосударствнные акторы как стороны международного сотрудничества в условиях транснационализации мировой политики. Практические 2 4
1.8. Чтение дополнительной литературы, подготовка к практическим занятиям Сам. работа 2 24
Раздел 2. Практические аспкты международного сотрудничества
2.1. Международные связи регионов Европы Лекции 2 2
2.2. Международные связи регионов Европы Практические 2 4
2.3. Регионы Китая в системе международного сотрудничества Лекции 2 2
2.4. Регионы Китая в системе международного сотрудничества Практические 2 4
2.5. Приграничный регион в системе международного сотрудничества (на примере Алтайского края) Лекции 2 2
2.6. Приграничный регион в системе международного сотрудничества (на примере Алтайского края) Практические 2 2
2.7. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 2 24
2.8. Подготовка к зачету Сам. работа 2 28

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Зачет может приниматься как в устной форме (которая предполагает ответы студентов на теоретические вопросы), так и выставляться по результатам выполнения студентами установленных программой видов работ, включая итоговый тест. Для разных обучающихся учебной группы могут быть определены разные формы сдачи зачета в зависимости от качества их работы в семестре изучения дисциплины. Вопросы к зачету, задания, которые должны выполнить студенты в семестре, (и форму его проведения) студенты получают на первом занятии по дисциплине в данном семестре. Присутствие посторонних лиц в ходе проведения аттестационных испытаний без разрешения ректора или проректора не допускается (за исключением работников университета, выполняющих контролирующие функции в соответствии со своими должностными обязанностями). В случае отсутствия ведущего преподавателя аттестационные испытания проводятся заведующим кафедрой.
Вопросы к зачету:
1. Специфика сотрудничества как универсальной формы международного взаимодействия.
2. Соотношение национально-государственных интересов и конкретных целей международного сотрудничества.
3. Основные формы и уровни международного сотрудничества.
4. Глобализация и транснационализация международного взаимодействия.
5. Россия в системе международного сотрудничества на современном этапе.
6. Россия и страны СНГ: основные направления сотрудничества.
7. Государственные и негосударственные акторы в системе международного сотрудничества.
8. Межправительственные организации и институты в сфере международного сотрудничества.
9. Неправительственные организации и международное сотрудничество.
10. Международное сотрудничество и противодействия современным глобальным вызовам и угрозам.
11. Глобализация, транснационализация и новые формы международных связей
12. Понятие пограничного и трансграничного пространства
13. Соотношение субъекта и региона в трансграничном сотрудничестве
14. Алтай как трансграничный регион.

Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, допускаются на устные аттестационные испытания в сопровождении ассистентов-сопровождающих.
Во время аттестационных испытаний обучающиеся могут пользоваться программой учебной дисциплины.
Оценка результатов аттестационного испытания объявляется обучающимся в день его проведения.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Цыганков П.А. - отв. ред. ТЕОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Ивонина О.И., Ивонин Ю.П. ТЕОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 АлтГУ, Ист. фак., Каф. всеобщей истории и международных отношений Теория международных отношений: метод. указания и программа курса для студентов направлений "Международные отношения" и "Зарубежное регионоведение" Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Учебная дисциплина «Теория и практика международного сотрудничества » в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины