МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные проблемы внешней политики РФ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки41.04.05. Международные отношения
ПрофильМеждународное сотрудничество
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_05_Международные отношения_МС-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Малышева Нина Сергеевна

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Бетмакаев Алексей Михайлович

Рабочая программа дисциплины
Актуальные проблемы внешней политики РФ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 41.04.05 Международные отношения (приказ Минобрнауки России от 12.07.2017 г. № 649)

составлена на основании учебного плана:
41.04.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н, доц. Усольцев С.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой к.и.н, доц. Усольцев С.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели освоения учебной дисциплины заключаются в том, чтобы дать студентам представление о приоритетах российской внешней политики и сформировать у них понимание механизма и особенностей ее реализации в условиях становления современной системы международных отношений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа
ОПК-3.1 Знает параметры глобальных, макрорегиональных, национально-государственных, региональных и локальных процессов в экономической, политической и культурной сферах жизни общества
ОПК-3.2 Владеет навыками теоретического исследования и методами прикладного анализа международных процессов
ОПК-3.3 Умеет моделировать и прогнозировать международную ситуацию с открытым выходом
ОПК-8Способен разрабатывать предложения и рекомендации для проведения прикладных исследований и консалтинга
ОПК-8.1 Знает универсальные и специальные методы прикладного анализа международных ситуаций
ОПК-8.2 Владеет навыками формирования экспертного заключения по требованию заказчика
ОПК-8.3 Способен осуществлять функции эксперта в составе экспертной группы для разработки экспертных рекомендаций и антикризисных сценариев
ПК-2Способен осуществлять экспертно-аналитическую деятельность в сфере международного сотрудничества
ПК-2.1 Знает специфику и формы профессиональной международной экспертизы
ПК-2.2 Владеет навыками экспертно-аналитической деятельности в международной сфере, включая методику прогнозирования развития международных ситуаций
ПК-2.3 Умеет выявлять интересы заказчика и формировать экспертную оценку в соответствии с ними
УК-1Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1 Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода
УК-1.2 Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели
УК-1.3 Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- тенденции развития современного миропорядка и тенденции мирового политического развития глобальных политических процессов и современные международно-правовые нормы;
- программные документы и основные подходы к определению национальных интересов и приоритетов внешней политики РФ;
- направления внешней политики зарубежных стран, в том числе на основе материалов на иностранных языках;
- принципы организации исследовательских работ по соответствующей тематике, в том числе на иностранных языках.
3.2.Уметь:
3.2.1.- самостоятельно анализировать современные политические реалии и их влияние на внешнюю политику РФ;
- критически оценивать разнородные источники информации, в том числе на иностранных языках;
- анализировать специфику позиций иностранных государств и РФ по ключевым международным вопросам;
- профессионально грамотно анализировать и пояснять позиции РФ по основным международным проблемам с учетом базовых национальных интересов и ресурсов международного влияния.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками анализа и интерпретации различных источников информации на русском и иностранных языках о внешней политике государства;
- умением проводить сравнение внешнеполитических процессов современной России с аналогичными процессами в других государствах и соотносить их с опытом других стран и регионов;
- навыками организации исследовательских работ по соответствующей тематике, в том числе на иностранных языках;
- навыками системного и прикладного анализа современной внешенеполитической практики ведущих зарубежных государств, особенностей их дипломатии с акцентом на двусторонние и многосторонние отношения с РФ.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Вызовы и возможности российской внешней политики на современном этапе
1.1. Концептуальные основы внешней политики РФ. Российские и зарубежные эксперты о внешней политике РФ Лекции 2 2
1.2. Внешнеполитические вопросы в избирательных кампаниях Практические 2 2 Л1.2, Л1.1
1.3. Россия в международных организациях Лекции 2 2
1.4. Актуальная повестка заседаний Совета Безопасности ООН и позиция России Практические 2 4
Раздел 2. Проблема евроатлантической безопасности и роль России
2.1. Современные российско-американские отношения Лекции 2 2
2.2. Отношения РФ и США на современном этапе Практические 2 2 Л1.2, Л1.1
2.3. Современные проблемы отношений РФ-ЕС Практические 2 2
2.4. Приоритеты российской внешней политики на постсоветском пространстве Лекции 2 2
Раздел 3. Внешнеполитический разворот РФ на Восток
3.1. Политика РФ в Азиатско-Тихоокеанском регионе Лекции 2 2
3.2. Современные российско-китайские и российско-японские отношения Практические 2 4
3.3. Особенности внешнеполитической стратегии России на Ближнем Востоке Лекции 2 2 Л1.2, Л1.1
3.4. Региональные конфликты на Ближнем Востоке и позиция РФ Практические 2 2 Л1.2, Л1.1
3.5. Итоги внешней политики РФ в текущем году Практические 2 4
3.6. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 2 50 Л1.2, Л1.1
3.7. Подготовка к зачету Сам. работа 2 26 Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ
1. Российско-украинские отношения после 2014 г.
2. Путин-Трамп: как складываются российско-американские отношения?
3. «Туманное» будущее БРИКС.
4. Евразийский проект России: интеграция в рамках ЕЭС.
5. Военная кампания России в Сирии: успех или провал?
6. Российско-британские отношения на фоне «Брекзита».
7. Газ и/или санкции: диалог Германии и России.
8. Русский медведь, китайский дракон: российско-китайские отношения на современном этапе.
9. Есть ли прогресс: российско-японские отношения в XXI веке.
10. Нужна ли России Восточная Европа?
11. «Балканский узел» во внешней политике РФ.
12. Россия-Венесуэла: долговременное партнерство или временный маневр?
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н. С. Малышева ; АлтГУ Внешняя политика РФ на современном этапе [Электронный ресурс] (Ч. 1: Ресурсы внешней политики РФ): учеб. пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л1.2 Н. С. Малышева ; АлтГУ Внешняя политика РФ на современном этапе [Электронный ресурс] (Ч. 2: РФ и глобальные проблемы современного миропорядка): учеб. пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Официальный сайт Президента России. kremlin.ru
Э2 Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации. www.mid.ru
Э3 Официальный сайт Совета безопасности Российской Федерации. www.scrf.gov.ru
Э4 Брукингский институт США. www.brookings.edu
Э5 Королевский институт международных отношений (Великобритания). www.chathamhouse.org
Э6 Российский совет по международным делам. russiancouncil.ru
Э7 Германский институт по международным отношениям и проблемам безопасности. www.swp-berlin.org
Э8 Французский институт международных отношений. www.ifri.org
Э9 Klein M. Russland: eine Gro?macht in der internationalen Politik. www.bpb.de
Э10 Wipperfurth C. Ziele und Perspektiven russischer Au?enpolitik. www.cwipperfuerth.de
Э11 Московский центр Карнеги. carnegie.ru
Э12 Совет по внешней и оборонной политике. svop.ru
Э13 Учебная дисциплина «Актуальные проблемы внешней политики РФ» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В рамках курса "Актуальные проблемы внешней политики РФ" внешняя политика анализируется как часть мировой политики. Поэтому в изучении теоретического и практического материала рекомендуется увязывать внешнеполитические процессы, интересы, мероприятия как с общей системой международных отношений, с особенностями внешнеполитического курса иностранных государств.
Для успешной подготовки к практическим занятиям необходимо обращение к ресурсам на иностранных языках. Помимо рекомендованных преподавателем публикаций и электронных ресурсов поощряется самостоятельный поиск студентом дополнительных источников информации на иностранных языках.
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо также обратить внимание на то, что анализ внешнеполитического курса РФ должен обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде докладов-презентаций. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу.
Практическое занятие можно провести в форме круглого стола, где студенты могут высказывать свою точку зрения по проблемным вопросам. Подготовка к такому занятию предполагает предварительное распределение ролей (модератор, докладчики), самостоятельную проработку магистрантами учебной литературы по теме и электронных ресурсов на иностранных языках. Второй вариант — в формате развернутой беседы, которая предполагает подготовку всех магистрантов по каждому вопросу, либо выступления магистрантов с презентациями по письменным работам и их обсуждение.
Подготовка исследовательской работы - письменной работы и выступление с ее основными положениями в виде презентации должна осуществляться с тщательным подбором источников. Обязательным требованием к письменным работам является использование материалов не менее трех российских аналитических центров, а также использование ресурсов не менее трех зарубежных аналитических центров. Это позволит наиболее полно ракрыть тему исследования, найти общие и различные черты во внешней политике РФ и иностранных государств, понять мотивы политики правительств зарубежных стран в отношении РФ.
Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – зачету, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу, ресурсы на иностранных языках и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра.